Анализ стихотворения Тютчева Снежные горы

Анализ стихотворения Тютчева «Снежные горы»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Снежные горы № 1

Параллельные либо противопоставленные миры – вот образы, которые характерны для философских стихотворений Тютчева, к которым он обратился в последние годы своей жизни и творчества. Есть у поэта и стихотворения, в которых он попытался соединить эту сложную, не всем понятную тему, с более легкой и доступной, самой любимой своей темой – темой природы. Так автор пытался сделать тяжелые для восприятия, но очень важные философские стихотворения более понятными читателям. Таковым, например, является стихотворение «Снежные горы».

Пример

Автор создал его, находясь на службе в Мюнхене, по просьбе своего друга и учителя Раича. Журнал, которым заведовал Раич в России, не был популярным среди читателей, поэтому стихотворение не нашло отклика. Лишь спустя шесть лет, когда эти стихотворения были напечатаны в журнале «Современник» под общим заголовком «Стихи, присланные из Германии» стихотворение приобрело популярность.

Взгляд автора будто бы скользит от вершин гор к земле. Этот контраст темной земли и голубого неба усиливается образами, использованными во второй строфе, где природа предстает живой.

В первоначальном варианте была строфа, показывающая пасущееся стадо, но при издании в «Современнике» она исчезла, скорее всего, чтобы подчеркнуть самодостаточность природы и отстраненность от людей.

А в дольний мир, мир человека, лишен сил, потому что палят отвесные лучи солнца. Поэт называет землю издыхающей.

Таким образом, стихотворение Тютчева «Снежные горы» позволяет ощутить, насколько недосягаемым может быть идеал вечной молодости, отождествляемый здесь поэтом с силами природы, неподвластными человеку. Природа потрясает своей неподдельностью состояния.

«Снежные горы» Ф.Тютчев

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Снежные горы № 2

«Снежные горы» Фёдор Тютчев

Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами,—
И задымилася гора
С своими черными лесами.

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат ручьи.

И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил,—

Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей
Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.

Анализ стихотворения Тютчева «Снежные горы»

Точная дата написания стихотворения «Снежные горы» до сих пор остается невыясненной. Зачастую литературоведы приводят только возможные хронологические границы – от июня 1825 до 1829. Впервые текст в 1830 году опубликовал московский еженедельный журнал «Галатея», издаваемый Семеном Егоровичем Раичем (1792-1855). При этом напечатан он был под общим заголовком («В горах») и с общей пометкой («Сальцбург») вместе со сходным по тематике произведением – «Утро в горах ». В «Снежных горах» перед читателем предстает полуденная пора. Поэт рисует полусонную природу. Солнечные лучи, падающие на землю, делают озеро похожим на стальное зеркало. С горных вершин спешат в долину ручьи. «Дольний мир» погрузился в «благовонную негу». Нередко тютчевская лирика строится на контрастах, что можно подтвердить и на примере рассматриваемого текста. В частности, речь идет о соседстве покрытых льдом вершин гор с «огневым» небом. Эпитет «огневой» в стихотворении играет важную роль. С его помощью в произведение вводится образ непорочности, чистоты, божественности. В русской культуре огонь зачастую символизирует очищение, торжество света над смертью и тьмой, играет роль посредника между божеством и человеком.

Для творчества Тютчева характерна связь движения с водой. Нет ничего сложного в толковании такого соотнесения. Вода воспринимается поэтом в качестве источника жизни, как следствие, и движения. Обратите внимание, что в рассматриваемом тексте по отношению к ручьям употреблено олицетворение: «спешат ручьи».

«Издыхающая земля» — пространство, в котором вынужден существовать человек. При этом его душа жаждет иного. В стихотворении «Снежные горы» мир вершин рисуется как полный жизни, выси сравниваются с божествами. Их обледенелость становится символом такой спасительной в полуденный зной прохлады. Положительное восприятие у читателей создается посредством использованных Тютчевым цветовых сочетаний: лазурь комбинируется с золотом солнца, также к ним добавляется кристально-белый. Горные пейзажи в лирике Федора Ивановича – способ проиллюстрировать идею двоемирия природы. Горы – древнейшая ее часть. Они одновременно укоренены в земле и возвышаются над ней. Стремление человеческой души к вершинам обусловлено желанием познать тайные бытийные начала, прикоснуться к иному миру, навсегда избавиться от влияния страстей.

«Снежные горы», анализ стихотворения Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Снежные горы № 3

Лирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не вспомнить «Весеннюю грозу» или «Зима недаром злится. ». Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. Правильней будет называть ее пейзажно-философской.

Но философия поэта на самом деле довольно сложна и понятна не каждому. Тютчев воспринимал природу как особый мир, неподвластный человеку. Наоборот, человек, по его мнению, слаб перед лицом вечной природы. Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира — к тем вопросам, которые в свое время получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Сна, Смерти, Судьбы нашли свое воплощение в стихах Тютчева.

Пожалуй, сложнее всего создавать произведения о зиме. Казалось бы, однообразный пейзаж: все вокруг бело, глазу не за что зацепиться. Однако есть у Федора Ивановича стихотворение «Снежные горы». в котором поэту, как всегда, удается создать неповторимый образ. Это стихотворение, об анализе которого и пойдет речь далее, было написано Тютчевым в Мюнхене, когда он жил за границей, будучи чиновником Русской дипломатической миссии.

Так как на много лет поэт был оторван от русской природы и литературной жизни, он испытывал тоску, и когда Семён Егорович Раич, бывший его учитель, выпускавший в 1829 ?1830 годах журнал «Галатея», предложил Федору Ивановичу написать несколько стихотворений, тот с радостью согласился. Тютчев сразу же в 1830 году прислал несколько своих произведений, в том числе и «Снежные горы».

Журнал Раича не был широко известен в России, поэтому и стихи Тютчева не принесли популярности автору. И только спустя долгих шесть лет все его произведения были опубликованы в журнале А. С. Пушкина «Современник» под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и получили признание широкой общественности.

В первоначальном варианте все слова: «горы». «озеро». «камней». «выси». «землей». «неба» — были написаны с заглавной буквы. Поэт как будто мифологизировал картину: явления природы оживали у него в первозданной своей сущности. В «Галатее» стихотворение «Снежные горы» было написано вместе с другим похожим произведением «Утром в горах» под одним общим названием «В горах». Стихотворения на самом деле объединены общим горным пейзажем, только в первом изображено, в соответствии с названием, утреннее время, а во втором — полдень.

Взор автора как будто скользит от горных высот вниз, в «дольний мир». и снова вверх, к вершинам гор, к самому небу. Этот контраст темной земли и «лазури неба огневой» усиливается образами второй строфы, где природа оживлена: струи озера синеют, камни блестят на зное и «в родную глубь спешат ручьи» .

В первоначальном варианте была еще одна строфа, изображавшая пасущееся стадо, но в пушкинском издании она исчезла, очевидно, чтобы подчеркнуть самодостаточность природы и отстраненность ее от человека. Действительно, когда в первой строфе возвышается величественный исполин — гора, все остальное теряет смысл, ведь она вечна, поэтому ей поклоняются как божеству:

Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.

А в это время «наш дольний мир» лишен сил, потому что «полдневная пора палит отвесными лучами». Такое состояние воспринимается поэтом очень необычно, ведь в последней строфе он называет землю издыхающей. Интересно отметить, что в более поздних изданиях такие необычные образы, столь изысканные метафоры «перебирается прохлада». «над издыхающей землей» не были приняты, например, в последней строфе был использован более нейтральный оборот — «над усыпленною землей». И только в 1900 году произошел возврат к самому первому варианту из «Галатеи».

Таким образом, стихотворение Федора Тютчева помогает с новой силой ощутить, насколько недостижимым может быть идеал вечной молодости, воплощенный в лирике поэта, благодаря олицетворению равнодушной силы природы, неподвластной человеку. Эта именно та природа, которая потрясает подлинностью своего состояния и души.

Федор Тютчев — Снежные горы: Стих

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Снежные горы № 4

Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами,—
И задымилася гора
С своими черными лесами.

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат ручьи.

И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил,—

Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей
Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.

Федор Тютчев — Уже полдневная пора ( Снежные горы )

Snezhnye gory

Uzhe poldnevnaya pora
Palit otvesnymi luchami, —
I zadymilasya gora
S svoimi chernymi lesami.

Vnizu, kak zerkalo stalnoye,
Sineyut ozera strui,
I s kamney, bleshchushchikh na znoye,
V rodnuyu glub speshat ruchyi.

I mezhdu tem kak polusonny
Nash dolny mir, lishenny sil,
Proniknut negoy blagovonnoy,
Vo mgle poludennoy pochil, —

Gore, kak bozhestva rodnye,
Nad izdykhayushchey zemley
Igrayut vysi ledyanye
S lazuryu neba ognevoy.

Cyt;yst ujhs

E;t gjklytdyfz gjhf
Gfkbn jndtcysvb kexfvb, —
B pflsvbkfcz ujhf
C cdjbvb xthysvb ktcfvb/

Dybpe, rfr pthrfkj cnfkmyjt,
Cbyt/n jpthf cnheb,
B c rfvytq. ktoeob[ yf pyjt,
D hjlye/ uke,m cgtifn hexmb/

B vt;le ntv rfr gjkecjyysq
Yfi ljkmybq vbh, kbityysq cbk,
Ghjybryen ytujq ,kfujdjyyjq,
Dj vukt gjkeltyyjq gjxbk, —

Ujht, rfr ,j;tcndf hjlyst,
Yfl bpls[f/otq ptvktq
Buhf/n dscb ktlzyst
C kfpehm/ yt,f juytdjq/

Послушать стихотворение Тютчева Снежные горы

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Снежные горы

Анализ стихотворения Тютчева Снежные горы

Настроение произведения Снежные горы

Снежные горы