Анализ стихотворения Зима недаром злится Тютчева 5 класс
Данное стихотворение опубликовалось только после смерти Тютчева. Стихотворение ,будучи наброском, было отправлено князю Гагарину.
Произведение написано обычным дворовым языком. В те времена на нем общались лишь крестьяне. Автор желал воспроизвести сцену из своего детства. Он, находясь далеко от России, попытался описать то время, когда зима не желает уходить, а весна приходит и пытается прогнать сварливую старуху. Желаемого эффекта поэт добился лишь манерой речи, с помощью которой было написано данное произведение.
Произведение не несет какой-либо художественной нагрузки, но крайне хорошо и ярко показывают границу природы, ее состояния, когда одна пора года сменяется другой. Автор говорит о том, что зима должна уходить, ведь ее время уже истекло и в окно стучится весна. Но зима очень злится, не хочет покидать свое место и надеется повернуть время назад. Но это исключено, так как пришедшая весна вдыхает жизнь в ледяные реки, леса и прочее. Она смеется в глаза сопернице и показывает ей, что ее время давно прошло.
Тютчев показывает весну как дитя с волшебным даром, которое способно преобразить мир. Зима же – старуха, которая вечно ворчит и ради того, чтобы остаться на своем месте готова на все.
Текст Ф. И. Тютчев. Зима недаром злится (1836).
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Анализ
В стихотворении Ф.И. Тютчева " Зима недаром злится. " пять строф по четыре строки каждая - итого двадцать строк. Рифма - перекрёстная: " злится - стучится" - рифмуются первая и третья строки; "пора - со двора" - вторая и четвёртая. Размер - трёхстопный ямб.
Художественный эффект стихотворения достигается с помощью разнообразных тропов: олицетворения, метафор, эпитетов, сравнений, противопоставлений ( антитезы ).
Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна - с прекрасным ребёнком. Слова "Зима" и "Весна" написаны, как имена собственные, с большой буквы, что делает эти времена года живыми героинями стиха, самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер. Зима злится на Весну, которая стучится к ней в окно и гонит её со двора. Поэтому Зима вынуждена ворчать на Весну и хлопотать о своём пребывании на дворе.
А в чём могут выразиться ворчание и хлопоты Зимы? Ранней весной и снежные метели возможны, и ночные морозцы.
Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну то ли увесистым снежком, то ли обрушив на неё целую лавину снега. Весна - месяц, не только следующий за Зимой, но и словно бы выходящий из Зимы, поэтому он не так противопоставлен Зиме, как. скажем, лето, и в связи с этим в двух этих понятиях нет ещё глубокой антитезы.
Противопоставлением ( антинтезой ) в этом тексте могут являться такие понятия, как " ведьма злая" ( Зима ) и " прекрасное дитя" ( Весна ) и две эмоции - злость Зимы и смех ( радость ) Весны.
Помимо " злой ведьмы" в стихах дан и ещё один синоним к этому понятию - "враг" Весны.
Однако эти синонимы не явные, а контекстуальные, поскольку два несинонимичных понятия метафорически сближены именно в данном контексте.
Врагом Весну воспринимает Зима и обращается с Весной, как с врагом. Весна же не враждует, а утверждает своё законное право на смену времён года, так как полна молодых сил, влекущих её к стремительному развитию.
Как бы ни любили мы Зиму, автор склоняет симпатии читателя на сторону Весны, тем более, что Зима пытается обидеть прекрасное дитя, а это не в её пользу.
Несомненно, дети бывают шаловливыми и озорными - такой и дана Весна в этом произведении - но это не бессмысленные шалости, это - природная необходимость.
На стороне Весны буквально "всё" - ведь " всё засуетилось, всё нудит Зиму вон". " Всё" - это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в стволах деревьев, в жизни птиц, - активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом " поднятым трезвоном".
По-своему Весна деликатна: она предупреждает о своём приходе " стуком в окно", то есть она к Зиме постучалась, прежде чем войти в уже не принадлежащие той пределы. " Гонит со двора". - глагол "гонит" дан здесь как синоним к глаголу "нудит", то есть направляет, торопит, понуждает идти в определённом направлении". Очевидно, что грубостей Весна себе по отношению к Зиме не позволяет.
Никакими препонами Зиме не удержать Весну: смелая Весна (" в глаза хохочет") принесла с собой пение птиц, звон капели, шум ручьёв, и этот шум становится всё "пуще". Таким образом текст стихотворения наполнен разнообразнейшими звуками ранней весны.
Орудие битвы Зимы, снег, Весна, как истиный философ-мудрец, несмотря на свою молодость, берёт на пользу себе: " умылася в снегу и лишь румяней стала. "
С помощью картины неравной битвы ( исход которой предопределён ) старой ведьмы и удивительного румяного младенца Тютчев даёт картину смены времён года в духе метафорических представлений наших предков, исповедовавших язычество, - картину яркую, динамичную, ведь на наших глазах происходит столько превращений:
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Интересно, что метафора " И всё засуетилось" может отнести нас к старинному славянскому празднику Жаворонки, действительно приходящемусяся на 22 марта – день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В этот день дети с пряничными жаворонками в руках шли с родителями в поле и припевали:
"Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!"
Зрительный ряд стиха наряду со звуковым увлекает читателя во всю эту весеннюю кутерьму. Последнее противостояние Зимы выражены с помощью богатейших метафор: "Зима недаром злится", " прошла её пора", Весна в окно стучится и гонит со двора".
Попробуем указать все метафоры в этом удивительном стихотворении, и мы убедимся, что они присутствуют в каждой строке. То есть метафорой весны является как каждый катрен в отдельности, так и всё произведение в целом. Всё стихотворение от начала до конца - одна развёрнутая метафора, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.
Отличительным приёмом данного стиха является обилие глаголов активного действия: "злится", "прошла", "стучится", "гонит" - в первой строфе; "засуетилось", "нудит", "подняли" - во второй строфе; "хлопочет", "ворчит", "хохочет", ""шумит - в третьей; "взбесилась", деепричастие "захватя, "пустила", деепричастие "убегая" - в четвёртом катрене; "умылася", глагол-связка "стала" - в пятом. Нетрудно подсчитать, что количество глаголов и глагольных форм ( два деепричастия при наличии пятнадцати глаголов ) по строфам распределилось в следующем порядке: 4,3,4,4,2. В последнем катрене всего два глагола, характеризующие только Весну, так как Весна победила и Зимы на дворе уже нет.
Все эти семнадцать глаглов и глагольных форм и сформировали метафоры данного стиха в таком обилии.
А эпитетов автору уже не понадобилось в большом количестве - их всего три: "злая" ( "ведьма злая" - инверсия, обратный порядок слов, ещё глубже характеризующий Зиму, при том, что логическое ударение также выделяет эпитет " злая" ), "прекрасное" ( "прекрасное дитя" - прямой порядок слов ) и сравнительная степень прилагательного "румяней" в составном именном сказуемом ( "румяней стала" - обратный порядок слов ).
Присутствие авторского отношения к происходящему в стихотворении " Зима недаром злится" очевидно, но выражено оно не с помощью первого лица ( автора, как лирического героя, как бы и не видать ), а с помощью иных, уже указанных, средств. Автору нравится, как "прекрасное дитя" "хохочет", какое оно жизнерадостное ( "Весне и горя мало" - фразеологизм, образующий в контексте стиха метафору ), не боящееся холода ( "умылася в снегу" ), каким здоровьем и оптимизмом оно пышет (" И лишь румяней стала наперекор врагу" ). Все симпатии автора - на стороне Весны.
Таким образом прославление Весны стало прославлением кипучей энергии, молодости, смелости, свежести, и энергия трёхстопного ямба подошла здесь как нельзя лучше.
Зима у других авторов
В русской пейзажной лирике вряд ли ещё встретится подобное описание Зимы: зима, как правило, в русских народных песнях, в литературных обработках фольклора - герой, хотя порой и суровый, но положительный, а не отрицательный. Её ждут, её приветствуют, её любовно поэтизируют:
"…Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям."
( И.Никитин )
"Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка."
( Сергей Есенин )
В 1852 году, через шестнадцать лет после " злящейся Зимы", Ф.И. Тютчев написал стихи о зиме несколько в ином ключе, без отрицательной коннотации:
"Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит. "
Однако если прежде Зима характеризовалась Тютчевым как " ведьма", то затем она превратилась в " чародейку", "колдунью". Собственно все эти три слова - ведьма, чародейка, колдунья - синонимы. Правда, в нашем сознании слово " чары" связано с какими-то волшебными, чарующими явлениями. Зима, чародейка в начале своего появления, перерождается по мере своего истощения в ведьму, чьи чары ослабевают.
Подолгу находящийся в отрыве от родины, читающий литературу на немецком и французском языках и пишущий статьи по-французски ( напомним, что только при создании лирических произведений поэт отдавал предпочтение русскому языку ) Тютчев ввёл в зимнюю тематику представления скорее западно-европейской, а не российской поэтики, но тем и обогатил русскую поэзию, внёс в стихи о природе свой, тютчевский, оттенок.
Анализ стихотворения №4
Благодаря удачной дипломатической карьере Федор Тютчев почти 20 лет прожил за границей, где открыл в себе тягу к романтизму. Этому способствовало не только увлечение литературой, но и возможность напрямую общаться с выдающимися немецкими поэтами. Сам Тютчев к тому времени уже писал весьма утонченные стихи и публиковал их в России под различными псевдонимами, считая, что дипломат не имеет права публично афишировать свои увлечения. Тем не менее, именно раннее творчество этого поэта может похвастаться обилием произведений, относящихся к пейзажной лирике. Среди них – стихотворение «Зима недаром злится….», созданной в 1836 году. Поэт отправил его в письме к своему другу князю Гагарину в виде наброска, однако опубликовано это произведение было лишь после смерти автора.
Особенность этого стихотворения в том, что оно написано не «высоким штилем», к которому время от времени прибегал Тютчев, а разговорным языком, с помощью которого в то время изъяснялись дворовые крестьяне. Однако не стоит списывать это на прихоть поэта. Просто Тютчев, находясь за сотни верст от России, попытался воспроизвести знакомую с детства картину, когда весна вступает в свои права, а зима все никак не хочет уходить. Естественно, что требуемого эффекта в произведении можно было добиться лишь при условии его написания простым и незатейливым слогом, граничащим с примитивизмом. Поэтому особой художественной нагрузки это стихотворение не несет, однако с его помощью автору удалось очень точно передать то пограничное состояние природы, когда одно время года сменяет другое.
Поэт указывает, что время зимы уже прошло, и теперь уже «весна в окно стучится». Однако ее соперница проявляет завидное упорство, не желая так просто уступать ранее завоеванные позиции, она «злится», «все еще хлопочет» и надеется повернуть время вспять. Но это невозможно, так как все вокруг указывает на скорый приход весны, которая «в глаза хохочет» своей сопернице, продолжая вдыхать жизнь в замерзшие реки и поля, оживлять леса и наполнять воздух удивительным ароматом. Ее поэт сравнивает с прекрасным дитя, которое обладает волшебным даром преображать окружающий мир. Зима же изображена Тютчевым в виде злой и ворчливой старухи, которая любым способом пытается сохранить свою власть и даже идет на то, чтобы швырнуть в соперницу снег. Но эта уловка не помогает, так как весна «лишь румяней стала наперекор врагу».
«Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей природы, смена времен года, непредсказуемость климатических условий - все могло стать объектом изображения в стихотворении. Но русская поэзия не была бы истинно русской поэзией, если бы не использовала олицетворение - троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа, в частности человека. Очевидно, это отголоски верований древних славян, которые считали, что всё вокруг населено духами, добрыми и злыми. Это и лешие, и домовые, и русалки, и многие другие низшие божества.
Однако поэты, чутко воспринимающие действительность, умеющие передать самые тонкие нюансы отношений между человеком и природой, все-таки изображали и изображают ее как целостный живой организм. Например, Федор Иванович Тютчев так выразил свое отношение к природе:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Естественно, после прочтения подобных строк возникает стойкая уверенность, что природа - некий организм, живущий по своим законам, понимание которых нам недоступно. А понять их хочется, как говорится, хочется разгадать все тайны природы.
Стихотворение "Зима недаром злится. " Ф.И.Тютчева хорошо известно каждому школьнику. Во-первых, потому что благодаря трехстопному ямбу и перекрестной женской и мужской рифме легко запоминается. Во-вторых, в стихотворении возникают очень колоритные образы главных героинь: "злой ведьмы" Зимы и "прекрасного дитя" Весны. Использование автором заглавной буквы в названиях героинь, конечно, сразу вызывает ассоциацию со сказкой, а сказка близка и знакома каждому человеку, потому что "все мы родом из детства".
Итак, стихотворение построено на контрасте: Зима злится, а Весна хохочет, "взбесилась ведьма злая". а "Весне и горя мало". Конечно, Зима и Весна соперничают, а в итоге расстаются врагами. Но сама битва разворачивается на наших глазах, ведь использование большого количества глаголов в форме настоящего времени вызывает ощущение сопричастности к тому, что происходит: "злится". "стучится". "гонит". "хлопочет". "хохочет". "шумит". Все эти слова, в которых к тому же использована аллитерация (звукоподражание), создают партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Теперь стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну - пору обновления, зарождения новой жизни.
После прочтения такого стихотворения вдруг возникает беспричинная радость. Может быть, оттого, что Весна "хохочет" и "шумит". Или оттого, что она "румяней стала". ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления и желание поцеловать в разрумяненную щеку "прелестное дитя". Безусловно, и автор симпатизирует Весне. Хотя она "гонит со двора" старушку-зиму, но делает это, как говорится, на законных основаниях, ведь "пришла ее пора". А вот Зима ведет себя очень грубо. Сначала злится, ворчит по-стариковски, но потом переходит к решительным действиям: "взбесилась" да еще и снег бросила на прощанье в свою молодую соперницу. Поэтому и не звучит здесь традиционного философского элегического мотива: дескать, мне время тлеть, тебе - цвести. Нет, звучит только радость и торжество победы.
Так, благодаря обилию тропов, в небольшом лирическом произведении автору удается создать целый калейдоскоп событий, хотя для лирики как рода литературы событийность не характерна. Однако поэт с помощью этого стихотворения вызывает стойкую уверенность в том, что весна обязательно наступит, и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, как-то иначе, что-то изменить в своей жизни.
Анализ стихотворения "Зима недаром злится" для 5 класса
Лирика Тютчева отличается особой разнообразностью и неповторимостью. Её всю пронизывает глубочайший философский смысл: как в описаниях природы, так и в темах любви и родины. Лиризм природы – величайшее художественное достижение Федора Тютчева. Ему отлично удается передать движение и динамизм пейзажа. Неповторимая и живая тютчевская природа имеет свои образы – это организм, который чувствует, думает, имеет свой голос, свои пристрастия.
Каждое стихотворение поэта пропитано таинством природы, которое ревниво скрывается от глаз непосвящённых. Поэтика весны несет в себе эдемовскую первозданную свежесть. Образ весны в сочинениях Тютчева всегда девственно чист и прекрасен. Если осень наполнена земными мотивами и пустотой, являясь олицетворением вечности, то весна – время больших надежд, новой жизни, время пробуждения от спячки. Весенняя муза всегда связана со светлым будущим.
Природа Тютчева вечно юная, как сама весна. Зима не грозит ей старческим уходом. В своих стихотворениях поэт выразил торжество весны, как вечной молодости. Тютчев в 30-х годах посвятил ей несколько своих стихотворений: «Весенние воды», «Могила Наполеона», «Весенняя гроза», «Весна», «Зима недаром злится». Оптимизм поэзии утверждает прекрасное грядущее, олицетворением которого является наступающая весна. В мировоззрении поэта отражается жажда жизни и чистая любовь, которые нашли воплощение в жизнеутверждающем ликовании строк «Вешних вод» и «Весенней грозы».
В стихотворении «Зима недаром злится…» поэт мастерски изобразил последнюю схватку зимы и весны. Зима – дряхлая старуха, которая злится, «еще хлопочет», ворчит, отдаляя конец отведенного ей времени. Весна – молодая, озорная, веселая девушка, которая гонит злую старуху со двора, смеясь ей в глаза. Это не просто яркое и образное описание зимы и весны. Это победа жизни над смертью, чудесное время обновления. Это стихотворение – гимн вечной юности.
Тютчевские строки о весне мастерски имитируют переливы бурлящих весенних ручьев и пенье птиц. Природа очеловечена Тютчевым так, как не удавалось, пожалуй, ни одному из его предшественников. Березы ждут, пруд грезит, цветы улыбаются, гром играет и смеется. Ручьи – гонцы, трубящие во все концы о приходе нового, о смене ветхого, старого и замшелого вечно обновляющимся неповторимым миром, который несет юность наступающей весны.
В стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» в сказочной, аллегорической форме изображена ранняя весна. Это стихотворение очень радостное, поэт хочет передать ощущение счастья от того, что скоро закончится зима и придет весна.
Поэт описывает смену времен года и изменения в природе, словно в сказке, он придает зиме и весне черты людей. Зиму Тютчев изображает в виде злого персонажа: «Взбесилась ведьма злая…» Сразу в нашем воображении встает образ сердитой старухи. Автор использует слова, которые характеризуют Зиму как злое существо: «ворчит», «злится», «враг».
Весна же изображается как совсем юная девочка: она «хохочет», «шумит», «прекрасное дитя». Она как будто играет, а не воюет с Зимой. Даже снег, которым в нее кинула Зима, не огорчил и не напугал Весну: «Весне и горя мало…» Она и ведет себя, как шаловливый ребенок.
Все стихотворение строится на олицетворении: Зима и Весна изображаются как старуха и девочка. Автор даже пишет слова с большой буквы, как имена. Кроме того, автор использует метафоры: «подняли трезвон», «умылася в снегу», «румяней стала».
Мне кажется, Ф.И.Тютчев очень любил весну, поэтому он изобразил ее так радостно и с симпатией. Я тоже люблю весну, и это стихотворение мне очень понравилось.
5 класс