Анализ стихотворения Тютчева Проблеск
Анализ стихотворения «Проблеск» Тютчева
«Проблеск» (1825). В стихотворении выделяются две части — первая часть представляет мир внешний: в ней в форме диалога дан образ «сумрака глубокого». Во второй части изображается внутренний мир лирического героя, который восприимчив ко всему, что происходит в сумрачном мире Вселенной:
О, как тогда с земного круга Душой к бессмертному летим!
Минувшее, как призрак друга.
Прижать к груди своей хотим.
Как верим верою живою,
Как сердцу радостно, светло!
Как бы эфирною струею По жилам небо протекло!
Истина обретается через примирение с прошлым и веру. «Проблеск» становится очищением, обретением покоя и гармонии. Но в шестой строфе интонация стихотворения неожиданно изменяется: появляется ощущение утомления, усталости лирического героя. В стихотворении выражена следующая философская концепция: беспредельное можно познать только на короткое мгновение, за мигом истины следует наказание «утомительными снами».
На этой странице искали :
- проблеск тютчев анализ
- Анализ стихотворения Тютчева проблеск
- анализ стихотворения проблеск тютчева
- анализ стихотворения Проблеск
- тютчев проблеск анализ
Анализ стихотворения Тютчева «Проблеск»
Анализ стихотворения Тютчева «Проблеск»
С юношеских лет Тютчев был увлечен романтизмом: он перечитывал книги знаменитых европейских романтиков, писал пародии. Казалось бы, со временем, после взросления и становления характера, эта увлеченность должна была сама собой исчезнуть.
Но годы шли, а интерес к романтизму у поэта лишь укреплялся. После личного знакомства с Шеллингом и Гейне он окончательно закрепляется. Теперь Тютчев не просто пытается пародировать стилю учителей, но и искренне ждет их похвалы.
В 1825 году Тютчев пишет стихотворение «Проблеск». Именно оно удостаивается высокой похвалы немецких товарищей, а затем получает положительные отзывы от русских критиков.
Данное стихотворение – своеобразный гимн ночному небу. Здесь небо представлено как безграничная магическая бездна, притягательная и в то же время страшащая тайной. Взгляд поэта, устремленный вверх, рождает гениальные ассоциативные картины в сознании. Автору кажется, что он слышит красивую музыку, которая играет, а затем замирает. Она и связывает невидимой нитью реальный мир и мир фантазий.
Восторг сменяется легкой грустью. Но на душе все равно остается светло, Ощущение счастья настолько огромно, что со временем начинает даже утомлять поэта.
При всем этом автор остается убежден, что ночное небо дарует человеку покой, который направлен на приобретение сил, чтобы радостно встретить новый день. Тютчев отмечает, что он не призывает любоваться небом и звездами всю ночь напролет, он считает, что стоит прервать свой сон хотя бы на час и зарядиться положительной энергией неба. Тютчев уверен, что увиденное во всей красоте ночное небо подарит человеку покой, поможет найти ответы на множество сложных вопросов, избавить от странных предчувствий.
Анализ стихотворения Тютчева «Проблеск»
С юношеских лет Тютчев был увлечен романтизмом: он перечитывал книги знаменитых европейских романтиков, писал пародии. Казалось бы, со временем, после взросления и становления характера, эта увлеченность должна была сама собой исчезнуть.
Но годы шли, а интерес к романтизму у поэта лишь укреплялся. После личного знакомства с Шеллингом и Гейне он окончательно закрепляется. Теперь Тютчев не просто пытается пародировать стилю учителей, но и искренне ждет их похвалы.
В 1825 году Тютчев пишет стихотворение «Проблеск». Именно оно удостаивается высокой похвалы немецких товарищей, а затем получает положительные отзывы от русских критиков.
Данное стихотворение – своеобразный гимн ночному небу. Здесь небо представлено как безграничная магическая бездна, притягательная и в то же время страшащая тайной. Взгляд поэта, устремленный вверх, рождает гениальные ассоциативные картины в сознании. Автору кажется, что он слышит красивую музыку, которая играет, а затем замирает. Она и связывает невидимой нитью реальный мир и мир фантазий.
Восторг сменяется легкой грустью. Но на душе все равно остается светло, Ощущение счастья настолько огромно, что со временем начинает даже утомлять поэта.
При всем этом автор остается убежден, что ночное небо дарует человеку покой, который направлен на приобретение сил, чтобы радостно встретить новый день. Тютчев отмечает, что он не призывает любоваться небом и звездами всю ночь напролет, он считает, что стоит прервать свой сон хотя бы на час и зарядиться положительной энергией неба. Тютчев уверен, что увиденное во всей красоте ночное небо подарит человеку покой, поможет найти ответы на множество сложных вопросов, избавить от странных предчувствий.
Стихотворение «Проблеск» - одно из ранних произведений Ф. И. Тютчева: оно было написано в 1824 или 1825 году и относится к «мюнхенскому» периоду жизни и творчества поэта. Впервые стихотворение было опубликовано в 1826 году в издававшемся М. Погодиным альманахе «Урания». В 1854 году «Проблеск» был напечатан в журнале «Современник». В первом зрелом произведении Тютчева, высоко оцененном критикой, ярко проявилось своеобразие его творческой манеры.
«Проблеск» относится к «ночным» стихотворениям поэта – для Тютчева ночь была любимым временем суток, и ей он посвятил много произведений. Название стихотворения, написанного в традициях романтизма, заявляет излюбленный тютчевский прием – полутона: слово «проблеск» означает нечто незавершенное, недосказанное. Поэт сумел уловить и описать в стихотворении тончайшую грань перехода дня в ночь.
Композиция произведения, отражающего духовные искания Тютчева, включает две части. Первая часть (1 -3 строфы) описывает внешний мир, раскрывая образ сумрака; вторая часть (4-8 строфы) посвящена изображению внутреннего мира лирического героя, воспринимающего мир Вселенной. Такое композиционное построение, противопоставляющее внешний и внутренний мир, придает дуалистическую окраску стихотворению.
Для создания образа сумрака в первой части поэт использует форму псевдодиалога (слыхал ли ты?), словно призывая собеседника стать свидетелем совершаемых событий. Сумрак, «полуночь» преображает всю Вселенную. Аллитерация звука «с» создает атмосферу покоя и сна, когда человеческое сознание спит, дремлет, а душа человека просыпается. Душу тревожит дыхание Зефира, гонца ночи. «Воздушная арфа» выступает инструментом для обращения души к своим божественным корням, преображения души в чистое, высокое, бессмертное.
Во второй части душа лирического героя «летит» к сумраку, сливаясь с ним: «Душой к бессмертному летим!». Местоимение «мы» подчеркивает слияние, сроднение человека с Природой: летим, хотим, верим. Аллитерация звука «р» передает усиливающуюся радость от обретения гармонии. Кульминацией стихотворения в пятой строфе становится миг слияния с Вечностью и обретение истины. Анафора «как» акцентирует кульминацию стихотворения, усиливает напряжение. В кульминационной строке - «Как бы эфирною струею//По жилам небо протекло!» - происходит слияние противоположностей – небесного и земного, духовного и физического, вечного и временного. Слово «проблеск» обретает значение катарсиса, очищения души через веру и примирение с прошлым.
Обретя на миг истину, мятущаяся душа человека задает вечный вопрос: можно ли переступить невидимую грань и навечно слиться с беспредельным? В шестой строфе душа неожиданно падает в земную жизнь, а поэт горько отмечает, что усилия тщетны: «…не дано ничтожной пыли//Дышать божественным огнем». В словах «не дано» звучит фатальная безысходность – слишком велик разрыв между земным и небесным: земля (символ физического существования) и небо (символ бессмертия, духовного очищения) вечно противостоят в душе человека: небо стремится к полету, а земля не дает душе взлететь. Очарованная душа стремится к небесам, но человек не в силах прервать «волшебный сон» - жизнь.
Аллитерация звуков «м», «н», «ч», употребление частицы «но ах» нагнетают в последних строфах состояние усталости, утомления и обремененности лирического героя. Пробуждение возвращает сознание человека на землю, но свой взор человек интуитивно обращает к небесам, стремясь получить оттуда покой, мимолетно обретенный в проблеске ночи. Земной покой гораздо более утомителен по сравнению с тем истинным покоем, который душа может обрести лишь на небесах.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, перекрестной рифмовкой. Тютчев использовал в «Проблеске» поэтическую (взор) и высокую (глава) лексику, необычные рифмы (минутным - смутным, Зефира – лира). Среди используемых в произведении стилистических фигур – анафора, внутренняя антитеза (сердцу светло в сумерках), инверсия (сумраке глубоком, усилием минутным, взором трепетном), семантический оксиморон (ночь встревожит).Стихотворение изобилует многочисленными эпитетами (ангельская лира, воздушной арфы, волшебный сон, ничтожной пыли, божественным огнем), встречается также усиливающая эмоциональное восприятие образа ночи отглагольная метафора (по жилам небо протекло). Повторяющиеся многоточия и тире в конце строк создают впечатление недоговоренности (тех самых полутонов), а повтор восклицательных знаков передает интонации взволнованности и эмоциональной экспрессии.
В «Проблеске» Тютчев мастерски раскрывает трагедию стремящегося постичь тайну бытия человека и скорбь души, жаждущей познать непознанное.
Более новые статьи:
«Проблеск», анализ стихотворения Тютчева
Стихотворение «Проблеск» - одно из ранних произведений Ф. И. Тютчева: оно было написано в 1824 или 1825 году и относится к «мюнхенскому» периоду жизни и творчества поэта. Впервые стихотворение было опубликовано в 1826 году в издававшемся М. Погодиным альманахе «Урания». В 1854 году «Проблеск» был напечатан в журнале «Современник». В первом зрелом произведении Тютчева, высоко оцененном критикой, ярко проявилось своеобразие его творческой манеры.
«Проблеск» относится к «ночным» стихотворениям поэта – для Тютчева ночь была любимым временем суток, и ей он посвятил много произведений. Название стихотворения, написанного в традициях романтизма. заявляет излюбленный тютчевский прием – полутона: слово «проблеск» означает нечто незавершенное, недосказанное. Поэт сумел уловить и описать в стихотворении тончайшую грань перехода дня в ночь.
Композиция произведения, отражающего духовные искания Тютчева, включает две части. Первая часть (1 -3 строфы) описывает внешний мир, раскрывая образ сумрака; вторая часть (4-8 строфы) посвящена изображению внутреннего мира лирического героя, воспринимающего мир Вселенной. Такое композиционное построение, противопоставляющее внешний и внутренний мир, придает дуалистическую окраску стихотворению.
Для создания образа сумрака в первой части поэт использует форму псевдодиалога (слыхал ли ты? ), словно призывая собеседника стать свидетелем совершаемых событий. Сумрак, «полуночь» преображает всю Вселенную. Аллитерация звука «с» создает атмосферу покоя и сна, когда человеческое сознание спит, дремлет, а душа человека просыпается. Душу тревожит дыхание Зефира, гонца ночи. «Воздушная арфа» выступает инструментом для обращения души к своим божественным корням, преображения души в чистое, высокое, бессмертное.
Во второй части душа лирического героя «летит» к сумраку, сливаясь с ним: «Душой к бессмертному летим!». Местоимение «мы» подчеркивает слияние, сроднение человека с Природой: летим, хотим, верим. Аллитерация звука «р» передает усиливающуюся радость от обретения гармонии. Кульминацией стихотворения в пятой строфе становится миг слияния с Вечностью и обретение истины. Анафора «как» акцентирует кульминацию стихотворения, усиливает напряжение. В кульминационной строке - «Как бы эфирною струею//По жилам небо протекло!» - происходит слияние противоположностей – небесного и земного, духовного и физического, вечного и временного. Слово «проблеск» обретает значение катарсиса, очищения души через веру и примирение с прошлым.
Обретя на миг истину, мятущаяся душа человека задает вечный вопрос: можно ли переступить невидимую грань и навечно слиться с беспредельным? В шестой строфе душа неожиданно падает в земную жизнь, а поэт горько отмечает, что усилия тщетны: «…не дано ничтожной пыли//Дышать божественным огнем». В словах «не дано» звучит фатальная безысходность – слишком велик разрыв между земным и небесным: земля (символ физического существования) и небо (символ бессмертия, духовного очищения) вечно противостоят в душе человека: небо стремится к полету, а земля не дает душе взлететь. Очарованная душа стремится к небесам, но человек не в силах прервать «волшебный сон» - жизнь.
Аллитерация звуков «м», «н», «ч». употребление частицы «но ах» нагнетают в последних строфах состояние усталости, утомления и обремененности лирического героя. Пробуждение возвращает сознание человека на землю, но свой взор человек интуитивно обращает к небесам, стремясь получить оттуда покой, мимолетно обретенный в проблеске ночи. Земной покой гораздо более утомителен по сравнению с тем истинным покоем, который душа может обрести лишь на небесах.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. перекрестной рифмовкой. Тютчев использовал в «Проблеске» поэтическую (взор ) и высокую (глава ) лексику, необычные рифмы (минутным - смутным, Зефира – лира ). Среди используемых в произведении стилистических фигур – анафора. внутренняя антитеза (сердцу светло в сумерках ), инверсия (сумраке глубоком, усилием минутным, взором трепетном ), семантический оксиморон (ночь встревожит ).Стихотворение изобилует многочисленными эпитетами (ангельская лира, воздушной арфы, волшебный сон, ничтожной пыли, божественным огнем ), встречается также усиливающая эмоциональное восприятие образа ночи отглагольная метафора (по жилам небо протекло ). Повторяющиеся многоточия и тире в конце строк создают впечатление недоговоренности (тех самых полутонов), а повтор восклицательных знаков передает интонации взволнованности и эмоциональной экспрессии.
В «Проблеске» Тютчев мастерски раскрывает трагедию стремящегося постичь тайну бытия человека и скорбь души, жаждущей познать непознанное.