Анализ стихотворения Тютчева Тебе сердечный мой поклон
«Ф. И. Тютчеву (Мой обожаемый поэт…)» А.Фет
«Ф. И. Тютчеву» Афанасий Фет
Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милый.
Твоей камене — повторять
Прося стихи — я докучаю,
А все заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.
Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу — чтоб ты
Во всех был видах предо мною.
Вот почему спешу, поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
Анализ стихотворения Фета «Ф. И. Тютчеву (Мой обожаемый поэт…)»
В сегодняшней российской школьной программе по литературе имена Фета и Тютчева зачастую стоят рядом. Поэтов принято изучать в тесной связке, в сравнении. Подход такой не лишен смысла. И Фет, и Тютчев – представители так называемого «чистого искусства». Преобладающие темы их лирики – природа, любовь и искусство. Оба пытались словами выразить невыразимое, оба поклонялись ночи, оба считаются величайшими поэтами девятнадцатого столетия, оказавшими значительное влияние на авторов Серебряного века. Естественно, сколь много у них общего, столь же много и различного, что не мешало им относиться друг к другу с уважением.
Тютчев пришел в литературу примерно лет на пятнадцать раньше Фета и произвел на него сильнейшее впечатление. В 1862 году Афанасий Афанасиевич обратился к своему кумиру в стихотворении «Ф. И. Тютчеву», в котором Федор Иванович назван обожаемым поэтом. Лирический герой смиренно просит у него прислать портрет, «что нарисован Аполлоном». При этом просьба повторяется дважды – в начале и в конце произведения. Себя герой именуют поклонником вечной красоты. Он утверждает, что полет тютчевской мечты давно увлек его, что заветную тетрадь со стихотворениями Федора Ивановича не выпускает из рук. «Ф. И. Тютчеву» — искреннее признание в любви талантливому поэту. В тексте есть один весьма любопытный момент – нигде не упоминается, что лирический герой – тоже человек творческий. Соответственно, Фет пишет Тютчеву, скорее, как обычный поклонник, нежели как состоявшийся и успевший приобрести определенную популярность автор.
Послание Афанасия Афанасиевича не осталось без ответа. Федор Иванович посвятил ему стихотворение «А. А. Фету», датированное 1862 годом. Лирический герой произведения посылает далекому собеседнику сердечный поклон, отмечает, что полученный привет ему дорог и как он им в душе умилен. Фет в тексте назван «сочувственным поэтом». Получается, Тютчев обращается к нему как к равному, отмечает его дарование, пусть и косвенно. Скорей всего, к стихотворному посланию прилагался портрет. По мнению литературоведов, Федор Иванович презентовал коллеге фотографию от апреля 1862 года. Снимок сделан в петербургском ателье, принадлежавшем французскому художнику Ипполиту Ипполитовичу Робийяру и пользовавшемся большим успехом у столичной знати. Известно, что Тютчев и члены его семьи ходили фотографироваться только туда.
Другие редакции и варианты
Автограф — ИРЛИ. № 24535/1. Л. 108.
Списки — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 98; Альбом Тютчевой (с. 167).
Первая публикация — Изд. 1868. С. 196; вошло в Изд. СПб. 1886. С. 245; Изд. 1900. С. 246.
Печатается по первой публикации с нумерацией двух частей стихотворения.
В списках стих. «Тебе сердечный мой поклон…» и «Иным достался от природы…» объединены, тексты имеют общий заголовок «А. А. Фету», представлены как одно стихотворное посвящение и разделены лишь чертой.
Изд. 1868 имеет заглавие «А. А. Фету», напечатаны вместе: «Тебе сердечный мой поклон…», «Иным достался от природы…», как единое произведение, притом вначале шестистишие — посвящение, а затем уже стих. «Иным достался от природы…» в виде двух четверостиший. В конце — помета «1861 г.». Следующие издания — Изд. СПб. 1886 и Изд. 1900 — повторили полностью тексты первой публикации, незначительно изменив синтаксис (Изд. 1900 ). В Изд. Маркса напечатано так же.
Г. И. Чулков полагал, что сохранились только списки стихотворения; он воспроизвел тексты те же, что и в предыдущих изданиях, и датировал 1861 г. (Чулков II. С. 132).
Как единое стихотворение, адресованное Фету, два текста публиковались до 1953 г. пока Б. Я. Бухштаб не заявил о том, что «Иным достался от природы…» и «Тебе сердечный мой поклон…» два разных стихотворения, см. его статью «Три послания Тютчева» (Труды Ленинградского гос. библиотеч. ин-та им. Н. К. Крупской. 1956. Т. 1. С. 235–236). Разъединение стихотворений ученый аргументировал следующим образом: автограф — лист почтовой бумаги, вклеенный в альбом Фет-Шеншиной (М. П. Боткиной), представляет собой тютчевское послание-ответ на просьбу Фета прислать фотографический портрет любимого поэта. В автографе два стихотворения разъединены: одно написано на первом полулисте с подписью и датой. Оборот этого листа чистый, без продолжения стихотворения. На втором полулисте — второе стих. «Иным достался от природы…». Второй аргумент в пользу того, что Тютчев написал два самостоятельных стихотворения — смысл и поэтика посвящений. Шестистишие — типичное сопроводительное послание; два четверостишия — «философское стихотворение» с аллегорическим образом «водоискателя» (ясновидца), обозначившим поэта, наделенного «инстинктом пророчески слепым». Строфика двух стихотворений разная. Бухштаб полагал, что в списках стихотворения слиты по ошибке, ссылаясь при этом на сравнительно часто встречающуюся подобную ошибку в списках и в изданиях.
К. В. Пигарев принял это прочтение посвящений Фету и даже поместил их в разные тома Лирики («Тебе сердечный мой поклон…» — во II томе, «Иным достался от природы…» — в I).
А. А. Николаев (Изд. 1987. С. 208) вернулся к прежней традиции, напечатав оба стихотворения как единое посвящение Фету, именем этого поэта и назвав произведение. Однако он выделил в нем две части и пронумеровал их: <1> «Тебе сердечный мой поклон…»; <2> «Иным достался от природы…». Так печатается и в настоящем издании.
«Иным достался от природы…» датируется 1861 г. «Тебе сердечный мой поклон…» — согласно автографу — 12 апреля 1862 г.
Созданные в разное время, два обращения все же объединены самим поэтом, вписавшим их в альбом вместе одно за другим; они посланы в одно время и оба — Фету в связи с его просьбой. Оба выражают отношение старшего к младшему поэту-почитателю. Можно полагать, что сам Тютчев мыслил оба текста как единое посвящение Фету, что подтверждается и прижизненным изданием И. С. Аксакова.
Сближение Тютчева с Фетом произошло во второй половине 1850-х гг. В мемуарах Фет рассказал об их встречах и о собственном восприятии Тютчева, в котором выделил родственные черты: «воздушность», романтическое одухотворение, неземную, звездную поэтическую ориентацию — к «нездешнему», ночное ясновидение. В 1859 г. он опубликовал сочувственную статью «О стихотворениях Тютчева» (Фет. С. 63–84), к началу 1860-х гг. относят его поэтическое посвящение, где и находится просьба к «обожаемому поэту» прислать свой портрет. Тютчев откликнулся на просьбу Фета, к началу 1860-х гг. еще недостаточно выявившего себя в печати («Вечерние огни», особенно близкие Тютчеву, еще не были созданы). Приводим стихотворение Фета — «Федору Ивановичу Тютчеву»:
Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном,
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милой.
Твоей камене — повторять,
Прося стихи — я докучаю,
А все заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.
Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу, чтоб ты
Во всех был видах предо мною.
Вот почему спешу, — поэт!
К тебе я с просьбой и поклоном,
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
(Вечерние огни. М. 1979. С. 87).
Фет посвятил Тютчеву также: «Прошла весна — темнеет лес…», «Нетленностью божественной одеты…», «На книжке стихотворений Тютчева…».
И. С. Аксаков (Биогр. С. 99) писал: «В ответных своих стихах к известному нашему поэту, г. Фету, Тютчев говорит (цитирует «Иным достался от природы…» — две строфы, выделив курсивом две последних строки: «Не раз под оболочкой зримой / Ты самое — ее узрел…» — Ред. ). Этот последний стих справедливее отнести к самому Тютчеву; про него именно можно сказать, что ему было дано не раз видеть природу не во внешней только оболочке, но ее самое, обнаженною, без покровов». «Тебе сердечный мой поклон…» Аксаков не цитировал.
Д. С. Дарский привел первую строфу стих. «Иным достался от природы…», соединив его мысль со строфой из «Безумия» («И мнит, что слышит струй кипенье…»), заявив, что гении наделены даром «прозрения природных глубин», им дано видеть «самое Великую Матерь», но и «слышание» ее тоже — «признак вдохновенных натур» (Дарский. С. 123). Дарский, процитировав строфу «Иным достался от природы…», сопоставил тютчевские стихи с «Пророком» Пушкина и со стихотворным посвящением Гёте Баратынского («С природой одною он жизнью дышал…»). Увидел у поэтов «пророческое ясновидение» (В. К. ).
Помогите, пожалуйста, написать анализ стихотворения А. А. Фета "Мой обажаемый поэт"!
Мария Симонович Ученик (160), на голосовании 4 года назад
Freedom Гуру (3981) 4 года назад
СОЧИНЕНИЕ "Ф. И. ТЮТЧЕВУ МОЙ ОБОЖАЕМЫЙ ПОЭТ" ФЕТ АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ.
Ф. И. Тютчеву («Мой обожаемый поэт. » ) — Впервые — ВО — 1. Первым по времени проявлением фетовского «обожания» Тютчева была статья «О стихотворениях Тютчева». которую Фет напечатал в 1859 г. Когда произошло личное знакомство двух поэтов — неизвестно. В 1862 г. между ними состоялся любопытный обмен посланиями. Сначала Фет обратился к Тютчеву со стихотворной просьбой о присылке фотографии; в ответ Тютчев 14 апреля послал фотографию со следующим стихотворным приветствием:
Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилен.
Но гораздо более значительными, чем эта приписка к фотографическому портрету, были другие строки, тогда же посланные Тютчевым Фету, строки, содержавшие как бы двойной духовный портрет обоих гениальных лириков; Тютчев сопоставлял свой поэтический дар с фетовским:
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой —
Они им чуют, слышат воды
И в темной глубине земной.
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел —
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел.
В своих поздних воспоминаниях Фет подробно говорит о последней из своих встреч с Тютчевым, состоявшейся в Петербурге в январе 1864 г. Перед этим эпизодом он говорит следующее; «. не могу не приветствовать в моем воспоминании тени одного из величайших лириков, существовавших на земле<. > Тютчев сладостен мне не столько как человек, более чем дружелюбно ко мне относившийся, но как самое воздушное воплощение поэта<. > Было время, когда я ра за три в неделю заходил в Москве в гостиницу Шевалдышева на Тверской в номер, занимаемый Федором Ивановичем. На вопрос: «дома ли Федор Иванович? » — камердинер-немец, в двенадцатом часу дня, — говорил: «он гуляет, но сейчас придет пить кофей». И действительно, через несколько минут Федор Иванович приходил, и мы вдвоем садились пить кофей, от которого я ни в какое время дня не отказываюсь. Каких психологических вопросов мы при этом не касались! Каких великих поэтов не припоминали! И, конечно, я подымал все эти вопросы с целью слушать замечательные по своей силе и меткости суждения Тютчева и упивался ими. Помню, какою радостью затрепетало мое сердце, когда, прочитавши Федору Ивановичу принесенное мною новое стихотворение, я услыхал его восклицание: «Как это воздушно! » (MB, II, с. 5).
Кроме стихотворения «Мой обожаемый поэт. » существуют еще три стихотворных обращения Фета к Тютчеву: «Нетленностью божественной одеты. » (1863; не включено Фетом в итоговый сборник). «Прошла весна — темнеет лес. » (1866), и «На книжке стихотворений Тютчева» (датируемого концом 1883 или началом 1884 г.). Последнее стихотворение — при всей общеизвестности афористической оценки тютчевского наследия — представляет определенные трудности для понимания.
Федор Тютчев - Том 2. Стихотворения 1850-1873
Первая публикация - Чулков II (с. 262).
Печатается по списку.
Список выполнен рукой Е. Ф. Тютчевой, датируется 6 декабря 1861 г. Ее же рукой сделана приписка: "Получено в 6 часов и тут же отвечено". Сообщен текст ответного послания Сушкова Тютчеву:
Тезки, оба Николая,
Друга-брата обнимая,
От души благодарят
И целуют всех ребят.
Обращено к брату поэта Николаю Ивановичу и мужу сестры Дарьи Ивановны Николаю Васильевичу Сушкову. Н. В. Сушков (1796–1871) - литератор, поэт, драматург, был другом Тютчева, в его семье в течение долгого времени проживала дочь поэта от первого брака Екатерина. Во время своих наездов в Москву Тютчев был постоянным посетителем салона Сушковых, где собирались многие ученые и литераторы. Поэт высоко оценил издательский проект Сушкова - литературно-исторический сборник "Раут", в котором участвовал своими стихами. Находил положительные черты в драматургическом его творчестве (в частности, в языке драмы "Москва" заметил "печать народности" - "яркость" и "благоухание"). После смерти Сушкова Тютчев писал о его "прекрасной натуре", в которой "под детской впечатлительностью таилась незаурядная сила чувств и стремлений" (письмо к Эрн. Ф. Тютчевой: Мурановский сборник. Вып. 1. Мураново, 1928. С. 269).
Датируется 6 декабря 1861 г. в соответствии со списком (Т. Ф. ).
Автограф - ИРЛИ. № 24535/1. Л. 108.
Списки - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 98; Альбом Тютчевой (с. 167).
Первая публикация - Изд. 1868. С. 196; вошло в Изд. СПб. 1886. С. 245; Изд. 1900. С. 246.
Печатается по первой публикации с нумерацией двух частей стихотворения. См. "Другие редакции и варианты". С. 295 * .
В списках стих. "Тебе сердечный мой поклон…" и "Иным достался от природы…" объединены, тексты имеют общий заголовок "А. А. Фету", представлены как одно стихотворное посвящение и разделены лишь чертой.
Изд. 1868 имеет заглавие "А. А. Фету", напечатаны вместе: "Тебе сердечный мой поклон…", "Иным достался от природы…", как единое произведение, притом вначале шестистишие - посвящение, а затем уже стих. "Иным достался от природы…" в виде двух четверостиший. В конце - помета "1861 г.". Следующие издания - Изд. СПб. 1886 и Изд. 1900 - повторили полностью тексты первой публикации, незначительно изменив синтаксис (Изд. 1900 ). В Изд. Маркса напечатано так же.
Г. И. Чулков полагал, что сохранились только списки стихотворения; он воспроизвел тексты те же, что и в предыдущих изданиях, и датировал 1861 г. (Чулков II. С. 132).
Как единое стихотворение, адресованное Фету, два текста публиковались до 1953 г. пока Б. Я. Бухштаб не заявил о том, что "Иным достался от природы…" и "Тебе сердечный мой поклон…" два разных стихотворения, см. его статью "Три послания Тютчева" (Труды Ленинградского гос. библиотеч. ин-та им. Н. К. Крупской. 1956. Т. 1. С. 235–236). Разъединение стихотворений ученый аргументировал следующим образом: автограф - лист почтовой бумаги, вклеенный в альбом Фет-Шеншиной (М. П. Боткиной), представляет собой тютчевское послание-ответ на просьбу Фета прислать фотографический портрет любимого поэта. В автографе два стихотворения разъединены: одно написано на первом полулисте с подписью и датой. Оборот этого листа чистый, без продолжения стихотворения. На втором полулисте - второе стих. "Иным достался от природы…". Второй аргумент в пользу того, что Тютчев написал два самостоятельных стихотворения - смысл и поэтика посвящений. Шестистишие - типичное сопроводительное послание; два четверостишия - "философское стихотворение" с аллегорическим образом "водоискателя" (ясновидца), обозначившим поэта, наделенного "инстинктом пророчески слепым". Строфика двух стихотворений разная. Бухштаб полагал, что в списках стихотворения слиты по ошибке, ссылаясь при этом на сравнительно часто встречающуюся подобную ошибку в списках и в изданиях.
К. В. Пигарев принял это прочтение посвящений Фету и даже поместил их в разные тома Лирики ("Тебе сердечный мой поклон…" - во II томе, "Иным достался от природы…" - в I).
А. А. Николаев (Изд. 1987. С. 208) вернулся к прежней традиции, напечатав оба стихотворения как единое посвящение Фету, именем этого поэта и назвав произведение. Однако он выделил в нем две части и пронумеровал их: <1> "Тебе сердечный мой поклон…"; <2> "Иным достался от природы…". Так печатается и в настоящем издании.
"Иным достался от природы…" датируется 1861 г. "Тебе сердечный мой поклон…" - согласно автографу - 12 апреля 1862 г.
Созданные в разное время, два обращения все же объединены самим поэтом, вписавшим их в альбом вместе одно за другим; они посланы в одно время и оба - Фету в связи с его просьбой. Оба выражают отношение старшего к младшему поэту-почитателю. Можно полагать, что сам Тютчев мыслил оба текста как единое посвящение Фету, что подтверждается и прижизненным изданием И. С. Аксакова.
Сближение Тютчева с Фетом произошло во второй половине 1850-х гг. В мемуарах Фет рассказал об их встречах и о собственном восприятии Тютчева, в котором выделил родственные черты: "воздушность", романтическое одухотворение, неземную, звездную поэтическую ориентацию - к "нездешнему", ночное ясновидение. В 1859 г. он опубликовал сочувственную статью "О стихотворениях Тютчева" (Фет. С. 63–84), к началу 1860-х гг. относят его поэтическое посвящение, где и находится просьба к "обожаемому поэту" прислать свой портрет. Тютчев откликнулся на просьбу Фета, к началу 1860-х гг. еще недостаточно выявившего себя в печати ("Вечерние огни", особенно близкие Тютчеву, еще не были созданы). Приводим стихотворение Фета - "Федору Ивановичу Тютчеву":
Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном,
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милой.
Твоей камене - повторять,
Прося стихи - я докучаю,
А все заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.
Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу, чтоб ты
Во всех был видах предо мною.
Вот почему спешу, - поэт!
К тебе я с просьбой и поклоном,
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
(Вечерние огни. М. 1979. С. 87).
Фет посвятил Тютчеву также: "Прошла весна - темнеет лес…", "Нетленностью божественной одеты…", "На книжке стихотворений Тютчева…".
И. С. Аксаков (Биогр. С. 99) писал: "В ответных своих стихах к известному нашему поэту, г. Фету, Тютчев говорит (цитирует "Иным достался от природы…" - две строфы, выделив курсивом две последних строки: "Не раз под оболочкой зримой / Ты самое - ее узрел…" - Ред. ). Этот последний стих справедливее отнести к самому Тютчеву; про него именно можно сказать, что ему было дано не раз видеть природу не во внешней только оболочке, но ее самое, обнаженною, без покровов". "Тебе сердечный мой поклон…" Аксаков не цитировал.
Д. С. Дарский привел первую строфу стих. "Иным достался от природы…", соединив его мысль со строфой из "Безумия" ("И мнит, что слышит струй кипенье…"), заявив, что гении наделены даром "прозрения природных глубин", им дано видеть "самое Великую Матерь", но и "слышание" ее тоже - "признак вдохновенных натур" (Дарский. С. 123). Дарский, процитировав строфу "Иным достался от природы…", сопоставил тютчевские стихи с "Пророком" Пушкина и со стихотворным посвящением Гёте Баратынского ("С природой одною он жизнью дышал…"). Увидел у поэтов "пророческое ясновидение" (В. К. ).