Анализ стихотворения Тютчева Probleme
«Probleme (С горы, скатившись, камень лег в долине…)» Ф.Тютчев
«Probleme» Фёдор Тютчев
С горы скатившись, камень лег в долине —
Как он упал? никто не знает ныне —
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Иль был низринут волею чужой.
Столетье за столетьем пронеслося,
Никто еще не разрешил вопроса…
Анализ стихотворения Тютчева «Probleme»
В начале 1830-х годов Тютчев написал стихотворение «Problème» (с французского – «Проблема»), относящееся к философской лирике. Впоследствии текст подвергся переработке. Второй вариант, сейчас считающийся главным, появился в конце 1850-х годов. Произведение включает в себя всего шесть строк, но в столь малом объеме поэту удалось сказать очень многое. Главная тема текста – неспособность человека в полной мере познать природу и тайны бытия. В самом начале стихотворения дается свершившееся событие, вполне рядовое, ничего необычного в нем нет, — с горы скатился камень и оказался в долине. Как это произошло, никому неизвестно – «сорвался ли он с вершины сам собой» или причиной тому стали некие внешние обстоятельства? Идет время, проносятся столетия, но разгадку так никто и не сумел отыскать. Тезисы о невозможности познания природы и бытия встречаются и в других стихотворениях Тютчева разных периодов его творчества, среди них – «Увы, что нашего незнанья…» (1854) и «Нам не дано предугадать …» (1869). В миниатюре «Problème» также затрагивается тема противопоставления воли мыслительному процессу. Тютчев сравнивает два подхода. Первый – мир управляется разумными взглядами. Второй – на все, что происходит с человеком и природой, оказывает влияние чужое веление. Скорей всего, имеется в виду веление Высших сил. В рассматриваемом тексте поэт делает вполне конкретный выбор. Сравнивая два состояния – мысли и воли – Федор Иванович решает предпочесть второе. По его мнению, именно воле отведена созидающая роль в нашем мире.
Стихотворение «Problème» оказало сильнейшее влияние на представителей акмеизма. В статье «Утро акмеизма», принадлежащей перу Мандельштама, сказано, что камень Тютчева, скатившийся с горы и легший в долине, — это слово. По мысли Осипа Эмильевича, «голос материи в этом неожиданном падении звучит как членораздельная речь». Далее говорится, что на сделанный вызов существует единственно возможный ответ – архитектура. Акмеисты – это художники, с благоговением поднимающие камень Тютчева и помещающие его в основу своего здания. Сам Мандельштам в период увлечения акмеизмом действительно следовал мыслям, высказанным в вышеназванной статье. В его творчестве значительную роль играла архитектура, важное место отводилось символике камня, даже дебютный сборник молодого поэта получил название «Камень».
Silentium Тютчев анализ стихотворения
Подготовка к ЕГЭ: Silentium Тютчев анализ стихотворения
Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.
В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И хотя Тютчев писал не для широкой публики, он, впрочем как и каждый человек, желал признания.
Поэт призывает нас — "Молчи!", ведь никто не сможет правильно понять сокровенные чувства, мечты, переживания другого человека. Каждый интерпретирует чувства и переживания других по-своему, и это может в корне менять их значение. Пусть сокровенное останется только с тобой, в твоих собственных мыслях, не нужно этим делиться, ведь тебя могут понять превратно — вот что говорит поэт.
"Душевная глубина" — так поэт называет внутренний мир. Он ассоциируется с космосом, с чем-то необъятным и непостижимым. Поэт задается вопросом, как же рассказать, как же донести до окружающих то, что терзает и мучает его собственное сердце. Как добиться понимания другого человека?
Фраза "Мысль изреченная есть ложь" становится центром всего стихотворения и подразумевает невозможность облечь в слова то, что можно только прочувствовать или пережить самому. Даже поэт — мастер превращать слова в сильнейшие эмоции, не сможет описать свои чувства так, чтоб читатель понял их в точности. У каждого человека свой уникальный опыт, исходя из которого он примеряет на себя и судит чувства других. Это пережитое, но не высказанное, не сумевшее обрести словесную форму и составляет внутренний мир каждого человека. Поэт закликает нас "жить в самом себе".
Это неоднозначное стихотворение учит нас лучше понимать самих себя. Поэт призывает не ожидать от других полного понимания и принятия наших мыслей. Возможно, только полностью осознав свои чувства, мы сможем максимально ясно донести их до других.
Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Silentium Тютчев анализ стихотворения» / Январь 2016
источник
Анализ стихотворения Тютчева «Probleme»
Анализ стихотворения Тютчева «Probleme»
В начале 1830-х годов Тютчев написал стихотворение «Problème» (с французского – «Проблема»), относящееся к философской лирике. Впоследствии текст подвергся переработке. Второй вариант, сейчас считающийся главным, появился в конце 1850-х годов. Произведение включает в себя всего шесть строк, но в столь малом объеме поэту удалось сказать очень многое. Главная тема текста – неспособность человека в полной мере познать природу и тайны бытия. В самом начале стихотворения дается свершившееся событие, вполне рядовое, ничего необычного в нем нет, — с горы скатился камень и оказался в долине. Как это произошло, никому неизвестно – «сорвался ли он с вершины сам собой» или причиной тому стали некие внешние обстоятельства? Идет время, проносятся столетия, но разгадку так никто и не сумел отыскать. Тезисы о невозможности познания природы и бытия встречаются и в других стихотворениях Тютчева разных периодов его творчества, среди них – «Увы, что нашего незнанья…» (1854) и «Нам не дано предугадать …» (1869).
В миниатюре «Problème» также затрагивается тема противопоставления воли мыслительному процессу. Тютчев сравнивает два подхода. Первый – мир управляется разумными взглядами. Второй – на все, что происходит с человеком и природой, оказывает влияние чужое веление. Скорей всего, имеется в виду веление Высших сил. В рассматриваемом тексте поэт делает вполне конкретный выбор. Сравнивая два состояния – мысли и воли – Федор Иванович решает предпочесть второе. По его мнению, именно воле отведена созидающая роль в нашем мире.
Стихотворение «Problème» оказало сильнейшее влияние на представителей акмеизма. В статье «Утро акмеизма», принадлежащей перу Мандельштама, сказано, что камень Тютчева, скатившийся с горы и легший в долине, — это слово. По мысли Осипа Эмильевича, «голос материи в этом неожиданном падении звучит как членораздельная речь». Далее говорится, что на сделанный вызов существует единственно возможный ответ – архитектура. Акмеисты – это художники, с благоговением поднимающие камень Тютчева и помещающие его в основу своего здания. Сам Мандельштам в период увлечения акмеизмом действительно следовал мыслям, высказанным в вышеназванной статье. В его творчестве значительную роль играла архитектура, важное место отводилось символике камня, даже дебютный сборник молодого поэта получил название «Камень».
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
Подписи к слайдам:
Анализ лирического произведения
- Какова тема? (О чем?)
- Какова идея? (Что хотел сказать автор?)
- Композиция стихотворения.
- Каково душевное состояние лирического героя?
- Какими худ. средствами это достигается:
- а) тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия и т.д.). б) языковой анализ: поэтическая фонетика - звукопись (аллитерация и ассонанс), лексика, синтаксис.
- 6. Стихотворный размер. Рифма.
- 7. Какие чувства вызвало чтение стихотворения?
Тема и проблема стихотворения
- Стихотворение представляет собой образец философской лирики Тютчева, раскрывающей проблему человеческого взаимопонимания (или непонимания?).
- Почему человек обречен на непонимание его другими людьми?
- Как спасти свой внутренний мир от непонимания, наружного «шума»?
Как развивается лирическая мысль поэта в стихотворении?
- Обратите внимание на повелительную интонацию 1-ой строки, настойчивый повтор:
- «Молчи, скрывайся и таи…»
- Строфа заканчивается глаголами в повелительном наклонении - это усиливает стремление убедить кого-то:
- «Любуйся ими – и молчи».
- Энергию убеждения поддерживает подбор рифм - точных, смежных, мужских.
Кого же хочет убедить поэт? К кому он обращается в первой строфе?
- Первая строфа - энергичное убеждение, обращенное к себе ли, к другому, но нуждающемуся в помощи словом со стороны более опытного человека.
- Смысл этого убеждения: твои чувства и мечты не погибнут, они будут жить той же прекрасной жизнью в душевной глубине . «как звезды в ночи».
Как понять смысл второй строфы?
- Речь идет о невозможности передать словом жизнь сердца. души, подсознания, то есть жизнь человеческого духа, которая не сводится к работе разума.
- Метафора: жизнь души сравнивается с незамутненными ключами, чистейшей водой.
- Как сердцу высказать себя?
- Другому как понять тебя?
- Поймет ли он, чем ты живешь?
- Мысль изреченная есть ложь.
- Взрывая, возмутишь ключи, -
- Питайся ими - и молчи.
О каких двух мирах говорит поэт? Как они взаимодействуют? Каким предстает внешний мир?
- Два мира: внешний (с наружным шумом и светом) и внутренний (названный «таинственно-волшебным») вступают в противоречие. И последствия этих соприкосновений могут быть опасными.
- Поэт предостерегает, уговаривая: «Лишь жить в себе самом умей…» - сохрани свой внутренний мир!
- Лишь жить в себе самом умей –
- Есть целый мир в душе твоей
- Таинственно-волшебных дум;
- Их оглушит наружный шум,
- Дневные разгонят лучи, -
- Внимай их пенью – и молчи.
Обратите внимание на слово, которым начинается и заканчивается стихотворение. Какой можно сделать вывод из этого наблюдения?
- Призывом «Молчи. » начинается стихотворение. И этим же рефреном заканчивается каждая из трех его строф.
- Такова композиция стихотворения.
- Слова какого стиля вы обнаруживаете, читая стихотворение? ( «оне», «звезды»). Какова их функция?
- Найдите строки, ставшие афоризмом, где заключена идея:
- Лексика стихотворения
Смысловой центр стихотворения - афористическое выражение философской мысли, познанной поэтом истины: "Мысль изреченная есть ложь" .
- Смысловой центр стихотворения - афористическое выражение философской мысли, познанной поэтом истины: "Мысль изреченная есть ложь" .
- Акцент сделан на образе молчания, вынесенном и в заглавие. Им начинается и завершается стихотворение: "молчанием" лирический герой стремится "окольцевать" богатый мир души - чувств, мыслей, мечтаний, рвущихся наружу, стремящихся к сердцу "другого".
- Образ молчания символизирует психологический заслон, которым человек должен оградить свой внутренний мир и от непонимания, и от "наружного шума", "дневной" суеты, прозы жизни.
Тема и проблема стихотворения
- Стихотворение представляет собой образец философской лирики Тютчева, раскрывающей проблему человеческого взаимопонимания (или непонимания?).
- Почему человек обречен на непонимание его другими людьми?
- Как спасти свой внутренний мир от непонимания, наружного «шума»?
Материалы из категории:
Стихи Тютчев СТИХОТВОРЕНИЕ. (С горы скатившись, камень лег в долине)
Стихи Тютчев СТИХОТВОРЕНИЕ. (С горы скатившись, камень лег в долине) С горы скатившись, камень лег в долине. Как он упал? Никто не знает ныне — Сорвался ль он с вершины сам собой Или низвергнут мыслящей рукой? Столетье за столетьем пронеслося: Никто еще не разрешил вопроса. <«Problème»> В 1857 году Тютчев.PREVIOUS
- С горы скатившись, камень лег в долине
С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал? Никто не знает ныне —
Сорвался ль он с вершины сам собой
Или низвергнут мыслящей рукой?
Столетье за столетьем пронеслося:
Никто еще не разрешил вопроса.
<«Problème»>
В 1857 году Тютчев снова воспроизвел это стихотворение — в альбоме Н. В. Гербеля, с вариацией в четвертой строке. Вместо стиха: «Или низвергнут мыслящей рукой» — написан был стих: «Иль был низринут волею чужой». Тютчев существенно исправил текст, хотя и с запозданием почти на двадцать лет. В первой редакции тема двоится и теряет ясность: «мыслящая рука» — эпитет сбивает с верного следа. Ведь философский вопрос не в том, мыслящая ли рука толкнула камень или же не мыслящая. Сюжет и проблема этого стихотворения не в руке, но в камне, в том, какова его судьба, каков способ его существования. В альбоме Гербеля ( Федор Иванович Тютчев полное Собрание Стихотворений )
Пошли, Господь, свою отраду…
С наглядной убедительностью предстает душевное состояние поэта. Бесплодной тоской изнуряет его удушливая жестокость жизни. Лишенная живых вод, иссыхает душа» (Дарский. С. 40).Контраст блаженства, роскоши, нищеты и обездоленности, лежащий в основе стихотворения, приобрел социальные черты в пародийном отклике Николая Ломана, сотрудничавшего в 1860-е гг. в «Искре» под псевдонимом «Н. Л. Гнут». Иронически изображая «рабское подражание любимому поэту», сатирик признается: «Может быть, я не слишком требователен, вкус мой неразборчив; но ведь это совсем иное дело <…> Вариация не пародия: она только выясняет основной мотив, выставляет рельефнее красоты подлинника. Вариировал же я стихотворение г. Тютчева: «Пошли, Господь, свою отраду…», хотя мне очень хорошо известно, что оно перейдет в потомство наравне с лучшими произведениями Пушкина» («Искра». 1860. № 39. С. 418–419). Сама пародия появилась в «Искре» в 1860 г. № ( Федор Иванович Тютчев Полное Собрание Сочинений И Писем В Шести Томах Том 2. Стихотворения )