Анализ стихотворения Тургенева В дороге по плану



Анализ стихотворения «В дороге» Н. А. Некрасова

Картинка Анализ стихотворения Тургенева В дороге по плану № 1

Стихотворение Н. А. Некрасова «В дороге» — первое из произведений о тяжелой доле русской женщины в России. Высокую оценку стихотворению дал В. Г. Белинский.

В первой же строфе рисуется образ лирического героя, скучающего в дороге. Чтобы как-то скоротать тяжесть пути, он начинает просить ямщика рассказать какую-нибудь смеш­ную небылицу.

Далее по контрасту с этой установкой начинается рассказ о судьбе жены ямщика. Таким образом, читатель имеет воз­можность узнать о жизни крестьянской женщины, выросшей в богатом доме, из уст ее мужа, человека, который хорошо знает ее судьбу и даже в чем-то сочувствует ей. Из второй строфы произведения читатель узнает, какая непреодолимая пропасть лежит между жизнью богатой барышни и холопки. Девочки выросли вместе, играли и учились хорошим манерам. А потом одна из них вышла замуж и уехала в Питер, а другую насиль­но выдали замуж за человека ее сословия. Привыкнув к гос­подской жизни, крестьянка не может исправно выполнять предписанные судьбой обязанности: «Ни косить, ни ходить за коровой. Грех сказать, чтоб ленива была. Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла. Как на барщи­ну шла — становилось Инда жалко подчас. да куды!» Женщина стремится научить сына грамоте, не разрешает мужу бить ребенка, но сам ямщик видит, что жить ей в таких тяже­лых условиях осталось недолго: «Да недолго пострела поте­шит! Слышь, как щепка худа и бледна, ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалит через месяц в могилу. ». Так, на примере рассказа об одной судьбе поэт показывает нам тяжелое положение русской кре­стьянки. Ямщик считает, что судьба у его жены еще не самая тяжелая, гордится, что почти не бил ее: «А, слышь, бить — так почти не бивал, Разве только под пьяную руку. ». Какова же тогда жизнь остальных женщин? Н. А. Некрасов не пишет об этом в данном стихотворении, но читатель сам может легко догадаться, что судьба жены ямщика далеко не самая тяжелая и беспросветная. Однако, по мнению ее мужа, ей все-таки тя­желее, чем другим крестьянкам, потому что она познала хо­рошую жизнь в господском доме. Автор же, несомненно, име­ет иное мнение: он стремится привлечь внимание к проблеме социальной несправедливости.

Анализ стихотворения «В дороге» Н.А. Некрасова

Картинка Анализ стихотворения Тургенева В дороге по плану № 2

"Скучно! скучно. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи -
Буду, братец, за всё благодарен".

- "Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена.
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать -
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка), -
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер. А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу.
Через месяц приехал зятек -
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно.
Воротил он ее на село -
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка - крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись. посадили
На тягло - да на ней и женили.
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый.
Ни косить, ни ходить за коровой.
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла - становилось
Инда жалко подчас. да куды! -
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет как шальная.
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет всё глядит
Да читает какую-то книжку.
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет - бить и мне не дает.
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна -
Чай, свалим через месяц в могилу.
А с чего. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой.
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой.
А, слышь, бить - так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку. "

- "Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку. "

В этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова, - жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика.

В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественна. Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьёзных вещах, рассказ, который не может оставить слушателя безучастным.

Слова: "Скучно! скучно. ", которыми начинается стихотворение, заслуживают особого рассмотрения. Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно". Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего народа.

“Самому мне невесело”, - говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены – девушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты ("Одевалась не то что. "), перенимают манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными господам ("Не нужна. "), они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка. ").

Очень остро в те времена стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства. Таким образом, барин только усложнял им жизнь.

Судьба девушки и её мужа – в центре проблематики стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положение Груши в доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки "Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу").

Когда её прежний господин умирает, девушке приходится терпеть домогательства нового барина ("А потом. " и далее). Кончается тем, что её отсылают в деревню, а она не приспособлена к сельской жизни. Против воли её выдают замуж за мужика. Супруги не понимают друг друга, у них разные интересы, образование, воспитание. Прихоть помещика ломает судьбы двух людей. Такие прихоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян.

Некрасова продолжал раскрывать проблемы, поставленные Тургеневым. Оба писателя принадлежали к литературному направлению натурализма. Они глубоко затрагивали тему народной жизни - самый острый вопрос того времени. Но творчество Некрасова трагичнее, он обращал внимание на серьёзность проблемы и призывал к этому всех, видя в этом основу бед всего русского народа.

Автор использует множество деталей. Они очень ярко изображают интерьер барского дома, шитьё и вязанье. Показываются жители села - девушки в сарафанах, типичные обитатели усадьбы - учитель и кучер.

Некрасов создал стихотворение в форме "монолога в монологе". Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование. В речи мужика во множестве используются простонародные слова и выражения (порядок слов, вводные элементы "слышь ты", "понимаешь-ста", слова "баит", "али", искажённое произношение "тоись" и др.). Это позволяет сделать речь красочной и реалистичной.

Напевное звучание под аккомпанемент стука копыт создаётся в стихотворении с помощью размера (это трёхстопный анапест). Оно созвучно народной речи, благодаря чему стихотворение напоминает народную песню-жалобу.

Анализ стихотворения Тургенева «В дороге»

Анализ стихотворения Тургенева «В дороге»

Картинка Анализ стихотворения Тургенева В дороге по плану № 3

Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы — повестей «Ася». «Первая любовь». романов «Рудин». «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов. Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона. Гейне, Мюссе, Вольтера.

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Речь идет о стихотворении «В дороге». больше известном по первой строчке — «Утро туманное, утро седое». Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию. В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» — такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение — «утро седое» — можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср. у С. Есенина — «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь». оно использовано пять раз. Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого. При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые». то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно… ловимые». И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи». разлука ), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною». но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И. Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии»). Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной — Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой — Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

«В дороге», анализ стихотворения Ивана Сергеевича Тургенева

Картинка Анализ стихотворения Тургенева В дороге по плану № 4

Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы — повестей «Ася». «Первая любовь». романов «Рудин». «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов. Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона. Гейне, Мюссе, Вольтера .

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Речь идет о стихотворении «В дороге». больше известном по первой строчке — «Утро туманное, утро седое…». Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию. В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» — такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение — «утро седое» — можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср. у С. Есенина — «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь». оно использовано пять раз. Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого. При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые». то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно … ловимые». И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи». разлука ), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною». но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И. Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии…»). Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной — Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой — Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

План-конспект урока по литературе (7, 10 класс) на тему:
Разработка урока. "Тема любви в стихотворении И.С.Тургенева "В дороге"

Особую сложность для преподавателей и обучающихся представляют уроки по лирике того или иного автора. Большинство обучающихся знакомы с И.С.Тургеневым как с писателем, и мало кто знает его как поэта.Данный урок дает возможность познакомиться с с Тургеневым, как с поэтом, увидеть его лирического героя. В разработке урока использованы следующие технологии: КСО, ИКТ, проблемного обучения, а также метод исследования, который является ведущим в исследовании авторского текста. и используется с целью введения в тему. Урок в системе проблемного обучения направлен на активное получение знаний, развитие исследовательской и познавательной деятельности, привлечение учащихся к творчеству, для этого используется иллюстративный материал и видеофрагменты.

Методическая: использование метода исследования авторского текста на уроке литературы;

Обучающие: организовать коллективную деятельность учащихся по исследованию авторского текста с целью введения в тему; формировать умение:

- правильно и выразительно читать текст стихотворения;

- осмысление и анализ изучаемого текста;

- обоснование своего суждения, роль художественных особенностей произведения.

Ориентированные на развитие личности учащихся:

создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в художественном тексте непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением;

создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

воспитание и развитие личностных компетенций учащегося;

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Понимать содержание художественного теста.

- владеть монологической и диалогической речью.

-Формировать основные этические и теоретико-литературные понятия.

-говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;

отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

(Человек как правило один, наедине со своими мыслями).

(автор даёт пейзаж).

Нивы печальные – эпитет, подготавливает читателя к пониманию внутреннего состояния лирического героя.

Печаль – синоним к слову грусть.

Такой приём называется повтор, используется для усиления эмоционального состояния человека, погрузившегося в свои воспоминания.

Концовка перекликается с заголовком, именно в дороге человек может погрузиться в воспоминания под ропот колес, задумывается о чем-то важном для него.

Скорее всего, образ лирического героя совпадает с образом самого И.С. Тургенева.

Студенты выполняют упражнение –здоровьесберегающая технология. Чтение стихотворения по Кушниру: первый шаг – следить пальцем по тексту (у каждого свой текст: звучит аудиозапись) находить слышимое слово, затем предлагаю студентам читать шёпотом вместе с диктором, а в последующем обгонять диктора. Следует обратить внимание, что слабые ученики не мешают двигаться вперёд сильным, а сильные не создают для слабых ситуацию неуспеха. Все слишком заняты: интересный сюжет, аудиозапись постоянно поддерживает ритм работы. Слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в обсуждении, быть успешными при оценке прочитанного текста. систематическое использование этих упражнений ,приёмов, методов – этот результат будет положительным для здоровья.

  1. Работа в парах.
  2. Выпишите в тетрадь предметный ряд, что же вспоминает лирический герой? Обязательно с определениями.

Вспомнишь лица позабытые, страстные речи, взгляды робко ловимые, первые, последние встречи, голоса звуки любимые, разлуку с улыбкою. Странной, родное - далекое.

  1. Лексическая работа. Слайд №9

Страстные речи – чувственные, проникнутые чувством любви, пылкие (страсть сильно выраженное чувство).

Робко ловимые – несмелые, украдкой, со стороны, лелеющие тайные надежды.

С родителями, друзьями, любимой.

(Тихого голоса звуки любимые).

Аргументированные ответы студентов

(Эпитеты: одни передают внутреннее состояние лирического героя, другие рассказывают о его чувстве любви).

Автору было 25 лет.

Учитель, т.к. стихотворение о любви (вписывается слово в тему урока), а воспоминания свойственны людям разного возраста.

(Нежности, любви, т.к. вызывает не только грустное, но и сладостное воспоминание).

Слайд №10 Портрет Полины Виардо.

Подготовленный ученик зачитывают воспоминания.

«1 ноября 1843 г. В доме на Невском проспекте, свершилось событие, которое Тургенев назвал «священным днем своей жизни» В этот день его познакомили с известной певицей Полиной Виардо. А впервые увидел он ее в октябре в театре. Сосед в ложе, увидев её, сказал: «Некрасива». «В самом деле», - подумал я. Вдруг совершило что-то необыкновенное! Раздались такие восхитительные, бархатные ноты, каких, казалось, никто никогда не слыхивал. Это было великое торжество искусства! Помню только, что я сам и все кругом меня кричало, хлопало, неистовствовало. И Эту любовь И.С.Тургенев пронес через всю жизнь».

1) (Молодой человек, 25 лет, вероятно, сам поэт, переживающий чувство любви в своих воспоминаниях)

2) (Лирическое, наполненное чувствами).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема любви в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети"

Конспект урока в 10 классе с презентацией.

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы. », «Старуха». Конспект урока в 10 классе.

Знакомство учащихся с жанром "стихотворение в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н.

Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/

Цель урока: – познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева– выявить основн.

Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"

Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление рабочего материала к творческой интерпретации художественного т.

Урок литературы в 8-м классе " История одной любви" ( по повести И.С.Тургенева "Ася")

Этот урок формирует у учащихся чувства прекрасного через поэтический текст повести, музыку, знакомит учащихся с произведением 19 века, учит восьмиклассников текстуальному анализу пов.

Урок литературы. Нравственные ценности в Стихотворениях в прозе И. С. Тургенева «Русский язык», «Два богача».

Урок литературы по творчесту И. С. Тургенева способствует формированию целостного представления о Стихотворениях в прозе, развивает навыки анализа.

Разработка урока. Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Когда меня не будет".

На уроке учащиеся обучались комплексному анализу текста.

Послушайте стихотворение Тургенева В дороге по плану

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения В дороге по плану

Анализ стихотворения Тургенева В дороге по плану