Анализ стихотворения Тургенева Я встал ночью



Контраст как основной мотив "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Я встал ночью № 1

Личность писателя, его восприятие мира и отношение к действительности, эмоциональный и жизненный опыт рождают единственность и неповторимость творчества. Творческая индивидуальность выражается через характер его образного видения, творческие цели, художественный метод и стиль. Своеобразие писателя может быть выявлено путём сравнения его произведений с созданиями современников, предшественников, через поэтику его произведений и особенности художественного метода. Данное исследование - попытка постичь художественное мастерство И.С. Тургенева. проникнуть в неповторимый мир его образов, индивидуальность стиля.

Пример

И.С. Тургенев - крупный художник, сумевший открыть так много необыкновенного в обыкновенном, будничном мире. Это один из тех писателей, которых отличает необыкновенно тонкое и органичное слияние реалистически – конкретного эпического изображения с лиризмом.

Контраст в произведениях великого художника слова – психологическая деталь: контрастны такие мотивы и образы, которые небезразличны всем или многим людям: молодость и старость, любовь и ненависть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность. Для настоящей работы характерен эстетико-философский аспект изучения обозначенной в заглавии проблемы.

В качестве объекта исследования послужили “Стихотворения в прозе” И.С. Тургенева. Обращение к творчеству писателя не только личностно значимо для автора работы, но и актуально по нескольким причинам. Стихотворения из данного цикла мало изучаются в школе, хотя привлекают читателей глубиной содержания, своей философской наполненностью. Произведения по-разному воспринимаются читателями и оказывают на них разное воздействие: эмоциональное, эстетическое, психологическое, нравственное В последние годы жизни писателя волновали коренные вопросы бытия, “вечные” вопросы жизни, которые он ставит и пытается осмыслить в своих стихотворениях в прозе. В них нашли отражение почти все темы и мотивы творчества И.С. Тургенева, вновь осмысленные и перечувствованные писателем на склоне лет. В них много грусти, но грусти светлой; наиболее яркие и художественно совершенные миниатюры пронизаны жизнеутверждающими, полными веры в человека нотами. Отсюда цель данного исследования: установить, что сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст. проявляющийся как на уровне всего цикла, так и на уровне одного произведения. Настоящая цель определила постановку следующих задач.
  1. проанализировать теоретический материал, связанный с изучением “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева;
  2. выявить специфику и особенности жанра “стихотворение в прозе”;
  3. провести анализ отдельных произведений и выявить в них основные контрастные мотивы и образы, присущие данному циклу;
  4. рассмотреть влияние философского осмысления жизненных фактов на духовную жизнь человека.
При решении поставленных выше задач были использованы следующие методы иприемы:
  1. контекстуальный;
  2. описательный метод;
  3. компонентный анализ;
  4. прием внутренней интерпретации (прием систематики и классификации).

1. Тематика “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева

Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна. Исследователи внимательно прочитали 77 стихотворений в прозе И.С. Тургенева и систематизировали их по принципу контрастности, а именно: было замечено, что среди основных контрастных мотивов произведений можно выделить следующие:
  1. Любовь и дружба – “Роза”, “Лазурное царство”, “Два брата”, “Как хороши, как свежи были розы”, “Путь к любви”, “Любовь”, “Воробей”.
  2. Сострадание, жертвенность – “Памяти Ю. Вревской”, “Порог”, “Два богача”, “Ты заплакал”.
  3. Быстротечность жизни, жизнь и смерть, смысл жизни, одиночество – “Разговор”, “Маша”, “Памяти Ю. Вревской”, “Насекомое”, “Щи”, “Нимфы”, “Завтра! Завтра!”, “Что я буду думать?”, “Н.Н.”, “Стой!”, “Встреча”, “Когда меня не будет”, “Когда я один”, “Фраза”, “Монах”, “Мы еще повоюем”, “Дрозд 1”, “Дрозд 2”, “Песочные часы”, “У – А…У – А!” – “Собака”, “Голуби”, “Без гнезда”, “У – А…У – А!”, “Старуха”, “Два четверостишия”, “Необходимость, сила, свобода”, “Двойник”.
  4. Все живые существа одинаковы перед матерью природой – “Собака”, “Соперник”, “Дрозд 1”, “Морское плавание”.
  5. Мораль, нравственность; человеческое достоинство русского крестьянина – “Довольный человек”, “Житейское правило”, “Дурак”, “Восточная легенда”, “Гад”, “Писатель и критик”, “Нищий”, “Последнее свидание”, “Щи”, “Повесить его”.
  6. Противоречие мира: правда и ложь; счастье и слезыпрошедшей жизни, любви; любовь и смерть; молодость, красота; старость -“Милостыня”, “Эгоист”, “Пир у Верховного Существа”, “Враг и друг”, “Молитва”, “Мне жаль”, “Проклятие”, “Житейское правило”, “С кем спорить”, “Брамин”, “Истина и правда”, “Куропатки”, “Мои деревья”, “Соперник”, “Черепа”, “Молитва”, “Кубок”, “Роза”, “Милостыня”, “Посещение”, “Дрозд”, “Я встал ночью”, “Воробей”, “Посещение”, “Лазурное царство”, “Чья вина?”, “О моя молодость”, “Камень”, “Завтра! Завтра!”, “Чья вина?”, “О моя молодость”, “Когда меня не будет”, “Я встал ночью”, “Когда я один”, “Попался под колесо”, “Старик”.
  7. Восхищение русским языком – “Русский язык”.

Исследователями замечено частое использование И.С. Тургеневым в миниатюрах контрастных описаний природы. неба, зари, моря, солнца, облаков, туч; пристальное внимание автор обращает на описание глаз (в 12 стихотворениях); внешность человека ; в трех стихотворениях художник, используя антитезу, описывает сны ; изображение звуков. Н астроение в том или ином произведении помогают передать и растения: запахи, внешний вид, представления читателя, где растут эти цветы и деревья: полынь, ландыш, роза, резеда, липа, тополь, рожь.

2. 1. Контраст как основной мотив лирических миниатюр

Все произведения И.С. Тургенева объединяет рассматривание вечных проблем, которые всегда волновали, волнуют и будут волновать общество. По словам Л.А. Озерова, “В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов, стоящих перед всеми поколениями и объединяющих людей разных времён. ” (Озеров Л.А. “Тургенев И.С. Стихотворения в прозе”, М. 1967, с.11) Рассмотрим некоторые темы и стихотворения.

И.С. Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией” природы. Он был убеждён, что человек только и силён, когда “опирается” на неё. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким законам, перед которыми все одинаково равны, его ужасал “закон”, по которому, рождаясь, человек был уже приговорён к смерти. В стихотворении “Природа” читаем, что природа “не ведает ни добра, ни зла”. В ответ на лепетание человека о справедливости она отвечает: “Разум мне не закон - что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я её и отниму и дам другим, червям и людям…мне всё равно… А ты пока защищайся - и не мешай мне!” Ей всё равно, что человек, что червь - всё одни твари. У всех жизнь одна жизнь - величайшая ценность.

2.1.1. Все живые существа одинаковы перед матерью природой

В стихотворениях “Собака”. “Дрозд 1”. “Морскоеплавание” рассматривается вопрос жизни и смерти. мимолётности человеческой жизни. незначительность каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком, который потухнет при первом же “налёте” бури. Это пугливое, отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и “Одна жизнь жмётся пугливо к другой”. В этих стихотворениях опять же прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед “законом” природы. “две пары одинаковых глаз”, “Я брал ее руку – она переставала пищать и метаться”. Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть различие, но одновременно и родственность героя и животных. Именно для этой цели он вводит плеоназмы. “нет никакой разницы” и “мы тождественны”, “Все мы дети одной матери” близки по смыслу и подчёркивают равноценность человека и животного перед лицом смерти, жизненных испытаний. Для этой же цели в тексте употреблены повторения одних и тех словосочетаний. одно и то же чувство, один и тот же огонёк, одна и та же жизнь, одинаковая бессознательная дума. С помощью тропов Тургенев оживляет смерть, даёт ей “жизнь”: “воет страшная, неистовая буря”, раздаются “звуки вечности”.

Для усиления напряжённости автор вводит восклицания. “И конец!” - подчёркивается необратимость, безвыходность; “Нет!…”, “Дрозд… продолжал свою вечную песнь!”

А главное, что есть в жизни, что надо беречь, поймать и не отпускать, - молодость и любовь. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы. Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остаётся для Тургенева неразрешимым. “Не дайте проскользнуть жизни между пальцев”. Вот основная философская мысль и наставление писателя, выраженное во многих “Стихотворениях…”.

2.1.2. Противоречие мира: правда и ложь;счастье и слезыпрошедшей жизни, любви; любовь и смерть; молодость, красота; старость

В языке “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенев стремился к гармонии жизни и слова, к естественности, к правде чувств, воплощенных в языке. В данной тематической группе автор широко использовал анафору. “Честность была его капиталом”, “Честность давала ему право”; риторические вопросы. “Что значит прощать?”; риторические восклицания. “Да, я достойный, я нравственный человек!”; параллелизм. “Мне жаль…Мне жаль…”.

Поразительное по содержанию стихотворение “Мне жаль” построено на использовании автором параллелизма и антитезы (“безобразия и красоты”, “детей и стариков”). Контрастные тональности в стихотворениях данной тематической группы очень тонко сменяют одна другую, наталкивают читателя на размышления, заставляют еще и еще перечитывать произведения, чтобы глубже понять их. Такое ощущение, словно автор знает и сомневается в то же время в том, о чем нам повествует.

В стихотворениях “Посещение”. “Лазурное царство”. “Чьявина?”. “О моя молодость” “молодость, женская, девственная красота”, “царство лазури, света, молодости и счастья”, “о моя молодость. моя свежесть” противопоставлено утратам, грызущим “глухой грызью”, “я – старость”, “лазурное царство я видел тебя во сне”, “вы только на миг можете блеснуть передо мною – ранним утром ранней весны”. Большое количество эпитетов. “нежная алость распускающейся розы”, “безбрежное лазурное небо”, “ласковое солнце”, “суровая грубость”; олицетворений. “туман не вставал, не бродил ветерок”, метафор. “мелкой рябью золотых чешуек”, “ныряя по мягким волнам”, “не понимает чистая душа” - помогают писателю в предельной краткости каждого стихотворения установить глубоко интимный контакт с читателем, демонстрируют чуткость и человечность при решении разных вопросов, поставленных в том или ином стихотворении.

Лирические миниатюры: “Камень”. “Завтра! Завтра!”. “Чьявина?”. “О моя молодость”. “Когда меня не будет”. “Я встал ночью”. “Когда я один”. “Попался подколесо”. “Старик” – полны мрачных, тёмных красок. Тургенев данным стихотворениям противопоставляет светлые, радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениями (“Лазурное царство”, “Деревня”). Обычно они всё о той же любви, красоте, её силе. В этих стихотворениях чувствуется, что автор всё же верит в силу прекрасного, в счастливую жизнь, которой у него, к сожалению, не было (“Воробей”). Воспоминания о прошедшей жизни (“на мое старое сердце недавно со всех сторон нахлынули молодые женские души… зарделось оно следами бывалого огня”, “пуст и вял почти всякий прожитой день – он (человек) дорожит жизнью, надеется на нее”, “ты – молодость, я – старость”), яркие, сочные краски позволяют на мгновение ощутить прилив жизненных сил, пережить ощущения счастья, некогда волновавшие героя.

2.1.3. Мораль, нравственность; человеческое достоинство русского крестьянина

Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях “Два богача”, “Маша”,“Щи”, “Повесить его!”. Здесь, как и в “Записках охотника”, показано нравственное превосходство простого русского мужика над представителями господствующих классов.

Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в прозе, в которой развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие. Такие человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в стихотворениях: “Довольный человек”, “Писатель и критик”, “Дурак”, “Эгоист”, “Враг и друг”, “Гад”, “Корреспондент”, “Житейское правило”. В основе некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты. Например, в стихотворении “Гад” изображен продажный реакционный журналист Б.М. Маркевич. Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями, пессимистическими настроениями, навеянными длительной болезнью писателя.

Однако как бы ни были грустны и тягостны впечатления личной жизни писателя, они не заслоняли перед ним мир.

2.1.4. Любовь и дружба

Нередко, для того чтобы показать мимолётность жизни, И.С. Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая своё прошлое, человек начинает ценить свою жизнь…(“Двойник” ). Действительно, как мастерски создаёт Тургенев образ ликующей молодости – “царства лазури, света, молодости и счастья” - в стихотворении “Лазурное царство” он противопоставляет это светлое царство “тёмным, тяжёлым дням, холоду и мраку старости”…И везде, везде эта философская идея, о которой уже немного упоминалось ранее: показать все противоречия и преодолеть. И это в полной мере отразилось в “Молитве”: “Великий боже, сделай так, чтобы дважды два – не было четыре!” “О безобразие …дешево доставшейся добродетели”.

В этой тематической группе контрастируют: роза и слезы, лазурное царство и сон, любовь и ненависть, любовь может умертвить человеческое “я”.

Интересным показалось употребление деепричастных оборотов, употребляемых в основном в письменной речи, они наполняют произведения благородством и нежностью: “вернувшись в гостиную, внезапно остановившись”.

Стихотворение “Воробей” - наиболее яркий и чудесный “этюд с натуры” - жизнеутверждающее и бодрое, воспевающее вечно живую жизнь, самоотвержение. Несмотря на небольшой объем, произведение Тургенева несет в себе огромное философское обобщение. Маленькая сценка заставляет автора задуматься над вечным двигателем мира – Любовью. Любовный, самоотверженный порыв маленькой птички, случайно увиденный русским писателем, позволяет задуматься о мудрости и любви.

Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя. Любовь у Тургенева – это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти: “Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Для Тургенева существует только любовь - жертва. Он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. Во всех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь, как большое жизненное испытание, как проверку сил человеческих. На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо. Даже птицу, потерявшую гнездо, для которой смерть, казалось, неизбежна, может спасти любовь, которая сильнее воли. Лишь она, любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой.

В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь - “судьба”, злой рок, тяготеющий над каждым из нас, та могучая и, казалось бы, непобедимая сила. Она так же медленно приближалась к птенцу, как и то пятно из стихотворения “Старуха”, а проще говоря, смерть медленно подкрадывается, “ползёт” прямо к нам. И здесь опровергается фраза старухи “Не уйдёшь!”. Уйдёшь, ещё, как уйдёшь, любовь сильнее тебя, она “закроет” “зубастую раскрытую пасть” и даже судьбу, даже это громадное чудовище можно присмирить. Даже оно может остановиться, попятиться …признать силу, силу любви…

На примере этого стихотворения мы можем подтвердить слова, написанные ранее: “Стихотворения в прозе” – цикл противопоставлений. В данном случае сила любви противостоит силе зла, смерти.

Таким образом, мы можем утверждать, что автор стремится все-таки “преодолеть” безысходную скорбь, противопоставить грусти жизнерадостную борьбу, настроение, которое выражается фразой: “МЫ ещё повоюем!”

2.1.5. Сострадание, жертвенность

Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается “Порог”. Напечатан “Порог” впервые в сентябре 1883 года. Написано оно под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает через этот символический порог.

“… и тяжелая занавеса упала за нею.

- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

Святая! – пронеслось откуда-то в ответ”.

С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту, явлению, событию со стороны двух совершенно разных людей!

“Порог” заставляет каждого читателя задумываться над своей жизнью, осмыслить и, если нужно, переосмыслить ее.

2.1.6. Быстротечность жизни, жизнь и смерть, смысл жизни, одиночество, судьба

“Стихотворения в прозе” - цикл - противопоставление, противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы “вступают в борьбу” между собой. И.С. Тургенев часто сталкивает их, переплетает, и всё противоречивое в конце концов автор стремится слить воедино (“Двойник”).

Н.А. Добролюбов писал о тургеневской прозе: “…и грустно, и весело это ощущение: там светлые воспоминания детства, невозвратно мелькнувшего, там гордые и радостные надежды юности. Всё прошло и не будет больше; но ещё не пропал человек, который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грёзам… И благо тому, кто умеет пробуждать такие воспоминания, вызвать такое настроение души”. (Добролюбов Н.А. Собр. сочинений в трёх томах, т.3, М. 1952, с.48.) Действительно, можно отметить, что многие стихотворения в прозе, которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны, на самом деле пробуждают в человеке “состояние душевной высоты и просветлённости”. Так называемый тургеневский лиризм придаёт произведениям писателя необычайную задушевность. Всё это мы пишем к тому, что именно в таких стихотворениях, где сталкиваются прошлое и настоящее, этот лиризм проявляется в полной мере.

Стихотворения данной группы настолько богаты по содержанию, что исследователи поместили их в разные группы.

2.1.7. Восхищение русским языком

Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра “Русский язык”. С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. И.С. Тургеневу принадлежит замечательная формула: язык = народ. Большую часть жизни проведший за границей, знаток многих иностранных языков, И.С. Тургенев не переставал восхищаться русским языком, называя его “великим и могучим”, связывая с ним надежды на светлое будущее России: “но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения.

2. 2. Контраст как средство проникновения в образы героев “Стихотворений в прозе”

В истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, как Иван Сергеевич Тургенев, кто бы так искренне, нежно любил природу родного края и так полно, разносторонне отразил ее в своем творчестве. Многие годы проведя за границей в разлуке с Россией, писатель страдал не только из – за болезни, но еще и потому, что не мог побывать в своем Спасском – Лутовинове. С громадной художественной силой отразил И.С. Тургенев неяркую и неброскую красоту природы средней полосы в “Стихотворениях в прозе”.

“Милостыня” - “глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой”.

“Посещение” - “смеялись огромные, черные, светлые глаза”.

“Щи” - “глаза покраснели и опухли”.

“Два брата” - “глаза карие, с поволокой, с густыми ресницами; взгляд вкрадчивый”; огромные, круглые, бледно – серые глаза”.

“Сфинкс” - “глаза твои – эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже… И так же безмолвны и загадочны их речи”.

“Как хороши, как свежи были розы…” - “как простодушно – вдохновенны задумчивые глаза”, “бойко смотрят на меня своими светлыми глазками”.

“Стой!” - “твой взор глубок”.

“Дрозд” - “переливчатые звуки… дышали вечностью”.

“Я встал ночью” - “вдали возник жалобный звук”.

“Когда я один” - “ни звука…”.

“Попался под колесо” - “этот плеск и стоны твои – те же звуки, и больше ничего”.

“У – а. У – а!” - “странный, не сразу мною понятый, но живой… человеческий звук…”

“Природа” - “земля кругом глухо застонала и дрогнула”.

“Нет большей скорби” - “сладкие звуки молодого голоса”.

“Деревня” - “ровной синевой залито все небо”.

“Разговор” - “над горами бледно – зеленое, светлое, немое небо”.

“Конец света” - “серое, одноцветное небо висит над нею как полог”.

“Посещение” - “молочно – белое небо тихонько закраснелось”.

“Лазурное царство” - “над головою безбрежное, такое же лазурное небо”.

“Нимфы” - “прозрачно синело над ним южное небо”.

“Голуби” - “мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака”.

Описание внешности человека:

“Деревня” - “русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах…”, “курчавые детские головки”.

“Маша” - “рослый, статный, молодец молодцом”.

“Нищий” - “нищий, дряхлый старик”.

“Последнее свидание” - “желтый, высохший…”

“Посещение” - “крылатая маленькая женщина; венок из ландышей охватывал разбросанные кудри круглой головки”.

Гармоничность и нежность тонов, умелое и тонкое сочетание света и тени характеризуют тургеневскую манеру и в обрисовке человека, и картин природы. Он связывает свои пейзажи с настроением человека, с его духовным обликом. В миниатюрах пейзаж то оттеняет душевное состояние героя, то пейзажная зарисовка пронизывается философскими размышлениями. Светлых, радостных, обнадеживающих красок больше, чем печальных, грустных.

Каталог статей

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Я встал ночью № 2

учитель русского языка и литературы СОШ №42

г. Чебоксары Чувашская Республика

Философские размышления И.С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе»

Цель урока: расширить знания учеников о И.С. Тургеневе, понять настроение и чувства поэта, вызвать желание обсудить прочитанное.

Задачи: формировать духовную и интеллектуальную потребность читать, умение сформулировать собственную мысль, выразить впечатление.

Оборудование: портреты и фотографии И.С. Тургенева.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа о прочитанном, работа со словарем.

I. Слово учителя

Творчество И.С.Тургенева занимает в русской литературе особое место.

В этом году вы познакомились одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы – «Записки охотника», - и, надеюсь, успели полюбить это произведение.

Полный веры в русский народ, И.С. Тургенев в своем творчестве показал его одаренность, его душевную красоту. Героем книг Тургенева стал не только русский народ, но и русский язык, так, например, в стихотворении в прозе «Русский язык».

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь

тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтоб такой язык не был дан великому народу!»

На склоне жизни И.С. Тургенев создал лирико-философские «Стихотворения в прозе». Написаны эти миниатюры между 1877-м – 1882-м годами в пору предсмертной болезни Тургенева – это были очень трудные для него годы: все более тягостные, оторванность от родины, не только страстно любимой, но и питающий его ум и сердце, все более горько осознаваемое одиночество. Отсюда и название, придуманное писателем для них Senilia («Старческое»).

Тургенев с печалью думал, что «река времен в своем течении унесет в лоно забвения эти легонькие листки» (из письма Григоровичу). Это пророчество автора не сбылось. Стихи читатели приняли радушно и надолго остались в нашей литературе.

О публикации «Стихотворений в прозе» первым заговорил с автором посетивший его в 1882 году в Буживале (под Парижем) общественный деятель, профессор всеобщей истории и

публицист М. Стасюлевич. Тургенев прочитал Стасюлевичу несколько своих миниатюр, и русскому редактору журнала «Вестник Европы» эти миниатюры понравились, и он убедил Тургенева отдать их в печать.

Название Senilia автор заменил другим, оставшимся навсегда – «Стихотворения в прозе».

Рукопись Тургенева состояла из разрозненных листков, на каждом из них было по одному законченному стихотворению. Автор предпослал им свое слово «К читателю»,

гласившее: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Разумеется, в этих словах дана воля авторской скромности, и даже иронии, направленной на самого себя (скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук). Но все же главное указание на то, что стихотворения следует читать враздробь.

Любопытно и такой факт, что в письмах Тургенев иногда называет «Стихотворения в прозе» «зигзагами», как бы подчеркивает контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, а заодно и причудливость жанра книги. Вместе с тем Тургенев рассматривает свои миниатюры и как вещи в известной степени законченные, которые существуют отдельно друг от друга.

А между тем «Стихотворения в прозе» - это результат глубокой потребности автора высказать многое, что занимало его и мучило. «Все человеческое мне дорого», - говорил писатель.

Да, сложные философские вопросы врываются в предсмертные страницы Тургенева. И впервые – в наши уроки!

- Вероятно, слово «философские» вы услышали не так давно и не успели привыкнуть и осмыслить его, и все-таки: что значит для вас это мудреное слово «философия» и кто он «философ»? (Наверное, тот, кто думает, размышляет о жизни …)

Чтение значения слов по словарю:

философ – мыслитель, занимающийся разработкой вопросов мировоззрения и методологии; человек, который разумно, вдумчиво относится к жизни, спокойно, бесстрастно переносит ее невзгоды и превратности;

философствовать – рассуждать, размышлять на философские темы, предаваться отвлеченным рассуждениям; умствовать, мудрствовать.

- Как бы вы теперь назвали «Стихотворения в прозе» Тургенева? (Это философские размышления Тургенева.)

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворений в прозе И.С.Тургенева; исполнение в классе одного из них. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся) «Собака», «Воробей»,

«Два богача», Милостыня», Я встал ночью», Христос», «Простота», «Куропатки».

Вопросы и задания:

- определите тему стихотворения.

- найдите в тексте ключевые слова. Помогают ли они сформулировать основную мысль?

- что отражает заголовок? Можно ли назвать стихотворение иначе?

- есть ли в стихотворении подтекст? Какая информация передается таким способом?

- каково общее настроение стихотворения? Можно ли эти стихотворения отнести к жанру лирических размышлений?

1. Беседа с учащимися.

- В чем необычность этих стихотворений? (Они написаны прозой.)

- Как иначе вы могли бы назвать эти маленькие произведения писателя? ( Дневниковые записи: предельно коротки - от нескольких строк до двух страниц, не более.)

- Да, мастерство Тургенева «отточенный, емкий». «Краткость – сестра таланта»,- говорил А.П. Чехов. Именно этот талант проявил И.С. Тургенев, когда писал эти миниатюры.

- Почему все же они называются стихотворениями? (Они очень лиричны: рассказ ведется от первого лица, автор выражает свои чувства – душевный настрой, передающие то радость, то грусть, то смятение. Строки стихотворений напоминают лирические стихотворения.)

- Да, существует мнение, что «Стихотворение в прозе» - произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. Мерное движение строки, свободный наплыв образов, лексико-звуковые повторы, сквозной образ, его символичность – все это характерно лирическому стихотворению.

2. Реализация домашнего задания. Анализ стихотворений в прозе.

- Какие из стихотворений в прозе сразу же остались в памяти, и вам непременно хотелось бы поделиться мыслями о них?» (Учащиеся называют стихотворения.)

Раздаем распечатки, читаем стихотворение «Собака»

- Какие-нибудь события разворачиваются в стихотворении? (Нет.)

- Какую картину вы увидели в нем? (Собаку и человека, их молчание.)

- Да, это щедрая словесная живопись. Она лирична и поэтична. Вечность разговора – молчание человека и братьев наших меньших, исповедальность его интонационно-ритмического строя.

- Какие слова являются здесь ключевыми? («Собака», «я», «буря», «глаза», «мы тожественны», «трепетный огонек», «смерть налетит», «и конец», «одна жизнь жмется

пугливо к другой».)

- Помогают ли они сформулировать основную мысль? (В житейских «бурях» рядом с человеком должен быть друг. Тут собака, которой тоже нужна защита.)

- Какие строчки помогают понять мысль автора? («Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. … Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.)

- Есть ли в стихотворении подтекст? (Побег от одиночества.)

- А каково общее настроение стихотворения? (Тоска, печаль, страх.)

- Стихотворение не напоминает вам другое произведение писателя? (Ученики вспомнят эпизоды из «Записок охотника» и «Муму» и приходят к мысли: счастье – в привязанности. вмилосердии.)

Далее – свободное высказывание о самостоятельно прочитанном стихотворении в прозе по заданному началу: «Я хочу рассказать вам…». Рассказы учеников дополняются другими.

- Я хочу рассказать вам о стихотворении в прозе Тургенева «Воробей». Автор в нем рассказывает о крохотном воробье, который так храбро защищает своего птенца, выпавшего из гнезда, одерживает победу над собакой, которая, конечно, в его глазах – огромное чудовище.

Ключевые слова «Трезор остановился», «попятился», «признавая эту силу», «смущенный пес», «удалился, благоговея», «любовь сильнее смерти и страха смерти» помогают понять основную мысль текста. Это стихотворение об огромной силе любви и героизме, о великой силе любви родителей к своим детям.

Последние строчки стихотворения «только любовью держится и движется жизнь» говорят нам о том, что любовь способна раскрыть в человеке его лучшие качества, пробудить сочувствие к окружающим, сделать его добрым, способным на бескорыстные поступки.

- Я хочу рассказать вам о стихотворении в прозе Тургенева «Куропатки». Оно напоминает «Записки охотника» писателя. Но это совсем другое. Судьба тяжелобольного сравнивается судьбой куропатки. Их было двадцать, но охотник подстрелил одну, она барахтается и забивается в куст полыни. И «пока собака ее ищет, несчастная куропатка… думает: «…Почему же именно я, я попалась под выстрел и должна умереть? Почему? … Это несправедливо!» И лирический герой думает про себя: «Лежи, больное существо, пока смерть тебя сыщет».

Нет сомнения, здесь размышления Тургенева о собственной судьбе.

Лексические повторы усиливают восприятие стихотворения. Нам горько видеть страдания поэта.

Стихотворение написано в июне 1882 года. Умер Тургенев 3 сентября 1883 года.

- Стихотворение в прозе «Я встал ночью…» связано с предыдущим одним мотивом.

«Я встал ночью с постели… Мне показалось, что кто-то позвал меня по имени… там за темным окном,… но там…однообразно и смутно, - сплошные, дымчатые тучи…

Ни звезд на небе, ни огонька на земле. Скучно и томно там,… как и здесь, в моем сердце».

Мы видим ту же безысходную боль поэта. Нам очень жаль его.

«Но вдруг где-то вдали возник жалобный звук и, зазвенел человеческим голосом – и, понижаясь и замирая, промчался мимо.

Ах! Это все мое прошедшее, все мое счастье, все, все, что я лелеял и любил, - навсегда

и безвозвратно прощалось со мною!»

И поэт говорит, что он поклонился своей «улетевшей жизни».

- Я хочу рассказать вам о стихотворении в прозе «Два богача».

Тема стихотворения – в его названии. Один богат деньгами, другой – душой.

Когда лирический герой говорит о богаче Ротшильде, «который из громадных своих доходов выделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», «хвалит» его и «умиляется», мы понимаем, что он иронизирует по этому поводу. «Целые тысячи» - это так мало для всего этого!

На самом деле лирический герой восхищается перед «убогим крестьянским семейством,

принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко».

Основная мысль текста в последних строках стихотворения: «Далеко Ротшильду до этого мужика!»

- Стихотворение в прозе Тургенева «Милостыня» чем-то перекликается с предыдущим. В нем автор рассказывает о человеке, который «был некогда богат», со временем «здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…». А когда у него не стало ни куска хлеба, «все его покинули, друзья раньше врагов», и он умирал с голоду. Гордость не позволяла «унизиться, чтобы просить милостыню». И один мудрый человек обратился к нему со словами: «…Не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней. Так и ты теперь не гордись, бедняк, ступай, протягивай руку, доставь и ты другим людям возможность показать на деле, что они добры».

«Старик встрепенулся». Впервые в жизни он попросил милостыню. «И сладок показался ему выпрошенный кусок – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость», - говорит автор.

- Радость – отчего? Оттого, что он не голоден? (Он понял одну истину – нужно смириться: гордыня – грех!)

- Сопоставим это стихотворение со стихотворением «Простота»

Чтение и восприятие стихотворения в прозе «Простота».

- Помогают ли ключевые слова сформулировать основную мысль текста? Какую? («Святая простота» и «смирение» побеждают «гордыню».)

- Поиски нравственного совершенства есть и в других стихотворениях в прозе. Предсмертный идеал писателя – «Христос».

Чтение и анализ стихотворения в прозе «Христос».

- Что поразило вас? (В обыкновенном крестьянине, стоявшем рядом с ним, юноша почувствовал нечто доброе, совершенно прекрасное, почувствовал Христа! …)

- Почему это произошло? ( «И мне вдруг стало жутко – и я пришел в себя. Только тогда я понял, что именно такое лицо – лицо, похожее на все человеческие лица, - оно и есть лицо Христа». …)

- Сколько грусти, досады в «Стихотворениях в прозе» Тургенева.

И вдруг уверенные ликующие звуки! Шесть строчек филологического этюда! «Русский язык» завершают при жизни опубликованные тексты.

Чтение стихотворения «Русский язык».

- Взгляд человека на свое прошлое, сделанный в конце большого пути, - вот основной мотив автора «Стихотворения в прозе». Это философские размышления Тургенева, где речь идет не о преобладании горестных и даже мрачных мотивов, а о высокой настроенности поэта на решение основных вопросов бытия. О чем?

Создание смыслового блока.

любовь Философские жизнь

счастье размышления смерть

дружба в «Стихотворениях гордыня

героизм в прозе» смирение

милосердие И.С. Тургенева Бог

- И последнее, расставаясь со «Стихотворениями в прозе», хочется спросить вас: нужны ли они вам? будете ли их перечитывать? и хотели бы, чтобы в следующем году снова возвращались к ним?

Прочитайте слова Льва Озерова. - Как вы его понимаете?

«Стихотворения в прозе» начинают читать в среднем школьном возрасте, перечитывают в зрелые годы и на старости лет. Всякий раз, при новом чтении, тургеневские миниатюры,

сотканные «из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благородной мысли», предстают по-новому. «Стихотворения в прозе» растут вместе с нами, мы растем вместе с ними. Так Иван Сергеевич Тургенев становится нашим другом и спутником на всю жизнь».

1. Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык».

2. Написать сочинение. Примерные темы (первые слова работы): «Я прочитал…»; «Мне было грустно. » (жанр: письмо, дневник).

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:
Разработка урока. Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Когда меня не будет".

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Я встал ночью № 3

Предварительный просмотр:

;Тема урока: И.С.Тургенев «Когда меня не будет. » Анализ художественного текста.

Цель: познакомить учащихся с содержанием лирической миниатюры; ввести их в атмосферу жизни и творчества писателя; развивать умение находить в тексте тропы, фигуры речи и определять их функцию; воспитывать самостоятельность, творческую активность; помочь учащимся осмыслить мотивы любви и жизни, памяти и бессмертия.

Оборудование: портреты Тургенева и Полины Виардо; музыка: Поль Мориа «История любви», Бетховен «К Элизе».

  1. Учитель объявляет тему и цель урока.
  2. Чтение текста учащимися. Знакомство с содержанием.
  3. Учитель читает произведение вслух на фоне музыки Поля Мориа.

Когда меня не будет.

Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мои могилу. Тебе там делать нечего.

Не забывай меня. но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд. Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало,- помнишь?- у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.

Прочти, закрой глаза и протяни мне руку. Отсутствующему другу протяни руку твою.

Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой: она будет лежать неподвижно под землею. но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.

И образ мой предстанет тебе, и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

  1. Обмен впечатлениями. Какие чувства испытывали при знакомстве с миниатюрой? Помогла ли музыка воспринять содержание текста?
  2. Сообщения учащихся.

Ученик 1. С 1878 года писатель стал создавать «Стихотворения в прозе». Ему хотелось прозаическую речь сблизить со стихотворной, создать особый жанр дневника, в котором соединятся радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о любви и чести, правде и совести, о жизни и смерти. Это своего рода лирический дневник.

Стихотворения в прозе» завершают творческий путь Тургенева. Ключевые слова «жизнь» и «смерть» формируют два тематических ряда, которые представляют собой особую картину мира.

Учитель: Ребята, что вы знаете о жанре «Стихотворения в прозе»? В чем своеобразие этого жанра? Назовите основные признаки «Стихотворения в прозе». Какие миниатюры изучали?

Ученик 2. «Стихотворения в прозе» - это стихи без рифмы и размера. В них много переживаний, личных ощущений, размышлений. Главное в них - лирическое начало, ярко выраженные чувства автора. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы», «Памяти Ю. Вревской», «Мне жаль».

Учитель: Основные признаки жанра:

герой - я, его чувства;

речь эмоциональна; большое значение придается художественным средствам (средствам выразительности), поэтической фонетике, синтаксису).

Лирическая миниатюра, которую мы прочитали, посвящена любимой женщине И.С.Тургенева Полине Виардо. (Портрет П. Виардо).

1. В 1843 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Ивана Сергеевича Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо.

2. Полина Виардо была не только замечательной певицей, но и обаятельной женщиной, широко образованным человеком и интересным собеседником. Любовь к ней Тургенев пронес через всю жизнь. До конца своих дней он остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву.

3. «О, мой горячо любимый друг, постоянно, день и ночь я думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне, Вы можете уверенно сказать себе: «Мой образ стоит сейчас перед его глазами и он покланяется мне. И это будет истинная правда. Все мои помыслы постоянно вьются возле Вас, и Ваш дорогой образ заставляет все прочие растаять как снег».

Тургенев - Полина Виардо.

(через 16 лет после их знакомства).

Учитель: Перейдем к анализу миниатюры. Определите тему, о чем говорит лирический герой. Приведите ключевые слова.

(Любил, застенчивая грусть, не вспоминай, не забывай, сладкие слезы).

Тема: Герой говорит о вечной любви и памяти.

Чтобы определить идею, разделите текст на микротемы и найдите мотивы, которые связаны с идеей.

Мотив красоты (умиленные красотою).

Мотив воспоминания (любовь в сердце, помни, не забывай).

Мотив любви и дружбы (единственный друг; я любил).

Мотив жизни (переживешь меня).

Мотив смерти (когда меня не будет; рассыплется прахом, могила, лежать неподвижно под землею).

Мотив суетности (среди ежедневных забот, удовольствий и нужд). Таким образом, основная мысль:

Вечная любовь возможна тогда, когда мы ценим красоту, умеем помнить всегда, даже после смерти любимого. Грош цена памяти, если это выполнение каких-либо традиций и обрядов.

Учитель: Какова эмоциональная оценка автора, каков пафос стихотворения? Что помогает создать впечатление повышенной эмоциональности?

Запишем в I колонку слова и сочетания слов, связанных с грустной тональностью:

  1. печаль;
  2. когда меня не будет;
  3. рассыплется прахом;
  4. могила;
  5. отсутствующий;
  6. застенчивая грусть.

Во II колонку - светлой тональностью:

  1. любил так нежно;
  2. не забывай;
  3. протяни руку;
  4. отрадно думать;
  5. умиленные;
  6. сладкие слезы.

Итак, в произведении тональность и грустная (элегическая), и светлая

- Какие смысловые части можно выделить? Какова композиция?

Ученики: Текст можно разбить на 2 части; в I - она - ее память, во II части – я (герой) - его чувства.

- Найдите слова, которые создают обрамление. (О ты, которую я

любил так глубоко и так нежно!)

- Кольцевая композиция помогает лирическому герою более

эмоционально выразить свои чувства. Текст построен на внутреннем монологе.

- Ребята, вспомните фигуры речи: антитеза, повторы, градация,

перифраз, обращения, инверсия, фигура умолчания и другие. Какие из перечисленных фигур использованы в стихии Тургеневым? Их функция?

Ученики: антитеза: (не забывай - не вспоминай, жизнь - смерть. Контраст усиливает чувства);

повторы: о ты, мой единственный друг; слезы; не хочу (не в силах сдержать чувства);

обращения: единственный друг (создается образ друга);

градация: книга - страница - строка - слова;

перифраз: рассыплется прахом (умрет), (усиливает выразительность).

- Какая из найденных фигур главная?

Ученики: Умолчание. Герой думает, волнуется, представляет. Речь его близка к разговорной. Эмоциональные и психологические паузы.

Учитель: Впервые Тургенев прочитал миниатюру актрисе Марии Гавриловне Савиной. При жизни стихотворение не было опубликовано, имело название «К ней». Оно вошло в цикл с названием «Когда меня не будет. » Какое заглавие больше соответствует тексту?

Ученики: «Когда меня не будет. » содержит недосказанное, таинственное. Это предположение, просьба. Герой жив, но размышляет о смерти и памяти. Это помогает ему жить.

Учитель: Поэтическую мелодию стихотворения создают тропы, основной троп — эпитет. Он доминирует. Найдите.

Ученики: Единственный друг, сладкие слезы, беспричинная и застенчивая грусть, любил так глубоко и так нежно.

Учитель: С помощью эпитетов передается интимность, сокровенность. А как вы объясните эпитет «сладкие слезы»?

Ученики: Это оксюморон - слезы радости, умиления.

Вывод: фигуры речи и тропы помогают Тургеневу выразить сильное, глубокое чувство, надежду на память. Любовь после смерти.

Учитель: Ребята, вы, наверное, обратили внимание на художественные детали. Назовите их. Определите, как эти детали помогают установить связь между настоящим, прошлым и будущим?

Ученики: рука (реализуется связь будущего с настоящим); слезы (связь настоящего с прошлым); книга (прошлое и настоящее); могила (связь с будущим).

Учитель: Есть ли интерьер? Каковы пространственные параметры?

Ученики: Интерьера нет. Но слово « могила» говорит о будущем. В последнем абзаце льются слезы, очищающие и объединяющие в одном порыве.

Учитель: Он и она живут в сердце, в памяти. Это история души, любви. Это их тайна. Обратим внимание на синтаксические, морфологические особенности. Какова особенность синтаксических конструкций.

Ученики: Предложение сложные, простые осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами.

Учитель: Какая часть речи преобладает? Почему?

Ученики: Тургенев использует глаголы в повелительном наклонении; глаголы совершенного вида. Часто встречается частица не перед глаголом. Это связано с желанием героя, с просьбой к любимой не делать того, что ему не нравится и сейчас.

Повторяются местоимения: я, меня, мной, мне, тебя, ты, тобой.

Любовь - это чувство, таинство двух сердец, это умиление красотой, это чтение книг, прослушивание музыки.

Учитель: Музыкальность, напряженное состояние души передает

звукопись. Найдите предложение: «Но в часы уединения. » Какие звуки слышатся чаще? («с», «з»). Они передают и светлые, и грустные чувства, усиливают мотив красоты. А в предложении «Прочти. ». Аллитерация «р», «п», ассонанс «у», «а» нагружаются смыслом, идущим от важных для писателя слов: память, рука, друг.

Вывод: Перед нами творение великого мастера. Стихотворение в прозе содержит глубокие размышления о торжестве красоты и бессмертия, о нежной любви, той любви, которая обещает человеку торжество над смертью (мне отрадно думать). Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Это размышления лирического героя о законах человеческого бытия, молодости и старости, жизни и смерти, любви и бессмертии.

Стиль Ивана Сергеевича Тургенева отмечает эмоциональность, откровенность, глубина, насыщенность лексическими средствами. Мелодию стиха создают повторы, инверсия, звукопись, поэтические приемы. «Стихотворения в прозе» - это ткань из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли», - писал Анненков Павел Васильевич. Я думаю, что очень созвучна с миниатюрой Тургенева музыка Бетховена «К Элизе» (звучит музыка).

Домашнее задание: написать сочинение «Мое восприятие стихотворения «Когда меня не будет. ».

Я ВСТАЛ НОЧЬЮ.

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Я встал ночью № 4

Я встал ночью с постели. Мне показалось, что кто-то позвал меня по имени. там, за темным окном.

Я прижался лицом к стеклу, приник ухом, вперил взоры — и начал ждать.

Но там, за окном, только деревья шумели — однообразно и смутно, — и сплошные, дымчатые тучи, хоть и двигались и менялись беспрестанно, оставались всё те же да те же.

Ни звезды на небе, ни огонька на земле.

Скучно и томно там. как и здесь, в моем сердце.

Но вдруг где-то вдали возник жалобный звук и, постепенно усиливаясь и приближаясь, зазвенел человеческим голосом — и, понижаясь и замирая, промчался мимо.

«Прощай! прощай! прощай!» — чудилось мне в его замираниях.

Ах! Это всё мое прошедшее, всё мое счастье, всё, всё, что я лелеял и любил, — навсегда и безвозвратно прощалось со мною!

Я поклонился моей улетевшей жизни — и лег в постель, как в могилу.

Ах, кабы в могилу!

Воспроизводится по изданию: И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. 2-е изд. испр. и доп. М. Наука, 1982. Т. 10

Я встал ночью. - Стихотворения в прозе (1878-1882) - И.С. Тургенев

Я встал ночью с постели. Мне показалось, что кто-то позвал меня по имени. там, за темным окном.

Я прижался лицом к стеклу, приник ухом, вперил взоры - и начал ждать.

Но там, за окном, только деревья шумели - однообразно и смутно,-- и сплошные, дымчатые тучи, хоть и двигались и менялись беспрестанно, оставались всё те же да те же.

Ни звезды на, небе, ни огонька на земле.

Скучно и томно там. как и здесь, в моем сердце.

Но вдруг где-то вдали возник жалобный звук и, постепенно усиливаясь и приближаясь, зазвенел человеческим голосом - и, понижаясь и замирая, промчался мимо.

"Прощай! прощай! прощай!"-- чудилось мне в его замираниях.

Ах! Это всё мое прошедшее, всё мое счастье, всё, всё, что я лелеял и любил,-- навсегда и безвозвратно прощалось со мною!

Я поклонился моей улетевшей жизни - и лег в постель, как в могилу.

Ах, кабы в могилу!

Послушать стихотворение Тургенева Я встал ночью

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Я встал ночью

Анализ стихотворения Тургенева Я встал ночью

Настроение произведения Я встал ночью

Я встал ночью