Анализ стихотворения Тютчева Рассвет

Анализ любого стихотворения Ф. И. Тютчева?

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Рассвет № 1

ЕГОР УШАНОВ Ученик (114), закрыт 8 месяцев назад

План
1.Дата написания и публикация.
2.Место, занимаемое в творчестве поэта.
3.Творческая история. Жанр.
4.Основная тема.
5.Смысл названия.
6.Лирический сюжет.
7.Композиция. Основные структурные части.
8.Основные построения, относительность стихотворения.
9.Лирический герой, его своеобразие и способы раскрытия.
10.Позиция автора (восторг, негодование. грусть) передача.
11.Ритм и размер стиха.
12.Лексика языковые выразительные средства.
13.Поэтический синтаксис.
14.Идея стихотворения.
15.Отзывы критиков.

ГАЛИНА Высший разум (746920) 8 месяцев назад

"Я встретил вас – и все былое… "

Стихотворение было создано в 1870 году, когда его
автору уже исполнилось 66 лет.
Тема стихотворения - воскрешение в душе человека
желания жить, вызванного воспоминаниями о
былых счастливых днях.
идея: чувства человека, которому
посчастливилось вновь встретиться со своим
прошлым.
Прошлое представляется ему в образе любимой
женщины, с которой он провёл самые прекрасные
дни своей молодости.

Загрузка...

В стихотворении пять строф, каждая из которых несёт
в себе переживания, настроения лирического героя.
Для ситуации неожиданной встречи бывших влюбленных,
при которой внезапно вспыхивают давно угасшие чувства
Тютчев использует постоянные эпитеты
("душевная полнота", "вековая разлука").
Образность стихотворению придают метафоры,
олицетворения ("время золотое","дуновенье лет;
душевной полноты"," жизнь заговорила вновь").
В звукопись стихотворения поэт использует
ассонанс (повторение одинаковых гласных).
В первой строфе около десяти раз повторяется звук "О".
Необычайная певучесть слов позволила переложить
это стихотворение на музыку.

Во второй и в третьей строфах скопление нежных звуков
"Е" и "В" (употребление одинаковых согласных)
помогают ощутить дуновение ветерка:
… повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас.
. Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…

Описанию чувств, оживших в герое, помогает особый
словесный ряд стихотворения. Произведение читается
легко, без усилий, чему способствует светлая по настрою,
вызывающая эмоциональный отклик лексика.
От слов золотое, повеет… весною, упоеньем,
очарованье исходят теплота и нежность,
а чуть заметная грусть (вековой разлуки, поздней осени)
только оттеняет те изменения, что происходят в душе.
Торжественность и важность моменту придает
возвышенная лексика: обвеян дуновеньем, встрепенется,
то ж очарованье.
Движение чувств, души передают и глаголы: ожило,
встрепенется, жизнь заговорила.
Они же связаны с образом легкого ветерка,
едва заметное дуновение которого пробуждает
дремлющие внутри силы: повеет вдруг весною.
В стихотворении содержится три предложения с
многоточием, которые говорят о беспорядочности
мыслей лирического героя, его смятении.

В стихотворении всего одно восклицательное
предложение, заканчивающееся тоже многоточием:
“И та ж в душе моей любовь. ”
Во-первых, это предложение является своеобразным
подведением итога встречи с любимой женщиной,
во-вторых, это указывает на фрагментарность
ситуации, на возможное продолжение темы
в будущих стихах.

В ст-и обилие тропов, помогающих передать глубину
чувств лирического героя.
Это олицетворения и метафоры
"в отжившем сердце","сердцу стало… тепло",
"жизнь заговорила"),
сравнения ("как после вековой разлуки"),
эпитеты (время "золотое", черты"милые",разлуки "вековой".
Особую роль играют инверсия
("бывают дни","слышнее стали звуки"),
анафора (повтор первых слов в последней строфе),
акцентирующие внимание на эмоционально
значимых частях стихотворения.

Для написанного ямбом стихотворения характерны
напевность и музыкальность.

РАССВЕТ
1849

Не в первый раз кричит петух;
Кричит он живо, бодро, смело;
Уж месяц на небе потух,
Струя в Босфоре заалела.
Еще молчат колокола,
А уж восток заря румянит;
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет.
Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде?
Раздайся благовестный звон,
И весь Восток им огласися.
Тебя зовет и будит он, —
Вставай, мужайся, ополчися,
В доспехи веры грудь одень,
И с Богом, исполин державный.
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный! 1

комментарии, примечания к стихотворению
РАССВЕТ
Тютчев Ф. И.

1 Автографы (3) — РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. 5083. Л. 192 об.; Альбом Тютч.-Бирилевой (с. 73); Муран. альбом. С. 81–83. Список с поправками Ф.И. Тютчева.
Первая публикация — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 57–58 (цензурное разрешение — 28 февраля 1853 г.). Затем — сб. «С нами Бог! Вперед. Ура. Собр. стихотворений на нынешнюю войну, изд. В. Дементьевым». М. 1854. С. 45–46 (цензурное разрешение — 29 марта 1854 г.); Изд. 1854. С. 138–139 (цензурное разрешение — 30 мая 1854 г.); сб. «Братьям-славянам». М. май, 1867. С. 49–50;Изд. 1868. С. 125–126; Изд. СПб. 1886. С. 150–151; Изд. 1900. С. 154–155.
Печатается по авторизованному списку в Муран. альбоме. См. «Другие редакции и варианты». С. 259.
В первом автографе перед текстом в скобках — «(Посвящено Фуад-Эфенди)». В этом автографе 2-я строка — «Кричит он бодро, живо, смело». Вторая строфа («Еще молчат колокола») в этом варианте отсутствует, сразу после окончания первой строфы следует: «Вставай, о Русь — уж близок час. » и т. д.
В автографе из Альбома Тютч.-Бирилевой есть название — «Рассвет» и в скобках помета — «(ноябрь 1849)». Вторая строка — «Кричит он бодро, живо, смело», мотив бодрости в обоих автографах выдвинут на первое место. 15-я строка — «О Русь, к тебе взывает он».
В списке Муран. альбома Тютчевым исправлены описки, а также некоторые выражения и знаки препинания в конце строк. В 12-й строке был пропущен предлог «в» перед словом «колокол», предлог был вставлен. В 14-й строке — правка в слове «огласился», зачеркнуто второе «л», получилось слово «огласися». В конце этой строки поэт поставил восклицательный знак и многоточие (пять точек), первоначально здесь не было никакого знака. В 15-й строке зачеркнуто «О Русь, к тебе взывает» и сверху написано — «Тебя зовет и будит». Г.И. Чулков (Чулков II. С. 303–304) справедливо полагал: правка вызвана тем, что в стихотворении трижды использовано обращение «О Русь». В конце этой (15-й) строки поставлено тире (раньше здесь был восклицательный знак), в конце 16-й строки поставлена запятая вместо восклицательного знака. В конце 18-й строки к восклицательному знаку, стоящему здесь, дописано многоточие. Правка сделана синими чернилами, а другие стихотворения в этом альбоме написаны черными чернилами, поэтому поправки резко выделяются. Синтаксическая правка снова свидетельствует о том, что поэт придавал значение интонационному рисунку и для него были важны многоточия, тире, восклицательные знаки.
В Муран. альбоме сразу после пятой строфы была переписана строфа «Не гул молвы прошел в народе». Тютчев отделил эту строфу синей чертой от предыдущей, а сбоку написал название нового стих. — «Пророчество».
Первая публикация отличается от автографов 2-й строкой — «Кричит он живо, бодро, смело» (в автографах — «бодро, живо»). В следующих изданиях принят вариант первого. Издания не имеют текстовых отличий, во всех название «Рассвет», но в Изд. 1854 и в Изд. 1868 есть подзаголовок — «(писано в 1850 году)», в последующих — подзаголовок снят, а в Изд. СПб. 1886 в конце указан год — «1849», в Изд. 1900 и его нет. В сб. стихотворение подписано — «Ф. Тютчев». Во всех указанных изданиях поправки Тютчева, касающиеся синтаксического оформления, не учтены. Обилие прижизненных переизданий стихотворения, особенно в 1854 г. во время Крымской войны, свидетельствовало о его актуальности. В первый сб. кроме стих. Тютчева вошли патриотические стихотворения П.А. Вяземского, Ф.Н. Глинки, А.Н. Майкова, А.П. Ознобишина, Н.П. Огарева, С.Е. Раича, Е.П. Ростопчиной, С.П. Шевырева и других; во второй — близкие по теме стих. К.С. Аксакова, Ф.Н. Берга, П.А. Вяземского и А.С. Хомякова. Так вырисовывается общий социальный и литературный контекст стихотворения Тютчева.
Датируется на основании указания в автографе — 1849 г.
В.Я. Брюсов (см. Изд. Маркса. С. XXXII) по поводу этого стихотворения, а также «Море и утес», «Смотри, как запад разгорелся», «Ужасный сон отяготел над нами», отметив их символическую основу, подчеркнул, что стихотворения «говорят даже больше, чем хотел сказать сам поэт». Р.Ф. Брандт (Материалы. С. 48) привел отзыв о стихотворении «Рассвет» П.И. Капниста, сделанный в 1865 г. «Основной смысл этой пьесы не утратил своего значения, и она совершенно свежа теперь, спустя 15 лет, тогда как столько стихов, навеянных другим поэтам тою же крымскою кампанией, теперь уже— анахронизмы. » Таково свидетельство связи стихотворения в глазах современников с событиями Крымской войны, хотя оно было создано в 1849 г. Такого рода стихотворения и давали основания говорить о «пророчествах» Тютчева.
Магомед Фуад-паша (1814-1869) — турецкий государственный деятель, поэт и публицист. К.В. Пигарев замечает (Лирика II. С. 360), что посвящение ему стихотворения вызвано неясными причинами.


у стихотворения РАССВЕТ аудио записей пока нет.

Стихи Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Рассвет № 2

Великий русский поэт 19 столетия, Федор Иванович Тютчев, написал множество великолепных стихотворений, наполненных особым смыслом и чувствами. Автор выбирал разные темы для создания очередного творения, однако в целом, его творческую деятельность можно разделить на два основных этапа.

Первый период творчества, датированный периодом с 1810 по 1820 годы, характеризуется философским направлением. Второй рассвет лирических мыслей наблюдается в более зрелые годы. В этот период поэт все больше размышляет о своем непосредственном призвании в этом мире, о сущности бытия и других важных аспектах жизни человека. В стихотворениях явно рассматривается сложность чувств и переменчивость настроения автора. Чтобы выразить сложный мир человеческой души, Федор Иванович Тютчев использует всевозможные ассоциации и реальные образы природы, меняющей свой облик каждое время года. Он сравнивал ее с настроением обычного человека, показывал, как близки их чувства, основанные на постоянной переменчивости.

Поэзия Федора Тютчева создана на необычайном сочетании живописных образов, красочных палитр и звукописей. Он ярко демонстрирует художественные образы, мастерски передает незримую таинственность внутреннего мира, используя эффектную диалектику природных явлений.
Изучая лирические произведения Тютчева от самых ранних творений, до стихов, написанных в последние годы жизни, можно проследить эволюционную последовательность основного смысла и смены настроения.

Поэзия Федора Ивановича несравнима в исполнении, она имеет характерные особенности и оригинальный поэтический смысл, не подвластный другим известным авторам. Его философская лирика, выстроенная на слитых образах мира и природы, действует на читателя проникновенно. Великолепные стихотворения, основанные на превосходном сочетании рифм, интересны для разносторонней публики. Как известно, творчество гениального автора, изучается по школьной программе. Дети с увлечением читают стихи известного русского поэта, разучивают на память мелодичные строки, наполненные особым смыслом.

Тютчев – искусный мастер поэзии, нашедший в самых обыкновенных явлениях природы очень важную суть. Красота окружающего мира замечается не всегда, мы воспринимаем это явление как нечто обычное и неприхотливое. Автор попытался заглянуть поглубже, и заметил нечто большее, что и передал в своих философских ритмичных произведениях каждому читателю, интересующемуся поэзией великолепных мастеров 19 века.
Лирическая поэзия Федора Ивановича многогранна и возвышена, она построена на удивительном сочетании простого и сложного, доброго и злого, радостного и грустного…

«О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым, доказывая, что он не чувствует поэзии»
И. С. Тургенев

Анализ стихотворения «Весенняя гроза»


Явным родоначальником романтизма в русской литературе 19 столетия является Тютчев. Неоднократные поездки заграницу и длительные годы проживания вдали от родной земли, позволили великому автору умело соединить традиции славянского народа с национальным творчеством западного мира. Это невероятное слияние поспособствовало созданию необычайно увлекательных поэтических произведений, наполненных гармоничной красотой, яркими образами и неповторимым светом.

Стихотворение «Весенняя гроза», известное каждому русскому гражданину еще со школьной скамьи, было написано в середине 50-х годов 19 столетия, когда гениальный поэт уже находился в достаточно зрелом возрасте. В этом произведении, автор концентрирует внимание на одном мгновении жизни, используя для передачи своих мыслей майскую грозу.

Уже с первых строк стихотворения, чувствуется огромное восхищение поэта, его любовь к этому времени года и природному явлению. Он философски размышляет над, казалось бы, обыденными вещами, представляя обычный майский дождь как явное очищение земли от длительной зимней спячки, готовящейся к прекрасному пробуждению.

Весенняя гроза в этом стихотворении сравнима с молодыми людьми, достаточно беззаботными и беспечными в силу своего возраста. Тютчев достаточно ярко представил майский гром, который можно смело сравнить с этапом духовного становления молодого юноши. Этот невероятный всплеск эмоций, первые шаги во взрослую жизнь, переосмысление ценностей и другие важные черты, характерные для взрослеющего поколения, удачно выражены природными явлениями.

«Весенняя гроза» - великолепное стихотворение русского поэта, в котором просматривается не только тонкая параллель между жизнью обычного человека и природой, но и другая, достаточно важная суть. Читая строки этого творения, можно прочувствовать ностальгические мотивы автора, выражающего глубокие воспоминания о своей ушедшей молодости, о тех прекрасных временах, когда в душе преобладала только вера, надежда и любовь.

Последнее четверостишье отличается приподнятостью образов, автор внедряет в природные мотивы оригинальный эпос древнегреческого народа, что преобразует лирическое произведение особым мифическим сюжетом.

«Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Анализ стихотворения «Бессонница»


Еще в молодые годы Федор Иванович Тютчев стал задумываться о быстротечности человеческой жизни. Подобные мысли часто тревожили великого русского поэта, и эти размышления он искусно передал в интригующем стихотворении «Бессонница», написанном в 1829 году.

К этому моменту, Тютчев успел построить довольно успешную дипломатическую карьеру, выделился, как талантливый автор в литературном обществе, а также успел устроить личную жизнь, женившись на молодой графине Э. Петерсон, родившей преуспевающему мужу трех прекрасных дочерей.

Насыщенный круговорот дневной жизни сугубо изменялся в ночные часы, когда активный молодой специалист мог побыть в одиночестве, наедине с мыслями. В эти часы он размышлял о своем предназначении и часто задавался вопросом – ради чего он живет? К чему он стремится и что пытается получить от этой жизни?

Казалось бы, странные философские рассуждения для 26-летнего молодого человека, имеющего все то, о чем другие могут только мечтать: великолепная карьера, известность в творчестве, крепкая семья…Но, видимо, все эти достижения не были достаточными для самоудовлетворения собственных желаний.

Тютчеву всегда казалось, что в его жизни не хватает чего-то очень главного, но он никак не мог понять, что именно ему требуется для настоящего счастья. Только спустя годы, он наконец-то разглядит то, к чему стремился на протяжении всех предыдущих лет жизни. Поэт стал веровать в Бога, и это поклонение позволило ему осознать истинную суть каждого человека, который и должен строить свою судьбу на прочном и надежном фундаменте – на искренней вере во Всевышнего.

Теперь поэт стал по-настоящему счастлив, однако в некоторые периоды, его все же посещают чувства непреодолимой тоски и скверного беспокойства. Эти болезненные переживания, периодически терзающие душу, Федор Иванович и передал в своем великолепном стихотворении «Бессонница».

Главный образ данного поэтического творения – часы, отмеривающие время жизни каждого живущего на этой земле. Их «прощальный глас» предрекает быстротечность жизненных лет, уходящих стремительно и безвозвратно. Незаметно для каждого, пробьет тот час, когда придется сделать выводы и пересмотреть свою жизнь, обдумывая возможные упущения и созданные ошибки. Ни одному человеку не удастся избежать этой роковой минуты. Когда ровно в полночь часы отмерят пройденный этап, каждый может задуматься о том, что было еще вчера и что ждет нас впереди.

Сочиняя это стихотворение, автор четко понимает, что все самое главное в его судьбе уже свершилось и ожидать каких-то неожиданных изменений в будущем, уже не приходиться. Он соглашается со своей долей, но огорчается другим, неизменимым поворотом, основанным приходом нового поколения, по-юношески дерзкого и достаточно самоуверенного.

Тютчев пытается указать на важную истину: каждый живущий на этой земле переживает только за себя, и никому нет дела до происходящего вокруг. Пока мы молодые, мы живем беспечно и уверенно, а засматриваясь на стариков, даже не пытаемся сделать верное умозаключение. Однако у каждого из нас функционируют часы жизни, которые плавно и преднамеренно высчитывают наш жизненный час…

В стихотворении «Бессонница» Федор Иванович переосмысливает свои стремления и мечты в прошлом. Он пытается вспомнить каждую мелочь, чтобы успеть воплотить в жизнь все самое заветное и желанное.

Бессонница

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

Возможно, жизнь замечательно русского поэта покажется для многих прекрасной и счастливой, но в действительности, Тютчеву пришлось пережить много роковых событий, оставлявших кровавый след в душе проникновенного романтика. В еще молодом возрасте ему пришлось похоронить свою первую жену. А в зрелые годы, судьба вновь преподнесла автору трагичный подарок – ушла из жизни его самая большая любовь, Елена Денисьева. Именно этой женщине талантливый поэт 19 века посвятил многочисленные стихотворения об искренней и взаимной любви, которые были опубликованы в легендарном сборнике стихов «Денисьевский цикл».

Не раз ты слышала признанье:
"Не стою я любви твоей".
Пускай мое она созданье –
Но как я беден перед ней.
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе –
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе.
Когда порой так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,
Где спит она – твое рожденье –
Твой безымянный херувим, –
Пойми ж и ты мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.

Стихотворение Тютчева Ф.И.
«Рассвет»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Рассвет № 3

Не в первый раз кричит петух;
Кричит он живо, бодро, смело;
Уж месяц на небе потух,
Струя в Босфоре заалела.
Еще молчат колокола,
А уж восток заря румянит;
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет.
Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде?
Раздайся благовестный звон,
И весь Восток им огласися!
Тебя зовет и будит он,—
Вставай, мужайся, ополчися!
В доспехи веры грудь одень,
И с богом, исполин державный.
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!

Стихотворение Тютчева Ф.И. - Рассвет

См. также Федор Тютчев - стихи (Тютчев Ф. И.) :

Рим ночью
В ночи лазурной почивает Рим. Взошла луна и овладела им, И спящий гра.

Русская география
Москва и Град Петров, и Константинов Град — Вот царства Русского заве.

Федор Тютчев — Не в первый раз кричит петух ( Рассвет )

Ne v pervy raz krichit petukh;
Krichit on zhivo, bodro, smelo;
Uzh mesyats na nebe potukh,
Struya v Bosfore zaalela.

Yeshche molchat kolokola,
A uzh vostok zarya rumyanit;
Noch beskonechnaya proshla,
I skoro svetly den nastanet.

Vstavay zhe, Rus! Uzh blizok chas!
Vstavay Khristovoy sluzhby radi!
Uzh ne pora l, perekrestyas,
Udarit v kolokol v Tsargrade?

Razdaysya blagovestny zvon,
I ves Vostok im oglasisya!
Tebya zovet i budit on, —
Vstavay, muzhaysya, opolchisya!

V dospekhi very grud oden,
I s bogom, ispolin derzhavny.
O Rus, velik gryadushchy den,
Vselensky den i pravoslavny!

Yt d gthdsq hfp rhbxbn gtne[;
Rhbxbn jy ;bdj. jlhj, cvtkj;
E; vtczw yf yt,t gjne[,
Cnhez d ,jcajht pffktkf/

Tot vjkxfn rjkjrjkf,
F e; djcnjr pfhz hevzybn;
Yjxm ,tcrjytxyfz ghjikf,
B crjhj cdtnksq ltym yfcnfytn/

Dcnfdfq ;t, Hecm! E; ,kbpjr xfc!
Dcnfdfq [hbcnjdjq cke;,s hflb!
E; yt gjhf km, gthtrhtcnzcm,
Elfhbnm d rjkjrjk d Wfhmuhflt?

Hfplfqcz ,kfujdtcnysq pdjy,
B dtcm Djcnjr bv jukfcbcz!
Nt,z pjdtn b ,elbn jy, —
Dcnfdfq, ve;fqcz, jgjkxbcz!

D ljcgt[b dths uhelm jltym,
B c ,jujv, bcgjkby lth;fdysq!//
J Hecm, dtkbr uhzleobq ltym,
Dctktycrbq ltym b ghfdjckfdysq!

Послушайте стихотворение Тютчева Рассвет

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Рассвет

Анализ стихотворения Тютчева Рассвет