Анализ стихотворения Тютчева К Нисе

Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил вас. »

Картинка Анализ стихотворения Тютчева К нисе № 1

Тютчев – очень известный русский поэт. Он жил в одно время со многими знаменитыми поэтами и писателями, и, на мой взгляд, ничем им не уступает. Он описывает в своих стихотворениях уникальные моменты, однажды произошедшие или периодически происходящие в жизни природы или человека, в своих стихотворениях он показывает гармонию в нашем мире.
Одно из первых мест в его творчестве занимает любовная лирика, так как её очень много среди всех его стихотворений, и слагал он их в течение всей своей жизни. Стихотворение «К. Б.» написано в 1870 году, когда ему уже было 67 лет. Инициалы «К. Б.» в названии стихотворения переставлены местами и расшифровываются как «Баронессе Крюденер». Эта женщина покорила поэта своей красотой ещё в молодости, (он даже посвятил её свой стих «Я помню время золотое…») и через сорок лет они встретились вновь в Карловых Варах, там он написал это стихотворение.
Оно очень интимное, и он в нём рассказывает про то, как воспоминания о прошлом, вызванные этой встречей, оживили душу старого поэта, заставили его чувствовать, переживать, любить. В нём он раскрывает свои самые искренние чувства и показывает читателю, как сильно может любить человек. Композиция этого стихотворения включает в себя три логические части: вступление, основная часть и заключение, прощание с читателем.
Во вступлении он показывает, что его «отжившее сердце» погрузилось в мир счастья, жизни, во «время золотое». Говоря о золотом цвете некоторого времени, Тютчев выражает среду, смогшую растопить лёд в сердце поэта и заставившего его испытать чувство любви, что выражается и в словах автора: «я», «вас», «я», «вас» – человек не знает, как выразить свою любовь.
Во второй строфе к любви подключается описание природы весной – они сравниваются поэтом: весна у поэта очень похожа на молодость у человека (что, впрочем, доказывает существование реинкарнации). Здесь весне противостоит осень: в то время, когда для пожилого человека в жизни уже началась осень, молодость ушла в прошлое, любовь, как весна природу, пробуждает его, молодит и наполняет энергией. Употребляя местоимения во множественном числе, автор объединяет всех людей, говорит что то, что он рассказал, распространяется на всех людей.
В третьей строфе лирический герой встречается со своей любимой, он оживает, к нему приходит та самая весна. Здесь он часто употребляет слова с суффиксами -ань, -ень, что делает стихотворение «милее», показывает читателю, что автор очень любит женщину, о которой говорит. Автор не верит в то, что он встречается со своей любимой, он думал, что расстался с ней навек, он не может себя заставить принять это за реальность, для него это «как будто бы во сне». Последняя строфа наполнена различными утверждениями, утверждающими его любовь, красоту его любимой, упорность его любви.
Автор использует повторы в начале строк, чтобы лучше доказать читателю своё мнение, по нескольку раз проговорив одинаковые по смыслу высказывания. Восклицательность последнего предложения говорит читателю о радостной направленности его стихотворения. Оно написано четырёхстопным ямбом, что делает его очень лиричным и напевным. Мне нравится это стихотворение, потому что оно очень чувственно, образно и, самое главное, универсально: тема любви распространяется на всех и на все времена, потому оно может затронуть каждого.

Пример

19240 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил вас. »

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Предопределение»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева К нисе № 2

Стих "Предопределение" принадлежит к чувственному и необычайно проникновенному "денисьевскому" циклу. Большинство стихотворений, вошедших в этот зрелый цикл поэта, являются шедевральными песнями о любви. Так тонко и точно об этом чувстве мало кто писал не только в русской, но и мировой литературе.

Анализ стихотворения Предопределение позволяет говорить о Тютчеве как о чувственном поэте, знающем из личных переживаний все коварства любви.

Федор Иванович в своем стихе сетует на роковое предопределение судьбы влюбленного человека. Каким бы сладостным ни было "слиянье душ", все равно одно сердце заставит другое "изнывать". Рок и предопределение заключаются в неминуемой трагической развязке любовного "соединенья".

Проводя анализ стихотворения Предопределение, которое было написано гениальным Ф. И. Тютчевым 1851 году, чувствуется трагизм, которым пропитаны все творения "денисьевского" цикла. Из биографии поэта известно, что создать данный цикл стихов его побудила любовь к Елене Денисьевой, которую у влюбленного забрала болезнь.

В "Предопределении", как и в остальных стихах цикла, чувствуются драматичные ноты, стих близок к исповеди.

"Предопределение" дает истинное понятие о том, что такое любовь, в чем его сущность. Автор дважды использует эпитет "роковой", подчеркивая этим предопределение чувства любви высшими силами. Предопределенными, по замыслу Тютчева, есть и страдания влюбленных, которые идут неразлучно с любовью. А вот, кто больше из двух сердец обречен страдать, так это тот, кто из них "нежнее".

Лирическому герою присущи страдания, его чувства достигают кульминации, когда он понимает неизбежность печального финала. В стихотворении можно увидеть многоточия, которые есть знаком взволнованности, они создают эмоциональное напряжение. В то же время остается место для частичной незавершенности и недосказанности.

Лирический герой становится жертвой рока. Снимая с себя, таким образом, ответственность за боль любимого человека, он с грустью говорит о предопределении.

Самое печальное, что поэт хотел донести своими стихотворениями, это невозможность вернуть что-либо назад. Потеряв в реальной жизни любимую женщину, Тютчев писал о ранах, которые еще долго не заживают после утраты. Именно поэтому лирик еще много лет после смерти Елены Денисьевой посвящал ей исполненные любви и горести стихи.

К-во Просмотров: 10199

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Предопределение», то Вам точно к нам!

Какое отражение нашли в лирике Ф.И. Тютчева тради­ции русской поэзии?

Картинка Анализ стихотворения Тютчева К нисе № 3

Какое отражение нашли в лирике Ф.И. Тютчева тради­ции русской поэзии?

Уникальное художественное творчество поэта восприняло за­мечательные традиции русской классики. Прежде всего приходит­ся говорить о М.В. Ломоносове с его стремлением передать в по­эзии космическую беспредельность, бездну, полную звезд. Только у Тютчева космос предстает более трагичным в сложном взаимо­действии своих сил, могучих и полярных. Близка поэту XIX в. и одическая торжественность Ломоносова, хотя у Тютчева она более согрета страстным и непосредственным чувством.

Следует сказать о державинских традициях в поэзии Тютчева. На них одним из первых пристальное внимание обратил литера­туровед Ю.Н. Тынянов. По его словам, Державин — «это была та монументальная форма философской лирики», от которой Тютчев отталкивался. У этих двух поэтов нередко встречаются общие зачины, образы, интонации. В стихотворениях «Слезы» и «Бессонница» мы находим образы, восходящие к державинским.

От предшественника идет тютчевская афористичность, архаиче­ская лексика, синтаксические конструкции, резкие противопостав­ления.

Державинской поэтикой порождены и характерные тютчевские сложные и двойные прилагательные «порфирородный», «безлюдно­величавый», «всеславянский», «темно-лазурная», «молниевидный», «осьмимесячная», «болезненно-греховная» и др. Державиным по­рождена присущая Тютчеву возвышенность, вызванная в XIX в. теми явлениями и предметами, которые воссоздает поэт.

Существенна и связь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского. Их родственность в значительной степени определялась принадлеж­ностью двух поэтов к одному художественному направлению — романтизму. Способствовали их сближению и частые встречи — в доме Тютчевых, в Кремле, в Чудовом монастыре, на озере Комо в Италии, в Петербурге. От Жуковского Тютчеву достались яркая и высокая эмоциональность, углубленная сосредоточенность, худо­жественная субъективность видения и всегдашняя устремленность к раскрытию «души человеческой».

С Е.А. Баратынским, поэтом-мыслителем, Тютчева роднит всегдашняя философичность, обогащенная сильным и глубоким чувством. Достаточно сравнить стихи обоих поэтов, посвященные Гете (1832), чтобы в этой преемственности убедиться.

Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои собственные поэтические пред­почтения и пристрастия, Тютчев рано осознал доминирующую роль Пушкина в отечественной поэзии. Анализ его творчества 20-х гг. обнаруживает тяготение к авторитету русской словесности. Можно говорить о проявлении Тютчевым глубокого интереса к сти­хам Пушкина, об испытанном им влиянии этих стихов. В глазах со­временников Тютчев воспринимался как поэт, творивший в одном русле с Пушкиным и испытавший его воздействие. Об этом писали Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев.

Целый ряд стихотворений Тютчева 20-х и начала 30-х гг. показы­вает основательность усвоения пушкинской поэзии. Стихотворение «К Нисе» (1825) перекликается с пушкинским «Лиле» (1817-1820). «Послание к А.В. Шереметеву» (1823) напоминает пушкинское послание «Юрьеву» (1820); «Олегов щит» (1829) Тютчева и «Песнь о вещем Олеге» (1822) Пушкина строятся на летописной легенде о киевском князе X в. и упоминают о «щите на вратах Цареграда» как символе героического; оба стихотворения включают в свою структуру значимый диалог и рассказ о судьбоносном событии, начатый с неожиданного «вдруг». Но здесь же ощутимы и суще­ственные различия. «Бессонница» (1829) вызывает в памяти пуш­кинские «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830). Обращает внимание предельная сближенность во времени род­ственных по теме и колориту стихов. Обоих поэтов томит ночное бдение, «ход часов лишь однозвучный», тревожит обступивший мрак. Смысл двух стихотворений различен, очевидно устремление Тютчева к космической теме, но общность произведений бросается в глаза прежде всего. Родственны отдельные мотивы тютчевского «Цицерона» (1830) и песни пушкинского Председателя из «Пира во время чумы» (1830). Близкими по своему публицистическому пафосу и патриотическому одушевлению являются «Клеветникам России» (1831) Пушкина и «Как дочь родную на закланье» (1831) Тютчева. В основе обеих вещей лежит родственная концепция не­делимого Русского государства, и оттого тот и другой поэт отвер­гают вмешательство Европы в «дела семейственные» и внутрироссийское.

Как видим, тютчевская поэзия 20-х и начала 30-х гг. во мно­гом соотносится с пушкинской, вырастает на основе последней. Но было бы опрометчивым согласиться с И.С. Аксаковым в том, что «Тютчев принадлежал, бесспорно, к так называемой Пушкинской плеяде поэтов». Тяготение к кумиру своей юности сопровождается у Тютчева отталкиванием от него, возникают серьезные расхожде­ния его с поэзией Пушкина.

А.С. Пушкин помещает в 1836 г. в журнале «Современник» 24 стихотворения Тютчева. Это была заочная встреча двух поэтов, встреча счастливая и имевшая первостепенное значение для русской словесности. Пушкин пришел в восторг от этих тютчевских стихов.

Тютчев все большее внимание обращает на творчество Пушкина, по-новому оценивает все созданное им. В 1836 г. он отмечает, что Пушкин «высоко стоит над всеми современными французскими поэтами», а годом позже называет стихи предше­ственника «вещами прекрасными и грустными». Тогда же Тютчев создает стихотворение «29-е января 1837» (1837), явившееся откли­ком на гибель великого поэта. В произведении этом слышится него­дование против убийц поэта, желание заклеймить истинного вино­вника событий, понятых Тютчевым как заключительный акт нацио­нальной трагедии. Автор дает поэту возвышенную характеристику, называет его жребий святым и великим. Завершается тютчевский реквием афористической концовкой такой отточенности и силы, что она может служить эпитафией на любом пушкинском памятнике:

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет.

В 1850-1870 гг. мы снова сталкиваемся с явлениями притя­жения и отталкивания. Тютчевское стихотворение «Когда в кругу убийственных забот» (1849) воскрешает в памяти пушкинское ше­стистишие «Я возмужал среди печальных бурь» (1834). Авторы ис­пытывают счастье минутной отрады, временного успокоения. Оба они сопоставляют это утешение с родственными явлениями в при­роде. И также оба предчувствуют временность душевного и при­родного обновления. Но Тютчев значительно меньше верит в воз­можность душевного блаженства и окрашивает горьким скепсисом свои строки.

В рассматриваемый период окончательно складывается непо­вторимая художественная манера Тютчева, его индивидуальная стилистика, особый, не пушкинский путь психологизма в поэзии. Тем не менее Тютчев вбирает в себя творческий опыт Пушкина, ему сродни оказываются и философичность зрелого Пушкина, и всегда присущая великому поэту стихия лиризма. Тютчев тяготе­ет к лаконичному фрагменту, и ему близок становится опыт пуш­кинских эпиграмм и таких его вещей, как «Напрасно я бегу к си­онским высотам». Острый самоанализ, раскаяние и мучительные угрызения совести, сказавшиеся в поздних стихах Тютчева («О, этот Юг, о, эта Ницца!») ассоциируются с родственным им пуш­кинским «Воспоминанием» (1828). Когда поэт молит: «О господи, дай жгучего страданья…», то это очень напоминает откровение пушкинской «Элегии» (1830): «Я жить хочу, чтоб мыслить и стра­дать…» Наконец, «Черное море» (1871) вновь непосредствен­но обращено автором к Пушкину, и недаром здесь цитируют­ся прославленные строки из стихотворения «К морю» (1824). Благословленный Пушкиным накануне его гибели, Тютчев пронес поэтическую эстафету великого поэта до своего жизненного фина­ла, всемерно обогатив пушкинские темы и мотивы.

Здесь искали:
  • как в поэзии тютчева представлены пушкинские традиции
  • как в поэзии тютчева представлены пушкинские традиции что в свое время
  • к нисе анализ стихотворения

Открытый урок литературы "Любовная лирика Ф.И.Тютчева". 10-й класс

Картинка Анализ стихотворения Тютчева К нисе № 4

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:
  • Помочь учащимся понять чувства лирического героя, проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей.
  • Совершенствовать умение выразительно читать поэтические тексты, анализировать текст по плану.
  • Воспитывать любовь к прекрасному.

Тип урока: формирование новых знаний.

Оборудование: портрет писателя, портреты возлюбленных поэта, произведения живописи художников первой половины 19 века, презентация, грамзапись романса на стихи Ф.И.Тютчева “Я встретил вас. ”, эпиграф к уроку:

Мало быть поэтом, нужно
Быть влюблённым.
Буало

Методические приёмы: слово учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение и анализ стихотворений, аналитическая беседа по вопросам.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока.

1. Вступительное слово учителя.

Книги под названием “Любовь” у Ф.И.Тютчева нет. Эта книга может быть составлена из произведений поэта, взятых из собрания его стихотворений ,создававшихся в разные годы. “Мало быть поэтом, нужно быть влюбленным”,- эти слова сказал французский поэт Буало и был, конечно, прав. В большинстве своём поэты, к счастью, влюбчивы. Они воспевают любовь, пишут о ней. Встречаются ,правда, и такие, в творчестве которых любовь играет весьма эпизодическую роль. Но они в явном меньшинстве. Среди влюбленных поэтов в числе первых должен быть назван Ф.И. Тютчев. Он славил не только первую, раннюю, и зрелую любовь, как это мы видим у многих других поэтов. С небывалой силой воспел он позднюю любовь, которую назвал последней (для этого были глубоко личные причины, которые он не утаил от читателя).

С имением Тютчева связывают множество художественных открытий в изображении любовных переживаний, в области психологии чувств. Поэтому цель этого урока: проследить, как Ф.И.Тютчев изображает любовные переживания, понять чувства лирического героя, проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей.

Конечно, в центре внимания на нашем уроке будут образы тех женщин, которые в разные периоды жизни поэта становились “гением чистой красоты”.

2. Чтение и анализ произведений ранней поры.

а) Слово учителя.

Итак, обратимся к произведениям Тютчева ранней поры. В начале 20-х годов поэт, которому не исполнилось еще и двадцати лет, оказался за границей, в Германии. Здесь молодой дипломат знакомится с учеными, литераторами, художниками, составлявшими цвет европейской культуры. Но не только. В жизнь Ф.И.Тютчева в 1823 году входит 15-летняя красавица, графиня Амалия Лерхенфельд (Крюденер).

б). Сообщение о взаимоотношениях Тютчева с Амалией Лерхенфельд (Крюденер)- индивидуальное задание.

в). Чтение стихов 1823-1825 годов и беседа по вопросам.

“Друг, откройся предо мной. ”

“Твой милый взор, невинной страсти полный. ”

- Каким настроением проникнуты строки этих стихотворений? (Светлое настроение).

- Каково мировосприятие лирических героев? Как его передает автор? (Радостное, беззаботное).

- Какой вам представляется возлюбленная героя? (Очень юная, романтичная).

Любовная лирика 1823-1825 годов окрашена в светлые тона, мировосприятие лирического героя радостное, беззаботное. В них женский образ и женская красота несколько обобщены, даже вымышленное нерусское имя – Ниса. Внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают еще никакие житейские невзгоды.

Воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет тревожили сердце поэта.

3. Чтение и анализ стихотворения “ Я помню время золотое. ”

Спустя 13 лет после первой встречи с Амалией в 1836 году Тютчевым было написано стихотворение “Я помню время золотое ”. (чтение стихотворения).

- Какой предстала перед нами возлюбленная Тютчева? (Возлюбленная предстает как центр, как своего рода средоточие целого, прекрасного мира).

- Что вы можете сказать о роли пейзажа в изображении человеческих переживаний у Тютчева?

- В основе композиции стихотворения лежит скрытая антитеза.Постарайтесь раскрыть смысл этого художественного приема.

Прежде всего дано противостояние древнего (вечного): “руины замка”, “мшистый гранит”, “обломки груды вековой” и юности: “младая фея”, “ногой младенческой касаясь”.

Вечной древности противопоставлена вечная юность.

Мы чувствуем, как в счастливые воспоминания о юности, о первой любви вплетается горечь от осознания быстротечности жизни, неизбежности будущих утрат. Это еще одна антитеза.

В стихотворении воссоздана атмосфера прежней влюбленности. Чувства поэта по прошествии более 10 лет не остыли.

4. Анализ стихотворения “ Я встретил вас. ”

Дружба-любовь Тютчева и Амалии Крюденер длилась всю жизнь. В 1870 году, невзначай встретившись с Амалией Максимилиановной в курортном городе Карлсбад, поэт создает знаменитые стихи:

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило.

- Прослушивание грамзаписи романса на стихи Ф.И.Тютчева “Я встретил вас ”. (музыка неизвестного композитора).

Задание: прокомментируйте романс. (Небольшой конкурс на лучший комментарий).

Какие произведения живописи могли бы стать иллюстрациями к этому стихотворению? Обоснуйте свой выбор. (На доске размещены репродукции картин русских и зарубежных художников первой половины 19 века: “Неравный брак” Пукирева, “Перед венцом” Ф.Журавлева, “Всадница” К.Брюллова, “Лунная ночь”, “Букет цветов” Крамского, “Дождь в дубовом лесу” Шишкина, “Поцелуй украдкой” Фрагонара, “Капризница” Ватто, “Девушка с письмом” Вермеера. (Смотри презентацию).

5. Слово учителя

Были в жизни Тютчева встречи и с другими женщинами, которые полюбили его и которых любил он. ( Сообщение о взаимоотношениях Тютчева с Элеонорой Петерсон.)

К Э.Петерсон обращено стихотворение “Ещё томлюсь тоской желаний. ”, строка из которого стала темой нашего урока. (Один учащийся читает стихотворение наизусть).

С Элеонорой Петерсон Тютчев обвенчался в 1826 году. В одном из писем к родителям поэт писал. Ни один человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в ее жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня”.

После смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женился вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Фрица Дернберга Эрнестина Дернберг.( Сообщение о взаимоотношениях Тютчева и Эрнестины Дернберг).

С Эрнестиной Дернберг Тютчев познакомился еще в 1833 году во время карнавала в Мюнхене. Молодой женщине, одной из первых красавиц, уже тогда удалось покорить сердце поэта. Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и стать в полном смысле его ангелом-хранителем. Чувством к Эрнестине вызваны строки еще одного тютчевского шедевра – “Люблю глаза твои, мой друг ”. (чтение стихотворения наизусть).

- Какое слово в этом стихотворении ключевое? (слово “игра”).

- Какую смысловую нагрузку оно несет? (“Пламенно-чудесная” игра глаз отражает многообразие переживания, оттенки чувств).

- Найдите синонимичные конструкции, связанные с символикой огневой стихии.(“Молния небесная”, “огонь желаний”, “пламенная игра”).

- Как вы считаете, что дают эти образы для изображения внутреннего мира героини? (С их помощью переданы подвижность и эмоциональное богатство внутреннего мира героини).

- Теперь найдите антонимы в стихотворении. (“Их приподымешь вдруг”, “глаза, потупленные ниц”, “сквозь опущенных ресниц”). Какова их роль?

- Какова роль антитезы? (Взору любящей женщины, вбирающему в себя все окружающее пространство, целый мир, противопоставлен невидящий взгляд в минуту поцелуя, когда для двоих не существует никого и ничего, кроме них самих).

6. Слово учителя.

Возраст Ф.И.Тютчева приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление, мрачно сказал: “Я отжил свой век и у меня ничего нет в настоящем”. Но случилось так, что в его сердце вновь пришла Весна. Последняя любовь. Какой она была в жизни поэта?

Чтение наизусть стихотворения “Последняя любовь”.

Это одно из самых ярких произведений, составляющих “денисьевский цикл”. Стихи этого цикла в основе своей автобиографичны и представляют собой лирическую повесть о любви, которой суждено было пройти через множество суровых испытаний, о любви 47-летнего поэта и 24-летней выпускницы Смольного института Елены Денисьевой.

Семейный человек, у которого дети от первого и от второго брака, у которого умница и красавица жена, влюбляется в Елену Александровну, подругу своих дочерей. Последняя любовь, как назвал ее сам поэт, изменила весь порядок его жизни.

Светский человек, желанный гость лучших салонов Москвы и Петербурга, дипломат, политик, историк и философ начал жизнь как бы сначала. Вернее так: он пытался построить свою жизнь по-новому. Пытался, но жизнь оказалась сильнее его. Он был поэт, и он пошел за своим чувством. Он был влюбленным поэтом. Не надо обладать особым воображением, чтобы представить себе трагизм ситуации, в которой оказались Денисьева и Тютчев. Возлюбленная поэта, мать троих его детей, незаконная жена. “Свет” ее не принял и отверг. От нее отрекся родной отец. Тетка ее – инспектор Смольного института – из-за нее вынуждена была оставить институт.

Тютчев оставался в семье, посещал петербургские салоны, приемы у великих княгинь, хотя трагически ощущал свою отдаленность от возлюбленной. Он находился в страшном раздвоении.

“Денисьевский цикл” стал лирическим памятником удивительного по силе и глубине чувства любви поэта к молодой девушке.

- Чтение стихотворения “Не раз ты слышала признанье. ” (1851)

- Что в облике возлюбленной вызывает восхищение поэта?

- Какие слова передают духовный мир героини?

- В чем лирический герой упрекает себя? Какие слова передают переживания лирического героя? ( Учащиеся выписывают цитаты)

Запись на доске:

Духовный мир героини: “перед любовию твоею”, “пред сердцем любящим твоим”, “с такою верой и мольбой”, “клонишь ты колено пред колыбелью дорогой”. (запись на доске)

Переживания лирического героя: “как я беден перед ней”, “мне больно вспомнить о тебе”, “благоговею и поклоняюсь тебе”, “моё смиренье”.(запись на доске)

Итак, мы видим, что характер переживаний лирических персонажей Тютчева в “денисьевском цикле” существенно изменился по сравнению с ранней лирикой поэта. Предметом изображения в стихах этого цикла становится тема мук, страданий в любви.

Вывод. Анализируя свои переживания, лирический герой с горечью признается самому себе в неспособности ответить возлюбленной с той же силой страсти и самоотдачи, поэтому его преследуют укоры совести. Автор восхищается самоотверженностью героини, восхищается бескорыстными, пламенными чувствами женщины, которая подарила лирическому герою чудо любви. Он подчеркивает ее духовное богатство и нравственную высоту.

Звучит стихотворение “О, как убийственно мы любим ”. (1851)

- Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения? (Лирический монолог поэта насквозь проникнут горечью, мукой от осознания своей вины перед возлюбленной).

Д/з: подготовить выразительное чтение наизусть и письменный анализ одного из стихотворений Ф.И.Тютчева.

Фёдор
Тютчев

Картинка Анализ стихотворения Тютчева К нисе № 5

Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Весна»

Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил за границей, а его и кумирам являлись Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне, в творчества этого автора также прослеживаются исконно славянские традиции стихосложения.

Примером этому является произведение «Весна», написанное Федором Тютчевым в 1821, незадолго до поездки в Мюнхен для прохождения дипломатической службы. Это произведение относится к раннему периоду творчества поэта, оно было создано, когда автору еще не исполнилось 18 лет. Поэтому неудивительно, что стихотворение выдержано в духе русского классицизма и написано высоким слогом, который характерен для од.

Произведение «Весна» Федор Тютчев посвятил своим друзьям юности, поэтому оно носит форму обращения к людям, с которыми поэта связывают теплые отношения. Образ весны в произведении при этом выступает лишь благоприятным фоном, который помогает создать общее настроение, восторженное и оптимистичное.

Данное время года Федор Тютчев неслучайно сравнивает с молодостью. Автор проводит параллель между расцветом природы и безудержной энергией, которая наполняет душу и тело вчерашних подростков, вступающих в самостоятельную жизнь. При этом весенние метаморфозы находят живой отклик в сердце поэта, они созвучны его настроению и мироощущению. Поэтому поэт призывает своих друзей в полной мере впитать красоту и чистоту окружающего мира, насладиться «яркими лучами любви, восторга и весны».

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется некая легкость и беззаботность. В итоге содержание произведения, радужное и восторженное, контрастирует с достаточно громоздкой и несколько вычурной формой. Этот контраст словно бы подчеркивает разницу между мечтами и надеждами молодых людей, далеко не всем из которых суждено сбыться, и реальностью, с которой каждому из них придется столкнуться во взрослой жизни. Уже в столь юном возрасте Федор Тютчев осознает, что молодость – это лишь краткий миг, которым нужно успеть насладиться сполна, чтобы впоследствии воспоминания и ощущения той безмятежности, которую довелось испытать, согревали душу все оставшиеся годы. Автор призывает своих друзей порхать «по светлым счастия цветам», которые очень скоро пожухнут и увянут под бременем повседневных «взрослых» забот.

Но до тех пор, пока период становления молодых людей не завершен, сама природа дарит им удивительную возможность в полной мере ощутить гармонию и душевное равновесие, насладиться удивительным чувством свободы, когда детство уже закончено, а самостоятельная жизнь, наполненная проблемами, тревогами и необходимостью нести ответственность за каждый свой поступок, еще не началась. Это – время, когда «жизни сладость» бьет ключом, создавая иллюзию того, что так будет всегда. Однако Федор Тютчев достаточно разумеет, чтобы понимать – юные годы никогда не возвратятся, оставив в душе легкий привкус ностальгии, склонность к мечтательности и воспоминания о весне, которая пусть ненадолго, но все же позволила каждому из нас стать по-настоящему счастливым. Последняя строфа стихотворения содержит очень образную и яркую метафору. В ней поэт сравнивает весну с луговым цветком, который ребенок в порыве нежной любви приносит своей матери. Точно также же сама жизнь дарит нам бесценный подарок в виде молодости, которая полна новых открытий и признаний. Сохранив удивительное чувство гармонии и совершенства в собственной душе на долгие годы, можно, по убеждению автора, в полной мере постичь красоту окружающего мира и научиться жить с ним в ладу.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «В чужбине свято наблюдаю»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Цветок»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Цветы последние милей»
  • Анализ стихотворения Николая Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю»
  • Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Так много камней брошено в меня»

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены, –

Что устоит перед дыханьем

Послушать стихотворение Тютчева К нисе

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения К Нисе

Анализ стихотворения Тютчева К Нисе

Настроение произведения К Нисе

К Нисе