Анализ стихотворения Жуковского Мина



Анализ стихотворений Жуковского: "Певец во стане русских воинов". "Море", "Песня". "Желание" и "Мина"

Картинка Анализ стихотворения Жуковского Мина № 1

Певец во стане русских воинов» (1812). Это патриотическое стихотворение написано Жуковским в штабе Кутузова под Тару­тином. Сам поэт находился в резерве кутузовской армии во вре­мя Бородинского сражения. П.А. Плетнев так писал о впечатле­нии данного стихотворения на современников: «Патриотическое чувство углубляется за счет соединения личного и общественно­го, частного и исторического. Образ Отчизны состоит из многих составляющих: отчий дом, образы отцов и матерей, друзья, жены и невесты, «и царский трон, и прах царей, и предков прах свя­щенный»: Отчизне кубок сей друзья! Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки, Что вашу прелесть заменит? О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? Наряду с высокой гражданской лексикой, характерной для классицизма, в произведении используется и элегический стиль, когда речь идет о частных темах: о доме, семье, друзьях.

Пример


"Море" написано в 1822 году.
жанр — элегия
Тематика и проблематика. Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души»,
Идея и композиция. Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то. что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части; «Безмолвное море» —

1-я часть; «Буря» — 2-я часть; «Обманчивый покой» — 3-я часть.

Песня
«Песня» (1811). Стихотворение написано после отказа Ека­терины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения — меланхолическая. Лирический герой одинок, но своей возлюбленной он желает счастья и мечтает только о том, чтобы она сохранила дружеские чувства: Живи, вкушай невинной жизни сладость; В душе не изменись; достойна счастья будь. Но не отринь, в толпе пленяемых тобою, Ты друга прежнего, увядшего душою. Лирический герой верит в высшую, чистую любовь, которая соединит любящие души в ином мире, после земной жизни: Туда моя душа уж все перенесла; Туда всечасное влечет меня желанье; Там свидимся опять; там наше воздоянье..

Этот вопрос архивный. Добавить новый вопрос

Сомневаешься в ответе?

Узнавай больше на Знаниях!

У тебя проблема с домашними заданиями?
Попроси о помощи!

80% ответов приходят в течение 10 минут

Мы не только ответим, но и объясним

Анализ стихотворения Стихотворения Жуковский В.А.

Картинка Анализ стихотворения Жуковского Мина № 2

Читается за 3 минут

Стихотворение «Зарыты в нашу на века..» изначально было песней, которая была написана в 1971 г. к фильму "Неизвестный, которого знали все". Но по каким-то причинам песня в фильме не прозвучала. Может быть, поэтому она не так хорошо известна.
В этом стихотворении поэт размышляет о прошлом, о различном отношении людей к нему – кто-то легонько ворошит, кто-то предпочитает вообще не вспоминать. Само слово «прошлое» употребляется в стихотворении четырежды, каждый раз представая перед нами в новом образе. Поэт то сравнивает его с глиняным сосудом – как хранилищем воспоминаний, то со старым кладом, в котором хранятся ценные и дорогие воспоминания человека, которые, к сожалению, со временем забываются.
И прошлое лежит, как старый клад,
Который никогда не раскопают.
В третьей строфе прошлое сравнивают с лабиринтом, в котором без стрелок-указателей не разобраться. Так и у нас в памяти, «поток годов» перемешивает воспоминания, сбивая указатели, чем больше времени прошло, тем меньше мы помним. В шестой строфе прошлое предстает перед нами в виде минного поля. «Мины» есть в памяти каждого человека – это наши худшие, неприятные воспоминания, наши ошибки, о которых мы предпочитаем забыть, откладываем в «тень».
По мысли поэта, к прошлому нужно относиться осторожно, избегать ошибок. Ведь если сильно «рыться» в прошлом, можно попасть как раз на «мину».
Как говориться в седьмой строфе
Один толчок – и стрелки побегут, -
А нервы у людей не из каната, -
И будет взрыв, и перетрется жгут…
Правда, можно и «извлечь до взрыва детонатор» - постараться исправить ошибку прошлого, чтобы позже, она не смогла нанести тебе «вред».
Строфы в стихотворении написаны перекрестной рифмой, с чередующимися мужскими и женскими окончаниями. Стихотворный размер различен для четных и нечетных строф. Четные написаны более мягким Хореем, нечетные – резким Ямбом. Поэт нарочно сочетает в стихотворении различные стихотворные размеры, чтобы придать каждой отдельной строфе определенное настроение.
Стихотворение изобилует различными видами тропов. Чаще всех встречаются метафоры сравнения и олицетворения, без которых вряд ли обходится хоть одно стихотворение о чем-то неодушевленном. Метафоры в стихотворении встречаются как малые: «зарыты в нашу память на века…», «поток годов унес с границы», «просто в прошлом заблудится», «в толще лет», так и более развернутые. Пятая, шестая, седьмая и восьмая строфа представляют собой одну большую метафору, смысл которой соотносится со смыслом эпиграфа к стихотворению
Иногда как-то вдруг вспоминается
из войны пара фраз -
например, что сапер ошибается
только раз
Встречаются в стихотворении и эпитеты, такие как «память глубока», «беспристрастный суд», «заржавленные мины», и другие.
Заметна в стихотворении манера Высоцкого обращаться к слушателям на «Ты», при помощи простой речи: «С налета не вини – повремени» или «Просто абсолютно ни к чему» - благодаря чему он предстает перед нами «своим» поэтом, к которому прислушиваются и которому доверяют.
«Зарыты в нашу память на века» - еще одно действительно хорошее стихотворение Высоцкого, которое заставляет о многом задуматься. Я думаю, не зря же его включили в школьную программу. )

Рекомендуем так же к прочтению

Василий Жуковский — Я знаю край! там негой дышит лес ( Мина )

Картинка Анализ стихотворения Жуковского Мина № 3

Ya znayu kray! tam negoy dyshit les,
Zlatoy limon gorit vo mgle dreves,
I veterok zhar neba okhladit,
I tikho mirt i gordo lavr stoit.
Tam schastye, drug! tuda! tuda
Mechta zovet! Tam serdtsem ya vsegda!

Tam svetly dom! na mramornykh stolbakh
Postavlen svod; chertog gorit v luchakh;
I likov ryad nedvizhimykh stoit;
I, mnitsya, ikh molchanye govorit.
Tam schastye, drug! tuda! tuda
Mechta zovet! Tam serdtsem ya vsegda!

Gora tam yest s zaoblachnoy tropoy!
V tumanakh mul tam put nakhodit svoy;
Drakony tam mutyat nochnuyu mglu;
Letit skala i vody na skalu.
O drug, poydem! tuda! tuda
Mechta zovet. No byt li tam kogda?

Z pyf/ rhfq! nfv ytujq lsibn ktc,
Pkfnjq kbvjy ujhbn dj vukt lhtdtc,
B dtnthjr ;fh yt,f j[kflbn,
B nb[j vbhn b ujhlj kfdh cnjbn///
Nfv cxfcnmt, lheu! nelf! nelf
Vtxnf pjdtn! Nfv cthlwtv z dctulf!

Nfv cdtnksq ljv! yf vhfvjhys[ cnjk,f[
Gjcnfdkty cdjl; xthnju ujhbn d kexf[;
B kbrjd hzl ytldb;bvs[ cnjbn;
B, vybncz, b[ vjkxfymt ujdjhbn///
Nfv cxfcnmt, lheu! nelf! nelf
Vtxnf pjdtn! Nfv cthlwtv z dctulf!

Ujhf nfv tcnm c pfj,kfxyjq nhjgjq!
D nevfyf[ vek nfv genm yf[jlbn cdjq;
Lhfrjys nfv venzn yjxye/ vuke;
Ktnbn crfkf b djls yf crfke!///
J lheu, gjqltv! nelf! nelf
Vtxnf pjdtn!// Yj ,snm kb nfv rjulf?

«Желание» В.Жуковский

Картинка Анализ стихотворения Жуковского Мина № 4

Озарися, дол туманный;
Расступися, мрак густой;
Где найду исход желанный?
Где воскресну я душой?
Испещренные цветами,
Красны холмы вижу там…
Ах! зачем я не с крылами?

Полетел бы я к холмам.

Там поют согласны лиры;
Там обитель тишины;
Мчат ко мне оттоль зефиры
Благовония весны;
Там блестят плоды златые
На сенистых деревах;
Там не слышны вихри злые
На пригорках, на лугах.

О предел очарованья!
Как прелестна там весна!
Как от юных роз дыханья
Там душа оживлена!
Полечу туда… напрасно!
Нет путей к сим берегам;
Предо мной поток ужасный
Грозно мчится по скалам.

Лодку вижу… где ж вожатый?
Едем. будь, что суждено…
Паруса ее крылаты,
И весло оживлено.
Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес;
Нам лишь чудо путь укажет
В сей волшебный край чудес.

Анализ стихотворения Жуковского «Желание»

Произведение 1811 г. развивает одну из излюбленных тем поэта — романтическую идею двоемирия, разделяющую художественное пространство на реальный и идеальный планы.

«Очарованное Там», которое в «Желании» именуется «волшебным краем чудес», составляет основной предмет внимания лирического героя. Картина реального мира изображена скупо. В ней выделяются «дол туманный» и «мрак густой». Особенности выбора лексики указывают на сумрачный, унылый и неинтересный пейзаж. Характерно, что стихотворение начинается с призыва. Два глагола в повелительном наклонении передают пожелание лирического субъекта: он хотел бы рассеять зыбкую мглу, выйти за границы темного и нудного пространства.

Что привлекает героя, томимого жаждой духовного обновления? Сквозь туман ему удается заметить «красные холмы». Яркий визуальный ориентир начинает характеристику идеального мира. Здесь же возникает мотив препятствия: желанный край недосягаем, доступен лишь окрыленным существам.

Вторая строфа продолжает описание «предела очарования». В нем задействован комплекс образов разного типа: звуковые посвящены изображению гармоничной музыки и тишины, обонятельный говорит о «благовонии» весенних ароматов, визуальный — о блеске «плодов златых». Описание завершается отрицательной конструкцией, несущей положительное значение: в идеальном мире нет места «вихрям злым».

Восхищение героя, вызванное созерцанием прекрасного пейзажа, отражено в третьей строфе. Лирического субъекта привлекает не только внешняя красота идеальной природы, но и возможность духовного исцеления, которую дарует «волшебный край». Положительные эмоции передаются и на уровне синтаксиса: в этой части содержатся четыре восклицательных предложения. Мотив препятствия проявляется с новой силой: «нет путей», героя и желанный берег разделяет водный поток, грозный и «ужасный».

Разрешает конфликт появление чудесного проводника, управляющего необыкновенной лодкой с «крылатыми» парусами и «оживленными» веслами. Условно-фантастическая фигура «вожатого» — сквозной образ в лирике Жуковского. Загадочный персонаж способен доставить героя в идеальное пространство, подарить душевное равновесие, помочь в поисках смысла жизни.

Философское осмысление лирической ситуации «Желания» завершает произведение. Обретение счастья невозможно без искренней веры и бесхитростной надежды на чудо.

Мина
Стихотворение Василия Жуковского

Романс Я знаю край! там негой дышит лес, Златой лимон горит во мгле древес, И ветерок жар неба холодит, И тихо мирт и гордо лавр стоит. Там счастье, друг! туда! туда Мечта зовет! Там сердцем я всегда! Там светлый дом! на мраморных столбах Поставлен свод; чертог горит в лучах; И ликов ряд недвижимых стоит; И, мнится, их молчанье говорит. Там счастье, друг! туда! туда Мечта зовет! Там сердцем я всегда! Гора там есть с заоблачной тропой! В туманах мул там путь находит свой; Драконы там мутят ночную мглу; Летит скала и воды на скалу. О друг, пойдем! туда! туда Мечта зовет. Но быть ли там когда?

Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.

Другие стихи Василия Жуковского

Послушать стихотворение Жуковского Мина

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Мина

Анализ стихотворения Жуковского Мина

Настроение произведения Мина

Мина