Анализ стихотворения Тютчева Сижу задумчив и один
Анализ Стихотворения Тютчева «Сижу задумчив и один…»
Стихотворение «Сижу задумчив и один…» предположительно было написано Ф.И. Тютчевым в 1835 году. Произведение относится к философской лирике. Стиль его — романтический. Жанр произведения — лирическая медитация с элементами философского размышления, в нем звучат элегические ноты.
Первая строфа раскрывает нам чувства лирического героя — печаль, одиночество, порожденные мыслями о прошлом:
Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу..
С тоскою мыслю о былом И слов в унынии моем Не нахожу.
Во второй строфе герой сопоставляет прошлое и настоящее. Прошлое давно минуло, оно похоже на сон, настолько отдалилось, что герой с трудом может поверить в те события — «было ли когда?» Настоящее время рождает в душе его смутную тревогу — «Что ныне — будет ли всегда. » Он понимает, что настоящее тоже пройдет и станет прошлым, так как в мире нет ничего вечного:
Пройдет оно, как все прошло, И канет в темное жерло За годом год.
Время, вечность в этом стихотворений предстает всепоглощающей, мрачной бездной. И невольно вспоминаются здесь строчки Г. Р. Державина:
Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей.
В третьей строфе поэт сравнивает жизнь человека с жизнью природы. Человек у Тютчева — это «злак земной», пора его цветения коротка, он подобен растению, цветку, листу. Он быстро вянет, как и все существующее в природе. И на смену ему приходят новые поколения:
Нос каждым новым летом новый злак И лист иной!
В четвертой строфе этот мотив противостояния человека и природы усиливается. Жизнь человеческая уподобляется здесь кратковременному существованию цветка:
И снова будет все, что есть,
И снова розы будут цвесть.
И терны тож…
Но ты, мой бедный, бледный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Цикличность времени здесь подчеркивается анафорой, многоточие говорит о том, что поэт больше чувствует, чем выражает словами.
В пятой строфе лирический герой говорит о чувствах, которые ему довелось испытать, о любви. Цветок, вероятно, напоминает ему о минувшем счастье, о «прежнем блаженстве», «тоске». Однако и эти чувства тоже не вечны, как и сама человеческая жизнь. Над героем довлеет неумолимый бег времени, судьба, природа. И острое ощущение этих явлений наполняет душу его тихой грустью:
Ты сорван был моей рукой,
С каким блаженством и тоской,
Останься ж на груди моей,
Пока любви не замер в ней Последний вздох.
Стихотворение написано четырехстопным и двустопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («бедный, бледный цвет»), риторический вопрос («Былое — было ли когда. »), анафору (четвертая строфа), метафору («Он быстро, быстро вянет…»).
Произведение мы можем рассматривать в контексте лирических размышлений поэта о противостоянии человека и природы, о неумолимом беге времени, о роли человека в вечности — стихотворений «Последний катаклизм», «Певучесть есть в морских волнах. », «Природа-сфинкс», «Как океан объемлет шар земной…».
Здесь искали:
- анализ стихотворения Сижу задумчив и один
- сижу задумчив и один анализ
- сижу задумчив и один
Стихотворение «Сижу задумчив и один…» предположительно было написано Ф.И. Тютчевым в 1835 году. Произведение относится к философской лирике. Стиль его — романтический. Жанр произведения — лирическая медитация с элементами философского размышления, в нем звучат элегические ноты.
Первая строфа раскрывает нам чувства лирического героя — печаль, одиночество, порожденные мыслями о прошлом:
Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу..
С тоскою мыслю о былом И слов в унынии моем Не нахожу.
Во второй строфе герой сопоставляет прошлое и настоящее. Прошлое давно минуло, оно похоже на сон, настолько отдалилось, что герой с трудом может поверить в те события — «было ли когда?» Настоящее время рождает в душе его смутную тревогу — «Что ныне — будет ли всегда. » Он понимает, что настоящее тоже пройдет и станет прошлым, так как в мире нет ничего вечного:
Пройдет оно, как все прошло, И канет в темное жерло За годом год.
Время, вечность в этом стихотворений предстает всепоглощающей, мрачной бездной. И невольно вспоминаются здесь строчки Г. Р. Державина:
Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей.
В третьей строфе поэт сравнивает жизнь человека с жизнью природы. Человек у Тютчева — это «злак земной», пора его цветения коротка, он подобен растению, цветку, листу. Он быстро вянет, как и все существующее в природе. И на смену ему приходят новые поколения:
Нос каждым новым летом новый злак И лист иной!
В четвертой строфе этот мотив противостояния человека и природы усиливается. Жизнь человеческая уподобляется здесь кратковременному существованию цветка:
И снова будет все, что есть,
И снова розы будут цвесть.
И терны тож…
Но ты, мой бедный, бледный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Цикличность времени здесь подчеркивается анафорой, многоточие говорит о том, что поэт больше чувствует, чем выражает словами.
В пятой строфе лирический герой говорит о чувствах, которые ему довелось испытать, о любви. Цветок, вероятно, напоминает ему о минувшем счастье, о «прежнем блаженстве», «тоске». Однако и эти чувства тоже не вечны, как и сама человеческая жизнь. Над героем довлеет неумолимый бег времени, судьба, природа. И острое ощущение этих явлений наполняет душу его тихой грустью:
Ты сорван был моей рукой,
С каким блаженством и тоской,
Останься ж на груди моей,
Пока любви не замер в ней Последний вздох.
Стихотворение написано четырехстопным и двустопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («бедный, бледный цвет»), риторический вопрос («Былое — было ли когда. »), анафору (четвертая строфа), метафору («Он быстро, быстро вянет…»).
Произведение мы можем рассматривать в контексте лирических размышлений поэта о противостоянии человека и природы, о неумолимом беге времени, о роли человека в вечности — стихотворений «Последний катаклизм», «Певучесть есть в морских волнах. », «Природа-сфинкс», «Как океан объемлет шар земной…».
Подобные записи
Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу
<< Дарья Федоровна Тютчева, дочь поэта
Федор Иванович Тютчев умер ранним утром 15 июля 1873 года >>
Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу. С тоскою мыслю о былом И слов в унынии моем Не нахожу. Былое - было ли когда? Что ныне - будет ли всегда. Оно пройдет - Пройдет оно, как все прошло, И канет в темное жерло За годом год. За годом год, за веком век. Что ж негодует человек, Сей злак земной. Он быстро, быстро вянет - так, Но с новым летом новый злак И лист иной. И снова будет все, что есть, И снова розы будут цвесть, И терны тож. Но ты, мой бедный, бледный цвет, Тебе уж возрожденья нет, Не расцветешь! Ты сорван был моей рукой, С каким блаженством и тоской, То знает бог. Останься ж на груди моей, Пока любви не замер в ней Последний вздох.
Слайд 56 из презентации «Биография Тютчева» к урокам литературы на тему «Тютчев»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Тютчев.ppt» можно в zip-архиве размером 1568 КБ.
краткое содержание других презентаций о Тютчеве
«Темы лирики Тютчева» - И что ж теперь? «Как хорошо ты, о море ночное…». Гремят раскаты молодые! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! В центре стихотворения – не образ возлюбленной, а проблема любви. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium!». Лирика Тютчева философична. О, как убийственно мы любим! Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты.
«Тютчев 10 класс» - Е.Л.Тютчева, мать поэта. И.Н.Тютчев, отец поэта. Благообразов Михаил, ученик 10 класса Борисова Анастасия, ученица 10 класса. Московский университет. Вид усадьбы Овстуг 1861 год. Ф.И.Тютчев в конце 1840-х годов. Фёдор Иванович Тютчев. Ф.И.Тютчев в начале 1820-х годов. Дом Тютчевых в Москве, в котором Ф.И.Тютчев жил в 1811 – 1822 гг.
«Жизнь и творчество Тютчева» - - познакомиться с жизнью и творчеством поэта; - понять, в чем своеобразие лирики Ф.И. Тютчева. Ф.И. Тютчев скончался в Царском Селе. В каком возрасте и почему покинул Тютчев Россию? А.М. Крюденер. Тютчев сказал много. Элеонора Тютчева (Петерсон), первая жена поэта. Федор. Чувства мглой самозабвенья Переполни через край!…
«Биография Тютчева» - Из первого стихотворения Ф. И. Тютчева «На новый 1816 год». Фотография с портрета маслом работы художника И.Штилера. 1838 г. Море и утес. Ф. И. Тютчев (1803 – 1873 гг.). Семью Тютчева посещает вся баварская интеллигенция. Тютчев остро ощущал переломный характер своей эпохи. 1826 год – Тютчев женится на графине Ботмер.
«Природа в лирике Тютчева» - Весна в окно стучится И гонит со двора. И. И. Шишкин « Ручей в берёзовом лесу». Природа в лирике И. Ф. Тютчева. Е. Л.Тютчева. Элеонора Фёдоровна Тютчева (Ботмер)- первая жена поэта. Тренинг. Весь день стоит, как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Цели урока О Тютчеве. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта.
«Тютчев стихи» - Дом Тютчевых в Москве, в Армянском переулке. Художник Ф.Кюнель. 1801 г. Что же плачет? Фотография. 1860-е годы. Элеонора Ботмер, первая жена Ф.И.Тютчева. Бык седые слезы точит, Ходит пышный, чуть живой. Днём, даже при вечернем свете, мир спокоен, прекрасен, гармоничен. Откуда, как разлад возник? К философской лирике принято относить стихи Тютчева, Фета, Баратынского, Заболоцкого.
Всего в теме «Тютчев» 32 презентации
"Сижу задумчив и один…"
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 4–4 об.
Первая публикация — РА. 1879. Вып. 5. С. 132; тогда же — ННС. С. 32–33. Затем — Изд. СПб. 1886. С. 26–27; Изд. 1900. С. 52–53.
Печатается по автографу.
В автографе помечено римской цифрой «VI», а под номером «V» — «Там, где горы, убегая…» (см. коммент. С. 442). Все строфы слегка отчеркнуты. Авторские знаки: многоточия по три, четыре точки. Художественный эффект авторских знаков — романтическая «открытость» высказывания, наличие «невыразимого» в подтексте: поэт чувствует больше, чем выражает в словах. Отсюда обилие многоточий и тире.
Тексты изданий не различаются, однако в Изд. 1900 отсутствует деление на строфы, что было в предыдущих публикациях, несколько изменены знаки препинания: в конце 9-й строки поставлен восклицательный знак («Оно пройдет!») вместо запятой; в конце 15-й поставлен знак вопроса («Что ж негодует человек, / Сей злак земной. »), вместо восклицательного знака с многоточием, как в предыдущих изданиях; в конце 22-й — тире, вместо запятой, как было раньше.
Датируется так же, как «Там, где горы, убегая…», «Сижу задумчив и один…» — 1830-ми гг. В начале мая 1836 г. было послано Тютчевым И.С. Гагарину.
Стихотворения, поставленные рядом, действительно связаны некоторыми содержательными и музыкальными моментами: динамичным четырехстопным размером (в последнем — чередование с двухстопным), тяготением к энергичной мужской рифме (особенно в последнем), идеей бега времени. В стих. «V» — ассоциация движения времени с бегущими струями реки, в «VI» — ассоциация тоже бега времени с цветением и увяданием растений. Оба стихотворения окрашены по этому поводу настроением меланхолической грусти.
Стихотворение Тютчева Ф.И.
«Сижу задумчив и один. »
"Сижу задумчив и один. "
Сижу задумчив и один,
На потухающий камин
Сквозь слез гляжу.
С тоскою мыслю о былом
И слов в унынии моем
Не нахожу.
Былое — было ли когда?
Что ныне — будет ли всегда.
Оно пройдет —
Пройдет оно, как всё прошло,
И канет в темное жерло
За годом год.
За годом год, за веком век.
Что ж негодует человек,
Сей злак земной.
Он быстро, быстро вянет — так,
Но с новым летом новый злак
И лист иной.
И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож.
Но ты, мой бедный, бледный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Не расцветешь!
Ты сорван был моей рукой,
С каким блаженством и тоской,
То знает бог.
Останься ж на груди моей,
Пока любви не замер в ней
Последний вздох.
Стихотворение Тютчева Ф.И. - Сижу задумчив и один.
См. также Федор Тютчев - стихи (Тютчев Ф. И.) :
Сияет солнце, воды блещут.
Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья рад.
С какою негою, с какой тоской влюблённой
С какою негою, с какой тоской влюбленной Твой взор, твой страстный вз.