Анализ стихотворения Заболоцкого Голос в телефоне



Антология русской поэзии

Голос в телефоне

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесен.
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой чёрный телефон.

Голос в телефоне
Стихотворение Николая Заболоцкого

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Голос в телефоне № 1

Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. А потом, как дальнее рыданье, Как прощанье с радостью души, Стал звучать он, полный покаянья, И пропал в неведомой глуши. Сгинул он в каком-то диком поле, Беспощадной вьюгой занесен. И кричит душа моя от боли, И молчит мой черный телефон.

Пример

Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему:
О стихотворении Н. Заболоцкого "Голос в телефоне"

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Голос в телефоне № 2

Стихотворение Н. Заблолоцкого «Голос в телефоне» - о течении жизни, о том, что человек живёт, взрослеет, стареет — и жизнь его сужается, ссыхается, иссякает. Уходят люди, мелькают события, каждый день — не открытие нового и интересного, как в детстве и юности, а шаг к неизбежному небытию.

Жизнь как воронка (говорит герой в одном кинофильме) — сперва втягивает всё, потом — самое нужное, после — самое важное и, наконец — единственное.

Я однажды задал ученикам (это был 8 класс, да ещё и с литерой «Б» - то есть не самые успевающие в учёбе, а, скорее, «середнячки») загадку Леонардо да Винчи: «Что растёт, когда от неё отнимают?». Ответ — яма. Они долго, конечно, не могли решить. Я им подсказывал — говорил, что это не абстрактная вещь, не идеальное понятие (они говорили, кажется, о честности, свободе — что-то в этом роде), а конкретная вещь, которую можно увидеть (хотя, в общем-то, яму увидеть и пощупать нельзя — мы видим пустоту в земле, но для 8 класса это может быть некоторым ориентиром).

Школьники спорили, предлагали варианты, и один из восьмиклассников сказал: «Жизнь». Как разгадка загадки Леонардо это неверно, но я спустя некоторое время осознал, что это — верный и глубокий ответ (хотя вряд ли сам ученик это понимал, он сказал «жизнь» просто в череде абстрактных понятий). Действительно, жизнь прибавляется, когда годы от неё отнимают, жизнь становится больше — а жить всё меньше (ребята, кстати, сами нашли в конце концов и правильный ответ самого Леонардо).

Так вот, стихотворение Заболоцкого — о жизни, утекающей в эту воронку Леты, о жизни, которой всё меньше, когда, кажется, должно быть всё больше. Это стихотворение о заброшенности, неприкаянности человека, об одиночестве: «Кто бы вспомнил, кто бы позвонил!». Понятно, что телефон — метафора связи, общества, общения, полноты жизни, связи с жизнью.

Как ни покажется странным, самой верной и очевидной интерпретацией (именно для подростка и юноши) мне кажется интерпретация старшеклассника Б. который, как он сам честно признаёт, не очень понял это стихотворение, и которому оно не понравилось. Так и должно быть. Он и не может его понять, эмоционально понять (а стихи так и понимаются и чувствуются, а не рассудочно, как они интерпретируются литературоведами и критиками) именно потому, что это — не его возраста, возраста экзистенциального оптимизма. Молодой человек ещё психологически, эмоционально глух, невосприимчив к экзистенциальному пессимизму Заболоцкого, он не воспринимает полнотой своей радостной души стенания усталой души лирического героя поэта (видно даже, что это стихотворение ему настолько чуждо, что он не очень внимателен в цитатах из него: он говорит о «беспощадной» вместо «беспросветной вьюги»).

Неплохая интерпретация у ученика В. но чересчур рассудочно-литературоведческая, слишком «правильная». Да, всё верно — и звуковые аллитерации и столкновение смыслов, но — позиция школьника отстранённая, безличная, позиция литературоведа, а не читателя, соавтора стихотворение (а это и есть читательская позиция).

Наивна, конечно, интерпретация ученицы А. Но в этой наивности и есть её истина — истина её возраста, её эмоционально-психологического состояния. Любовь, свиданья, расставанья. По большому счёту, и эта девушка почувствовала стихотворение, «вчувствовалась» в него, пережила его.

А это и есть задача искусства — стать частицей человеческой души, восполнить неполноту нашей души, потому что, как сказал Гёте, «эта жизнь слишком коротка для нашей души». И искусство восполняет жизнь.

Можно предложить ряд таких вопросов для того, чтобы определить направление и полноту интерпретации стихотворения старшеклассниками:

1. Какую роль играет в стихотворении образ телефона?

2. какую трансформацию претерпевает образ телефона, чем обусловлена такая трансформация?

3. Кто такой лирический герой поэзии? Охарактеризуйте лирического героя данного стихотворения, дайте его психологический портрет.

4. Каково миросозерцание лирического героя этого произведения, почему оно таково?

5. Как эволюционирует миросозерцание и настроение героя по ходу развёртывания стихотворения? В чём причины таковой эволюции?

6. Почему во второй строфе автор говорит о «покаянье», покаяние — за что?

7. Какими инструментальными, звуковыми, суггестивными (внушающими) средствами пользуется поэт для того, чтобы подчеркнуть пессимистическое миросозерцание и мирочувствование лирического героя?

8. О каком «диком поле» и какой «беспросветной вьюге» говорит поэт? Являются ли эти выражения метафорами и, если являются, то метафорами чего?

9. Знаете ли вы в русской поэзии стихотворения сходного мировоззренческого и эмоционального настроя? (Можно наводящими вопросами заставить вспомнить пушкинское «И с отвращением читая жизнь мою. », лермонтовские «И скучно и грустно, и некому руку подать. » и «Выхожу один я на дорогу. », тютчевское «Как океан объемлет шар земной. » - например). Что сближает, а что разделяет эти произведения и стихотворение Заболоцкого?

10. Каково ваше общее понимание этого стихотворения и общее впечатление от него? Близко ли оно вам по эмоционально-психологическому настрою, нравится ли оно вам?

А. «Я думаю, что в этом стихотворении описывается короткая, а может и длинная история любви парня и девушки. Они очень любили друг друга. Но потом появился третий. Может, он был красивей, чем первый, может…Словом, девушка полюбила второго парня. Может, она звонила и встречалась с первым парнем, чтобы оправдаться перед ним. После своего оправданья она ушла от него навсегда. Он очень страдал из-за этого. Он часто смотрел на телефон, который всё время молчит. Не позвонит ему его любимая… Мне кажется, что я ворвалась без стука в чувства этих людей. Но я не чувствую угрызений совести. Мне особенно понравилась последняя строка: «И молчит мой чёрный телефон». Может, автор написал «чёрный», чтобы выразить чувства парня, очень грустные чувства ».

Б. «Говорить с уверенностью не буду. Но мне это стихотворение не понравилось. Такие слова, как «дикое поле», «беспощадная вьюга», «неведомая глушь» и т. д. режут ухо общепринятостью. Не могу уловить искренности за словами и вообще не люблю туманность. Переживания какие-то общие, не авторские. Нет, там, конечно, есть и отношение, и раздирающая душу история, и всё остальное… Меня это стихотворение не очень тронуло.»

В. «Всё стихотворение – постепенный переход от светлого, подвижного, радостного к тёмному, глухому, страдающему. Первое четверостишие переливается и журчит, все образы в нём – светлые. Четыре сказуемые

наполняют его движением. «Звонкая птица» - когда птица летит, и мы видим её на фоне синего неба, то полёт её будто бы звенит. И сразу: под светлым небом – светлый, прозрачный родник. Радость всегда подвижна и поёт на разные голоса, а горе всегда статично и одноцветно. Эта застылость тоски постепенно вползает в строки и в содержательном отношении, и в звуковом. Вначале – лето, ликованье. Дальше – «прощанье», «покаянье», «глушь» - дышат уже осенью, а ещё дальше – «дикое поле», «беспощадная вьюга»… Интересно, как «застывают» сами звуки: бурлящее сочетание «з-р-л» в первом четверостишии переходит в леденящее «д-л-д». Появляются шипящие, и фон стихотворения темнеет: сгущается тоска, наступает ночь. В этом безмолвии не слышен голос души, и кричит она (удивительно!) тоже молча. Странно прочитать рядом: «Как родник струился и звенел» и «и молчит мой чёрный телефон». Телефон чёрен не цветом своим, а оттого, что он молчит. Это стихотворение Заболоцкого – полный путь человеческой тоски, её развитие. Уходит, удаляется постепенно тепло – и всё вымерзает. Кончается стихотворение на высшей ноте отчаяния».

Урок музыки в 5 классе.

Анализ художественного текста на примере стихотворения Н.Заболоцкого "Голос в телефоне"

Образец анализа на уроке.

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления.

Интегрированный урок (литература+живопись) "Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Школьник" и картине Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы". I курс НПО.

На уроке очень детально анализируются оба произведения поочерёдно (можно параллельно), после чего проводится сопоставление образов главных героев. Такая работа даёт возможность лучше представить.

План-конспект урока по литературе в 7 классе по учебнику Р.Н Бунеева "Школа-2100". Первый урок по разделу "Я и другие".

Урок литературы в 5 классе средней школы. Беседа и интерпретация стихотворения.

Т е к с т – к е й с к у р о к у «В л а ж н о с т ь в о з д у х а и е ё з н а ч е н и е» (для 8 класса)

Данный кейс предназначен для проведения урока по теме "Влажность воздуха и её значение" в 8 классе. В нём представлен материал для самостоятельного изучения по указанной теме. Учащиеся, читая текст, о.

Николай Заболоцкий. Цикл "Последняя любовь"

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Голос в телефоне № 3


Сегодня я хочу Вас познакомить с циклом стихов Николая Заболоцкого «Последняя любовь» (1956–1957), в который вошли 10 стихотворений поэта. Стихотворения изумительно лиричные, тонкие, живые размещены автором в цикле не точно по хронологии развития событий. Лучше всего мы знакомы с третьим стихотворением цикла, которое звучит для нас хорошо знакомой песней:

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

З накомы-то знакомы, но многие ли из нас могут наверняка назвать автора стихотворения, да ещё и название цикла, в который оно когда-то вошло?

Цикл этот. написанный в конце жизни поэта ( 07.05.1903 - 14.10.1958) - это первые стихи Николая Заболоцкого о любви, не об абстракной любви, не о любви, как таковой, в жизни людей, не зарисовки из чужих судеб - а своё, личное, прожитое сердцем. Только в 2000 году, сын поэта - Никита Заболоцкий, в интервью газете "Труд" открыл тайну этого цикла, отвечая на вопрос журналиста:

"Е. Константинова: Сдержанный, по свидетельству очевидцев, в обыденной жизни, Заболоцкий оставался таким же и в стихах. Но в цикле "Последняя любовь" чувства выплескиваются без оглядки.

Никита Заболоцкий: - Осенью 1956 года в семье Заболоцких произошел трагический разлад, основной причиной которого стал Василий Гроссман, автор знаменитого романа "Жизнь и судьба". Поселившись в соседних корпусах на Беговой улице, Заболоцкие и Гроссманы быстро сблизились домами: дружили жены, дети, заинтересованно общались поэт и прозаик. Правда, отношения между этими слишком разными личностями были непростыми. Разговоры с Гроссманом, ядовито-ироничным, резким, всякий раз обращались к тому предмету, который растравлял старые душевные раны Заболоцкого, нарушал с трудом установившееся внутреннее равновесие, необходимое ему для работы. Екатерина Васильевна, как никто понимавшая состояние мужа, тем не менее не могла оставаться равнодушной к силе ума, таланту, мужскому обаянию Гроссмана. С их глубокой взаимной симпатией Заболоцкий мириться не мог. И в конце концов объявил: пусть Екатерина Васильевна уходит к Гроссману, а он найдет себе другую жену. 28 октября Заболоцкий позвонил почти незнакомой красивой молодой женщине из литературного круга - Наталии Александровне Роскиной - и попросил о встрече. Во время второго свидания сделал предложение. Но совместная жизнь не заладилась. Роскиной поэт посвятил нежно-трагическое стихотворение "Признание" ("Зацелована. Околдована. "). В первых числах февраля 1957 года они расстались. Заболоцкий погрузился в работу. А после разговоров с Екатериной Васильевной проникся убеждением, что пройдет время - и она вернется к нему. "Многие мои стихотворения, по существу, как ты знаешь, - писал отец маме в Ленинград 20 января 1958 года, - мы писали с тобою вместе. Часто один твой намек, одно замечание меняли суть дела. А за теми стихами, что писал я один, всегда стояла ты. Ты ведь знаешь, что ради моего искусства я всем прочим в жизни пренебрег. И ты мне в этом помогла". В сентябре родители снова были вместе." А в октябре Николай Заболоцкий ушёл из жизни.

Под катом все десять стихотворений:

1. Чертополох
2. Морская прогулка
3. Признание
4. Последняя любовь
5. Голос в телефоне
6. * * * (Клялась ты - до гроба)
7. * * * (Посреди панели)
8. Можжевеловый куст
9. Встреча
10. Старость

Принесли букет чертополоха
И на стол поставили, и вот
Предо мной пожар, и суматоха,
И огней багровый хоровод.

Эти звёзды с острыми концами,
Эти брызги северной зари
И гремят и стонут бубенцами,
Фонарями вспыхнув изнутри.

Это тоже образ мирозданья,
Организм, сплетённый из лучей,
Битвы неоконченной пыланье,
Полыханье поднятых мечей.

Это башня ярости и славы,
Где к копью приставлено копье,
Где пучки цветов, кровавоглавы,
Прямо в сердце врезаны моё.

Снилась мне высокая темница
И решётка, чёрная, как ночь,
За решёткой - сказочная птица,
Та, которой некому помочь.

Но и я живу, как видно, плохо,
Ибо я помочь не в силах ей.
И встает стена чертополоха
Между мной и радостью моей.

И простёрся шип клинообразный
В грудь мою, и уж в последний раз
Светит мне печальный и прекрасный
Взор её неугасимых глаз.

2. Морская прогулка

На сверкающем глиссере белом
Мы заехали в каменный грот,
И скала опрокинутым телом
Заслонила от нас небосвод.
Здесь, в подземном мерцающем зале,
Над лагуной прозрачной воды,
Мы и сами прозрачными стали,
Как фигурки из тонкой слюды.
И в большой кристаллической чаше,
С удивлением глядя на нас,
Отраженья неясные наши
Засияли мильонами глаз.
Словно вырвавшись вдруг из пучины,
Стаи девушек с рыбьим хвостом
И подобные крабам мужчины
Оцепили наш глиссер кругом.
Под великой одеждою моря,
Подражая движеньям людей,
Целый мир ликованья и горя
Жил диковинной жизнью своей.
Что-то там и рвалось, и кипело,
И сплеталось, и снова рвалось,
И скалы опрокинутой тело
Пробивало над нами насквозь.
Но водитель нажал на педали,
И опять мы, как будто во сне,
Полетели из мира печали
На высокой и лёгкой волне.
Солнце в самом зените пылало,
Пена скал заливала корму,
И Таврида из моря вставала,
Приближаясь к лицу твоему.

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не весёлая, не печальная,
Словно с тёмного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжёлые,
В эти чёрные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится - не убавится,
Что не сбудется - позабудется.
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?

4. Последняя любовь

Задрожала машина и стала,
Двое вышли в вечерний простор,
И на руль опустился устало
Истомленный работой шофёр.
Вдалеке через стёкла кабины
Трепетали созвездья огней.
Пожилой пассажир у куртины
Задержался с подругой своей.
И водитель сквозь сонные веки
Вдруг заметил два странных лица,
Обращённых друг к другу навеки
И забывших себя до конца.
Два туманные лёгкие света
Исходили из них, и вокруг
Красота уходящего лета
Обнимала их сотнями рук.
Были тут огнеликие канны,
Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны,
И ромашки в венце золотом.
В неизбежном предчувствии горя,
В ожиданье осенних минут
Кратковременной радости море
Окружало любовников тут.
И они, наклоняясь друг к другу,
Бесприютные дети ночей,
Молча шли по цветочному кругу
В электрическом блеске лучей.
А машина во мраке стояла,
И мотор трепетал тяжело,
И шофёр улыбался устало,
Опуская в кабине стекло.
Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни,
Что давно уж их песенка спета, —
То, что, к счастью, не знали они.

5. Голос в телефоне

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесён.
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой чёрный телефон.

Клялась ты - до гроба
Быть милой моей.
Опомнившись, оба
Мы стали умней.

Опомнившись, оба
Мы поняли вдруг,
Что счастья до гроба
Не будет, мой друг.

Колеблется лебедь
На пламени вод.
Однако к земле ведь
И он уплывёт.

И вновь одиноко
Заблещет вода,
И глянет ей в око
Ночная звезда.

Посреди панели
Я заметил у ног
В лепестках акварели
Полумёртвый цветок.
Он лежал без движенья
В белом сумраке дня,
Как твоё отраженье
На душе у меня.

8. Можжевеловый куст

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон лёгкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Лёгкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст.
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она, -
Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотёмна.

Их речь уже немногословна,
Без слов понятен каждый взгляд,
Но души их светло и ровно
Об очень многом говорят.

В неясной мгле существованья
Был неприметен их удел,
И животворный свет страданья
Над ними медленно горел.

Изнемогая, как калеки,
Под гнётом слабостей своих,
В одно единое навеки
Слились живые души их.

И знанья малая частица
Открылась им на склоне лет,
Что счастье наше - лишь зарница,
Лишь отдаленный слабый свет.

Оно так редко нам мелькает,
Такого требует труда!
Оно так быстро потухает
И исчезает навсегда!

Как ни лелей его в ладонях
И как к груди ни прижимай, -
Дитя зари, на светлых конях
Оно умчится в дальний край!

Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она, -
Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотемна.

Теперь уж им, наверно, легче,
Теперь всё страшное ушло,
И только души их, как свечи,
Струят последнее тепло.

Заболоцкий Н.А.
Избранное. Кемерово. Кемеровское книжное издательство, 1974

Совершенствование навыка анализа лирического произведения

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

План открытого урока литературы в 11 классе в рамках проведения Дня открытых дверей в образовательных учреждениях г.Москвы по теме "Медитативная лирика" Николая Заболоцкого. Совершенствование навыка анализа лирического произведения".

Цели урока:
  • развитие представлений учащихся об общем литературном процессе,
  • совершенствование навыка анализа лирического произведения на примере стихотворения "Голос в телефоне",
  • развитие письменной и устной речи учащихся,
  • обучение развёрнутой монологической речи учащихся,
  • подготовка учащихся к экзамену по литературе как в традиционном виде, так и в новой форме,
  • формирование эстетических взглядов у подростков.

1.Вступительное слово учителя, определяющее цели и задачи урока :

- Как вы понимаете название темы нашего урока?

(Примерный ответ сильного учащегося: Деление на "высокую" и "прочую литературу" существует со времени реформ М.В.Ломоносова. "Высокая" поэзия не реалистична (если под реализмом понимать фактографичность литературы). Прочая литература изображает то, что доступно взгляду, а "высокая" поэзия - земную природу в целом и человеческую душу, индивидуальное сознание. "Высокая" лирика чаще медитативна. Медитация предполагает не навязывание читателю готовых ответов на поставленные поэтом вопросы, а изображение самого процесса лирических размышлений. Поэтому медитативная лирика проецирует описание какого-либо жизненного явления на поэтическое "я": мы застаём поэта в момент активного познавания мира, но поэт, стремящийся к познанию внешних природных явлений, между тем познаёт самого себя, а в себе - человеческое вообще.)

Немного найдётся художников, которые в начале и конце своего пути представляли собой столь разительное несходство. Несмотря на это, в поэзии Заболоцкого ощущается цельность. Его опыт выходит за пределы искусства. Но и само искусство имеет в опыте Заболоцкого важное для себя оправдание. В стихотворении "Метаморфозы" сказано:

Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мёртвых дел
Я отделил от собственного тела!

- Какова духовная судьба Николая Заболоцкого?

2. Реализация домашнего задания. Презентация о поэзии Заболоцкого начала 20-х годов и 50-х годов 20 века подготовленных учеников.

3. Лекция учителя с элементами беседы.

17 лет жизни Заболоцкого связаны с городом на Неве - городом Пушкина, Гоголя, Некрасова и Достоевского.

Новая литература возникала на глазах. И в поэзию и в прозу вливалось поколение молодых, ищущих, восприимчивых к "мировому гулу" талантов. Ни одна литературная эпоха не знала такого разнообразия стилей, такого обилия теоретических "платформ". Всё делалось как бы заново, как бы впервые: "его величество эксперимент" становится непременным условием хорошего литературного тона.

Заболоцкий примыкает к "крайне левой" партии тогдашнего искусства. Ни Блок, ни Ахматова, ни Мандельштам, ни даже сам Маяковский не увлекают юного поэта. Лишь В.Хлебников вызывает восхищение. Вместе с Д.Хармсом, А.Введенским и К.Вагиновым Заболоцкий возвестил об учреждении ОБЕРИУ - объединении реалистического искусства. В декларации обериутов самое употребительное слово - предмет, ":мы расширяем и углубляем смысл предмета", "конкретный предмет, очищенный от всякой литературной и обиходной шелухи", "посмотрите на предмет голыми глазами".

Предмет - слово, которым можно обозначить всё сущее, но которое само по себе ровно ничего не значит.

Художественная практика Заболоцкого оказалась намного интереснее его теории. Первые книга "Столбцы" (1929 г.) была замечена и вызвала "порядочный скандал".

4. Беседа по вопросам:

- Прочтите стихотворение "На лестницах". Не знакома ли вам интонация стихотворения? На что ориентирует Заболоцкий своим стихотворением?

- Почему Заболоцкий даёт название своей первой книге стихов "Столбцы"?

- Какую роль играет в книге стихов Заболоцкого смех?

(Примерный ответ учащегося:

Знаменитое "Прямые лысые мужья сидят, как выстрел из ружья" - не только образ, но и авторская оценка. Она вызывает немедленный смех. Смех играет в "Столбцах", как и в гоголевском "Ревизоре", роль положительного героя. Стихотворная речь, лишённая поэтического благообразия, становится не только средством осмеяния, но и его объектом. Стихотворная речь с нарушением ритма и метра, с исчезновением рифмы изобилует прозаизмами и канцеляризмами).

Беседа на восприятие содержания лирического произведения:

- В каких стихотворениях конца 20-х начале 30-х годов Заболоцкий обращается к изображению природы?

- Какой изображена природа в стихотворениях этого периода?

- Прочтите стихотворения "Искушение", "Меркнут знаки Зодиака", "Лицо коня". Что, по мнению поэта, может примирить человека с природой?

5. Обобщающее слово учителя:

Сказка, "вымысел, мечтанье, сонной мысли колыханье, безутешное страданье, - то, чего на свете нет". В стихах этого периода возникает ассоциация с Дон Кихотом, Рыцарем Печального Образа. Волшебная сказка всех времён и народов о сокровенном родстве и взаимопревращаемости всего сущего получает у Заболоцкого собственное поэтическое истолкование.

Позднее он разделит своё творчество на 2 периода - последний с 1947 года, во главе которого Заболоцкий поставит стихотворение "Я не ищу гармонии в природе". Теперь поэт говорит о неразделимости двух начал: добра и зла. Таков закон природы.

6. Сообщение подготовленного ученика о периоде 40-х-50-х гг.

7. Чтение по памяти стихотворений "Прохожий", "Журавли", "Лебедь в зоопарке", "Некрасивая девочка", "Последняя любовь", "Старая актриса", "Сон".

8. Работа с интерактивной доской. Анализ стихотворения "Голос в телефоне"

Вопросы к анализу лирического произведения:

- Обратите внимание на название стихотворения. Слово голос в тексте не употребляется ни разу, тем не менее эта ключевая тема проходит через весь текст. С помощью каких языковых средств это достигается?

- Какие части текста связаны между собой на основе контраста, противопоставления, а какие - на основе сходства, сопоставления, сравнения?

- Понаблюдайте за использованием в стихотворении такого средства выразительности, как сравнение.

- Существует мнение, что голос, интонация - это "мелодия души". Вспомните строки А.С. Пушкина: звучал мне долго голос нежный:Как эта тема воплощена в стихотворении Заболоцкого?

- Какова тема этого лирического стихотворения? О чём оно?

- Какова роль в тексте наречий раньше и потом? С помощью каких языковых средств выражается тема радости (радости души), того, что было раньше? А тема горя, боли? Какова роль прилагательного чёрный в последней строке текста?

- Сравните: "кричит душа моя от боли" - "крик души" - "душа болит". В чём особая выразительность использования глагола кричит в последнем предложении поэтического текста? Чему противопоставлен этот крик души? (":И молчит мой чёрный телефон").

Вывод, сделанный учащимися, записывается на доске:

Ключевая тема стихотворения Николая Заболоцкого "Голос в телефоне" - это голос поэтического вдохновения. Тема призыва к творчеству проходит через весь текст лирического произведения.

Интонация стихотворения - это "мелодия души", напоминающая строки Пушкина: "звучал мне тихо голос нежный":

Связь 1-й и 2-й строфы на основе контраста, противопоставления.

Связь 2-й и 3-й строфы на основе сходства, сопоставления, сравнения.

Особую выразительность стихотворению придаёт лексический повтор глагола кричит. Последняя фраза противопоставлена крику души художника. ("И молчит мой чёрный телефон")

Изменение настроения лирического героя, прошедшего через горнило страданий и бед, передано с помощью наречий "раньше" и "потом". Если раньше была "радость души", то "потом" только горе и боль, подчёркнутые прилагательным чёрный.

9. Заключительное слово учителя.

Послевоенная лирика Заболоцкого продолжает ранее избранное направление - выбор в искусстве добра. Добро всегда противостоит мировому хаосу; оно есть порядок в беспорядке, начало музыки, гармонии. Но изменился сам автор, прошедший через жизненные испытания. Его лирический герой знает нечто такое, о чём ещё недавно он не догадывался. Он принимает жизнь мужественно и спокойно: он знает человека, сострадает ему и уважает в нём человеческое достоинство. Литературный дар, помноженный на "талант души", делают стихи Заболоцкого неизъяснимо прекрасными.

10. Задание на дом: написать сочинение. Анализ лирического произведения (стихотворение Николая Заболоцкого "Голос в телефоне")

Слушать стихотворение Заболоцкого Голос в телефоне

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Голос в телефоне

Анализ стихотворения Заболоцкого Голос в телефоне

Настроение произведения Голос в телефоне

Голос в телефоне