Анализ стихотворения Тютчева Неохотно и несмело
Произведение «Неохотно и несмело» было написано в 1849 года., когда Тютчев путешествовал в село Овстуг. Основной темой произведения является предвкушение начала грозы. Для Тютчева это явление было одним из самых любимых. Грозу автор сравнивает с молодостью и беззаботностью. Тютчев умело передал то время перед грозой, когда весь мир стоит в тишине. Главные образы в стихотворении наделены человеческими чертами, например земля, солнце и гроза умеют разговаривать.
Стихотворение состоит из пяти строф, написано с помощью перекрестной рифмовкой при помощи четырехстопного хорея. Для более точного описания процессов в природе Тютчев использует различные художественные средства, например параллелизм, ассонанс. Использование глаголов позволяет передать насыщенность и динамику сюжета в первой части. Во второй части уже нет глаголов, поэтому появляется картина замершей природы, которая ожидает грозу.
Очень богато стихотворение и на цвета. Тютчев использовал множество художественных троп, олицетворений, эпитетов, метафор. Тютчев тонко описал настроение перед грозой, и то, что происходит с природой во время дождя.
И помимо описания природы автор раскрыл философскую идею, которая заключается в цикличности процессов на земле.
Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело…»
Федор Иванович Тютчев – поэт-романтик. Он считает, что чувства и ощущения, которые испытывает человек куда важнее нежели их материальное проявление. Для поэта важнее уметь видеть красоту бесконечно меняющегося мира, уметь замечать изящество форм своего окружения, ведь наш мир безупречен в своем совершенстве.
Одним из любимых явлений природы, которым мог бесконечно любоваться Тютчев, является гроза. В его творчестве это явление природы символизирует молодость и очищение души.
Ожидание грозы, ее предвкушение – особый миг, в который человек, умеющий ценить моменты красоты, испытывает неописуемый восторг. В этот момент приходит и острое ощущение невозвратности прошедшего. Соединение восхищение и некого драматизма, от которого никуда не уйти, рождает неповторимое буйство чувств.
Стихотворение «Неохотно и несмело…» создано Тютчевым в 1849 году. В нем он как раз и подробно описывает минуты до начала грозы, когда природа преображается и замирает.
Тютчев не скупится на использование изобразительно-выразительных средств. Здесь и олицетворение («земля принахмурилась»), и эпитеты («теплый ветер», «зеленеющие нивы»). А во фразе «Чу, за тучей прогремело», кажется, слышатся все звуки, которые возникают при нарастании раскатов грома. Звучат они совсем не грозно, будто природа воспринимает грозу как должное, осознавая, что ничего страшного в ней нет. А для молодой пшеницы гроза вообще праздник будущего плодородия.
Апогеем стихотворения является блеск грозы на небе, разделившей ее пополам. Тютчев передает эту картину с особым мастерством. Кажется, читатель перенесся в мир грез и суеверий. Вспоминается, что когда-то люди боялись грозы и грома, воспринимая их как страшных предвестников.
Но рядом прячется солнце, которое лишь на время отдало свои бразды правления грозе. Оно наблюдает за выходками грозы, как наблюдает незаметно хозяйка за тем, что делает ее служанка.
В данном стихотворении Тютчеву удалось не просто воссоздать предгрозовой пейзаж, но и напомнить читателю о быстротечности времени, о необходимости останавливать взгляд на чем-либо красивом, ведь возможно завтра оно будет уже совсем иным.
Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.
Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.
Приверженец романтизма и мастер пейзажно-философской лирики, поэт описывает природное явление через призму лирических переживаний, включая себя в мир природы и переживая грозу вместе с ней. Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «солнце раз еще взглянуло// Исподлобья на поля». Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.
Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака. Кульминация стихотворения – вспышка молнии. Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.
Стихотворение, имеющее кольцевую композицию и состоящее из 5 строф, написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.
Для передачи изменений в состоянии природы Тютчев прибегает к разнообразным художественным средствам: синтаксическому параллелизму, ассонансу. Аллитерация р и г создает звуковые образы грома, а аллитерация с в первом и последнем четверостишиях помогает поэту передать сияние солнца.
Насыщенность произведения глаголами (за тучей прогремело, пробилась молнии струя, вихрем пыль летит) передает динамизм описываемой картины. Отсутствие глаголов во второй строфе создает ощущение ожидания надвигающейся грозы. Глагольная лексика стихотворения красочна и выразительна: окаймил, принахмурилась, потонула.
Разнообразна создающая светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: зеленеющие нивы, пламень белый, синей молнии струя, земля в сиянье. Произведение насыщено движением, красками, звуками.
Поэт использует разнообразные тропы: олицетворения (солнце смотрит, пыль летит, принахмурилась земля), эпитеты (пламень белый и летучий, зеленеющие нивы), метафоры (земля потонула, молния пробилась).
Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.
Анализ стихотворения Федора Тютчева «Неохотно и несмело»
Этот стих Ф. Тютчев написал 6 июня 1849 года во время путешествия в поселок Овстуг, куда он имел привычку приезжать на отдых к друзьям с Петербурга. Известно, что во время путешествия разразилась сильная гроза и она, по-видимому, вдохновила поэта на написание стиха «Неохотно и несмело».
Стоит отметить, что Тютчев очень любил и преклонялся перед явлениями природы и это далеко не первый его стих о явлениях природы. Основная тема стиха – момент ожидания грядущей грозы. Гром и молнии символизируют молодую порывистость и беззаботность, а сам дождь символизирует духовное очищение. Тютчеву удалось на бумаге изобразить волнующий момент – когда вся земля замирает и затихает в предвкушении грядущей непогоды.
Ф. Тютчева относят к приверженцам романтизма и мастерам природной философии. Поэту мастерски удалось описать сам момент начала грозы, включив себя – ничтожного человека в бушующую стихию, со своими переживаниями и мыслями. Поэт попытался наделить душой центральный образы стихотворения – землю, грозу. Эти ключевые персонажи наделены человеческими эмоциями и переживаниями («солнце смотрит исподлобья»).
Мощная и неразрывная связь между небосводом и землей в стихотворении является центровым персонажем. Молния же символизирует удары судьбы и все сложности человеческого бытия, которые наносят непредвиденные и мощные удары по нашей воле, пытаясь разорвать связь между двумя стихиями.
В стихотворении Тютчев изобразил весь отрезок времени между началом грозы и ее завершении, и ему удалось мастерски описать движение времени во время грозы. Стих наполненный динамикой – сначала светит ясное солнце, но потом оно начинает чувствовать надвигающуюся непогоду и всеми силами пытается противостоять грозе. Но дуновения ветра усиливаются, сумрак наступает и в конечном итоге гроза побеждает, обрушив на землю тонны воды, молний и ветра.
Финалом в стихотворении выступает мощная молния, бьющая в земную гладь, после этого сила стихии теряет свою силу, и солнце снова начинает отвоевывать свои позиции, разгоняя тучи. Для описания бушующей стихии Тютчев обращается к большому количеству глаголов, чтобы максимально точно описать все свои переживания.
С их помощью ему удалось описать весь динамизм неожиданно налетевшей, а также неожиданно успокоившейся бури. Стоит отметить, что во торой строфе глаголы полностью отсутствуют, это символизирует затаившееся дыхание в ожидании чего-либо (в нашем случае в ожидании грозы).
Таким образом, тонкому лирику – Ф. Тютчеву удалось описать грозу не только как природное явление, а как символическое сражение добра и зла, судьбы и силы воли. Он умело передал момент изменения погоды, подчеркнув тем самым глубокую философскую идею о цикличности.
«Неохотно и несмело» Ф.Тютчев
«Неохотно и несмело» Федор Тютчев
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело»
Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым. И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.
Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение. Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.
Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».
Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.
С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, какая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.
Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.
Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами. На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.
Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения "Неохотно и несмело. "
Анализ стихотворения "Неохотно и несмело. "
Известный российский поэт Ф. И. Тютчев в своем творчество большое внимание уделял описанию природы. Он, как мастер пейзажно-философской лирики, в своих стихах описывал картины природы через лирические переживания. А природу он всегда видел в неразрывной связи с человеком, его внутренние переживания связаны с философскими размышлениями о единстве человека и природы, о месте человека в мире, о жизни и смерти.
В стихотворении «Неохотно и несмело», автор изображает картину летней природы, красочно расписывая надвигающуюся грозу. В этом стихотворении, поэт ярко описывает небо, то, как сменяется солнце тучами, а затем блещет молния и начинается дождь. Все чаще раздается гром и поднимается ветер, а солнце, осветив еще раз землю, скрывается за тучами. Поэт восторгается этой картиной и, подбирает очень яркие и выразительные слова для ее описания.
В этом произведении, он использует всевозможные художественные средства, которые помогают разукрасить картину и придать ей особенную прелесть и очарование. Главными действующими лицами в стихотворении выступают солнце и земля, а также молнии и грозы, которые производят особенное действие, чтобы не дать соединиться солнцу и земле. Автор одухотворяет эти образы, используя олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло исподлобья на поля». Для создания ярких образов природы, поэт использует эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».
Используя множество глаголов в стихотворении, Тютчев передает движение и изменения в природе, показывая тем самым течение жизни. Это стихотворение отличается живостью и динамизмом, оно указывает на постоянство движения, как признак жизни. Объединяя в стихотворении небо и землю, автор утверждает единство человеческой жизни и бытия вселенной.
В описанной картине событий летней природы, автор, используя надвигающиеся тучи, показывает, что есть что-то постоянно мешающее воссоединению солнца и земли, человека и природы. Однако начавшийся дождь является очищением всего живого, он приносит свежесть и новое дыхание, его действие оживотворит все. А после дождя обязательно придет солнышко и обнимет всю землю своими нежными лучами.