Анализ стихотворения Тютчева Одиночество

Тютчевиана

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Одиночество № 1

Ф. И. Тютчев. Одиночество

Как часто, бросив взор с утесистой вершины,
Сажусь задумчивый в тени древес густой,
И развиваются передо мной
Разнообразные вечерние картины!
Здесь пенится река, долины красота,
И тщетно в мрачну даль за ней стремится око;
Там дремлющая зыбь лазурного пруда
Светлеет в тишине глубокой.
По темной зелени дерёв
Зари последний луч еще приметно бродит,
Луна медлительно с полуночи восходит
На колеснице облаков,
И с колокольни одинокой
Разнесся благовест протяжный и глухой;
Прохожий слушает, – и колокол далекий
С последним шумом дня сливает голос свой.

Прекрасен мир! Но восхищенью
В иссохшем сердце места нет.
По чуждой мне земле скитаюсь сирой тенью,
И мертвого согреть бессилен солнца свет.
С холма на холм скользит мой взор унылый
И гаснет медленно в ужасной пустоте;
Но, ах, где стречу то, что б взор остановило?
И счастья нет, при всей природы красоте.
И вы, мои поля, и рощи, и долины,
Вы мертвы! И от вас дух жизни улетел!
И что мне в вас теперь, бездушные картины.
Нет в мире одного – и мир весь опустел.
Встает ли день, нощные ль сходят тени –
И мрак и свет противны мне.
Моя судьба не знает изменений –
И горесть вечная в душевной глубине!
Но долго ль страннику томиться в заточенье.
Когда на лучший мир покину дольный прах,
Тот мир, где нет сирот, где вере исполненье,
Где солнцы истины в нетленных небесах.
Тогда, быть может, прояснится
Надежд таинственных спасительный предмет,
К чему душа и здесь еще стремится
И токмо там, в отчизне, обоймет.
Как светло сонмы звезд пылают надо мною,
Живые мысли божества!
Какая ночь сгустилась над землею,
И как земля, в виду небес, мертва.
Встает гроза, и вихрь, и лист крутит пустынный!
И мне, и мне, как мертвому листу,
Пора из жизненной долины, –
Умчите ж, бурные, умчите сироту.

Загрузка...

Между 1820 и мартом 1822, <1823>

Одиночество
Стихотворение Федора Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Одиночество № 2

(Из A.Ламартина) Как часто, бросив взор с утесистой вершины, Сажусь задумчивый в тени древес густой, И развиваются передо мной Разнообразные вечерние картины! Здесь пенится река, долины красота, И тщетно в мрачну даль за ней стремится око; Там дремлющая зыбь лазурного пруда Светлеет в тишине глубокой. По темной зелени дерев Зари последний луч еще приметно бродит, Луна медлительно с полуночи восходит На колеснице облаков, И с колокольни одинокой Разнесся благовест протяжный и глухой; Прохожий слушает,— и колокол далекий С последним шумом дня сливает голос свой. Прекрасен мир! Но восхищенью В иссохшем сердце места нет.

По чуждой мне земле скитаюсь сирой тенью, И мертвого согреть бессилен солнца свет. С холма на холм скользит мой взор унылый И гаснет медленно в ужасной пустоте; Но, ах, где встречу то, что б взор остановило? И счастья нет, при всей природы красоте. И вы, мои поля, и рощи, и долины, Вы мертвы! И от вас дух жизни улетел! И что мне в вас теперь, бездушные картины. Нет в мире одного — и мир весь опустел. Встает ли день, нощные ль сходят тени,— И мрак и свет противны мне. Моя судьба не знает изменений — И горесть вечная в душевной глубине! Но долго ль страннику томиться в заточенье. Когда на лучший мир покину дольный прах, Тот мир, где нет сирот, где вере исполненье, Где солнцы истинны в нетленных небесах. Тогда, быть может, прояснится Надежд таинственных спасительный предмет, К чему душа и здесь еще стремится, И токмо там, в отчизне, обоймет. Как светло сонмы звезд пылают надо мною, Живые мысли Божества! Какая ночь сгустилась над землею, И как земля, в виду небес, мертва. Встает гроза, и вихрь, и лист крутят пустынный! И мне, и мне, как мертвому листу, Пора из жизненной долины,— Умчите ж, бурные, умчите сироту.

Ф.И.Тютчев. Полное собрание стихотворений.
Ленинград, "Советский писатель", 1957.

сделайте пожалуйста анализ стихотворения Тютчева "Бессонница"

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Одиночество № 3

Benmore Ученик (183), закрыт 3 года назад

сделайте пожалуйста анализ стихотворения Тютчева "Бессонница"

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой,
Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали.

И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

Семен Соловьев Знаток (497) 5 лет назад

Тютчеву было свойственно трагическое мировосприятие. Он изображал мир стоящим на грани катастрофы, чувствовал конечность не только человеческой жизни, но даже времени и пространства. Поэт всегда ощущал над собой власть времени. Именно неумолимый его ход - тема стихотворения "Бессонница".
Первая строфа создает звуковой, слышимый образ: "Часов однообразный бой". Четырехстопный ямб с безударным окончанием каждой второй строки (женская рифма) создает ощущение монотонности, повторяемости происходящего. Ночью, считает Тютчев, обнажены все чувства, человека охватывают "страхи и мглы" ("День и ночь"), человек оказывается беззащитным перед хаосом ("Святая ночь на небосклон взошла"), но ему становится внятен язык ночи, "равно для всех чужой" и одновременно "внятный каждому, как совесть". Во второй строфе конкретные бытовые явления и факты (бой часов, ночь) приобретают иной смысл, более обобщенный, философский. "Часов однообразный бой" воспринимается лирическим героем как "глухие времени стенанья", "пророчески-прощальный глас", а "томительная ночи повесть" разрастается до образа "всемирного молчанья". Бессонница пробуждает фантазию, воображение лирического героя. Исследователь Пигарев замечает, что со второй строфы в стихотворении начинает звучать мысль о распаде связи времен, поэт говорит от имени человека, который "выпал" из времени.
Если в первой и второй строфах как бы звучит вопрос ("Кто без тоски внимал из нас. "), то в третьей поэт утверждает: пророчество времени о конечности каждого из нас - роковое, неотвратимое. "Неотразимый Рок" настигает всех, и помощи человеку ждать неоткуда: "Мы. покинуты" природой на "нас самих". Страшное одиночество, с которым сталкивается человек, ничем не искупается (как, скажем, это было у Лермонтова в стихотворении "Выхожу один я на дорогу", где человек все-таки обретает гармонию с природой, хоть и не в реальной жизни). У Тютчева человек видит безысходность своего положения: он стоит над бездной, над пропастью, "на краю земли", а позади - "наша жизнь", "век и друзья", которые уже скрылись, "как призрак" в "сумрачной дали". Если Пушкин приветствует "младое племя" ("Здравствуй, племя младое, незнакомое! ") как продолжение жизни, без малейшей скорби, то у Тютчева "младое племя" не символ надежды, а лишь еще одно поколение, которому суждено исчезнуть в бездне. Кроме того, поэт пишет, что "младому племени" нет дела до предшествующего поколения, оно "на солнце расцвело" и пока не думает о том, что его ждет. Здесь снова возникает мотив времени, причем в контексте стихотворения это звучит так: "А нас, друзья, и наше время // Давно забвеньем занесло! ". В одном ряду оказываются сам лирический герой, его поколение и само их время, которому тоже суждено кануть в лету.
В финале стихотворения вновь возникает образ времени, но теперь этот образ наполнен новым значением: это "металла голос погребальный", оплакивающий уходящих из жизни и памяти. Таким образом, "Бессонница" имеет кольцевую композицию: поэтическая мысль прошла по кругу и возвратилась к началу, но уже на ином уровне. Не просто "часов однообразный бой", не просто "томительная ночи повесть" - предмет изображения в стихотворении, а погребальный, оплакивающий всех живущих голос времени и "повесть" о неизбежном конце каждого.

Стихи Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Одиночество № 4

Великий русский поэт 19 столетия, Федор Иванович Тютчев, написал множество великолепных стихотворений, наполненных особым смыслом и чувствами. Автор выбирал разные темы для создания очередного творения, однако в целом, его творческую деятельность можно разделить на два основных этапа.

Первый период творчества, датированный периодом с 1810 по 1820 годы, характеризуется философским направлением. Второй рассвет лирических мыслей наблюдается в более зрелые годы. В этот период поэт все больше размышляет о своем непосредственном призвании в этом мире, о сущности бытия и других важных аспектах жизни человека. В стихотворениях явно рассматривается сложность чувств и переменчивость настроения автора. Чтобы выразить сложный мир человеческой души, Федор Иванович Тютчев использует всевозможные ассоциации и реальные образы природы, меняющей свой облик каждое время года. Он сравнивал ее с настроением обычного человека, показывал, как близки их чувства, основанные на постоянной переменчивости.

Поэзия Федора Тютчева создана на необычайном сочетании живописных образов, красочных палитр и звукописей. Он ярко демонстрирует художественные образы, мастерски передает незримую таинственность внутреннего мира, используя эффектную диалектику природных явлений.
Изучая лирические произведения Тютчева от самых ранних творений, до стихов, написанных в последние годы жизни, можно проследить эволюционную последовательность основного смысла и смены настроения.

Поэзия Федора Ивановича несравнима в исполнении, она имеет характерные особенности и оригинальный поэтический смысл, не подвластный другим известным авторам. Его философская лирика, выстроенная на слитых образах мира и природы, действует на читателя проникновенно. Великолепные стихотворения, основанные на превосходном сочетании рифм, интересны для разносторонней публики. Как известно, творчество гениального автора, изучается по школьной программе. Дети с увлечением читают стихи известного русского поэта, разучивают на память мелодичные строки, наполненные особым смыслом.

Тютчев – искусный мастер поэзии, нашедший в самых обыкновенных явлениях природы очень важную суть. Красота окружающего мира замечается не всегда, мы воспринимаем это явление как нечто обычное и неприхотливое. Автор попытался заглянуть поглубже, и заметил нечто большее, что и передал в своих философских ритмичных произведениях каждому читателю, интересующемуся поэзией великолепных мастеров 19 века.
Лирическая поэзия Федора Ивановича многогранна и возвышена, она построена на удивительном сочетании простого и сложного, доброго и злого, радостного и грустного…

«О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым, доказывая, что он не чувствует поэзии»
И. С. Тургенев

Анализ стихотворения «Весенняя гроза»


Явным родоначальником романтизма в русской литературе 19 столетия является Тютчев. Неоднократные поездки заграницу и длительные годы проживания вдали от родной земли, позволили великому автору умело соединить традиции славянского народа с национальным творчеством западного мира. Это невероятное слияние поспособствовало созданию необычайно увлекательных поэтических произведений, наполненных гармоничной красотой, яркими образами и неповторимым светом.

Стихотворение «Весенняя гроза», известное каждому русскому гражданину еще со школьной скамьи, было написано в середине 50-х годов 19 столетия, когда гениальный поэт уже находился в достаточно зрелом возрасте. В этом произведении, автор концентрирует внимание на одном мгновении жизни, используя для передачи своих мыслей майскую грозу.

Уже с первых строк стихотворения, чувствуется огромное восхищение поэта, его любовь к этому времени года и природному явлению. Он философски размышляет над, казалось бы, обыденными вещами, представляя обычный майский дождь как явное очищение земли от длительной зимней спячки, готовящейся к прекрасному пробуждению.

Весенняя гроза в этом стихотворении сравнима с молодыми людьми, достаточно беззаботными и беспечными в силу своего возраста. Тютчев достаточно ярко представил майский гром, который можно смело сравнить с этапом духовного становления молодого юноши. Этот невероятный всплеск эмоций, первые шаги во взрослую жизнь, переосмысление ценностей и другие важные черты, характерные для взрослеющего поколения, удачно выражены природными явлениями.

«Весенняя гроза» - великолепное стихотворение русского поэта, в котором просматривается не только тонкая параллель между жизнью обычного человека и природой, но и другая, достаточно важная суть. Читая строки этого творения, можно прочувствовать ностальгические мотивы автора, выражающего глубокие воспоминания о своей ушедшей молодости, о тех прекрасных временах, когда в душе преобладала только вера, надежда и любовь.

Последнее четверостишье отличается приподнятостью образов, автор внедряет в природные мотивы оригинальный эпос древнегреческого народа, что преобразует лирическое произведение особым мифическим сюжетом.

«Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Анализ стихотворения «Бессонница»


Еще в молодые годы Федор Иванович Тютчев стал задумываться о быстротечности человеческой жизни. Подобные мысли часто тревожили великого русского поэта, и эти размышления он искусно передал в интригующем стихотворении «Бессонница», написанном в 1829 году.

К этому моменту, Тютчев успел построить довольно успешную дипломатическую карьеру, выделился, как талантливый автор в литературном обществе, а также успел устроить личную жизнь, женившись на молодой графине Э. Петерсон, родившей преуспевающему мужу трех прекрасных дочерей.

Насыщенный круговорот дневной жизни сугубо изменялся в ночные часы, когда активный молодой специалист мог побыть в одиночестве, наедине с мыслями. В эти часы он размышлял о своем предназначении и часто задавался вопросом – ради чего он живет? К чему он стремится и что пытается получить от этой жизни?

Казалось бы, странные философские рассуждения для 26-летнего молодого человека, имеющего все то, о чем другие могут только мечтать: великолепная карьера, известность в творчестве, крепкая семья…Но, видимо, все эти достижения не были достаточными для самоудовлетворения собственных желаний.

Тютчеву всегда казалось, что в его жизни не хватает чего-то очень главного, но он никак не мог понять, что именно ему требуется для настоящего счастья. Только спустя годы, он наконец-то разглядит то, к чему стремился на протяжении всех предыдущих лет жизни. Поэт стал веровать в Бога, и это поклонение позволило ему осознать истинную суть каждого человека, который и должен строить свою судьбу на прочном и надежном фундаменте – на искренней вере во Всевышнего.

Теперь поэт стал по-настоящему счастлив, однако в некоторые периоды, его все же посещают чувства непреодолимой тоски и скверного беспокойства. Эти болезненные переживания, периодически терзающие душу, Федор Иванович и передал в своем великолепном стихотворении «Бессонница».

Главный образ данного поэтического творения – часы, отмеривающие время жизни каждого живущего на этой земле. Их «прощальный глас» предрекает быстротечность жизненных лет, уходящих стремительно и безвозвратно. Незаметно для каждого, пробьет тот час, когда придется сделать выводы и пересмотреть свою жизнь, обдумывая возможные упущения и созданные ошибки. Ни одному человеку не удастся избежать этой роковой минуты. Когда ровно в полночь часы отмерят пройденный этап, каждый может задуматься о том, что было еще вчера и что ждет нас впереди.

Сочиняя это стихотворение, автор четко понимает, что все самое главное в его судьбе уже свершилось и ожидать каких-то неожиданных изменений в будущем, уже не приходиться. Он соглашается со своей долей, но огорчается другим, неизменимым поворотом, основанным приходом нового поколения, по-юношески дерзкого и достаточно самоуверенного.

Тютчев пытается указать на важную истину: каждый живущий на этой земле переживает только за себя, и никому нет дела до происходящего вокруг. Пока мы молодые, мы живем беспечно и уверенно, а засматриваясь на стариков, даже не пытаемся сделать верное умозаключение. Однако у каждого из нас функционируют часы жизни, которые плавно и преднамеренно высчитывают наш жизненный час…

В стихотворении «Бессонница» Федор Иванович переосмысливает свои стремления и мечты в прошлом. Он пытается вспомнить каждую мелочь, чтобы успеть воплотить в жизнь все самое заветное и желанное.

Бессонница

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

Возможно, жизнь замечательно русского поэта покажется для многих прекрасной и счастливой, но в действительности, Тютчеву пришлось пережить много роковых событий, оставлявших кровавый след в душе проникновенного романтика. В еще молодом возрасте ему пришлось похоронить свою первую жену. А в зрелые годы, судьба вновь преподнесла автору трагичный подарок – ушла из жизни его самая большая любовь, Елена Денисьева. Именно этой женщине талантливый поэт 19 века посвятил многочисленные стихотворения об искренней и взаимной любви, которые были опубликованы в легендарном сборнике стихов «Денисьевский цикл».

Не раз ты слышала признанье:
"Не стою я любви твоей".
Пускай мое она созданье –
Но как я беден перед ней.
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе –
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе.
Когда порой так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,
Где спит она – твое рожденье –
Твой безымянный херувим, –
Пойми ж и ты мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.

Стихотворение Тютчева Ф.И.
«Одиночество»

"Одиночество"

(Из A.Ламартина)
Как часто, бросив взор с утесистой вершины,
Сажусь задумчивый в тени древес густой,
И развиваются передо мной
Разнообразные вечерние картины!
Здесь пенится река, долины красота,
И тщетно в мрачну даль за ней стремится око;
Там дремлющая зыбь лазурного пруда
Светлеет в тишине глубокой.
По темной зелени дерев
Зари последний луч еще приметно бродит,
Луна медлительно с полуночи восходит
На колеснице облаков,
И с колокольни одинокой
Разнесся благовест протяжный и глухой;
Прохожий слушает,— и колокол далекий
С последним шумом дня сливает голос свой.
Прекрасен мир! Но восхищенью
В иссохшем сердце места нет.
По чуждой мне земле скитаюсь сирой тенью,
И мертвого согреть бессилен солнца свет.
С холма на холм скользит мой взор унылый
И гаснет медленно в ужасной пустоте;
Но, ах, где встречу то, что б взор остановило?
И счастья нет, при всей природы красоте.
И вы, мои поля, и рощи, и долины,
Вы мертвы! И от вас дух жизни улетел!
И что мне в вас теперь, бездушные картины.
Нет в мире одного — и мир весь опустел.
Встает ли день, нощные ль сходят тени,—
И мрак и свет противны мне.
Моя судьба не знает изменений —
И горесть вечная в душевной глубине!
Но долго ль страннику томиться в заточенье.
Когда на лучший мир покину дольный прах,
Тот мир, где нет сирот, где вере исполненье,
Где солнцы истинны в нетленных небесах.
Тогда, быть может, прояснится
Надежд таинственных спасительный предмет,
К чему душа и здесь еще стремится,
И токмо там, в отчизне, обоймет.
Как светло сонмы звезд пылают надо мною,
Живые мысли Божества!
Какая ночь сгустилась над землею,
И как земля, в виду небес, мертва.
Встает гроза, и вихрь, и лист крутят пустынный!
И мне, и мне, как мертвому листу,
Пора из жизненной долины,—
Умчите ж, бурные, умчите сироту.

Стихотворение Тютчева Ф.И. - Одиночество

См. также Федор Тютчев - стихи (Тютчев Ф. И.) :

О Дунай, и пароходы
О Дунай, и пароходы Ныне рыщут по тебе.

О.И.Орловой-Давыдовой
Здесь, где дары судьбы освящены душой, Оправданы благотвореньем, Нево.

Послушайте стихотворение Тютчева Одиночество

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Одиночество

Анализ стихотворения Тютчева Одиночество