Анализ стихотворения Тютчева Бывают роковые дни



БЫВАЮТ РОКОВЫЕ ДНИ…
1873

Бывают роковые дни*
Лютейшего телесного недуга
И страшных нравственных тревог;
И жизнь над нами тяготеет
И душит нас, как кошемар.
Счастлив, кому в такие дни
Пошлет всемилосердый Бог
Неоценимый, лучший дар —
Сочувственную руку друга,
Кого живая, теплая рука
Коснется нас, хотя слегка,
Оцепенение рассеет
И сдвинет с нас ужасный кошемар,
И отвратит судеб удар, —
Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь,
И верит сердце в правду и любовь. 1

комментарии, примечания к стихотворению
БЫВАЮТ РОКОВЫЕ ДНИ…
Тютчев Ф. И.

1 Автограф — ИРЛИ. № 18720, в письме Ф. И. Тютчева к А. В. Никитенко.
Список — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 162. Л. 7 об. рукой Д. Ф. Тютчевой.
Первая публикация — РС. 1873. Т. VIII, август. С. IV, в конце некролога «Ф. И. Тютчев», написанного А. В. Никитенко. Затем — Изд. 1900. С. 370; Изд. Маркса. С. 177.
Печатается по автографу. В автографе после текста дописано: «Друг мой, когда я вас увижу? Мне страшно тяжело и грустно». См. «Другие редакции и варианты». С. 318*.
В Изд. 1900, Изд. Маркса, Чулков II озаглавлено «А. В. Никитенко». Г. И. Чулков при этом ссылается на список в Альбоме Тютч. — Бирилевой, где рукою Эрн. Ф. Тютчевой обозначен заголовок «А. В. Никитенку» и поставлена дата: «1873» (Чулков II. С. 499). Так и датируется.
Александр Васильевич Никитенко (1804–1877), академик, профессор русской словесности, бывший цензором Петербургского цензурного комитета, автор известных мемуаров, был в дружеских отношениях с Тютчевым, посещал поэта во время его предсмертной болезни. Включая стих. «Бывают роковые дни…» в некрологе Тютчева, Никитенко пояснял: «Несколько месяцев Тютчев страдал жестоким недугом. Его духовному существу в это тяжкое время принадлежала только часть его тела, другая — была отнята у него параличом. Но и среди, можно сказать, развалин его физического состава, его не покидали ни светлая мысль, ни теплое чувство ко всему прекрасному, ни участие в судьбах дорогой ему отчизны и всех близких ему существ. Только недели за две до своей кончины он начал терять сознание, и здесь происходила уже настоящая борьба со смертью, которой упорно сопротивлялась еще его крепкая, хотя и потрясенная натура. В дни, предшествовавшие этому, мы слышали еще из уст его приветливые и трогательные слова и вместе с тем он передавал нам свою заботу о каком-то бедном сироте, о котором он просил одно высшее начальственное лицо. Вот, можно сказать, предсмертное излияние его чувствований в строках, присланных им нам и начертанных дрожащею рукою, которые мы с трудом могли разобрать» (с. III–IV).
До публикации К. В. Пигаревым (Лирика II. С. 272) стихотворения по автографу повторялся текст первой публикации, в которой существуют разночтения (выделены ниже курсивом) с печатаемым ныне текстом. В первой публикации строка 8-я — «Неоцененный лучший дар»; 10-я — «Кого живая, чистая рука»; 13-я — «И сдвинет с нас ужасного кошмара». Возникшие разночтения можно объяснить трудночитаемым почерком Тютчева. Видимо, Никитенко в спешке подготовки некролога не придал особого значения расшифровке автографа, в котором действительно возможно иногда двоякое прочтение букв и буквосочетаний (В. З.).

"Бывают роковые дни. "

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Бывают роковые дни № 1
  • Александр Блок - "Потемнели, поблекли залы. "
  • Александр Сергеевич Пушкин - "И я слыхал, что Божий свет. "
  • Марина Цветаева - Подруга
  • Владимир Высоцкий - "Их восемь - нас двое. Расклад перед боем. "
  • Владимир Высоцкий - Корабли постоят
  • Владимир Высоцкий - Марафон
  • Владимир Высоцкий - Песня о друге
  • Валентин Дмитриевич Берестов - "С тобой мы дружили, как дружат мальчишки. "
  • Валентин Дмитриевич Берестов - Дружки
  • Валентин Дмитриевич Берестов - Детская разлука

По тематикам

Подскажите пожалуста анализ стихотворения Тютчева "Цицерон"

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Бывают роковые дни № 2

eXempt1ON Ученик (23), закрыт 7 лет назад

Максим Ю. Волков Высший разум (203989) 7 лет назад

Тютчев очень умеет разнообразить отношения строф между собой, хотя и любит эти их жестковатые крепления. Так, «Цицерон» тоже заканчивается высокой риторической кодой со строки «Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые». но там на мгновение возникает «стихотворный диалог». осложняющий построение. Во втором периоде встречаются оригинальные модификации нашей формы, то укрупненные, то концентрированные. Из них взглянем на две: «Кончен пир; умолкли хоры… » и «Как дымный столп светлеет в вышине…».

Скажем о первом из них лишь несколько слов, хотя оно само по себе достойно монографического обзора. Пробел разделяет не восьмистишия, а десятистишия, и это провоцирует Тютчева на два изысканнейших узора рифм, особенно во второй строфе. И рифмы, и прямо-таки подавляющий контраст между интонационно-синтаксическими чертами строф, да и, наконец, столкновение спокойной античности и бурной современности, компактной детализации пира и обширной панорамы городских улиц, увиденных с какой-то высокой точки, – все отторгнуто друг от друга. И, однако, все это вместе, все это одно, и пирующие где-то в древних Афинах или Риме, покидая зал и перешагивая через строфораздел, сливаются с толпой современного города. Они тоже «поздно встали». как Цицерон. Тем не менее длительное историческое время оказывается стоячим – его останавливает вечное время сияющих и горящих звезд. Так в стихах Тютчев избавляется от «власти этого недуга, именуемого временем» (из письма Тютчева к Э. Ф. Тютчевой – 1843).

Теперь «Как дымный столп…».
» Как дымный столп светлеет в вышине!
» Как тень внизу скользит неуловима.
» «Вот наша жизнь, – промолвила ты мне, -
» Не светлый день, блестящий при луне,
» А эта тень, бегущая от дыма… »

Эта миниатюра может быть принята за сокращенную модель нашей формы с неожиданным замещением. Каждый из двух начальных и двух заключительных стихов имитирует четверостишие, а ст. 3 вербализует пробел, то, что было за паузой между двумя восьмистишиями. Здесь великолепно дважды повторенное движение сверху вниз (вертикальная структура) и образная тавтология, соединенная риторическими фигурами восклицания и доказательства от противного, хотя функции эти фигуры выполняют разные: в одном случае перед нами мир, во втором – его смысл (онтология и гносеология). Пропуская мотив миражной мгновенности жизни, ее бестелесности, невесомости, отметим, что дым и тень не полностью зависят друг от друга. Дым оба раза неподвижен, он устойчивость, инертность мира, а тень, наоборот, чрезвычайно подвижна, изменчива, и, главное, она «скользит, неуловима» (именно «неуловима». а не «неуловимо» без запятой). и бежит от дыма, то есть возникает явственный дополнительный смысл. Кажется, все это обыгрывает какие-то восточные формы, вроде «танки». мужское и женское начала – «ян» и «инь».

Наконец, последнее: для того, чтобы поставить точку в движении формы. В 1873 г. перед третьим ударом (как тогда назывался инсульт) бедный Тютчев продолжал диктовать стихи, среди которых было несколько совершенно выморочных форм жанра. Одна из них – «Бывают роковые дни… » (II, 272). Только и хватило на одну строку. Далее чувствуется кризис формы, которая неумолимо разваливается: вялый, неровный ритм, потоки словесных клише, образ заплетающейся речи и в довершение всего путаная и все-таки каким-то чудом держащаяся система рифм, похожая на пародию рифмовки «Кончен пир, умолкли хоры…». От «перводеления» остается лишь непроявленный след после ст. 5, криво и слабо расчленяющий текст на 5 и 11 стихов. И невозможность провести организующую черту означает крушение формы, поэзии и жизни.
Дальше

Ирина Шевченко Профи (585) 7 лет назад

Стихотворение Тютчева Ф.И.
«Бывают роковые дни»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Бывают роковые дни № 3

"Бывают роковые дни"

Бывают роковые дни
Лютейшего телесного недуга
И страшных нравственных тревог;
И жизнь над нами тяготеет
И душит нас, как кошемар.
Счастлив, кому в такие дни
Пошлет всемилосердый Бог
Неоценимый, лучший дар —
Сочувственную руку друга,
Кого живая, теплая рука
Коснется нас, хотя слегка,
Оцепенение рассеет
И сдвинет с нас ужасный кошемар,
И отвратит судеб удар, —
Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь,
И верит сердце в правду и любовь.

Стихотворение Тютчева Ф.И. - Бывают роковые дни

См. также Федор Тютчев - стихи (Тютчев Ф. И.) :

В альбом друзьям
(из Байрона) Как медлит путника вниманье На хладных камнях гробовых.

Ватиканская годовщина
Был день суда и осужденья — Тот роковой, бесповоротный день, Когда дл.

Федор Тютчев — Бывают роковые дни

Byvayut rokovye dni
Lyuteyshego telesnogo neduga
I strashnykh nravstvennykh trevog:
I zhizn nad nami tyagoteyet
I dushit nas, kak koshemar.
Schastliv, komu v takiye dni
Poshlet vsemiloserdy bog
Neotsenimy, luchshy dar —
Sochuvstvennuyu ruku druga,
Kogo zhivaya, teplaya ruka
Kosnetsya nas, khotya slegka,
Otsepeneniye rasseyet
I sdvinet s nas uzhasny koshemar
I otvratit sudeb udar, —
Voskresnet zhizn, krov zastruitsya vnov,
I verit serdtse v pravdu i lyubov.

sdf/n hjrjdst lyb
K/ntqituj ntktcyjuj ytleuf
B cnhfiys[ yhfdcndtyys[ nhtdju:
B ;bpym yfl yfvb nzujnttn
B leibn yfc, rfr rjitvfh/
Cxfcnkbd, rjve d nfrbt lyb
Gjiktn dctvbkjcthlsq ,ju
Ytjwtybvsq, kexibq lfh —
Cjxedcndtyye/ here lheuf,
Rjuj ;bdfz, ntgkfz herf
Rjcytncz yfc, [jnz ckturf,
Jwtgtytybt hfccttn
B cldbytn c yfc e;fcysq rjitvfh
B jndhfnbn celt, elfh, —
Djcrhtcytn ;bpym, rhjdm pfcnhebncz dyjdm,
B dthbn cthlwt d ghfdle b k/,jdm/

Слушать стихотворение Тютчева Бывают роковые дни

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Бывают роковые дни

Анализ стихотворения Тютчева Бывают роковые дни