Анализ стихотворения Тютчева Полдень

Анализ стихотворения Тютчева «Полдень»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Полдень № 1

Природа всегда присутствовала в творчестве Тютчева. Даже в стихотворениях, поднимающих иную тему, будь то философская или любовная, автор все равно навязчиво касался темы природы в сравнениях, в качестве фона, используя метафоры… Но в большинстве этих стихотворений Тютчева привлекали переломные моменты существования природы: время, когда один сезон года сменяет другой, когда поднимается заря, когда на небе появляются первые вечерние блики. В этих моментах он видел нечто особое: вроде бы они повторяются каждый день, но в то же время каждый раз они являются особыми, не похожими на то, что было вчера и будет впереди.

Пример

Такому же переломному моменту в течение времени посвящено и стихотворение Тютчева «Полдень». Точное время создания произведения не известно, но по подписям сделанным автором, по манере написания стихотворение принято относить к промежутку творчества поэта от 1927 до 1930 года.

Стихотворение, совсем небольшое по размеру, отсылает читателя к древнегреческой мифологии: в произведении упомянуто имя бога Пан и нимфы. Пан – бог дикой природы и плодородия, все свое время он проводил в обществе нимф. Нимфы – духи природы, прекрасные девы, жившие в лесах на деревьях, у родников и в горных пещерах. Пока Пан веселился с нимфами, все в природе росло, цвело, созревало. Как только Пан засыпал, то засыпала и природа.

В стихотворении Тютчева мифология Древней Греции органично соединилась с описанием русской природы. Природа показана живой, она «дышит». Прием олицетворения характерен для пейзажной лирики Тютчева. В данном произведении это подчеркивается рядом олицетворений, практически идущих одно за другим — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». А каждому действию добавляется одно наречие — «лениво», намекающее на спокойствие пейзажа при мнимой быстротечности.

«Полдень» — зарисовка очень точная и значительная. Всего в двух четверостишиях Тютчеву удалось передать читателю атмосферу жаркого полдня, когда уже ничего не хочется делать, когда хочется лишь лежать и отдыхать. Маленькое стихотворение наполнено интимностью, непринужденностью и красотой, что заставляет прочитать его не один раз.

Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».

Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».

Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво»: лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит», «река лениво катится»), а также с помощью метафоры («полдень дышит») вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств: метафоры («дышит полдень»), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет»), эпитетов («полдень мглистый», «тверди пламенной и чистой», «дремота жаркая»), инверсии («катится река», «тают облака», «дышит полдень»), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река»).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака», «лениво дышит полдень», «лениво катится река». Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).

Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.

Более новые статьи:

Анализ стихотворения Тютчева Полдень

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Полдень № 2

Анализ содержания стихотворения Ф.И. Тютчева «Полдень».

Ф.И. Тютчев — поэт-философ, который отразил в своём твор­честве собственное отношение к миру, мирозданию, полагая, что всё сущее на Земле и в Космосе управляется мощной сози­дательной силой по имени Мировая Душа. Природа, по мысли Тютчева, часть этого мира, наиболее светлая, наиболее гармо­нично выстроенная.

Тема стихотворения — изображение южного пейзажа в жар­кий полдень где-то на берегах Адриатики. Вспоминается кар­тина Карла Брюллова «Итальянский полдень». Налицо близость тем: жара, томление в неподвижном воздухе, природное изо­билие. Почему природа может позволить себе быть «ленивой»? Потому, что она вечна, ей во времени нет предела, и силы её не­иссякаемы. Эта мысль отражает проблематику стихотворения.

Пан, божество лесов и полей, — олицетворение вечно живой, обновляющейся природы и вместе с тем её часть.

Вот почему стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» — при­мер не только пейзажной, но и философской лирики.

Каков же лирический герой стихотворения? Это конечно же близкий по мироощущению самому поэту человек-мыслитель. Он в окружении изображённого пейзажа и как сторонний на­блюдатель вне его.

Описание безмолвного, напоённого солнцем пейзажа дано в ровных, спокойных тонах — под стать разлитому в природе настроению. Пафос стихотворения — спокойное созерцание грандиозной картины мироздания и размышления о ней (здесь «пафос» — чувство).

Описанный в стихотворении пейзаж, реальный, зримый, привычен. Он заключает в себе систему образов стихотворения: полдень, зной, медленные воды реки, лениво тающие облака и совершенно естественно возникающий на этом фоне образ древнего божества, олицетворяющего природу, — Пана.

Но почему так неспешно, лениво живёт природа? Почему же не тревожат её поиски, страсти, боли людские? А.С. Пушкин писал о предназначении «равнодушной» природы — «красою вечною сиять».

Не раз повторяющееся в стихотворении наречие «лениво» передаёт это состояние неподвижности, равнодушия и покоя.

Стихотворение написано двухстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифма перекрёстная. Ещё её определение — точная. Число одинаковых звуков, гласных и со­гласных, в рифмующихся словах максимальное.

Стихотворение содержит предложения с обратным порядком слов, инверсией. Автор добивается того, что слово звучит более ярко, оно более веско подчёркнуто логически.

Повторяющиеся звуки м, н, р, н (одна группа), а также т, д, б (вторая группа) придают строчкам мягкое для слуха звучание и являют собой пример аллитерации.

Перед нами маленький шедевр философской лирики Тют­чева, отражающий «пейзаж души» лирического героя.

Здесь искали:
  • тютчев полдень анализ
  • анализ стихотворения тютчева полдень
  • анализ стихотворения полдень

«Полдень» Ф.Тютчев

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Полдень № 3

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Анализ стихотворения Тютчева «Полдень»

Пейзажная лирика — самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами. Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан — бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания — великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать. Вместе с ним засыпала и вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух. В миниатюре «Полдень» Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы. Эту интересную и странную особенность подметил еще Андрей Белый.

Для пейзажной лирики Тютчева чрезвычайно важным было одушевление природы. И дело здесь не только в использовании олицетворений, что вообще характерно практически для любой поэзии. Федор Иванович искренне считал природу одухотворенной. В рассматриваемом стихотворении подчеркивается это целым рядом словосочетаний — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». Причем к каждому глаголу прибавляется одно-единственное наречие — «лениво». Отношение Тютчева к природе прекрасно выражено в более позднем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836). В этом произведении поэт утверждает, что в ней есть душа, свобода, любовь, язык.

«Полдень» — зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать, когда лучшее времяпрепровождении — дремота. Пан в стихотворении характеризуется определением «великий», но образ его при этом лишен «литературного» привкуса. Возникает даже своеобразная интимность. Создается ощущение, что Тютчев самолично застал древнегреческого бога за полуденным отдыхом.

Николай Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» 1850 года высоко оценивает пейзажную лирику Федора Ивановича. По его мнению, ключевое достоинство стихотворений Тютчева — живое, грациозное, пластически-верное изображение природы. В качестве одного из примеров Некрасов как раз приводит «Полдень».

«Полдень», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».

Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».

Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков ) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво». лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит». «река лениво катится» ), а также с помощью метафоры («полдень дышит» ) вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств. метафоры («дышит полдень» ), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет» ), эпитетов («полдень мглистый». «тверди пламенной и чистой». «дремота жаркая» ), инверсии («катится река». «тают облака». «дышит полдень» ), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река» ).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака». «лениво дышит полдень». «лениво катится река». Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится ).

Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.

Послушайте стихотворение Тютчева Полдень

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Полдень

Анализ стихотворения Тютчева Полдень

Настроение произведения Полдень

Полдень