Анализ стихотворения Весенняя гроза Тютчева

Стихотворение "Весенняя гроза" было написано Тютчевым в 1828, именно в это время поэт пребывал в Германии. Основной особенностью данной работы стало то, что Тютчев сначала написал один вариант, а в 1854 году-второй, в последнем же он изменил первую строфу и добавил вторую.

Основная тема стихотворения кроется в самом названии, это конечно же-гроза. Для Тютчева это явление было чем-то необычным, рождающим новое, какое-то движение. Федор Иванович в "Весенней грозе" провел некую грань между природой и людьми, сравнил грозу с временем молодости. Единство природы с человеком выражается при помощи ярких образов неба, воды и солнца. Также видно, что автор наделяет окружающий мир человеческими качествами. Например, мы видим, как гром резвится и играет, а туча смеется.

Пример

В стихотворении раскрывается один лишь образ, образ грозы. Различные художественные средства дополняют и украшают картину. Большое количество глаголов позволяет происходить быстрой смене картин.

Тютчев решил направить своё внимание на одном моменте из жизни, показ грозу с особой стороны.

5, 7, 10 класс

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева 5 класс

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза № 1

Великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев любил и воспевал природу. А любимым временем года поэта была весна — время обновления всего живого, начало новой жизни. Тютчев посвятил весне множество стихов: «Весенние воды», «Зима недаром злится … », «Ещё земли печален вид … ». Одно из самых известных
стихотворений — «Весенняя гроза».

Это стихотворение наполнено радостью и ликованием. Поэт изображает грозу — природное явление, обычно вызывающее страх и тревогу. Но гроза у Тютчева совсем другая. Она прекрасная и сильная, весёлая и торжествующая, освежающая и вселяющая чувство восторга. Мы видим это природное явление в развитии: его начало, саму грозу и её окончание.

Поэт не скрывает своих чувств. Он любуется и восхищается стремительной и бурной жизнью природы. С восторгом и воодушевлением Тютчев описывает весеннюю грозу. Мы словно слышим звуки, которыми наполнено произведение: раскаты грома, шум воды, птичьи голоса. Выразительность и яркость стихотворению придают метафоры (перлы дождевые, солнце нити золотит), олицетворения (всё вторит весело громам), сравнения (гром, как бы резвяся и играя, грохочет). Всё в природе гармонично и созвучно одно другому. Гроза символизирует жизнь, движение, мощь и силу природы.

Поражает мастерство поэта, которому удалось передать читателям своё ощущение ликующей радости. Вместе с Тютчевым хочется любоваться природой и восхищаться каждым из ее проявлении.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза № 2

Поэт Фёдор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Своё детство и юношество провёл он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря на своё длительное, более двадцати лет, проживание за границей во Франции. Любовь поэта к родному языку и родному живописному Русскому краю, который он воспевает в своих стихах, только возросла.

О весенней природе, её красоте и игривости, поэт пишет в стихотворении «Весенняя гроза». Четверостишья в стихотворении словно связаны между собой невидимой нитью, они переливаются и плавно переходят один в другой, как бы играючи.

«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвясь и играя,
Грохочет в небе голубом».

С первых строк перед нами предстаёт весенняя природа, первый гром и лёгкий дождик. Автор воспевает красоту весенней природы, её неповторимость и величие. Очень красочно и ярко звучат строки, они переполнены восторгом и радостью. Нам открываются невидные с первого взгляда явления, на которые мы не обращаем внимания .

«Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит».

Стихотворение переполнено красочными художественными эпитетами, которые использует автор. «громокипящий кубок». «в небе голубом», «весенний, первый гром», «проворный поток», «раскаты молодые», «проворный поток» и другие. Поэт олицетворяет явления природы, приписывая им черты свойственные живым существам. Так у него гром – резвясь и играя, как малый ребёнок. Поток – бежит, а туча – проливает дождь смеясь. Автор этим подчёркивает что природа – жива, и ей свойственны как любому человеку разные настроения.

Каждое слово в стихотворении уместно и имеет смысл. Основной стихотворный размер, который использует автор — четырёхстопный ямб. Несмотря на краткость стихотворения, Фёдор Иванович Тютчев является гениальным поэтом, так как стихотворения его настолько звучны и просты, что к ним нечего уж больше добавить. Настолько они целостны.

Стихотворения Тютчева заставляют нас взглянуть на мир и природу другими глазами, заметить те явления, что раньше были незаметны нашему глазу. Они переполнены положительными эмоциями, воодушевлением и восхищением красотой природы, праздником и любовью. В его стихах образы людей и природы, несомненно связаны в единое целое.

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние гроза" 10 класс

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза № 3

«Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой.

Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.
Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.

Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.

Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».

Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.

Текст «Весенняя гроза» Ф.Тютчев

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза № 4

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Анализ №4

Федор Тютчев является одним из родоначальников романтизма в русской литературе. Поэт и дипломат, многие годы проживший за границей, сумел гармонично соединить в своем творчестве западные и славянские традиции, подарив миру десятки удивительных по красоте, ярких, образных и наполненных светом произведений.

Одним из них является стихотворение «Весенняя гроза», написанное в середине 50-х годов 19 века. Как и многие приверженцы романтизма, Федор Тютчев решил сконцентрировать свое внимание на отельном, мимолетном мгновении жизни, преподнеся его таким образом, что и по сей день обычной майской грозой, мастерски воплощенной в стихах, восхищаются тысячи поклонников классической литературы.

С первых строчек этого произведения Федор Тютчев признается в любви к весенней грозе, которая для поэта является не просто явлением природы. Ее Тютчев воспринимает с философской точки зрения, считая, что теплый майский дождь приносит земле очищение и заставляет ее окончательно пробудиться после зимней спячки. Весеннюю грозу поэт отождествляет с молодостью, беспечностью и беззаботностью, проводя тонкую параллель между природой и людьми. По его мнению, именно так же ведут себя молодые люди, покинувшие отчий дом и делающие первые самостоятельные шаги во взрослой жизни. Оно словно бы пробуждаются ото сна, стремясь покорить мир и заявить о себе в полный голос.

Весенний гром, весьма красочно и ярко представленный поэтом в стихотворении, можно сравнить со всплеском эмоций и этапом духовного становления юноши. Вырвавшись из-под родительской опеки, он переосмысливает многие жизненные ценности, обновляется и пытается постичь все то, что до недавнего времени являлось для него тайной за семью печатями. «С горы бежит поток проворный», — именно эти строчки как нельзя лучше подходят для описания большинства молодых людей, которые еще не определились со своим жизненным выбором, но упрямо несутся вперед, подчас сметая все на своем пути. Им нет нужды оглядываться назад, так как они легко расстаются с прошлым, мечтая, чтобы будущее как можно скорее стало реальностью.

И лишь с возрастом, когда годы берут свое, наступает период переосмысления тех поступков, желаний и стремлений, которые свойственны юности. Поэтому в подтексте стихотворения «Весенняя гроза» легко угадывается некоторая ностальгия поэта по тем временам, когда он был молод, свободен, полон сил и надежд. Описывая обычное явление природы, Тютчев словно бы подбадривает потомков, отмечая, что процессы становления личности также неизбежны, как майский дождь, который не бывает без грома и молний. И чем сильнее сотрясаются нравственные и моральные устои молодого человека, тем скорее он сможет научиться отделять правду ото лжи, а добро от зла.

Финальное четверостишье «Весенней грозы» посвящено мифическому сюжету, в котором с присущей для Тютчева образностью предпринята попытка дать объяснение природному явлению с точки зрения древнегреческого эпоса. Однако волшебный сюжет, повествующий о богине Гебе, которая во время кормления орла уронила на землю кубок и пролила питье, чем вызвала дождь и грозу можно трактовать и с философской точки зрения. Этим метафоричным приемом поэт хотел подчеркнуть, что в нашем мире все циклично. И спустя сотни лет все так же будет греметь майский первый гром, и так же представители нового поколения будут считать, что этот мир принадлежит только им, еще не успевшим постичь горечь разочарования, вкус побед и спасительное умиротворение мудрости. А потом вновь все повторится, словно весенняя гроза, которая дарит чувство очищения, свободы и покоя.

«Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева 7 класс

Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» - его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале «Галатея». Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа.

Основной темой стихотворения является гроза. Гроза для Тютчева – это, прежде всего, движение, знаменующее перемены, рождение чего-то нового. Тютчев проводит тонкую параллель между природой и миром людей, отождествляя весеннюю грозу с порой молодости – временем становления человеческой души. Шагнув из детства во взрослую жизнь, молодость старается громогласно, во всеуслышание заявить о себе.

Идея единства природы и человека, как ее неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба, воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок, поток бежит, а туча проливает воду, смеясь.

Романтическое стихотворение построено как монолог лирического героя. Композиция произведения включает четыре строфы. В первой из них поэтом определяется тема и вводится главный образ – гроза, в двух последующих строфах разворачиваются сменяющие друг друга кадры картины грозы. Заключительная строфа с помощью отсылки к древнегреческой мифологии еще раз перефразирует образ грозы. подчеркивая единение природы с божественным началом, объединяющим мир, и цикличность самого мира.

Легкость звучания и мелодичность стихотворению придает характерный для Тютчева четырехстопный ямб с пиррихием. В «Весенней грозе» использована перекрестная рифмовка, с чередованием мужской и женской рифм.

Единый поэтический образ стихотворения – гроза – раскрывается поэтом при помощи разнообразных художественных средств. Обилие сонорных согласных и использование аллитерации «г» и «р» («гремят раскаты». «гром грохочет» ) создают яркую звуковую картину грозы. Развитие действия, движение передается в стихотворении обилием глаголов в личной или деепричастной форме (грохочет, резвяся, играя, летит, не молкнет, бежит ). Насыщенность глаголами позволяет создать эффект кадров быстро сменяющейся картины грозы.

Особую выразительность стихотворению придают яркие, точно подобранные тропы. эпитеты (раскаты молодые, громокипящий кубок, перлы дождевые ), метафоры (солнце нити золотит ), олицетворения (поток бежит ), инверсия (поток проворный, гам лесной ).

Сконцентрировав внимание на одном, отдельно выхваченном мгновении жизни – весенней грозе, Тютчев великолепно воплотил ее описание в поэтическую форму, придав природному явлению философский смысл.

5 класс, 7 класс

Послушайте стихотворение Тютчева Весенняя гроза

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Весенняя гроза

Анализ стихотворения Весенняя гроза Тютчева

Настроение произведения Весенняя гроза

Весенняя гроза