Анализ стихотворения Тютчева Волна и дума



Анализ стихотворения Тютчева «Волна и дума»

Анализ стихотворения Тютчева «Волна и дума»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Волна и дума № 1

Небольшое стихотворение «Волна и дума» создано в 1851 году. По мнению ряда литературоведов, оно может быть ответом Тютчева на фетовскую миниатюру «Буря на небе вечернем» (1842). В обоих текстах говорится о море. Оба отличаются маленьким количеством строк. У Федора Ивановича – шесть. У Афанасия Афанасиевича – восемь. И у Фета, и у Тютчева присутствует мотив человеческих дум.

Лирический герой стихотворения «Волна и дума» — мыслитель. Наблюдение за пейзажем порождает философские размышления. Как верно заметил Фет, «Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль». Согласно философии Тютчева, природа и человек образуют единство, границу между ними необходимо считать подвижной. Мысль эта подчеркивается поэтом посредством параллелизма, а также смежной рифмовки.

В третьей и четвертой строках Федор Иванович использует антитезу. Впрочем, нужна она не столько ради противопоставления, сколько для подготовки читателя к грядущему обобщению. Несмотря на то, что сердце тесное, а море безбрежное, что здесь – заключение, а там – простор, их природа едина. Звукопись в последних двух строках подчеркивает это единство. При их чтении слышится то ли шум прибоя, то ли биение человеческого сердца.

Загрузка...

На первом месте в миниатюре Федора Ивановича – человек, а не пейзаж, что видно хотя бы по начальной строке: «Дума за думой, волна за волной». При этом они называются двумя проявлениями одной стихии. Подобное сравнение возникает неслучайно. Не раз в лирике Тютчева встречается уподобление морской волны человеку, его душе. Истоки стоит искать в творчестве Гете, которое Федор Иванович прекрасно знал. В стихотворениях немецкого поэта образ воды несет на себе философскую нагрузку. Например, в «Песни духов над водами» и «Песни о Магомете» человеческая душа сопоставляется с водой.

«Волна и дума» — это призыв Тютчева к читателю поразмышлять о месте человека в земном мире, попытаться понять, что действительно важно, а что суетно и не стоит пристального внимания. Стихотворение пропитано тревогой, в нем утверждается тщетность бытия. Люди не способны управлять стихиями, у них нет возможности сильно повлиять на окружающий мир, ибо все повторяется, все неизменно. Впоследствии подобные мысли высказал Блок в знаменитой философской миниатюре «Ночь, улица, фонарь, аптека… » (1912).

«Волна и дума» Ф.Тютчев

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Волна и дума № 2

«Волна и дума» Фёдор Тютчев

Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе –
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.

Анализ стихотворения Тютчева «Волна и дума»

Небольшое стихотворение «Волна и дума» создано в 1851 году. По мнению ряда литературоведов, оно может быть ответом Тютчева на фетовскую миниатюру «Буря на небе вечернем…» (1842). В обоих текстах говорится о море. Оба отличаются маленьким количеством строк. У Федора Ивановича – шесть. У Афанасия Афанасиевича – восемь. И у Фета, и у Тютчева присутствует мотив человеческих дум.

Лирический герой стихотворения «Волна и дума» — мыслитель. Наблюдение за пейзажем порождает философские размышления. Как верно заметил Фет, «Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль». Согласно философии Тютчева, природа и человек образуют единство, границу между ними необходимо считать подвижной. Мысль эта подчеркивается поэтом посредством параллелизма, а также смежной рифмовки. В третьей и четвертой строках Федор Иванович использует антитезу. Впрочем, нужна она не столько ради противопоставления, сколько для подготовки читателя к грядущему обобщению. Несмотря на то, что сердце тесное, а море безбрежное, что здесь – заключение, а там – простор, их природа едина. Звукопись в последних двух строках подчеркивает это единство. При их чтении слышится то ли шум прибоя, то ли биение человеческого сердца.

На первом месте в миниатюре Федора Ивановича – человек, а не пейзаж, что видно хотя бы по начальной строке: «Дума за думой, волна за волной…». При этом они называются двумя проявлениями одной стихии. Подобное сравнение возникает неслучайно. Не раз в лирике Тютчева встречается уподобление морской волны человеку, его душе. Истоки стоит искать в творчестве Гете, которое Федор Иванович прекрасно знал. В стихотворениях немецкого поэта образ воды несет на себе философскую нагрузку. Например, в «Песни духов над водами» и «Песни о Магомете» человеческая душа сопоставляется с водой.

«Волна и дума» — это призыв Тютчева к читателю поразмышлять о месте человека в земном мире, попытаться понять, что действительно важно, а что суетно и не стоит пристального внимания. Стихотворение пропитано тревогой, в нем утверждается тщетность бытия. Люди не способны управлять стихиями, у них нет возможности сильно повлиять на окружающий мир, ибо все повторяется, все неизменно. Впоследствии подобные мысли высказал Блок в знаменитой философской миниатюре «Ночь, улица, фонарь, аптека… » (1912).

Помогите написать Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Волна и дума»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Волна и дума № 3

Владимир Поболь Искусственный Интеллект (1572480) 5 лет назад

с поэтической волной.

ВОЛНА Уж тебе не справиться\ С бурною волной, \ Как сиротке горькому\ С хитростью людской. Иван Mятлев 1834 ПЛАВАЮЩАЯ ВЕТКА
ВОЛНА Не разъяренная волна\ В открытом море мне страшна, \ Не смерть в бездонной глубине\ Или в неведомой стране. \ Но должен я, отчизна-мать, \ Те узы кровные порвать, \ Что в сердце раненом моем\ Так прочно стянуты узлом. Роберт Бернс. Перевод С. Маршака НА БЕРЕГУ РЕКИ ЭЙР
волна Когда с окурками волна, \ слепя осколками вокзала, \ уйдет, от взора взяв сполна, –\ как хорошо! себя бывалым\ возницей вижу, ездоком\ по миру, где всего навалом, \ и с тем, и с этим ты знаком, \ но смысл еще не показался\ того, что, скажем, за окном. Ирина Машинская Из сборника «ПОСЛЕ ЭПИГРАФА» 1996 Цикл «ВИД ИЗ ПОЕЗДА НА ЗАКАТЕ» (1993-1996) ВИД ИЗ ПОЕЗДА НА ЗАКАТЕ
ВОЛНА Та волна с закруткой - \ Синий гнев небес. \ Господи, мне жутко. \ Господи, ты здесь? Ольга Дьякова В Рубикон шагнула
ВОЛНА Я не спрошу себя чем объяснить \ Ропот фонтана волны нарастающей \ Но понимаю что не сохранить \ Нити ладоней любовь обвивающих М. АНДРЕЕВ "У Голубой лагуны". Том 3А. \Из книги поэм "TERRA INCOGNITA"\ Я не спрошу себя как мы сюда
ВОЛНА А волна молоком убежала\ магнитная. \ там где туника\ плещется жирным лещом\ в сети волос своих Ника\ ловит увёртливый ом Алексей Прокопьев Из сборника «Снежная Троя» 2003 ПИСЬМА К АРИНЕ
ВОЛНА а я пою: ты — не стена, а темная волна\ и слышу темный и живой я каждый выдох твой\ а я танцую на ковре, пока глаза горят\ пока из тьмы, друзья мои, скрипят твои жуки Дмитрий Строцев «Арион» 2008, №2 памяти Корнея Чуковского\ пока фонарик-светлячок играет на ковре
ВОЛНА Бессонная волна качала В тиши дремавший поплавок, И все зачем-то промывала В тазу луны речной песок. Ричард Недоводин Из сборника «Тяжелая вода»
волна И волна тебя нежно качает, \ Ты плывешь, одинокий Гусь. \ У изголовья сказку\ Для тебя сочиняет Русь. Галина Федорова Урал, 2005 N1 На ветру, под капелью и солнцем
ВОЛНА О ты — волна ль моя, волна, \ и вы — покой и воля, \ и ты, голубенького льна \ волнующее поле. Наталья Горбаневская из цикла «восьмистишия третьи» Памяти Манука
волна О, слился ль солнца луч с твоим, столь ясным? \ Как прядь скрутилась ли волна? \ Зажглась ли неба глубина \ Лазурным, белым, красным? \ Ты отдала ль цветам, став неживой, \ Вздох сладкий свой? Эдвард Герберт, лорд Чербери (1582-1648) Перевод Александра Лукьянова У могилы. Элегия
ВОЛНА Разве утром у порога\ Пробуждения от сна, \ Ты не знал, как сердце много\ Смыла чистая волна? СТЕФАН ЦВЕЙГ (1881-1942) Перевод Дмитрия Усова
ВОЛНА Так мы с тобой однажды ляжем спать, \ и сон увиденный останется меж нами — \ пройдёт волна, подобная цунами. \ И мы изменимся, но не умрём опять. Александр Анашкин «Знамя» 2007, №5 Однажды утром караул устал.
ВОЛНА Там когда-то, в дни былые, \ Страсти гибельной полна, \ В волны ринулась морские\ Вдохновенная жена. ЭММАНУИЛ ГЕЙБЕЛЬ (1815 – 1884). Перевод Владимира Саводника Из «ГРЕЧЕСКИХ МЕЛОДИЙ» На бестрепетном просторе
ВОЛНА. здесь к ночи с последнего яруса\крыло одинокого паруса\едва различишь, и вольна, \под стенами полднем спалёнными, \усталая, темно-зелёная, \ленивая плещет волна. Аркадий Брязгин БАРДЫ РУ CASTILLO DEL MORRO
ВОЛНА А встающая волна \Набегающего сна \Вдохновенно разобьет \Молодой и тонкий лед, \Тонкий лед моей души - \Созревающей в тиши. Осип Мандельштам 1908 Музыка твоих шагов
Волна взревела и окаменела\ нависла и накрыла пустоту\ гудит ее изогнутое

МэЙ Мыслитель (5079) 5 лет назад

тютчев несомненно знал это фетовское произведение. Его мотивы ощутимы в стихотворении «Волна и дума». созданном Тютчевым в июле 1851 года. В тютчевской «Волне. » также нет ни одного глагола, и также весь стихотворный текст составил одно предложение, и тоже присутствует персонаж под названием «дума». но у Тютчева «дума за думой» появились не как отклик на некое явление природы, а в качестве носителя глубоких философских размышлений:

Дума за думой, волна за волной –

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море –

Здесь – в заключении, там – на просторе,

Тот же всё вечный прибой и отбой –

Тот же всё призрак тревожно-пустой.

Две сходные стихии в разных мирах: одна стихия, стихия дум, в тесном сердце, в реальном мире человеческих страданий. Вторая стихия − отображение-двойник первой, её тревожно-пустой призрак, стихия волн в безбрежном море, в некотором бесконечном ноуменальном мире, безвременье которого подчёркнуто полным отсутствием действий. В нравственном плане лето 1851 года явилось тяжёлым испытанием для поэта: душа разрывалась между любовью к жене и омутом греховных чувств к молодой Е. Денисьевой. В строках ощутимы бездеятельная растерянность поэта, опасение принятия каких-либо решений.

Тонкий эстет, Афанасий Фет, назвал стихотворение «истинно прекрасным». Преклоняясь перед талантом Тютчева, он писал, что в «Волне и думе» есть «тайное сродство природы и духа или даже их тождество, как об этом говорит наш поэт на могучем языке своём». Данной уважительной фразой Фет признаёт поэтическое превосходство Тютчева.

Талант Фёдора Ивановича Тютчева обогатил русскую поэзию художественными приёмами в мастерстве употребления глаголов для передачи тончайших нюансов восприятия окружающего мира. Эти приёмы не прочитываются в качестве поэтических упражнений, как это можно понять у многих последователей Тютчева, а воспринимаются органически-цельным образцом высокого поэтического мышления.

Тема природы ("Волна и дума")

Любовная лирика ("О, как убийственно мы любим") >>

Тема природы ("Волна и дума"). Природа у Тютчева изменчива. Незнающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил. В беспрерывной смене дня и ночи, в круговороте времени года она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Природа в стихах Тютчева очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. Природа и человек образуют в лирике поэта единство. Поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека.

Слайд 18 из презентации «Жизнь и творческий путь Ф. И. Тютчева»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Жизнь и творческий путь Ф. И. Тютчева.ppt» можно в zip-архиве размером 3114 КБ.

краткое содержание других презентаций о Тютчеве

«Темы лирики Тютчева» - Стихотворение Ф.И.Тютчева «Ещё земли печален вид». Елена Александровна Денисьева. Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метёт? В чём трагизм мировосприятия лирического героя Ф.И.Тютчева? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты. «День и ночь». Стихотворение Ф.И.Тютчева «К.Б.» (Я встретил вас - и всё былое…).

«Анализ стихотворения Тютчева» - Весна идет!". Лирический герой несет в себе обобщение. "Весна идет! и А.А. Фета "Я пришел к тебе с приветом". Выводы. Части речи. Олицетворения. Глаголы, которые характеризуют изменения, происходящие в природе. Сравнительный анализ стихотворений. Действие стихотворения Ф.И. Тютчева более динамичное, подвижное.

«Стихотворение «Неохотно и несмело»» - Знания. Проблемная лекция. Интерактивные методы. Словарная работа. Обсуждение домашнего задания. Капли дождевые. Солнце смотрит на поля. Мозговой штурм. Ветра теплого порывы. Олицетворение. Самооценка. Художественные средства выразительности. Лист обратной связи. Анализ стихотворения. Загадка творчества Федора Ивановича Тютчева.

«Поэзия Тютчева» - Лирический герой всегда мыслитель. Космос, вселенная и человек в поэзии Тютчева. В творчестве Тютчева нет чисто пейзажных стихотворений. Тютчевский герой ощущает свою слиянность с небом. Духовный мир лирического героя поэзии Тютчева значителен, глубок и необычен. В поэзии Тютчев воплотил мироощущение земного и «вселенского» человека.

«Поэт Тютчев» - Фёдор Иванович Тютчев. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года. Неохотно и несмело Солнце всходит на поля. Весна. Подготовила: Субботина Мария, 6а класс. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай.

«Мотивы лирики Тютчева» - Сад темнозеленый. Эвристическая беседа. Ключевые фрагменты текста. Душа. День и ночь. Стихотворение. Вызов интереса. Осмысление. Ф.И. Тютчев: философские мотивы лирики. Выступления. Творческое воображение. Мифотворчество. Реализация. Погружение. Океан. Мировидение поэта.

Всего в теме «Тютчев» 32 презентации

Скрытый артикуляционный повтор способен иллюстрировать даже движение мысли, как в стихотворении Ф.И. Тютчева «Волна и дума».

Дума за думой, волна за волной —

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь — в заключении, там — на просторе, —

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

Уже в заглавии скрыто движение от губного к переднеязычному в первом слове и обратно — во втором. Кроме того, инициальные (перцептивно сильные) звуки противопоставлены еще и по способу образования: фрикативный (в восприятии более «плавный», «мягкий»), — взрывной («резкий», «грубый»). Можно заметить и противопоставление ударных гласных: широкого («поверхностного») а -узкому (глубокому)у. В I строке («Дума за думой, волна за волной») повторены все контрасты, усиленные ритмическим членением, но усиливается и объеди­няющее, сопоставительное начало, выраженное повторами внутри по­лустрочек, повтором предлога и синтаксической симметрией.

Во второй строке («два проявленья стихии одной») в сочетаниях дв и дн объеди­нены звуковые образы заглавных слов; преобладает «дума» — в титульности и в скрытом повторе движения «зубной — губной» (дв — дн), шумный — носовой (дм-дн); но это компенсируется полным повтором в середине строки звукового образа волны (проявленья). Совершенно вы­падает из фоники этой строки слово «стихии», но ведь оно и несет но­вый для этого текста, до сих пор не актуализированный смысл.

Одно­временно оно предвосхищает новый ряд аллитераций следующей стро­ки: «В сердце ли тесном, в безбрежном ли море…». Здесь возникает противопоставление глухих (фсцтс) звонким (бзбж), обилия зубных (сцтсн) обилию губных (ббмм) при объединяющем повторении пред­логов, частиц и синтаксической структуры в целом.

Но есть и более тонкие оттенки: все в 1-ом полустихе и бзб — во П-ом, артикуляционный по­втор (губной — зубной) и одновременно противопоставление по глу­хости-звонкости. Зеркальность повтора сц-тс (В с ердц е ли т ес ном) «замыкает пространство» сердца, повторная симметрия бр-мр (в безбр ежном ли м ор е) — «открывает» пространство моря; то же можно сказать и о зеркальном повторе ом-мо. первый член его «закрытый», второй — «открытый».

Строка («Здесь в заключении, там на просторе») продолжает мысль
третьей в чуть измененном ракурсе; и продолжает сопоставление/противопоставление звонких зубных (зд (з) з) и глухих зубных (тпст) с новым зеркальным противопоставлением «щелевой — взрывной — щелевой / взрывной — щелевой — взрывной».

Здесь же актуализируется противопоставление по новому для этого текста признаку твердости-мягкости в сочетании с противопоставлением узких ударных гласных широким.

V и VI строки переходят к сквозным повторам, утверждая идею единства двух стихий:

Тот же все вечный прибой и отбои,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

Причем, если в V строке еще есть следы противопоставления (преобладание зубных над губными в соотношении 5/2 в первом по­лустихе и, напротив, губных — 3/1 — во втором), то в последней проти­вопоставление совсем заменяется периодичностью и плавными перехо­дами:

Таким образом, каждый новый поворот мысли сопровождается но­вым способом огласовки, сопоставления и противопоставления звуков, причем выбор релевантных признаков ничем не ограничен.

Приемы семантически значимой звуковой организации поэтиче­ского произведения являются предметом споров со времен Аристотеля. Их описание легче встретить в учебнике или популярной брошюре, чем в академическом издании. Тому есть серьезные причины. Во-первых, эти приемы с трудом поддаются систематизации из-за своей принципи­альной неповторимости. Вторая причина — та, что семантическая зна­чимость таких приемов может показаться недостаточно строго доказан­ной для академического описания. Наконец, неясны психологические механизмы создания подобных контекстов, равно как и механизмы их восприятия. И все же будущему учителю полезно знать о них и уметь видеть их в тексте, поскольку это помогает глубже постигать и смысл текста, и личность поэта.

Послушать стихотворение Тютчева Волна и дума

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Волна и дума

Анализ стихотворения Тютчева Волна и дума