Анализ стихотворения Заболоцкого Дождь



Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…»

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Дождь № 1

«Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…»

Н.А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней являются и растения, и животные, и камни. Человек, умирая, тоже становится частью природно­го мира.

Стихотворение «Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…», написанное в 1947 году, является программным про­изведением в творчестве поэта. Его можно считать поэтиче­ским завещанием автора.

Пример

Для Н.А. Заболоцкого в нем характерно языческое, веди­ческое отношение к смерти. Для его лирического героя это осознанный акт. Он сам тушит свечу и отправляется «в необо­зримый мир туманных превращений», ибо для натурфилософа — смерть не есть факт конца существования. Это именно пе­реход в иное измерение: душа лирического героя воплотится в цветы и деревья, птицы и кристаллы.

Стихотворение обращено к далекому правнуку. Оно на­полнено не предсмертной ностальгией по ушедшим годам, а оптимистическим взглядом в будущее.

«Нет в мире ничего прекрасней бытия», — восклицает ли­рический герой. Однако бытие это лишено покоя: «Покоя в мире нет». Бытие у лирического героя ассоциируется с мыс­лями, деятельностью, а не с безвольным существованием. Он мечтает о том, что «мильоны новых поколений Наполнят этот мир сверканием чудес», что потомок доделает то, что он не довершил.

Поэт немало строк стихотворения посвящает осознанию смысла собственной жизни и приходит к выводу о том, что «недаром в этом мире жил».

Вся жизнь человека связана с природой. Философское по проблематике произведение одновременно является образцом пейзажной лирики: поэт перечисляет в нем все, что так дорого ему в родной природе. Это и зеленый лес с многовековыми дубами, и летний дождь, сверкающий над травой, и бледная зарница. Все эти художественные детали характеризуют ли­рического героя как тонкого знатока родной природы, челове­ка, умеющего видеть прекрасное в обыденном.

Жизнь Н.А. Заболоцкого не была сплошным праздником: он был осужден и пострадал во времена сталинских репрес­сий. Однако дух поэта остался несломленным. Вспоминая свою жизнь, лирический герой Н.А. Заболоцкого не перечис­ляет обиды и огорчения. Он ценит бытие таким, какое выпало на его долю.

На этой странице искали :
  • заболоцкий дождь анализ
  • анализ стихотворения заболоцкого дождь
  • анализ стихотворения дождь заболоцкого
  • когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
  • анализ стихотворения дождь заболоцкий

«Гроза» Н.Заболоцкий

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Дождь № 2

«Гроза» Николай Заболоцкий

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза»

В 1944 году Заболоцкий вышел из лагерей, где провел порядка пяти лет. Осудили его по ложному обвинению в антисоветской пропаганде. В заключении поэт серьезно подорвал здоровье – особенно пострадало сердце. Значительную часть срока ему пришлось отбывать в Восточном железнодорожном исправительно-трудовом лагере, расположенном неподалеку от Комсомольска-на-Амуре – города, по климатическим условиям приравненного к Крайнему Северу. Естественно, пережитый кошмар наложил серьезный отпечаток и на психику Николая Алексеевича. После освобождения ему было достаточно сложно вновь вернуться к занятиям творчеством. Незадолго до своей смерти в 1958 году Заболоцкий составил рукописное итоговое собрание сочинений. В него включены восемь стихотворений, помеченных 1946 годом. С некоторой долей условности их можно объединить в цикл. Среди этих произведений – «Гроза», посвященное по большей части теме назначения поэта и поэзии. При этом начинается оно с прекрасного описания пейзажа: пробежала над миром зарница, легла на землю тень от тучи, низко пролетела птица.

В стихотворении природа тесно связана с человеком. Чтобы продемонстрировать это, Заболоцкий использует множество интереснейших средств художественной изобразительности. В их числе – «молния мысли», падающие в обморок травы, «сумрак восторга». Лирический герой текста показан не сторонним наблюдателем. Он предстает человеком, находящимся в центре мироздания, всецело захваченным великолепным зрелищем, которое разворачивается перед его внимательным взором. Как неожиданно приходит гроза, так же внезапно посещает вдохновение настоящего поэта. Сначала мелькает молния мысли, за ней медленно идут первые слова. В третьей строфе фигурирует образ яркий и загадочный – светлоокая дева, появившаяся из темной воды. Возможно, Заболоцкий отсылает читателей к мифу о древнегреческой Афродите – богине любви, красоты, вечной весны и жизни, возникшей из воздушной морской раковины и вышедшей на берег вблизи Кипра. Дева из стихотворения – одновременно порождение грозы и человеческого воображения. При этом ей подвластны и слова, и природные явления. Можно ее рассматривать и как воплощение Музы.

Гроза в рассматриваемом тексте – еще и символ очищения, начала нового этапа. Для Заболоцкого, прошедшего лагерный ад, важно вернуться к творчеству, к нормальной жизни. В данном случае без вдохновения сделать это не представляется возможным.

Дождь
Стихотворение Николая Заболоцкого

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Дождь № 3

В тумане облачных развалин Встречая утренний рассвет, Он был почти нематериален И в формы жизни не одет. Зародыш, выкормленный тучей, Он волновался, он кипел, И вдруг, веселый и могучий, Ударил в струны и запел. И засияла вся дубрава Молниеносным блеском слез, И листья каждого сустава Зашевелились у берез. Натянут тысячами нитей Меж хмурым небом и землей, Ворвался он в поток событий, Повиснув книзу головой. Он падал издали, с наклоном В седые скопища дубрав. И вся земля могучим лоном Его пила, затрепетав.

Николай Заболоцкий. Меркнут знаки Зодиака.
Москва: Эксмо-Пресс, 1998.

Другие стихи Николая Заболоцкого

Изучение лирики Н.Заболоцкого "Художественная картина мира Н.Заболоцкого"

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Дождь № 4

Цели урока: познакомить учащихся с личностью поэта, с его видением мира; произвести письменный анализ стихотворения "Дождь".

Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедиапроектор, презентация, электронные версии текстов стихотворений Николая Заболоцкого.

1. Проверка домашнего задания в форме беседы. ( Стороны личности поэта, тематика его произведений.)

2. Лекция учителя с показом презентации.

Мировоззренческое кредо Н. Заболоцкого состоит в утверждениипоэтом эволюционистского единства с миром. Он писал: "Я поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всем их многообразии - эта трава, эти цветы, эти деревья - могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своею, и воздухом, - все они живут рядом со мною. Разве я могу отказаться от родства с ними. Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рев зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нем. Я - человек, часть мира, его произведение:"

К эволюционистскому мировоззрению Н.А.Заболоцкий шел вполне сознательно. Первый толчок к нему, по его собственному признанию, он получил от "Диалектики природы" Ф.Энгельса. Для становления его эволюционизма также большое значение имело его знакомство с трудами К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского. Заметное влияние на него оказала также натурфилософия В.Хлебникова - поэта, у которого он учился писать свои собственные стихи.

В чем же состоит своеобразие художественного мировидения у Н.А.Заболоцкого? В чем оно выразилось? Какие основные признаки его художественной картины мира? Мы можем выделить шесть таких признаков:

1. Синтетизм научности и художественности.

В научной картине мира Н.А.Заболоцкий находил объективную основу для своей поэзии. К "Диалектике природы" Ф.Энгельса отнесся творчески, мечтая о будущем единстве человека с миром.

В начале 30-х годов Н.А.Заболоцкий знакомится с космогоническими идеями К.Э.Циолковского, изложенными в работах "Растение будущего", "Животное космоса", "Самозарождение", "Будущее Земли", и вступает с ним в переписку. В январе 1933 г. поэт писал основателю космонавтики: "Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они близки мне".

Н.А.Заболоцкий мечтал о синтезе науки и искусства.

2. Экологический футурологизм (переходящий в утопизм)

Особенность художественной картины мира, характеризующаяся эволюционным предвидением будущего, в котором возможна гармония между человеком и природой. Эта особенность художественного мира Н.А.Заболоцкого наиболее ярко представлена в его ранних поэмах: "Торжество земледелия", "Безумный волк", "Деревья", "Птицы" и "Школа Жуков".

Мы ощущаем здесь явную идеализацию живой природы, преувеличение гармонии в ней. Все дело только в том, чтобы эту гармонию не разрушал человек. Вот почему поэма "Птицы" заканчивается словами, выражающими надежду на гармонические отношения человека с природой. Он должен стать "не насильником, а умным хозяином", и в этом случае:

Какой неистленно прекрасной
Станет природа! И мысль, возвращенная сердцу, -
Мысль человека каким торжеством загорится!

3. Гиперрационализм (одухотворенность).

Н. Заболоцкий наделяет в своих произведениях человеческим разумом не только животных, но и растения и даже неорганические предметы. В поэме "Деревья" мы слышим такие голоса:

- Я листьев солнечная сила,

- Желудок я цветка.

- Я пестик паникадило.

- Я тонкий стебелек смиренного левкоя:

- Я облака большое очертанье.

- Я ветра колыханье.

- Я пар, поднявшийся из тела человека.

- Я капелька воды не более ореха.

- Я дым, сорвавшийся из труб:

Одухотворение предметов дает возможность Н.А.Заболоцкому создать иллюзию его полного единства с миром, с природой. Вот почему он свободно обращается в своих стихах к дроздам, кузнечикам, березам, рябинам и т.п. неговорящим в реальности предметам. В гиперрациональности есть своя эволюционная подоплека: все, что в эволюции предшествовало появлению человеческого разума, все-таки принимало участие в нем, поскольку человек с его разумом - венец природы; все же, что было создано человеком, благодаря его разуму, несет на себе его отпечаток.

4. Метаморфизм заключается в переходе одного явления - в другое. Метаморфизм сродни буддийской реинкарнации, но у Н.А.Заболоцкого речь идет не только о переселении душ, но и о материальных превращениях. Так, с одной стороны, в буддийском духе он писал:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я - живой.
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
(Метаморфозы, 1937)

Но, с другой стороны, в этом же стихотворении изображаются и другие, более неожиданные превращения:

Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.

Эволюционная подоплека метаморфоз очевидна. Все дело только в том, что переход цветка в мысль или быка в поэму опосредован в действительной эволюции целой серией внутренних метаморфоз, тогда как расстояние от мертвого тела до растений, которые растут на его могиле, более короткое.

5. Культурологический антропоморфизм.

Человек как творец культуры занимает центральное место в образе мироздания, созданном Н.А.Заболоцким. Он прославляет его в стихотворении "Венчание плодами", "Седов", "Север", "Бетховен", "Город в степи", "Творцы дорог" и мн. др. В "Венчании плодами" (1932) поэт рисует эволюционную историю мичуринских яблок:

Когда землей невежественно правил
Животному подобный человек,
Напоминали вы уродцев и калек:
Теперь:
Чтоб, дивно увеличиваясь в теле,
Не знали вы в развитии преград,
Чтоб наша жизнь была сплошной плодовый сад, -
Скажите мне, какой чудесный клад
Несете вы поведать человеку.
Когда плоды Мичурин создавал,
Преобразуя древний круг растений,
Он был Адам, который сознавал
Себя отцом грядущих поколений:

Как художник, Н.А.Заболоцкий, естественно, не мог пройти мимо красоты. Если ранний Н.А.Заболоцкий идеализировал природу, то поздний пишет стихотворение "Я не ищу гармонии в природе" (1947), поскольку в самой по себе природе господствует "дикая свобода, где от добра неотделимо зло". Но отсюда не следует, что поздний Н.А.Заболоцкий перестанет восхищаться красотой природы. Свою любовь к природе он выразил во множестве стихов - "Поэма весны" (1956), "Вечер на Оке" (1957), "Гомборский лес" (1957) и др.

По поводу русского пейзажа Н.А.Заболоцкий предупреждал:

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
("Вечер на Оке")

Но для тех, кому эта радость открыта, русский пейзаж может открыться яркими красками:

Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя множество диковин
В его живых черта распознаешь.
("Вечер на Оке")

3. Работа с эпиграфом.

4. Задание: рассказать о видении картины мира поэтом на примере стихотворения "Завещание".

5. - Стиховедческая наука утверждает, что нет универсального ключа к любому стихотворению. Сегодня каждый из вас найдёт свой ключ к стихотворению Н. Заболоцкого "Дождь". (Анализ стихотворения, данные записываются в таблицу. Приложение 1. Коллективная работа.)

6. Выводы. Художественная картина мира Н. Заболоцкого. Записать в тетради или на распечатанных листах, затем зачитать.

7. Домашнее задание: выполнить анализ стихотворения "Гроза" Н.Заболоцкого, используя таблицу (Приложение 2 ); выполнить сравнительный анализ стихотворений "Дождь" и "Гроза". (Приложение 3 )

Николай Заболоцкий — В тумане облачных развалин ( Дождь )

V tumane oblachnykh razvalin
Vstrechaya utrenny rassvet,
On byl pochti nematerialen
I v formy zhizni ne odet.
Zarodysh, vykormlenny tuchey,
On volnovalsya, on kipel,
I vdrug, vesely i moguchy,
Udaril v struny i zapel.
I zasiala vsya dubrava
Molniyenosnym bleskom slez,
I listya kazhdogo sustava
Zashevelilis u berez.
Natyanut tysyachami nitey
Mezh khmurym nebom i zemley,
Vorvalsya on v potok sobyty,
Povisnuv knizu golovoy.
On padal izdali, s naklonom
V sedye skopishcha dubrav.
I vsya zemlya moguchim lonom
Yego pila, zatrepetav.

D nevfyt j,kfxys[ hfpdfkby
Dcnhtxfz enhtyybq hfccdtn,
Jy ,sk gjxnb ytvfnthbfkty
B d ajhvs ;bpyb yt jltn/
Pfhjlsi, dsrjhvktyysq nextq,
Jy djkyjdfkcz, jy rbgtk,
B dlheu, dtctksq b vjuexbq,
Elfhbk d cnheys b pfgtk/
B pfcbzkf dcz le,hfdf
Vjkybtyjcysv ,ktcrjv cktp,
B kbcnmz rf;ljuj cecnfdf
Pfitdtkbkbcm e ,thtp/
Yfnzyen nsczxfvb ybntq
Vt; [vehsv yt,jv b ptvktq,
Djhdfkcz jy d gjnjr cj,snbq,
Gjdbcyed rybpe ujkjdjq/
Jy gflfk bplfkb, c yfrkjyjv
D ctlst crjgbof le,hfd/
B dcz ptvkz vjuexbv kjyjv
Tuj gbkf, pfnhtgtnfd/

Слушать стихотворение Заболоцкого Дождь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Дождь

Анализ стихотворения Заболоцкого Дождь

Настроение произведения Дождь

Дождь