Анализ стихотворения Тургенева В прозе как хороши



анализ стихотворения в прозе "как хороши, как свежи были розы" Тургенев

Картинка Анализ стихотворения Тургенева В прозе как хороши № 1

Анечка Просветленный (41824) 7 лет назад

Строка, известная всем.

Из стихотворения «Розы» (впервые напечатано в «Собрании стихотворений» в 1835 г. без указания имени автора) поэта пушкинской поры Ивана Петровича Мятлева (1796—1844):

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Пример

Эти строки более известны благодаря И. С. Тургеневу, который использовал их в одном из своих «стихотворений в прозе » (1882). Поэтому иногда ошибочно автором этих поэтических строк считают Тургенева.

У стихотворения "Розы" интересная судьба. Первая его строка послужила другому поэту - Игорю Северянину - для написания пронзительного по содержанию собственного стихотворения о нелегкой судьбе России после октябрьских событий 1917 года:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб.

Именно эти две строчки выбиты на надгробии Игоря Северянина в Таллинне, где он похоронен. Сегодняшнее поколение, глядя на разгул дикого капитализма в России и его вождей, ерничает: "Как хороши, как свежи были рожи! " Впрочем, Ивану Мятлеву это, наверное, понравилось бы.

Но теперь о самом стихотворении в прозе. автором которого является Тургенев.

В произведении И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы» есть такие строчки: «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
«Как хороши, как свежи были розы… »
Почему Тургенев вспоминает давно прошедшее? Вспоминает то, о чём не хотел думать в юности?

Тургеневу-писателю всегда было характерно интенсивное лирическое переживание. В конце 70-х годов оно вылилось в небольшие лирические произведения, жанр которых он сам определил как «Стихотворения без рифмы и размера». Всего Иваном Сергеевичем за границей было написано 83 стихотворения, в которых отразился весь писатель, его большой восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание, неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека…

Какие образы возникли в этом отрывке? Зима- старость;
Мороз- холодность в отношениях с другими людьми;
Запушенные стёкла окон- враждебность внешнего мира;
Тёмная комната- страх смерти;
Горит одна свеча- человек еще жив, но он одинок;
Угол- психологическая защита от страха смерти;
Роза- молодость.
Какое настроение навевает на вас этот текст?
Становится грустно от того, что ощущаешь конечность человеческого бытия, но символ розы пробуждает уверенность в том, что есть что-то вечное.

Источник: не столько анализ, сколько история.

1) История создания цикла «Стихотворения в прозе» И.С. Тур­генева.

В последние годы жизни тяжело заболевшего И.С. Тургенева всё больше начинают посещать философские размышления о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Писа­тель по-своему переосмысливает свои произведения, и результа­том этого переосмысления ведущих мотивов творчества является цикл миниатюр «Стихотворения в прозе», которые стали своеоб­разным итогом жизни И.С. Тургенева и его последними произве­дениями.

2) Особенности жанра. По жанру это «стихотворения в прозе», а не просто философские рассказы, так как слишком гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы. «это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма, отмеченные печатью необыкновенного стилистического изя­щества». «Стихотворения в прозе» — это сборник оригиналь­ных философских высказываний, жизненных выводов. Это своеобразный итог, черта, точка, которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений в конце своей жизни. Здесь отразилось всё то, что было «разлито» по всем произведениям писателя. Тургенев создал уникальный жанр, единственный в своём роде.

- Почему И.С. Тургенев свои небольшие миниатюры называет «Стихотворениями в прозе»? (главное для писателя — переда­ча чувств)

3) Тематика«Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева . Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время все они неразрывно связаны между собой, связаны в один общий мотив. Главные, преобладающие темы «Стихотворе­ний в прозе»:

- воспоминания о давней любви;

- размышления о неотвратимости смерти;

- раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечно­стью природы. Этот цикл — это противопоставление, про­тивопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы «вступа­ют в борьбу» между собой. Тургенев часто сталкивает их, переплетает. Вообще всё развитие мысли, «развёртывание повествования» очень напоминает развитие тем в музы­кальных произведениях Шопена, Моцарта и др. «Стихотво­рения в прозе» — это своеобразные сонаты, но только не в музыке, а в литературе. Все произведения Тургенева объе­диняет рассматривание вечных проблем, которые в прин­ципе волнуют общество и в данное время. Л. Озеров: «В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов, стоящих перед всеми поколениями и объе­диняющих людей разных времён». Например, изображение темы природы. И.С. Тургенев всегда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы. Он был убеждён, что человек только и силён, когда «опирается» на неё. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким зако­нам, перед которыми все одинаково равны. Мысль о том, что «природа. материя остаётся, индивидуумы исчезают», мучила Тургенева. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы. Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остаются для Тургенева неразрешимыми. «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев». Вот ос­новная философская мысль и наставление писателя, выра­женные во многих «Стихотворениях. ». Вот почему часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь, ана­лизирует её, часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?» Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение, её надо прожить так, чтобы в конце не огляды­ваться с ужасом, не выводить: «Догорай, бесполезная жизнь». Нередко для того чтобы показать всю мимолёт­ность жизни, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая своё прошлое, человек начинает ценить свою жизнь.

4) Анализ стихотворения в прозе «Русский язык ». В этом лирическом этюде И.С. Тургенев размышляет о сущно­сти русского языка, о необходимости родного языка, особенно «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах. роди­ны». Русское слово является поддержкой и опорой автору, нахо­дящемуся вдали от родины. Во время написания лирических ми­ниатюр И.С. Тургенев жил за границей. Писатель характеризует русский язык с помощью следующих эпитетов: «великий, могу­чий, правдивый и свободный». Размышляя о тяжёлой судьбе сво­его народа, И.С. Тургенев пишет: «. как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома». Но финал стихотворения в прозе не трагичен, писатель верит в душевную силу, нравствен­ную мощь, духовную стойкость своего народа: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поража­ет своей глубиной и красотой.

- Что для автора является поддержкой и опорой «во дни со­мнений, во дни раздумий о судьбах моей родины»? (родной русский язык)

- Какими эпитстами писатель наделяет русский язык? («вели­кий, могучий, правдивый и свободный русский язык»)

- Каким чувством проникнуто данное произведение И.С. Тур­генева? (чувством глубокой любви к своей родной стране и её языку)

5) Анализ стихотворения в прозе «Близнецы».

- Как вы поняли смысл миниатюры? (Ругая другого, не замеча­ем собственных недостатков.)

- Почему автору сделалось жутко, когда он увидел спор совер­шенно одинаковых двух близнецов? (так как близнецы — родственные души)

6) Анализ стихотворения в прозе «Два богача».

В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щед­рость богача Ротшильда, «который из громадных своих дохо­дов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разорён­ный домишко». Умиляясь поступком богача, автор пишет: «Да­леко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотвори­тельность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семей­ство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки- сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким обра­зом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее. В произведении писатель сравнивает два типа бо­гатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные за­траты на благотворительность и душевное богатство крестьян­ского семейства.

- Почему богачу Ротшильду, который множество средств выде­ляет на благотворительность, далеко до бедного крестьянско­го семейства, взявшего на воспитание сироту-племянницу? (Бедный мужик, взяв на воспитание племянницу-сироту, должен отказать себе в самом необходимом.)

7) Анализ стихотворения в прозе «Воробей».

Любовь занимала исключительное место в творчестве пи­сателя. Любовь у Тургенева — это отнюдь не интимное чувст­во. Это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти. «Любовь для него — едва ли не единственное, в чём человеческая личность находит своё высшее утверждение». «Только ею, только любовью держится и движется жизнь» («Воробей»). Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Для Тургенева су­ществует только любовь-жертва, любовь — «надламывающая эгоизм». Он уверен, что только такая любовь способна при­нести истинное счастье. Любовь-наслаждение отвергается им. На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое су­щество. Всё вышенаписанное И.С. Тургенев выразил в своём стихотворении «Воробей». Даже птицу, потерявшую гнездо, для которой смерть, казалось, неизбежна, может спасти лю­бовь, которая сильнее воли. Лишь она, любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой. В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь — «судьба», злой рок, тяготеющий над каждым из нас, та могучая и, казалось бы, не­победимая сила.

Похожие материалы:

«Как хороши, как свежи были розы», анализ произведения Тургенева

Картинка Анализ стихотворения Тургенева В прозе как хороши № 2

«Как хороши, как свежи были розы. » – трудно найти стихотворную строку, судьба которой сложилась бы столь необычно. Ее автор – поэт Иван Мятлев. Вдохнул новую жизнь в слова современника Пушкина знаменитый русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. В сентябре 1879 года он написал стихотворение в прозе. в котором известная фраза стала не только названием, но и повторилась в тексте шесть раз.

Произведение «Как хороши, как свежи были розы» посвящено воспоминаниям пожилого человека. Лирическая миниатюра пронизана горечью и сожалением о прекрасных днях молодости. Размышления автора о бренности бытия, о смысле жизни возвышенны и торжественны, что характерно для романтических произведений Тургенева.

Стихотворение мастерски построено на антитезе: светлые картины прошлого чередуются с изображением мрачного настоящего. Такому противопоставлению служат, в первую очередь, поэтические образы прекрасных свежих роз и одинокой гаснущей свечи, а также многочисленные эпитеты и метафоры. Противоположны и времена года. События прошлого происходят теплым летом, а настоящего – морозной зимой. Очень важен в тексте и символ света. «горит одна свеча». «вечер тихо тает и переходит в ночь». «все темней и темней». «свеча меркнет и гаснет» .

Противопоставление действительности и мира воспоминаний подчеркивается с помощью синтаксиса и пунктуации. При описании дня сегодняшнего автор неоднократно использует многоточия. Предложения короткие и простые. Прошлое Тургенев описывает сложными, развернутыми конструкциями. Созданию настроения грусти и безнадежности способствуют частые повторы не только поэтической строки о розах, но и другие: «звенит да звенит». «все они умерли… умерли». «темней да темней» .

«Как хороши, как свежи были розы» – очень музыкальное произведение. Мелодичность слов помогает читателю переживать вместе с лирическим героем. Мы различаем звуки вальса, ворчание самовара, детский смех. С помощью аллитерации явно слышится треск горящей свечи, покашливание и старческий шепот. При описании прошлого открытые гласные звуки «а», «о» оживляют текст, а повторение закрытых узких гласных «и», «е» создает атмосферу легкости и тишины. В картинах настоящего на первый план выходят звуки «з», «с», «ж», «х».

В миниатюре Тургенева сюжет отсутствует. Образ юной девушки из воспоминаний лирического героя скорее напоминает идеал, как и немного приукрашенная картина семейной жизни. Реальны ли эти воспоминания или в них отражены несбывшиеся мечты героя?

Вряд ли теперь это важно. Грусть, холод, одиночество и единственный товарищ – старый пес. Тургенев создал невероятно трогательную и вечную картину ускользающего времени и одинокой старости.

Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему:
Методическая разработка. И.С. Тургенева. Анализ стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…».

Картинка Анализ стихотворения Тургенева В прозе как хороши № 3

Цели: познакомить детей с новым литературным жанром;

содействовать развитию у учащихся умения выделять главное в

Вопросы, на которые учащиеся должны ответить в начале урока.

- Что такое «стихотворения в прозе»?

- Сочетаются ли стихотворения с прозой?

- Возможно ли вообще такое сочетание?

Во второй главе романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (строфа 13) мы читаем характеристику Онегина и Ленского:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой…

Как мы видим, стихи и проза столь несовместимы, что послужили поэту примером для определения двух резко отличающихся друг от друга человеческих натур.

А так ли это на самом деле? Действительно, до Ивана Сергеевича Тургенева, да и при нём между стихами и прозой проходила решительная черта, суровая жанровая граница. Старая школьная теория словесности обязывала строго следить за чистотой литературного вида, рода, жанра. Иван Сергеевич Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стиха, – стихотворения в прозе.

- А до Тургенева в каких литературных произведениях вы могли уже встретиться с лирически окрашенной прозой?

( Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба», «Страшная месть», «Мёртвые души»)

Что же послужило толчком для написания подобного родя произведений?

П.Л.Лавров. Из статьи «И.С.Тургенев и развитие русского общества».

Общее настроение Ивана Сергеевича в эти годы становилось всё мрачнее. С 1878 года он начал свои «Стихотворения в прозе», серию, проникнутую возвращающимся и усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти. Настали темные, тяжелые дни», когда он говорил себе: «Уйди в себя, в свои воспоминания… Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!» («Старик», июль 1878). Настоящее вызвало мысль: «Я один, один, как всегда» («Голубь», май 1879). Воспоминания раздражали его воображение представлением о том, «как хороши, как свежи были розы». как теперь ему «холодно» и как «все они умерли. умерли» («Как хороши» и т.д. сент. 1879). А впереди грозная старуха судьба гнала его к могиле, которая сама «плывёт, ползёт» к нему («Старуха», февраль 1878).

( нездоровье, болезнь, старческая жизнь, тяготение к молодости, одиночество, страх перед смертью…)

И.С. Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты. Рассмотрим одно из них.

«КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ. » (1879)

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною. но первый стих остался у меня в памяти:

Выявляем вместе с учащимися следующее:

  1. Стихотворение построено по принципу антитезы: юность – старость, холод – тепло, расцвет – увядание, любовь – одиночество. Например :

1). зима, мороз холодно; 1). лето, тепло;

2). комната. угол, сужающееся 2). дом, окно, расширенное

пространство; пространство: небо, звёзды;

3). один, загнанный в угол… 3). он же и девушка…

  1. Тема стихотворения? Человеческая жизнь. Свеча – символ жизни.
  2. Основная мысль? Быстротечность, мимолётность жизни, жизнь есть миг.
  3. Особенности композиции стихотворения:

1-ый абзац (вступление)

Скрепа А связывает абзацы 2,4,6

Скрепа И связывает абзацы 3,5

  1. Выделяем ключевые слова текста, определяем, какова их роль в целостности произведения.
  2. Роль рефрена. строки стихотворения И.П. Мятлева «Розы» .Тургенев признается, что не он автор названия и не помнит, где, когда и от кого слышал очаровавший его стих.
    Тургенев лукавил. Он прекрасно знал автора этих строк.
    Им был Иван Петрович Мятлев – заметная фигура в светской литературной
    жизни Петербурга первой половины 19 века.

Он был намного старше Тургенева. участвовал в войне с Наполеоном,
владел огромным состоянием и был весьма известным и вполне
профессиональным литератором.

Розы как символ прошедшего счастья, радости, всего того, что так дорого было

  1. Роль слов с пространственным и временным значением.
  2. Синтаксическая структура предложений.
  3. Обращаем внимание на образы в стихотворении, акцентируем внимание на образе пса ( пёс, собака – символизирует друга, значит, автор не совсем одинок).

Отмечаем лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора, автобиографичность и рассказ от первого лица, носящий исповедальный характер.

Огромную роль в стихотворении играет ритм, мелодичность. Предложить учащимся прочитать стихотворение под музыку (например, И.- С. Бах, Сицилиана (Siciliano) – Соната BWV 1031 (труба,орган).

Урок по творчеству И.С. Тургенева. Анализ стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»

Выявляем вместе с учащимися следующее:

  1. Стихотворение построено по принципу антитезы: юность – старость, холод – тепло, расцвет – увядание, любовь – одиночество. Например :

1). зима, мороз холодно; 1). лето, тепло;

2). комната. угол, сужающееся 2). дом, окно, расширенное

пространство; пространство: небо, звёзды;

3). один, загнанный в угол… 3). он же и девушка…

  1. Тема стихотворения? Человеческая жизнь. Свеча – символ жизни.
  2. Основная мысль? Быстротечность, мимолётность жизни, жизнь есть миг.
  3. Особенности композиции стихотворения:

1-ый абзац (вступление)

Скрепа А связывает абзацы 2,4,6

Скрепа И связывает абзацы 3,5

  1. Выделяем ключевые слова текста, определяем, какова их роль в целостности произведения.
  2. Роль рефрена. строки стихотворения И.П. Мятлева «Розы» .Тургенев признается, что не он автор названия и не помнит, где, когда и от кого слышал очаровавший его стих.
    Тургенев лукавил. Он прекрасно знал автора этих строк.
    Им был Иван Петрович Мятлев – заметная фигура в светской литературной
    жизни Петербурга первой половины 19 века.

Он был намного старше Тургенева. участвовал в войне с Наполеоном,
владел огромным состоянием и был весьма известным и вполне
профессиональным литератором.

Розы как символ прошедшего счастья, радости, всего того, что так дорого было

  1. Роль слов с пространственным и временным значением.
  2. Синтаксическая структура предложений.
  3. Обращаем внимание на образы в стихотворении, акцентируем внимание на образе пса ( пёс, собака – символизирует друга, значит, автор не совсем одинок).

Отмечаем лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора, автобиографичность и рассказ от первого лица, носящий исповедальный характер.

Огромную роль в стихотворении играет ритм, мелодичность. Предложить учащимся прочитать стихотворение под музыку (например, И.- С. Бах, Сицилиана (Siciliano) – Соната BWV 1031 (труба,орган).

Послушать стихотворение Тургенева В прозе как хороши

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения В прозе как хороши

Анализ стихотворения Тургенева В прозе как хороши

Настроение произведения В прозе как хороши

В прозе как хороши