Анализ стихотворения Тютчева О родине

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева О родине № 1

Более двадцати лет жизни Тютчев прожил заграницей, из них двадцать в Мюнхене, где служил чиновником в Русской дипломатической миссии. Именно жизнь в Европе развила в Тютчеве особую любовь к романтизму.

Прожив почти четверть века не на Родине, Федор Иванович скучал по России, каждый свой приезд в Петербург или Москву считал великим праздником. Тютчев любил свою Родину, но при этом он ясно осознавал, что по уровню развития культуры Россия стоит далеко от Европы. Но поэт не корил никого в этом, не стеснялся своего происхождения, а лишь горестно замечал, что вина в этом висит уж точно не на плечах простого народа. Именно русский народ – самородки, гении страны, в их сознании, душах и умах живут такие черты, которых нет и в помине у европейцев. Это доброта, отзывчивость, великодушие, терпимость, смирение. Простые крестьяне, которых били кнутами, к которым относились как к вещи, несли свою ношу с таким благородством, которому бы позавидовал самый образованный немец того времени.

Пример

В 1855 году Тютчев опубликовал стихотворение «Эти бедные селенья…». В нем автор как раз и пытается объяснить, почему Россия, с ее разрухой и голодом, царившим по деревням, все-таки ему ближе, чем сытая довольная Европа.

Автор пытается подобрать точное определение своей родной стране. В итоге Тютчев приходит к мнению, что Россия – страна терпенья. В этом его точка зрения близка к Некрасову. Поэт считает, что Россия далека от совершенства, у нее много проблем, но русский народ богат нравственно, он может справится с любыми трудностями и останется таким же.

Тютчев считает, что Россия – страна, которая была избрана Богом. Поэт уверен, что духовность – главное достояние русского народа, и важно не потерять ее ни при каких обстоятельствах.

Свое настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году. Весной этого года копии тютчевских стихов через Вяземского и Жуковского попали в руки Пушкина, которому стихи понравились, и он решил вместе с друзьями выпустить стихи отдельным сборником. Издания осуществлено не было, но в пушкинском «Современнике» за 1836 год появилось шестнадцать стихотворений Тютчева. На страницах этого журнала стихи поэта продолжали печататься и после смерти Пушкина, вплоть до 1840 года.

Несмотря на активную переводческую деятельность, поэт признается, что его тяготит «существование человека без родины». По-видимому, глубоко не случайны мотивы одиночества и скитальчества в лирике заграничного периода.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,

Питайся ими - и молчи…

По своим политическим взглядам Тютчев был монархистом. Но он с особой остротой ощущал несоответствие русского самодержавия его личным представлениям о монархии. Однако Тютчев не допускал мысли о возможности насильственного изменения русского самодержавного строя, о чем писал в стихотворении «14-ое декабря 1825».

В последние годы жизни Тютчева за границей его политические взгляды приближаются к доктрине славянофилов.

Под впечатлением западноевропейских революционных событий 1818 года Тютчев задумывает большой философско-публицистический трактат «Россия и Запад», где стало ясно, что Европе не удалось "подавить революцию конституционными заклинаниями", потому что «революционное начало» слишком глубоко «проникло в общественную кровь». Россию поэт видел спасителем мира, «ноевым ковчегом», о чем поведал в стихотворении "Море и утес":

Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой,

Но, спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Ты стоишь, наш великан!

Россия, по мнению Тютчева, спасет мир как истинно христианская держава в противовес Западу с его католицизмом, обожествляющим власть Папы.

Его размышления о мире и человеке поражают глубиной и масштабом.

Тютчев выступал против сильного, продолжительного и безоглядного «стеснения», накладываемого «наумы». Занимая до конца дней должность председателя Комитета цезуры иностранной, поэт стремился, «не выходя из пределов закона… постоянно соображаться с разумом закона, требованиями века и общества». Он часто выступал заступником изданий, запрещенных цензурой или находившихся под угрозой преследования, что не раз приводило к столкновениям с начальством.

В творчестве Тютчева шестидесятых - начала семидесятых годов преобладают политические стихотворения и мелкие стихи «на случай».

Последние годы жизни Тютчева были омрачены тяжелыми утратами. В 1870 году умерли его старший сын Дмитрий и брат Николай, в 1872 году - младшая дочь Мария. Физические силы самого поэта слабели с каждым годом. Весной 1873 года, прикованный к постели тяжелым предсмертным недугом, он диктовал пространные письма на политические темы.

Федор Иванович Тютчев очень любил Пушкина, которого считал лучшим выразителем «русского ума», а смерть поэта считал народным горем:

…Велик и свят был жребий твой.

Ты был богов орган живой,

Но с кровью в жилах… знойной кровью.

… И осененный опочил

Хоругвью горести народной…

… Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!

Лирику Тютчева можно читать и анализировать, любить и не принимать, но с чем нельзя поспорить, так это с тем, что он был «певцом своей Родины», ведь основные мотивы его творчества неотделимы от русских традиций. Наряду с темой Родины у Тютчева много стихов, посвященных природе, ведь у каждого есть свой уголок, дорогой сердцу, который мы считаем своей «малой родиной». Он неповторим и прекрасен.

Как и человек, природа в поэзии Тютчева находится в постоянной борьбе и противоречии. Силы природы одушевляются поэтом: родниковый ключ таинственно шепчет, «ночь хмурая, как зверь стойкий, глядит из каждого куста». Окружающий мир живой, он мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Рисуя картины природы, Тютчев видит перед собой всю прекрасную и мятежную, простую и непонятную, языческую и христианскую Русь. Он верит в ее великую судьбу, непоколебимую святость:

Ты, как ни жмись, как ни трусь,

Своей душою маловерной

Не соблазнишь святую Русь… …

Венца и скиптра Византии

Вам не удастся нас лишить!

Всемирную судьбу России –

Нет! Вам ее не запрудить.

Говоря о Родине, Тютчев полон гордости за свою державу, а описывая природу, поэт источает нежность и воодушевление, «Душу, жизнь природы поэт исследует с удивительной наблюдательностью и любовью, создав незабываемые поэтические картины летнего вечера, ночного моря, утра в горах, «осени первоначальной», «грозы в начале мая»:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Образами природы Тютчев выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и вопросы:

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

«Верный сын природы», как называл себя поэт, восклицает: «Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля!».

Много стихов посвящено размышлениям о жизни, философскому взгляду на окружающий мир. Тютчевский мир трагичен, на его стихотворениях лежит печать сложнос -

ти, мучительных раздумий, раздвоенности, противоречивости. Человек в «борении стихий» видится поэту «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихия владеют его жизнью, он уподоблен «лаку земному», «сироте бездомному». Участь человеческая подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющем море», «в бездну роковую». Из борьбы противоречий, стихий и страстей есть один выход, один возможный путь:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять попросит воды

И божий лик изобразится в них!

Но при этом Тютчев прославляет борьбу, мужество, бесстрашие человека, с которым этот «мыслящий тростник» сопротивляется судьбе:

Мужайтесь, боритесь, о храбрые души,

Как бой ни жесток, ни упорна борьба!

Все в мире борется между собой, выявляя свою сущность и воплощая себя в какой-то форме бытия. Даже под самыми светлыми и яркими покровами и оболочками скрывается темное, страшное: «О, бурь заснувших не буди - под ними хаос шевелится!».

Даже такое светлое и прекрасное чувство, как любовь, Тютчев описывает противоречиво, двойственно. Ему знакомы, понятны ее прелести, ее "очарованье", поэт называет это чувство «жизни ключ», «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной». Любовная лирика поэта поражает силой и откровенностью выражения страстей: "И сквозь опущенных ресниц угрюмый, тусклый огонь желанья". Но в то же время человеческую сущность любви Тютчев раскрывает через изображение губительной, внутренне конфликтной роковой страсти, «буйной слепоты», «борьбы неравной двух сердец».

Любовные мотивы ярки и возвышенны. Тютчев воспевает женщину как неземное существо. Порой он отождествляет женщину с гармонией природы, с ее неисчерпаемой красотой:

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их поднимаешь вдруг

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг…

Не всегда любовь так безоблачна и чудесна - порой она приносит боль:

Сижу задумчив и один,

На потухающий камин

Сквозь слезы я гляжу…

С тоскою мыслю о былом

И слов в унынии моем

Но все же есть надежда, что любовь станет гармоничной:

Мир и согласье между нас

Сказались с первого же дня, -

Поздравим же, перекрестясь,

Тебя со мной, с тобой меня.

Тютчев прожил почти семьдесят лет. Он был современником крупнейших исторических событий, начиная с Отечественной войны 1812года и кончая Парижской коммуной. Его первые стихи появились в эпоху романтизма, а зрелые и поздние - когда утвердился реализм.

Сложность и противоречивость поэзии Тютчева были обусловлены сложностью и противоречивостью его отношений к окружающей действительности.

Для многих поколений читателей Тютчев был «певцом Родины» с ее гордым величием и дивными природными картинами.

У каждого большого поэта есть строки, в которых он размышляет о своем предназначении, роли в обществе, месте в поэзии. Такие стихи называют программны…

«…И поединок роковой…» — строки из поздней любовной лирики Тютчева. У молодого Тютчева любовь — праздник, свет, благоухание. Она — то приб…

Федор Иванович Тютчев вошел в историю русской литературы как высокоодаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание ду…

Образ родины в лирике Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Тютчева О родине № 2

Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. О его творчестве можно сказать словами Тургенева: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”.
С детских лет нас сопровождают стихи Федора Ивановича Тютчева Многие из нас еще не умели читать, но уже наизусть знали его стихи. После первого знакомства с его произведениями для многих он становился потом самым понятным и любимым поэтом. Многие его строки вспоминаем мы, когда хотим выразить самые сокровенные свои чувства. Даже сейчас, когда я вновь и вновь перечитываю его стихи, понимаю и поражаюсь неиссякаемому богатству русского языка. Его стихи служат лучшим доказательствам могущества слова.
Во многих стихах Тютчева отражена глубокая любовь к природе, которая неразрывно связана с любовью к родине. Свою беззаветную веру в родину поэт старался прививать людям, окружавшим его в тот момент, а также и будущему поколению. Мне вспоминается небольшой, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма Тютчева к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.
Через обращение к природе Тютчев раскрывает всю красоту и неповторимость нашей родины, воспевает любовь к ней, восхищается и описывает с такой точностью, какую не встретишь больше ни у одного поэта. Федор Иванович в своих стихах предоставил наиболее емкие и поэтически точные картины родной природы. Так, в своем стихотворении “Весенняя гроза” он наиболее точно показал грозу над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Да, многие стихотворения Тютчева посвящены природе, любви. Это, разумеется, дает основание относить его к жрецам “чистой поэзии”, но Тютчев был также человеком своего времени. И много стихов посвятил своей родине. Из них мы узнаем, что не все в России так радует поэта, как красота родных просторов. Происходящие на родине события не были созвучны его мировоззрению. Суждения Тютчева точно характеризуют всю мерзость создавшейся в стране политической обстановки: “В России канцелярия и казарма. все движется около кнута и чина”.
Судя по лирике поэта, он был противником чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, являлся противником крепостного права:

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой.

Тютчев всегда стремился сохранить полную свободу мысли и чувства, не покорялся условной светской “морали”, не раболепствовал перед светскими приличиями. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, “ковчегом спасения” для Европы. Однако такой она представлялась поэту лишь внешне. В глубине же своей она была “краем долготерпения”. Всю ответственность за военные проигрыши и беды народа Тютчев возлагает на царя. И именно в его адрес была направлена резкая и обличительная эпиграмма:

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, —
Все было ложь в тебе, все признаки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Это стихотворение вызывает неоднозначное чувство. Неоднозначен и был в своем поведении Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках и был знаком с некоторыми декабристами. Однако его глубоко возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте декабристов, поэт придерживался нейтралитета. Потом он резко выступил с критикой декабристского движения:

Вас развратило самовластье,
И меч его вис поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, сохранена.

Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается даже в стихах, далеких от общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений. И как человек широкого кругозора и острого ума, Тютчев пытался осмыслить историческое значение происходящих в стране событий, с болью и тревогой следя за ними. Его поэзия — это своеобразная исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”, в эпоху крушения социальных устоев.
Тютчев всегда стремился жить не в прошлой, а в настоящей России, и эти строки очень хорошо отражают его мысли:

Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет:
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет, —
14 страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа.
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.

Неоднозначное отношение Тютчева к образу своей родины проходит через все его творчество. Он одновременно воспевает красоту России через природу и обличает все пороки страны тех времен. Но все же поэт с большой искренностью и любовью относится к России, восхищается ее красотами.
Россия для Тютчева была своеобразным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить не только на своей родине, но и вдали от нее. Прожив много лет за границей, поэт начал судить о своей родине как бы издали, и иногда происходящие в России события становились ему неясными и чуждыми. В конце жизни он написал следующие стихи:

умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

5279 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Помогите с анализом стихотворения Ф. И. Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Тютчева О родине № 3

F.A.N.T. Ученик (129), закрыт 6 лет назад

Вот оно:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твойе смиренной.

Удрученной ноше крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословил.

После возвращения Ф. И. Тютчева в Россию в его творчестве всё чаще звучат размышления о судьбе русского народа. Он уверен, что в противостоянии “Запад–Восток” России отведена особая миссия. Российская империя видится поэту непоколебимым утёсом, основанным на вере и долготерпении народа, который является образцом смирения и покорности заветам Христа. В стихотворении «Эти бедные селенья… » поэт утверждает, что бедность России и её “смиренная нагота” таят в себе богатство и великодушие русского человека. Философские мысли Тютчева о диалектике мира, его внешнем облике и внутреннем содержании наполняются общественно-историческим контекстом.

Характерные черты Родины — это “бедные селенья” и “скудная природа”. Но за внешней убогостью кроются неисчерпаемые душевные богатства, свидетельствующие о внутренней силе и могуществе. Именно долготерпенье поэт считает главнейшим качеством истинного христианина. Тайное сияние русской души не заметит “гордый взор иноплеменный”, но оно видно тому, кто, подобно “Царю небесному”, исходил и познал русскую землю. Судьбу русского народа поэт называет “ношей крестной” и связывает испытания, выпавшие на его долю, с причастностью к деяниям Христовым. Именно поэтому “в рабском виде Царь небесный” исходил родную для поэта землю, благословляя её смирение, долготерпенье как истинные нравственные ценности.

Скорбные интонации, связанные с вековой покорностью родной земли, сочетаются с чувством гордости, её внутренней стойкостью и долготерпеньем. Антитеза внешнего и внутреннего подчёркивается знаком тире, делящим первую строфу надвое. Тайные порывы души подчёркивает аллитерация на “р”: “кРай Родной долготеРпенья, кРай ты Русского наРода” — и восклицательные интонации. Воспетая поэтом “смиренная нагота” как важнейшая нравственная норма противопоставлена гордыне “иноплеменного взора” и подтверждается расширением пространства текста. Именно смирение русского человека возвышает его над цивилизованной Европой. Неумение иностранца постигнуть загадку русской души подчёркивается двойным отрицанием в начале второй строфы. “Крестная ноша” русской судьбы композиционно вписывается в нравственный контекст: стезя России созвучна пути “Царя небесного”, наделившего русский народ за терпение и смирение своим благословением. Слово “благословляя” является венцом стихотворения, а умение укрощать в душе пожар страстей, по Тютчеву, является важнейшим качеством человека. Россия достойна Божьей благодати, потому что русский народ способен к смирению эгоизма и индивидуализма и может предпочесть им высшие начала бытия и вечные ценности. Строки из стихотворения Тургенев берёт эпиграфом к рассказу «Живые мощи». воспевающему силу человеческого духа.

Мысли поэта о судьбе русского народа и его нравственных качествах звучат в стихотворении «Над этой тёмною толпой…». в лирических миниатюрах «Нам не дано предугадать… » и «Умом Россию не понять…». Спасение поэт видит в осознании вечных заповедей Христа. Он считает, что свобода, как порождение цивилизации, разгонит сон “долготерпенья”, но вряд ли она способна излечить “растленье душ” и пустоту, “что гложет ум и в сердце ноет”. Библейским подтекстом проникнута миниатюра «Нам не дано предугадать…». где поэт размышляет, как отзовётся в будущем “наше слово”. Если ему не дано пережить века и разбудить человеческие души, Россия всё равно обретёт спасение как оплот веры и носительница высших нравственных истин. Эта мысль в афористической форме звучит в поэтическом шедевре Тютчева «Умом Россию не понять…». В нём, как в “осколке” монументальных жанров, характерных для классицизма, звучит мотив преодоления трагического миросозерцания, воскресения души, уверовавшей в могущество и величие духовности, свойственной “стати” русского человека.

ВЕРА Знаток (472) 6 лет назад

Скорей всего он видел будущее. Потому что природа с каждым днем все скуднее и скуднее, а нелюди из людей рабов делают. А рабы на земле благославенны и все благославенны у кого помыслы чисты.

V. G. Просветленный (48207) 6 лет назад

Тютчев сравнивает простой русский народ с Христом. Внешняя нищета это еще не означает духовной нищеты. Русская душа - это тайна.

Поэтический образ Родины в лирике Ф.И. Тютчева

ЦЕЛЬ: Обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности образа Родины в стихах Ф.И.Тютчева, основываясь на жизненные впечатления детей; продолжить работу по формированию навыков анализа стихотворений, в дальнейшем - коммуникативных навыков; способствовать нравственно - эстетическому воспитанию пятиклассников.

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции пейзажей русских художников: Саврасова “Грачи прилетели” и Левитана “Март”; портрет поэта, фонограммы Вивальди “Времена года”, Шопена “Вальс-10”.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев (1836)

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (на фоне музыки Вивальди).

Вы прослушали мелодию Вивальди “Времена года”: как вы думаете, какому времени года она посвящена, почему вы так считаете.

Явления природы, смена времен года вызывает в нас очень яркий калейдоскоп чувств. Часто настроение человека сравнивают с природными явлениями, а периоды в нашей жизни – со сменой времен года. С каким временем года вы можете сравнить этапы жизни человека? Детство (весна), молодость (лето), зрелость (осень), старость (зима). Поэтов, композиторов, художников воодушевляла и вдохновляла природа. Сегодня мы попробуем проанализировать стихи Тютчева о природе, в этом нам помогут музыка и пейзажи. Мы уже знакомы со стихами о Родине Пушкина, Лермонтова и других поэтов 19 века. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Задумайтесь над ним и к концу урока постарайтесь ответить на вопросы:

- Что отличает стихи Тютчева от стихов других русских поэтов? Как относится поэт к своей Родине?

О поэзии Тютчева сказали, что это “одно из немногих блестящих явлений русской поэзии”. Природа у Тютчева самая обычная, которую мы каждый день наблюдаем вокруг. Эта обычность заставляет нас другими глазами смотреть на нее. Что же можно сказать об отношении автора к Родине, если он с такой любовью изображает ее.

- Что же мы знаем о его жизни?

II. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА.

1. Родился поэт в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в семье родовитого помещика. Получил блестящее образование. Более двадцати лет провел он за пределами России на дипломатической службе.

Постоянно находясь в иноязычной среде, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства.

С 11 лет начал писать стихи, а в 16 – напечатали его стихотворение, в 51 же год – вышел из печати первый сборник стихотворений.

III. СТИХОТВОРЕНИЕ “ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА” (1828, 1854 гг.)

Поэты часто используют в своем творчестве мифы, их сюжеты, образы богов, например Зевса.

– Вспомним, кем является Зевс в греческих мифах?

Зевс – верховный бог древних греков, царь и отец богов и людей. Он управляет всеми небесными явлениями. Прежде всего, громом и молнией. Атрибуты Зевса: эгида (щит как знак покровительства, отсюда происходит выражение под эгидой), скипетр (жезл, украшенный драгоценными камнями, - знак власти), а также орёл.

Геба – богиня юности, дочь Зевса. Изображалась в виде юной девушки в венке из цветов и с золотой чашей (кубком) в руках. Иногда изображалась кормящей орла Зевса.

Чтение стихотворения “Весенняя гроза”

Представьте себе эту картину.

Тютчева надо “чувствовать”.

- Какие чувства вы ощущаете?

- Что произвело на вас впечатление радости?

- В каких деталях выражена она?

- Что хотел передать поэт этим стихотворением? (Простое человеческое наслаждение освежающей грозой).

Стихотворение проникнуто чувством радости, ибо весной обновляется природа и душа человека. Перед нами встают картины: “дождик брызнул”, “пыль летит”, “повисли перлы дождевые”, “солнце нити золотит”, “бежит поток”. Эта смена картин, переданных словом, позволяет увидеть грозу в движении.

Откроем учебники, ответим на эти вопросы.

Последнее четверостишие перекликается с первым: сравнение грозы с образом молодой веселой Гебы, проливающей “громокипящий кубок”, усиливает радостное чувство начала стихотворения. Обращение к древнему мифу подчеркивает мысль о вечности живой одухотворенной природы, о сочетании в ней закономерных и стихийных сил.

“Люблю грозу в начале мая”: борьба весны и зимы завершилась. Радость природы, ожидающей этого разрешения, созвучна успокоению человека, испытывающего внутреннюю борьбу, жаждущего разрешения противоречий. Автор выражает свои мысли о жизни и стихотворение становится философским, действительно тютчевским.

Раскаты грома поэт озвучивает с помощью звуков [гр], [р], [ж], [з].

IV. СТИХОТВОРЕНИЕ “ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР” (1828 год)

Выразительное чтение ученицей

- Какую картину летнего вечера рисует поэт? Передайте ваше впечатление от стихотворения.

- Какую роль в этом стихотворении играет олицетворение? (Природа в стихах Тютчева – живой организм, она загадочна и возвышенна.Масштаб Тютчева – космический, пространство стихотворения – все мироздание).

- Какие приемы использует поэт при описании земли и небес? (эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение).

V. СТИХОТВОРЕНИЕ “ЛИСТЬЯ” (1830 год) (на фоне “Вальса-10” Шопена)

Выразительное чтение учителем.

До сих пор, анализируя произведения поэта, мы подвергали анализу содержание стихотворений, но лирическое произведения хороши не только содержанием, но и формой; слушая или декламируя разные стихи, мы слышим разную “музыку”. Этим стихи отличаются от прозы. Не зря звучал вальс Шопена. Что связывает этот вальс со стихотворением Тютчева?

Стихотворение написано двустопным амфибрахием, что создает впечатление вальса, который танцуют падающие листья. Порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью – вот ключевые чувства, каким пронизано стихотворение. Жизнь листьев и хвои противопоставлена. Этим Тютчев призывал к реальной полноценной жизни.

VI. ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ПЕЙЗАЖИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.

- К каким стихотворениям могли бы стать они иллюстрациями? Почему?

- Какие картины вы бы нарисовали?

- У вас у каждого свое представление о стихах.

VII. А ТЕПЕРЬ ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ НА МЕСТЕ ПОЭТА: ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ В ТЕКСТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.ТЮТЧЕВА ЭПИТЕТЫ И СРАВНИТЕ ИХ С АВТОРСКИМИ.

Запись на доске:

На севере (мрачном), на (дикой) скале
Кедр (одинокий) под снегом белеет.
И сладко заснул он в (инистой) мгле,
И сон его вьюга лелеет.

Подведение итогов работы:

- Вы видите, сколько нам понадобилось времени, фантазии, умения, чтобы подобрать эти эпитеты. А вот о том, как легко рождались строки у самого поэта, можно узнать из воспоминаний И.С.Аксакова: “Стихи Тютчев не писал, а только записывал. Они сами собой складывались в его голове, и он только ронял их на бумагу, на первый попавшийся листок”.

VIII. ИТОГИ УРОКА.

А теперь вернемся к этому вопросу, на который вы должны были ответить. Природа у Тютчева живая, чувствует, надо только уметь понять ее. Поэт с любовью описывает неяркую природу России, значит, любит свою Родину.

Давайте же и мы задумаемся: умеем ли мы видеть необычное в обычном, можем ли мы почувствовать волшебное дыхание живой природы, просто выйдя однажды из дома.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
  • Выучить наизусть одно стихотворение.
  • Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.
  • Написать маленькое сочинение из четырех-пяти предложений с использованием образных средств языка (“Осенний дождь”, “Зимнее утро”, “В весеннем парке”.)

Послушать стихотворение Тютчева О родине

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения О родине

Анализ стихотворения Тютчева О родине

Настроение произведения О родине

О родине