Анализ стихотворения Тютчева Одиночество
Тютчевиана
Ф. И. Тютчев. Одиночество
Как часто, бросив взор с утесистой вершины,
Сажусь задумчивый в тени древес густой,
И развиваются передо мной
Разнообразные вечерние картины!
Здесь пенится река, долины красота,
И тщетно в мрачну даль за ней стремится око;
Там дремлющая зыбь лазурного пруда
Светлеет в тишине глубокой.
По темной зелени дерёв
Зари последний луч еще приметно бродит,
Луна медлительно с полуночи восходит
На колеснице облаков,
И с колокольни одинокой
Разнесся благовест протяжный и глухой;
Прохожий слушает, – и колокол далекий
С последним шумом дня сливает голос свой.
Прекрасен мир! Но восхищенью
В иссохшем сердце места нет.
По чуждой мне земле скитаюсь сирой тенью,
И мертвого согреть бессилен солнца свет.
С холма на холм скользит мой взор унылый
И гаснет медленно в ужасной пустоте;
Но, ах, где стречу то, что б взор остановило?
И счастья нет, при всей природы красоте.
И вы, мои поля, и рощи, и долины,
Вы мертвы! И от вас дух жизни улетел!
И что мне в вас теперь, бездушные картины.
Нет в мире одного – и мир весь опустел.
Встает ли день, нощные ль сходят тени –
И мрак и свет противны мне.
Моя судьба не знает изменений –
И горесть вечная в душевной глубине!
Но долго ль страннику томиться в заточенье.
Когда на лучший мир покину дольный прах,
Тот мир, где нет сирот, где вере исполненье,
Где солнцы истины в нетленных небесах.
Тогда, быть может, прояснится
Надежд таинственных спасительный предмет,
К чему душа и здесь еще стремится
И токмо там, в отчизне, обоймет.
Как светло сонмы звезд пылают надо мною,
Живые мысли божества!
Какая ночь сгустилась над землею,
И как земля, в виду небес, мертва.
Встает гроза, и вихрь, и лист крутит пустынный!
И мне, и мне, как мертвому листу,
Пора из жизненной долины, –
Умчите ж, бурные, умчите сироту.
Между 1820 и мартом 1822, <1823>
Одиночество
Стихотворение Федора Тютчева
(Из A.Ламартина) Как часто, бросив взор с утесистой вершины, Сажусь задумчивый в тени древес густой, И развиваются передо мной Разнообразные вечерние картины! Здесь пенится река, долины красота, И тщетно в мрачну даль за ней стремится око; Там дремлющая зыбь лазурного пруда Светлеет в тишине глубокой. По темной зелени дерев Зари последний луч еще приметно бродит, Луна медлительно с полуночи восходит На колеснице облаков, И с колокольни одинокой Разнесся благовест протяжный и глухой; Прохожий слушает,— и колокол далекий С последним шумом дня сливает голос свой. Прекрасен мир! Но восхищенью В иссохшем сердце места нет.
По чуждой мне земле скитаюсь сирой тенью, И мертвого согреть бессилен солнца свет. С холма на холм скользит мой взор унылый И гаснет медленно в ужасной пустоте; Но, ах, где встречу то, что б взор остановило? И счастья нет, при всей природы красоте. И вы, мои поля, и рощи, и долины, Вы мертвы! И от вас дух жизни улетел! И что мне в вас теперь, бездушные картины. Нет в мире одного — и мир весь опустел. Встает ли день, нощные ль сходят тени,— И мрак и свет противны мне. Моя судьба не знает изменений — И горесть вечная в душевной глубине! Но долго ль страннику томиться в заточенье. Когда на лучший мир покину дольный прах, Тот мир, где нет сирот, где вере исполненье, Где солнцы истинны в нетленных небесах. Тогда, быть может, прояснится Надежд таинственных спасительный предмет, К чему душа и здесь еще стремится, И токмо там, в отчизне, обоймет. Как светло сонмы звезд пылают надо мною, Живые мысли Божества! Какая ночь сгустилась над землею, И как земля, в виду небес, мертва. Встает гроза, и вихрь, и лист крутят пустынный! И мне, и мне, как мертвому листу, Пора из жизненной долины,— Умчите ж, бурные, умчите сироту.
Ф.И.Тютчев. Полное собрание стихотворений.
Ленинград, "Советский писатель", 1957.
сделайте пожалуйста анализ стихотворения Тютчева "Бессонница"
Benmore Ученик (183), закрыт 3 года назад
сделайте пожалуйста анализ стихотворения Тютчева "Бессонница"
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой,
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали.
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
Семен Соловьев Знаток (497) 5 лет назад
Тютчеву было свойственно трагическое мировосприятие. Он изображал мир стоящим на грани катастрофы, чувствовал конечность не только человеческой жизни, но даже времени и пространства. Поэт всегда ощущал над собой власть времени. Именно неумолимый его ход - тема стихотворения "Бессонница".
Первая строфа создает звуковой, слышимый образ: "Часов однообразный бой". Четырехстопный ямб с безударным окончанием каждой второй строки (женская рифма) создает ощущение монотонности, повторяемости происходящего. Ночью, считает Тютчев, обнажены все чувства, человека охватывают "страхи и мглы" ("День и ночь"), человек оказывается беззащитным перед хаосом ("Святая ночь на небосклон взошла"), но ему становится внятен язык ночи, "равно для всех чужой" и одновременно "внятный каждому, как совесть". Во второй строфе конкретные бытовые явления и факты (бой часов, ночь) приобретают иной смысл, более обобщенный, философский. "Часов однообразный бой" воспринимается лирическим героем как "глухие времени стенанья", "пророчески-прощальный глас", а "томительная ночи повесть" разрастается до образа "всемирного молчанья". Бессонница пробуждает фантазию, воображение лирического героя. Исследователь Пигарев замечает, что со второй строфы в стихотворении начинает звучать мысль о распаде связи времен, поэт говорит от имени человека, который "выпал" из времени.
Если в первой и второй строфах как бы звучит вопрос ("Кто без тоски внимал из нас. "), то в третьей поэт утверждает: пророчество времени о конечности каждого из нас - роковое, неотвратимое. "Неотразимый Рок" настигает всех, и помощи человеку ждать неоткуда: "Мы. покинуты" природой на "нас самих". Страшное одиночество, с которым сталкивается человек, ничем не искупается (как, скажем, это было у Лермонтова в стихотворении "Выхожу один я на дорогу", где человек все-таки обретает гармонию с природой, хоть и не в реальной жизни). У Тютчева человек видит безысходность своего положения: он стоит над бездной, над пропастью, "на краю земли", а позади - "наша жизнь", "век и друзья", которые уже скрылись, "как призрак" в "сумрачной дали". Если Пушкин приветствует "младое племя" ("Здравствуй, племя младое, незнакомое! ") как продолжение жизни, без малейшей скорби, то у Тютчева "младое племя" не символ надежды, а лишь еще одно поколение, которому суждено исчезнуть в бездне. Кроме того, поэт пишет, что "младому племени" нет дела до предшествующего поколения, оно "на солнце расцвело" и пока не думает о том, что его ждет. Здесь снова возникает мотив времени, причем в контексте стихотворения это звучит так: "А нас, друзья, и наше время // Давно забвеньем занесло! ". В одном ряду оказываются сам лирический герой, его поколение и само их время, которому тоже суждено кануть в лету.
В финале стихотворения вновь возникает образ времени, но теперь этот образ наполнен новым значением: это "металла голос погребальный", оплакивающий уходящих из жизни и памяти. Таким образом, "Бессонница" имеет кольцевую композицию: поэтическая мысль прошла по кругу и возвратилась к началу, но уже на ином уровне. Не просто "часов однообразный бой", не просто "томительная ночи повесть" - предмет изображения в стихотворении, а погребальный, оплакивающий всех живущих голос времени и "повесть" о неизбежном конце каждого.
Стихи Тютчева
Великий русский поэт 19 столетия, Федор Иванович Тютчев, написал множество великолепных стихотворений, наполненных особым смыслом и чувствами. Автор выбирал разные темы для создания очередного творения, однако в целом, его творческую деятельность можно разделить на два основных этапа.
Первый период творчества, датированный периодом с 1810 по 1820 годы, характеризуется философским направлением. Второй рассвет лирических мыслей наблюдается в более зрелые годы. В этот период поэт все больше размышляет о своем непосредственном призвании в этом мире, о сущности бытия и других важных аспектах жизни человека. В стихотворениях явно рассматривается сложность чувств и переменчивость настроения автора. Чтобы выразить сложный мир человеческой души, Федор Иванович Тютчев использует всевозможные ассоциации и реальные образы природы, меняющей свой облик каждое время года. Он сравнивал ее с настроением обычного человека, показывал, как близки их чувства, основанные на постоянной переменчивости.
Поэзия Федора Тютчева создана на необычайном сочетании живописных образов, красочных палитр и звукописей. Он ярко демонстрирует художественные образы, мастерски передает незримую таинственность внутреннего мира, используя эффектную диалектику природных явлений.
Изучая лирические произведения Тютчева от самых ранних творений, до стихов, написанных в последние годы жизни, можно проследить эволюционную последовательность основного смысла и смены настроения.
Поэзия Федора Ивановича несравнима в исполнении, она имеет характерные особенности и оригинальный поэтический смысл, не подвластный другим известным авторам. Его философская лирика, выстроенная на слитых образах мира и природы, действует на читателя проникновенно. Великолепные стихотворения, основанные на превосходном сочетании рифм, интересны для разносторонней публики. Как известно, творчество гениального автора, изучается по школьной программе. Дети с увлечением читают стихи известного русского поэта, разучивают на память мелодичные строки, наполненные особым смыслом.
Тютчев – искусный мастер поэзии, нашедший в самых обыкновенных явлениях природы очень важную суть. Красота окружающего мира замечается не всегда, мы воспринимаем это явление как нечто обычное и неприхотливое. Автор попытался заглянуть поглубже, и заметил нечто большее, что и передал в своих философских ритмичных произведениях каждому читателю, интересующемуся поэзией великолепных мастеров 19 века.
Лирическая поэзия Федора Ивановича многогранна и возвышена, она построена на удивительном сочетании простого и сложного, доброго и злого, радостного и грустного…
«О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым, доказывая, что он не чувствует поэзии»
И. С. Тургенев
Анализ стихотворения «Весенняя гроза»
Явным родоначальником романтизма в русской литературе 19 столетия является Тютчев. Неоднократные поездки заграницу и длительные годы проживания вдали от родной земли, позволили великому автору умело соединить традиции славянского народа с национальным творчеством западного мира. Это невероятное слияние поспособствовало созданию необычайно увлекательных поэтических произведений, наполненных гармоничной красотой, яркими образами и неповторимым светом.
Стихотворение «Весенняя гроза», известное каждому русскому гражданину еще со школьной скамьи, было написано в середине 50-х годов 19 столетия, когда гениальный поэт уже находился в достаточно зрелом возрасте. В этом произведении, автор концентрирует внимание на одном мгновении жизни, используя для передачи своих мыслей майскую грозу.
Уже с первых строк стихотворения, чувствуется огромное восхищение поэта, его любовь к этому времени года и природному явлению. Он философски размышляет над, казалось бы, обыденными вещами, представляя обычный майский дождь как явное очищение земли от длительной зимней спячки, готовящейся к прекрасному пробуждению.
Весенняя гроза в этом стихотворении сравнима с молодыми людьми, достаточно беззаботными и беспечными в силу своего возраста. Тютчев достаточно ярко представил майский гром, который можно смело сравнить с этапом духовного становления молодого юноши. Этот невероятный всплеск эмоций, первые шаги во взрослую жизнь, переосмысление ценностей и другие важные черты, характерные для взрослеющего поколения, удачно выражены природными явлениями.
«Весенняя гроза» - великолепное стихотворение русского поэта, в котором просматривается не только тонкая параллель между жизнью обычного человека и природой, но и другая, достаточно важная суть. Читая строки этого творения, можно прочувствовать ностальгические мотивы автора, выражающего глубокие воспоминания о своей ушедшей молодости, о тех прекрасных временах, когда в душе преобладала только вера, надежда и любовь.
Последнее четверостишье отличается приподнятостью образов, автор внедряет в природные мотивы оригинальный эпос древнегреческого народа, что преобразует лирическое произведение особым мифическим сюжетом.
«Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Анализ стихотворения «Бессонница»
Еще в молодые годы Федор Иванович Тютчев стал задумываться о быстротечности человеческой жизни. Подобные мысли часто тревожили великого русского поэта, и эти размышления он искусно передал в интригующем стихотворении «Бессонница», написанном в 1829 году.
К этому моменту, Тютчев успел построить довольно успешную дипломатическую карьеру, выделился, как талантливый автор в литературном обществе, а также успел устроить личную жизнь, женившись на молодой графине Э. Петерсон, родившей преуспевающему мужу трех прекрасных дочерей.
Насыщенный круговорот дневной жизни сугубо изменялся в ночные часы, когда активный молодой специалист мог побыть в одиночестве, наедине с мыслями. В эти часы он размышлял о своем предназначении и часто задавался вопросом – ради чего он живет? К чему он стремится и что пытается получить от этой жизни?
Казалось бы, странные философские рассуждения для 26-летнего молодого человека, имеющего все то, о чем другие могут только мечтать: великолепная карьера, известность в творчестве, крепкая семья…Но, видимо, все эти достижения не были достаточными для самоудовлетворения собственных желаний.
Тютчеву всегда казалось, что в его жизни не хватает чего-то очень главного, но он никак не мог понять, что именно ему требуется для настоящего счастья. Только спустя годы, он наконец-то разглядит то, к чему стремился на протяжении всех предыдущих лет жизни. Поэт стал веровать в Бога, и это поклонение позволило ему осознать истинную суть каждого человека, который и должен строить свою судьбу на прочном и надежном фундаменте – на искренней вере во Всевышнего.
Теперь поэт стал по-настоящему счастлив, однако в некоторые периоды, его все же посещают чувства непреодолимой тоски и скверного беспокойства. Эти болезненные переживания, периодически терзающие душу, Федор Иванович и передал в своем великолепном стихотворении «Бессонница».
Главный образ данного поэтического творения – часы, отмеривающие время жизни каждого живущего на этой земле. Их «прощальный глас» предрекает быстротечность жизненных лет, уходящих стремительно и безвозвратно. Незаметно для каждого, пробьет тот час, когда придется сделать выводы и пересмотреть свою жизнь, обдумывая возможные упущения и созданные ошибки. Ни одному человеку не удастся избежать этой роковой минуты. Когда ровно в полночь часы отмерят пройденный этап, каждый может задуматься о том, что было еще вчера и что ждет нас впереди.
Сочиняя это стихотворение, автор четко понимает, что все самое главное в его судьбе уже свершилось и ожидать каких-то неожиданных изменений в будущем, уже не приходиться. Он соглашается со своей долей, но огорчается другим, неизменимым поворотом, основанным приходом нового поколения, по-юношески дерзкого и достаточно самоуверенного.
Тютчев пытается указать на важную истину: каждый живущий на этой земле переживает только за себя, и никому нет дела до происходящего вокруг. Пока мы молодые, мы живем беспечно и уверенно, а засматриваясь на стариков, даже не пытаемся сделать верное умозаключение. Однако у каждого из нас функционируют часы жизни, которые плавно и преднамеренно высчитывают наш жизненный час…
В стихотворении «Бессонница» Федор Иванович переосмысливает свои стремления и мечты в прошлом. Он пытается вспомнить каждую мелочь, чтобы успеть воплотить в жизнь все самое заветное и желанное.
Бессонница
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
Возможно, жизнь замечательно русского поэта покажется для многих прекрасной и счастливой, но в действительности, Тютчеву пришлось пережить много роковых событий, оставлявших кровавый след в душе проникновенного романтика. В еще молодом возрасте ему пришлось похоронить свою первую жену. А в зрелые годы, судьба вновь преподнесла автору трагичный подарок – ушла из жизни его самая большая любовь, Елена Денисьева. Именно этой женщине талантливый поэт 19 века посвятил многочисленные стихотворения об искренней и взаимной любви, которые были опубликованы в легендарном сборнике стихов «Денисьевский цикл».
Не раз ты слышала признанье:
"Не стою я любви твоей".
Пускай мое она созданье –
Но как я беден перед ней.
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе –
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе.
Когда порой так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,
Где спит она – твое рожденье –
Твой безымянный херувим, –
Пойми ж и ты мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.
Стихотворение Тютчева Ф.И.
«Одиночество»
"Одиночество"
(Из A.Ламартина)
Как часто, бросив взор с утесистой вершины,
Сажусь задумчивый в тени древес густой,
И развиваются передо мной
Разнообразные вечерние картины!
Здесь пенится река, долины красота,
И тщетно в мрачну даль за ней стремится око;
Там дремлющая зыбь лазурного пруда
Светлеет в тишине глубокой.
По темной зелени дерев
Зари последний луч еще приметно бродит,
Луна медлительно с полуночи восходит
На колеснице облаков,
И с колокольни одинокой
Разнесся благовест протяжный и глухой;
Прохожий слушает,— и колокол далекий
С последним шумом дня сливает голос свой.
Прекрасен мир! Но восхищенью
В иссохшем сердце места нет.
По чуждой мне земле скитаюсь сирой тенью,
И мертвого согреть бессилен солнца свет.
С холма на холм скользит мой взор унылый
И гаснет медленно в ужасной пустоте;
Но, ах, где встречу то, что б взор остановило?
И счастья нет, при всей природы красоте.
И вы, мои поля, и рощи, и долины,
Вы мертвы! И от вас дух жизни улетел!
И что мне в вас теперь, бездушные картины.
Нет в мире одного — и мир весь опустел.
Встает ли день, нощные ль сходят тени,—
И мрак и свет противны мне.
Моя судьба не знает изменений —
И горесть вечная в душевной глубине!
Но долго ль страннику томиться в заточенье.
Когда на лучший мир покину дольный прах,
Тот мир, где нет сирот, где вере исполненье,
Где солнцы истинны в нетленных небесах.
Тогда, быть может, прояснится
Надежд таинственных спасительный предмет,
К чему душа и здесь еще стремится,
И токмо там, в отчизне, обоймет.
Как светло сонмы звезд пылают надо мною,
Живые мысли Божества!
Какая ночь сгустилась над землею,
И как земля, в виду небес, мертва.
Встает гроза, и вихрь, и лист крутят пустынный!
И мне, и мне, как мертвому листу,
Пора из жизненной долины,—
Умчите ж, бурные, умчите сироту.
Стихотворение Тютчева Ф.И. - Одиночество
См. также Федор Тютчев - стихи (Тютчев Ф. И.) :
О Дунай, и пароходы
О Дунай, и пароходы Ныне рыщут по тебе.
О.И.Орловой-Давыдовой
Здесь, где дары судьбы освящены душой, Оправданы благотвореньем, Нево.