Анализ стихотворения Заболоцкого Читая стихи



Cочинение «Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «Читая стихи»»

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Читая стихи № 1

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи» воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой кри­тике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи («Бормотанье сверчка и ре­бенка В совершенстве писатель постиг»). С иронией относит­ся он к зауми («И в бессмыслице скомканной речи Изощрен­ность известная есть»).

Однако все это лишь отвлекает писателя от воплощения в лирике своих мыслей и взглядов на мир.

Выступая за классическую ясность поэтической речи, Н.А. Заболоцкий на одну чашу весов помещает «щебетанье щегла», а на другую — «смысла живую основу». Первое не должно заменять второе. Форма не может доминировать над содержа­нием. Н.А. Заболоцкий считает формальные опыты выдумкой, забавой, шарадой. Поэзия же является серьезным видом ис­кусства. При этом писатель позволяет себе использовать зву­ковые удвоения («колпак колдуна», «жизнью живет», «вечно верует»), показывая, что звуковые игры все же допустимы и даже интересны, если они органично входят в текст произве­дения, не искажая при этом его основы, которой является «полный разума русский язык».

Загрузка...

Н.А. Заболоцкий сам был мастером создания мелодичного стиха. При этом для него характерны точные рифмы (прегра­ды — шарады, она — колдуна, щегла — могла), четкость рит­мического рисунка.

Проблематика произведения отражает содержание развер­нувшейся на страницах печати литературной дискуссии о мо­дернизме. Примечательно, что само стихотворение не только содержит полемику, но и насыщено разговорными элемента­ми: риторическими вопросами («Но возможно ль мечты чело­вечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли рус­ское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?») и восклица­ниями («Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам…»).

Н.А. Заболоцкий относится к языку как к национальному дос­тоянию. Неслучайно он дважды подчеркивает в тексте стихо­творения, что речь идет о русском языке, о русском слове.

Похожие сочинения

В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение “Пророк”. Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к Николаю I, который вызвал А. Пушкина из Михайловского в Петербург, поэт захватывает листок со стихотворением с собой. Почему. смотреть целиком

Это, пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина. Содержание его выражено в простой и доступной форме. Но известно, что простота гениальных произведений искусства часто бывает обманчивой. Увлеченные гармоничностью стихотворной речи, энергией. смотреть целиком

Общее описание композиции «Кончен пир, умолкли хоры…» (в дальнейшем – КП) и сделанные из него смысловые предположения должны быть уточнены и проверены на отдельных сегментах структуры. При этом исчерпывающее описание каждого сегмента не только не обязательно. смотреть целиком

Стихотворения «Ангел - хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов - это совершенно разные писатели, каждый из которых отличается своим самобытным стилем. смотреть целиком

Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина. смотреть целиком

Кому не знакомо стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», поражающее своей простотой, легкостью, мелодичностью? Разве можно найти строки, посвященные любимой, превосходящие по нежности и трепетности эти: * Я помню чудное мгновенье. смотреть целиком

В стихотворении «Ива» А. Фет изображает трепетную кар­тину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: ка­жется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект. смотреть целиком

Анализ стихотворения Заболоцкого «Читая стихи»

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Читая стихи № 2

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Читая стихи» воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой кри­тике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи («Бормотанье сверчка и ре­бенка / В совершенстве писатель постиг» ). С иронией относит­ся он к зауми («И в бессмыслице скомканной речи / Изощрен­ность известная есть» ). Однако все это лишь отвлекает писателя от воплощения в лирике своих мыслей и взглядов на мир.

Выступая за классическую ясность поэтической речи, Н. А. Заболоцкий на одну чашу весов помещает «щебетанье щегла». а на другую — «смысла живую основу». Первое не должно заменять второе. Форма не может доминировать над содержа­нием. Н.А. Заболоцкий считает формальные опыты выдумкой, забавой, шарадой. Поэзия же является серьезным видом ис­кусства. При этом писатель позволяет себе использовать зву­ковые удвоения («колпак колдуна», «жизнью живет», «вечно верует» ), показывая, что звуковые игры все же допустимы и даже интересны, если они органично входят в текст произве­дения, не искажая при этом его основы, которой является «полный разума русский язык».

Н.А. Заболоцкий сам был мастером создания мелодичного стиха. При этом для него характерны точные рифмы (прегра­ды — шарады, она — колдуна, щегла — могла), четкость рит­мического рисунка.

Проблематика произведения отражает содержание развер­нувшейся на страницах печати литературной дискуссии о мо­дернизме. Примечательно, что само стихотворение не только содержит полемику, но и насыщено разговорными элемента­ми: риторическими вопросами

«Но возможно ль мечты чело­вечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли рус­ское слово Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?»

и восклица­ниями: «Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам…».

Н.А. Заболоцкий относится к языку как к национальному дос­тоянию. Неслучайно он дважды подчеркивает в тексте стихо­творения, что речь идет о русском языке, о русском слове.

Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «Читая стихи»

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Читая стихи № 3

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи» воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой кри­тике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи («Бормотанье сверчка и ре­бенка В совершенстве писатель постиг»). С иронией относит­ся он к зауми («И в бессмыслице скомканной речи Изощрен­ность известная есть»).

Однако все это лишь отвлекает писателя от воплощения в лирике своих мыслей и взглядов на мир.

Выступая за классическую ясность поэтической речи, Н.А. Заболоцкий на одну чашу весов помещает «щебетанье щегла», а на другую — «смысла живую основу». Первое не должно заменять второе. Форма не может доминировать над содержа­нием. Н.А. Заболоцкий считает формальные опыты выдумкой, забавой, шарадой. Поэзия же является серьезным видом ис­кусства. При этом писатель позволяет себе использовать зву­ковые удвоения («колпак колдуна», «жизнью живет», «вечно верует»), показывая, что звуковые игры все же допустимы

и даже интересны, если они органично входят в текст произве­дения, не искажая при этом его основы, которой является «полный разума русский язык».

Н.А. Заболоцкий сам был мастером создания мелодичного стиха. При этом для него характерны точные рифмы (прегра­ды — шарады, она — колдуна, щегла — могла), четкость рит­мического рисунка.

Проблематика произведения отражает содержание развер­нувшейся на страницах печати литературной дискуссии о мо­дернизме. Примечательно, что само стихотворение не только содержит полемику, но и насыщено разговорными элемента­ми: риторическими вопросами («Но возможно ль мечты чело­вечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли рус­ское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?») и восклица­ниями («Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам…»).

Н.А. Заболоцкий относится к языку как к национальному дос­тоянию. Неслучайно он дважды подчеркивает в тексте стихо­творения, что речь идет о русском языке, о русском слове.

«Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «Читая стихи»»

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Читая стихи № 4

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи» воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой кри­тике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи («Бормотанье сверчка и ре­бенка В совершенстве писатель постиг»). С иронией относит­ся он к зауми («И в бессмыслице скомканной речи Изощрен­ность известная есть»).

Однако все это лишь отвлекает писателя от воплощения в лирике своих мыслей и взглядов на мир.

Выступая за классическую ясность поэтической речи, Н.А. Заболоцкий на одну чашу весов помещает «щебетанье щегла», а на другую — «смысла живую основу». Первое не должно заменять второе. Форма не может доминировать над содержа­нием. Н.А. Заболоцкий считает формальные опыты выдумкой, забавой, шарадой. Поэзия же является серьезным видом ис­кусства. При этом писатель позволяет себе использовать зву­ковые удвоения («колпак колдуна», «жизнью живет», «вечно верует»), показывая, что звуковые игры все же допустимы и даже интересны, если они органично входят в текст произве­дения, не искажая при этом его основы, которой является «полный разума русский язык».

Н.А. Заболоцкий сам был мастером создания мелодичного стиха. При этом для него характерны точные рифмы (прегра­ды — шарады, она — колдуна, щегла — могла), четкость рит­мического рисунка.

Проблематика произведения отражает содержание развер­нувшейся на страницах печати литературной дискуссии о мо­дернизме. Примечательно, что само стихотворение не только содержит полемику, но и насыщено разговорными элемента­ми: риторическими вопросами («Но возможно ль мечты чело­вечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли рус­ское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?») и восклица­ниями («Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам…»).

Н.А. Заболоцкий относится к языку как к национальному дос­тоянию. Неслучайно он дважды подчеркивает в тексте стихо­творения, что речь идет о русском языке, о русском слове.

Лингвистический анализ стихотворения Заболоцкого

стихотворения Н.А. Заболоцкого «Читая стихи…»

учеников 8 класса МОУ

Русский язык – это язык нашего народа, «великий и могучий», говоря словами великого русского писателя И. С. Тургенева. Он богатый, гибкий, образный и певучий. Его пополняли и совершенствовали своим творчеством настоящие художники слова: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов.

Н. А. Заболоцкого, известного русского поэта XX века, также можно по праву назвать мастером слова. Каждая фраза, каждый художественный образ его произведений имеют завершенность и глубокий смысл. Всю свою жизнь Заболоцкий посвятил искусству: «Я отрекся от житейского благополучия, от «общественного положения», оторвался от своей семьи – для искусства. Вне его – я ничто…». Он вошел в нашу литературу как великий мыслитель и философ.

Какой должна быть настоящая поэзия? Этим вопросом задавались поэты всех времен. Эта тема нашла отражение в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и многих других. Каждый из них по-своему определял предназначение и смысл поэзии. Так, А. С. Пушкин описал образ идеального поэта в стихотворении «Пророк». Своеобразную полемику в душе поэта о том, каково предназначение поэзии, мы видим в стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин».

Тема настоящей поэзии нашла отражение и в творчестве Заболоцкого. Именно об этом поэт пишет в своем стихотворении «Читая стихи».

Это произведение условно можно разделить на две части.

В первой части звучит явная авторская ирония над «псевдопоэтами». Заболоцкого «забавляет» их творчество – «бормотанье сверчка и ребенка», «щебетанье щегла». Этот оттенок иронии, авторской усмешки стихотворению придает разговорная лексика («бормотанье», «бессмыслице», «скомканной»), которая «соседствует» со словами высокого стиля («совершенство», «изощренность»). Примечательно, что в первой части Заболоцкий употребляет слово «стих» (явно стилистически сниженное), тогда как во второй части он использует слово «поэзия» (слово высокого стиля). В данном стихотворении эти слова являются контекстуальными антонимами: стих – ненужное словотворчество, бессмысленный набор слов, а поэзия – вот оно настоящее искусство. Вся первая часть построена на противопоставлениях: «бормотанье» несопоставимо с «совершенством», а «бессмыслица скомканной речи» - с «изощренностью». В конце поэт задает риторический вопрос:

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Здесь мы опять видим противопоставление. Творчество современных поэтов – «щебетанье щегла» - Заболоцкий противопоставляет «русскому слову» - поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Вторая часть противопоставляется первой. Она начинается с отрицательного слова-предложения «Нет!», в котором автор сам же и отвечает на свой вопрос. В этой части высокая лексика («преграды», «верует», «животворящий», «полный разума») придает стихотворению оттенок торжественности и возвышенности, помогает ярче выразить основную мысль. Автор противопоставляет вторую часть первой, используя и отрицание («не для тех, кто, играя в шарады, надевает колпак колдуна»). Помимо высокой лексики, Заболоцкий включает в произведение устаревшие слова («ибо») и прибегает к такому приему, как повтор («кто» - «кто»).

Заболоцкий также прибегает к звукописи. Ее секрет заключается в том, что звук способен порождать у читателя определенные ассоциации, оказывать влияние на восприятие произведения. В стихотворении мы наблюдаем аллитерацию: в первой части- «бормотанье сверчка и ребенка» - повторяется звук «р» (грубый звук), «щебетанье щегла» - повторяется звук «щ». В последнем четверостишии много шипящих «ж», «щ» и свистящих «з», «с» (светлые звуки)- от этого слова кажутся говорящими, шелестят, шуршат. Так автор усиливает эффект противопоставления и влияет на восприятие читателем разных частей стихотворения. Фонетическое оформление делает произведение еще более образным.

Следует также обратить внимание на логическое ударение в конструкции сравнения: то, с чем сравнивают (2-ая часть произведения) выделено ярче, чем то, что сравнивают (1-ая часть произведения). Действительно, в первой части мы видим авторскую иронию и усмешку, он критикует современную поэзию, но все же не останавливает только на этом свое внимание. Зато именно во второй части автор раскрывает проблему своего стихотворения: «Какой должна быть настоящая поэзия?» - и отвечает на вопрос о том, каким должен быть настоящий поэт:

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Написано стихотворение трехсложным размером – четырехстопным анапестом, что придает ему особое, мелодичное звучание. Строфа – четырехстишья, перекрестная рифмовка и чередование безударных (женских) и ударных (мужских) окончаний – признаки классического стихосложения (что характерно для всех произведений Заболоцкого). Эта форма выбрана не случайно. Цель поэта: показать начинающим литераторам, как необходимо работать над стихами: опираясь на классику, на то, что было сделано до них. Заболоцкий считает, что в начале своего творческого пути поэт должен учиться на опыте предыдущих поколений.

Это стихотворение очень интересно с лексической точки зрения, и в нем мы видим подтверждение тому, что Заболоцкий действительно был настоящим мастером слова, который в каждую фразу вкладывал глубокий смысл, и художником образов, ярких и актуальных и в наше время.

Послушайте стихотворение Заболоцкого Читая стихи

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Читая стихи

Анализ стихотворения Заболоцкого Читая стихи