Анализ стихотворения Тютчева Лебедь
Анализ стихотворения Тютчева «Лебедь»
Анализ стихотворения Тютчева «Лебедь»
Личная жизнь Федора Тютчева складывалась весьма непросто и даже трагически. Свою первую супругу, Элеонору Петерсон, он потерял спустя 10 лет совместной жизни и очень долго винил себя в ее скоропостижной смерти. Все дело в том, что именно Тютчев настоял на семейном путешествии в Турин по морю, во время которого корабль, на котором плыла семья поэта, потерпел крушение. Обошлось без жертв, однако супруга Тютчева не смогла оправиться после пережитого потрясения и скончалась в 1838 году.
После ее похорон поэт написал стихотворение под названием «Лебедь», в котором переосмыслил не только ценности жизни, но и открыл для себя ее смысл. Заключался он, по мнению поэта, в том, чтобы достойно пройти отпущенный Богом путь, не запятнав свое доброе имя и не став предметом насмешек среди своего окружения.
Следует отметить, что в этот период сам Тютчев служит при дипломатическом посольстве за границей, поэтому не понаслышке знал о том, к каким ухищрениям порой приходится прибегать ради того, чтобы соблюсти государственные интересы. Поэтому себя он отождествляет с орлом за облаками, который «встречает молнии полет». Однако ему гораздо ближе и понятнее участь собственной супруги, которая так скоропостижно ушла из жизни, не успев осквернить себя вынужденной ложью, к которой сам автор по долгу службы прибегает чуть ли не каждый день.
Скончавшаяся супруга представляется Тютчеву белым лебедем, который величествен в своей красоте, но при этом совершенно беззащитен. Он может стать легкой добычей любого, кто захочет причинить вред этой хрупкой и нежной птице. Используя прием иносказания, поэт отмечает, что жизнь любого из нас может оборваться в любой момент, и к этому следует быть готовым. При этом автор подчеркивает, что «нет завиднее удела, о лебедь чистый, твоего». Эта фраза означает лишь то, что супруга поэта предстала перед
Всевышним чистой и непорочной, а стихия божества стала для нее надежным убежищем от житейских неурядиц, боли и страданий. «Она, между двойною бездной, лелеет твой всезрящий сон», — отмечает Тютчев. Он верит в загробную жизнь и считает, что она гораздо более длинна, чем пребывание человека на земле. По окончании своего пути ему предстоит ряд испытаний, и поэт верит, что его супруга прошла их легко, так как ей не в чем себя упрекнуть и не за что раскаиваться перед тем по образу и подобию которого она была сотворена ражи жизни на земле.
В стихотворении «Лебедь» (конец 20-х—начало 30-х гг.) за противопоставлением лебедя и орла стоит скрытое уподобление лебедя лирическому поэту-созерцателю, а орла романтическому бунтарю, гражданскому обличителю в поэзии. Этот подтекст почти не может быть расшифрован читателем — он обнаруживается с полной очевидностью лишь при сопоставлении стихотворения «Лебедь» со стихотворением Тютчева «Байрон. (Отрывок <Из Цедлица>)». Очевидно, мысль о различии двух типов поэтов была для Тютчева в стихотворении «Лебедь» несущественна. Главное противопоставление строится по другим «координатам». Душе, устремленной вверх, к солнцу, эффекту, противопоставляется созерцательная глубокая натура, способная приобщиться к вселенной в ее целостности.
«Орел — персонаж «верха», противопоставлен Лебедю — герою безгранично распахнутого мира <…> Показательно, что при таком сопоставлении «орел» оказался совмещенным с днем, а «лебедь» — с ночью», — пишет современный исследователь.[427] Это заключение можно дополнить: хотя поэт действительно говорит о «двойной бездне», окружающей лебедя, он разумеет не только безграничность распахнутого вокруг созерцающего разума мира, но и структурность этого мира. Лебедь находится в середине безгранично большой сферы.
В отличие от орла, который «неподвижными очами в себя впивает солнца свет», т. е. глядя не видит, лебедь не глядя видит (стихия «лелеет» его «всезрящий сон»), и видит он именно гармонию сферической бесконечности мира:
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.
Четкая, изящная и лаконичная композиция стихотворения, состоящего из трех строф и не содержащего декларативного разъяснения символа, отражает идею изящества, законченности и таинственности структуры вселенной.
Если «Видение» изображает «беспамятство» спящего человечества, прозревающего открытую и живую суть мирозданья лишь бессознательно, в снах творческих душ — художников, которые «тревожатся», ощущая неполноту своего знания, то в знаменитом стихотворении «Как океан объемлет шар земной…» (1830) спящее человечество приобщается к космосу и постигает красоту и гармонию мирозданья. Стихотворение это начинается уподоблением жизни человечества, «объятой снами», земному шару — сфере, охваченной, «объятой» океаном. Восприятие духовной сферы как обладающей материальными свойствами нередко проявляется в творчестве Тютчева. В стихотворении «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» (1836) поэт говорит, например, об «освобожденных сном» думах людей:
Мир бестелесный, слышный, но незримый.
Конец стихотворения «Как океан объемлет шар земной…» весьма близок к окончанию «Лебедя». Красота мирозданья и здесь воплощается в образе сферы.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Можно было бы сказать, что и здесь и в «Лебеде» сферический образ космоса призрачен, — ведь небо лишь отражается в воде, и полное совпадение верха и низа сферы — иллюзия. Однако эта иллюзия, этот созданный мечтой образ соответствует реальности. Подобно тому как «океан объемлет шар земной», а сны и мечты — земную жизнь. звездное небо составляет оболочку земного шара с его материальным бытием и духовной сферой, окружающей человека.
Космическая тема, представленная в творчестве Тютчева с такой серьезностью и глубиной, как ни у одного поэта его времени, волновала не только натурфилософов-любомудров 30-х гг. но и погруженных в бурные политические интересы людей 60-х гг. В частности, данное стихотворение высоко оценил Некрасов: «Последние четыре стиха удивительны: читая их, чувствуешь невольный трепет», — писал он о космическом апофеозе, которым заканчивается произведение .[428] Для самого Тютчева космическая тема была естественным и необходимым порождением его взгляда на природу и взаимоотношения человека с нею.
В стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836), написанном в традициях гражданской обличительной лирики XVIII в. Тютчев обрушивает в выражениях, сходных с теми, которыми Г. Р. Державин клеймил недостойных властителей («Властителям и судиям»), свой гнев на людей, равнодушных к природе, видящих в ней «слепок», «бездушный лик». Неспособность проникнуться любовью к природе и стремлением понять ее язык Тютчев рассматривает как убожество, признак нравственной неполноценности.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Вы зрите лжет и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?
Стихотворение утверждает идею суверенности природы и направлено как против вульгарных материалистов, проповедующих безоглядное произвольное вторжение человека в мир природы, подчинение ее воле человека, так и против церковного догмата о природе как «слепке» воли бога.[429]
Произведение Тютчева обнаруживает явные следы творческой реакции поэта на стихотворение К. Н. Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…», которое, очевидно, произвело на него большое впечатление. Отголоски его содержатся и в других произведениях поэта («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Певучесть есть в морских волнах…», и др.).
В свое время на то же стихотворение Батюшкова откликнулся Пушкин в гимне Председателя в маленькой трагедии «Пир во время чумы». Однако если Пушкин «подхватывает» и по-своему развивает тему притягательности для человека грозных, роковых явлений природы, бросающих вызов активности, воле, бесстрашию человека, способного противопоставить свое самосознание стихии, Тютчев в данном стихотворении развивает идею родства человека с матерью-природой и обязательств, которые накладывает это родство на мыслящую личность. В творчестве Тютчева проблема взаимоотношений человека и природы находит свое выражение в лирических мотивах суверенности природы и ее нравственного влияния на человека, родства человека с природой и трагизма его роковой разобщенности со всем сущим.[430]
Лучшие Темы сочинений :
«Лебедь» Ф.Тютчев
Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнца свет.
Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего —
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон —
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.
Анализ стихотворения Тютчева «Лебедь»
Личная жизнь Федора Тютчева складывалась весьма непросто и даже трагически. Свою первую супругу, Элеонору Петерсон, он потерял спустя 10 лет совместной жизни и очень долго винил себя в ее скоропостижной смерти. Все дело в том, что именно Тютчев настоял на семейном путешествии в Турин по морю, во время которого корабль, на котором плыла семья поэта, потерпел крушение. Обошлось без жертв, однако супруга Тютчева не смогла оправиться после пережитого потрясения и скончалась в 1838 году.
После ее похорон поэт написал стихотворение под названием «Лебедь», в котором переосмыслил не только ценности жизни, но и открыл для себя ее смысл. Заключался он, по мнению поэта, в том, чтобы достойно пройти отпущенный Богом путь, не запятнав свое доброе имя и не став предметом насмешек среди своего окружения.
Следует отметить, что в этот период сам Тютчев служит при дипломатическом посольстве за границей, поэтому не понаслышке знал о том, к каким ухищрениям порой приходится прибегать ради того, чтобы соблюсти государственные интересы. Поэтому себя он отождествляет с орлом за облаками, который «встречает молнии полет». Однако ему гораздо ближе и понятнее участь собственной супруги, которая так скоропостижно ушла из жизни, не успев осквернить себя вынужденной ложью, к которой сам автор по долгу службы прибегает чуть ли не каждый день .
Скончавшаяся супруга представляется Тютчеву белым лебедем, который величествен в своей красоте, но при этом совершенно беззащитен. Он может стать легкой добычей любого, кто захочет причинить вред этой хрупкой и нежной птице. Используя прием иносказания, поэт отмечает, что жизнь любого из нас может оборваться в любой момент, и к этому следует быть готовым. При этом автор подчеркивает, что «нет завиднее удела, о лебедь чистый, твоего». Эта фраза означает лишь то, что супруга поэта предстала перед Всевышним чистой и непорочной, а стихия божества стала для нее надежным убежищем от житейских неурядиц, боли и страданий. «Она, между двойною бездной, лелеет твой всезрящий сон», — отмечает Тютчев. Он верит в загробную жизнь и считает, что она гораздо более длинна, чем пребывание человека на земле. По окончании своего пути ему предстоит ряд испытаний, и поэт верит, что его супруга прошла их легко, так как ей не в чем себя упрекнуть и не за что раскаиваться перед тем по образу и подобию которого она была сотворена ражи жизни на земле.
помогите пожалуйста. нужен анализ стихотворения тютчева лебедь. вот оно: --->
=Mrs.Lylo_O= Знаток (300), закрыт 2 года назад
Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнце свет.
Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего.
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией Божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон.
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.
Татьяна Горелова Мастер (1380) 5 лет назад
К композиционной антитезе широко прибегает и Тютчев. Например, стихотворение ˝Лебедь˝ строится на противопоставлении двух птиц: орла и лебедя. Как отмечает Г. Гачев, в отличие от немецких романтиков, Тютчев отдаёт предпочтение лебедю, а не орлу. Лебедь – символ света, чистоты, божества, воплощение русского национального космоса:
Но нет завиднее удела,
О, лебедь чистый, твоего -
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
В отличие от Фета, птицы у Тютчева связаны не столько с земной природой, сколько с небесной и водной стихиями. Они парят в воздухе (˝И гроб опущен уж в могилу˝), поднимаются ввысь (˝С поляны коршун поднялся˝), гнездятся в вершинах деревьев (˝Так в жизни есть мгновения˝), застывают на глади озера (˝Лебедь˝). Человек не просто наблюдает за птицами, он как бы сливается с ними душой. Поэтому птица – почти всегда романтический образ, проводник в мир инобытия.
Тютчев использует пространственный тип композиции, который помогает акцентировать, выделить образ птицы, привлечь к нему внимание читателя. Например, в стихотворении ˝С поляны коршун поднялся˝ происходит перемещение в пространстве: лирический герой, наблюдая за тем, как коршун взмывает с поляны ввысь, ощущает страстный порыв порвать с грешной землёй и устремиться вслед за ним. Возникает символическая параллель: птица – душа, иной мир. Последние строки усиливают символическое звучание стихотворения: человек, именующий себя ˝царём земли˝, обречён на скучное земное существование, а растворившийся в небе коршун – всего лишь мечта, ˝сон души˝.
Тема стихотворения:
пейзаж;
общественно-политическая;
любовная/интимная;
философская.
Сюжет:
есть сюжет: образы событий (. каких именно. ) ;
без сюжета: образы чувств (. ).
Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _ / _ _ / _ _ /_ _ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге) ;
_ _ / _ _ / _ _ хорей 3-стопный;
_ _ _ дактиль;
_ _ _ амфибрахий;
_ _ _ анапест.
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет - художественное определение;
сравнение;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония - скрытая насмешка;
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
паралеллизм.
Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
аллитерация - повторение одинаковых согласных;
ассонанс - повторение гласных;
анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Образ лирического героя, авторское "Я".
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т. д.
Жанр: эпиграмма (сатирический портрет). эпитафия (посмертное). элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви). ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.
Школьные задачники
Анализ стихотворения «лебедь » Тютчев
Загрузка.
Решение 1:
Анализ стихотворения Тютчева лебедь Идти к великим изобретениям, исходя от самых ничтожных начал, и видеть, что под первой и ребяческой внешностью может скрываться удивительное искусство, — это дело не дюжинных умов, а под силу лишь мысли сверхчеловека. Тютчев Федор Иванович появился на свет в 1803 году, двадцать третьего ноября в стародворянской семье, в усадьбе Орловской губернии Овструг. Его отец был выходцем из старинного дворянского рода, мать, Толстая Екатерина Львовна, также была дворянкой. Тютчев получает образование дома под руководством молодого поэта — переводчика Семена Райча, впоследствии ставшим учителем Михаила Лермонтова. В двадцать лет Федор Иванович имел уже небольшие успехи, переводя оды. С 1817 года Тютчев стал сам посещать Московский университет, там он слушал лекции по интересующим его предметам. В Московском университете в числе его преподавателей были Михаил Каченовский и Алексей Мерзляков. В 1818 году Тютчев был избран членом «Общества любителей российской словесности», еще до предполагаемого зачисления в студенты в 1819 года. Федор Иванович сразу начал принимать участие в литературной жизни. Анализ стихотворения Тютчева лебедь После окончания университета в 1821 году, где он получил высшую степень кандидата словесных наук, Федор Иванович поступает в госколлегию иностранных дел. Еще через два месяца его назначают чиновником при российской дипломатической миссии в городе Мюнхене, после этого назначения литературная деятельность Тютчева практически прекращается. Двадцать лет Федор Иванович прожил в Мюнхене, где женился на Элеоноре Петерсон и познакомился с философом Шелингом. Позже (с 1829 по 1830 годы) в журнале «Райча» были опубликованы несколько стихотворений Тютчева («Свидание», «Сны», «Бессонница» и «Летний вечер»), которые свидетельствовали о его поэтической зрелости и таланте, но эти стихи не принесли поэту никакой славы. Впервые Тютчев получил признание своего творчества в 1836 году, в то время были опубликованы его шестнадцать стихотворений в «Пушкинском современнике». В 1837 году он пережил большую утрату, так как умерла его жена Элеонора. Забыть потерю любимой жены помогло его новое назначение 1-м секретарем русского представительства в Туринге. А уже 1839 году Федор Иванович вступил в новый брак. В тот же год Тютчев подал в отставку, после чего поселился в Мюнхене, где прожил еще около пяти лет без какой-либо официальной должности. Анализ стихотворения Тютчева лебедь Это сильно угнетает Федора Ивановича, и в 1844 году Тютчев возвращается с новой семьей на Родину, где через полгода снова получает должность в Министерстве внутренних дел. В период с 1848 по 1849 год Федор Иванович Тютчев создал свои самые прекрасные стихотворения. В 1854 году был опубликован первый сборник стихотворений. В 1864 году у Тютчева наступает «черная полоса» в жизни, приведшая к фатальному исходу. В семье Федора Ивановича смерть уносит одного за другим. Сперва умирают его двое детей и мать, затем умирают его старший сын и брат, затем его дочь Мария, а после в 1873 году в Царском селе умирает и он сам. Анализ стихотворения Тютчева лебедь Страсти – враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим на куче своего навоза.
Алгебра. Решите пожалуйста уравнение
Решение 1:
Log[144](9-4x)=2
1/log[9-4x]144=1
ОДЗ 9-4x>0 -4x>-9 x<9/4; log[144](9-4x)≠0 9-4x≠1 -4x≠-8 x≠2
2log[144](9-4x)=1
2log[12^2](9-4x)=1
(2*1/2)log[12](9-4x)=1
log[12](9-4x)=1
log[12](9-4x)=log[12]12
9-4x=12
-4x=3
x=-3/4. удовлетворяет ОДЗ