Анализ стихотворения Тютчева Я очи знал

На закате жизни поэт познал ещё одно мощное по силе чувство к избраннице гораздо моложе его самого. Чувство так захватило его, что он отдался ему в полной мере, не смотря на пересуды общества. Его возлюбленная, Елена Денисьева, была серьезно влюблена в своего мужчину и родила ему внебрачного ребенка.

Зрелый Тютчев понимал, на что он обрек девушку и был ей безмерно благодарен, посвятив не одно пылкое произведение. Взгляд Елены сводил его с ума, и именно поэтому свет увидело творение «Я очи знал, —о, эти очи!». Сильная страсть, нежная любовь, но одновременно серьезная трагедия жила в глазах увлеченной женщины. Поэт-лирик восхищался ее взглядом, тонул в омуте глаз юной Елены. Злой рок отмерил им горькое счастье, и они испытали его сполна.  Метафоры, описывающие взор темнее ночи и эпитеты, подчеркивающие его противоречивость, делают стихотворение пылким и страстным признанием.

Пример

Тончайший лирик Тютчев выражает свои чувства как может, применяя старинные, редкие в обиходе того времени, слова. Здесь он описывает не только внешность, но и дает полный психологический портрет возлюбленной, что свойственно уже зрелым натурам.  Несмотря на серьезную разницу в возрасте, молоденькая девушка сумела научить маститого государственного деятеля Тютчева говорить о своих чувствах открыто, не скрывать их не под каким предлогом, что, в итоге, и вылилось в особую, обнажающую интимность, в творчестве.

Тема стихотворения

Мое внимание привлекло стихотворение, условно датированное между 1850 - 1851 годами, - "Я очи знал, - о, эти очи. " Оно написано в самом начале этого горького романа и создает психологический портрет героини - Е.А. Денисьевой.

Я очи знал, - о, эти очи!
Как я любил их - знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденья, утомленный
И, как страданья, роковой.

В эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.

В стихотворении звучат две темы, которые неразрывно, тесно сплетены между собой: поэт создает образ возлюбленной - необыкновенной и незабываемой женщины - и образ чувства, ею пробужденного.

Я очи знал, - о, эти очи. Тютчев анализ №3

Имя поэта Федора Тютчева известно многим, так как он настоящий лирик русской литературы, который смог так ярко и неподражаемо передавать в своих стихотворных произведениях все человеческие эмоции, настроения и чувства. Многие тютчевские произведения посвящены природе, родной стране, о которой он много мечтал, находясь вдали от нее. Но есть в его творчестве и страницы, связанные с темой любви, с женщинами, которых он так сильно любил. Одной из таких женщин, к которой великий и непревзойденный поэт питал особые и неповторимые чувства, была Елена Денисьева, которая была на много лет моложе лирика, но это совсем не помешало взаимности, и до конца своих дней она была ему верна. Тютчев по-настоящему любил эту женщину, но и жену он оставить не смог. Бурный роман поэта с молодой девушкой вызвал огромный скандал в обществе того времени. Поэт прекрасно понимал, что девушка, родив ему ребенка, была опозорена и навсегда лишилась и наследства, и родственных связей. Поэтому тончайший лирик был ей благодарен.

История создания тютчевского стихотворения

В основу стихотворного тютчевского сюжета положена история с его возлюбленной молодой девушкой, которую поэт – лирик очень сильно любил. Его стихотворение «Я очи знал, - о, эти очи!» было написано практически чуть ли не самым первым, посвященным этой прекрасной даме из светского общества, подарившему поэту новые чувства и новую эмоциональную бурю, которая давно не трогали его сердце.

Он снова почувствовал себя молодым. Датой написания этого тютчевского стихотворения принято считать 1851 год, когда его страстный роман с девушкой намного моложе его был в самом расцвете. Поэт не смог защитить свою новую любовь от позора в обществе, но и отказаться от нее тоже не смог. Елена Денисьева до конца своих дней была для пылкого поэта музой и самым близким другом, который поддерживал его во всех начинаниях. И поэт-философ пытался передать и ей то, как он к ней относиться. В своем стихотворении он писал о том, что ее очи, которые он знал, еще и страстно любил. Он не мог до конца передать свои чувства, так как слова не были столько глубокими и яркими, как его любовь.

Сам поэт не раз говорил о том, что ему бывает порой достаточно одного лишь только взгляда, чтобы он смог забыть обо всем, что происходит вокруг него. Но его взгляд был настолько чудесным и открытым, что он мог читать его, словно перед ним была открытая книга. Вот только в этой книге было все: и любовь, и страсть, и чувства, и горе, и огромнейшая трагедия.

Сюжет стихотворного произведения

Тютчевское стихотворение "Я очи знал, - о, эти очи. было написано в самом начале бурного романа лирика с молодой Денисьевой, который был трагичен и горек. Сразу же с первых строк автор показывает читателю психологический портрет своей возлюбленной.

Так, лирик легко самыми простыми словами рисует то, как сильно он любил глаза своей новой любви. Когда он смотрел в них, то видел в них многое: это и отражение ночи, которая может быть и волшебной, и страстной. Поэт-философ утверждает, что ее взгляд настолько хорош, что он даже не может оторвать от него взгляд. А в нем отражается многое: жизнь до самого ее дна, горе и вся глубина страсти. Взор ее, по мнению Федора Тютчева, был непостижимым. Поэтому и поэт чувствует себя совсем по-другому. Так, его дыхание грустное и углубленное. Тютчевский взгляд прикован к ее ресницам, которые отражают внутренне состояние героини. Они густые, сравниваются у лирика с наслаждение, хотя и немного утомленным от страданий, которые преподносит судьба и злой рок.

Эти мгновения чудесные и волнительные для поэта-лирика. Они заставляют его волноваться и переживать. Но пережить их снова поэту больше не пришлось. А ведь так хотелось новой встречи и долгих бесед, любование, да такого, чтобы в глазах слезы появились.

Основные образы стихотворения

В этом тютчевском произведении раскрывается сразу две темы, которые тесно взаимосвязаны:

✔ Образ женщины, которую является его возлюбленной и которую забыть невозможно.
✔ Образ того чувства, который внутри него проснулся, после встречи с этой женщиной.

Первый образ – это портретная характеристика самой женщины, которую лирик описывается с большой любовью. Особо выделяет он глаза, которые не могут его поражать, он называет их очами. Но если рассмотреть русский литературный язык того времени, то можно заметить, что это слово не было свойственно речи в ту пору, когда жил и творил поэт-философ. В девятнадцатом веке было принято использовать всем понятное слово «глаза».

Использование старославянизмов – это тютчевский прием, который придает его произведению поэтичность и возвышенность. Но он использует для этого и другие слова: «высокий взор». И опять стоит обратить внимание на то, что в литературной речи того времени слово «взор» не употреблялось, а говорили в то время «взгляд». Тончайший лирик Федор Тютчев желал так показать своим читателям, что женщина, о которой он говорил в своем стихотворении, настолько прекрасна, что ее невозможно больше найти, она неповторима. Использование этих приемов показывает, что лирический герой относится к ней по-особенному, любя ее и оберегая. Вторая стихотворная тютчевская тема раскрывается немного иначе: это и портретная характеристика и в то же время психологическая. Прежде всего, остановимся на том, что портретное изображение не имеет никакой конкретности, и это уже было интересным приемом для того времени.

Психологический портрет более таинственный и необыкновенный. Она испытывается разные чувства, которые и отражаются в ее глазах и взоре. Но только ее глаза показываются сильнейшую любовь и страсть, а взор героини очень трудно понять и постичь. Он остается огромнейшей загадкой.

Художественно – выразительные средства тютчевского стихотворения

Поэт – философ прибегает в различным выразительным средствам, чтобы показать портерные характеристики и добиться больше эффекта проникновения читателя в необычный мир его поэтического творчества. Тютчев, описывая свою возлюбленную, использует следующие художественные средства:

★ Метафоры, которые прекрасно передают цвет глаз главной героини, рассказывая о том, что они были словно страстная ночь. Но ведь ночь имеет черные оттенки, поэтому можно сразу представить и эти женские глаза. Метафора используется и при описании густых ресниц героини, сравнивая их с тенью.

★ Эпитеты необходимы лирику, чтобы охарактеризовать ее взор, показать, насколько этот женский взгляд может быть и утомленным и в то же время роковым. Взор у тютчевской героини показывает много чувств и эмоций: страдание, наслаждение, страстность, беззащитность, искренность и необычную внутреннюю силу.

Внутренняя красота героини покорила и лирического героя, и поэта. Тончайший лирик он прекрасно понимает, что любовь к женщине никогда не может быть безоблачной. Герой тютческого произведения пытается рассказать о своих чувствах, о глубине того, что он переживает, но ему не хватает сил и слов, чтобы все это передать. Поэтому-то он и восклицает о том, что только Бог знает, как сильна его любовь.

Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, - о, эти очи. »

Роман Тютчева с молоденькой девушкой принес не только скандал в обществе, но и много переживаний в семью поэта. Но больше всех, конечно же, страдала Елена Денисьева, которая страстно его любила и выносила весь позор и осуждение светского общества и родственников, чтобы хранить вою любовь. Поэт понимал, что жизнь девушки трагична и виной этого является он. Поэтому он посвящает одно из своих прекрасных стихотворений только ей.

Понимая, какую трагедию он приносит в жизнь девушки, он пытается это смягчить. Безумно влюбленный в нее, переживающий вместе с нею ее позор, он дает детям, рожденным вне брака, свою фамилию. Он считал свою возлюбленную идеалом женской красоты и нравственности. Лирик показывает в стихотворении все свои чувства, то, насколько они глубоки. Взгляд этой удивительной и очаровательной женщины является самым прекрасным для поэта, который никогда не сможет оставить его равнодушным.

В тютчевском стихотворении идет некая связь с пушкинским творением, где используется образ «чудного мгновения», которые означают пробуждение к любви. И это помогает лирику усилить глубину тех чувств, которые испытывает герой его произведения. Это одновременно и боль, и великое счастье и наслаждение.

Композиция представляет собой два круга. Первый – это первая и четвертая стихотворные строфы, где показываются переживания и чувства главного тютчевского героя. Немного по-другому изображается второй круг – это вторая и третья стихотворная строфа, которые показывают героиню, то, как она прелестна. Конечно же, эти два круга соединены, их соединяют чувства и эмоции, которые испытывают герои. По своему размеру тютчевский сюжет интересен, так как он написан четырехстопным ямбом, но уже в четвертой строфе для этого размера не хватает одного слога. Как считают исследователи творчества Тютчева, он так сделал для того, чтобы была некая пауза-вздох, которая всегда сопровождает глубокие и пылкие чувства. Этот литературный прием известен в стихосложении, но используется очень редко. Он носит название - липометрии.

Тютчев утверждает, что никогда не стоит общественные дела и мнение ставить выше своей семьи и своих любимых детей.

Критическая оценка тютчевского стихотворения

История любви лирика и молодой девушки стала одной из самых трагических историй о любви, которые нашли свое отражение в русской литературе. Известный исследователь творчества тончайшего лирика Федора Тютчева Берковский писал так о его стихотворении, которое вошло в «Денисьевский цикл»:

«Стихи эти – самоотчет, сделанный поэтом, чтобы искупить свою вину…».


Тютчевская избранница была ровесницей его дочери, поэтому он чувствовал себя и счастливым, и виноватым. Чувство к этой молодой девушке было страстным всепоглощающим. Но эта любовь была и "беззаконной" и об этом автор стихотворения постоянно вспоминает.

Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи. »

Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет. Их роман развивался бурно и закончился громким скандалом, года выяснилось, что девушка из дворянской семьи, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет от поэта ребенка. Но даже позор и разрыв с родственниками, которые лишили Елену Денисьеву наследства, не смогли заставить молодую женщину разорвать порочную связь с Тютчевым. И поэт был ей за это очень благодарен, хотя и понимал, что фактически сломал жизнь своей возлюбленной.

Одно из первых стихотворений «Я очи знал, — о, эти очи!», которое Федор Тютчев посвятил Елене Денисьевой, было написано примерно в 1851 году, как раз в разгар их романа. Понимая, что обрекает свою избранницу на позор, поэт, тем не менее, не мог совладать со своими чувствами. И не переставал восхищаться Еленой Денисьевой, которая стала его музой и самым близким другом. «Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает бог!», — восклицает поэт, в этих простых и коротких фразах выражая всю глубину своих чувств по отношению к избраннице. Однажды Тютчев упомянул о том, что одного лишь взгляда Елены Денисьевой достаточно для того, чтобы он мог забыть обо всем на свете. При этом взор своей возлюбленной он мог читать, как открытую книгу, в которой «такое слышалося горе, такая страсти глубина!».

Действительно, Елена Денисьева, по воспоминаниям очевидцев, была безумно влюблена в Тютчева. Настолько, что даже смирилась с тем, что ей придется довольствоваться лишь ролью любовницы. Именно поэтому в ее взгляде поэт нередко видел грусть и отчаянье, которые являлись обратной стороной медали этого романа. Понимая, что от Елены Денисьевой отвернулись практически все, Тютчев посчитал своим долгом взять на себя все заботы, связанные с обеспечением молодой женщины и даже дал свою фамилию детям, которые родились у его возлюбленной вне брака. И это была лишь малая доля того, что он мог сделать для той, которая в прямом смысле слова бросила к его ногам всю свою жизнь.

Восхищаясь мужеством своей избранницы, Тютчев буквально боготворил Елену Денисьеву, считая ее эталоном женской красоты. Ее образ, овеянный легкой грустью и роковой страстью, можно встретить во многих стихах, которые впоследствии вошли в «Денисьевский цикл». Однако лишь в произведении «Я очи знал, — о, эти очи!» автор позволяет себе в полной мере проявить свои чувства и признаться в том, что он испытывает к этой удивительной женщине. В частности, Тютчев отмечает, что ему ни разу не довелось со взглядом возлюбленной «повстречаться без волненья и любоваться им без слез». Такое признание, которое под силу сделать далеко не каждому мужчине, наиболее полно отражает отношение поэта к Елене Денисьевой. Ради этой женщины он поставил под угрозу свой вполне благополучный брак и не менее успешную карьеру общественного деятеля. И нисколько об этом не пожалел, так как именно Елена Денисьева смогла окрасить стихи поэта нежностью и страстью, научила его не стесняться своих чувств на собственном примере. Но главное, что осознал Тютчев, заключалось в том, что вопреки законам общества никогда не стоит отказываться от своего счастья. Иначе впоследствии об этом придется сожалеть до конца жизни и казнить себя за то, что она могла сложиться совсем иначе и быть наполненной одним из самых восхитительных чувств, которое зовется любовью.

Послушать стихотворение Тютчева Я очи знал

Темы соседних сочинений

Настроение произведения Я очи знал

Я очи знал