Анализ стихотворения Тютчева Русской женщине

Анализ стихотворения «Русской женщине» Ф. И. Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Русской женщине № 1

В стихотворении «Русской женщине» Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ — все это резко контрастирует с теми ценно­стями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь — все то, что составляет, по мнению Ф. И. Тютчева настоящую, полноценную жизнь). Элегическую тональность усиливают в стихотворении повторы внутри строфы («в краю безлюдном, безымянном», «на небе тусклом и туманном»). Финал этой незримой ничтожной жизни поэт подчеркивает при помощи эпитетов (безлюдный, безымянный, тусклый, туманный), сравнения («как исчезает облак дыма»), оксюморона («живые помертвеют чувства»), В финале образ осенней беспредельной мглы усиливает ощущение бесцельно­сти существования человека вообще и незавидный характер женской доли в России в частности. Н. А. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» охарактеризовал строки этого стихотворения как «безнадежно-печальные, раздираю­щие душу предвещания поэта, так постоянно и беспощадно оправдывающиеся над самыми лучшими, избранными нату­рами в России».

Загрузка...

На этой странице материал по темам:
  • анализ стихотворения тютчева русской женщине
  • русской женщине тютчев анализ
  • анализ стихотворения русской женщине тютчев
  • анализ русские женщины
  • анализ "русские женщины"

Анализ стихотворения Тютчева «Русской женщине»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Русской женщине № 2

В стихотворении «Русской женщине» Ф.И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ — все это резко контрастирует с теми ценно­стями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь — все то, что составляет, по мнению Ф.И. Тютчева настоящую, полноценную жизнь). Элегическую тональность усиливают в стихотворении повторы внутри строфы («в краю безлюдном, безымянном». «на небе тусклом и туманном» ). Финал этой незримой ничтожной жизни поэт подчеркивает при помощи эпитетов (безлюдный, безымянный, тусклый, туманный), сравнения («как исчезает облак дыма» ), оксюморона («живые помертвеют чувства» ), В финале образ осенней беспредельной мглы усиливает ощущение бесцельно­сти существования человека вообще и незавидный характер женской доли в России в частности. Н.А.Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» охарактеризовал строки этого стихотворения как «безнадежно-печальные, раздираю­щие душу предвещания поэта, так постоянно и беспощадно оправдывающиеся над самыми лучшими, избранными нату­рами в России».

©"" .

Все Cочинения > Тютчев Ф.И. > Анализ стихотворения Тютчева «Русской женщине»

Анализ стихотворения Тютчева «Русской женщине»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Русской женщине № 3

В стихотворении «Русской женщине» Ф.И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ — все это резко контрастирует с теми ценно­стями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь — все то, что составляет, по мнению Ф.И. Тютчева настоящую, полноценную жизнь). Элегическую тональность усиливают в стихотворении повторы внутри строфы («в краю безлюдном, безымянном», «на небе тусклом и туманном»). Финал этой незримой ничтожной жизни поэт подчеркивает при помощи эпитетов (безлюдный, безымянный, тусклый, туманный), сравнения («как исчезает облак дыма»), оксюморона («живые помертвеют чувства»), В финале образ осенней беспредельной мглы усиливает ощущение бесцельно­сти существования человека вообще и незавидный характер женской доли в России в частности. Н.А.Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» охарактеризовал строки этого стихотворения как «безнадежно-печальные, раздираю­щие душу предвещания поэта, так постоянно и беспощадно оправдывающиеся над самыми лучшими, избранными нату­рами в России».

На этой странице искали :
  • анализ стихотворения Тютчева Русской женщине
  • тютчев русской женщине анализ
  • анализ стихотворения Русской женщине
  • анализ стиха тютчева русской женщине
  • анализ стихотворения русской женщине тютчев


Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Русской женщине»


В 50-х годах в романтическом психологизме Тютчева произошли изменения. В его лирику начинает проникать объективный психологический анализ. связанный со стремлением поэта выяснить воздействие общества на внутренний мир человека.

Новое в психологическом рисунке Тютчева оказалось связано с его решением «женской проблемы». Получилось так, что объективно его «денисьевский цикл» вошел в русло художественной реалистической литературы 50-х годах, изображающей русских женщин.

На страницах журнала «Современник» было выражено горячее сочувствие женщине, безличной не от природы, а в силу условий жизни вынужденной терять свою личность при исполнении «призрачных, ложно понятых обязанностей» - такова «печальная повесть женщины», на которую указал «Современник».

Стихотворение «Русской женщине» продолжило эту «печальную повесть женщины». Подавление и гибель нераскрытых возможностей и способностей Тютчев считал трагедией. Такую трагедию он увидел в женской доле.

Данное стихотворение можно считать образцом рефлексивно-медитативной лирики (по Г.Н. Поспелову), когда внутренний мир складывается под воздействием внешнего, социального бытия людей и природы. Здесь сочетаются переломные отражения внешнего мира, и индивидуальные, и отвлеченно-обобщающие.

Стихотворение является традиционным в смысле композиции: состоит из двух строф, из двух частей, где противопоставлены два мира: мир человека и мир природы. Такие же традиционные тождества жизни-любви, когда уходит любовь. кончается жизнь.

Стихотворение состоит из двух строф, по 6 строк (секстин) в каждой. Встают трагические образы живых, но мертвеющих чувств, несбывшихся, развеявшихся мечтаний, незримо прошедшей жизни, теряющейся как «облак дыма». Эти образы оказались близкими некрасовским из стихотворения «Тройка».

Встает перед нами образ русской женщины, прошедшей путь от младых лет до края с постепенным угасанием чувств, мечтаний. 2 строфа содержит развернутое сравнение угасающей жизни и исчезновения облака дыма. Конец один – небо тусклое и туманное. осенняя беспредельная мгла. Личностное «я» не присутствует в стихотворении, но отношение автора, позиция ясна: он показывает весь трагизм женщины, глубину ее чувств, хотя и нет определенных конкретных деталей.

Стихотворение насыщено яркими эпитетами («младые годы, живые чувства, пройдет незримо, краю безлюдном, безымянном»), метафорами («мелькнут годы, мечты развеются»); олицетворения («помертвеют чувства»), оксюморон («живые помертвеют»). Поэт намеренно подчеркивает отсутствие яркого цвета для достижения нужного впечатления.

V ― V ― V V V ― V Ж.

V ― V ― V V V ― V Ж.

V ― V ― V ― V ― V Ж.

V ― V V V ― V ― V Ж.

Стихотворение написано 4-х стопным ямбом с преобладанием пиррихия в 3 стопе. Интересна сплетенная рифмовка каждой строфы: а б в а б в. Сочетаются мужские (любви – твои) и женские рифмы искусства – чувства, незримо – дыма. Преобладают женские рифмы (4 из 6). Рифмы классические, точные по созвучию и богатые. совпадают 2-4 звука, предшествующие конечному ударному.

Лингвистический анализ поэтической фонетики

Звуковой анализ гласных звуков в первой строфе показывает преобладание зв. [а] – 10, зв. [и] – 12, зв. [о] – 10. Ключевые слова вдали, мелькнут, помертвеют, солнца, природы, жизни, любви создают картину угасания. Во второй строфе преобладает зв. [э] – 18. Слова незрима, незамеченной земле, осенней беспредельной мгле завершают итог жизни, создают чувство обреченности, одиночества. Повторение одинаковых гласных звуков создает определенный звуковой образ.

До сих пор нет единого мнения по поводу смысловой выразительности на уровне звуков. Одни исследователи придают смысл чуть ли не каждому звуку (Аристотель), другие, напротив, вообще отрицают звуковую значимость. В данном контексте представляется существенным установление связи между звукорядом опорно-тематического слова (русской женщине) и повторяющими его другими словами (солнца, природы, жизни и любви, младые годы, облак дыма, осенней, беспредельной). В этом сознательное усиление поэтом эмоциональной энергии, за счет которой может происходить повышение смысловой информации.

В тексте преобладают такие согласные звуки, как [в] – 16 р; [т] – 16 р; [н] – 17 р; [м] – 13 р. Они усиливают смысл изображенного, создают атмосферу трагичности. Во второй строфе только проявляется аллитерация зв. [м]: дыма, туманном, мгле, безымянном, незрима. Он помогает создать картину природы, но от этого чувства печали, обреченности еще больше усиливаются.

Анафора (повторения в первых трех строках слова вдали) ярко показывает. чего лишена женщина: солнца, природы, света, искусства, а главное – жизни и любви.

Анализ лексического уровня поэтического текста

В стихотворении насчитывается 18 слов предметной группы (15 существительных + 3 местоимения), 5 глаголов и 15 слов-признаков, атрибутов (прилагательные, наречия). Преобладание в поэтическом тексте существительных и местоимений свидетельствует о понятийном, предметном восприятии мира автором. Тютчев делает упор не на сюжетную динамику, а на развернутую картину в образах. Высокий процент (46%) употребления существительных характерен для лирики автора. Сначала идет речь о радостях человеческого существования: природа, искусство, любовь, чувства, мечты, молодость. А дальше – описание того конца, что ждет лирическую героиню (незрима, безлюдном, безымянном, незамеченной, тусклом и туманном, весенней беспредельной). Мы можем отметить такие тематические поля как, горечь утраты, печальный конец жизни женщины.


Анализ грамматического уровня

В поэтическом тексте всего 5 глаголов стихотворения в форме третьего лица прошедшего времени множественного и единственного числа совершенного вида: мелькнут, помертвеют, развеются, пройдет. В данном контексте будущее простое употребляется вместо прошедшего времени, идет речь о действиях, которые сменяют друг друга. Этим глаголам более всего свойственно значение завершенности действия. И только во второй части второй строфы последний глагол употреблен в форме настоящего времени несовершенного вида - исчезает. Здесь настоящее неактуальное время выступает в функции качественно-описательной. К тому же форма 3 лица утрачивает собственно-личное значение и приобретает обобщенно-личное. Это помогает Тютчеву создать собирательный образ русской женщины.

Если обратиться к синтаксическому уровню. то можем отметить, что в стихотворении всего 2 сложных предложения, соответствующих 2 строфам. Первое предложение бессоюзное, состоящее из 3-х простых предложений. В начале первого предложения стоят три однородных обстоятельства места (где? вдали…) для усиления авторской мысли. Второе предложение сложноподчиненное с обстоятельственным сравнительным. И снова поэт в каждом простом предложении использует обстоятельства места: в краю безлюдном, безымянном, на незамеченной земле, на небе тусклом и туманном, в осенней беспредельной мгле.

Оба предложения автор заканчивает многоточием. Эта незавершенность мысли носит горький оттенок. Во втором предложении присутствуют авторские знаки: придаточным сравнительным, кроме запятой. употреблено тире для того, чтобы провести параллель между человеческой жизнью и миром природы.

Подводя итог, можно сказать, что Ф.И. Тютчев такими языковыми способами и стилистическими приемами, как аллитерация, ассонанс, анафора, инверсия, образы-символы создает элегическую картину жизни русской женщины. Мы видим стремление поэта повысить информационную нагрузку своего сообщения – передать читателю как можно больше мыслей и чувств.


Список использованной литературы


  1. Современный русский язык. Под ред. Д.Э. Розенталя. – М. Высшая школа, 1976.

  2. Калачева С.В. Стих и ритм. – М. Знание, 1978, 96 стр.

  3. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева – М. Просвещение, 1978, 176 стр.

  4. Поспелов Г.Н. Лирика. – Изд-во Московского университета, 1976, 208 стр.

  5. Дрыжанова Е.Н. В волшебном мире поэзии – М. Просвещение, 1978, 205 стр.

  6. Пікуль Л. Лінгвоаналіз художнього тексту//Всесвітня література, № 2, 2010 р.

Соловьёва Ольга Васильевна

ОШ I-III ступеней № 8


Вдали от солнца и природы,

Вдали от жизни и любви

мелькнут твои младые годы,

«Русской женщине» Ф.Тютчев

«Русской женщине» Фёдор Тютчев

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…

И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле,-
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле…

Анализ стихотворения Тютчева «Русской женщине»

Автор, покинувший Россию в юношеском возрасте, прожил за границей более 20 лет. Возвратившись из Германии, он заново открывает для себя «грустную и неяркую красоту» родного края и определяет приметы национального характера.

Произведение, созданное 1848—49 гг. посвящено собирательному образу русской женщины. Герой сосредоточен на прогнозе, и лирическая ситуация развивается в будущем времени. Анафора «вдали» определяет координаты художественного пространства по принципу от противного. Существование героини лишено ярких событий, живых впечатлений и глубоких привязанностей. Даже окружающая природа, в изображении которой отсутствуют солнце и выразительные детали, не излучает радость. Напрасно прожитая молодость, охлаждение чувств и утраченные мечты — обыденное существование россиянки далеко от гармоничного.

Настроения безнадежности и отчаяния усиливаются во второй части стихотворения. Эффект создается при помощи прилагательных с приставками «не-» и «без-», задействованных в описаниях «края безлюдного» и жизни его обитательницы. Развернутое сравнение судьбы женского образа с облаком дыма, исчезающим в осеннем «тусклом» небе, завершает поэтический текст, поддерживая ощущение уныния. Финальный символ, «беспредельная мгла», объединяет пейзажную зарисовку с изображением душевного состояния героини. Туманные сумерки, заполняющие художественное пространство, лишают его четких ориентиров и разрушают всякую надежду на изменения.

Позиция лирического субъекта не содержит признаков социальной конкретики, обычно упоминаемых критиками. Чутким и совестливым героем движет сострадание к трагизму повседневности, в который погружена соотечественница, однако ее общественное положение остается неизвестным.

Пессимистические настроения лирического «я», связанные с темой родины, присущи тютчевскому творчеству конца 40-х гг. XIX вв. Возвратившись в знакомые места, герой не испытывает радостных чувств. В стихотворении «Итак, опять увиделся я с вами… » появляется признание, что серый «край безлюдный» немил и чужд герою.

В поздних произведениях тема родины приобретает иные доминанты, обогащаясь мотивами ускользающей красоты и одухотворенности. В «наготе смиренной», свойственной русскому ландшафту и крестьянскому быту, сочетаются внешняя скудость и богатство духа, освященное образом странствующего Христа.

Слушать стихотворение Тютчева Русской женщине

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Русской женщине

Анализ стихотворения Тютчева Русской женщине