Анализ стихотворения Жуковского Жаворонок
Анализ стихотворения жуковского жаворонок для детей
Природа весной в стихах В. Жуковского: анализ стихотворения Приход весны
Анализ стихотворения Приход весны
Весенняя природа вдохновляла многих талантливых поэтов, в том числе и В. А. Жуковского, который посвятил этому чудесному явлению стихотворение с символичным названием Приход весны .
В своем творении, поэт не только передает восхищение чудесными мгновениями весенней поры, всего в нескольких строчках он показывает бесконечную красоту и блаженство, дарованную нам природой.
Стихотворение раскрывает сразу несколько актуальных тем - весна природ и весна жизни человека. И несмотря на кажущуюся банальность такого обращения, каждый попадает под влияние расцветающего сезона, порой любуясь его красотой время от времени.
Сталкиваясь с весенней порой мы всегда выбираем что-то свое, близкое по душе. Взор автора пал на цвет поля, песню птицы, прелесть дождя, игру солнечных лучшей, отражающихся от воды. Столь скромный набор не сможет описать всю красоту пробуждающей природы, но останется хорошим основанием для развития собственных представлений.
И в то же время, каждое слово передает нам глубокое понимание о непостижимом великолепии весны. Зелень нивы говорит о красоте и широких просторах русских полей, перед грядущим сбором урожая. Этот цвет всегда сопровождается весенние картины, отражает их естество. Лепет рощи, чудесный, чуть слышный звук, успокаивающий любого, кто пожелает к нему прислушаться. Упоминая трепет жаворонка, Жуковский устремляет взор читателя ввысь, показывая радостную песнь маленькой птички. По мнению поэта, весна, подобна жизни бессмертной составляющей человека - души. Так же бессмертна природа, возрождающая каждую весну после долгой зимней спячки.
Глубокий смысл стихотворению придает всего несколько риторических вопросов, тактично поставленных автором.
Читая это стихотворение, каждый вольно или невольно задается этими вопросами, не стремясь услышать ответ. Важно лишь то, какие ощущения они взывают, как читатель их видит внутри себя. Таким образом В. А. Жуковский открывает путь к познанию одной из сторон личности, через лицезрение природы.
Литературное чтение 2 класс. Василий Жуковский «Жаворонок». Анализ стихотворения.
ЖАВОРОНОК На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны. Здесь так легко мне, так радушно, Так беспредельно, так воздушно; Весь божий мир здесь вижу я. И славит бога песнь моя!
Анализ произведения Представьте раннюю весну. Еще не сошел снег, но уже появились первые проталины. Небо удивительно чистое, голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. Тихо-тихо. И вдруг откуда-то с вышины льется нежная звонкая трель. - Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите для ответа подходящие слова. Обоснуйте свой выбор. Ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное - Какие чувства возникли в вашем сердце? Выберите для ответа подходящие слова. Обоснуйте свой выбор. Радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование. Прочитайте стихотворение и постарайтесь представить картину, описанную автором. Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.
Подготовь ответ на следующие вопросы: - Какое время дня описывается в стихотворении? - О чем поет жаворонок? - Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? - Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Передает ли она настроение стихотворения? - Почему так много произведений посвящено жаворонку? (Жаворонок – олицетворение весны, весна - начало новой жизни, возрождение).
Жуковский В - Жаворонок (стих)
Василий Жуковский
Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
Васи́лий Андре́евич Жуко́вский (29 января [9 февраля] 1783, село Мишенское, Белёвский уезд Тульская губерния, Российская империя — 12 апреля [24 апреля] 1852, Баден-Баден, Германский союз) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член Императорской Академии наук (1827—1841) и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности, тайный советник (1841).
Поэтическая карьера
В 1802 году Жуковский познакомился с Карамзиным, увлекшись сентиментализмом. В «Вестнике Европы» было напечатано его «Сельское кладбище» — вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. В следующем году появилась повесть «Вадим Новгородский», написанная в подражание историческим повестям Карамзина.
С 1805—1806 годов поэтическая сила Жуковского быстро возрастает, достигая своего высшего расцвета в 1808—1812 годах. Всё это время Жуковский работал в «Вестнике Европы», а в 1808—1809 годах был его редактором.
В 1808 году явилась его «Людмила», переделка «Леноры» Г. А. Бюргера. С этой балладой в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание — романтизм. Жуковского захватило стремление в даль средних веков, в давно исчезнувший мир сказаний и преданий. Успех «Людмилы» воодушевил Жуковского.
В 1812 году Жуковский вступил в ополчение. В лагере под Тарутином он написал «Певца во стане русских воинов», сразу доставившего ему несравненно большую известность, чем вся предшествовавшая его поэтическая деятельность. В тысячах списков оно разошлось в армии и в России.
В 1815 году Жуковский стал одним из главных участников литературного общества «Арзамас», в шуточной форме ведшего упорную борьбу с консерватизмом классической поэзии. Там он знакомится с вологодским поэтом Константином Николаевичем Батюшковым и становится одним из его друзей и покровителей.
С 1816 года Жуковский становится автором первого официального гимна России «Молитва русских».[2] Это был перевод (правда, сильно измененный) текста английского гимна «God save the King».[3] Музыка была также позаимствована у английского гимна (что в своё время сделали более 20 государств).[4]
В 1816 году Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 году он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осенью 1826 года был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора Александра II.
Последние 12 лет жизни провёл в Германии, в кругу своих новых родных — сначала в Дюссельдорфе, позднее во Франкфурте-на-Майне, чуть не ежегодно собираясь побывать в России, но, по болезненному состоянию своей жены, так и не успев осуществить этого желания.
В начале 1842 года Жуковский приступает к переводу «Одиссеи». В печати первый том «Одиссеи» вышел в 1848 году, второй — в 1849 году.
Умер 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852) - один из основоположников русского романтизма. Его творчество обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний.
У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века - Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным "литературным Колумбом Руси", открывшим "Америку романтизма", как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в лице поэта "русское эхо" для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, проникновенные вдохновением произведения, но и жил вдохновенно, поэтически. Поэтому все творчество Жуковского пронизано естественными и незамысловатыми интонациями жизни и природы.
Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний. Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни - именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером - без бури и ненастья. Сила его изобразительности - в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепета, отблески угасающего вечера.
Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа у поэта в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют "пейзажами души". Таким образом, все последующие попытки изображения лирического пейзажа в русской литературе были продолжением поэзии Жуковского. Он "открыл русской поэзии душу человеческую" (Г.А. Гуковский). То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского стало частью душевной жизни, что придало особый лиризм его поэтическому творчеству. Не только любовь и дружба, но восприятие и описание природы, пейзажа, явились предметом внутренних переживаний поэта.
К заслуге Жуковского относится работа над народными сказками, сюжет которых он, подобно Пушкину, излагал стихами, превращая их в поэму ("Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна", "Иван-Царевич и Серый волк", "Мальчик-с-пальчик", "Война мышей и лягушек" и др.)
Жуковским была создана, как он сам говорил, "педагогическая поэма - книга, включавшая азбуку и арифметику: для неё были написаны художественные произведения, ставшие классикой в детской литературе (стихотворения "Птичка", "Котик и козлик", "Жаворонок"). Это «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским» — детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами.
Одним из таких стихотворений является стихотворение «Жаворонок», написанное в 1851. (Приложение 1)
Проанализируем название произведения «Жаворонок» 1. Певчая птичка отряда воробьиных. 2. перен. Человек, чувствующий себя утром, в первую половину дня бодрее, чем вечером. 3. Сдобная булочка в виде птички.
Опрос показал (15 человек), что слово «жаворонок» чаще всего вызывает следующие словесные ассоциации: прыткий, ранний, пестрый, кто встает рано, весна, снег тает, радость, пение, полевой, маленький, первый, звонкий, взмывает в небо, утренний, хрупкий.
Слово жаворонок. является стилистически нейтральным, однако оно вызывает у опрошенных радость, начало весны, надежду на тепло, утреннюю трель. Таким образом, слово жаворонок вызывает положительную оценку у носителей языка.
Переходим к построчному анализу стихотворения. По первой строке «На солнце темный лес зардел » можно понять, что речь пойдет о природе. Рисуется картина, солнце встает и освящает своими лучами все вокруг, даже, темный лес играет красками. В словаре С.И. Ожегова «зардел » стал краснеть, багроветь стать румяным.
«В долине пар белеет тонкий » мы представляем, как от долины исходит пар, солнце прогрело землю. Эпитет «тонкий» рисует чуть видимый белеющий пар.
Строка «И песню раннюю запел. / В лазури жаворонок звонкий» дополняет картину раннего утра в сознании читателя. Значение слова « в лазури »может быть непонятно для учеников начальной школы, так как редко используется в речи. В словаре С.И. Ожегова «лазурь » означает светло-синий цвет, синеву, небесный цвет. Следует обратить внимание на словосочетание «песню раннюю » которая говорит что первый вестник утра жаворонок. Эпитет «звонкий » передает звучание песни жаворонка.
Прочитав первую строфу, мы представляем, как восходящее солнце преображает темную картину леса, его первые лучи дарят новые краски – «белеет пар » «редеет лес ». Эта картина дополняется парением в лазури неба жаворонка, звонко распевающего свою песню, которая возвещает приход нового дня.
Во втором четверостишии «Он голосисто с вышины./ Поет, на солнышке сверкая » поэт показывает жаворонка во всей красе. Он поет «голосисто ». Это качественное наречие, которое, обозначает, что жаворонок обладает сильным, звучным голосом. «Поет на солнышке сверкая» Поэт показывает жаворонка, радующегося наступлению нового утра, он сопровождает рассвет своим пением и сам греется в первых лучах. Оперенье жаворонка «сверкает на солнышке » ярко блестит, переливается светом на солнце.
«Весна пришла к нам молодая / Я здесь пою приход весны » Картина преображается «Весна пришла к нам молодая » Он «голосисто с вышины » пел о приходе весны. Жаворонку хочется поделиться своей радостью с окружающим миром. «Я здесь пою приход весны » Жаворонок - вестник весны, он встречает весну звонким пением и весь сверкает на солнце. Он радуется молодой весне, ее первым лучам солнца. Он хочет поделиться этой радостью со всеми и поет о ее приходе. Но эта фраза принадлежит не только жаворонку, но и лирическому герою. Это лирический герой, наблюдая картину раннего весеннего утра, радостно встречает весну и поет о ее приходе.
«Здесь так легко мне, так радушно, / Так беспредельно, так воздушно» Жаворонок делится с нами, своими переживаниями. «Здесь так легко мне », так радушно » это качественное наречие обозначает душевное состояние не только жаворонка, но и лирического героя. Он сердечно выражает гостеприимство к приходу весны. Открывается картина беспредельного, бескрайнего, свободного небесного мира, в котором с легкостью парит птица. Это ощущение легкости, свободы, восторга полета передается читателю, который, как и жаворонок и лирический герой, становятся частью бесконечного мира.
«Весь Божий мир здесь вижу я. / И славит Бога песнь моя!» Здесь в небе жаворонок видит всю красоту мира, «Весь Божий мир здесь вижу я » он поет об этом в своей песне. Он вестник весны, посланник Бога «И славит Бога песнь моя !» Слово «славит » означает, воздает хвалу Богу, он прославляет Бога и весь мир. Жаворонок радуется жизни, он символ легкости и божьего творения, он наслаждается жизнью и любит ее.
Стихотворение В.А. Жуковского пропитано восхищением к Божьему творению, устремленностью к небу, восторгом от утреннего полета жаворонка – символа весны, упоением его звонкой песнью – молитвой, устремленностью к Богу. Душа птицы и душа поэта, сливаясь в свободном полете, поют гимн Божьему миру, несущему торжество обновления. Так торжество природы рождает поэтическое вдохновение, и читатель вместе с героями этого стихотворения проникается чувством радости, ликования от картины утреннего полета жаворонка. В стихотворении представлена возвышенная Христианская картина мира.
В начальной школе учитель может предложить детям «Словарь настроений», (Приложение 2), в котором можно найти разные прилагательные и их лексические значения, с помощью которых дети могли бы выразить свое настроение после прочтения стихотворения.
Слова из первого четверостишия можно объединить в группы. В первую группу входят слова, связанные с природой; ко второй отнесены слова, относящиеся к герою; к третьей группе относятся слова, описывающие жаворонка.
Это стихотворение учит читателя радоваться простым мгновениям жизни: солнечному утру, природе, пению жаворонка. Оно подсказывает, что счастье не нужно искать в неведомых далях, оно рядом с нами, оно в природе.
Кожушкова Н.В. Филологическое сопровождение уроков литературы: анализ прозаических произведений, изучаемых в начальной школе. /Н.В.Кожушкова – Магнитогорск, МаГУ, 2011 – 152с
Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М. Либерия, 1998 – С.44-45
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова/ изд. "Оникс" - М. 2008. - с.944
Большая литературная энциклопедия /В.Е.Красовский и др. – М. «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003 – 845с
Универсальный словарь по русскому языку. Начальная школа / Под общ. ред. О.Л.Соболевой. ACT- ПРЕСС, 2001- 732 с.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
Легко - Без особого физического напряжения; без труда, без усилий.
Беспредельно - Не имея предела, видимых границ
Воздушно - Легко, невесомо.
Радость - Чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение.
Восторг - Необыкновенный подъем чувств, экстаз, упоение.
Перейти к обсуждению работы
«Жаворонок» В.Жуковский
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок»
Произведение входит в небольшой цикл детских стихотворений, которые посвящены сыну и дочери поэта. Если в коротких поэтических текстах «Птички», «Котика и козлика» явно прослеживаются фольклорные истоки, то природа идейно-образной структуры «Жаворонка», созданного в 1851 г. выглядит более сложной.
Тема стихотворения — зарождение весеннего дня. Интересно, что пейзажной зарисовке посвящено только первое двустишие: в нем выделяются перемены света и цвета, вызванные восходом солнца. Лес «зардел», густые сумерки сменились белесым паром, оттенок неба приобрел ясный светло-синий цвет — утреннее преображение мира выражено лаконично и просто.
Визуальная картина, подкрепленная колористической лексикой, дополняется звуковым образом — «песней ранней» жаворонка. Птичья трель далеко слышится в утренней тишине, на что указывают определения «звонкий», «голосистый». Пению маленькой птички отводится значительная роль в природной зарисовке. Лирический герой воспринимает птичьи трели как символ весны «молодой», а пернатого певца — как вдохновенного вестника, возвещающего о добрых переменах. Образ жаворонка исполнен гармонии: блеск оперения, освещенного солнцем, вписывается в общий радостный колорит пейзажа.
При помощи образа жаворонка, парящего далеко в небе, меняется позиция лирического «я». «Вышина» — пейзаж виден именно с этой точки. Последний катрен начинается с безличного предложения, передающего восторг перед бескрайними просторами, хорошо видными сверху. Четыре однородные наречия, аккумулированные в пределах одного предложения, призваны изобразить силу эмоций, переполняющих певца.
В завершающих строчках появляется личное местоимение «я». Речь, идущая от первого лица, принадлежит антропоморфическому образу жаворонка, но может быть отнесена и к лирическому герою. Последний также вдохновлен увиденной картиной пробуждения природы и воспевает приход весны.
Финальное двустишие содержит заветную мысль лирического героя: мудрость божественного начала — залог всеобщей гармонии. Восторгаясь весенней красотой, автор восславляет и всемогущую вечную силу, под патронатом которой происходят чудесные метаморфозы.
Сходная трактовка главного образа возникает в стихотворении «Приход весны», появившемся на 20 лет раньше «Жаворонка». Певчая птичка символизирует не только пробуждение природы, она причастна к горнему миру, которым очарован лирический герой.
План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему:
Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Школа 21 века» Василий Андреевич Жуковский «Жаворонок»
Учитель: Довбня Светлана Александровна
Предмет: Литературное чтение. 2класс. УМК «Школа 21 века»
Тема урока. В.Жуковский «Жаворонок»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Василия Жуковского, развитие умения анализировать стихотворение, что будет способствовать воспитанию любви к родине, природе.
1. Формирование культуры восприятия поэтического слова.
2.Развитие эмоциональной отзывчивости, умения чувствовать настроение лирического произведения.
3.Развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.
освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа».
2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
2. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
3. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное.
4.Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Оборудование: учебник, презентация, аудиозапись стихотворения.
Психологический настрой на урок.
Попытайтесь почувствовать самого себя, а я помогу вам музыкой. ( песня жаворонка).
Кто попробует назвать своё чувство одним словом. ( спокойное, тёплое, доброе, радостное….)
Мне бы очень хотелось, чтобы этот урок принёс вам радость общения и познания. Пусть он наполнит ваши сердца тёплыми чувствами. Я желаю вам успеха.
Пение какой птицы звучало? ( жаворонка)
Почему именно его пение я выбрала?
Определение темы урока, цели, составление плана урока.
1. Знакомство с русским поэтом В.Жуковским.
3.Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
4.Выразительное чтение стихотворения.
7. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
- Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?
- Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой?
8. Выразительное чтение стихотворения.
Помните о том, что при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство.
О чём же это стихотворение? (о любви к Родине, природе).
Описывая природу родного края на самом деле поэты признаются в любви родине.
Ребята, а природа нашей Кулунды достойна того, чтобы о ней писать?
Может кто-то из вас знаком с творчеством кулундинских поэтов?
(прочесть любое стихотворение местных поэтов о родине)
9. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы с вами наблюдали за тем, что рисуя картину природы, автор не только оценивает её, но и передаёт нам своё настроение. И настроение это может быть очень не простым. Но настоящий читатель должен уметь это настроение вычитать.
- Что для вас слово "Родина"?
- Что значит "любить Родину"?
- Как можно выразить свою любовь к Родине?
Спасибо за урок!
Д/задание: выразительное чтение стихотворения В.Жуковского, по желанию - выучить наизусть.
Природа весной в стихах В. Жуковского: анализ стихотворения "Приход весны"
Анализ стихотворения "Приход весны"
Весенняя природа вдохновляла многих талантливых поэтов, в том числе и В. А. Жуковского, который посвятил этому чудесному явлению стихотворение с символичным названием “Приход весны”.
В своем творении, поэт не только передает восхищение чудесными мгновениями весенней поры, всего в нескольких строчках он показывает бесконечную красоту и блаженство, дарованную нам природой.
Стихотворение раскрывает сразу несколько актуальных тем - весна природ и весна жизни человека. И несмотря на кажущуюся банальность такого обращения, каждый попадает под влияние расцветающего сезона, порой любуясь его красотой время от времени.
Сталкиваясь с весенней порой мы всегда выбираем что-то свое, близкое по душе. Взор автора пал на цвет поля, песню птицы, прелесть дождя, игру солнечных лучшей, отражающихся от воды. Столь скромный набор не сможет описать всю красоту пробуждающей природы, но останется хорошим основанием для развития собственных представлений.
И в то же время, каждое слово передает нам глубокое понимание о непостижимом великолепии весны. Зелень нивы говорит о красоте и широких просторах русских полей, перед грядущим сбором урожая. Этот цвет всегда сопровождается весенние картины, отражает их естество. Лепет рощи, чудесный, чуть слышный звук, успокаивающий любого, кто пожелает к нему прислушаться. Упоминая трепет жаворонка, Жуковский устремляет взор читателя ввысь, показывая радостную песнь маленькой птички. По мнению поэта, весна, подобна жизни бессмертной составляющей человека - души. Так же бессмертна природа, возрождающая каждую весну после долгой зимней спячки.
Глубокий смысл стихотворению придает всего несколько риторических вопросов, тактично поставленных автором.
Читая это стихотворение, каждый вольно или невольно задается этими вопросами, не стремясь услышать ответ. Важно лишь то, какие ощущения они взывают, как читатель их видит внутри себя. Таким образом В. А. Жуковский открывает путь к познанию одной из сторон личности, через лицезрение природы.