Анализ стихотворения Тютчева Пейзажного стихотворения

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние воды"

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Пейзажного стихотворения № 1

Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней
Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью.
Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана – землю и воду.
В первой части слышим шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды. Ф. Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт хочет ещё многое сказать о весенней воде.
Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней.
Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.
В стихотворении Ф.Тютчева зима и весна олицетворены. «Зима недаром злится», Зима – «ведьма злая», бесится, злится, хлопочет, ворчит на Весну, бросает в неё снег. Весна – «прекрасное дитя», в окно стучится, гонит Зиму со двора и хохочет ей в глаза. В стихотворении смена времён года осмыслена в соответствии с народно-поэтическими представлениями как борьба двух врагов.

Загрузка...

23330 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Стихотворения / Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние воды"

Смотрите также по произведению "Стихотворения":

Анализ стихотворения Федора Тютчева "Листья"

Анализ стихотворения Федора Тютчева "Листья"

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Пейзажного стихотворения № 2

Федор Иванович Тютчев – поэт, провозглашающий идеи романтизма, который сформировался в поэзии примерно к середине 19-го века. Тем не менее, первые стихи этого автора были написаны еще до путешествия за пределы русской границы, которое впоследствии изменило взгляды автора на русскую литературу. К ранним стихотворениям Федора Тютчева и относится произведение «Листья», написанное в 1830 году, когда автору только исполнилось 17 лет. С первой строфы данное произведение можно причислить к пейзажной лирике, т.к. Тютчев описывает зимний лес, «закутавшийся в снег». Однако, стоит заметить, что дальнейшее описание природы немного странное: не чувствуется ни восхищения, ни умиления природными красотами. Более того, Тютчев указывает на то, что на фоне снежных сугробов зеленые иглы елей и сосен смотрятся мертвыми и жалкими:
«Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа»
По мнению Ф. Тютчева, гораздо честнее поступают осины и березы – их листья падают на землю. когда приходит время. И только некоторые из них даже в зимнее время виднеются из-за снежных шапок, что выглядит весьма печально и удручающе. Вторая часть стихотворения "Листья" - это как бы сравнительный анализ сущности человека и природы. Несмотря на свою очевидную молодость, автор произведения чувствует себя в душе намного старше, поэтому и пишет, что и он, и его сверстники – «легкое племя», подчеркивает кратковременность жизни, сравнивая это всё с природой:
«Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим…»
Люди, подобно листьям, радуются ветру, солнцу, росе.
«Но птички отпели, цветы отцвели», - пишет автор. Этим он намекает на то, что юность проходит мимолетно, зрелость же приносит много разочарований, а старость – зачастую осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает Тютчев. Естественно, процесс стремительного течения жизненных лет невозможно приостановить. По мнению поэта, жизнь в пожилом возрасте еще и теряет свой смысл. Не осознавая того, что с каждым прожитым годом человек становится хотя бы на толику мудрее, юный Федор Тютчев в конце жизни видит лишь разочарование и противится тому, чтобы испытать его на личном опыте. Поэтому, источая юношеский максимализм, автор призывает ветер срывать пожелтевшие листья с веток, думая, что людям в старости благоразумнее завершить свой земной путь, отправиться в вечное странствие, нежели мешать окружающим.«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», - через эту строку автор передает свое отношение к старости. Автор был убежден, что будет умирать молодым, ему не доведется испытать то разочарование и потерю смысла жизни, что, по его мнению, присуще престарелому возрасту. Он рассчитывает на то, что жизнь его оборвется внезапно, не оставляя времени для того, чтобы сожалеть о её скоротечности. Но не стоит предаваться унынию, мало ли что написал неразумный юноша (тем более, что сам он прожил 70 лет). Проводя анализ слога, можно сказать, что стихотворение Федора Тютчева «Листья» состоит из 4-х строф по 8 строк в каждой. Количество знаменательных слов примерно равно в каждой из строф. Стопа – трёхсложная, ударение на 2-м слоге. Данное произведение не только о природе, но и об отношении к жизни, о том, что можно назвать настоящей жизнью, по мнению автора. Значит, стихотворение не только пейзажное, но еще и относится к философской лирике. Чему же оно нас учит? Скорее всего, не задумываться о том, что жизнь коротка и напрасна, важнее – стремиться заполнить её светом, не примиряться с серостью каждого прожитого дня, приносить в мир красоту и добро.

Просмотров. 23295 | Рейтинг. 4.2 / 30

Пейзажная лирика Федора Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Пейзажного стихотворения № 3

17 декабря 2015

Ф. И. Тютчев известен тем, что всегда воспевал красочные пейзажи природы, романтику природных явлений. Поэт считал, что человек преимущественно негативно влияет на природу, используя ее в своих неблагородных целях. Люди словно слабые существа в душе и действуют, опираясь на свои первичные потребности и неосознанные желания. Человеческое поведение противоречиво и одновременно нестабильно.

Природу он представлял как целостное единство, действующее по определенным закономерностям. Природа – нечто величественное и спокойное. В своих произведениях, таких как, например, «Снежные горы» или в стихотворении «Летний вечер», Тютчев передает настроение тишины и спокойствия.

Благодаря своей чувственности, Тютчев точно подбирал эпитеты и сравнения, передающие настроение природы. Он умел необычайно плавно переходить от утра к вечеру или от зимы к весне. Умение правильно сопоставлять слова рождает шедевр в виде прекрасных стихов. В пример можно привести «Снежные горы»:

… И между тем как полусонный Наш дольний мир, лишенный сил… Когда читаешь эти строки, представляется то, как нетронутая природа полностью отстраняется от всего человеческого. Ей все равно на проблемы человека, она погружается во мглу. Оказавшись темной ночью в тихих лесных дебрях, можно прочувствовать то, насколько спокойна природа вокруг. Лишь где-то далеко, может быть, поет ночная птица. Природа вообще не может проявлять интерес к человеческим пристрастиям, она сама вечность.

Однако Тютчев не говорит о том, что единство природы и людей невозможно. Он был бы рад, если б людям удавалось понять и принять как саму природу, так и ее явления. Так, в произведении «Осенний вечер» говорится о необъяснимом волшебстве увядания окружающей природы, то же самое чувство посещает и лирического героя.

Стихотворение Тютчева «Весенняя гроза» пронзает необычайным чувством радости и новизны. Это настроение передают слова «смех», «проворный». Первая гроза – момент расцвета природы, буйство красок и позитивных эмоций. Автор наглядно показывает, как природа может радовать людей, даря им небывалые эмоции.

В стихотворении «Море и утес», наоборот, передана тяжелая эмоция. Помимо прекрасной стороны природы, есть другая – агрессивная. Здесь сила природы направлена на разрушение. Природа имеет мощную силу, недостижимую человеком, и она может свою силу использовать. Такой многообразной, противоречивой и неподвластной представлял природу Ф. И. Тютчев.

Пейзажно-философская лирика Ф.И. Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Пейзажного стихотворения № 4Цели урока:
  • раскрыть особенности поэтического восприятия мира природы; умение работать с
  • критической статьей, составлять аннотацию;
  • отрабатывать навыки анализа лирического произведения;
  • воспитывать внимательное отношение к природе, чувство любви к поэзии.

Начало урока посвящаем тому, что говорим о Ф.И.Тютчеве как поэте-мыслителе, останавливаемся на своеобразии поэтического восприятия мира природы. Отмечаем, что этот мир воплощает глубокие, напряженные раздумья поэта о жизни и смерти, о неразделимости человека и природы; Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека ещё на заре его существования. Для поэта-философа природа – средство постижения Вселенной, возможность приоткрыть тайны мироздания. Свои чувства он выражает словами:

Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Проверка домашнего задания. Работа с критической статьей Н.А.Некрасова “Русские второстепенные поэты”: конспект и аннотация.

Тютчевская лирика природы получила широкий литературный резонанс. Н.А.Некрасов, исследовав его творчество, опубликовал в первом номере журнала “Современник” за 1850 год статью “Русские второстепенные поэты”.

– Кратко изложите суть статьи Н.А.Некрасова.

Пример аннотации учащегося: “В критической статье Н.А.Некрасова ?Русские второстепенные поэты" содержится развернутая оценка творчества Ф.И.Тютчева, в котором автор отмечает глубину и оригинальность поэтической мысли, смело ставя его в один ряд с величайшими национальными поэтами. Обобщающий смысл стихов Тютчева Некрасов видит в общечеловеческих переживаниях, размышлениях о вечности природы, в специфически русских состояниях души”.

– Обратимся к конспекту статьи. Зачитайте высказывания Некрасова о тютчевских стихотворения о природе. Что отмечает в них поэт и критик?

“Главное достоинство стихотворений г. Ф.Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие неуловимые черты и оттенки её, и все это превосходно отражается в его стихотворениях”;

“Любовь к природе, сочувствие к ней, полное пониманье её и уменье мастерски воспроизводить её многообразные явления – вот главные черты таланта г.Ф.Т”.

– Как Некрасов объясняет название своей статьи?

“…Несмотря на заглавие наших статей (Русские ?второстепенные" поэты), мы решительно относим талант г. Ф.Т-ва к русским первостепенным поэтическим талантам и повторяем только здесь наше сожаление, что он написал слишком мало”.

Следует отметить, что многие знали Тютчева как прекрасного дипломата и совсем не знали как поэта. Именно “Современник”, где он начинает активно печатается, дает возможность читающей публике познакомиться с его творчеством. А первый сборник стихотворений выходит в свет лишь в 1854 году.

Обращаю внимание, что пейзажную лирику поэта называют пейзажно-философской. В ней нашли отражение его глубокие мысли: с одной стороны, Тютчев говорит о бессилии человека и всемогуществе мироздания (возникает тема Хаоса), с другой, воспринимает природу как воплощение красоты и гармонии (тема слияния человека и природы).

Сообщаю, что главным на сегодняшнем уроке станет раскрытие идейного содержания стихотворений с целью выявления философского начала. Останавливаемся на двух стихотворениях каждого направления, отмечаем образные параллели, пытаемся понять “язык природы”.

В стихотворении “В небе тают облака. ” поэт, наслаждаясь красотой летнего дня, размышляет о вечности.

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искрится река,
И поля дышать на зное.

Учащиеся отмечают, это небольшое стихотворение, написанное в окрестностях Овстуга, вместило все приметы жаркого российского деревенского лета: и тишина (“немые дубровы”), и краски (“белеющие поля”), и ароматы (“веет запахом медовым”), и жара (“Час от часу жар сильней”), и прохлада (“в искрах катится река”); чувствуется, что лирический герой восхищается и наслаждается природой. Но это стихотворение не только о прелести летнего дня (“Чудный день!”), поэт-философ размышляет о вечности природы, о нетленности красоты: “Пройдут века – / Так же будут, в вечном строе! Течь и искрится река,/И поля дышать на зное”. В этом и заключен философский смысл стихотворения.

“Темная” сущность природы в стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной?” обнажает роковые хаотические ее силы.

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно.
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке –
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовых звуки.
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться.
О! бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится.

В первой строфе учащиеся выделяют образ ветра, в котором лирический герой слышит “странный, глухо-жалобный” голос. Этот голос отзывается в его сердце, но до конца остается непонятен: “Твердишь о непонятной муке”. Во второй строфе этот образ ассоциируется с вселенским хаосом: “Про древний хаос, про родимый!”. Подчеркиваем, что тема хаоса – “исконного начала всякого бытия” – волнует лирического героя. Отмечаем, что двойственность человека проявляется в том, что, с одной стороны, стихия ветра (“воешь, взрываешь, неистовые звуки”, “страшные песни”) пугает его, с другой, –он “с беспредельным жаждет слиться”. Эти противоречия и наполняют стихотворение философским содержанием.

Раскрыв содержание нескольких стихотворений, отметив их философичность, учащиеся получают аналогичное письменное задание для самостоятельной работы:

– Проследите, как в стихотворении “Нет, моего к тебе пристрастья. ” лирический герой переживает счастье единения с весенним светлым миром. Как вы поняли философский смысл стихотворения?

Интерпретация, как правило, не вызывает затруднений; несколько творческих работ проверяем в классе, отмечаем лучшие.

Подробный анализ стихотворения – домашнее задание. На выбор предлагаю два: “Тени сизые сместились. ” и “Осенний вечер”.

Человек и природа в лирике Тютчева. Пейзажная лирика Тютчева

Автор гениальных строк о России, которую не измерить общим аршином, по словам К. Пигарева (литературовед, внук Ф. И. Тютчева), воспринимается людьми, прежде всего как уникальный певец природы. В годы советской власти творчеству этого поэта не уделялось должного внимания из-за его общественной позиции, лишь вскользь упоминалась пейзажная лирика Тютчева. В наше время его поэзия признана драгоценнейшим достоянием русской классической литературы, и автор гениальных строк заслуженно становится особо цитируемым. Но все равно, поэтическое творчество этого знаменитого острослова и тонкого мыслителя остается не до конца изученным и по достоинству оцененным.

Уникальное достояние

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - академик и дипломат, приверженец традиционных ценностей и порядка, которые он отстаивал в своей публицистической деятельности, был тонким лириком, беззаветно любящим русскую природу. У этого удивительного поэта есть потрясающие политические стихи, такие как, например, «Современное», но человек и природа в лирике Тютчева обращают на себя особое внимание и поклонников творчества поэта, и критиков. Сам автор своему поэтическому творчеству не придавал особого значения, но оно, состоящее из более чем 400 стихотворений, всегда привлекало к себе умных и талантливых литературоведов, каким был Юрий Николаевич Тынянов. Он, как и И. Аксаков, оценил наследие поэта по достоинству. А Фет, отдавая дань значимости творчества поэта, написал на книге стихотворений Тютчева такие слова: «Вот эта книга небольшая, томов премногих тяжелей.»

Прекрасные и содержательные

Пейзажная лирика Тютчева всех периодов творчества отражают чувства великого поэта, вызываемые русской природой, которую он любил беззаветно. Она всегда настраивала его на особый радостный лад, восхищала и успокаивала. Ф. И. Тютчев никогда не описывал грязи и недостатков, не называл Россию «немытой» - ему это было не свойственно. Уныния, навеянного природой, в его стихах нет и в помине. А некоторые, по словам Ю. Тынянова, «фрагменты» (или «сжатые оды» - так литературовед называл тютчевские стихи из-за их максимальной насыщенности и напряженности) звучат радостным торжествующим гимном – например, всем известное стихотворение «Весенняя гроза».

Приоритет природы

И человек, и природа в лирике Тютчева осмысленны по-особому. Поэт наделяет природу человеческими чувствами и особенностями. Он утверждает, что сам человек может быть счастлив только в слиянии с природой. А если он находится не в ладу с ней, то глубоко несчастлив, но вины природы в этом нет. Это homo sapiens, впитавший в себя зло хаоса, живет противоестественной жизнью, будучи не в состоянии понять и пустить в сердце благодатный мир природы.

Великолепие и многогранность окружающего мира

Человек и природа в лирике Тютчева подвержены страстям и бурям, в которых поэт пытается разобраться, постичь их. В своем творчестве Тютчев является и художником, и композитором – так живописны и музыкальны его стихи. Познакомившись с поэзией Тютчева, забыть ее невозможно. По словам И. Тургенева, о Тютчеве не думает лишь тот, кто не знаком с его творчеством. Поэт, восхищаясь природой, всегда находит в ней что-то неведомое, что сулит интересные открытия и только положительные эмоции. А обыденное и приземленное не способно нести в себе никакой радости.

Неповторимая и самодостаточная

Федор Иванович был абсолютно прав, считая источником всех бед именно человека - существо слабое, дисгармоничное, не способное справиться со своими страстями и пороками, несущее в природу разрушение. Тогда как она вся живет только по всемирному закону торжествующей жизни. Пейзажная лирика Тютчева воспевает самодостаточность и величавое спокойствие природы, лишенной раздирающих страстей. Существуют стихии, но это явления, обусловленные жизнью природы, а не ее злонамеренностью. Да и не воспевал Тютчев цунами и извержение вулканов – он был патриот в самом высоком значении этого слова и любил именно русскую природу. Некоторые исследователи считают что термину «пейзажная лирика» Тютчева больше соответствует словосочетание «пейзажно-философская».

Стихи о любви

Определенное место в наследии занимает лирика Тютчева. Стихи о любви у него, если можно так сказать, высоконравственные. Аристократ духа, он не любил выставлять напоказ свой внутренний мир, считая это постыдным. Но его известные абсолютно всем строки – «Я встретил Вас, и все былое в отжившем сердце ожило…» - свидетельствуют о способности писать о любви простыми словами, за которыми скрывается большое чувство. Ф. И. Тютчев воспевает то чувство, которое зажигает звезды, возвышенное и прекрасное. У современных циников, оно, возможно, вызывает неприятие – достаточно просмотреть «отзывы». Но такие высказывания лишь подтверждают то, о чем писал поэт – человек есть носитель зла на земле.

Многоликая и динамичная

Основные мотивы лирики Тютчева лишены надуманности. Человек со всем своим многообразием чувств, природа, неразгаданная, таинственная, но совершенная и прекрасная, любовь к женщине и Родине – все наполнено драматизмом, но взято из реальной жизни. Поэт не устает любоваться миром, ему ничто не наскучивает, ничто не утомляет. Он пытается воспеть изменчивую многоликую природу во всех ее проявлениях, запечатлеть момент перехода одной картины в другую.

Живая природа

Выше уже отмечались особенности изображения природы в лирике Тютчева. Это тождественность души человека, его чувств и переживаний явлениям внешнего мира, и одушевленность природы. Ф. И. Тютчев постоянно проводит параллели между различными периодами человеческой жизни, состояния его души и явлениями природы. Это один из его основных художественных приемов. Одушевление природы подчеркивается такими словами, например, как «дух уснул». Сам поэт называет природу не слепком и бездушным ликом, а чем-то таким, что способно свободно дышать, любить и рассказывать обо всем этом неравнодушному, тонко чувствующему человеку.

Единое целое

Тема природы в лирике Тютчева является основной и ведущей. Он находит для описания ее удивительные, берущие за душу слова, например, «божественная стыдливость страдания». Так поэт отзывается об осени, о тихом увядании природы. А как он описывает солнечный луч, который «ухватился за одеяло», или чего стоят его слова о вечере – «изнемогло движенье, труд уснул…». Мало кому под силу находить такие слова.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек и природа в лирике Тютчева связаны незримой нитью в единое целое. И, несмотря на то, что иногда человек пытается оторваться от целостности мира и божественного начала, он непременно осознает, что по-настоящему счастлив и спокоен он может быть только став единым целым с матерью-природой. Некоторые исследователи отмечали космичность поэзии Тютчева. О ней писал С. Л. Франк, говоря, что в стихах поэта отражены идеи русского космизма. О космосе действительно у поэта достаточно упоминаний, например, «…и мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены…».

Послушать стихотворение Тютчева Пейзажного

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Пейзажного стихотворения

Анализ стихотворения Тютчева Пейзажного стихотворения