Анализ стихотворения Тютчева 29 января 1837

Картинка Анализ стихотворения Тютчева 29 января 1837 № 1

«29-е января 1837» Фёдор Тютчев

Из чьей руки свинец смертельный
Поэту сердце растерзал?
Кто сей божественный фиал
Разрушил, как сосуд скудельный?
Будь прав или виновен он
Пред нашей правдою земною,
Навек он высшею рукою

В «цареубийцы» заклеймен.

Но ты, в безвременную тьму
Вдруг поглощенная со света,
Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему.
Назло людскому суесловью
Велик и свят был жребий твой.
Ты был богов орган живой,
Но с кровью в жилах… знойной кровью.

Пример

И сею кровью благородной
Ты жажду чести утолил —
И осененный опочил
Хоругвью горести народной.
Вражду твою пусть тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь…
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.

Анализ стихотворения Тютчева «29-е января 1837»

Между гибелью Пушкина и поэтическим отзывом Тютчева прошло несколько месяцев. Стихотворение, озаглавленное датой трагической кончины, появилось летом 1837 г. когда автор ненадолго приехал в Россию из Мюнхена, где находился на дипломатической службе. Этими обстоятельствами объясняется диалогичность поэтического текста, в котором запечатлены не только личные эмоции, но и общественный резонанс, вызванный скорбным известием.

Стихотворение изобилует реминисценциями из пушкинских и лермонтовских источников. Обнаруживаются интертекстуальные связи с произведениями Жуковского, Вяземского и других авторов, откликнувшихся на трагические события. Мотивы лживого слова и высокого творческого предназначения, образы тени поэта и карающей руки — примеры перекличек многочисленны.

Череда риторических вопросов начинает эмоциональную речь лирического субъекта. Постепенно вырисовывается портрет преступника, растерзавшего «свинцом смертельным» сердце поэта. Апеллируя к ветхозаветным аллюзиям, герой клеймит его броским словом «цареубийца», как Каиновой печатью. Возникает категория высшего суда: она напоминает лермонтовскую, однако служит не для обличения светских «наперсников разврата», а для наказания убийцы.

Начиная с центральной части меняется адресат стихотворения — с третьего лица на второе, с виновника преступления на образ погибшего поэта. Трагическая фигура последнего наделяется комплексом возвышенных атрибутов, приближающих его к облику царственной особы: поэт причастен к божественному началу, наделен святой и высокой ролью посредника между идеальным и реальным мирами. На столь величественном фоне претензии противников-«суесловов» выглядят особенно ничтожными.

Финальные строки представляют оригинальную версию причин пушкинской дуэли. Интересен выбор эпитетов, характеризующих «кровь» погибшего: «благородная» и «знойная». Обладатель взрывного темперамента, поэт руководствуется сознательным выбором. Подобно рыцарю, он исходит из понятия «жажды чести», защищая свою репутацию.

Архаизированная лексика и конструкции, изобилие церковнославянизмов — торжественный стиль тютчевского творения соответствует возвышенному содержанию. Из общей картины выделяется лаконичный финальный прогноз. В афористичном двустишии светлая память о поэте сравнивается с трепетным и пронзительным чувством первой любви.

История создания стихотворения Тютчева "29-ое января 1837 года"

Картинка Анализ стихотворения Тютчева 29 января 1837 № 2

Secret Искусственный Интеллект (898567) 9 лет назад

Александр Долинин (Университет Висконсина, Мэдисон) вписал стихотворение «29-ое января 1837» в надындивидуальный цикл
«Смерть поэта». Поэтические некрологи, как правило, двухчастны и характеризуются специфической цитатностью (цитируют друг друга
и стихи поэта, которому они посвящены).
Тон цикла задан Лермонтовым в стихотворении «Смерть поэта». включающем реминисценции из «Кавказского пленника». «Андре Шенье». «Руслана и Людмилы» и др.
Другое стихотворение цикла — «На смерть Пушкина» Э. Губера связано с лермонтовским и распространялось вместе с ним.

Стихотворение Тютчева написано только в июне 1837 года, во время краткого пребывания поэта в Петербурге, и является уже откликом на резонанс в связи с гибелью Пушкина.

У Тютчева, Лермонтова и Губера речь идет об «убийце» ;
в «29-ое января» присутствует рудиментарная двухчастность
(«Но ты. ». «А вы. »).
У Губера и у Тютчева прослеживается ветхозаветный мотив
клейма на челе, восходящий к стихам о Каине и Авеле,
причем у Тютчева он акцентирован
(«Тот, кто слышит пролитую кровь»).

Если у Лермонтова возникает мотив неудовлетворенной жажды мести,
для Тютчева важно, что Пушкин защищал свое достоинство, не был рабом навязанных извне правил и его дуэль — семейное дело. В отличие от Лермонтова, Тютчев считал, что неважно, прав или не прав Дантес:
убийство поэта приравнивается к цареубийству, а сам поэт к царю;
этот мотив восходит к самому Пушкину — «Ты царь, живи один. »
и Карамзину — «Ты царь на велелепном троне. » .

Поэзия Тютчева

Картинка Анализ стихотворения Тютчева 29 января 1837 № 3

Эстетические взгляды Тютчева складывались под влиянием Пушкина. Ему Тютчев посвятил два своих сборника, именно с ним вел постоянный поэтический диалог. В стихотворении «29 ян­варя 1837 года» (день гибели Пушкина) Тютчев дает оценку дея­тельности и личности великого поэта, называет его «живым орга­ном богов», благородным, светлым и чистым гением. Стали кры­латыми слова из этого стихотворения: «Тебя ж, как первую лю­бовь, России сердце не забудет».

В общем определить лирику Тютчева можно как философ­скую. Философская мысль пронизывает стихи о поэте и поэзии, особенно посвященные Гейне, Жуковскому, Шиллеру, Байро­ну, чье творчество было близко Тютчеву романтическим пафо­сом и стремлением познать тайны Вселенной.

Философская печать лежит на стихах о природе. В стихотворе­нии «Не то, что мните вы, природа…» поэт гневно обрушивает­ся на людей, равнодушных к красоте, неспособных увидеть ес­тественность ее, познать ее язык:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тонкая наблюдательность, теплота и лиризм отличают тютчев­ские стихи «Есть в осени первоначальной…», «Тихо в озере стру­ится…», «Как хорошо ты, о море ночное…». Природа в этих стихах одухотворена, она связана с человеком незримыми нитями. Чело­век — сам часть природы, «мыслящий тростник». Тютчев раз­мышляет о гармонии природы, бесконечности Вселенной и ко­нечной участи человека («Певучесть есть в морских волнах…»). Душа человека — тайна. В ней заключены стихии разрушения и самораз­рушения. Любовь, творчество, рождаясь из глубин человеческого духа, могут разрушить цельность личности («Silentium!»).

Любовь у Тютчева — это «роковой поединок» и высочайшее счастье. Соединение родных душ связано с борьбой индивиду­альностей. Жертвой борьбы часто оказывается женщина («Чему молилась ты с любовью…»). Драматизм, гибельная страсть, буря чувств воспеваются в любовной лирике Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Глубокая любовь к Е. А. Денисьевой — страстной, уязвимой женщине, похожей на женщин Достоевского, ее ранняя смерть явились толчком к созданию так называемого «денисьевского» цикла стихов. Главные черты этого цикла — исповедальность, сочувствие к женщине, стремление понять ее душу.

В творчестве Тютчева тема любви к родине решается в духе Лермонтова как странная, противоречивая. Для поэта Россия глубока и непознаваема. Ее душа самобытна и не поддается ана­лизу разума:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Тютчев в своих стихах рассуждает о быстротечности време­ни, о жизни и смерти, о счастье человека. Понимая, что время меняет акценты, подчеркивая многосторонность и глубину по­эзии, Тютчев писал:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Насыщенность философской мыслью, совершенство художе­ственной формы — главные черты поэзии Тютчева.

На этой странице искали :
  • поэзия Тютчева
  • анализ стихотворения тютчева 29 января 1837
  • поэзия тютчева кратко
  • стихи тютчева из школьной программы
  • сочинение по стиху 29 января 1837

Федор Тютчев — 29 января 1837: Стих

Картинка Анализ стихотворения Тютчева 29 января 1837 № 4

Из чьей руки свинец смертельный
Поэту сердце растерзал?
Кто сей божественный фиал
Разрушил, как сосуд скудельный?
Будь прав или виновен он
Пред нашей правдою земною,
Навек он высшею рукою
В «цареубийцы» заклеймен.

Но ты, в безвременную тьму
Вдруг поглощенная со света,
Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему.
Назло людскому суесловью
Велик и свят был жребий твой.
Ты был богов орган живой,
Но с кровью в жилах… знойной кровью.

И сею кровью благородной
Ты жажду чести утолил —
И осененный опочил
Хоругвью горести народной.
Вражду твою пусть тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь…
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.

Федор Тютчев — Из чьей руки свинец смертельный ( 29-ое января 1837 )

29-oye yanvarya 1837

Iz chyey ruki svinets smertelny
Poetu serdtse rasterzal?
Kto sey bozhestvenny fial
Razrushil, kak sosud skudelny?
Bud prav ili vinoven on
Pred nashey pravdoyu zemnoyu,
Navek on vyssheyu rukoyu
V «tsareubytsy» zakleymen.

No ty, v bezvremennuyu tmu
Vdrug pogloshchennaya so sveta,
Mir, mir tebe, o ten poeta,
Mir svetly prakhu tvoyemu.
Nazlo lyudskomu suyeslovyu
Velik i svyat byl zhreby tvoy.
Ty byl bogov organ zhivoy,
No s krovyu v zhilakh. znoynoy krovyu.

I seyu krovyu blagorodnoy
Ty zhazhdu chesti utolil —
I osenenny opochil
Khorugvyu goresti narodnoy.
Vrazhdu tvoyu pust Tot rassudit,
Kto slyshit prolituyu krov.
Tebya zh, kak pervuyu lyubov,
Rossii serdtse ne zabudet.

29-jt zydfhz 1837

Bp xmtq herb cdbytw cvthntkmysq
Gjne cthlwt hfcnthpfk?
Rnj ctq ,j;tcndtyysq abfk
Hfpheibk, rfr cjcel creltkmysq?
,elm ghfd bkb dbyjdty jy
Ghtl yfitq ghfdlj/ ptvyj/,
Yfdtr jy dscit/ herj/
D «wfhte,bqws» pfrktqvty/

Yj ns, d ,tpdhtvtyye/ nmve
Dlheu gjukjotyyfz cj cdtnf,
Vbh, vbh nt,t, j ntym gjnf,
Vbh cdtnksq ghf[e ndjtve!//
Yfpkj k/lcrjve cetckjdm/
Dtkbr b cdzn ,sk ;ht,bq ndjq!//
Ns ,sk ,jujd jhufy ;bdjq,
Yj c rhjdm/ d ;bkf[/// pyjqyjq rhjdm//

B ct/ rhjdm/ ,kfujhjlyjq
Ns ;f;le xtcnb enjkbk —
B jctytyysq jgjxbk
[jheudm/ ujhtcnb yfhjlyjq/
Dhf;le ndj/ gecnm Njn hfccelbn,
Rnj cksibn ghjkbne/ rhjdm///
Nt,z ;, rfr gthde/ k/,jdm,
Hjccbb cthlwt yt pf,eltn!//

Послушать стихотворение Тютчева 29 января 1837

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения 29 января 1837

Анализ стихотворения Тютчева 29 января 1837

Настроение произведения 29 января 1837

29 января 1837