Анализ стихотворения Жуковского Цветок

Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»

Картинка Анализ стихотворения Жуковского Цветок № 1

Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» - не исключение. Каждый, кто знаком с биографией Жуковского знает, что год написания стихотворения стал годом разлуки, годом последнего объяснения с Машей Протасовой и, конечно, это событие личной жизни отразилось в теме и идее этого стихотворения.
На первый взгляд тема стихотворения проста: увядающий цветок на осеннем поле, но не такова идея стихотворения. Основная мысль его заключена в сравнении умирающего осенью цветка и человека, потерявшего надежду на счастье.
Чтобы раскрыть эту идею, поэт композиционно точно выстраивает это стихотворение и читатель наблюдает за развитием внутреннего сюжета. Вид увядающего цветка «одинокого, лишенного своей прелести» рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни, так же как рука осени жестокой лишает цветок красоты, так и рок, судьба «угнетает» человека, забирая веселье, отнимая мечту и наслажденье. Лишаясь «драгих сердцу заблуждений» человек теряет очарование жизни, утрачивает надежду. И понимает, что жизнь цветка и человека одинаково быстротечна.
Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, бе6знадежно грустен. В его сердце таится трагедия, потому что даже «звезда надежды угасает», а она, как известно (надежда) умирает последней. Лирический герой уподобляет себя увядшему цветку, а свою жизнь периоду цветения.
Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно и грустно, напевно. Эту плавность и напевность создают открытые гласные звуки (а, о, у).
Жуковский использует слова «рок», «разрушает», «заблуждение», «исчезает», «угасает», эти слова – глаголы показывают читателю, как незаметно, но зримо судьба разрушает человеческую жизнь, и нет от нее спасения. Эту обреченность автор передает с помощью восклицания «Увы!», предложений с многоточиями и последнего риторического вопроса, который не требует ответа
Жанр своего стихотворения поэт называет в подзаголовке. Это романс. Любой знает, что романс напевное стихотворение о несчастной любви.
Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны, особенно, если пережил несчастную любовь и разочарование.
Стихотворение неспешно рассказывает о судьбе лирического героя незавидной и печальной. Перекрестная рифма, одинаковая во всех четырех строфах, передает настроение печали, однообразной и безысходной.
Это стихотворение сыграло немаловажную роль в развитии литературы, как и все творчество Жуковского. Благодаря элегическим размышлениям поэта начала 19 века, читатели получили элегии Пушкина, Лермонтова. Интересно, что одно из стихотворений Пушкина посвященное засохшему цветку напоминает стихотворение Жуковского.

Пример

«Анализ стихотворения Жуковского "Цветок"»

Картинка Анализ стихотворения Жуковского Цветок № 2

Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» - не исключение. Каждый, кто знаком с биографией Жуковского знает, что год написания стихотворения стал годом разлуки, годом последнего объяснения с Машей Протасовой и, конечно, это событие личной жизни отразилось в теме и идее этого стихотворения.
На первый взгляд тема стихотворения проста: увядающий цветок на осеннем поле, но не такова идея стихотворения. Основная мысль его заключена в сравнении умирающего осенью цветка и человека, потерявшего надежду на счастье.
Чтобы раскрыть эту идею, поэт композиционно точно выстраивает это стихотворение и читатель наблюдает за развитием внутреннего сюжета. Вид увядающего цветка «одинокого, лишенного своей прелести» рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни, так же как рука осени жестокой лишает цветок красоты, так и рок, судьба «угнетает» человека, забирая веселье, отнимая мечту и наслажденье. Лишаясь «драгих сердцу заблуждений» человек теряет очарование жизни, утрачивает надежду. И понимает, что жизнь цветка и человека одинаково быстротечна.
Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, бе6знадежно грустен. В его сердце таится трагедия, потому что даже «звезда надежды угасает», а она, как известно (надежда) умирает последней. Лирический герой уподобляет себя увядшему цветку, а свою жизнь периоду цветения.
Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно и грустно, напевно. Эту плавность и напевность создают открытые гласные звуки (а, о, у).
Жуковский использует слова «рок», «разрушает», «заблуждение», «исчезает», «угасает», эти слова – глаголы показывают читателю, как незаметно, но зримо судьба разрушает человеческую жизнь, и нет от нее спасения. Эту обреченность автор передает с помощью восклицания «Увы!», предложений с многоточиями и последнего риторического вопроса, который не требует ответа
Жанр своего стихотворения поэт называет в подзаголовке. Это романс. Любой знает, что романс напевное стихотворение о несчастной любви.
Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны, особенно, если пережил несчастную любовь и разочарование.
Стихотворение неспешно рассказывает о судьбе лирического героя незавидной и печальной. Перекрестная рифма, одинаковая во всех четырех строфах, передает настроение печали, однообразной и безысходной.
Это стихотворение сыграло немаловажную роль в развитии литературы, как и все творчество Жуковского. Благодаря элегическим размышлениям поэта начала 19 века, читатели получили элегии Пушкина, Лермонтова. Интересно, что одно из стихотворений Пушкина посвященное засохшему цветку напоминает стихотворение Жуковского

Другие сочинения по этому произведению

Срочно нужен анализ любого стихотворения Жуковского (кроме стихотворения Цветок)

Картинка Анализ стихотворения Жуковского Цветок № 3

MashyliK Ученик (129), закрыт 8 лет назад

Анализ нужен по пунктам:
Творческая история
Тема и идея
Композиция и внутренний сюжет
Лирический герой и система образов
Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, орфоэпии и т. д
Жанр
Эмоциональная окраска
Ритмика, ритмо размер
Какие мысли и чувства вызывает стихотворение у читателей

Говорящая с Ветром Просветленный (22290) 8 лет назад

Анализ стихотворения В. А. Жуковского Море

Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою.

Тайна моря волнует поэта. Море всегда переменчиво, оно как бы соединено с небом: в хорошую погоду спокойное, ясное, а в плохую — беспокойное. Оно — как человек, как сам поэт.

Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе.

В начале XIX столетия в России сложилось новое литературное направление — романтизм. Он пришел на смену классицизму и оформился в двух главных течениях — психологическом и гражданском. Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков.

Заслуга В. А. Жуковского состоит в том, что весь видимый человеку мир в его поэзии предстал в индивидуальном свете, пропущенном через сердце и душу. После Жуковского любое переживание, будь то тоска или печаль, гражданское или патриотическое чувство, утратило риторическое, абстрактное (и потому холодное) выражение и приобрело задушевность и трогательность.

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, -
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

Единство авторского сознания и отображенной в лирике романтической личности — вот то новое, что внес Жуковский в романтизм в частности и в поэзию вообще. Это повлекло за собой единство стиля и тона, которое достигалось в результате прямого, непосредственного воссоздания душевных переживаний личности. Своими элегиями Жуковский вдохнул в русскую поэзию новое содержание и преобразовал ее строй. В элегии "Море" содержание грустно не потому, что так велят "правила" искусства, а вследствие сложившегося у поэта понимания жизни. Так была поколеблена принудительная связь между жанром и лирической эмоцией. Это привело к тому, что личность в поэзии уже не делилась на разные сферы — интимную, гражданскую, а предстала единой, внутренне многосложной и многогранной, прекрасной и возвышенной. Действительность отныне просматривалась через душевный строй человека, через его индивидуальные, неповторимо-своеобразные, самобытные переживания.

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны.

Литературный критик В. И. Коровин в своей статье "От Державина до Тютчева" писал: "Элегическая эмоция включила теперь и "вечные" философские вопросы — противоречия между конечностью тела и бесконечностью духа, и социальные — неудовлетворенность насущной действительностью, в которой гибнут высокие духовные ценности (отсюда жажда иного мира и жгучая мечта о нем). и психологические — желание передать неповторимые и гуманные чувства, свойственные отдельной личности, родственным ей душам".

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Федоровны. Пережил замужество М. Протасовой в 1817 году. Для 24 – летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с ней разочарование во всем отразились в теме и идее стихотворения.
На первый взгляд тема стихотворения проста: «листок уединенный». «от дружной ветки отлученный». «по воле случая носимый, стремлюсь куда велит мне рок». но идея стихотворения не такова. В стихотворении Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек – это всего лишь случайность, зависимая от воли рока, он не может быть спокоен и умиротворен здесь, истинное счастье там, «куда на свете все стремится».
Художественным приемом, с помощью которого автор строит композицию и, следовательно, выражает идею, может быть противопоставление. В стихотворении Жуковского это ассоциативное противопоставление: дружная ветка – уединенный листок. Вид блуждающего листка рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни. И он понимает, что жизнь листка и человека одинаково беспорядочна.
Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, безнадежно грустен. В его сердце таится трагедия. Он уподобляет себя уединенному листку, а свою жизнь скитаниям листка.
Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно, грустно, напевно. Эффект полета, продвижения, стремительности создают открытые гласные звуки: «о». «у». «а». Писатель использует предложения с многоточиями, задает риторические вопросы, не требующие ответа.
Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны ему.
Стихотворение Жуковского написано четырехстопным ямбом, нет деления на строфы, и поэтому стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток. Хотя в стихотворении можно выделить определенные – это достигается благодаря разным способам рифмовки.
Это стихотворение сыграло немаловажную роль в творчестве Жуковского и в развитии русской литературы.

Сюжетный анализ элегии Жуковского «Цветок»

Картинка Анализ стихотворения Жуковского Цветок № 4

На первый взгляд тема стихотворения проста: увядающий цветок на осеннем поле, но не такова идея стихотворения. Основная мысль его заключена в сравнении умирающего осенью цветка и человека, потерявшего надежду на счастье.

Чтобы раскрыть эту идею, поэт композиционно точно выстраивает это стихотворение и читатель наблюдает за развитием внутреннего сюжета. Вид увядающего цветка «одинокого, лишенного своей прелести» рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни, так же как рука осени жестокой лишает цветок красоты, так и рок, судьба «угнетает» человека, забирая веселье, отнимая мечту и наслажденье. Лишаясь «драгих сердцу заблуждений» человек теряет очарование жизни, утрачивает надежду. И понимает, что жизнь цветка и человека одинаково быстротечна.

Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, бе6знадежно грустен. В его сердце таится трагедия, потому что даже «звезда надежды угасает», а она, как известно (надежда) умирает последней. Лирический герой уподобляет себя увядшему цветку, а свою жизнь периоду цветения.

Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно и грустно, напевно. Эту плавность и напевность создают открытые гласные звуки (а, о, у).

Жуковский использует слова «рок», «разрушает», «заблуждение», «исчезает», «угасает», эти слова – глаголы показывают читателю, как незаметно, но зримо судьба разрушает человеческую жизнь, и нет от нее спасения. Эту обреченность автор передает с помощью восклицания «Увы!», предложений с многоточиями и последнего риторического вопроса, который не требует ответа

Жанр своего стихотворения поэт называет в подзаголовке. Это романс. Любой знает, что романс напевное стихотворение о несчастной любви.

Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны, особенно, если пережил несчастную любовь и разочарование.

Стихотворение неспешно рассказывает о судьбе лирического героя незавидной и печальной. Перекрестная рифма. одинаковая во всех четырех строфах, передает настроение печали, однообразной и безысходной.

Это стихотворение сыграло немаловажную роль в развитии литературы, как и все творчество Жуковского. Благодаря элегическим размышлениям поэта начала 19 века, читатели получили элегии Пушкина, Лермонтова. Интересно, что одно из стихотворений Пушкина посвященное засохшему цветку напоминает стихотворение Жуковского

Василий Андреевич Жуковский был образованнейшим человеком, что позволило ему, обладавшему несравненным даром переводчика, сделать доступными для русского читателя многие лучшие образцы немецкой и английской поэзии, что в то время имело особенное значение, так как до него в русской литературе преобладали лишь переводы с французского. Жуковский переводил Шиллера, Байрона и многих других поэтов. Однако он не ограничивался этим; его перу принадлежит перевод «Одиссеи» — эпической поэмы великого поэта Древней Греции Гомера, восточных поэм «Наль и Дамаянти» (Индия), «Рустем и Зораб» (Персия) и других произведений. Таким образом, переводческая деятельность Жуковского сыграла в истории литературы огромную роль. Недаром Пушкин называл его «гением перевода»,

Жуковский — один из первых поэтов-лириков, развивавших не только новые для русской поэзии жанры, но и лексику. Как поэт Жуковский прославился достаточно рано. Его личность, мироощущение и поэтические пристрастия складывались в начале века. Он глубоко усвоил uneit морального самосовершенствования и личной добродетели. Это нашло достойное подтверждение в его лирике:

А вы, наперсники фортуны ослепленны.

Напрасно спящих idea, спешите презирать

За то, что горбы их не пышны и забвенны.

Что лесть им алтарей не мыслит воздвигать.

Молодой Жуковский отдает дань романтизму, увлекаясь Шиллером, но остается равнодушным к гражданской теме. Очень рано в творчестве поэта проявились его основные черты, ставшие потом доминирующими — мистицизм, вера в потусторонний мир, может быть, более совершенный, чем земной. В стихотворении «На смерть Андрея Тургенева» Жуковский пишет:

• Прости! не вечно жить! Увидимся опять;

• Во гробе нам судьбой назначено свиданье!

• Надежда сладкая! приятно ожиданье!

• С каким веселием я буду умирать!

Но наиболее полно талант поэта выразился в любовной лирике. Жуковский жаждал большого счастья и писал о праве человека на чувство:

Когда руки твоей столь милыми чертами

Мой взор бьп поражен — вся сладость прежних дней.

Все незабвенные часы любви твоей

Воскресли предо мной! О чувств очарованье!

Личная любовная драма глубоко отразилась в его лирике. Вплоть до середины двадцатых годов XIX века в лирике Жуковского господствовала тема неразделенной глубокой и возвышенной любви:

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье.

Как сон пленительный, вся жизнь моя текла,

Но я тобой забыт.— где счастье, провиденье!

Ах! счастием моим любовь твоя была!

Трагедию своей любви Жуковский понял как неизбежность крушения и гибели лучших надежд в современном мире. Человека всюду подстерегают страдания и утраты и его мечты рушатся:

Тобой к для одной тебя Живу и жизнью наслаждаюсь; .

Тобою чувствую себя; В тебе природе удивляюсь.

И с чем же жребий мой сравнить?

Чего желать в столь, сладкой доле?

Любовь мне жизнь — ах! Я любить

Еще сто крат желал бы боле.

Поэт стремится к гармонии и красоте, но нет их, к сожалению, в окружающем мире. Человек не может победить могучие силы, стоящие на его пути к счастью:

Прекрасное погибло в пышном цвете.

Таков удел прекрасного на свете!

Здесь Жуковский выражает печальную мысль о неотвратимой гибели молодости, красоты, лучезарных надежд на заре дней. Поэт искренне и глубоко страдает, и у него часто оказывался «ум с сердцем не в ладу». Василий Андреевич утверждал, что:

Причина всех добрых дел.

Нам твердость, и мужество,

Признавая несовершенство действительности, Жуковский, однако, не разуверился ни в доброте, ни в красоте, ни в человечности. В своих произведениях он, призывая к смирению и утверждая благо Промысла, сочувствует своим героям, скорбит о разлуке влюбленных, об увядании молодости, о гибели красоты: Пусть не всегда торжествует на земле справедливость, но сердце поэта отдано нежным влюбленным, в образах которых прославляются красота, добро, горячее молодое чувство, верность и нравственная стойкость:

Я в надежде, я в смятенье

Предаю себя волнам;

Счастье вижу в отдаленье;

Все, что мило,—мнится — там!

Ах! в безвестном океане

Очутился мой челнок;

Даль по-прежнему в тумане;

Брег невидим и далек.

Лирика Жуковского подготовила приход в русскую литературу Пушкина, Лермонтова и других великих поэтов. Без его поэтических исканий и находок, вероятно, не достигла, бы русская поэзия своих высот.

Именно с Жуковского началась новая школа в поэзии: благодаря ему она. словно воспрянув ото сна. совершила стремительный скачок в будущее.

Предыдущий реферат из данного раздела: Писатель Сакариас Топелиус

«Цветок» В.Жуковский

Минутная краса полей,
Цветок увядший, одинокой,
Лишён ты прелести своей
Рукою осени жестокой.

Увы! нам тот же дан удел,
И тот же рок нас угнетает:
С тебя листочек облетел —
От нас веселье отлетает.

Отъемлет каждый день у нас
Или мечту, иль наслажденье.
И каждый разрушает час
Драгое сердцу заблужденье.

Смотри… очарованья нет;
Звезда надежды угасает…
Увы! кто скажет: жизнь иль цвет
Быстрее в мире исчезает?

Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»

Мария Андреевна Протасова – единственная любовь в жизни Жуковского и адресат большей части его любовной лирики. Знаменитый поэт познакомился с ней в 1805 году. Тогда девушке было всего двенадцать лет. Василий Андреевич выступал в роли учителя для нее и ее младшей сестренки Александры. Долгое время Жуковский скрывал свои чувства. Сама Мария Андреевна о любви преподавателя узнала только в 1811 году. По словам матери Протасовой, дочь к Жуковскому симпатию питала исключительно дружескую. Руки девушки поэт впервые попросил в январе 1812-го. Ответом ему был решительный отказ. Главная причина, по которой матушка Марии Андреевны противилась браку, — якобы близкое родство жениха и невесты. На протяжении многих лет Жуковский добивался руки возлюбленной, но попытки его так успехом и не увенчались. В итоге Протасова вышла замуж за хирурга, университетского профессора Ивана Филипповича Мойера. Что касается Василия Андреевича, то он женился только в 1841-ом.

Стихотворение «Цветок», снабженное подзаголовком «Романс», относится к 1811 году. Первый сюжетный план текста – неминуемое осеннее увядание цветка. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Его постигло сильнейшее жизненное разочарование. Осень принесла смерть надеждам, мечтам. Облетевшие листья Жуковский сравнивает с покинувшим героя стихотворения весельем. Поэт последовательно развивает центральную идею – жизнь цветка столь же быстротечна, как и жизнь человека. Стихотворение проникнуто атмосферой грусти, безысходности. В нем нашла отражение невозможность противостоять безжалостному року. В частности, это передается посредством лексики. Обратите внимание на слова, которые выбирает поэт и их эмоциональную окраску, — «увядший», «угнетает», «отъемлет», «разрушает», «угасает». Вероятно, «Цветок» связан с фактами биографии Жуковского, кратко обозначенными выше. Неизбывная тоска, пронизывающая произведение, — это тоска человека влюбленного, но не рассчитывающего обрести счастье с дорогой сердцу женщиной.

Василий Андреевич – один из тех, кто сильнее всего повлиял на Пушкина в период его становления как поэта. В 1816 году Александр Сергеевич вслед за учителем обратился к жанру элегии, развивая в его рамках мотивы неразделенной любви, душевного угасания, уходящей молодости. Отголоски лирики Жуковского встречаются в пушкинском творчестве и гораздо позже. 1828 годом датировано стихотворение «Цветок», которое пересекается с одноименным произведением Василия Андреевича. Лирический герой Пушкина обнаруживает в книге «засохший, безуханный» цветок. Находка рождает массу риторических вопросов, например:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

В финале небольшой зарисовки лирический герой доходит до главного вопроса – что стало с тем человеком, который когда-то сорвал цветок? В отличие от Жуковского впрямую Пушкин о быстротечности жизни не говорит, но подобная мысль – вполне логичное завершение рассуждений героя его «Цветка».

Послушать стихотворение Жуковского Цветок

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Цветок

Анализ стихотворения Жуковского Цветок

Настроение произведения Цветок

Цветок