Анализ стихотворения Тютчева Песок сыпучий по колени
Анализ стиха "Песок сыпучий по колени". Дайти анализ плиииз
darya mol Ученик (106), закрыт 4 года назад
Зинаида Женчевская Высший разум (182790) 5 лет назад
На первый взгляд, стихотворение Ф. И. Тютчева «Песок сыпучий по колени… » можно отнести к пейзажной лирике. Ночной лес, звездное небо, уходящая в чащу дорога – всё это вызывает в нашем воображении картины природы. Путники едут долго, с заходом солнца пейзаж постепенно меняется, и привычные места выглядят уже совершенно по-другому:
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень…
В этих строках чувствуется какая-то неясная тревога, мир как бы постепенно становится таинственным, незнакомым, а может быть, и опасным. Недаром эта картина навевает грусть на героя стихотворения:
Черней и чаще бор глубокий –
Какие грустные места!
Чувствуется, что на много вёрст вокруг нет ни одной живой.
aleks Petrov Ученик (182) 1 год назад
На первый взгляд, стихотворение Ф. И. Тютчева «Песок сыпучий по колени… » можно отнести к пейзажной лирике. Ночной лес, звездное небо, уходящая в чащу дорога – всё это вызывает в нашем воображении картины природы. Путники едут долго, с заходом солнца пейзаж постепенно меняется, и привычные места выглядят уже совершенно по-другому:
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень…
В этих строках чувствуется какая-то неясная тревога, мир как бы постепенно становится таинственным, незнакомым, а может быть, и опасным. Недаром эта картина навевает грусть на героя стихотворения:
Черней и чаще бор глубокий –
Какие грустные места!
Чувствуется, что на много вёрст вокруг нет ни одной живой.
Ф.И. Тютчев "Песок сыпучий по колени. "
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА «Песок сыпучий по колени… »
Песок сыпучий по колени…
Мы едем – поздно – меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий –
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
1830
На первый взгляд, стихотворение Ф.И.Тютчева «Песок сыпучий по колени…» можно отнести к пейзажной лирике. Ночной лес, звездное небо, уходящая в чащу дорога – всё это вызывает в нашем воображении картины природы. Путники едут долго, с заходом солнца пейзаж постепенно меняется, и привычные места выглядят уже совершенно по-другому:
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень…
В этих строках чувствуется какая-то неясная тревога, мир как бы постепенно становится таинственным, незнакомым, а может быть, и опасным. Недаром эта картина навевает грусть на героя стихотворения:
Черней и чаще бор глубокий –
Какие грустные места!
Чувствуется, что на много вёрст вокруг нет ни одной живой души, а лес с каждым шагом становится всё более мрачным и даже враждебным человеку. Это впечатление ещё усиливается следующими строками:
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
Так и кажется, что что-то огромное, живое сопровождает путников… И ночь, и лес, и тени деревьев – всё противопоставлено человеку, который случайно оказался в чужом, таинственном мире. Метафора «ночь хмурая», олицетворение «ночь глядит» ещё больше подчеркивают сходство природы с одушевленным существом. А эпитет «зверь стоокий» заставляет почувствовать, как мал человек по сравнению с окружающим миром. В такие мгновения одинокие путники, наверное, ощущают себя лишь крошечной, беспомощной песчинкой…
Но мне кажется, что определение «стоокий» больше подходит к образу ночного неба, усеянного яркими звездами: именно они смотрят вниз, на Землю, на путников… И в этот момент понимаешь, что стихотворение «Песок сыпучий по колени…» не просто пейзажное – в нем скрыт глубокий философский смысл: сама Земля - такая же мелкая песчинка, летящая во Вселенной. Границы стихотворения как бы раздвигаются: это уже не просто песчаная дорога в ночном лесу, а путь целой планеты, которая так же одиноко движется в бесконечном пространстве.
В этом стихотворении, как и во многих стихах Тютчева, как бы два плана: те образы, что мы видим (ночь, лес, дорога, песок), и те, которые возникают в нашем воображении (звездное небо, Вселенная, Земля). Любое лирическое стихотворение каждый прочитает по-своему… Я думаю, что именно такие стихи помогают человеку почувствовать себя частицей природы или даже Вселенной.
Бесплатная помощь с домашними заданиями
Нужно найти в стихах Тютчева: эпитеты,сравнения,метафоры и олицетворения
1 стих
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
2 стих
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
3 стих
Тихой ночью, поздним летом,
Ка́к на небе звезды рдеют,
Ка́к под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной.
4 стих
Песок сыпучий по колени.
Мы едем – поздно – меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий –
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
Что ты хочешь узнать?
Конспект урока по литературе: «Содружество звёзд, зверей и людей» в поэзии Ф.И.Тютчева
Размер файла: 25.18 Кбайт
образовательная: познакомить обучающихся с особенностями восприятия природы Ф.И.Тютчевым;
воспитательная: воспитывать чуткое отношение к окружающему миру;
развивающая: развивать аналитические способности обучающихся.
репродукции (на выбор учителя)
музыкальное сопровождение (на выбор учителя)
иллюстрированные карточки для обучающихся
Странички поэзии. Замечательные мгновения…
«Содружество звёзд, зверей и людей» в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа. в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.И. Тютчев)
Я могу ручаться, что маленькую книжечку стихов Тютчева каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями поэтического гения. ( Н.А. Некрасов)
Вступительная эвристическая беседа с обучающими.
Современник Ф.И. Тютчева поэт Н.А. Некрасов писал: «Я могу ручаться, что маленькую книжечку стихов Тютчева каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями поэтического гения».
Как думаете, почему?
Поэт писал на вечные темы, о том, что близко сердцу каждого человека: о любви, Родине, природе. Многие поэты уподобляли природу живому существу, но именно у Тютчева она превратилась в самостоятельный, многоголосый, «стоокий» мир.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа. в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Душа… Душа природы… Какая она? Попробуем сегодня на уроке.
Анализ литературного материала.
Анализ стихотворения «Весенняя гроза»
Замечательное стихотворения «Весенняя гроза» с детства знают наизусть многие поколения читателей. Возможно, и кто-то из вас, ребята?
Кто прочтёт его наизусть?
Каким настроением наполнено стихотворение? Укажите слова-опоры. (Светлое, радостное, природа ликует, радуется, веселится. Слова-опоры: резвяся и играя, раскаты молодые, поток проворный, вторит весело)
Стихотворение небольшое по объёму. Зачем, на ваш взгляд, автор употребляет так много глаголов? (Создаётся иллюзия движения. Не статичная, замершая картина, а динамично развивающаяся. Действия меняются, словно кадры фильма. Это один из приёмов одушевления природы.)
Попробуем найти художественные средства, которые использует автор. Для чего их использует поэт? (Использование всех художественных средств в данном стихотворении подчинено одной цели – одушевление природы)
В поэзии, особенно в небольшом стихотворении, смысл и значение каждого слова неимоверно возрастает. Поэтому Тютчев, как и другие большие поэты, с повышенным вниманием относится к любому слову стихотворения. Впервые «Весенняя гроза» появилась в печати в 20-е годы 19 века и разительно отличалась от окончательной редакции текста. Сравним. Какие изменения и дополнения внёс автор? Что дала такая переработка? ( Больше жизни, динамика, свежесть и радость. Появилась аллитерация)
Вывод. Картина грозы выглядит светло и радостно – природа ликует, играет, забавляется.
Анализ стихотворений «Песок сыпучий по колени…» и «Тихой ночью, поздним летом…» (работа в парах, оформленная на карточках для каждой, с последующей фронтальной проверкой)
Взгляд поэта может отметить не только чарующие, гармоничные картины, но и скупые детали ночной природы. Даже скромный среднерусский пейзаж может выглядеть торжественным и загадочным, если его коснётся своим крылом воспетая Тютчевым мысль.
«Песок сыпучий по колени…»
Какие слова помогают поэту выразить чувства в этой зарисовке? Какова роль восклицательных предложений? ( Поздно, меркнет день, тени, черней, грустные места, ночь хмурая, стоокий зверь. Эти слова-опоры создают грустное настроение, путника гложут печаль и отчаяние. Восклицательные предложения усиливают чувства гнетущие)
Найдите эпитеты и сравнения, определите их роль. (Эпитеты: грустные места, стоокий зверь, хмурая ночь. Сравнение: хмурая ночь, как зверь стоокий)
Какую картину мог бы написать живописец, прочитав это стихотворение? ( Тёмные краски, нет просвета, мгла, всё застилающая)
«Тихой ночью, поздним летом…»
Какими художественными средствами автор передаёт восхищение картиной звёздной ночи? Какие эпитеты показались неожиданными, особенно выразительными? (Эпитеты: сумрачный свет, дремлющие нивы, золотистые волны, нивы усыплённо-безмолвны. Метафора: волны, убелённые луной.)
В чём особенность построения предложений, составляющих стихотворение? Какая интонация соответствует такой синтаксической форме? ( Использование многоточий, которые, придают недосказанность, загадочность, очарование)
Какую картину мог бы написать живописец, прочитав это стихотворение? ( Очаровательная, прекрасная ночь, полная таинств и волшебства)
Анализ стихотворения «Как неожиданно и ярко…»
В лирике Тютчева часто явления природы сопоставляются с чувствами и душевным состоянием человека, его судьбой, как, например, в данном стихотворении.
Выразительное чтение стихотворения с последующим мини-конкурсом чтецов.
Сопоставление каких двух явлений наблюдается в этом стихотворении? ( Радуга, словно чудо, охватывает полнеба совсем ненадолго, принося счастье и радость. Так и добрые человеческие чувства: охватывают душу лишь на несколько мгновений, но даже уходя, оставляют в памяти тёплые воспоминания иногда на годы)
Творческая работа «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…»
Картины природы издавна вдохновляли творческих людей на создание неповторимых произведений искусства. Поэт рисует их словами. Художник – кистью и красками. Наверное, вы уже обратили внимание на импровизированную выставку репродукций, каждая из которых неповторима.
Очень хочется верить, что сегодняшний урок не пройдёт для вас бесследно. Может быть, по дороге домой вы увидите особенную природную зарисовку… Возможно даже, кто-то из вас воскликнет или подумает : «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…» Ведь как часто мы не замечаем красоты окружающего мира. А ведь чем больше красоты в жизни человека, тем больше доброты, душевного тепла он дарит близким.
Уверена, что каждому из вас есть, что рассказать о таком мгновении… Предлагаю вам оформить свои мысли письменно.
завершить и оформить творческую работу;
выучить одно из стихотворений наизусть.
Опубликовано 19.12.15 в 04:52
"Песок сыпучий по колени…"
Другие редакции и варианты
3 И сосен придорожных тени
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 5 об.
Автографы (2) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 5 об. и 2 об.
Первая публикация — Совр. 1837. Т. VI. С. 397, под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии», под номером XXVI, с подписью «Ф.Т.» (общей). Затем — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 4; Изд. 1854. С. 4; Изд. 1868. С. 7; Изд. СПб. 1886. С. 81; Изд. 1900. С. 74.
Печатается по беловому автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 243.
Черновой карандашный автограф (л. 5 об.) имеет заглавие «Дорогой»; третья строка — «И сосен придорожных тени». Во втором, беловом, автографе (л. 2 об.) помета «дорогой» заключена в скобки, третья строка в ином варианте: «И сосен, по дороге, тени», сохраняющемся в печатных текстах. Отличительная особенность авторских знаков препинания — повтор тире (как и в стих. «Через ливонские я проезжал поля…». см. коммент. С. 385). В стих. «Песок сыпучий по колени…» этим знаком оканчиваются 1, 2, 5, 8-я строки; тире вошло и в середину строки: «Мы едем — поздно — меркнет день —». Черновой карандашный автограф — на одном сдвоенном листе со стих. «Через ливонские я проезжал поля», «Сей день, я помню, для меня…», «Альпы»; беловой автограф — в одном ряду со стихотворениями, написанными на двух одноформатных листах бумаги и одним почерком; стихотворения пронумерованы (там же).
Первое издание имеет помету после текста — «1830 (дорогой)», не разделено на строфы. Но в последующих изданиях стихотворение печатается с разделением на строфы. Тютчевские синтаксические знаки в основном не сохраняются: тире заменяются многоточиями, точкой с запятой или точкой.
Датируется октябрем 1830 г.; создано на обратном пути из Петербурга в Мюнхен.
Стихотворение привлекло Н.А. Некрасова: «Два заключительные стиха последнего стихотворения, подчеркнутые нами, одни составляют целую превосходную картину. Кто не согласится, что рядом с ним эти похожие стихи Лермонтова:
И миллионом темных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветки каждого куста, —
значительно теряют в своей оригинальности и выразительности» (Некрасов. С. 207).
Л.Н. Толстой отметил стихотворение буквой «К» (Красота) (ТЕ. С. 145). В.Я. Брюсов (О Тютчеве. РА. 1900. Кн. 1. № 1–4. С. 410) отозвался таким образом: «Замечательный образ Тютчева «Ночь хмурая, как зверь стоокий, / Глядит из каждого куста» — взят из Гёте: Wo Finsterniss aus dem Gesträuche / Mit hundert schwarzen Augen sah. (см. коммент. к стих. «Весеннее успокоение». С. 420).
Р.Ф. Брандт (Материалы. С. 34), указав на сходство образов Тютчева и Лермонтова, заметил, что «заимствовался» образ Лермонтовым. Однако более прав Брюсов, сославшийся на первоисточник.