Анализ стихотворения Тютчева Близнецы



Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы»

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Близнецы № 1

Сущность мировоззрения Тютчева основывалась на столкновении противоположностей: любовь – ненависть, зло-добро, жизнь – смерть.

Стихотворение «Близнецы», написано в период страстной, но несчастной любви к Е. Денисьевой, относится к стихотворениям, основанным на слиянии противоположности.

Все стихотворение строится на противоположностях, выстроенных на грамматической и смысловой основе.

Пример

Композиция стихотворения состоит из четырех четверостиший. Начинается произведение с жизнеутверждающего слова «есть», которое в контексте стихотворения воспринимается как некий закон бытия: мир существует, мы есть в мире. Далее поэт говорит о божественном законе, который играет огромную роль: в мире есть два божества – Смерть и Сон. Автор сравнивает эти два божества, понимая, что они не могут существовать друг без друга, близки друг к другу как брат с сестрой, но при этом очень различны, что бывает и в обычной жизни во взаимоотношениях близнецов и двойняшек. Близнецы обычно схожи внешне, но различны по характеру, как будто дополняя друг друга. Это вертикаль Бытие - Небытие, Космос - Человек.

Второе четверостишие тоже начинается со слова «есть», но дальше идет характеристика других близнецов, сотканных из противоречий, при этом находящихся в родстве.

Третье четверостишие – попытка раскрыть читателю тайну воздействия на человека союза этих близнецов. Тютчев вновь употребляет метонимию – часть вместо целого, сходство очень узнаваемо, но читатель напряжен, загружен мыслями, потому что в этом четверостишии много определений, хранящих в себе судьбоносный смысл.

Тютчев считает, что у счастья нет будущего, все предопределено заранее, но нет и у счастливых прошлого, это всего лишь иллюзии. Счастливый человек живет сегодняшним днем, не думая ни о том, что было, ни о том, что может быть. Он наслаждается тем, что есть.

Поэтому и любовь в понимании поэта – синоним самоубийства. Влюбленный человек счастлив сегодня, но у любви нет завтра и нет вчера. В случае расставания лишь человек будет вспоминать то, что было и представлять, что могло бы быть.

В мире существует лишь сон и смерть. Все остальное иллюзии.

В своем стихотворении Тютчев заглядывает в любовь будто в бездну роковую, ведь раз любовь и самоубийство – одно и то же, любовь – страшный грех. Поэт через Слово пытается показать читателю, что лишь в глубине души, иногда почти интуитивно, на уровне сознания, происходит осознание всего неуловимого, непостижимого разумом.

Зрелое стихотворение «Близнецы» написано Ф. Тютчевым в начале 1850-х годов (в 1850 или 1851 году), в период роковой любви поэта к Елене Денисьевой. Впервые оно было напечатано спустя довольно значительное время, в 1886 году.

Созданное в романтическом стиле, стихотворение в жанре лирического фрагмента относится к философской лирике. В нем поэт развивает важнейшую для себя тему дуальности мироустройства, его занимает взаимодействие полярных сил, одновременно сообразных друг другу и обращенных друг против друга. Основной темой произведения является соседство любви и смерти, трагическая окраска любви. Поэтическое пространство стихотворения, являющегося развернутой антитезой, построено на противоположностях: жизнь – смерть, смерть – сон.

Стихотворение состоит из 4 строф-четверостиший. Его композиция включает две неравные по объему части. В первой части (ее составляет первая строфа) обозначается первая чета – Смерть и Сон, и утверждается их родство: «Есть близнецы – для земнородных// Два божества – То Смерть и Сон». При безусловном их внутреннем различии Смерть и Сон поразительно похожи внешне: им присущи одинаковые черты (кротость и угрюмость), но в разной степени.

Вторая часть стихотворения, включающая вторую, третью и четвертую строфы, посвящена характеристике неразрывного союза Любви и Самоубийства. Во второй строфе, контрастной по отношению к первой строфе, утверждается красота и обаяние другой «прекрасной четы». В третьей строфе Тютчев, подчеркивая «кровность» этого союза, снова сближает первую и вторую пару. «Не случайный» союз обладает особой, «неразрешимой тайной», столь притягательной для людских сердец.

Кульминацией стихотворения является завершающая строфа, в которой раскрываются имена этой пары – Самоубийство и Любовь. Особое синтаксическое построение строфы – она представляет собой одно сложное восклицательное предложение – подчеркивает упоение поэта этой четой. Эта пара увлекает и чувства, и разум человека в губительный водоворот. Стирая грань различий, поэт соединяет несоединимое. При разном внешнем облике Самоубийство и Любовь имеют внутреннее сходство. Любовь для Тютчева – это адская бездна, и за смертный грех самоубийства человек тоже направляется в ад.

Стихотворение написано характерным для поэта четырехстопным ямбом, двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Тютчев использует перекрестную (для первой, третьей и четвертой строф) и охватную (во второй строфе) рифмовку.

Произведение насыщено такими выразительными средствами, как сравнения («как брат с сестрою…») и эпитеты («роковые дни», «неразрешимой тайной»). Тютчев использовал в «Близнецах» разнообразные стилистические приемы: метонимию, антитезу («прекрасней - ужасней», «кипит и стынет кровь»), анафору («И в мире нет четы прекрасней//И обаянья нет ужасней»).

Стихотворение «Близнецы» - отражение тютчевского двойственного мироощущения, при котором и любовь воспринимается поэтом как одновременно прекрасное и страшное чувство.

Более новые статьи:

«Близнецы» Ф.Тютчев

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Близнецы № 2

«Близнецы» Фёдор Тютчев

Есть близнецы — для земнородных
Два божества,- то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он…

Но есть других два близнеца —
И в мире нет четы прекрасней,

И обаянья нет ужасней
Ей предающего сердца…

Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!

Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы»

В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для «денисьевского цикла», к которому относят и «Близнецов», написанных в 1850—51 гг.

Композиция стихотворения построена на антитезе, получающей оригинальную авторскую трактовку. Художественный прием, призванный продемонстрировать несовместимость, контрастность понятий, в тютчевской трактовке лишен безусловности абсолюта. Автора интересует не только различие, но и сходство противоречий. С помощью художественного слова поэт передает собственное убеждение о двойственной модели мира.

Художественное пространство стихотворения «населяют» две пары близнецов, в качестве которых выступают антропоморфические образы чувств и особых человеческих состояний. О героях, составляющих первую пару, сообщается в начальном катрене. Смерть и Сон «дивно» похожи, и ощущение подобия поддерживается сравнением персонажей с сестрой и братом. Лирический субъект отмечает и различия: Смерть более угрюма, а ее «двойник» отличается покорным и мягким нравом.

Центральная и финальная части произведения посвящены изображению второй пары, однако герой скрывает имена ее членов. Интрига сохраняется до финальной строки, служащей развязкой и ключом к пониманию поэтического текста.
Самоубийство и Любовь — «чета» одновременно прекрасная и ужасная, таинственная и роковая. Лирический субъект утверждает их кровное родство и неслучайность союза. Вторая пара близнецов наделяется особой властью, для обозначения которой автор использует лексемы «обаянье», «обворожают». Мощная искушающая сила противоречивой четы доступна человеческим душам, находящимся в особом возбужденном состоянии, которое именуется «избытком ощущений». Характеристику дополняет очередная антитеза, объединяющая два фразеологизма: «кипит и стынет кровь».

Противоречивость влияния Самоубийства и Любви передается оксюмороном «ужасное обаянье», а также антонимами и антитезами. Власть хаоса над «земнородными» сродни действию божественных сил: она устрашает и привлекает тайной, не разрешимой для человеческого разума.

Особенности стиля поэтического текста отражают не только противоречивость понятий-персонажей, но и стремление лирического «я» к анализу их свойств. Подобное намерение демонстрирует ряд кратких прилагательных в сравнительной степени.

«Близнецы», анализ стихотворения Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Тютчева Близнецы № 3

Зрелое стихотворение «Близнецы» написано Ф. Тютчевым в начале 1850-х годов (в 1850 или 1851 году), в период роковой любви поэта к Елене Денисьевой. Впервые оно было напечатано спустя довольно значительное время, в 1886 году.

Созданное в романтическом стиле. стихотворение в жанре лирического фрагмента относится к философской лирике. В нем поэт развивает важнейшую для себя тему дуальности мироустройства, его занимает взаимодействие полярных сил, одновременно сообразных друг другу и обращенных друг против друга. Основной темой произведения является соседство любви и смерти, трагическая окраска любви. Поэтическое пространство стихотворения, являющегося развернутой антитезой, построено на противоположностях: жизнь – смерть, смерть – сон.

Стихотворение состоит из 4 строф-четверостиший. Его композиция включает две неравные по объему части. В первой части (ее составляет первая строфа) обозначается первая чета – Смерть и Сон, и утверждается их родство: «Есть близнецы – для земнородных// Два божества – То Смерть и Сон». При безусловном их внутреннем различии Смерть и Сон поразительно похожи внешне: им присущи одинаковые черты (кротость и угрюмость), но в разной степени.

Вторая часть стихотворения. включающая вторую, третью и четвертую строфы, посвящена характеристике неразрывного союза Любви и Самоубийства. Во второй строфе, контрастной по отношению к первой строфе, утверждается красота и обаяние другой «прекрасной четы». В третьей строфе Тютчев, подчеркивая «кровность» этого союза, снова сближает первую и вторую пару. «Не случайный» союз обладает особой, «неразрешимой тайной». столь притягательной для людских сердец.

Кульминацией стихотворения является завершающая строфа, в которой раскрываются имена этой пары – Самоубийство и Любовь. Особое синтаксическое построение строфы – она представляет собой одно сложное восклицательное предложение – подчеркивает упоение поэта этой четой. Эта пара увлекает и чувства, и разум человека в губительный водоворот. Стирая грань различий, поэт соединяет несоединимое. При разном внешнем облике Самоубийство и Любовь имеют внутреннее сходство. Любовь для Тютчева – это адская бездна, и за смертный грех самоубийства человек тоже направляется в ад.

Стихотворение написано характерным для поэта четырехстопным ямбом. двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Тютчев использует перекрестную (для первой, третьей и четвертой строф) и охватную (во второй строфе) рифмовку.

Произведение насыщено такими выразительными средствами, как сравнения («как брат с сестрою…» ) и эпитеты («роковые дни». «неразрешимой тайной» ). Тютчев использовал в «Близнецах» разнообразные стилистические приемы. метонимию, антитезу («прекрасней - ужасней». «кипит и стынет кровь» ), анафору («И в мире нет четы прекрасней//И обаянья нет ужасней» ).

Стихотворение «Близнецы» - отражение тютчевского двойственного мироощущения, при котором и любовь воспринимается поэтом как одновременно прекрасное и страшное чувство.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Близнецы» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Близнецы» было написано Ф.И. Тютчевым в начале 50-х годов. Впервые опубликовано – в 1886 году. В 1857 году поэт по памяти вписал это произведение в альбом Н.В. Гербеля, поэта и переводчика. Текст этой редакции отличался от традиционной и, по мнению исследователей, явно уступал ей в художественном отношении. Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический. Основная тема – трагическая окраска лучших человеческих чувств, соседство любви и смерти.

Стихотворение развивает идею полярности и дуализма мира, прочно занявшую свое место в художественном мире Тютчева. В первой строфе поэт утверждает родство двух явлений – Сна и Смерти:

Есть близнецы – для земнородных
Два божества, – то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он…

Характерно, что сравнение здесь не является абсолютным: кротость и угрюмость присущи обоим этим явлениям, то есть они очень близки. Вместе с тем, они и далеки друг от друга. Это не двойники, они не повторяют друг друга, а скорее спорят. Один женского рода, другой мужского. Каждый имеет свое значение. Хоть они и совпадают, они же и враждуют.

Во второй строфе поэт обращается к другой «чете», отмечая ее обаянье для людских сердец. И в этом смысле вторая строфа как будто противопоставлена первой. Это подчеркнуто и союзом «но», стоящим вначале:

Но есть других два близнеца —
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней,
Ей предающего сердца…

Эти стихи уже звучат иначе. Здесь мы слышим страстное утверждение губительной красоты и обаянья этой четы.

Но затем это противопоставление снимается. В третьей строфе поэт называет союз Любви и Самоубийства «кровным, не случайным». Так, мы вновь возвращаемся к первой строфе, вспоминая о кровном родстве («брат с сестрою»). И здесь уже поэт сближает первую и вторую пару:

Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.

Тайна эта – в самой крепости этого союза, в их кровных, нерасторжимых узах. Тайна эта – неразрешима. Именно поэтому она так привлекательна для людских сердец.

Четвертая строфа является кульминационной в развитии этой темы. Поэт уже не скрывает своего восторга этой четой, своей упоенности. Эти чувства подчеркнуты восклицательной интонацией и напряженным синтаксическим строем строфы, представляющей собой одно сложное предложение:

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!

Здесь явно звучат романтические мотивы, мы вновь вспомним пушкинские строки:

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья.

Самоубийство и Любовь влекут к себе и ум, и чувства человека. Как точно замечает Я.О. Зунделович, «если чета эта прежде всего берет в плен человеческие сердца, то воздействует она… и на разум, увлекая его очарованием неразрешенной тайны: все существо человека оказывается вовлеченным в губительный водоворот, где и разум, и чувства одинаково становятся игрушкой. Так утверждает Тютчев роковую слитность интеллектуального и эмоционального в миги, когда человек охвачен «избытком ощущений»»[99 - Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971, с. 57.].

Композиционно произведение делится на две части. Первая часть – обозначение первой четы – Смерти и Сна. Вторая часть – характеристика и анализ неразрывного союза Самоубийства и Любви.

Стихотворение написано катренами, рифмовка – перекрестная и кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в роковые дни»), сравнение («Как брат с сестрою дивно сходных…»), антитезу («Когда кипит и стынет кровь»), анафору («И в мире нет четы прекрасней, И обаянья нет ужасней»).

Стихотворение «Близнецы» отражает мироощущение Тютчева. Переживание поэтом любви мы должны рассматривать в контексте его общего мироощущения. Любовь для него – это всегда трагедия, гибель, «поединок роковой», «когда кипит и стынет кровь». Общее ощущение двойственности, полярности мира пронизывает у Тютчева и это чувство, прекрасное и страшное одновременно.

МегаШпора в соцсетях:

Послушайте стихотворение Тютчева Близнецы

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Близнецы

Анализ стихотворения Тютчева Близнецы

Настроение произведения Близнецы

Близнецы