Анализ стихотворения Тютчева Листок
Анализ стихотворения "Листья"
Прежде чем начинать анализ стихотворения "Листья" Федора Тютчева, остановимся на стройной композиции произведения. Каждая строфа стихотворения имеет восемь строк, всего строф четыре, число знаменательных слов в каждой из строф примерно равное. Каждую строфу составляют две полустрофы, обозначенных четверостишиями-предложениями.
Первая строфа посвящена зиме, в первом четверостишии второй строфы речь идет о наступлении короткого лета. Первая полустрофа третьей строфы погружает нас в настроение осени, вторая полустрофа – в неопределенное позднеосеннее межсезонье, порождающие вечные вопросы: что делать - улетать или продолжать желтеть на ветке?
Четвертая строфа течение предзимнего времени ускоряет, что как бы подталкивает к выбору варианта бегства. Однако природа циклична, и после зимы непременно наступит весна, поэтому четвертая строфа произведения снова сменяется первой, на наших глазах свершается круг!
Анализ стихотворения Тютчева "Листья"
Формально стихотворение следует отнести к пейзажной лирике, поскольку автор описывает в нем укрытый обильными снегами зимний лес. Но мы сразу же замечаем необычность описания – в нем нет ни умиления, ни восхищения красотами природы. Более того, автор обращает наше внимание на жалкий, мертвый вид зелени елей и сосен на фоне роскошной белизны снега. Гораздо рациональнее и честнее, по его мнению, поступают деревья, скидывающие на зиму свою листву.
Во второй части стихотворения Тютчев проводит как бы сравнительный анализ сущности человека и природы. Несмотря на юный возраст, автор ощущает себя глубоким старцем, себя и своих ровесников именует «легким племенем», дни которого кратковременны. Человек радуется росе, ветру и солнечным лучам словно листок, однако цветы отцветают, птицы умолкают, что в ситуации с человеком означает, что молодость быстротечна, зрелые годы полны разочарований, а старость – осознания никчемности и болезней. Такое состояние автор сравнивает с бесполезно желтеющим поздним листком.
Невозможно избежать старости и преодолеть немощность, поэтому старческая жизнь лишена не только привлекательности, но и всякого смысла, - утверждает автор. Юный поэт еще не осознал, что с каждым прожитым годом к человеку приходит мудрость и питает его богатой пищей для размышлений. В конце любой жизни Тютчев видит лишь мрак разочарования, пытается противиться неизбежному и с присущим молодости максимализмом обращается к ветру с призывом как можно скорее сорвать бесполезные листья с веток. Пусть они скорее заканчивают свою земную жизнь, отправляются в бесконечное путешествие и не досаждают близким своими нравоучениями, болезнями и капризами.
Анализ стихотворения "Листья" недвусмысленно открывает перед нами душу молодого поэта, который ничего не желает знать о бесполезной, по его мнению, старости, уверен, что умрет молодым, более того – видит в этом единственно разумный и рациональный исход. Лирический герой стихотворения призывает ветер поскорее сорвать бесполезные листья. Молодой Тютчев боится старости, рассчитывает, что его собственная жизнь оборвется внезапно, словно жизнь неожиданно сорванного с ветки листка.
Ещё больше интересного
Анализ стихотворения Тютчев листья
Татьяна******* Высший разум (1213900) 3 года назад
С первой строфы стихотворение Тютчева "Листья" можно причислить к пейзажной лирике, так как Тютчев описывает зимний лес, «закутавшийся в снег». Однако, стоит заметить, что дальнейшее описание природы немного странное: не чувствуется ни восхищения, ни умиления природными красотами. Более того, Тютчев указывает на то, что на фоне снежных сугробов зеленые иглы елей и сосен смотрятся мертвыми и жалкими:
«Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа»
По мнению Ф. Тютчева, гораздо честнее поступают осины и березы – их листья падают на землю. когда приходит время. И только некоторые из них даже в зимнее время виднеются из-за снежных шапок, что выглядит весьма печально и удручающе. Вторая часть стихотворения "Листья" - это как бы сравнительный анализ сущности человека и природы. Несмотря на свою очевидную молодость, автор произведения чувствует себя в душе намного старше, поэтому и пишет, что и он, и его сверстники – «легкое племя». подчеркивает кратковременность жизни, сравнивая это всё с природой:
«Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим… »
Люди, подобно листьям, радуются ветру, солнцу, росе.
«Но птички отпели, цветы отцвели». -пишет автор. Этим он намекает на то, что юность проходит мимолетно, зрелость же приносит много разочарований, а старость – зачастую осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть? ». — вопрошает Тютчев. Естественно, процесс стремительного течения жизненных лет невозможно приостановить. По мнению поэта, жизнь в пожилом возрасте еще и теряет свой смысл. Не осознавая того, что с каждым прожитым годом человек становится хотя бы на толику мудрее, юный Федор Тютчев в конце жизни видит лишь разочарование и противится тому, чтобы испытать его на личном опыте. Поэтому, источая юношеский максимализм, автор призывает ветер срывать пожелтевшие листья с веток, думая, что людям в старости благоразумнее завершить свой земной путь, отправиться в вечное странствие, нежели мешать окружающим. «Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим! ». -через эту строку автор передает свое отношение к старости. Автор был убежден, что будет умирать молодым, ему не доведется испытать то разочарование и потерю смысла жизни, что, по его мнению, присуще престарелому возрасту. Он рассчитывает на то, что жизнь его оборвется внезапно, не оставляя времени для того, чтобы сожалеть о её скоротечности. Но не стоит предаваться унынию, мало ли что написал неразумный юноша (тем более, что сам он прожил 70 лет). Проводя анализ слога, можно сказать, что стихотворение Федора Тютчева «Листья» состоит из 4-х строф по 8 строк в каждой. Количество знаменательных слов примерно равно в каждой из строф. Стопа – трёхсложная, ударение на 2-м слоге. Данное произведение не только о природе, но и об отношении к жизни, о том, что можно назвать настоящей жизнью, по мнению автора. Значит, стихотворение не только пейзажное, но еще и относится к философской лирике. Чему же оно нас учит? Скорее всего, не задумываться о том, что жизнь коротка и напрасна, важнее – стремиться заполнить её светом, не примиряться с серостью каждого прожитого дня, приносить в мир красоту и добро.
FISH-kа. Besondere Высший разум (201109) 3 года назад
Анализ стихотворения Тютчева "Листья"
Формально стихотворение следует отнести к пейзажной лирике, поскольку автор описывает в нем укрытый обильными снегами зимний лес.
Но мы сразу же замечаем необычность описания – в нем нет ни умиления, ни восхищения красотами природы.
Более того, автор обращает наше внимание на жалкий, мертвый вид зелени елей и сосен на фоне роскошной белизны снега.
Гораздо рациональнее и честнее, по его мнению, поступают деревья, скидывающие на зиму свою листву.
Во второй части стихотворения Тютчев проводит как бы сравнительный анализ сущности человека и природы.
Несмотря на юный возраст, автор ощущает себя глубоким старцем, себя и своих ровесников именует «легким племенем». дни которого кратковременны.
Человек радуется росе, ветру и солнечным лучам словно листок, однако цветы отцветают, птицы умолкают, что в ситуации с человеком означает, что молодость быстротечна, зрелые годы полны разочарований, а старость – осознания никчемности и болезней.
Такое состояние автор сравнивает с бесполезно желтеющим поздним листком.
Невозможно избежать старости и преодолеть немощность, поэтому старческая жизнь лишена не только привлекательности, но и всякого смысла, - утверждает автор.
Юный поэт еще не осознал, что с каждым прожитым годом к человеку приходит мудрость и питает его богатой пищей для размышлений.
В конце любой жизни Тютчев видит лишь мрак разочарования, пытается противиться неизбежному и с присущим молодости максимализмом обращается к ветру с призывом как можно скорее сорвать бесполезные листья с веток.
Пусть они скорее заканчивают свою земную жизнь, отправляются в бесконечное путешествие и не досаждают близким своими нравоучениями, болезнями и капризами.
Анализ стихотворения "Листья" недвусмысленно открывает перед нами душу молодого поэта, который ничего не желает знать о бесполезной, по его мнению, старости, уверен, что умрет молодым, более того – видит в этом единственно разумный и рациональный исход.
Лирический герой стихотворения призывает ветер поскорее сорвать бесполезные листья.
Молодой Тютчев боится старости, рассчитывает, что его собственная жизнь оборвется внезапно, словно жизнь неожиданно сорванного с ветки листка.
Серёжа Семухин Ученик (242) 1 год назад
Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.
С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы. Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю. И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.
Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.
По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл. Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать. Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.
«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.
Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.
Вампир 281 Ученик (122) 2 месяца назад
Анна Сердюк Знаток (383) 2 месяца назад
Спасибо, помогли, но ему чтоли по правде было 17 лет?
Анализ стихотворения Тютчева «Листья». Анализ лирического стихотворения Тютчева «Листья»
Прежде чем предложить вниманию читателя анализ стихотворения Тютчева «Листья», скажем несколько слов об эстетических воззрениях поэта. Федор Иванович был последователем немецкого философа-идеалиста Шеллинга, который понимал природу как закономерное единство противоположностей. Эта концепция нашла немало поклонников в среде молодых поэтов-романтиков не только в Европе, но и в нашем отечестве. В какой степени мировоззрение поэта отразилось в его бессмертных творениях, поможет оценить анализ лирического стихотворения Тютчева «Листья».
Первостепенный поэт
Тютчев уехал в Германию в качестве дипломата в 1821 году, там он познакомился со своими кумирами – Шеллингом и Гейне, женился на Элеоноре Петерсон и продолжал писать стихи, которыми был увлечен с отрочества. Из-за границы поэт присылал по настоянию Александра Сергеевича Пушкина лирические произведения в Россию и снискал здесь некоторую известность. Среди творений этого периода было и стихотворение Тютчева «Листья». После гибели Пушкина лирику Федора Ивановича перестали публиковать в России. Н. Некрасов в своей статье «Русские второстепенные поэты» решительно заявил, что относит дар литератора к первостепенным поэтическим талантам, волею случая оказавшегося среди малоизвестных российскому читателю, и поставил Тютчева в один ряд с прославленными русскими поэтами Пушкиным и Лермонтовым.
Приступаем к исследованию лирического произведения
План анализа стихотворения Тютчева «Листья» видится нам следующим образом: определяем тему и идею произведения. Оцениваем композицию. Рассматриваем художественные приемы и средства образной выразительности, подводим итог.
Анализ стихотворения Тютчева «Листья»: тема и композиция
Иван Сергеевич Тургенев называл Федора Тютчева поэтом мысли, слитой с чувством. Он подчеркнул и еще одну особенность поэзии мастера слова: психологическую точность его лирики и страсть как главный ее мотив. В стихотворении «Листья» Тютчев анализ душевных движений сопрягает с картиной увядающей природы. Композиция основана на параллелизме: сопоставляется внешний мир (пейзаж) и внутренняя сфера человеческих устремлений. Очевидно, что темой стихотворения является противопоставление буйных и ярких чувств холодному спокойствию. Каким образом это делается?
В первой строфе стихотворения перед нами предстает картина неподвижных, как бы застывших в вечном покое хвойных вечнозеленых деревьев. Во второй строфе, в противовес зимней неподвижности, появляется зарисовка яркого короткого лета. Поэт использует прием олицетворения: речь идет от лица листьев на лиственных деревцах. Третья строфа представляет осеннюю пору медленного остывания и угасания природы. Четвертая строфа проникнута страстной мольбой: листья просят ветер сорвать и унести их с собой, чтобы избежать увядания и смерти.
Идея лирического произведения
Осенний пейзаж, когда можно наблюдать кружащуюся на ветру листву, поэт превращает в эмоциональный монолог, пронизанный философской идеей о том, что медленное незримое тление, разрушение, гибель без отважного и дерзкого взлета неприемлема, ужасна, глубоко трагична. Посмотрим, при помощи каких художественных средств поэт это делает.
Художественные приемы
Тютчев выразительно использует антитезу. Сосны и ели предстают в состоянии зимней мертвой спячки даже летом, поскольку они не подвержены никаким изменениям. Их «тощая зелень» (обратим внимание на эпитет!) противопоставляется сочной, блистающей в солнечных лучах и росе листве лета. Ощущение бездушной статичности хвойных деревьев усиливается эмоциональным сравнением их игл с ежовыми. Зелень, которая «ввек не желтеет, но ввек не свежа», чем-то сродни безжизненной мумии. В представлении автора хвойные образчики флоры даже не растут, а «торчат», словно их не питают через корни соки земли, а кто-то механически воткнул, как иглы, в землю. Так поэт лишает их даже намека на жизнь и движение. Лиственные деревья, наоборот, представлены в непрерывной динамике, переливах света и тени. Поэт использует олицетворение и метафоры: листья - «племя», которое «гостит» на ветках «в красе», «играет с лучами», «купается в росе». При описании хвойных деревьев употреблено слово «ввек», ему противостоит словосочетание «краткое время», относящееся к лиственным. В противовес сниженной лексике, какою представлены торчащие ели и сосны, автор апеллирует к высокому стилю: «зефиры», «красное лето», «легкое племя», говоря о трепетной листве.
Морфологический и фонетический анализ стихотворения Тютчева «Листья»
Первая строфа, показывающая неприглядную картину застывших в холоде сосен и елей, содержит всего три глагола, употребленных в настоящем времени. Это подчеркивает статичность. Звукопись первой строфы отличается навязчивым присутствием свистящих и шипящих согласных. Во второй строфе, рисующей листья летом, глаголов в два раза больше – их шесть, и употреблены они в настоящем и прошедшем времени, что усиливает ощущение непрерывного движения, краткой, но наполненной жизни. В противовес аллитерации шипящих и свистящих в предыдущей строфе, здесь преобладают сонорные звуки: л-м-р. Это передает состояние гармонии, свойственной вдохновенной и полнокровной жизни.
Третья строфа предлагает глаголы в прошедшем времени и в неопределенной форме. Речь идет о приближающейся гибели, увядании. Настроение тревоги и безнадежности создает обилие глухих согласных фонем. Последняя строфа исполнена отчаянной мольбы, она звучит как заклинание, как стон взывающих к ветру листьев. В ней много восклицаний и глаголов будущего времени. В звукописи отчетливо слышны протяжные гласные – о-у-е, которые в союзе с согласными «с» и «т» предают порывистый свист ветра.
Эстетическое кредо поэта
Анализ стихотворения Тютчева «Листья» помог понять, что это не только изящный образец пейзажной лирики и гениальная попытка трансформировать картину природы в эмоциональные переживания. Перед нами – емкая философская формула, согласно которой бытие и вечность только тогда и имеют смысл, когда каждый миг наполнен мимолетной, жгучей и трепетной красотой.
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Листья»
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Листья» является образцом его изначальных взглядов на русскую литературу, которое было написано поэтом в весьма юном, семнадцатилетнем возрасте. Именно тогда, в 1830 году молодой поэт не по годам серьезно размышляет о человеческой природе и быстротечности жизни.
Произведение «Листья» можно было бы разделить на части, которые имеют разные оси. Начало произведения можно обозначить пейзажной лирикой. С первых слов перед читателями вырастает хвойный лес, дремлющий под снежным покровом и при этом остающийся всегда зеленым. При этом автор не прибегает к ожидаемому восхищению родными пейзажами. Напротив, Тютчеву кажется, что эта вечная молодость фальшива и, не смотря на то, что ели и сосны никогда не желтеют, они никогда не смогут быть истинно молодыми и постоянно возрождаться весной, подобно остальным деревьям. «Их тощая зелень»,- говорит автор и подчеркивает тем самым, что даже когда вечно зеленая хвоя укутана снегом, она все равно остается жалкой. Однако в этом созерцании автор закладывает значительно больший смысл и на примере сосен указывает на тех людей, которые живут без исканий, пресекают любые порывы. Их жизнь скучна и однообразна, при этом они не ощущают опустошения («ввек не желтеет»), а потому их жизнь нельзя назвать полноценной.
Вслед за этим, во второй строфе автор противопоставляет описанным ранее людям тех, кто живет, не подавляя своих чувств, и имеет страсть к жизни. Именно такие люди сравниваются с настоящими листьями. При этом с помощью смены времен глаголов в первой и второй строфах автору удается сделать акцент на том, что жизнь листьев быстротечна и мимолетна.
С третьей строфой связаны перемены, которые наступают в жизни листьев, когда приходит осень. Здесь нет ярких эпитетов, а олицетворения направлены на обозначение угасания: «отпели», «отцвели», «побледнели». Однако уже далее автор ставит риторический вопрос: «Так что же нам даром висеть и желтеть?», что ставит под сомнение неизменность данного положения и сразу же находится решение – отправиться вслед за тем, что уже ушло.
В завершении стихотворения, повелительными наклонениями «сорвите», «умчите», «летите» автор говорит о том, что, по его мнению, стареть, оставаться на одном месте и влачить существование, меняя один безликий день на другой не возможно. Так Тютчев определяет свое отношение к жизни и желание умереть молодым. Последняя строка «Мы с вами летим!» является победой, в которой сбывается мечта.
Пейзажно-философское произведение «Листья» говорит о необходимости каждый день наполнять свою жизнь радостью, приносить добро и гармонию и не мириться с серым потоком будней.
Комментарии
«Листья», анализ стихотворения Тютчева
Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью.
В основе поэтической пьесы лежит олицетворение. Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. Все повествование построено в форме «монолога» листьев («мы ж легкое племя». «мы были в красе». «мы с вами летим» ).
Композиция стихотворения включает четыре строфы-восьмистишия, при этом каждую из них составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы.
Произведение построено на контрастах. грусти и радости воспоминаний, статики и динамики, смерти и жизни. Первая строфа описывает зимний лес. В ней звучат настроения смирения и тоски, усиленные частицей «пусть» и стилистически сниженной лексикой (торчат, тощая зелень, не свежа ). В повествовании отсутствует динамика. Иглы сосен и елей символизируют людей, не умеющих ярко, полноценно жить. Они лишены порывов и исканий, а их эмоции и чувства бедны и тусклы («тощая зелень» ). Повтор лексемы«ввек» подчеркивает неизменность их скучной и однообразной жизни. Такие люди не чувствуют опустошения (зелень «ввек не желтеет» ), но и не ощущают всей полноты жизни («ввек не свежа» ). Эти ощущения усиливает аллитерация свистящих и шипящих звуков «с», «ш», «щ».
Вторая строфа погружает в мир, воспринимаемый листьями как подлинная жизнь. Противопоставление с первой строфой усиливают антитеза «ввек - кратко» и частица «ж». Листья символизируют людей, проживающих свою жизнь страстно, всеми чувствами. Эту часть произведения отличает приподнятое настроение, созданное с помощью богатого образного строя: автор вводит эпитеты«красное лето». «легкое племя». олицетворения«цветем». «блестим». Аллитерация сонорных согласных «м» и «л» подчеркивает одухотворенность такой жизни. Быстротечность и мимолетность жизни листьев передается сменой времени глаголов: в первой части строфы глаголы имеют настоящее время, а во второй – употреблены в прошедшем времени (купались, играли ).
Третья строфа изображает перемены, которые приносит в жизнь листьев приход осени. Грустное настроение создается отсутствием ярких эпитетов, использованием олицетворений, обозначающих угасание (отпели, отцвели, побледнели, ушли ). Первое четверостишие имеет вид бессоюзного нераспространенного предложения, при этом глаголы в нем употреблены в прошедшем времени. Во второй части строфы с помощью риторического вопроса. усиленного эмоционально окрашенным словом «даром». выражено сомнение: «Так что же нам даром висеть и желтеть?». Здесь же предлагается решение проблемы – улететь с южными теплыми ветрами.
В четвертой строфе темп ускоряется, что достигается за счет патетических интонаций, обилия повторов и восклицательных предложений. Олицетворения выражены глаголами в повелительном наклонении (сорвите, умчите, летите ) или в настоящем времени (мы… летим ). Поэт использует яркие эпитеты («буйные ветры». «докучливых ветвей» ). Листья стремятся улететь с ветром, не желая мириться со скучным и бессмысленным существованием. В последней строке («Мы с вами летим!» ) звучат победные интонации сбывшейся мечты. Ощущение свиста ветра и ощущение полета создается Тютчевым при помощи аллитерации звука «с» и ассонанса гласных «о», «у», «е».
«Листья» отличает богатство поэтического синтаксиса. риторический вопрос, насыщенность восклицательными предложениями, синтаксический параллелизм в третьей строфе («Птички отпели//, Цветы отцвели//, Лучи побледнели//, Зефиры ушли» ). Стихотворение насыщено олицетворениями, эпитетами, встречается также сравнение (как иглы ежа ). Произведение написано двухстопным амфибрахием. трехсложной стопой с ударением на втором слоге.
Стихотворение «Листья» напоминает, что в быстротечном течении жизни не нужно мириться с серостью будней, нужно стремиться наполнить каждый прожитый день радостью, принося в мир красоту, гармонию и добро.