Анализ стихотворения Тютчева Не говори
Анализ стихотворения Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит»
Анализ стихотворения Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит»
15 июля 1850 года произошло событие, кардинально повлиявшее на всю жизнь Тютчева. Поэт, которому на тот момент было почти сорок семь лет, признался в любви Елене Александровне Денисьевой. Она ответила ему взаимностью. Так начался один из самых трагических романов в истории русской литературы. Дело в том, что Федор Иванович был женат. Расставаться с законной супругой не собирался. Еще одно важное обстоятельство – Денисьева была почти на четверть века младше своего возлюбленного. Светское общество к их роману отнеслось отрицательно. Перед девушкой закрылись двери многих домов. Более того – от нее отреклись родители. Тем не менее, отношения Елены Александровны и Федора Ивановича, продлились около пятнадцати лет. Разлучить пару смогла только ранняя смерть Денисьевой от туберкулеза.
Своей последней любви Тютчев посвятил множество стихотворений. В литературоведении принято объединять их в так называемый «денисьевский цикл», считающийся истинной жемчужиной русской поэзии девятнадцатого столетия. Точная датировка произведения «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» до сих пор не выяснена. Определены лишь временные рамки – между июлем 1850 и серединой 1851. Стихотворение написано от лица женщины. В роли прототипа лирической героини выступила Денисьева. Федору Ивановичу с удивительным мастерством удалось передать гамму чувств, которые испытывает влюбленная представительница прекрасного пола. В ее монологе – предельная искренность, надрывность.
В стихотворении главенствует тема испепеляющей, убийственной любви, характерная для всего «денисьевского цикла». Лирическая героиня понимает, что дорогой сердцу мужчина «бесчеловечно губит» ее жизнь, пусть и против собственного желания. Она прекрасно сознает: роман не принесет счастья, но отказаться от чувств не способна. В рассматриваемом тексте множество раз повторяются словоформы глагола «жить» и существительного «жизнь». Героиня мечется, сомневается и приходит в финале к неутешительному выводу: «…Могу дышать, но жить уж не могу».
«Денисьевский цикл» — это осмысление Тютчевым любви как трагедии, роковой силы, приносящей с собой лишь смерть и душевное опустошение. Стихотворения Федора Ивановича, посвященные Елене Александровне, отличаются исповедальным характером, болезненностью изображенных чувств напоминают романы Достоевского, а тема противостояния влюбленных светскому обществу объединяет их с толстовской «Анной Карениной».
Не говори: меня он, как прежде, любит,
Мной, как прежде, дорожит.
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть вижу, нож в руке его дрожит.
То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу. им, им одним живу я -
Но эта жизнь. О, как горька она!
Он мерит воздух мне так бережно и скудно.
Не мерят так и лютому врагу.
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
«Не говори: меня он, как и прежде, любит…» Ф.Тютчев
«Не говори: меня он, как и прежде, любит…» Фёдор Тютчев
Не говори! Меня он как и прежде любит,
Мной, как и прежде дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.
То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу… им, им одним живу я —
Но эта жизнь. о, как горька она!
Он мерит воздух мне так бережно и скудно,
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу!
Анализ стихотворения Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит…»
15 июля 1850 года произошло событие, кардинально повлиявшее на всю жизнь Тютчева. Поэт, которому на тот момент было почти сорок семь лет, признался в любви Елене Александровне Денисьевой. Она ответила ему взаимностью. Так начался один из самых трагических романов в истории русской литературы. Дело в том, что Федор Иванович был женат. Расставаться с законной супругой не собирался. Еще одно важное обстоятельство – Денисьева была почти на четверть века младше своего возлюбленного. Светское общество к их роману отнеслось отрицательно. Перед девушкой закрылись двери многих домов. Более того – от нее отреклись родители. Тем не менее, отношения Елены Александровны и Федора Ивановича, продлились около пятнадцати лет. Разлучить пару смогла только ранняя смерть Денисьевой от туберкулеза.
Своей последней любви Тютчев посвятил множество стихотворений. В литературоведении принято объединять их в так называемый «денисьевский цикл», считающийся истинной жемчужиной русской поэзии девятнадцатого столетия. Точная датировка произведения «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» до сих пор не выяснена. Определены лишь временные рамки – между июлем 1850 и серединой 1851. Стихотворение написано от лица женщины. В роли прототипа лирической героини выступила Денисьева. Федору Ивановичу с удивительным мастерством удалось передать гамму чувств, которые испытывает влюбленная представительница прекрасного пола. В ее монологе – предельная искренность, надрывность. В стихотворении главенствует тема испепеляющей, убийственной любви, характерная для всего «денисьевского цикла». Лирическая героиня понимает, что дорогой сердцу мужчина «бесчеловечно губит» ее жизнь, пусть и против собственного желания. Она прекрасно сознает: роман не принесет счастья, но отказаться от чувств не способна. В рассматриваемом тексте множество раз повторяются словоформы глагола «жить» и существительного «жизнь». Героиня мечется, сомневается и приходит в финале к неутешительному выводу: «…Могу дышать, но жить уж не могу».
«Денисьевский цикл» — это осмысление Тютчевым любви как трагедии, роковой силы, приносящей с собой лишь смерть и душевное опустошение. Стихотворения Федора Ивановича, посвященные Елене Александровне, отличаются исповедальным характером, болезненностью изображенных чувств напоминают романы Достоевского, а тема противостояния влюбленных светскому обществу объединяет их с толстовской «Анной Карениной».
Тема любви в лирике Тютчева
Свою беззаветную веру в Родину Тютчев старался прививать и детям. Мне вспоминается маленький, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма поэта к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.
Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева занимает немалое место. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин.
Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его любимых стихотворениях невыразимое чувство таинственности:
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподнимешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Эрнестине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:
Любима ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О, господи. И это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
15 лет длился «блаженно-роковой» роман Тютчева с Е.Л. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. В него вошли такие стихотворения, как «Предопределение», «О, не тревожь меня укорой справедливой. », «В разлуке есть высокое значенье…», «Последняя любовь».
О, как убийственно мы любим
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей! —
Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его возлюбленной: связь их считалась порочной. Испытывая удушающее чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевой:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей…
Интересна еще одна сторона любовной лирики поэта. Эту особенность я наблюдала лишь у Пушкина в «Евгении Онегине»: пытаясь проникнуть в самые сокровенные уголки сердца, поэт-мужчина берет на себя роль женщины, он пишет от имени влюбленной женщины. Тютчев пытался понять и выразить чувства Денисьевой:
Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть вижу, нож в руке его дрожит.
Он мерит воздух мне так бережно и скудно…
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
Тем временем жизнь поэта уже подходит к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия. Но наперекор болезням, старости продолжают звучать ноты любви:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Я люблю творения Тютчева за то, что мысль любого его произведения не является просто мыслью, а всегда навеяна образами, взятыми из мира души или природы. Еще я люблю его стихи за тонкий вкус — «плод многостороннего образования». Для меня он отличается от всех единением талантливости и человечности. Поэт не ищет популярности. Его талант не направлен на толпу, понять его может не каждый. Я поняла только небольшую долю его творчества. Тютчев научил меня замечать то, что раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.
Федор Тютчев — Не говори: меня он, как и прежде, любит
Ne govori: menya on, kak i prezhde, lyubit,
Mnoy, kak i prezhde, dorozhit.
O net! On zhizn moyu beschelovechno gubit,
Khot, vizhu, nozh v ruke yego drozhit.
To v gneve, to v slezakh, toskuya, negoduya,
Uvlechena, v dushe uyazvlena,
Ya strazhdu, ne zhivu. im, im odnim zhivu ya —
No eta zhizn. O, kak gorka ona!
On merit vozdukh mne tak berezhno i skudno.
Ne meryat tak i lyutomu vragu.
Okh, ya dyshu yeshche boleznenno i trudno,
Mogu dyshat, no zhit uzh ne mogu.
Yt ujdjhb: vtyz jy, rfr b ght;lt, k/,bn,
Vyjq, rfr b ght;lt, ljhj;bn///
J ytn! Jy ;bpym vj/ ,tcxtkjdtxyj ue,bn,
[jnm, db;e, yj; d hert tuj lhj;bn/
Nj d uytdt, nj d cktpf[, njcrez, ytujlez,
Edktxtyf, d leit ezpdktyf,
Z cnhf;le, yt ;bde/// bv, bv jlybv ;bde z —
Yj nf ;bpym!// J, rfr ujhmrf jyf!
Jy vthbn djple[ vyt nfr ,tht;yj b crelyj///
Yt vthzn nfr b k/njve dhfue///
J[, z lsie tot ,jktpytyyj b nhelyj,
Vjue lsifnm, yj ;bnm e; yt vjue/