Анализ стихотворения Жуковского Листок
Анализ стихотворения Жуковского “Листок”
Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Федоровны. Пережил замужество М. Протасовой в 1817 году. Для 24 – летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с ней разочарование во всем отразились в теме и идее стихотворения. На первый взгляд тема стихотворения проста: "листок уединенный", "от дружной ветки отлученный", "по воле случая носимый, стремлюсь куда велит мне рок", но идея стихотворения не такова.
В стихотворении Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек – это всего лишь случайность, зависимая от воли рока, он не может быть спокоен и умиротворен здесь, истинное счастье там, "куда на свете все стремится". Художественным приемом, с помощью которого автор строит композицию и, следовательно, выражает идею, может быть противопоставление. В стихотворении Жуковского это ассоциативное противопоставление: дружная ветка – уединенный листок.
Вид блуждающего листка рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни. И он понимает, что жизнь листка и человека одинаково беспорядочна. Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, безнадежно грустен. В его сердце таится трагедия. Он уподобляет себя уединенному листку, а свою жизнь скитаниям листка. Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя.
Стихотворение задушевно, грустно, напевно. Эффект полета, продвижения, стремительности создают открытые гласные звуки: "о", "у", "а". Писатель использует предложения с многоточиями, задает риторические вопросы, не требующие ответа. Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны ему. Стихотворение Жуковского написано четырехстопным ямбом, нет деления на строфы, и поэтому стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток.
Хотя в стихотворении можно выделить определенные – это достигается благодаря разным способам рифмовки. Это стихотворение сыграло немаловажную роль в творчестве Жуковского и в развитии русской литературы.
Все произведения
Рейтинг сочинений
- Тема: «Барионный гидродинамический удар глазами современников»
Вещество сингулярно ускоряет взрыв вне зависимости от предсказаний самосогласованной теоретической модели явления. Атом масштабирует. Все эссе.
Софи Жермен (Marie-Sophie Germain) (1 апреля 1776 — 27 июня 1831) — французский математик, философ и механик. Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира. Все эссе.
1. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает: А) пафос; Б) иносказание; В) лиричность. 2. Иносказание — это: А) фраза, произнесённая на иностранном. Все эссе.
"Новый год" Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей. Краснощёкий карапуз – Твой теперь надёжный друг. Верно будете дружить. Все эссе.
Вариант I 1. Выберите верное утверждение. А. Только твердые тела, состоят из молекул. Б. Только жидкости состоят из молекул. В. Только. Все эссе.
Рейтинг сочинений
Анализ стихотворения Жуковского «Листок»
Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Федоровны. Пережил замужество М. Протасовой в 1817 году. Для 24 – летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с ней разочарование во всем отразились в теме и идее стихотворения.
На первый взгляд тема стихотворения проста: «листок уединенный», «от дружной ветки отлученный», «по воле случая носимый, стремлюсь куда велит мне рок», но идея стихотворения не такова. В стихотворении Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек – это всего лишь случайность, зависимая от воли рока, он не может быть спокоен и умиротворен здесь, истинное счастье там, «куда на свете все стремится».
Художественным приемом, с помощью которого автор строит композицию и, следовательно, выражает идею, может быть противопоставление. В стихотворении Жуковского это ассоциативное противопоставление: дружная ветка – уединенный листок. Вид блуждающего листка рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни. И он понимает, что жизнь листка и человека одинаково беспорядочна.
Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, безнадежно грустен. В его сердце таится трагедия. Он уподобляет себя уединенному листку, а свою жизнь скитаниям листка.
Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно, грустно, напевно. Эффект полета, продвижения, стремительности создают открытые гласные звуки: «о», «у», «а». Писатель использует предложения с многоточиями, задает риторические вопросы, не требующие ответа.
Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны ему.
Стихотворение Жуковского написано четырехстопным ямбом, нет деления на строфы, и поэтому стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток. Хотя в стихотворении можно выделить определенные – это достигается благодаря разным способам рифмовки.
Это стихотворение сыграло немаловажную роль в творчестве Жуковского и в развитии русской литературы.
“И счастье я хочу постигнуть. ”
Сопоставительный анализ стихотворений-переводов “Листок” В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова
Изучение любого лирического произведения можно сопроводить ахматовской строкой: “Я пришла к поэту в гости. ” Пожалуй, будет позволительно изменение грамматических форм: “пришёл, пришли”, равно как и варьирование первоначального смысла и цели “визита”. Пришли в его эпоху, в его творческую мастерскую. Именно пришли к поэту (а не прибежали с быстротой перелистываемых страниц) “оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждёт, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостаёт мне, но он скажет, и это сейчас же сделается моим”(А.Н. Островский).
В 1815 году французский поэт Антуан Венсан Арно написал стихотворение “La feuille”. Арно написал это стихотворение после того, как вернувшиеся к власти Бурбоны изгнали поэта за его близость к Наполеону Бонапарту. В эпоху Реставрации оно воспринималось отражающим общую участь изгнанников, преследуемых деспотизмом.
Пушкин в статье “Французская академия” (1836) писал: “Участь этого маленького стихотворения замечательна. Александр Ипсиланти перевёл его на греческий язык, у нас его перевели Жуковский, Давыдов”.
Перечень этот можно продолжить: стихотворение переводилось поэтом-петрашевцем С.Дуровым; ранее, в 1841 году, мотивы этого стихотворения своеобразно трансформировал М.Лермонтов; в XX веке перевод стихотворения Арно дал В.Брюсов.
Есть такое понятие — “вечные образы”: Фауст, Гамлет, Дон Жуан. Можно выделить ещё одно определение — “вечные символы”. И листок — одинокий, гонимый ветром — найдёт своё место в литературе любой страны, любой эпохи.
— Давайте вслушаемся в стихотворения Жуковского и Лермонтова.
(Звучит подготовленное чтение стихотворений, выясняется уровень восприятия: “Одинаковые ли чувства вызывают эти стихотворения? Что можно сказать об их цветовом восприятии?”)
— Вспомним, когда было написано стихотворение и каковы были в это время жизненные обстоятельства их авторов.
(Записи в тетрадях, как и всегда при сопоставлениях, ведутся в двух колонках: в первой содержатся результаты анализа стихотворения Жуковского, во второй — Лермонтова.)
1818 год. Местонахождение поэта — Петербург. Состоит на службе у государя-императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Фёдоровны.
Пережил замужество М.Протасовой (в 1817 году).
Апрель–май 1841 года. 14 апреля 1841 года, не получив отсрочки, возвращается из Петербурга на Кавказ. В мае прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. А из Петербурга тем временем идут предписания строжайше наблюдать, чтобы он непременно находился в полку.
— Вспомните контекст творчества поэтов, который обрамляет исследуемые нами стихотворения.
Для 24-летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с нею разочарование во всём ещё больше укрепляют осознание невозможности счастья в этом мире и ожидание его за гробом, в “очарованном Там ”.
В это время написаны стихотворения: “Песня”, “Там небеса и воды ясны”, “Весеннее чувство”. В этих произведениях становится видимым полёт души героя “Туда ”.
Для Лермонтова это также время поэтического расцвета. Одновременно это — последние месяцы жизни, и потому с особенным трагизмом воспринимается написанное поэтом в это время: “Выхожу один я на дорогу. ”, “Утёс”, “Прощай, немытая Россия. ”, “На севере диком. ”.
Оба стихотворения, таким образом, имеют идейную связь с другими лирическими произведениями, написанными в рассмотренные нами периоды жизни поэтов.
— Мы подошли к определению темы стихотворений.
Это: поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла
на “идеальной” родине, Там
в реальном мире
— А почему начало сформулированной нами фразы одинаково?
Трагическое одиночество в мире людей сближает авторов стихотворений. Одиночество — в силу характеров меланхолически-замкнутого Жуковского и гордо-возвышенного Лермонтова, создателя типа “лишнего человека” и героя, произнёсшего одну из ключевых (для всего творчества поэта) фраз: “. я не создан для людей: я слишком горд, они для меня — слишком подлы”.
— Одинакова ли идея произведений?
Нет. И это определяется мировоззрением авторов. В этой связи в качестве ещё одной аллегории напрашивается библейское: “Каждому будет по вере его”. И поэтому:
загробное спокойствие и тепло будут наградой за все земные страдания.
душевная гармония определяется личными качествами, умением находить компромиссы со своей совестью, а через это — и с миром.
— Охарактеризуйте стихотворения с точки зрения их структуры.
Это цельный логический поток, представляющий собой движение, полёт листка Туда.
Аллегорическое повествование, включающее в себя историю скитаний листка, описания действующих лиц, местности.
— А как через структуру стихотворений раскрывается образ-символ и, соответственно, связанная с ним идея?
Однопланово, без полутонов, ярче и зримее изображено то, к чему он стремится. Более того, листок — это часть всего (это слово автор подчёркивает курсивом), равно как и “лист лавровый”, и “лёгкий розовый листок”.
Именно в полутонах о нём можно сказать многое. Он, несомненно, на первом плане, и каждая строфа — это новый виток повествования и, следовательно, размышлений автора.
— Обратимся к языковым средствам, с помощью которых авторы изображают “героев”, а именно:
“Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных”.
2. Что говорят о себе?
“От дружной ветки отлучённый”, “листок уединённый”, “по воле случая носимый, // Стремлюсь, куда велит мне рок”.
“Оторвался от ветки родимой”, “в степь укатился, жестокою бурей гонимый”, “засох и увял я от холода, зноя и горя”, “до срока созрел я и вырос в отчизне суровой”, “один и без цели по свету ношуся”, “засох я без тени, увял я без сна и покоя”, “немало я знаю рассказов мудрёных и чудных”.
В аллегориях и символах стихотворения Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек — это всего лишь случайность, зависимая от воли рока, он не может быть спокоен и умиротворён здесь, истинное счастье там, “куда на свете всё стремится”.
“Внутреннее”, философское содержание стихотворения “Дубовый листок оторвался от ветки родимой. ”, переданное также через аллегории и символы, позволяет увидеть черты “классического” для творчества Лермонтова героя: ум, опыт и мудрость, критическое сознание и страстное чувство личности, жизнелюбие, воплощающееся в мечтах о совершенстве и свободе. И одновременно с этим — тоска, порождённая мрачной эпохой, гнетущее сознание одиночества и невостребованности.
— Какое из стихотворений ближе по смыслу к оригиналу и почему?
Отсутствие в стихотворении Жуковского и, соответственно, наличие в стихотворении Лермонтова социально-политического контекста — это прежде всего фраза “вырос в отчизне суровой”. Читаемая на этом фоне и подтверждённая обстоятельствами жизни личная драма поэта позволяет говорить об идейной соотнесённости стихотворений Арно и Лермонтова.
— Как связаны художественные средства языка с характером произведений?
В обоих стихотворениях выделяются два пласта повествования; их можно обозначить как внешний — словесная оболочка — и внутренний — идейный — смысл. То есть философские категории раскрываются через описательные.
Жуковский обращается к словам и выражениям глубоко ассоциативного характера, намёкам и символам. Для реализации внутреннего, как мы обозначили, пласта автор одушевляет природу и олицетворяет человеческие чувства.
В четырёх последних ключевых стихах использована градация в форме синтаксической анафоры.
В стихотворении Лермонтова гораздо больше эпитетов, поскольку шире план повествования и описаний. Основным средством постижения смысла являются олицетворения и внутристиховые аллегории. Их смысл раскрывается прежде всего через символ “листок-странник”, “листок-пришелец”.
Художественным приёмом, с помощью которого автор строит композицию и, следовательно, выражает идею, может быть противопоставление.
— Есть ли противопоставления в этих стихотворениях?
В стихотворении Жуковского это лишь ассоциативное противопоставление: дружная ветка — уединённый листок .
Совсем иначе у Лермонтова: сухой, пыльный, жёлтый, бесцельный листок, засохший и увядший “от холода, зноя и горя”, “без тени”, “без сна и покоя”, и чинара, к которой “приложим” весь перечень благополучий: зелёные ветви, изумрудные листья, пение райских птиц, простор и холодное море, солнце.
— Что можно сказать о характере этих противопоставлений?
Они вызывают ощущение пропасти, лежащей между чинарой, её “свежими сынами” и “бедным листочком дубовым”. Это противопоставление является сюжетообразующим компонентом, фоном для раскрытия идеи и понимания аллегорий стихотворения. Перечень благополучий подчёркивает трагизм положения символически изображённого героя, его незаурядность и обречённость на бесконечное одиночество и страдания, потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, нет места состраданию и пониманию. Забота о своём благополучии лишает человека души и даёт взамен маску.
— Одинаково ли звуковое восприятие стихотворений?
Стихотворение Жуковского написано четырёхстопным ямбом, нет деления на строфы, и поэтому, как мы уже говорили, стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток. Хотя в стихотворении можно выделить определённые смысловые отрезки — это достигается благодаря разным способам рифмовки.
Автор использует пятистопный амфибрахий. Характерно то, что к амфибрахию поэт обращается в последний период творчества.
— Какие зрительные ассоциации возникают при прослушивании? Какие слова будут ключевыми для создания ассоциативных картин?
(Эти слова позволяют создать яркие и образные ассоциации.)
— А какие звуки придают зрительность стихотворениям и вызывают определённые ассоциации у читателей?
Это прежде всего лабиализованные гласные — “о” и “у”. Именно они создают эффект полёта, продвижения, стремительности.
Преобладающее количество лабиализованных в 1, 5, 6-й строках, равное с нелабиализованными в 10-й.
Именно эти строки передают движение, полёт, в целом — движение Туда. Не случайно в этой связи гласный последнего слога в стихотворении “о” — “листо-о-ок”.
Обращает на себя внимание частота употребления согласных “с” и “р”: звук “р” в данном случае создаёт ощущение тревоги, неустроенности. “Гроза разбила дуб родимый”, “с тех пор по долам, по горам”, “рок”. А звук “с” как бы передаёт звук летящего предмета — “с-с-с” — сопровождает полёт. Это ощутимо прежде всего в одной из ключевых фраз: “Куда на свете всё стремится”.
Повествование о листке, его речь даны в звуковом контексте лабиализованных гласных, что обусловлено стремлением автора передать состояние вечной подвижности листка, а в контексте данного стихотворения — тревоги: “о” и “у” — звуки, передающие ещё и стон.
А вот повествование о чинаре и её речь обрамлены звуковым воплощением нелабиализованных, прежде всего “а” и “и”, что, в свою очередь, передаёт состояние покоя, безмятежности, постоянства. Таким образом противопоставление, о котором мы уже говорили, реализуется и на звуковом уровне.
Подобные схемы — листок–полёт (для обоих стихотворений) и чинара–спокойствие — реализуются и в синтаксической организации стихотворений.
В стихотворении два предложения, представляющие собой структуру вопрос–ответ. Второе предложение представляет собой единый речевой поток, выдаваемый, как мы уже говорили, на одном дыхании. Это закономерно, потому что паузы-точки, восклицательные знаки стали бы преградой в изображаемом полёте листка.
Три первые строфы — это три бессоюзных предложения, части которых распространены и осложнены.
4-я строфа делится на 2 предложения: 1-е заканчивает мысль первых трёх строф, 2-е содержит обращение и начинает новый смысловой виток.
Таким образом, речевая организация повествования о листке в стихотворениях совпадает. А повествование, связанное с ответом чинары, оформлено по-другому: две последние строфы, ей посвящённые, содержат пять предложений, которые она, уверенная в себе, не просто произносит, а “рубит”. В вопросительной и восклицательной интонациях слышатся гнев и возмущение.
Наблюдения над всеми уровнями стихотворений позволяют сделать ещё один вывод, вытекающий из внутреннего подтекста произведений. Жуковского ожидает счастье там, куда летит листок, на “идеальной родине”, потому что время, в которое живёт поэт, предоставляет ему право на “теорию двоемирия”.
Лермонтов же, с его острым умом, обострённым восприятием, романтической приподнятостью над людьми, остаётся за чертой, которую проводит “холодное море”. Идти некуда. Уже — и ещё! — 1841 год.
«Сюжетный анализ элегии Жуковского «Листок»»
На первый взгляд тема стихотворения проста: «листок уединенный», «от дружной ветки отлученный», «по воле случая носимый, стремлюсь куда велит мне рок», но идея стихотворения не такова. В стихотворении Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек – это всего лишь случайность, зависимая от воли рока, он не может быть спокоен и умиротворен здесь, истинное счастье там, «куда на свете все стремится».
Художественным приемом, с помощью которого автор строит композицию и, следовательно, выражает идею, может быть противопоставление. В стихотворении Жуковского это ассоциативное противопоставление: дружная ветка – уединенный листок. Вид блуждающего листка рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни. И он понимает, что жизнь листка и человека одинаково беспорядочна.
Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, безнадежно грустен. В его сердце таится трагедия. Он уподобляет себя уединенному листку, а свою жизнь скитаниям листка.
Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно, грустно, напевно. Эффект полета, продвижения, стремительности создают открытые гласные звуки: «о», «у», «а». Писатель использует предложения с многоточиями, задает риторические вопросы, не требующие ответа.
Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны ему.
Стихотворение Жуковского написано четырехстопным ямбом, нет деления на строфы, и поэтому стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток. Хотя в стихотворении можно выделить определенные – это достигается благодаря разным способам рифмовки.
Это стихотворение сыграло немаловажную роль в творчестве Жуковского и в развитии русской литературы.
Василий Андреевич Жуковский родился 23 января 1783 года под Тулой. Рос нормальным молодым человеком, очень увлекался переводами Грея и других авторов.
В 1802 году переводит Грея «Сельское кладбище». Это размышление о жизни и судьбе человечества, важна не сама жизнь, а мысли о жизни. Поэта волнует мир человеческой души, таинственный, загадочный и вместе с тем близкий и родной. В своих произведениях Жуковский добивается контроля мыслей героев, их внутренне состояние находится под контролем и постоянным вниманием писателя.
Поэзия Жуковского – элегическая и романтическая. Лирический герой испытывает столкновение между мечтой и действительностью, тема одиночества, вечного неудовлетворения живет во всех произведениях. Главные темы автора: погибшая дружба и погибшая любовь, переживания и трагедии героев.
Тоска, томление, неудовлетворенность – типично романтические представления, но у Жуковского герои видят возможность счастья внутри себя, в своем внутреннем мире.
« Лишь тому в ком чувства нет
Пусть землей ужасен.
Счастье в нас и Божий свет
Нами лишь прекрасен».
За счастье не надо ходить далеко, оно в самом человеке. И задача каждого найти в себе это счастье, и подарить его кому – то ближнему по возможности.
Мне нравится природа описанная в произведениях Жуковского, она играет очень важную и весомую роль. Поэт видит в природе стихийное и таинственное начало – ночь, море, гроза…
Мне очень близок Жуковский своими мыслями. Как мне кажется, любой человек может найти что – то свое в этом авторе, что обогатит этого человека как личность и сделает чуть – чуть счастливее.
Другие сочинения по этому произведению
Сюжетный анализ элегии Жуковского «Листок»
На первый взгляд тема стихотворения проста: «листок уединенный», «от дружной ветки отлученный», «по воле случая носимый, стремлюсь куда велит мне рок», но идея стихотворения не такова. В стихотворении Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек – это всего лишь случайность, зависимая от воли рока, он не может быть спокоен и умиротворен здесь, истинное счастье там, «куда на свете все стремится».
Художественным приемом, с помощью которого автор строит композицию и, следовательно, выражает идею, может быть противопоставление. В стихотворении Жуковского это ассоциативное противопоставление: дружная ветка – уединенный листок. Вид блуждающего листка рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни. И он понимает, что жизнь листка и человека одинаково беспорядочна.
Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, безнадежно грустен. В его сердце таится трагедия. Он уподобляет себя уединенному листку, а свою жизнь скитаниям листка.
Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно, грустно, напевно. Эффект полета, продвижения, стремительности создают открытые гласные звуки: «о», «у», «а». Писатель использует предложения с многоточиями, задает риторические вопросы, не требующие ответа.
Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны ему.
Стихотворение Жуковского написано четырехстопным ямбом, нет деления на строфы, и поэтому стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток. Хотя в стихотворении можно выделить определенные – это достигается благодаря разным способам рифмовки.
Это стихотворение сыграло немалова
жную роль в творчестве Жуковского и в развитии русской литературы.
Василий Андреевич Жуковский родился 23 января 1783 года под Тулой. Рос нормальным молодым человеком, очень увлекался переводами Грея и других авторов.
В 1802 году переводит Грея «Сельское кладбище». Это размышление о жизни и судьбе человечества, важна не сама жизнь, а мысли о жизни. Поэта волнует мир человеческой души, таинственный, загадочный и вместе с тем близкий и родной. В своих произведениях Жуковский добивается контроля мыслей героев, их внутренне состояние находится под контролем и постоянным вниманием писателя.
Поэзия Жуковского – элегическая и романтическая. Лирический герой испытывает столкновение между мечтой и действительностью, тема одиночества, вечного неудовлетворения живет во всех произведениях. Главные темы автора: погибшая дружба и погибшая любовь, переживания и трагедии героев.
Тоска, томление, неудовлетворенность – типично романтические представления, но у Жуковского герои видят возможность счастья внутри себя, в своем внутреннем мире.
« Лишь тому в ком чувства нет
Пусть землей ужасен.
Счастье в нас и Божий свет
Нами лишь прекрасен».
За счастье не надо ходить далеко, оно в самом человеке. И задача каждого найти в себе это счастье, и подарить его кому – то ближнему по возможности.
Мне нравится природа описанная в произведениях Жуковского, она играет очень важную и весомую роль. Поэт видит в природе стихийное и таинственное начало – ночь, море, гроза…
Мне очень близок Жуковский своими мыслями. Как мне кажется, любой человек может найти что – то свое в этом авторе, что обогатит этого человека как личность и сделает чуть – чуть счастливее.