Анализ стихотворения Заболоцкого Читая стихи
Cочинение «Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «Читая стихи»»
Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи» воплощает эстетические взгляды автора, который ведет полемику с декадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой критике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи («Бормотанье сверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг»). С иронией относится он к зауми («И в бессмыслице скомканной речи Изощренность известная есть»).
Однако все это лишь отвлекает писателя от воплощения в лирике своих мыслей и взглядов на мир.
Выступая за классическую ясность поэтической речи, Н.А. Заболоцкий на одну чашу весов помещает «щебетанье щегла», а на другую — «смысла живую основу». Первое не должно заменять второе. Форма не может доминировать над содержанием. Н.А. Заболоцкий считает формальные опыты выдумкой, забавой, шарадой. Поэзия же является серьезным видом искусства. При этом писатель позволяет себе использовать звуковые удвоения («колпак колдуна», «жизнью живет», «вечно верует»), показывая, что звуковые игры все же допустимы и даже интересны, если они органично входят в текст произведения, не искажая при этом его основы, которой является «полный разума русский язык».
Н.А. Заболоцкий сам был мастером создания мелодичного стиха. При этом для него характерны точные рифмы (преграды — шарады, она — колдуна, щегла — могла), четкость ритмического рисунка.
Проблематика произведения отражает содержание развернувшейся на страницах печати литературной дискуссии о модернизме. Примечательно, что само стихотворение не только содержит полемику, но и насыщено разговорными элементами: риторическими вопросами («Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?») и восклицаниями («Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам…»).
Н.А. Заболоцкий относится к языку как к национальному достоянию. Неслучайно он дважды подчеркивает в тексте стихотворения, что речь идет о русском языке, о русском слове.
Похожие сочинения
В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение “Пророк”. Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к Николаю I, который вызвал А. Пушкина из Михайловского в Петербург, поэт захватывает листок со стихотворением с собой. Почему. смотреть целиком
Это, пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина. Содержание его выражено в простой и доступной форме. Но известно, что простота гениальных произведений искусства часто бывает обманчивой. Увлеченные гармоничностью стихотворной речи, энергией. смотреть целиком
Общее описание композиции «Кончен пир, умолкли хоры…» (в дальнейшем – КП) и сделанные из него смысловые предположения должны быть уточнены и проверены на отдельных сегментах структуры. При этом исчерпывающее описание каждого сегмента не только не обязательно. смотреть целиком
Стихотворения «Ангел - хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов - это совершенно разные писатели, каждый из которых отличается своим самобытным стилем. смотреть целиком
Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина. смотреть целиком
Кому не знакомо стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», поражающее своей простотой, легкостью, мелодичностью? Разве можно найти строки, посвященные любимой, превосходящие по нежности и трепетности эти: * Я помню чудное мгновенье. смотреть целиком
В стихотворении «Ива» А. Фет изображает трепетную картину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: кажется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект. смотреть целиком
Анализ стихотворения Заболоцкого «Читая стихи»
Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Читая стихи» воплощает эстетические взгляды автора, который ведет полемику с декадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой критике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи («Бормотанье сверчка и ребенка / В совершенстве писатель постиг» ). С иронией относится он к зауми («И в бессмыслице скомканной речи / Изощренность известная есть» ). Однако все это лишь отвлекает писателя от воплощения в лирике своих мыслей и взглядов на мир.
Выступая за классическую ясность поэтической речи, Н. А. Заболоцкий на одну чашу весов помещает «щебетанье щегла». а на другую — «смысла живую основу». Первое не должно заменять второе. Форма не может доминировать над содержанием. Н.А. Заболоцкий считает формальные опыты выдумкой, забавой, шарадой. Поэзия же является серьезным видом искусства. При этом писатель позволяет себе использовать звуковые удвоения («колпак колдуна», «жизнью живет», «вечно верует» ), показывая, что звуковые игры все же допустимы и даже интересны, если они органично входят в текст произведения, не искажая при этом его основы, которой является «полный разума русский язык».
Н.А. Заболоцкий сам был мастером создания мелодичного стиха. При этом для него характерны точные рифмы (преграды — шарады, она — колдуна, щегла — могла), четкость ритмического рисунка.
Проблематика произведения отражает содержание развернувшейся на страницах печати литературной дискуссии о модернизме. Примечательно, что само стихотворение не только содержит полемику, но и насыщено разговорными элементами: риторическими вопросами
«Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?»
и восклицаниями: «Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам…».
Н.А. Заболоцкий относится к языку как к национальному достоянию. Неслучайно он дважды подчеркивает в тексте стихотворения, что речь идет о русском языке, о русском слове.
Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «Читая стихи»
Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи» воплощает эстетические взгляды автора, который ведет полемику с декадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой критике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи («Бормотанье сверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг»). С иронией относится он к зауми («И в бессмыслице скомканной речи Изощренность известная есть»).
Однако все это лишь отвлекает писателя от воплощения в лирике своих мыслей и взглядов на мир.
Выступая за классическую ясность поэтической речи, Н.А. Заболоцкий на одну чашу весов помещает «щебетанье щегла», а на другую — «смысла живую основу». Первое не должно заменять второе. Форма не может доминировать над содержанием. Н.А. Заболоцкий считает формальные опыты выдумкой, забавой, шарадой. Поэзия же является серьезным видом искусства. При этом писатель позволяет себе использовать звуковые удвоения («колпак колдуна», «жизнью живет», «вечно верует»), показывая, что звуковые игры все же допустимы
и даже интересны, если они органично входят в текст произведения, не искажая при этом его основы, которой является «полный разума русский язык».
Н.А. Заболоцкий сам был мастером создания мелодичного стиха. При этом для него характерны точные рифмы (преграды — шарады, она — колдуна, щегла — могла), четкость ритмического рисунка.
Проблематика произведения отражает содержание развернувшейся на страницах печати литературной дискуссии о модернизме. Примечательно, что само стихотворение не только содержит полемику, но и насыщено разговорными элементами: риторическими вопросами («Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?») и восклицаниями («Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам…»).
Н.А. Заболоцкий относится к языку как к национальному достоянию. Неслучайно он дважды подчеркивает в тексте стихотворения, что речь идет о русском языке, о русском слове.
«Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «Читая стихи»»
Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи» воплощает эстетические взгляды автора, который ведет полемику с декадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой критике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи («Бормотанье сверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг»). С иронией относится он к зауми («И в бессмыслице скомканной речи Изощренность известная есть»).
Однако все это лишь отвлекает писателя от воплощения в лирике своих мыслей и взглядов на мир.
Выступая за классическую ясность поэтической речи, Н.А. Заболоцкий на одну чашу весов помещает «щебетанье щегла», а на другую — «смысла живую основу». Первое не должно заменять второе. Форма не может доминировать над содержанием. Н.А. Заболоцкий считает формальные опыты выдумкой, забавой, шарадой. Поэзия же является серьезным видом искусства. При этом писатель позволяет себе использовать звуковые удвоения («колпак колдуна», «жизнью живет», «вечно верует»), показывая, что звуковые игры все же допустимы и даже интересны, если они органично входят в текст произведения, не искажая при этом его основы, которой является «полный разума русский язык».
Н.А. Заболоцкий сам был мастером создания мелодичного стиха. При этом для него характерны точные рифмы (преграды — шарады, она — колдуна, щегла — могла), четкость ритмического рисунка.
Проблематика произведения отражает содержание развернувшейся на страницах печати литературной дискуссии о модернизме. Примечательно, что само стихотворение не только содержит полемику, но и насыщено разговорными элементами: риторическими вопросами («Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?») и восклицаниями («Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам…»).
Н.А. Заболоцкий относится к языку как к национальному достоянию. Неслучайно он дважды подчеркивает в тексте стихотворения, что речь идет о русском языке, о русском слове.
Лингвистический анализ стихотворения Заболоцкого
стихотворения Н.А. Заболоцкого «Читая стихи…»
учеников 8 класса МОУ
Русский язык – это язык нашего народа, «великий и могучий», говоря словами великого русского писателя И. С. Тургенева. Он богатый, гибкий, образный и певучий. Его пополняли и совершенствовали своим творчеством настоящие художники слова: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов.
Н. А. Заболоцкого, известного русского поэта XX века, также можно по праву назвать мастером слова. Каждая фраза, каждый художественный образ его произведений имеют завершенность и глубокий смысл. Всю свою жизнь Заболоцкий посвятил искусству: «Я отрекся от житейского благополучия, от «общественного положения», оторвался от своей семьи – для искусства. Вне его – я ничто…». Он вошел в нашу литературу как великий мыслитель и философ.
Какой должна быть настоящая поэзия? Этим вопросом задавались поэты всех времен. Эта тема нашла отражение в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и многих других. Каждый из них по-своему определял предназначение и смысл поэзии. Так, А. С. Пушкин описал образ идеального поэта в стихотворении «Пророк». Своеобразную полемику в душе поэта о том, каково предназначение поэзии, мы видим в стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин».
Тема настоящей поэзии нашла отражение и в творчестве Заболоцкого. Именно об этом поэт пишет в своем стихотворении «Читая стихи».
Это произведение условно можно разделить на две части.
В первой части звучит явная авторская ирония над «псевдопоэтами». Заболоцкого «забавляет» их творчество – «бормотанье сверчка и ребенка», «щебетанье щегла». Этот оттенок иронии, авторской усмешки стихотворению придает разговорная лексика («бормотанье», «бессмыслице», «скомканной»), которая «соседствует» со словами высокого стиля («совершенство», «изощренность»). Примечательно, что в первой части Заболоцкий употребляет слово «стих» (явно стилистически сниженное), тогда как во второй части он использует слово «поэзия» (слово высокого стиля). В данном стихотворении эти слова являются контекстуальными антонимами: стих – ненужное словотворчество, бессмысленный набор слов, а поэзия – вот оно настоящее искусство. Вся первая часть построена на противопоставлениях: «бормотанье» несопоставимо с «совершенством», а «бессмыслица скомканной речи» - с «изощренностью». В конце поэт задает риторический вопрос:
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Здесь мы опять видим противопоставление. Творчество современных поэтов – «щебетанье щегла» - Заболоцкий противопоставляет «русскому слову» - поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
Вторая часть противопоставляется первой. Она начинается с отрицательного слова-предложения «Нет!», в котором автор сам же и отвечает на свой вопрос. В этой части высокая лексика («преграды», «верует», «животворящий», «полный разума») придает стихотворению оттенок торжественности и возвышенности, помогает ярче выразить основную мысль. Автор противопоставляет вторую часть первой, используя и отрицание («не для тех, кто, играя в шарады, надевает колпак колдуна»). Помимо высокой лексики, Заболоцкий включает в произведение устаревшие слова («ибо») и прибегает к такому приему, как повтор («кто» - «кто»).
Заболоцкий также прибегает к звукописи. Ее секрет заключается в том, что звук способен порождать у читателя определенные ассоциации, оказывать влияние на восприятие произведения. В стихотворении мы наблюдаем аллитерацию: в первой части- «бормотанье сверчка и ребенка» - повторяется звук «р» (грубый звук), «щебетанье щегла» - повторяется звук «щ». В последнем четверостишии много шипящих «ж», «щ» и свистящих «з», «с» (светлые звуки)- от этого слова кажутся говорящими, шелестят, шуршат. Так автор усиливает эффект противопоставления и влияет на восприятие читателем разных частей стихотворения. Фонетическое оформление делает произведение еще более образным.
Следует также обратить внимание на логическое ударение в конструкции сравнения: то, с чем сравнивают (2-ая часть произведения) выделено ярче, чем то, что сравнивают (1-ая часть произведения). Действительно, в первой части мы видим авторскую иронию и усмешку, он критикует современную поэзию, но все же не останавливает только на этом свое внимание. Зато именно во второй части автор раскрывает проблему своего стихотворения: «Какой должна быть настоящая поэзия?» - и отвечает на вопрос о том, каким должен быть настоящий поэт:
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Написано стихотворение трехсложным размером – четырехстопным анапестом, что придает ему особое, мелодичное звучание. Строфа – четырехстишья, перекрестная рифмовка и чередование безударных (женских) и ударных (мужских) окончаний – признаки классического стихосложения (что характерно для всех произведений Заболоцкого). Эта форма выбрана не случайно. Цель поэта: показать начинающим литераторам, как необходимо работать над стихами: опираясь на классику, на то, что было сделано до них. Заболоцкий считает, что в начале своего творческого пути поэт должен учиться на опыте предыдущих поколений.
Это стихотворение очень интересно с лексической точки зрения, и в нем мы видим подтверждение тому, что Заболоцкий действительно был настоящим мастером слова, который в каждую фразу вкладывал глубокий смысл, и художником образов, ярких и актуальных и в наше время.