Анализ стихотворения Жуковского Приход весны
Анализ стихотворения Жуковского «Весны приход»
Стихотворения передает отношение поэта к родному краю.
Русские поэты обращаются в своих лирических произведениях к теме природы, описывая различные времена года, прекрасные пейзажи России, создавая природные зарисовки. Не является исключением и В.А. Жуковский, поэт, который, создавая поэтические произведения, описывает и состояние лирического героя на лоне природы.
В стихотворении поэта «Приход весны» передано особое воодушевление лирического героя, настроение тихой радости от сознания того, что наступила весна, время года, когда в природе все заново рождается, оживает.
Приход весны ассоциируется у лирика с зеленой нивой, лепетом рощи, говором первого жаворонка, теплым дождем. Представленная перед читателем поэтическая картина проста и великолепна:
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод…
Используемые олицетворения «рощи лепет», «жаворонка трепет», «сверканье вод» передают звуки весны. Приходит на смену зиме весна, просыпается природа и вместе с ней оживает душа лирического героя. В лирическом стихотворении создается атмосфера безмятежной красоты, разлитой в природе. Риторические вопросы в финальной части произведения придают глубину художественным образам:
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передается веселый настрой лирического героя.
Поэтическое произведение В.А. Жуковского «Приход весны» передает отношение поэта к неброской, простой, но одухотворенной русской природе.
Приход весны воспевали многие поэты до В.А. Жуковского и после него, и поэт это прекрасно понимает, судя по тем риторическим вопросам, которые он задает не столько себе, сколько самой весне, природе, жизни. Вопрос этот прозвучит в конце стихотворения, правда, оно состоит всего из шести строчек, и вопрос-финал занимает третью часть всего произведения.
Весна природы, как и весна жизни человека, – всегда актуальная тема. Кто-то может посчитать очередное обращение к ней банальным, пошлым, но через какое-то время сам невольно остановится, чтобы полюбоваться распустившейся листвой, первой бабочкой, насладиться запахами.
Каждый в весне выберет свое, близкое только ему. Жуковский выбрал цвет поля, звуки рощи, песню птицы, теплоту дождя и отражение солнца в воде. Много это или мало? Можно ли передать столь скудными средствами красоту пробуждающей природы?
Зелень нивы говорит нам о красоте и просторе русских полей и о том, что осенью с этого поля соберут урожай. Зеленый цвет будет сопровождать любую весеннюю картину, как многоцветье – летнюю, желто-красные цвета – осеннюю, а бело-серые – зимнюю. Лепет рощи… Слышали ли вы, как шумят деревья, когда листьев на них еще почти нет. Наверное, этот звук можно сравнить с лепетом маленького, еще не окрепшего ребенка. Возникает желание обнять, приласкать, погладить и эту многообещающую в будущем ниву, и эту беззащитную пока рощу. Вместе с поэтом мы поднимаем глаза от земли («зелень нивы») все выше («рощи лепет»), к небу («в небе жаворонка трепет»). Что хотел передать Жуковский словом «трепет»? Полет маленькой птички, ее пение, ее радость от прихода весны? В сочетании с первым весенним дождем и искрящейся под солнцем водой талых снегов, первых луж, озер и рек, проснувшихся после весны трепет жаворонка становится трепетом человека, жадно впитывающего в себя весенние звуки, запахи и ощущения. И нужно ли, действительно, что-то еще добавлять к уже описанному, названному? Человеку чувствующему – достаточно.
Поэт сравнивает весну с жизнью души, которая, как известно, бессмертна, как бессмертна природа, которая возрождается каждую весну, просыпается после долгой зимней спячки.
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Анализ стихотворения Жуковского «Приход весны»
В 1831 году Василий Жуковский создает короткое стихотворение «Приход весны». Но публиковать его не собирался, а писал скорее для себя. Лишь спустя сорок лет журнал «Русский архив» напечатал эту миниатюру. И стихотворение, весьма маленькое по объему, овладело сердцами большого числа читателей.
Как и многие стихотворения Жуковского, оно является вольным переводом немецкого поэта Людвига Уланда.
Произведение условно можно разделить на две части. Первая – пейзажная зарисовка. В ней поэту удалось передать яркую и ясную картину природы. Жуковский намерено уходит от сложных фраз, обилия тропов и сложноподчиненных предложений. Он ставит во главу угла простоту и доступность восприятия.
Вторая часть – объяснение причин лаконичности стихотворения. Весна – начало новой жизни, пробуждение души, и не нужно лишних слов, чтобы понять ее красоту.
В данном стихотворении Жуковскому как никогда раньше удалось наиболее ясно и четко выразить свое понимание роли поэзии - закрепить в памяти мимолетные переживания, которые были вызваны видимыми вокруг явлениями.
В. А. Жуковский, "Приход весны". Анализ стихотворения
Василий Андреевич Жуковский, современник А. С. Пушкина, вошел в историю литературы как переводчик и писатель-сентименталист. Его же исследователи и поклонники русской литературы называют основателем русского романтизма. Творчество этого писателя невозможно понять без знания его характера. В. А. Жуковский был чувствительным, мечтательным, любящим природу человеком.
По своему творчеству В. Жуковский близок к школе сентиментализма Карамзина. Он переводил элегии, баллады любимых писателей – Новалиса, Шлегеля. Его творчество отличается чувственностью, порой загадочностью и таинственной мрачностью (например, баллада «Светлана»). Чаще всего В. А. Жуковский старался изображать людей, которых не удовлетворяет окружающая действительность и которые черпают вдохновение и жизненные силы в красоте природы и человеческих чувств.
У поэта есть немало стихов, посвященных природе и временам года. Одно из самых примечательных стихотворений, которое написал В. Жуковский, – «Приход весны». Проведем его подробный анализ.
В. А. Жуковский «Приход весны». Творческая история стихотворения
Стихотворение Жуковского «Приход весны» состоит всего из 6 строчек. Оно было написано в 1831 году. Стихотворение увидело свет не сразу, впервые оно было опубликовано спустя 40 лет после написания в журнале «Русский архив». Там публиковались статьи и произведения из области истории и литературы.
Одним из лучших переводчиков 18-го века был Жуковский. «Приход весны» стал вольным переводом небольшого немецкого стихотворения. Его написал Людвиг Уланд. Сейчас нам эта фамилия может показаться неизвестной, но в 18-м веке в России данный поэт был популярен. К творчеству Уланда русские писатели, такие как Тютчев, Фет, обращались не раз. «Приход весны» Жуковский выделял из своего творчества, и этот перевод строчек Л. Уланда не единственное обращение поэта к данному автору. «Сон», «Песня бедняка», «Счастие во сне» - эти стихи написаны по мотивам строчек Уланда.
Итак, теперь обратимся к самому тексту стихотворения «Приход весны» (Жуковский).
Анализ стихотворения
В. А. Жуковский написал произведение таким образом, что его можно условно разделить на 3 части. Первая часть посвящена первым признакам приходящей весны. Зеленые нивы, шепот рощи, прилет жаворонка, теплый дождь - все это буквально погружает читателя в свежую весеннюю атмосферу. Именно таким и должен быть настоящий приход весны. Жуковский точно подмечает каждую особенность пробуждения природы.
Вторая часть – необычное объяснение лаконичности, с которой описывает природу Жуковский. «Приход весны», возможно, с точки зрения читателя, можно было описать более масштабно. «Что прибавить?» - говорит в свое оправдание поэт.
В третьей части В. А. Жуковский называет приход весны «жизнью души». Стоит обратить на эту метафору особое внимание: именно такие сравнения, сопоставления природных явлений и внутреннего состояния человека были популярны в поэзии писателей 19-го века.
Литературоведческий анализ стихотворения
Довольно интересный феномен представляет собой для литературоведов стихотворение «Приход весны». Жуковский всегда писал стихи, которые отличались особым ритмом и мелодичностью. Рифма довольно интересная: рифмуются сначала первые две строки, а затем 3-я и 6-я, 4-я и 5-я. Преобладает женская рифма с ударением на предпоследний слог каждой строки, лишь 3-ю и 6-ю строки можно отнести к мужской рифме.
Жуковский приход весны описывает хореем четырехстопным. Это очень легко увидеть. Если проставить ударения на словах, то видно, что ударный слог чередуется с безударным.
Основная идея и тема стихотворения
Теперь можно подвести итоги анализа стихотворения «Приход весны». Жуковский хотел передать основные чувства и эмоции, которые возникают у героя, который смотрит на пробуждение природы. В этом заключается идея стихотворения.
Можно проследить в стихотворении и тему Родины, ведь описывается именно природа, которая свойственна России. Раскрывается именно тема красоты родной природы: жаворонки, нивы, рощи. У автора все это вызывает неописуемый восторг.
Таким образом, в небольшом произведении «Приход весны» Жуковский смог осветить сразу несколько тем.
Стихотворения, описывающие природу, – это внушительная часть творчества В. А. Жуковского, дошедшая до нашего времени.
Природа весной в стихах В. Жуковского: анализ стихотворения "Приход весны"
Анализ стихотворения "Приход весны"
Весенняя природа вдохновляла многих талантливых поэтов, в том числе и В. А. Жуковского, который посвятил этому чудесному явлению стихотворение с символичным названием “Приход весны”.
В своем творении, поэт не только передает восхищение чудесными мгновениями весенней поры, всего в нескольких строчках он показывает бесконечную красоту и блаженство, дарованную нам природой.
Стихотворение раскрывает сразу несколько актуальных тем - весна природ и весна жизни человека. И несмотря на кажущуюся банальность такого обращения, каждый попадает под влияние расцветающего сезона, порой любуясь его красотой время от времени.
Сталкиваясь с весенней порой мы всегда выбираем что-то свое, близкое по душе. Взор автора пал на цвет поля, песню птицы, прелесть дождя, игру солнечных лучшей, отражающихся от воды. Столь скромный набор не сможет описать всю красоту пробуждающей природы, но останется хорошим основанием для развития собственных представлений.
И в то же время, каждое слово передает нам глубокое понимание о непостижимом великолепии весны. Зелень нивы говорит о красоте и широких просторах русских полей, перед грядущим сбором урожая. Этот цвет всегда сопровождается весенние картины, отражает их естество. Лепет рощи, чудесный, чуть слышный звук, успокаивающий любого, кто пожелает к нему прислушаться. Упоминая трепет жаворонка, Жуковский устремляет взор читателя ввысь, показывая радостную песнь маленькой птички. По мнению поэта, весна, подобна жизни бессмертной составляющей человека - души. Так же бессмертна природа, возрождающая каждую весну после долгой зимней спячки.
Глубокий смысл стихотворению придает всего несколько риторических вопросов, тактично поставленных автором.
Читая это стихотворение, каждый вольно или невольно задается этими вопросами, не стремясь услышать ответ. Важно лишь то, какие ощущения они взывают, как читатель их видит внутри себя. Таким образом В. А. Жуковский открывает путь к познанию одной из сторон личности, через лицезрение природы.
«Приход весны» В.Жуковский
«Приход весны» Василий Жуковский
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, —
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Анализ стихотворения Жуковского «Приход весны»
Короткое стихотворение «Приход весны» создано Жуковским в 1831 году. Его первая публикация состоялась гораздо позже — примерно через сорок лет. Миниатюру напечатал историко-литературный журнал «Русский архив». Произведение представляет собой вольный перевод стихотворения «Lob des Fr?hlings», принадлежащего перу немецкого поэта, видного представителя «швабской школы» романтизма Людвига Уланда. В России он наибольшей популярностью пользовался в девятнадцатом столетии. Переводами его лирики занимался не только Жуковский, но и другие видные поэты эпохи, в частности, Тютчев и Фет. Причем Василий Андреевич к творчеству Уланда обращался не раз. Первые значительные переводы стихотворений немецкого романтика относятся к 1816 году — это «Сон», «Песня бедняка», «Счастие во сне».
«Приход весны» можно условно разделить на две части. В первых трех строках Жуковский описывает ключевые признаки весны. При помощи буквально нескольких деталей поэту удается создать полную и яркую картину. Не обязательно обладать богатой фантазией, чтобы ясно представить себе описанный Василием Андреевичем пейзаж. Жуковский намеренно отказывается от использования сложносочиненных средств художественной выразительности, ставя во главу угла простоту и ясность мысли. Вторая часть произведения — своеобразное объяснение его лаконичности. По мнению поэта, перечисленных им деталей вполне хватает для полноценного описания весны. Есть здесь и еще один важный момент. Приход весны Жуковский называет жизнью души. Такое сравнение характерно для русской пейзажной лирики девятнадцатого века. Весна считалась временем пробуждения не только природы, но и человеческой души. Наступление теплых дней становилось символом духовного перерождения.
Жуковский считается основоположником русского романтизма. По мнению литературного и театрального критика Виссариона Белинского, он дал нашей поэзии «душу и сердце». Действительно, появление русскоязычной психологической лирики — во многом заслуга Василия Андреевича. «Душе и сердцу» непременно находилось место в стихотворениях Жуковского, посвященных описаниям природы. Наиболее точно главная особенность творчества поэта определена в его произведении «Невыразимое». Там говорится, что ключевая задача Василия Андреевича — выразить мимолетные переживания, вызываемые видимыми явлениями.