Анализ стихотворения Тютчева Предопределение

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Предопределение» предположительно напи­сано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно входит в знаменитый «де­нисьевский цикл», в который вошли такие стихотворения, как «Не раз ты слышала признанье…», «Я очи знал…», «О, не тре­вожь меня укорой справедливой…», «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…». Все они посвяще­ны Елене Александровне Денисьевой, возлюбленной поэта. Эта история любви была очень драматична: она осуждалась обще­ством, у Тютчева и Денисьевой родилось трое незаконнорожден­ных детей. Елена Александровна была больна чахоткой, рано умерла, а затем умерли и двое их общих детей.

Пример

Стихотворение мы можем отнести к любовной и философс­кой лирике. Здесь поэт размышляет о сущности любви. Что же такое любовь, по мысли Тютчева? Это «союз души с душой род­ной», который предопределен человеку его судьбой:

Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

Однако любовь не заключает в себе вечной гармонии: «по­единок роковой» часто заканчивается гибелью одного из воз­любленных. И погибает нежное, любящее сердце.

Стихотворение построено в форме постепенного развертыва­ния темы: роковая встреча — отношения — кульминация этих отношений («поединок роковой») — печальная развязка (гибель одного из любящих). Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и клаузулами. Поэт использует различные средства художественной выразительности — метафору, анафо­ру, ряд однородных членов, лексический повтор (в первой стро­фе). Во второй строфе присутствует метафора, инверсия и ряд однородных членов:

И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

На фонетическом уровне находим аллитерацию («В борьбе неравной двух сердец») и ассонанс («Союз души с душой род­ной»).

Таким образом, в этом произведении поэт выразил свои взгляды на любовь, судьбу, жизнь человека в целом. «Денисьев­ский цикл» оказал большое влияние на развитие всей русской поэзии.

Подобные записи

Анализ Стихотворения Тютчева « Предопределение »

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Предопределение» предположительно напи­сано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно входит в знаменитый «де­нисьевский цикл», в который вошли такие стихотворения, как «Не раз ты слышала признанье…», «Я очи знал…», «О, не тре­вожь меня укорой справедливой…», «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…». Все они посвяще­ны Елене Александровне Денисьевой, возлюбленной поэта. Эта история любви была очень драматична: она осуждалась обще­ством, у Тютчева и Денисьевой родилось трое незаконнорожден­ных детей. Елена Александровна была больна чахоткой, рано умерла, а затем умерли и двое их общих детей.

Стихотворение мы можем отнести к любовной и философс­кой лирике. Здесь поэт размышляет о сущности любви. Что же такое любовь, по мысли Тютчева? Это «союз души с душой род­ной», который предопределен человеку его судьбой:

Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

Однако любовь не заключает в себе вечной гармонии: «по­единок роковой» часто заканчивается гибелью одного из воз­любленных. И погибает нежное, любящее сердце.

Стихотворение построено в форме постепенного развертыва­ния темы: роковая встреча — отношения — кульминация этих отношений («поединок роковой») — печальная развязка (гибель одного из любящих). Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и клаузулами. Поэт использует различные средства художественной выразительности — метафору, анафо­ру, ряд однородных членов, лексический повтор (в первой стро­фе). Во второй строфе присутствует метафора, инверсия и ряд однородных членов:

И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

На фонетическом уровне находим аллитерацию («В борьбе неравной двух сердец») и ассонанс («Союз души с душой род­ной»).

Таким образом, в этом произведении поэт выразил свои взгляды на любовь, судьбу, жизнь человека в целом. «Денисьев­ский цикл» оказал большое влияние на развитие всей русской поэзии.

Здесь искали:
  • предопределение тютчев анализ
  • тютчев предопределение АНАЛИЗ
  • предопределение тютчев

«Предопределение» Ф.Тютчев

«Предопределение» Федор Тютчев

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их соединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье.
И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Федор Тютчев был дважды женат, и оба его брака оказались весьма удачными как с финансовой точки зрения, так и в плане взаимной привязанности. Тем не менее, прожив в счастливом браке со второй супругой Эрнестиной более 10 лет, поэт неожиданно увлекается юной воспитанницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой, которые многие библиографы называют последней любовью Тютчева. Эта внебрачная связь, принесшая обоим любовникам не только множество волнительных моментов, но и общественное осуждение, длилась почти 15 лет. Фактически поэт жил на две семьи, так как Елена Денисьева, подарила ему троих детей, о существовании которых законная супруга была прекрасно осведомлена.

Наделенная природной красотой и острым умом, Елена Денисьева с первой встречи произвела на Тютчева настолько неизгладимое впечатление, что он, предчувствуя начало бурного романа, в 1850 году посвятил ей стихотворение «Предопределение», в котором фактически предсказал, как будут развиваться его взаимоотношения с этой женщиной. Любовь в понятии поэта представляет собой «союз души с душой родной». Однако это не только мир и гармония, но и «поединок роковой», который неизбежен, когда речь идет о чувствах. Кто-то в таком союзе всегда является лидером, а кто-то подчиняется, иначе отношениям не суждено стать долгими и счастливыми.

В этом романе, как ни странно, лидером оказалась Елена Денисьева, которая первой сделала шаг навстречу своему избраннику, а после настояла на том, чтобы Тютчев не расторгал свой брак, что могло помещать его успешной карьере дипломата. Именно эта женщина, обладающая потрясающим самообладанием и силой воли, ради возлюбленного отказалась от собственной семьи, наследства и статуса в общества, предпочтя семейному счастью жизнь в затворничестве. Однако «в борьбе неравной двух сердец» поэт увидел и обратную сторону, лишенную романтики и идеализма. Это – душевная боль, которая является неизбежным спутником любви, и из-за которой сердце «изноет наконец». Тютчев был убежден, что эта участь неизбежно постигает того, кто в любовном союзе подчиняется своему избраннику. Но поэт ошибся, так как страдать от порочной связи пришлось не столько ему, сколько Елене Денисьевой, имя которой оказалось запятнанным на всю жизнь. Она не давала своему возлюбленному поводов для ревности и не требовала ничего взамен. Но, став любовницей женатого мужчины, обрекла себя на одиночество, с чем Тютчев так и не смог смириться.

«Предопределение», анализ стихотворения Тютчева

«О любви немало песен сложено. » Эти слова по праву могут быть отнесены к творчеству поэта второй половины XIX века Федора Ивановича Тютчева. Действительно, его жизнь, как и жизнь, пожалуй, любого поэта, озарена светом великой любви. В жизни Тютчева было много увлечений. Еще в юности, будучи чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене, увлекается Амалией Лерненфельд (в замужестве баронесса Крюденер), к которой обращено знаменитое стихотворение «Я помню время золотое. » (1836) и другое, более позднее - «Я встретил вас - и все былое. » (1870), ставшее популярным романсом.

Тютчев был уже дважды женат, когда в 1850 году в Петербурге познакомился с Еленой Денисьевой, племянницей и воспитанницей А.Д. Денисьевой, инспектрисы Смольного института, где воспитывались две дочери поэта. 24-летняя Елена, очарованная личностью и творчеством Федора Ивановича, глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева, и он ей ответил длительной и страстной привязанностью. Однако в высшем петербургском обществе их связь, которую невозможно было скрыть, вызвала скандал. К тому же за эти 14 лет у них родилось трое детей. Вся тяжесть осуждения и отвержения при этом легла на плечи Денисьевой: отец от нее отрекся, тетка была вынуждена уйти из Смольного института, на ее детях лежало клеймо «незаконности», а перед ней самой закрылись двери лучших петербургских гостиных.

Кроме того, Тютчев сохранил привязанность к законной семье, к детям и к жене, которую назвал своим «земным провидением». Находясь в таком двусмысленном положении в свете, Елена Денисьева постоянно находилась во взвинченном состоянии, была раздражительной, что в итоге ускорило развитие у нее чахотки, а 4 августа 1864 года она умерла. Следом умерли их общие сын и дочь. Тютчев был потрясен смертью близких и до конца жизни считал себя виновником такой трагической развязки. Переживаемые им чувства нашли отражение в стихотворениях о любви, ставших вершиной не только русской, но и мировой любовной поэзии. Позднее эти стихи объединились в цикл, получивший название «денисьевского».

К этому циклу относятся такие стихи, как «Предопределение». «Я очи знал – о, эти очи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и др. Все стихи «денисьевского цикла» драматичны и напоминают в какой-то мере исповедь. Сходство усиливается формой диалога, в котором лирический герой кается, просит прощения у той, кто теперь не с ним.

Стихотворение «Предопределение» раскрывает истинную сущность любви. Для поэта это не только счастье, «союз души с душой родной, их съединенье, сочетанье», но и «роковое их слиянье» - «поединок роковой». Повторение дважды эпитета «роковой» раскрывает идею автора о том, что любовь - предопределенное свыше чувство. Значит, предопределены и те муки и страдания, которые переносят влюбленные. Остается только смириться. Но в поединке должен быть победитель и проигравший. И проигравшим, как это ни печально, становится тот, кто больше всего любит, чье «нежное сердце» изнывает от любви.

Конечно, лирический герой страдает не меньше, но страдает, когда случившегося не изменить. Очевидно, именно поэтому в стихотворении большое количество многоточий, передающих взволнованность героя, создающих высокий эмоциональный накал, но сохраняющих при этом некоторую недоговоренность. Он будто понимает, что причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ничего не может, ведь результат поединка с высшими силами, с судьбой заранее известен: сердце «любя, страдая, грустно млея. изноет наконец».

Сам Тютчев с покаянием писал впоследствии: «Гноится рана, не заживает. » Поэтому основные стихотворения этого цикла появились спустя несколько лет после смерти Елены Александровны.

В заключение хотелось бы отметить, что написанное традиционным для XIX века четырехстопным ямбом, это стихотворение звучало слишком бравурно и жизнеутверждающе. Поэтому использование пиррихиев и клаузул позволило поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения и вызвать ощущение поединка человека с роком. В дальнейшем «денисьевский цикл» окажет огромное влияние на развитие русской лирики двадцатого столетия.

Кроме анализа «Предопределения» ознакомьтесь со следующими сочинениями:

Проанализировать и сопоставить стихотворения Ф.И. Тютчева «Предопределение» и Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей. »

Тема любви – одна из самых традиционных в мировой и русской поэзии. Художники слова в разные эпохи «рассматривали» это чувство со всех сторон, анализировали все его оттенки, нюансы – и создали своеобразную мировую «энциклопедию любви».
Значительный вклад в ее создание внесли такие русские поэты, как Ф.И. Тютчев и Н.А. Некрасов. Им обоим принадлежат циклы стихотворений, посвященные любимой женщине. У Тютчева это «денисьевский цикл», посвященный Е.А. Денисьевой, у Некрасова – «панаевский цикл», посвященный А.Я. Панаевой.
Мы знаем, что любовь обоих поэтов не была полностью счастливой – она сопровождалась различными внешними трудностями, внутренними противоречиями и имела печальный финал. Однако каждый из поэтов по-своему осмыслял собственную историю любви, делал свои, сугубо индивидуальные выводы.
Так, в стихотворении Тютчева «Предопределение» (1851) поэт рассуждает о сущности любви. В его понимании, это не только огромная радость и счастье, как обычно принято считать:
Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье…
По мнению Тютчева, в любовном чувстве, помимо слияния, всегда присутствует противоборство двух любящих сердец – «поединок роковой». Важно, что в первой строфе, которая является своеобразной водной частью в стихотворении, поэт несколько раз повторяет эпитет «роковой». Для него любовь двух людей предопределяется свыше, судьбой или Богом, и поэтому все, что происходит между двумя любящими, – тоже предопределено. Это значит, что человеку нужно смириться с этим, как бы больно это порой ни было.
Вторая часть стихотворения развивает этот тезис Тютчева:
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.
В этой любовной борьбе есть, как это ни печально, проигравший. Им становится тот, кто больше любит, кто полностью отдает себя другому человеку. Участь такого «нежного сердца» - «изныть», то есть измучиться, страдать, печалиться, но не иметь возможности что-либо изменить, потому что все предопределено роком.
Таким образом, любовь у Тютчева приобретает космическое значение – любовь у него является поединком между человеком и высшими силами. Результат этого поединка заранее известен, поэтому он носит трагический оттенок. Однако человеческая природа такова, что человек не может не вступать в эту борьбу.
Стихотворение состоит их 2-ух пятистрочных строф и написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и видоизмененными клаузулами. Это позволяет поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения, но создать ощущение поединка, борьбы человека и рока.
«Жесткое» сочетание шипящих, звонких согласных и звука «р» в стихотворении также способствуют созданию этого эффекта – грозной, очень серьезной борьбы:
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея…
В синтаксическом плане стихотворение отличает большое количество многоточий (недоговоренность). Поэт создает ощущение высокого эмоционального накала, большой взволнованности своего лирического героя, который является участником этого «рокового поединка». Он понимает всю его трагичность и страдает от этого – видимо, он причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ситуацию не может.
Ведущим эпитетом в стихотворении является эпитет «роковой» - он передает основную мысль произведения. Кроме того, здесь есть метафоры («союз души с душой»; «Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье»; «В борьбе двух сердец»; «оно изноет»), другие эпитеты («с душой родной», «грустно млея»).
В центре стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей» (1850) также драматическая, печальная ситуация – угасание любви. Стихотворение сюжетно – оно о свидании двух любящих друг друга людей, предчувствующих скорый разрыв. Именно от этого, неясного пока, охлаждения и ирония лирической героини, которая упоминается уже в начале произведения.
Однако чувства еще живы – это понимает и лирический герой, который ведет мысленный диалог со своей возлюбленной. Он видит: «Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты…»; чувствует, что «Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты…» Однако – развязка неизбежна. Ее объяснению, описанию посвящена последняя строфа стихотворения:
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска.
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны.
Здесь чувства людей сравниваются с природным явлением – бурной рекой осенью. Тем самым Некрасов утверждает единство человека и природы, подчинение человека законам Вселенной. Он уверен, что перед концом чувства «кипят сильнее», однако это своеобразная агония перед смертью, ведь «в сердце тайный холод и тоска».
Понимая неизбежный конец, герой испытывает тоску и печаль. Ведь он помнит, как горячо было чувство, как много он пережил вместе со своей любимой женщиной. И от этого – ему невыносимо слышать иронию в ее голосе, которая указывает на остывающее чувство:
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!
Композиционно стихотворение делится на три части (по количеству 5-ти строчных строф). Каждая из них – описание разных этапов чувств героев: первая строфа - нежная любовь, окрашенная горьким предчувствием разлуки, вторая строфа – описание «прошлой» любви, третья – чувства героев, ведущие к разрыву.
По форме стихотворение представляет собой «внутренний диалог» лирического героя. Вообще, стихотворение очень «личностное» - здесь проявляется характер не только героя, но и лирической героини, вычленяются детали их внутреннего облика. Так, героиня резка и иронична, но, в то же время, нежна и застенчива. Герой более рассудителен и спокоен, чем его любимая, возможно, более меланхоличен и созерцателен.
В произведении присутствует большое количество эпитетов: «застенчиво и нежно продлить», «горячо любившим», «ревнивые тревоги и мечты», «кипят мятежно», «тайный холод и тоска». Присутствуют здесь и метафоры: «отжившим и не жившим», «остаток чувства», «кипят тревоги и мечты», «не торопи развязки», «кипим сильней». Кроме того, стихотворение завершает сравнение, в котором содержится суть всего произведения – сравнение остывающей любви с бурной осенней рекой: «Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны. »
В синтаксическом плане стихотворение отличает наличие восклицательных предложений и многоточия в финале. Все эти знаки передают взволнованное состояние лирического героя, испытывающего боль от осознания приближающегося конца.
Сочетание шипящих и свистящих согласных с сонорным «р» в последней части создает ощущение «бурления», но, в то же время, ощущение остывания, леденящего холода:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска.
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны.
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями и дополнительными ударными слогами, что позволяет создать ощущение бурного движения реки – последнего кипения чувство героев.
Таким образом, любовь в понимании Тютчева и Некрасова - это неизбежное сочетание радости и страдания, душевной боли. В сознании Тютчева такая природа любви ниспослана человеку свыше – на земле человек вынужден страдать, такова его доля.
Некрасов считает любовь, как и все другие стороны человеческой жизни, частью жизни природы. Именно поэтому чувства подчиняются законам природы, имеют свое начало и конец, как и все в мире.
В стихотворении Некрасова образ лирической героини выведен более четко, чем у Тютчева. Для героя Некрасова идеалом является нежность и скромность его возлюбленной. Для героя Тютчева – полная отдача себя, трагическая покорность судьбе, жертвенность.
Оба виртуозные мастера слова, Тютчев и Некрасов используют большое количество художественных средств в стихотворениях. Так, главным лексическим средством у Тютчева является метафора, Некрасов же обогащает свое стихотворение большим количеством эпитетов, использует он так же метафоры и сравнение.
В синтаксическом плане Тютчев, как более «философский» художник, использует многоточие. Так он передает горестные, но несколько созерцательные размышления своего героя. Герой Некрасова более эмоционален – на это в стихотворении указывают восклицательные знаки.
Кроме того, оба художника используют звуковые средства (аллитерацию) для более полного и «зримого» впечатления, передачи настроения героев. В тех же целях и Тютчев, и Некрасов мастерски применяют ямб, сочетая его с пиррихиями и дополнительными ударениями

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев и Фет / Разное / Проанализировать и сопоставить стихотворения Ф.И. Тютчева «Предопределение» и Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей. »

Темы соседних сочинений

Настроение произведения Предопределение

Предопределение