Анализ стихотворения Заболоцкого Портрет



Рокотов. «Портрет Струйской».

- Эту беседу о стихотворении Заболоцкого «Портрет» мы с тобой начнём с небольшого экскурса в теорию. В любом почти стихотворении есть сюжет. Есть фабула. Что это такое? Сюжет - последовательность каких-то событий по тексту. Фабула - последовательность в хронологическом порядке, что за чем идёт. Но некоторые литературоведы считают наоборот, что сюжет - это хронология, а фабула - последовательность по тексту. Так что сначала, прежде чем спорить, не мешает это обговорить. Важно не то, какое слово что должно обозначать, а сам факт различия. А теперь подумай, сосредоточься и скажи: как хронологически расположить строфы?

Пример

- Если по времени судить, то последняя строфа, мне кажется, будет первой.

- Что там происходит? Какое событие?

- Когда гроза - тогда и потёмки. Туча закрыла небо, огромная свинцовая туча.

- Ну и что? Что произошло? Почему эти глаза возникли вдруг?

- Не знаю. не могу сказать.

- Хорошо. Поступим так. Расскажи мне об этом человеке, о лирическом герое. Кто он? Где он?

- Он стоит у окна и смотрит на небо. И. вдруг вспоминает. Может быть «дно души» как бы напомнило ему небо? Как бы - из потёмок души?

- Может быть, может быть. Но - почему именно глаза? И именно эти глаза?

- Ну я не знаю. Я не могу ответить. Ты лучше сам скажи.

- Сдаёшься. Ну, объясняю. Туча напомнила поэту, лирическому герою (тут это одно и то же) - картину, точнее её тёмно-свинцовый фон. Отсюда - и «тьма былого», и тьма памяти.

- Верно, слушай, я помню, там, на картине, действительно как туча повисла.

-. Сначала у поэта возникает только образ глаз, всё остальное пока теряется в тумане памяти. Но глаза - мерцают. А вот чуть выше - посмотри - что написано? «Её глаза - как два тумана». Скажи пожалуйста, два тумана могут мерцать?

- Нет, не знаю, нет.

- Как же так? А так. Мерцать-то они мерцали, да вот - прилетели туманы и - мерцания не стало видно. А может быть, и не было никакого мерцания, так, обман один. Да не один - два обмана? Но это всё было уже потом. А началось - гораздо раньше. Первое событие стихотворения - вот оно.

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас.

Когда-то давным давно поэт и его друг видели странный портрет, портрет, изображающий молодую женщину на тёмном, почти грозовом фоне. Портрет Струйской. Они увидели мерцание и ещё -

Соединенье двух загадок,

Безумной ревности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Кто он был, спутник поэта?

- Ко мне вопрос или риторический?

- Молодец! Поэт, потому что через много лет, когда произошла эта огромная гроза, и они снова вместе стояли - перед окном, как ты правильно сказал, он обращается к своему другу: «Любите живопись, поэты!» А, кстати, причём тут живопись?

- Ну, портрет же всё-таки.

- Но почему именно поэты должны живопись любить? У них что, других дел нет? Почему бы не любить архитектуру, например? Или музыку?

- Тут есть тому объяснение:

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

- Архитектура не сохранит никаких «примет» - она ничего не изображает, а музыка - сама изменчива.

- Хорошо. Это верно. Портрет, хоть он и старинный, сохраняет «приметы души» того, кто изображён. А заодно - и тех, кто на него когда-то смотрел, душа зрителя ведь соединяется с тем, на что он смотрит. И поэтому Заболоцкий вдруг через этот самый портрет вспомнил о себе, каким он был в далёком прошлом, когда он вместе с более молодым его собеседником, тоже поэтом, бродил по залам художественной галереи. Живопись осуществила невозможное, соединила противоположности: изменчивость и постоянство. Поэзия - единственный род искусства, который работает так же. Вот, к примеру, сколько противоположностей ты насчитаешь в стихотворении «Портрет»?

- Так. Первую строфу уже смотрели. Дальше - «полуулыбка, полуплач», «полувосторг, полуиспуг», «нежность» и вдруг «припадок».

- А вот это - «едва закутана в атлас» - разве в атлас можно закутаться? Эта самая холодная ткань на свете. Да и можно ли быть едва закутанным? Или - «мерцают» «два тумана». Смотри же - тут всё построено на противоречиях. Но главное противоречие - это тот изначальный образ Струйской, сначала загадочный, а потом выраженный очень небезобидными словами «Её глаза - как два обмана, покрытых мглою неудач». Чьих неудач, дружок? Своих?

- Да, верно. Потому что прошло много лет. Портрет сохранил всё ту же улыбку, всё те же мерцающие на фоне грозового неба глаза. Всё то же обещание безумной до припадка нежности. А в душе над всем этим совсем другое, разные туманы, другая жизнь, не та, что обещена была, жизнь, где ошибки и - неудачи, неудачи, неудачи. Мгла. Почитай о жизни Заболоцкого, и ты узнаешь, что там - в этой мгле памяти и колючая проволока лагерей, и полное непризнание современников. Эти мерцающие глаза - они ведь солгали, эти «два обмана». Правда, строго говоря, всё это уже - за рамками стихотворения.

- А как же портрет? Это действительно тот портрет, что висит в Третьяковке?

-

Нет. Ведь на самом деле память - не живопись. Она не все души приметы сохраняет. Заболоцкий, верно, не пошёл ещё раз в Третьяковку, писал по памяти. Писал о том своём, старом восприятии. Давно, когда ещё школьником я это стихотворение впервые прочитал - пошёл в Третьяковскую галерею, смотрел Рокотова. Нет. Не было там безумного припадка ревности. Ни полувосторга. Ни полуипуга. Ни предвосхищения смерти. Было какое-то удивительное спокойствие. Конечно, при желании в этом состоянии самоуглубления, созерцательности и покоя можно углядеть причастность к пониманию высших вопросов бытия, жизни, смерти, вечности. Но не это главное… Врзможно – и глаза заплаканные, особенно – правый… И отстранённая, добрая улыбка: иногда так усталые родители смотрят на расшалившихся детей. Можно думать, следовательно, что это полуулыбка – полуплач. Но – уж это точно - никакого обмана во всём этом нет.

- Но, может быть, это не тот портрет?

- И я так же подумал. И с тех пор всё ищу «тот».

В примечаниях к стихотворению «Портрет» всегда почему-то (Н.Заболоцкий, Избранное, 1972; «Огонь, мерцающий в сосуде…», 1995) указывают на картину из Третьяковки. Это меня и сбило с толку, хотя я ни на секунду не верил, что Заболоцкий пишет об этой картине. Я пытался как-то объяснить явное несоответствие: «Заболоцкий, верно, не пошёл ещё раз в Третьяковку, писал по памяти…» и т.д. Недавно я обнаружил строки из воспоминаний Евг. Шварца (относящихся к тому же 53-му году, когда было написано стихотворение «Поэт»). Среди впечатлений от московской квартиры поэта – такое: «На стене против дивана в овальной раме портрет нарумяненной дамы с напудренными волосами… Николай Алексеевич полюбил живопись, полюбил упрямо, методично, не позволяя шутить этим. Особенно гордился он дамой в овальной раме. «Это Рокотов!» В Москве известно всего шесть его картин, и одна из них у Николая Алексеевича…»

«Снова» означает не как в прошлом У НАС С ТОБОЙ (когда мы заходили в Третьяковку – не заходили!), а как тогда, когда она, Струйская, смотрела на художника, на Рокотова, когда он писал её портрет.

Дальше Шварц осторожно намекает, что, наверно, к нему обращено стихотворение Заболоцкого.

«Портрет Струйской» Рокотова, мне кажется, способен поколебать всю «нашу» социалистическую пропаганду о том, что «господа» (помещики, дворяне) ВСЕ КАК ОДИН были извергами, эксплуататорами и т.п. Струйская, та, что изображена на портрете Рокотова, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЖЕСТОКОЙ. В 18-м веке дворянам удалось создать некий ОЧЕНЬ ЗАМКНУТЫЙ мир, который вообще склонны создавать себе привелегированные слои общества. Они не жестоки с «низшими», они их просто почти не замечают.

Заболоцкий Н - Портрет (стихотворение)

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Портрет № 1

Код для вставки на сайт или в блог (HTML)

"Любите живопись, поэты!"
Поэзия и живопись – близнецы сёстры. Хорошие стихи, как и хорошие живописные полотна, западают в наши души. Многие известные поэты посвятили свои стихи художникам, вдохновлялись прекрасными полотнами.
В живописи кисти и слова много чарующего. Для начала напомню известное стихотворение Н.Заболоцкого, восхитившегося портретом помещицы Струйской работы художника Ф.Рокотова.
Ф. Рокотов в 1772 г. написал портрет Александры Петровны Струйской, вышедшей замуж в 14-летнем возрасте за пензенского помещика. Современники восхищались этой женщиной, цельностью её натуры. Под обаянием её личности и нежной красоты находился и сам Ф. Рокотов.
Огромное впечатление произвёл этот портрет и на поэта XX века Н. Заболоцкого, который в 1953 г. написал стихотворение «Портрет».

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, "судьбоносных", ломающих жизни миллионам людей, но его поэзия не крикливая плакатная "агитка", а лирический разговор автора "по душам". Вдумчивый взгляд художника в окружающий мир открывает много загадочного и интересного. Поэт старается найти и обосновать свое место среди людей. У Заболоцкого своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую природу. Он видит, как все на земле взаимосвязано и хрупко. Поэт сознает себя составной частью этого прекрасного и гармоничного мира. В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны. Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого. Часто Заболоцкий обращается к теме жестокости человека, бездумно губящего красоту, природу, а, значит, и себя самого. Поэт-гуманист не может пройти в своем творчестве мимо этой темы, сделав вид, что ее не существует. Да, люди не только созидают, чаще они губят, пользуясь своим преимуществом перед природой, которое только видимое, эфемерное. Заболоцкий умеет увидеть и передать в стихах неповторимую красоту земли, ее мудрую спокойную величавость. Прекрасный лирик, умеющий донести тончайшие оттенки, запахи, звуки, поэт способен умилиться каждому цветку, молодому весеннему листку.

«Портрет» Н.Заболоцкий

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Портрет № 2

«Портрет» Николай Заболоцкий

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Портрет»

Философ и тонкий лирик, Николай Заболоцкий в своих произведениях нередко обращался к любовной тематике. Как правило, стихи было посвящены супруге поэта, которую он действительно боготворил. Даже тот факт, что в самый сложный период жизни автора эта женщина отдала предпочтение другому и разорвала брачный союз, не изменили к ней отношения со стороны Заболоцкого. Сила его любви была поистине удивительной, и спустя несколько лет поэту удалось вернуть супругу.

Именно ее образ представлен в стихотворении «Портрет», которое Николай Заблоцкий написал в 1953 году. Правда, он очень тщательно завуалировал этот факт, создав так называемое стихотворение «с двойным дном», истинный смысл которого следует искать между строк. На первый взгляд кажется, что посвящено оно совершенно другой женщине – русской дворянке Александре Струйской, чьим портретом кисти художника Федора Рокотова автор искренне восхищается. Он даже призывает своих коллег по перу любить живопись, так как в ней можно черпать вдохновение. Ведь «души изменчивой приметы переносить на полотно» так же сложно, как пытаться словами выразить свои чувства.

Рассматривая портрет прекрасной женщины, жившей несколько столетий назад, Заболоцкий отмечает: «Ее глаза – как два обмана, покрыты мглою неудач». Автор не обращает внимания на то, во что одета героиня его стихотворения, упоминая лишь вскользь, что она «едва закутана в атлас». Гораздо больше пота интересует тот факт, что в этом образе художник сумел одновременно запечатлеть «соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг». Именно эти чувства он прочел в глазах своей супруги, когда она вернулась домой после длительной разлуки. Заболоцкий не хочет вспоминать о том, как он прожил несколько лет без той, которую любил до беспамятства. Дни сливались для него в недели и месяца, не принося утешения и лишая надежды на воссоединение семьи. Но одного взгляда на супругу, однажды переступившую порог его дома, оказалось достаточно, чтобы понять – она страдала не меньше поэта.

Именно своей жене Екатерине Клыковой автор посвящает последнее четверостишие этого произведения. В нем он признается: «Со дна души моей мерцают ее прекрасные глаза». Всего лишь один взгляд, сумевший сказать поэту гораздо больше любых слов, он будет хранить в своем сердце до конца жизни и сравнивать его со взглядом другой женщины, запечатленной на холсте много лет назад.

скажите анализ стихотворения Заболоцкого портрет

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Портрет № 3

Роман Знаток (495), на голосовании 5 лет назад

на самом деле память - не живопись. Она не все души приметы сохраняет. Заболоцкий, верно, не пошёл ещё раз в Третьяковку, писал по памяти. Писал о том своём, старом восприятии. Давно, когда ещё школьником я это стихотворение впервые прочитал - пошёл в Третьяковскую галерею, смотрел Рокотова. Нет. Не было там безумного припадка ревности. Ни полувосторга. Ни полуипуга. Ни предвосхищения смерти. Было какое-то удивительное спокойствие. Конечно, при желании в этом состоянии самоуглубления, созерцательности и покоя можно углядеть причастность к пониманию высших вопросов бытия, жизни, смерти, вечности. Но не это главное… Врзможно – и глаза заплаканные, особенно – правый… И отстранённая, добрая улыбка: иногда так усталые родители смотрят на расшалившихся детей. Можно думать, следовательно, что это полуулыбка – полуплач. Но – уж это точно - никакого обмана во всём этом нет.

- Но, может быть, это не тот портрет?

- И я так же подумал. И с тех пор всё ищу «тот».

В примечаниях к стихотворению «Портрет» всегда почему-то (Н. Заболоцкий, Избранное, 1972; «Огонь, мерцающий в сосуде…». 1995) указывают на картину из Третьяковки. Это меня и сбило с толку, хотя я ни на секунду не верил, что Заболоцкий пишет об этой картине. Я пытался как-то объяснить явное несоответствие: «Заболоцкий, верно, не пошёл ещё раз в Третьяковку, писал по памяти… » и т. д. Недавно я обнаружил строки из воспоминаний Евг. Шварца (относящихся к тому же 53-му году, когда было написано стихотворение «Поэт»). Среди впечатлений от московской квартиры поэта – такое: «На стене против дивана в овальной раме портрет нарумяненной дамы с напудренными волосами… Николай Алексеевич полюбил живопись, полюбил упрямо, методично, не позволяя шутить этим. Особенно гордился он дамой в овальной раме. «Это Рокотов! » В Москве известно всего шесть его картин, и одна из них у Николая Алексеевича… »

«Снова» означает не как в прошлом У НАС С ТОБОЙ (когда мы заходили в Третьяковку – не заходили!). а как тогда, когда она, Струйская, смотрела на художника, на Рокотова, когда он писал её портрет.

Дальше Шварц осторожно намекает, что, наверно, к нему обращено стихотворение Заболоцкого.

«Портрет Струйской» Рокотова, мне кажется, способен поколебать всю «нашу» социалистическую пропаганду о том, что «господа» (помещики, дворяне) ВСЕ КАК ОДИН были извергами, эксплуататорами и т. п. Струйская, та, что изображена на портрете Рокотова, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЖЕСТОКОЙ. В 18-м веке дворянам удалось создать некий ОЧЕНЬ ЗАМКНУТЫЙ мир, который вообще склонны создавать себе привелегированные слои общества. Они не жестоки с «низшими». они их просто п

Урок литературы в 11-м классе "Два портрета". (Стихотворение Н.Заболоцкого "Портрет" и портрет А.П. Струйской кисти Ф.Рокотова)

Цели и задачи урока:

  • сформировать умения и навыки сравнительного анализа произведений искусства;
  • расширить кругозор учащихся, повысить их общий культурный уровень;
  • усовершенствовать навыки литературоведческого и лингвистического анализа текста;
  • предоставить возможность учащимся проявить способности в творческих работах.

Оборудование урока: портрет А.П. Струйской кисти Ф. Рокотова, стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» (текст стихотворения у каждого учащегося).

Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят.

Леонардо да Винчи

– Как вы понимаете слова Леонардо да Винчи? (взаимовлияние различных видов искусства)

– Сегодня мы выполним сравнительный анализ произведений совершенно разных видов искусства, обращённых к одной теме.

1. Слово учителя.

Ф. Рокотов в 1772 г. написал портрет Александры Петровны Струйской (Приложение 1 ), вышедшей замуж в 14-летнем возрасте за пензенского помещика. Современники восхищались этой женщиной, цельностью её натуры. Под обаянием её личности и нежной красоты находился и сам Ф. Рокотов.

Прославленному живописцу XYIII в. Ф. Рокотову удалось создать свой неповторимый «рокотовский тип». Художника увлекали не ярко выраженные черты характера, а поэтичность, одухотворённость внутренней жизни человека, затаённость чувств.

Особой лиричностью отличаются женские образы Рокотова. Загадочный взгляд, лёгкая улыбка, грациозный наклон головы выражают изменчивую сложность духовного мира. А рокотовский портрет А.П. Струйской стал одним из самых запоминающихся образов в русском искусстве.

Портреты Ф. Рокотова, приходя из далёкого прошлого, и сегодня будят у зрителя фантазию, вызывают желание домыслить или сочинить жизнь запечатлённых на его полотнах людей.

2. Огромное впечатление произвёл этот портрет и на поэта XX века Н. Заболоцкого, который в 1953 г. написал стихотворение «Портрет».

(Звучит стихотворение Н. Заболоцкого, читает заранее подготовленный ученик.)

Любите живопись, поэты
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

3. Беседа по вопросам.

– Рассмотрите портрет А.П. Струйской кисти Ф. Рокотова. Расскажите о впечатлении, которое произвело на вас это полотно. (Портрет отличается редким обаянием, возвышенностью; нет ничего определённого, зафиксированного. Струйская изображена на тёмном фоне, она как бы выплывает из тьмы веков. Черты лица как бы полустёртые, тающие, расплывчатые. Взгляд грустный, чуть заметная улыбка. Контуры фигуры размыты. Она как бы появилась из сумрака и готова исчезнуть в нём.)

4. Анализ стихотворения.

Желанием передать словами «души изменчивой приметы» охвачен и поэт. Залюбовавшись портретом Струйской, он восклицает:

Любите живопись, поэты
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

– Чем примечательна начальная строфа стихотворения?

– Какими чувствами подсказаны эти строки? К кому обращается поэт? (Преклонение перед искусством; упрёк поэтам; неудовлетворённость взыскательного мастера самим собой)

– При помощи какого средства выразительности передаёт поэт эти чувства? (инверсия)

Вывод. Начальная строфа – это своеобразная увертюра, в которой поэт призывает не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу различных видов искусства.

– Только ли к поэтам обращено это стихотворение? Почему Н. Заболоцкий, обращаясь к читателям, употребил местоимение ты. а не вы. Согласны ли вы, что стихотворение так же, как и полотно Ф. Рокотова, предполагает диалог? Докажите это.

Поэту важно приблизить столь полюбившееся ему полотно к своему читателю. Поэт обращается к каждому из нас, начинается диалог с читателем. Обращение к поэтам отступает на второй план.

– Струйская на портрете как бы появилась из сумрака и готова исчезнуть в нём. Находит ли это отражение в стихотворении?

(II строфа. Тёмный фон – фон картины и фон стихотворения. На этом фоне как призрачное видение проступает образ молодой женщины. Здесь содержится напоминание о времени создания картины.)

– На какой детали портрета заостряет внимание Н. Заболоцкий?

Как улыбка Джоконды на полотне Леонардо да Винчи является вечной загадкой для зрителя, так, по мнению Н. Заболоцкого, загадкой в портрете Струйской являются глаза. Только эта деталь портрета нашла отражение в стихотворении, но через описание «прекрасных глаз» Струйской поэту удалось передать всю сложность духовной жизни героини.

– Можем ли мы, прочитав стихотворение, что-то узнать о жизни героини? (Описывая глаза, поэт как бы рассказывает о внутренней жизни ещё юной женщины, но уже познавшей «мглу неудач», испытавшей «безумной нежности припадок» и «предвосхищенье смертных мук».)

Нужно заметить, что Ф. Рокотов не использует яркие тона, цвета, только полутона.

– Находит ли это отражение в стихотворении? (III, IY строфы. В стихотворении мы также не находим указания на цвет в характеристике глаз.)

– Что обозначает приставка полу – в строфах стихотворения? (Переход из одного состояния в другое; усиливается ощущение загадочности взгляда.)

– Что вы можете сказать о синтаксической структуре III строфы? (синтаксический параллелизм)

В сложной взаимосвязи находятся и рифмующиеся слова «тумана – обмана». Между ними семантическое сходство. Туман – это тот же оптический обман.

– Какие ещё тропы и фигуры вы можете выделить в III строфе? (сравнение, метафора, анафора)

– Что вы можете сказать о морфологическом строе III, IY строф? Какой части речи здесь нет? (глаголов)

Вывод. Отсутствие глаголов придаёт статичный характер этим строфам. Но статичность внешняя, определена статикой самого объекта описания – портрета. За внешней статичностью скрыта глубокая динамика: изображён сложный и противоречивый внутренний мир героини.

– При помощи какого средства выразительности передаётся противоречивость внутреннего мира героини? (оксюморон)

Однако стихотворение не столько передаёт живописные детали картины Ф. Рокотова, сколько воспоминание поэта об этом полотне. Настолько глубоко автору запомнился образ Струйской, настолько сильным было впечатление от выразительных глаз, что в любых сходных случаях, когда внешняя обстановка напоминает фон картины (Y строфа, «потёмки наступают», «приближается гроза») перед взором поэта возникает полюбившееся рокотовское полотно.

Синонимический ряд «тьма», «мгла», «потёмки» вместе с контекстным синонимом «гроза» и тематически близким по значению глаголом «мерцать» как бы передают неопределённый загадочный свет, наполняющий картину. Все вместе они и создают тот самый словесный фон портрета, который на полотне передан приглушённым пепельно-серым цветом (жемчужным цветом).

-Лексика стихотворения может быть сгруппирована по двум темам: изменчивость – постоянство, тьма – свет. Найдите слова и словосочетания, характеризующие каждую тему. Как они распределяются в тексте и как способствуют раскрытию идейного замысла автора?

III. Самостоятельная работа.

Комплексный анализ текста стихотворения.

  • Найдите слово, образованное неморфологическим способом. (былого)
  • Определите способ образования данных слов: соединенье, предвосхищенье. (суффиксальный)
  • Выписать частицу. (лишь)
  • Выписать местоимения, указать разряд. (ей – личное, ты – личное, нас – личное, её – притяжательное, моей – притяжательное)
  • Выписать страдательное причастие прошедшего времени. (покрытых)
  • Найдите словосочетание с подчинительной связью примыкание. (её глаза)
  • Определите тип подчинения придаточных в последнем предложении стихотворения. (однородное соподчинение)

Несколько веков разделяют моменты рождения этих произведений искусства, двух бессмертных творений живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения оба шедевра уже существуют неразделимо, в тесной взаимосвязи друг с другом. При описании творческой манеры Ф. Рокотова искусствоведы используют строки из стихотворения Н. Заболоцкого, а чтение самого поэтического творения не может не заставить обратиться к рокотовскому полотну. В этом сказывается необычайное влияние друг на друга различных видов искусства, обращённых к одной теме.

Послушайте стихотворение Заболоцкого Портрет

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Портрет

Анализ стихотворения Заболоцкого Портрет

Настроение произведения Портрет

Портрет