Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селенья (краткий и полный)
Долгое время Тютчев жил за границей. И поэт прекрасно понимал, что Россия проигрывает по уровню культуры Германии или Франции. Но он считал, что у русского народа есть собственные черты, которых нет у европейских людей. Это такие замечательные черты, как доброта, отзывчивость, терпеливость, целеустремленность, человеколюбие.
Простые крестьяне несли свой крест с огромным достоинством, и поэт понимал, что такого нет ни у одного европейца, даже у самого именитого.
Поэт возвращается в Россию и пишет стихотворение о том, почему же для него Россия лучше и ближе, чем Европа, которая является сытой и ни в чем себе не отказывает. Автор не пытается скрыть какие-либо проблемы страны и говорит, что Россия очень далека от совершенства. Но автор отмечает, что все это не имеет никакого значения, ведь Россия является великой державой. По его мнению, эта страна была избрана Богом. Он считает, что духовность – это самое замечательное качество страны.
В своем произведении Тютчев говорит о том, что ни смотря на нищету людей и рабский труд Россия – воистину великая страна. Автор отмечает, что Бог благословил Россию, именно поэтому она является духовной.
Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»
Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.
В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.
Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе автор видит видит «бедные селенья» и «скудную природу» — все это «край русского народа». Тютчев называет его «край родной долготерпенья». В этой строке мы видим сочувствие поэта к людям, живущим в»этих бедных селеньях».
Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Во второй строфе поэт говорит о загадке русской души, которую не понять «взору иноплеменных»:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Третья строфа отражаает идейный смысл стихотворения, заключающегося в вере поэта в то, что Царь Небесный не оставил «земли родной» и «исходил благословляя» ее.
Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.
Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья»
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» — одно из немногих произведений поэта, где философские мотивы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обстановки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа.
Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйственность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усиливают настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к проблеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высокомерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной».
Однако самому поэту ведома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее России, поэтому в заключительной строфе так пронзительно звучат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя». Финальный аккорд п
роизведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским видом и высочайшей душевной красотой и благородством. Душевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, которыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделяет тайным светом.
Свет — устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроенность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, например, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мыслителя, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».
Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья…» прослеживается три основных мотива: изображение страдающей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставление родины и стороны иноплеменной (как более благополучной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное — образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.
Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»
Более двадцати лет жизни Тютчев прожил заграницей, из них двадцать в Мюнхене, где служил чиновником в Русской дипломатической миссии. Именно жизнь в Европе развила в Тютчеве особую любовь к романтизму.
Прожив почти четверть века не на Родине, Федор Иванович скучал по России, каждый свой приезд в Петербург или Москву считал великим праздником. Тютчев любил свою Родину, но при этом он ясно осознавал, что по уровню развития культуры Россия стоит далеко от Европы. Но поэт не корил никого в этом, не стеснялся своего происхождения, а лишь горестно замечал, что вина в этом висит уж точно не на плечах простого народа. Именно русский народ – самородки, гении страны, в их сознании, душах и умах живут такие черты, которых нет и в помине у европейцев. Это доброта, отзывчивость, великодушие, терпимость, смирение. Простые крестьяне, которых били кнутами, к которым относились как к вещи, несли свою ношу с таким благородством, которому бы позавидовал самый образованный немец того времени.
В 1855 году Тютчев опубликовал стихотворение «Эти бедные селенья…». В нем автор как раз и пытается объяснить, почему Россия, с ее разрухой и голодом, царившим по деревням, все-таки ему ближе, чем сытая довольная Европа.
Автор пытается подобрать точное определение своей родной стране. В итоге Тютчев приходит к мнению, что Россия – страна терпенья. В этом его точка зрения близка к Некрасову. Поэт считает, что Россия далека от совершенства, у нее много проблем, но русский народ богат нравственно, он может справится с любыми трудностями и останется таким же.
Тютчев считает, что Россия – страна, которая была избрана Богом. Поэт уверен, что духовность – главное достояние русского народа, и важно не потерять ее ни при каких обстоятельствах.
Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.
В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.
Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе автор видит видит «бедные селенья» и «скудную природу» — все это «край русского народа». Тютчев называет его «край родной долготерпенья». В этой строке мы видим сочувствие поэта к людям, живущим в»этих бедных селеньях».
Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Во второй строфе поэт говорит о загадке русской души, которую не понять «взору иноплеменных»:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Третья строфа отражаает идейный смысл стихотворения, заключающегося в вере поэта в то, что Царь Небесный не оставил «земли родной» и «исходил благословляя» ее.
Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья»
Стихотворение «Эти бедные селенья» датируется 13 августа 1855 года.
Начинается стихотворение с анафорически построенных строк, которыми поэт призывает разглядеть окружающую действительность:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Эпитеты «бедные», «скудная» несвойственны природной лирике поэта, они заставляют задуматься о действительно трудной судьбе «русского народа».
Во второй строфе особо ярко нашла отражение славянофильская позиция поэта:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Красочно просматривается противопоставление «своего» и «чужого», «родного» и «инородного». У России свой путь, своя неповторимая судьба. Для западного взгляда это лишь отсталая и дикая страна, в которой угнетенный народ подавлен и смиряется со своей долей.
Однако Россия озарена «тайным», то есть почти невидимым, непонятным и неразличимым светом, рассмотреть и понять который не в силах иноземец, не знающий истинную русскую действительность. А свет этот представляет собой глубокую патриархальность, веру. Самая высшая красота - это религиозное чувство, а оно свойственно русским людям.
Россия – страна, хранимая Богом, благословленная им. Поэтому и появляется в стихотворении религиозная символика:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
Христос у Тютчева словно бы становится свидетелем народного «долготерпения», народного страдания. Он - единственный, на кого можно уповать и надеяться.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, перекрестные женские рифмы придают ему некую плавность, песенность и, в то же время, законченность.