Анализ стихотворения Тургенева Враг и друг
Враг и друг (Тургенев)
Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.
Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.
Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать!
С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.
Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:
— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!
— Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.
— Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.
Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!
Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.
— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.
— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!
— А все-таки жалко, по человечеству!
И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.
ВРАГ И ДРУГ
Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня.
Он бежал изо всех сил. Преследователи начинали отставать.
Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река. А он не умеет плавать!
С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу. Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.
Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:
— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!
— Но ведь другой переправы нет. а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.
— Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.
Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном. бедном друге!
Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал. ни на миг.
— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.
— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!
— А все-таки жалко, по человечеству!
И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.
кандидат педагогических наук
Творческие работы по литературе учащихся 8 класса РО
(опубликованы в диссертационном исследовании:
Фролова Л.С. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. –
Дисс.на соиск.уч.степ.кандидата педаг.наук. – Ярославль, 2009.
Ссылка на первоисточник обязательна.)
В результате учебного диалога, который возник при обсуждении и анализе текста стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Враг и друг» появились сочинения учащихся, которые свидетельствуют не только о внимательном прочтении текста, но и о состоявшемся внутреннем (индивидуальном) диалоге школьниц с собой, автором стихотворения в прозе, его героями, самим текстом.
(Эссе по «Стихотворению в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)
В течение нашей жизни мы сталкиваемся со многими людьми. В силу различных обстоятельств одни становятся нашими самыми близкими друзьями, другие, напротив, - злейшими врагами. Для нас обычно и естественно не ставить под сомнение истинность дружбы и опасаться козней своих недоброжелателей. Мы никогда не задумываемся над тем, что, быть может, под маской лучшего друга скрывается наш злопыхатель. И самое страшное, если это откроется в самый решительный момент нашей жизни, когда мы больше всего нуждаемся в дружеской поддержке и понимании.
Стоит заметить, что подобные ситуации описаны во многих литературных произведениях. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг». В своём произведении автор почти не использует изобразительно-выразительных средств, однако от этого оно не потеряло в яркости описания, поскольку чувства, переживания, мысли автора здесь мастерски показаны с помощью особой постановки знаков препинания. «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня». Многоточие здесь не только знак в конце предложения, это, скорее, то расстояние, которое отделяет сбежавшего узника и его преследователей. «Он бежал изо всех сил. Преследователи начали отставать». Желание быть свободным так сильно, что у узника появляются нечеловеческие силы - он постепенно отрывается от погони. Автор сумел показать этот увеличивающийся разрыв не только с помощью слов, но и использовав вторично многоточие. «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая - но глубокая река. » Перед союзом «но» по правилам русской пунктуации необходимо ставить запятую, но Тургенев отступает от этого правила - он ставит тире как символ того ненадёжного мостика, вернее, даже не мостика, а всего лишь тонкой гнилой доски, которая перекинута через реку. Эта доска - единственный путь к спасению, к свободе.
Несмотря на небольшой объём, смысл «стихотворения в прозе» очень глубок. Главный вопрос произведения – «кто есть кто?». Оказавшись в беде, герой вправе был рассчитывать на дружескую поддержку и вполне мог и должен был опасаться врага. Однако вышло так, что погубил его именно друг, который совершенно неожиданно для беглеца лишил его последней надежды на спасение: «- Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! - возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску». Причём себя в гибели друга (беглеца) он вовсе не винит: «Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал. ни на миг». (Снова автор прибегает к многоточию: оно помогает ему сделать многозначительную паузу, чтобы читатель вдумался в поступок друга, вслушался в движения его души: может, хоть капля сожаления и раскаяния в содеянном появится в мыслях этого персонажа. Но нет - ни на миг тот не обвиняет себя в случившемся.) И всю вину за произошедшее друг перекладывает на судьбу, искусно оправдывая и оправдав себя: «Знать, уж такая ему выпала доля!».
Враг же в данной ситуации поступил, несомненно, лучше. Он не старается помочь герою (ведь он же враг ему в конце концов!), но и зла ему не делает: «Враг ничего не сказал и только скрестил руки. ». Его бездействие оказывается лучше «помощи» друга. Проблема, затронутая в «стихотворении в прозе» действительно очень серьёзна и актуальна. Недаром же говорят, что друзья познаются в беде. Ведь только тогда и открываются истинные лица тех, кто нас окружает, когда нам нужна помощь, когда мы попали в трудную ситуацию. Сурова Инга.
(Отзыв на «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)
«Стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг» сразу же по прочтении заставляет задуматься над вопросом, кто есть кто в данном произведении: кого можно назвать другом, а кого - врагом.
Сюжет «стихотворения. » очень прост. Узник, вырвавшись из тюрьмы, «бежал изо всех сил» и оказался на берегу глубокой реки, а плавать он не умел. Через реку была перекинута доска, только беглец «занес на нее ногу», как увидел на берегу своего лучшего друга и злейшего врага. Дальше события развиваются следующим образом. Враг скрестил на груди руки, то есть всем своим видом показал, что он будет бездействовать, что он - посторонний наблюдатель. А друг поступил совершенно по-другому. Он начал кричать беглецу, чтобы тот не вступал на доску, открыто пророчил ему гибель. Друг даже не пытался понять, что другого выхода у беглеца просто нет, что преследователи уже близко. Друг подбегает к беглецу и выдергивает доску у него из-под ног, несчастный падает в воду и гибнет. Враг самодовольно засмеялся и пошел прочь. Хоть это и кощунственно, но он всё-таки враг. Он показал свои истинные чувства, он не пытался обмануть ни себя, ни других. А друг начал плакать и обвинять беглеца в его же гибели; он ни на миг не допустил мысли о том, что именно он и только он виновен в смерти несчастного. А потом и вовсе успокоился, решив, что беглецу там (в другом мире) будет лучше: «- А впрочем! - промолвил он наконец.- Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, такая уж ему выпала доля!». Я считаю, что друг - несчастный человек, который обманывает себя и других.
В своём произведении И.С.Тургенев практически не использует никаких изобразительно-выразительных средств - ему удаётся очень и очень многое сказать с помощью знаков препинания. Благодаря многоточию мы видим, что между беглецом и преследователями существует какое-то расстояние и постепенно оно увеличивается: «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил. Преследователи начали отставать». А знак тире - тот самый мостик, та узкая и гнилая доска, которая перекинута через реку: «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая- но глубокая река».
«Стихотворение в прозе» «Враг и друг» очень маленькое по объему, но насколько оно содержательно! Оно заставляет нас пересмотреть свой взгляд на окружающий нас мир, на своих друзей и врагов. Мариничева Мария.
Меню сайта
Стихи в прозе Тургенева "Враг и друг", анализ
ГАЛИНА Высший разум (747152) 1 месяц назад
Уже из названия произведения И. Тургенева видно,
что речь пойдет о двух противоположных сторонах.
Несмотря на небольшой объём, смысл
стихотворения в прозе очень глубок.
Главный вопрос произведения – "кто есть кто?".
( Кто честнее: друг или враг?)
Направление (идея); дружба и вражда
В произведении автор почти не использует
изобразительно-выразительных средств, однако от этого
оно не потеряло в яркости описания, поскольку чувства,
переживания, мысли автора здесь мастерски показаны
с помощью особой постановки знаков препинания.
"Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы
и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня".
Многоточие здесь не только знак в конце предложения, это,
скорее, то расстояние, которое отделяет сбежавшего узника
и его преследователей.
"Он бежал изо всех сил. Преследователи начали отставать".
Желание быть свободным так сильно, что у узника появляются
нечеловеческие силы - он постепенно отрывается от погони.
Автор сумел показать этот увеличивающийся разрыв не только
с помощью слов, но и использовав вторично многоточие.
"Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая---
но глубокая река. "
Перед союзом "но" по правилам пунктуации необходимо
ставить запятую, но Тургенев отступает от этого правила -
он ставит тире как символ того ненадёжного мостика,
вернее, даже не мостика, а всего лишь тонкой гнилой доски,
которая перекинута через реку.
Эта доска - единственный путь к спасению, к свободе.
Оказавшись в беде, герой вправе был рассчитывать на
дружескую поддержку и вполне мог и должен был
опасаться врага.
Однако вышло так, что погубил его именно друг,
который совершенно неожиданно для беглеца лишил его
последней надежды на спасение: "- Не допущу. Нет, не допущу,
чтобы ты погибнул! - возопил ревностный друг и выхватил
из-под ног беглеца доску".
"Обвинять самого себя в его гибели он, однако,
не подумал. ни на миг".
Снова автор прибегает к многоточию: оно помогает ему
сделать многозначительную паузу, чтобы читатель
вдумался в поступок друга, вслушался в движения его души:
может, хоть капля сожаления и раскаяния в содеянном
появится в мыслях этого персонажа.
Но нет - ни на миг тот не обвиняет себя в случившемся.
И всю вину за произошедшее друг перекладывает на судьбу,
искусно оправдывая и оправдав себя:
"Знать, уж такая ему выпала доля!".
Тургенев рисует "обыкновенного" врага, он не испытывает
сочувствия, скорее любопытство привело его на берег реки,
где разыгрывается драма.
Он и не собирался помогать узнику. Что ж, горько, зато честно.
Ведь он же враг.
Но какую помощь оказал лучший друг!
Он лишь подтолкнул к гибели.
Но ведь доска-то гнилая!
Но у человека была надежда на спасение, а друг лишает
его этой надежды. Мало того, мы видим, что он и не чувствует
себя виноватым в гибели беглеца!
Он находит себе оправдание: ему (узнику) на небесах лучше,
чем в тюрьме, где бы он прожил до конца своих дней.
Враг же в данной ситуации поступил, несомненно, лучше.
Он не старается помочь герою (ведь он же враг!), но и
зла ему не делает:
"Враг ничего не сказал и только скрестил руки. "
Его бездействие оказывается лучше помощи друга.
Друзья познаются в беде.
Ведь только тогда и открываются истинные лица тех,
кто нас окружает, когда нам нужна помощь.
Эссе по произведению И.С. Тургенева "Враг и друг"
Предварительный просмотр:
Эссе по произведению И.С. Тургенева «Враг и друг».
Жизнь человека немыслима без друзей, без тех людей, которые поддержат его в трудную минуту. Но, видимо, так водится, что мир состоит из антагонистов. Если есть друзья, то и враги (пусть не враги, а завистники) тоже присутствуют в жизни каждого из нас.
Уже в названии произведения И.С. Тургенева мы видим, что речь пойдет о двух противоположных сторонах. Обратимся к содержанию стихотворения в прозе.
Узник сбежал из тюрьмы. Перед ним река с крутыми, обрывистыми берегами. С одного берега на другой перекинута гнилая доска. Узнику приходится мгновенно решить проблему: ступить на эту доску или дождаться погони и вернуться на вечное поселение в тюрьму. По случайности оказались на берегу лучший друг и худший враг. Врагу было все равно: он просто стоял и смотрел на происходящее, а друг пытался спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг опередил его: выхватил ее из-под ног, в результате чего герой гибнет в пучине вод. Враг рассмеялся, а друг остался и начал горько плакать.
Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Враг – он и есть враг, от него не дождешься помощи. Хотя в жизни иногда случается наоборот, когда на выручку приходит именно тот, от которого даже и не предполагаешь получить поддержку. Но у Тургенева это «обыкновенный» враг, он не испытывает сочувствия, отнюдь, скорее любопытство привело его сюда, на берег реки, где разыгрывается драма. Он и не собирался помогать узнику. Что ж, горько, зато честно. Ведь он же враг.
Но какую помощь оказал «лучший» друг! Вспоминается пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Задумываешься: зачем такое количество, когда лучший друг лишь подтолкнул к гибели. Скажете, что он был прав? Ведь доска-то гнилая! Если думать логически, то она на самом деле не могла выдержать веса человека. Но в том-то и загвоздка! В экстремальных ситуациях у людей как будто открывается второе дыхание, появляются такие возможности, о которых он не подозревал. Пусть это будет из области фантастики. Но у человека была надежда на спасение! Ну и что, что это просто гнилая доска! Возможно, конец был бы такой же, но это выбор узника! Что же делает его лучший друг? Он лишает его последней надежды. Мало того, он и не чувствует себя виноватым в гибели беглеца! Нет, он находит себе оправдание: ему (узнику) на небесах лучше, чем в тюрьме, где бы он прожил до конца своих дней.
Так на чьей же мы стороне: врага или друга? Стоять и смотреть, как гибнет человек – это противоестественно. На стороне друга. В какой-то степени – да, но только в качестве советчика. А ведь требуется реальная помощь! Тогда – прыгнуть в воду и спасти беглеца, помочь уйти ему от погони. Нельзя опускать руки, надо бороться!
Несмотря на небольшой объем произведения, как много чувств вызывает оно, как о многом заставляет задуматься: какие люди окружают тебя, а самое главное - правильно ли ты сам поступаешь по отношению к другим?