Анализ стихотворения Тютчева Поток сгустился и тускнеет
Анализ стихотворения Тютчева «Поток сгустился и тускнеет»
Анализ стихотворения Тютчева «Поток сгустился и тускнеет»
Точное время создания стихотворения «Поток сгустился и тускнеет…» до сих пор не выяснено. Литературоведы относят его к 1830-м годам. В 1836-ом Тютчев отослал текст произведения князю Ивану Сергеевичу Гагарину, с которым познакомился в Мюнхене. Немногим позже стихотворение было впервые опубликовано в известном литературном и общественно-политическом журнале «Современник», основанном Пушкиным.
Федор Иванович — признанный певец природы. Его пейзажная лирика — истинная жемчужина русской поэзии девятнадцатого века. Порой при помощи обращения к красотам природы Тютчев раскрывает сложный внутренний мир человека. К таким стихотворениям относится и «Поток сгустился и тускнеет…». В первой части произведения перед читателями предстает небольшая пейзажная зарисовка. Поэт изображает бессмертную жизнь ключа, которую не в силах прервать даже сильный холод. Во втором восьмистишии речь идет о человеке. Аналогии между миром внутренним и окружающей действительностью Тютчев проводит посредством образного параллелизма. Холод способен сковывать не только воду, но и человеческую душу. Тогда в осиротелой груди перестает рождаться юношеское веселье.
При этом Федор Иванович противопоставляет законы природы (естественные) человеческим законам (искусственно созданным). Холод, превращающий поток в лед, — явление закономерное и неизбежное. К «хладу бытия» у поэта отношение негативное. Он считает его злом, способным убить душу. Тем не менее, финал стихотворения Тютчев сделал позитивным: Но подо льдистою корой Еще есть жизнь, еще есть ропот — И внятно слышится порой Ключа таинственного шепот.
Тютчева принято считать представителем «чистого искусства» — литературного направления, которое провозглашало независимость художественных произведений от политической ситуации, общественных настроений и так далее. Термин «искусство ради искусства» родом из эпохи романтизма. Одним из первых его начал употреблять известный французский поэт Теофиль Готье. В России новое направление наиболее активно развивалось в середине девятнадцатого столетия. Теоретиком «чистого искусства» в нашей стране был писатель, критик и переводчик Александр Дружинин. Его идеи оказались близки не только Тютчеву, но также Фету, Майкову, Полонскому, Григорьеву. В 1856-1858 гг. под сильным влиянием воззрений Дружинина находился Лев Толстой.
Анализ стихотворения Тютчева «ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…»
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА «ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА
Стихотворение «Потоксгустился и тускнеет…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1830-е годы. В 1836 году оно впервые было напечатано в пушкинском «Современнике». Мы можем отнести его к философской лирике. Жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. В нем присутствуют элементы пейзажа.
Произведение делится на две части (построфно). В основе композиции его — сопоставление природного и человеческого мира. Явление природы — вечную жизнь ключа — поэт сравнивает с юностью, бьющейся «под хладом бытия».
Наиболее полное восприятие жизни у человека в юности, когда новы «все впечатления бытия». Однако ничто не может убить в человеке живую душу: ни время, ни утраты, ни тяготы жизни. Такова основная мысль стихотворения.
Так и в груди осиротелой,
Убитой хладом бытия,
Не льется юности веселой,
Не блещет резвая струя, —
Но подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот —
И внятно слышится порой Ключа таинственного шепот.
Стихотворение написано ямбом, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («в оцепененье ледяном», «резвая струя»), анафору («И прячется под твердым льдом, И гаснет цвет, и звук немеет»), метафору (вторая строфа).
Произведения для сопоставления: А.С. Пушкин «В степи мирской, печальной и безбрежной», А.А. Фет «Учись у них — у дуба, у березы», С.А. Есенин «Клен ты мой опавший».
Скрепа: принцип сопоставления природного и человеческого миров как основа композиции произведения, осмысление поэтом глубинного единства.жизни человека и жизни природы; сходство образов («ключ юности» у Пушкина и «резвая струя» юности веселой у Тютчева).
Здесь искали:
- поток сгустился и тускнеет анализ
- анализ поток сгустился и тускнеет
- анализ стихотворения поток сгустился и тускнеет
ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ.
1830
Поток сгустился и тускнеет,*
И прячется под твердым льдом,
И гаснет цвет, и звук немеет
В оцепененье ледяном, —
Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может:
Она все льется — и, журча,
Молчанье мертвое тревожит.
Так и в груди осиротелой,
Убитой хладом бытия,
Не льется юности веселой,
Не блещет резвая струя, —
Но подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот —
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шепот! 1
комментарии, примечания к стихотворению
ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ.
Тютчев Ф. И.
1 Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 2 об. — 3.
Первая публикация — Совр. 1836. Т. III. С. 19 под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии», под номером XIV, с общей подписью «Ф.Т.». Затем — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 19;Изд. 1854. С. 37; Изд. 1868. С. 42; Изд. СПб. 1886. С. 98; Изд. 1900. С. 95.
Печатается по автографу. На обороте небольшого листа, на котором — «О чем ты воешь, ветр ночной. » (см. коммент. С. 396), строфы отчеркнуты, как обычно у Тютчева (поэт внимателен к ритмической организации стихотворения); в конце строк — повтор тире (в 4, 12, 14-й), в конце стихотворения — восклицательный знак, означающий повышенную эмоциональность, пафосное утверждение бессмертной жизни ключа. Получилось парадоксальное сочетание слова «шепот» с восклицанием, которое следует осознавать не как громкое и внешнее, а скрытое, внутреннее, наполненное позитивным чувством провозглашение. В Сушк. тетради, Муран. альбоме — списки.
Прижизненные издания слабо сохраняют тютчевские знаки (тире, восклицательный знак в конце стихотворения). Значительно приблизил текст к автографу Г.И. Чулков (см. Чулков 1935).
Датируется первой половиной 1830-х гг. как и «О чем ты воешь, ветр ночной. ».
С.С. Дудышкин (Отеч. зап. С. 70) увидел в стихотворении образец уравновешивания «мысли со своим образом». Критик полностью процитировал его и прокомментировал с теоретико-литературной точки зрения: «Мысль идет здесь вровень с образом: иной сказал бы, что это лишь простое сравнение. В самом деле, поэтическое произведение иногда не идет дальше того, что называется «сравнением». Но всмотритесь в его построение, и вы увидите, что мысль не совлекается совершенно своего покрова, даже там, где хочет прямо говорить вашему уму: «и внятно слышится порой ключа таинственного шепот». В этом состоит тайна поэтической прелести. То же самое найдете вы в искрометном «Фонтане» (с. 70). Л.Н. Толстой отметил стихотворение буквой «Т» (Тютчев) (ТЕ. С. 145).
Глубоко свойственный стихам Тютчева параллелизм природного и человеческого, который С.Л. Франк назвал «космизацией души», проявился в этом стихотворении, как и во многих других («Еще земли печален вид. », «Фонтан», «В душном воздуха молчанье. », «Восток белел. Ладья катилась. » и др.), но оно напоминает и «Silentium!» идеей глубинного, тайного как святого, скрывающегося в душе — образом «чистых ключей», бьющих из душевных глубин; чтобы услышать «шепот» ключа, конечно, следует молчать. Стихотворения сближаются в едином поэтическом переживании.
у стихотворения ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ. аудио записей пока нет.
Мотивы противоборства враждебных сил в природе и душе человека (по творчеству Ф.И. Тютчева)
Цели:- продолжить знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева;
- способствовать развитию умений по исследованию стихотворных текстов;
- воспитывать любовь к поэтическому слову, к русской классике.
Оформление. высказывания исследователей творчества Тютчева: “Для Тютчева жить – значило мыслить” (И.С.Аксаков);
“. о Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии. ” (Из письма И.С.Тургенева к Фету);
“Каждый стих его – перл, достойный любого из наших великих поэтов” (Н.А.Некрасов)
1. Вступительное слово учителя.
Впросонках слышу я – и не могу
Вообразить такое сочетанье,
А слышу свист полозьев на снегу
И ласточки весенней щебетанье.
Вам всё понятно в данной миниатюре? (Высказывания учащихся)
Вы правы, в основе этой миниатюры Тютчева – новый синтетический образ. Он не характерен для поэзии 19 века, освоен был только в 20-ом. Здесь мы наблюдаем, как пересеклись два временных пласта. Такое можно представить только на экране кино, когда наступление весны изображается при помощи смены кадров: только что лежал снег, и вот уже бегут ручьи. Читая стихи Тютчева, мы можем сделать вывод, что он открыватель новых образных миров в поэзии. Сегодня мы с вами будем говорить о мотивах противоборства враждебных сил в природе и душе человека. Как вы думаете, какова цель нашего разговора? (Учащиеся формулируют цели урока).
2. Работа с учебником .
Давайте откроем учебники на стр. 218 и прочитаем отрывок из статьи о Тютчеве.
Тютчев — по единодушному определению исследователей его творчества — поэт мысли, один из крупнейших представителей русской философской лирики.
Человек и окружающий его мир, их связи и противостояния, истоки и сущность бытия — вот над чем размышляет Тютчев в своей философской лирике.
Учащийся читает стихотворение “Откуда он, сей гул непостижимый. ”
Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый
Теперь роится в хаосе ночном.
“Хаос у Тютчева, как и у греков в их мифах, — замечает исследователь тютчевского творчества, — предстает как беспорядочная основа существующего мира. Образ хаоса у поэта — образ изначальной стихии бытия, которая обнажается ночью. Греки понимали хаос как бездну, в которой обитает ночь” (Л. А. Озеров). Вот почему ночь нередко становится фоном происходящего в тютчевских стихах. Мир человеческой души, вбирающей переживания и сомнения человека, сопрягается у Тютчева с надвигающейся ночью — и человек “в чуждом, неразгаданном, ночном. узнает наследье родовое”.
В этом столкновении с неизведанным, “неразгаданным” возникают ключевые строки тютчевской поэзии (чтение стихотворения “ О вещая душа моя. ”)
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги —
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.
Так ты — жилица двух миров,
Твой день — болезненный и страстный,
Твой сон — пророчески-неясный,
Как откровение духов.
Поэт размышляет здесь о земном и небесном бытии души. Но эта тютчевская метафора “двойного бытия” отражает не только соотнесенность земного и небесного, но и противоречия земной жизни человека с ее постоянными антитезами: жизнь — смерть, вера — безверие, день — ночь, гармония — хаос.
И еще одно драматическое противостояние, постоянно осмысляемое Тютчевым: человек — природа.
Параллелизм мира природы и человеческой души отражает характерную для Тютчева веру в живую жизнь природы, у которой “есть душа”, свобода, любовь, язык. Человек может не понимать этот язык, и такое непонимание трагично для его мировосприятия. (Чтение стихотворения “Откуда, как разлад возник?”)
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
“Мыслящий тростник” - образ, восходящий к афоризму французского философа Блеза Паскаля: “Человек не более как самая слабая тростинка в природе, но это – тростинка мыслящая”.
3. Беседа по прочитанному.
1) Какова же основа поэтической модели Тютчева?
Вывод: основа поэтической модели Тютчева — двоемирие. Человек, его душа — меж небом и землей, “на пороге двойного бытия”. Отсюда — прямо противоположное решение одних и тех же вопросов, над которыми бьется разум поэта.
Гармония - хаос, вера - безверие, небесное - земное, человек - природа, любовь - смерть, бытие - небытие — вот полюса поэтического мира Тютчева.
2) Как вы считаете, для каждого вами названного поэтического полюса Тютчева нужно отдельное стихотворение? Могут ли они совмещаться в одном? Если да, то приведите примеры из уже известных вам стихов.
Вывод. нередко они совмещаются в одном стихотворении, например: “Как ни гнетет рука судьбины. ”, “Природа — сфинкс. ”, “День и ночь”, “О, как убийственно мы любим. ”. Они могут совмещаться даже в одном образе: “и ропщет мыслящий тростник”. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, человек велик своей тягой к беспредельному.
4. Слово учителя.
В тематическом отношении в лирике Тютчева обычно выделяют пейзажную, философскую, любовную, политическую. Разумеется, условно, так как в целом его поэзия прочитывается как единый текст.
Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Пейзажи получают символический смысл. Природа для поэта - просто второе имя жизни.
5. Чтение и анализ стихотворения “Поток сгустился и тускнеет. ”
Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом,
И гаснет цвет, и звук немеет
В оцепененье ледяном,-
Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может:
Она всё льется и, журча,
Молчанье мертвое тревожит.
Так и в груди осиротелой,
Убитой хладом бытия,
Не льется юности веселой,
Не блещет резвая струя,-
Но подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот -
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шепот!
1) Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? (Грусти ).
2) По каким признакам возникло это чувство?
- Если подробнее рассмотреть композицию данного стихотворения, то мы можем понять, какие мысли и чувства испытывает лирический герой.
Композиция стихотворения – две строфы – традиционная для Тютчева. В каждой строфе по восемь строк. В основу композиции положено сопоставление - параллелизм. Первая строфа – состояние природы, вторая – состояние человека.
Каждая строфа делится на отдельные отрезки. Так, в первой строфе можно выделить следующие отрезки: в 1-4 строке даётся обобщённая картина природы: наступает зима, замирает всё. Тема данного отрезка – замерзание ручья. Но природа одушевлена. Это помогают нам понять олицетворения.
3) В трёх строках пять глаголов. Но они выполняют и ещё одну роль. Какую?
- Показывают замерзание потока, указывают на то, что существо уходит из жизни.
4) Какова роль согласных и гласных в этих глаголах?
Согласные (с, т, л, т, с, т, с, к. н) произносятся тяжело. Гласные – на одной тональности. Это позволяет сделать вывод, что замерзание происходит на фонетическом уровне.
5) Почему в четвёртой строке нет глаголов?
- Отсутствие глаголов указывает на то, что действие прекратилось, поток замер.
6) Какова рифма данной строфы?
- Первые четыре строки чередуется женская - мужская, женская – мужская. А затем рисунок меняется: мужская - женская, мужская - женская.
7) Почему рифма меняется?
- В 5-8 строках (это второй отрезок) – новая тема: жизнь продолжается.
8) Что вы можете сказать о лексике этих строк?
- Лексика здесь возвышенная, она антонимична: бессмертная жизнь – хлад, что утверждает жизнь. Торжество жизни здесь передаёт и инверсия жизнь бессмертную. Звукоподражательные слова льётся, журча и аллитерация (лч- рт) помогают услышать журчание ручья. Слово оцепененье указывает на то, что движения нет, но есть надежда на его появление, так как в этом слове все слоги открыты.
9) Что вы можете сказать о второй строфе? О пафосе первых двух строк? (Если учащиеся затрудняются, им можно задавать наводящие вопросы).
- Здесь так же можно выделить несколько отрезков. Первая строка второй строфы начинается со слов “так и в груди. ”, что указывает на параллельную связь с первой строфой: мир природы и мир человека. Пафос первых двух строк трагический.
10) Какова картина первых двух строк?
- Картина, как и в большинстве стихотворений Тютчева, обобщённая: это может случиться с каждым.
11) Какие изобразительно-выразительные и языковые средства нам помогают это понять?
- Инверсия - в груди осиротелой;
Рифмовка та же, что и в первой строфе;
Анафора 3-4 строк (с “не”) усиливает отрицание, показывает категоричность (льётся /первая строфа / - не льётся /вторая строфа/);
12) На каком уровне передаётся тема?
Тема передаётся на уровне ритма: жизнь ручья замерзает – душа замирает.
13) Что вы можете сказать о последних четырёх строках?
Пятая строка второй строфы начинается с противительного союза “но”, что указывает на противопоставление того, о чём говорилось ранее. Эта строка антонимична третьей строке первой строфы. Повтор “ещё-ещё” усиливает тему. Последнее слово “шёпот” произносится таинственно - это ключ души человека.
14) Что же в целом мы можем сказать о теме и идее этого стихотворения?
Тема данного стихотворения – описание состояния природы и человека. Идея - жизнь побеждает и в природе и в душе человека.
6. Работа в группах. Анализируются стихотворения:
1 группа: “Тени сизые смесились. ” (1830-е гг.)
1. Какова композиция стихотворения? Какие отрезки здесь можно выделить? Определите философский смысл стихотворения?
2. Какой поэтический смысл подчёркивают глаголы в повелительном наклонении? Какова роль многоточий и коротких синтаксических конструкций?
3. Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира?
4. Почему причастность к “жизни божеско - всемирной” не вызывает ликования, а определяется как “час тоски невыразимой”. В чем причина этой тоски?
6.Почему лирический субъект жаждет "вкусить уничтоженья"? Как понять этот образ? Что необходимо лирическому "я", чтобы соединиться с природой, проникнуть в ее внутреннюю сущность?
1. Какова композиция стихотворения? Какие отрезки здесь можно выделить? Определите философский смысл стихотворения?
2. Что представляет собой стихотворение в синтаксическом отношении? Как лексически подчёркивается двойственность момента?
3. Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? Как они помогают понять смысл текста?
4. Определите роль метафоры и “раздвоенного, разящего, движущегося” эпитета.
5. Как соотносятся в стихотворении природа и человек? Докажите, что и природа, и “существо разумное” подчинены общим “божественным” законам мирозданья.
6. Как изображает поэт переход от ранней осени к поздней?
3 группа: “Не то, что мните вы, природа. ” (1836)
1. Как стихотворение Тютчева отвечает на вопрос “Что такое природа?”
2. В чём состоят – по Тютчеву - тайны природы, в чём заключается её одухотворённость?
3. В чем родство природы и человека?
4. Какова композиция стихотворения? Какие отрезки здесь можно выделить? Определите философский смысл стихотворения?
5. В последней строфе, мы узнаём, неумение слышать жизнь природы - это не вина тех, кто “не видит и не слышит”. Почему не их вина?
6. К кому обращено стихотворение (см. первую строфу)? Слышит ли жизнь природы лирический субъект?
7. Выступления учащихся
9. Д/з. Сопоставьте стихи Тютчева об осени со стихотворениями Пушкина "Осень", "19 октября", фрагментами об осени из романа "Евгений Онегин". Есть ли здесь основания для сопоставления? Можно ли говорить о пушкинской традиции в стихах Тютчева?
Фёдор
Тютчев
Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Поток сгустился и тускнеет»
Точное время создания стихотворения «Поток сгустился и тускнеет…» до сих пор не выяснено. Литературоведы относят его к 1830-м годам. В 1836-ом Тютчев отослал текст произведения князю Ивану Сергеевичу Гагарину, с которым познакомился в Мюнхене. Немногим позже стихотворение было впервые опубликовано в известном литературном и общественно-политическом журнале «Современник», основанном Пушкиным.
Федор Иванович — признанный певец природы. Его пейзажная лирика — истинная жемчужина русской поэзии девятнадцатого века. Порой при помощи обращения к красотам природы Тютчев раскрывает сложный внутренний мир человека. К таким стихотворениям относится и «Поток сгустился и тускнеет…». В первой части произведения перед читателями предстает небольшая пейзажная зарисовка. Поэт изображает бессмертную жизнь ключа, которую не в силах прервать даже сильный холод. Во втором восьмистишии речь идет о человеке. Аналогии между миром внутренним и окружающей действительностью Тютчев проводит посредством образного параллелизма. Холод способен сковывать не только воду, но и человеческую душу. Тогда в осиротелой груди перестает рождаться юношеское веселье. При этом Федор Иванович противопоставляет законы природы (естественные) человеческим законам (искусственно созданным). Холод, превращающий поток в лед, — явление закономерное и неизбежное. К «хладу бытия» у поэта отношение негативное. Он считает его злом, способным убить душу. Тем не менее, финал стихотворения Тютчев сделал позитивным: Но подо льдистою корой Еще есть жизнь, еще есть ропот — И внятно слышится порой Ключа таинственного шепот.
Тютчева принято считать представителем «чистого искусства» — литературного направления, которое провозглашало независимость художественных произведений от политической ситуации, общественных настроений и так далее. Термин «искусство ради искусства» родом из эпохи романтизма. Одним из первых его начал употреблять известный французский поэт Теофиль Готье. В России новое направление наиболее активно развивалось в середине девятнадцатого столетия. Теоретиком «чистого искусства» в нашей стране был писатель, критик и переводчик Александр Дружинин. Его идеи оказались близки не только Тютчеву, но также Фету, Майкову, Полонскому, Григорьеву. В 1856-1858 гг. под сильным влиянием воззрений Дружинина находился Лев Толстой.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «Кто, волны, вас остановил»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Забытая деревня»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Муза»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Несжатая полоса»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Памяти Белинского»
Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом,
И гаснет цвет, и звук немеет
В оцепененье ледяном, –
Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может:
Она всё льется и, журча,
Молчанье мертвое тревожит.