Анализ стихотворения Тютчева Пожары
Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Весна"
Стихотворение было написано в 1838-1839 году. В этот промежуток времени в жизни Федора Ивановича происходит много неприятных событий. Жена и дети Тютчева чуть не погибли при пожаре на пароходе "Николай I", на котором они отправлялись в Турин. Им удалось спастись, но сильное нервное потрясение сломило хрупкое здоровье жены Федора Ивановича, и вскоре она умирает.
Смерть жены стала страшным ударом для поэта. Но его произведение показывает, что даже такие страшные испытания не смогли лишить его любви ко всему живому.
Тютчев так ярко смог показать приходящую весну и радость, которую она приносит, что кажется, будто сама растворяешься в стихотворении, видишь все картины, в нем описанные, наяву.
Основным образом произведения является сама весна, которая предстает перед нами в облике бессмертной, бестелесной, но прекрасной богини. Они равнодушна ко всем горестям человека, но несет в себе оживление для природы, для людей, для всего вокруг. Никто не может остаться равнодушным, устоять перед дыханием божества.
Поэт рассуждает о том, что весну не заботит прошлое и будущее, она живет только в настоящем.
"Была ль другая перед нею -
О том не ведает она:
По небу много облак бродит,
Но эти облака - ея;
Она ни следу не находит
Отцветших весен бытия" - Весне безразлично, была ли перед ней другая, она знает только, что сейчас все: и облака, и деревья, и цветы находятся в ее власти.
"Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан!" - автор сравнивает весну с океаном, и, действительно, она как бурный, легкий, всепоглощающий поток вовлекает все в свои неспокойные воды, заставляя каждого прочувствовать красоту природы.
"Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь -
И к жизни божеско-всемирной
Хотя на миг причастен будь" - поэт призывает нас раскрыть душу, увидеть как прекрасна, необыкновенна жизнь, несмотря на невзгоды и тяжелые испытания.
Стихотворение создает необыкновенное, непередаваемое впечатление, а благодаря такому большому количеству красивых эпитетов ("отцветшие весны бытия", "благоухающие слезы", "кончины неизбежной", "океан безбрежный", "животворный океан", "струей его эфирной", "страдальческую грудь", "жизни божеско-всемирной"), олицетворений и метафор("Гнетет рука судьбины","томит людей обман", "бессмертьем взор ее сияет", "вздыхают розы", "страх. не свеет с древа ни листа", "жизнь. вся в настоящем разлита"), благодаря точным сравнениям (". светла, блаженно-равнодушна, как подобает божествам", "свежа, как первая весна") и таким речевым особенностям, как, например, инверсия("браздят чело морщины", "цветами сыплет над землею" и т.д.) мы можем более точно представить все те образы, которые рисует нам поэт.
Произведение написано перекрестной, точной, как, мужской, так и женской рифмой. Стихотворный размер - четырехстопный ямб, строфика - сонет.
Обычно, если в стихотворении присутствуют и мужская и женская рифма, поэт хочет показать какое-либо противостояние. Вот и в этом произведении Тютчева показываются бессмертная весна и ранимые, обессиленные люди, погрязшие во лжи и невзгодах своего мирка, не видя настоящей красоты жизни.
Это стихотворение произвело на меня неизгладимое впечатление, заставило задуматься над многими вещами. Поэт смог передать всю красоту весны, каждая строчка будто дышит этим временем года.
Произведение вызывает довольно противоречивые эмоции. Ты чувствуешь и грусть за людей, и радость от ощущения новых красок в жизни, и какое-то странное умиротворение, будто богиня-весна оставила в твоей душе частичку своего спокойствия и теплой, ровной любви к миру.
«Пожары» Ф.Тютчев
Широко, необозримо,
Грозной тучею сплошной,
Дым за дымом, бездна дыма
Тяготеет над землей.
Мертвый стелется кустарник,
Травы тлятся, не горят,
И сквозит на крае неба
Обожженных елей ряд.
На пожарище печальном
Нет ни искры, дым один,-
Где ж огонь, злой истребитель,
Полномочный властелин?
Лишь украдкой, лишь местами,
Словно красный зверь какой,
Пробираясь меж кустами,
Пробежит огонь живой!
Но когда наступит сумрак,
Дым сольется с темнотой,
Он потешными огнями
Весь осветит лагерь свой.
Пред стихийной вражьей силой
Молча, руки спустя,
Человек стоит уныло,
Беспомощное дитя.
Анализ стихотворения Тютчева «Пожары»
Пугающая красота стихии и ее противоречивые трансформации — излюбленный предмет наблюдения тютчевского лирического героя. Образ огня, возникающий в ранних творениях, встречается в панорамах горных вершин, ясного неба и закатного солнца. Используя богатую культурологическую символику, автор ассоциирует огненную тему с присутствием божественного начала. «В лазури пламенной и чистой», «в непорочных снегах», «огнецветно» сияющих на солнце, появляются «небесные ангелы».
Амбивалентная сущность огненной стихии проявляется и в реалистичных пейзажных картинах, и в характеристике мучительной любви, слезы которой способны опалить и выжечь юную прелесть возлюбленной.
Изображение «пожарища печального» — центральная тема стихотворения 1868 г. Зловещий пейзаж, мрачный колорит которого подчеркивают «мертвый кустарник» да рядок «обожженных елей», застелен дымом. Последний образ, характеризуемый как «бездна», обретает статус самоцитаты, отсылая читателя к грозному «бесконечному» предшественнику, возникшему годом ранее в поэтическом пространстве стихотворения «Дым ». Многочисленные лексические анафоры поддерживают господство пейзажной доминанты на стилистическом уровне.
Риторический вопрос, которым задается герой-наблюдатель, отражает бесплодные попытки отыскать среди обугленного леса виновника природного бедствия — огонь. Основываясь на сравнении с животным, «красным зверем», поэт оживляет образ, обогащая его характеристики чертами поведения, присущего осторожному и опасному хищнику. С помощью художественных средств подчеркивается лидирующая роль огненной стихии: именно она, а не сплошная дымовая завеса организует «вражью силу», противостоящую людям. Истинная расстановка образов становится ясной с приходом ночи.
Финальная сцена представляет беспомощного человека, застывшего в растерянности перед пугающей мощью природы. Антитеза «властелин» — «дитя», смоделированная в концовке, указывает на более чем скромное положение, уготованное роду человеческому в авторской картине мира. Подобный мотив, унаследованный из лирики Ломоносова, характерен для зрелого тютчевского творчества. В произведении «Святая ночь на небосклон взошла…» «царь земли», более похожий на немощного и голого «сироту бездомного», оказывается один на один с непостижимой и манящей «пропастию темной».
Сочинение: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"
Название: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: сочинение Добавлен 07:00:06 09 декабря 2002 Похожие работы
Просмотров: 1557 Комментариев: 2 Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм»
1. Когда пробьет последний час природы,
2. Состав частей разрушится земных
3. Все зримое опять покроют воды,
4. И божий лик изобразится в них.
Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях («О чем ты воешь, ветр ночной», «Как океан объемлет шар земной», «Пожары» и «Последний катаклизм»). В этих стихотворениях автор пытается ответить на вопрос о том, что будет на Земле после Апокалипсиса. Гигантский смерч? Пожары? Потоп? Пока что на этот вопрос нельзя дать точный и однозначный ответ. Но, видимо, Тютчев приходит к выводу, что все сущее на нашей планете развивалось из воздуха и ветра («Про древний хаос, про родимый»). Затем наступило, продолжающиеся по настоящее время царство Земли и жизни на ней. Далее спокойной жизни на Земле положит конец огонь («Пожары»). По всей видимости, Тютчев пришествием пожаров говорит о грядущей эре Антихриста (Дьявола, Сатаны).
Дым за дымом бездна дыма
Тяготеет над землей.
Но покроет и землю, и людей, и дьявольские пожары другая стихия – вода. О покрытии водой «всего зримого» Тютчев пишет стихотворение «Последний катаклизм».
Здесь, в отличие от «Пожаров», уже нет огромного количества твердых звуков, так как вода является более мягкой стихией, чем огонь. Но нельзя сказать, что в «Последнем катаклизме» этих твердых звуков нет совсем. Но это «последний час природы», то есть, по всей видимости, - конец света. Рушится «состав частей земных» и даже то, что уцелело после пожаров.
Но обращает на себя внимание слово «зримое» из третьей строчки. В Апокалипсисе погибает только все зримое. Значит, с точки зрения поэта, «последний катаклизм» не убьет бессмертную человеческую душу.
Очень важно то, что в последней строчке Тютчев говорит о «божьем лике». То есть после дьявольской эры наступит царство Бога. Бог окажется сильнее Дьявола, и Он водой покроет все ужасы Земли и огня. И, возможно, конец света не воспринимается Тютчевым как трагедия потому, что именно создатель мира (Бог) и уничтожает его. Возможно, Бог построит нечто более совершенное, чем сегодняшний мир.
Стихотворение Тютчева "Пожары". Мне очень нужен анализ этого стихотворения!
николай ломакин Ученик (78), закрыт 6 лет назад
кольга Просветленный (30063) 7 лет назад
Начиная с 30-ых годов XIX века Ф. И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях («О чем ты воешь, ветр ночной». «Как океан объемлет шар земной». «Пожары» и «Последний катаклизм»). В этих стихотворениях автор пытается ответить на вопрос о том, что будет на Земле после Апокалипсиса. Гигантский смерч? Пожары? Потоп? Пока что на этот вопрос нельзя дать точный и однозначный ответ. Но, видимо, Тютчев приходит к выводу, что все сущее на нашей планете развивалось из воздуха и ветра («Про древний хаос, про родимый»). Затем наступило, продолжающиеся по настоящее время царство Земли и жизни на ней. Далее спокойной жизни на Земле положит конец огонь («Пожары»). По всей видимости, Тютчев пришествием пожаров говорит о грядущей эре Антихриста (Дьявола, Сатаны).
Дым за дымом бездна дыма
Тяготеет над землей.
Но покроет и землю, и людей, и дьявольские пожары другая стихия – вода. О покрытии водой «всего зримого» Тютчев пишет стихотворение «Последний катаклизм».
Здесь, в отличие от «Пожаров». уже нет огромного количества твердых звуков, так как вода является более мягкой стихией, чем огонь. Но нельзя сказать, что в «Последнем катаклизме» этих твердых звуков нет совсем. Но это «последний час природы». то есть, по всей видимости, - конец света. Рушится «состав частей земных» и даже то, что уцелело после пожаров.
Но обращает на себя внимание слово «зримое» из третьей строчки. В Апокалипсисе погибает только все зримое. Значит, с точки зрения поэта, «последний катаклизм» не убьет бессмертную человеческую душу.
Очень важно то, что в последней строчке Тютчев говорит о «божьем лике». То есть после дьявольской эры наступит царство Бога. Бог окажется сильнее Дьявола, и Он водой покроет все ужасы Земли и огня. И, возможно, конец света не воспринимается Тютчевым как трагедия потому, что именно создатель мира (Бог) и уничтожает его. Возможно, Бог построит нечто более совершенное, чем сегодняшний мир.
Федор Тютчев — Широко, необозримо ( Пожары )
Shiroko, neobozrimo,
Groznoy tucheyu sploshnoy,
Dym za dymom, bezdna dyma
Tyagoteyet nad zemley.
Mertvy steletsya kustarnik,
Travy tlyatsya, ne goryat,
I skvozit na kraye neba
Obozhzhennykh yeley ryad.
Na pozharishche pechalnom
Net ni iskry, dym odin, —
Gde zh ogon, zloy istrebitel,
Polnomochny vlastelin?
Lish ukradkoy, lish mestami,
Slovno krasny zver kakoy,
Probirayas mezh kustami,
Probezhit ogon zhivoy!
No kogda nastupit sumrak,
Dym solyetsya s temnotoy.
On poteshnymi ognyami
Ves osvetit lager svoy.
Pred stikhynoy vrazhyey siloy
Molcha, ruki spustya,
Chelovek stoit unylo,
Bespomoshchnoye ditya.
Ibhjrj, ytj,jphbvj,
Uhjpyjq next/ cgkjiyjq,
Lsv pf lsvjv. tplyf lsvf
Nzujnttn yfl ptvktq/
Vthndsq cntktncz recnfhybr,
Nhfds nkzncz, yt ujhzn,
B crdjpbn yf rhft yt,f
J,j;;tyys[ tktq hzl/
Yf gj;fhbot gtxfkmyjv
Ytn yb bcrhs, lsv jlby, —
Ult ; jujym, pkjq bcnht,bntkm,
Gjkyjvjxysq dkfcntkby?
Kbim erhflrjq, kbim vtcnfvb,
Ckjdyj rhfcysq pdthm rfrjq,
Ghj,bhfzcm vt; recnfvb,
Ghj,t;bn jujym ;bdjq!
Yj rjulf yfcnegbn cevhfr,
Lsv cjkmtncz c ntvyjnjq/
Jy gjntiysvb juyzvb
Dtcm jcdtnbn kfuthm cdjq/
Ghtl cnb[bqyjq dhf;mtq cbkjq
Vjkxf, herb cgecnz,
Xtkjdtr cnjbn eyskj,
,tcgjvjoyjt lbnz/