Анализ стихотворения Тютчева Кролю

Анализ стихотворения Тютчева «Альпы»

Анализ стихотворения Тютчева «Альпы»

В натурфилософской лирике Тютчева образ гор играет важнейшую роль. Ему отведено главное место в ряде стихотворений, в их числе — «Утихла биза… Легче дышит», «Утро в горах», «Хоть я и свил гнездо в долине». Изображая горные пейзажи, Федор Иванович раскрывал идею двоемирия природы. Горы в его поэзии одновременно укоренены в земле и устремлены в небеса. Мир вершин человеку чужд, в этом пространстве обитают духи. Днем оно светлое, ночью становится опасным, страшным. Образ гор раскрывается в стихотворении «Альпы», написанном в 1830 году.

Метафорическая сторона произведения тесно связана с темами смерти и холода. Первая строфа текста посвящена ночным горам. Перед читателями предстают помертвелые очи Альп, объятые льдистым ужасом и находящиеся под властью гибельных чар. Свергнуть зловещие оковы им удается во второй части стихотворения, когда наступает день и на свет появляется «вся воскресшая семья», блестящая в венцах из золота.

По мнению советского литературоведа Наума Яковлевича Берковского, для Тютчева мир не имеет окончательных очертаний. Все предметы каждый день должны рождаться заново, подтверждать себя. В «Альпах» Федор Иванович показывает процесс рождения

Загрузка...

утра в горах: тяжкий распад, происходивший ночью, сменяется блистательным пейзажем. Темное время суток в лирике Тютчева — это почти всегда страшная пора, когда человек сталкивается с бездной, когда царит хаос, когда открывается возможность постичь тайны мироздания.

Некоторые исследователи творчества Федора Ивановича, в стихотворении «Альпы» видят не только яркое описание пейзажа, но и политический подтекст. Согласно их концепции, цепь горных вершин — аллегорическое изображение славянских народов. Приходящий с востока рассвет сначала озаряет самую высокую гору, то есть старшего брата. Скорей всего, здесь имеется в виду Российская империя. Подобный взгляд на «Альпы» не лишен здравого смысла. Дело в том, что Тютчев хорошо общался с братьями Киреевскими — известными славянофилами.

Дружба с ними оказала огромное влияние на мировосприятие поэта. Славянские симпатии Федора Ивановича стали еще сильнее после знакомства с Вацлавом Ганкой — чешским деятелем национального возрождения. Его Тютчев считал «апостолом единения славян», ему посвятил два стихотворения: «Ганке» («Вековать ли нам в разлуке. », 1841) и «Так взывал я, так гласил я» (1867).

Н. И. Кролю
Стихотворение Федора Тютчева

Сентябрь холодный бушевал, С деревьев ржавый лист валился, День потухающий дымился, Сходила ночь, туман вставал. И все для сердца и для глаз Так было холодно-бесцветно, Так было грустно-безответно,- Но чья-то песнь вдруг раздалась. И вот, каким-то обаяньем, Туман, свернувшись, улетел, Небесный свод поголубел И вновь подернулся сияньем. И все опять зазеленело, Все обратилося к весне. И эта греза снилась мне, Пока мне птичка ваша пела.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Весна"

Стихотворение было написано в 1838-1839 году. В этот промежуток времени в жизни Федора Ивановича происходит много неприятных событий. Жена и дети Тютчева чуть не погибли при пожаре на пароходе "Николай I", на котором они отправлялись в Турин. Им удалось спастись, но сильное нервное потрясение сломило хрупкое здоровье жены Федора Ивановича, и вскоре она умирает.
Смерть жены стала страшным ударом для поэта. Но его произведение показывает, что даже такие страшные испытания не смогли лишить его любви ко всему живому.
Тютчев так ярко смог показать приходящую весну и радость, которую она приносит, что кажется, будто сама растворяешься в стихотворении, видишь все картины, в нем описанные, наяву.
Основным образом произведения является сама весна, которая предстает перед нами в облике бессмертной, бестелесной, но прекрасной богини. Они равнодушна ко всем горестям человека, но несет в себе оживление для природы, для людей, для всего вокруг. Никто не может остаться равнодушным, устоять перед дыханием божества.
Поэт рассуждает о том, что весну не заботит прошлое и будущее, она живет только в настоящем.
"Была ль другая перед нею -
О том не ведает она:
По небу много облак бродит,
Но эти облака - ея;
Она ни следу не находит
Отцветших весен бытия" - Весне безразлично, была ли перед ней другая, она знает только, что сейчас все: и облака, и деревья, и цветы находятся в ее власти.
"Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан!" - автор сравнивает весну с океаном, и, действительно, она как бурный, легкий, всепоглощающий поток вовлекает все в свои неспокойные воды, заставляя каждого прочувствовать красоту природы.
"Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь -
И к жизни божеско-всемирной
Хотя на миг причастен будь" - поэт призывает нас раскрыть душу, увидеть как прекрасна, необыкновенна жизнь, несмотря на невзгоды и тяжелые испытания.
Стихотворение создает необыкновенное, непередаваемое впечатление, а благодаря такому большому количеству красивых эпитетов ("отцветшие весны бытия", "благоухающие слезы", "кончины неизбежной", "океан безбрежный", "животворный океан", "струей его эфирной", "страдальческую грудь", "жизни божеско-всемирной"), олицетворений и метафор("Гнетет рука судьбины","томит людей обман", "бессмертьем взор ее сияет", "вздыхают розы", "страх. не свеет с древа ни листа", "жизнь. вся в настоящем разлита"), благодаря точным сравнениям (". светла, блаженно-равнодушна, как подобает божествам", "свежа, как первая весна") и таким речевым особенностям, как, например, инверсия("браздят чело морщины", "цветами сыплет над землею" и т.д.) мы можем более точно представить все те образы, которые рисует нам поэт.
Произведение написано перекрестной, точной, как, мужской, так и женской рифмой. Стихотворный размер - четырехстопный ямб, строфика - сонет.
Обычно, если в стихотворении присутствуют и мужская и женская рифма, поэт хочет показать какое-либо противостояние. Вот и в этом произведении Тютчева показываются бессмертная весна и ранимые, обессиленные люди, погрязшие во лжи и невзгодах своего мирка, не видя настоящей красоты жизни.
Это стихотворение произвело на меня неизгладимое впечатление, заставило задуматься над многими вещами. Поэт смог передать всю красоту весны, каждая строчка будто дышит этим временем года.
Произведение вызывает довольно противоречивые эмоции. Ты чувствуешь и грусть за людей, и радость от ощущения новых красок в жизни, и какое-то странное умиротворение, будто богиня-весна оставила в твоей душе частичку своего спокойствия и теплой, ровной любви к миру.

7676 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Стихотворения / Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Весна"

Смотрите также по произведению "Стихотворения":

Н. И. КРОЛЮ (СЕНТЯБРЬ ХОЛОДНЫЙ БУШЕВАЛ. )
1863

Сентябрь холодный бушевал,
С деревьев ржавый лист валился,
День потухающий дымился,
Сходила ночь, туман вставал.
И все для сердца и для глаз
Так было холодно-бесцветно,
Так было грустно-безответно, —
Но чья-то песнь вдруг раздалась…
И вот, каким-то обаяньем,
Туман, свернувшись, улетел,
Небесный свод поголубел
И вновь подернулся сияньем —
И все опять зазеленело,
Все обратилося к весне…
И эта греза снилась мне,
Пока мне птичка ваша пела. 1

комментарии, примечания к стихотворению
Н. И. КРОЛЮ (СЕНТЯБРЬ ХОЛОДНЫЙ БУШЕВАЛ. )
Тютчев Ф. И.

1 Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 37. Л. 3.
Первая публикация — Изд. 1868. С. 205. Затем Изд. СПб. 1886. С. 256 в той же редакции, с пометою: «1863»; Изд. 1900. С. 261 — также без изменений.
Печатается по автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 296*.
Автограф карандашом, в начале 8-й строки есть правка: «Вот» зачеркнуто, вписано «Но» — тем самым устранена тавтология с началом строки 9-й: «И вот». В конце 12-й строки не многоточие (как обычно печатается), а тире.
Точную дату установить невозможно. Нередко указывается 1863 г. но со знаком вопроса (Чулков II, Изд. 1987). В Изд. 1957 (с. 229) К. В. Пигарев отнес стихотворение к «первой половине 1860-х годов», а в Изд. 1984 (Т. 1. С. 194) датируется предположительно 1863 г. На наш взгляд, оно было создано в период с 1863 по 1865 г.
По жанровой форме напоминает лирическое послание. По версии Изд. Маркса адресатом могла быть Н. С. Акинфиева. Чулков это оспорил, справедливо указывая на рукопись Тютчева с «пометой» «Н. И. Кролю». Точнее всех выразился Пигарев: «Посвящено поэту и драматургу Николаю Ивановичу Кролю (1823–1871)» (Лирика I. С. 419). Не обращено, а посвящено.
Стихотворение во многом определено ориентацией лирического повествования на Кроля, принадлежность которого к окружению Тютчева установлена со всей определеностью: «К. принадлежал лит. и окололит. богеме, быт к-рой в известной мере сам и формировал; его связи с лит. кругами носили прежде всего характер чисто житейского приятельства и знакомства (в частности, с Ф. И. Тютчевым, к-рый посвятил К. стих. «Сентябрь холодный бушевал», 2-я пол. 1860 гг.)» (Войналович К. В. Кармазинская М. А. Кроль Николай Иванович // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. М. 1994. Т.3. С. 158). «Птичка» здесь — символ свободного творчества, который генетически связан с балладой Гёте «Der Sanger» («Певец»), поэтический перевод которой Тютчев осуществил в начале 1830-хгг. (см. Пигарев К. Тютчев — переводчик Гёте // Урания. С. 101). «На божьей воле я пою, / Как птичка в поднебесье, / Не чая мзды за песнь свою —/ Мне песнь сама возмездье. » (Изд. 1984. Т. 1. С. 289). Некоторые мотивы творчества Кроля могли быть близки Тютчеву, в частности, те, что обозначились в монологах Изерского — героя стихотворной «Комедии из современной жизни»: «Нет, я привык один, в тиши, / Хранить заветные и мысли и желанья»; «Родную нашу Русь душа обнять хотела. / Но Русь старинную, с начальной чистотой» (Кроль Н. И. Комедия из современной жизни. СПб. 1849. С. 59–60).
Тютчев-публицист как родственную стихию мог воспринимать сатирическую направленность художественных опытов Кроля, наиболее полно выразившуюся в таком фрагменте «Желания» (опубл. в «Искре» в 1866 г.): «Певец, ты должен быть не раб толпы, а бог, / И честный гражданин — не клубный скоморох, / Не чествовать — карать, что совесть в нас бесславит, / И все, что нашу Русь так давит, давит, давит» (Поэты «Искры». Л. 1955. Т. 2. С. 849) (А. А.).


у стихотворения Н. И. КРОЛЮ (СЕНТЯБРЬ ХОЛОДНЫЙ БУШЕВАЛ. ) аудио записей пока нет.

Стихотворение Тютчева Ф.И.
«Н. И. Кролю»

"Н. И. Кролю"

Сентябрь холодный бушевал,
С деревьев ржавый лист валился,
День потухающий дымился,
Сходила ночь, туман вставал.
И все для сердца и для глаз
Так было холодно-бесцветно,
Так было грустно-безответно,-
Но чья-то песнь вдруг раздалась.
И вот, каким-то обаяньем,
Туман, свернувшись, улетел,
Небесный свод поголубел
И вновь подернулся сияньем.
И все опять зазеленело,
Все обратилося к весне.
И эта греза снилась мне,
Пока мне птичка ваша пела.

Стихотворение Тютчева Ф.И. - Н. И. Кролю

См. также Федор Тютчев - стихи (Тютчев Ф. И.) :

Ночное небо так угрюмо.
Ночное небо так угрюмо, Заволокло со всех сторон. То не угроза и не д.

Ночные мысли
(из Гете) Вы мне жалки, звезды-горемыки! Так прекрасны, так светло го.

Темы соседних сочинений