Анализ стихотворения Тургенева Стой
Анализ стиха по схеме
тимур мильцев Ученик (115), на голосовании 11 месяцев назад
вот стих
И. Тургенев - Русский язык
Стихотворение в прозе И. С. Тургенева
Во дни сомнений,
во дни тягостных раздумий
о судьбах моей родины, -
ты один мне поддержка и опора,
о великий, могучий,
правдивый и свободный
Русский язык!
Не будь тебя -
как не впасть в отчаяние
при виде всего,
что совершается дома?
Но нельзя верить,
чтобы такой язык
не был дан великому народу!
.
Правдивый и свободный
Русский язык!
Анастасия Глотова Ученик (131) 11 месяцев назад
В стихотворении Тургенева "Русский язык" говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый.
Когда я прочитал это стихотворение мне захотелось тут же прочитать миллионы книг, ведь в стихотворении русский язык так красочно описывается, что нельзя остаться равнодушным.
Композиция в этом стихотворении двухчастная. В первой части автор восхваляет наш Великий язык. А во второй части уже рассуждает, что бы было, если бы не было русского языка.
Тургенев не забывает про художественные средства. Яркость этому стихотворному произведению дают эпитеты "тягостных", "великий", "могучий". Особенно яркой показалась мне вот эта часть:
ты один мне поддержка и опора,
о великий, могучий,
правдивый и свободный
Русский язык!
Автор написал это произведение, дабы мы - его читатели - ценили и уважали Русский язык.
Во время прочтения, я размышлял о многом - о книгах, о том, как писатели стараются, чтобы произведение было вне конкуренции. У Тургенева это безусловно получилось.
Артем Остапенко Ученик (129) 1 месяц назад
В стихотворении Тургенева "Русский язык" говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый.
Когда я прочитал это стихотворение мне захотелось тут же прочитать миллионы книг, ведь в стихотворении русский язык так красочно описывается, что нельзя остаться равнодушным.
Композиция в этом стихотворении двухчастная. В первой части автор восхваляет наш Великий язык. А во второй части уже рассуждает, что бы было, если бы не было русского языка.
Тургенев не забывает про художественные средства. Яркость этому стихотворному произведению дают эпитеты "тягостных", "великий", "могучий". Особенно яркой показалась мне вот эта часть:
ты один мне поддержка и опора,
о великий, могучий,
правдивый и свободный
Русский язык!
Автор написал это произведение, дабы мы - его читатели - ценили и уважали Русский язык.
Во время прочтения, я размышлял о многом - о книгах, о том, как писатели стараются, чтобы произведение было вне конкуренции. У Тургенева это безусловно получилось.
База
стихотворений
Темы стихов
Авторы стихов
Похожие стихи
Наша группа
навсегда такою в моей памяти!
С губ сорвался последний вдохновенный
звук - глаза не блестят и не сверкают - они
меркнут, отягощенные счастьем, блаженным
сознанием той красоты, которую удалось тебе
выразить, той красоты, во след которой ты
словно простираешь твои торжествующие, твои
Какой свет, тоньше и чище солнечного света,
разлился по всем твоим членам, по малейшим
складкам твой одежды?
Какой бог своим ласковым дуновеньем откинул
назад твои рассыпанные кудри?
Его лобзание горит на твоем, как мрамор,
Вот она - открытая тайна, тайна поэзии,
жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие!
Другого бессмертия нет - и не надо. В это
мгновение ты бессмертна.
Оно пройдет - и ты снова щепотка пепла,
женщина, дитя. Но что тебе за дело! В это
мгновенье - ты стала выше, ты стала вне всего
преходящего, временного. Это твое мгновение
не кончится никогда.
Стой! И дай мне быть участником твоего
бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей
Обсуждение стихотворения «Стой!»
И.С. Тургенев "Стихотворения в прозе"
- Выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; помочь понять философский смысл стихотворения в прозе;
- Проанализировать стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы …», «Нищий», «Воробей», определить способы раскрытия авторской мысли; развивать навыки выразительного чтения;
- Прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева; Воспитывать чувство сострадания, любовь к людям.
- Вступительное слово учителя.
- Проверка выполнения домашнего задания.
- Повторение изученного материала о жанре «Стихотворения в прозе»;
- Подбор высказываний о «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева;
- Сообщение учащегося об истории создания «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева;
- Анализ «Стихотворений в прозе».
- Слово учителя.
- Выразительное чтение учащимся стихотворения в прозе «Русский язык».
- Выразительное чтение учащимся и анализ стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…».
- Выразительное чтение учащимся и анализ стихотворения в прозе «Нищий».
- Выразительное чтение учащимся и анализ стихотворения в прозе «Воробей».
- Подведение итогов.
- Объяснение домашнего задания
I. Вступительное слово учителя.
На протяжении всего своего творчества И.С. Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливая равновесие между ними, он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность, логичность мысли со сложностью поэтического настроя, словом, стремился, в конечном счёте, к стихотворениям в прозе
II. Проверка выполнения домашнего задания.
1. На прошлом уроке путём сопоставления философских афоризмов Шопенгауэра, стихотворений в прозе Ш. Бодлера, верлибра А.А.Фета, стихотворений Ф.И.Тютчева и стихотворения в прозе И.С. Тургенева мы выявили особенности такого жанра как стихотворение в прозе.
- В чём заключается особенность жанра стихотворения в прозе?
- Что сближает стихотворение в прозе и стихотворение?
Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми стихотворениями в прозе И.С. Тургенева. Запишите тему урока. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
О том, как и когда, создавались стихотворения в прозе, вы узнаете из сообщения.
2. Сообщение учащегося на тему: «История создания стихотворений в прозе И.С. Тургенева».
История создания «Стихотворений в прозе».
И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, находясь за границей, в Буживале .Сам он называл их «…нечто вроде того. что художники называют эскизами. этюдами с натуры. которыми они потом пользуются. когда пишут большую картину».Так и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли. писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель.
«Это мои материалы…Они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу. »
Это он говорил М.М.Стасюлевичу, который навестил его в Буживале. Друг попросил его прочитать некоторые из них. «Мастерское его чтение подействовало на меня так, что мне не надо было ничего к этому присоединять».
Стасюлевич сказал Тургеневу о том, что их необходимо напечатать. На что Тургенев ответил, что многие из них слишком личного и интимного характера.
Но всё-таки друг убедил Тургенева привести записи в порядок и отдать в печать.
51 стихотворение, отданных Стасюлевичу, было опубликовано в декабрьском выпуске журнала «Вестник Европы» за 1882 г.
Вообще стихотворений было написано больше. Часть стихотворений. в которых слишком явственно звучали автобиографические мотивы (31стихотворение). была издана только в 1930-1931 г.
Появление его миниатюр было встречено с живейшим интересом и сочувствием. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были переведены на другие языки.
Сам Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединённый общей тональностью. Хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении содержания, он беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии.
Из сообщения вы узнали, что «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева вызвали живейший интерес у всех, кто их прочитал.
3. Подбор высказываний о «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева;
П.В. Анненков называл «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «Тканью из солнца радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли»
С.Е. Шаталов в работе «Проблемы поэзии И.С. Тургенева» писал: «В «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева жизнь предстаёт в разнообразных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение.…Но есть и иные…Иначе говоря, жизнь воспринимается двояко: либо как источник счастья, либо как воплощение горя, либо как преддверие смерти».
А. Салим в работе «Тургенев – художник, мыслитель» писал: «Ни в одном другом произведении Тургенева не откристаллизовывались так ёмко, рельефно и осязаемо его философские воззрения, как в этом итоговом цикле, вобравшем в себя все этапы творческого пути, все художественные искания и открытия, всю красоту, правду, поэтичность, скорбь и мудрость большого писателя».
В.Брюсов говорил: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».
Ю.Л. Лотман писал: «Этот маленький по объёму цикл – квинтессенция всего, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя. Давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви, молодости и старости властно овладевало душой Тургенева».
Л.П. Гроссман: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».
- Итак, что чаще всего отмечается в этих высказываниях, что больше всего восхищает читателей? (Поэтическое мастерство, глубина мысли, выразительность и богатство речи).
III. Анализ «Стихотворений в прозе»
1. И.С. Тургенев в совершенстве владел словом, был носителем, хранителем живого русского слова. Проведя полжизни за границей, он писал только на русском языке.
Мысль о величии русского языка и русского народа звучит в знакомом вам стихотворении в прозе «Русский язык».
2. Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения «Русский язык».
- С какой силой звучит проникновенная любовь к родине, к родному языку, к будущему русского народа. Тургеневу была свойственна обострённая чуткость к слову. И нам он завещал относиться к слову бережно, с вниманием, с любовью.
3. Сегодня на уроке, проанализировав стихотворения в прозе, ответим на вопросы:
Какой представляется личность поэта в эти годы?
О чём свидетельствует его лирический дневник?
Эпиграфом к уроку послужили слова И.С. Тургенева «Живите. И любите людей, как я их всегда любил».
Любовь…Это слово было самым важным в жизни Тургенева. Это и любовь к близким, к друзьям, к природе, к женщине, т.е. всему что его окружало. Сам Тургенев говорил друзьям: «Я полагаю, только любовь вызывает такой расцвет всего существа ,которое не может дать ничто другое, не правда ли?»
Любовь мы видим во всех его произведениях: в романах, в повестях, в поэмах, в стихотворениях в прозе.
В сентябре 1879 г. спустя 30 лет после первых встреч с Полиной Виардо, Тургенев пишет одно из своих чудных стихотворений в прозе «Как хороши, как свежи были розы…», вспоминая строчку из давно забытого стихотворения. Это стихотворение называлось «Роза» и было написано И. Мятлевым в 1843 г. под впечатлением выступления П.Виардо.
Выразительное чтение учителем стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» под звучание «Лунной сонаты» Л. Бетховена.
- Каковы мотивы этого стихотворения?
- Как построено это стихотворение?
- Какова особенность деления на абзацы?
- В чём особенность начала стихотворения?
- Какой приём использует автор?
- Каким мы видим прошлое?
- Какова тональность этих абзацев?
- Каково настоящее?
- Обратите внимание на слово зима. Что имеет в виду автор, говоря, что теперь зима?
- О чём свидетельствует единственная свеча?
- Каково настроение в настоящем?
- О чём свидетельствует многоточие?
- Последнее многоточие как бы говорит о всеобщей смерти. Всё кончилось. Нет больше ни горечи, ни страха, ни холода.
- Каково последнее воспоминание?
- Итак, что же остаётся в памяти человека, прожившего долгую жизнь?
Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Поэтому нужно ценить каждое мгновение нашей жизни. Чередование прошлого и настоящего придаёт этому стихотворению неповторимое поэтическое звучание.
Человеческая жизнь представляется писателю мгновенной, обречённой на неизбежную смерть. Её скоротечность особенно ощутима на склоне лет, в часы долгих ночных раздумий. Мотив старости, смерти, одиночества чувствуется в стихотворениях «Сон», «Старуха». «Без гнезда», «Насекомые».
4. В тургеневском цикле получают своё решение самые разнообразные философские, нравственно-этические и общественно-социальные вопросы, которые актуальны и в наше время.
Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения в прозе «Нищий».
- Каковы мотивы этого стихотворения?
- Что заставляет нас сочувствовать, сопереживать нищему?
- Какое выразительное средство использует автор при описании нищего?
- Что мы можем сказать о рассказчике?
- В каком состоянии он находится? Что он чувствует?
- Какое слово они оба повторяют дважды?
- Кто такие братья? Что означает это слово в данном контексте?
- Что даёт рассказчик вместо милостыни?
- Что означает рукопожатие?
- Что легче: дать милостыню или пожать руку нищему?
- О чём свидетельствует поступок рассказчика?
- Оценил ли это нищий?
- О чём последние предложения стихотворения?
- Но всё-таки стихотворение называется не «Подаяние», не «Братья», а «Нищий». Почему?
Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни.
- В каких произведениях встречаются эти мотивы?
- Что вы сейчас наблюдаете по отношению к нищим?
- Как окружающие к ним относятся?
- Как вы понимаете слово милосердие?
Тургенев говорил об уважении к человеку, о любви к людям и ко всему живому.
Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.
С неменьшей силой в стихотворениях в прозе выступает и другой круг мотивов и настроений.
5. Выразительное чтение и анализ стихотворения в прозе «Воробей».
- Что демонстрирует автор в этом стихотворении?
- Какова интонация в начале, в середине и в конце стихотворения?
- Какими мы видим воробьёв и собаку?
- Как автор передаёт их чувства и состояние?
- Какие чувства испытывает сам рассказчик?
- Почему не происходит борьбы между сильным и слабым?
- Что понял автор, наблюдая за участниками этой сцены-битвы?
Любовь – сильней всего. Любовь – сильнее смерти и страха смерти. Только ею движется жизнь.
Последний абзац – апофеоз счастья, счастья от сделанного открытия, от справедливости закона, которому подчиняется мир. Это открытие выстрадано автором, это любимая его мысль, отразившаяся во многих его произведениях.
IV. Подведение итогов
Итак, подведём итоги и ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
- Какой представляется личность писателя в эти годы?
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева написаны в последние 5 лет жизни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания.
Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь.
- Каковы основные мотивы стихотворений в прозе Тургенева?
- Что их характеризует?
- Можем ли мы назвать их лирическим дневником писателя?
Действительно, «Стихотворения в прозе» Тургенева – это «лирический дневник» человека, потому что он передаёт тонкости духовного мира, глубину переживаний, философский настрой ума.
- Согласны ли вы с высказываниями о стихотворениях в прозе Тургенева, которые прозвучали в начале урока?
«Стихотворения в прозе» Тургенева – это удивительный сплав поэзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить целый мир в зерно небольших размышлений». Сам Тургенев называл их ещё «последними вздохами старика».
Но «вздохи» эти донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя и его огромной любви к людям.
Обратимся к эпиграфу. «Живите. И любите людей, как я их всегда любил».
Следуйте совету И.С. Тургенева. Любите людей – это самое главное в жизни.
V. Объяснение домашнего задания.
Проанализируйте стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Природа», «Стой», «Христос».
Стой! Какою я теперь тебя вижу — останься навсегда такою в моей памяти!
С губ сорвался последний вдохновенный звук — глаза не блестят и не сверкают — они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки!
Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды?
Какой бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри?
Его лобзание горит на твоем, как мрамор, побледневшем челе!
Вот она — открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет — и не надо. В это мгновение ты бессмертна.
Оно пройдет — и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя. Но что тебе за дело! В это мгновенье — ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда.
Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!
Воспроизводится по изданию: И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. 2-е изд. испр. и доп. М. Наука, 1982. Т. 10
Стихотворения И.С. Тургенева "Собака", "Воробей", "Русский язык": анализ. Стихотворение в прозе Тургенева: список произведений
February 20, 2016
Подведение итогов жизненного пути, размышление над вечными вопросами, тоскливое ожидание конца бытия, побеждаемое верой в вечную жизнь своего творчества, — подобная тональность пронизывает произведения, которым посвящен наш обхор-анализ. Стихотворение в прозе Тургенева (каждое из них) является воплощением житейской мудрости писателя, чей гений позволил передать буквально в нескольких строках то, что воплощено в десятках философских трактатов.
Пограничный жанр
Этот жанр, относящийся одновременно к прозе и поэзии, возник в романтическую эпоху как реакция на строгую эстетику классицизма. Каждое стихотворение в прозе Тургенева — «Нищий», «Русский язык», «Воробей» и др. — в какой-то степени опирается на произведения предшественников: Жюля Лефевра-Демье, Шарля Бодлера и многих других. Созданный романтиками жанр имел гораздо больше общего с лирической поэзией, нежели с прозой, за счет:
ослабления повествовательного начала;
В то же время такие стихи не имели рифмы и даже ритмической организации, чем отличались от ближайших «родственников» по литературе — верлибра и белого стиха.
Сколько всего было «стихотворений в прозе» Тургенева?
К малой, можно сказать, миниатюрной прозе Тургенев обратился уже на склоне лет, после написания таких шедевров, как «Записки охотника» и «Отцы и дети». Этим объясняется своеобразный эпитет, которым наделил писатель свой цикл, — «Старческое». При жизни автора напечатали только 51 стихотворение в «Вестнике Европы» в 1882 году. Остальные 30 писатель подготовить не сумел, и вышли они только в 1930 году.
Одни и те же темы стихотворений в прозе Тургенева пронизывают весь цикл. Мотивы старости, любви, Родины, одиночества — перед нами раскрывается мир человека, предчувствующего близкую смерть. Это окрашивает прозаические стихи в трагические тона. Между тем чувства одиночества и разочарованности сопровождает иная эмоциональная палитра — любовь к Родине, русскому языку, в котором заключены традиции народа, его мировоззрение.
«Воробей»: любовь сильнее смерти
Начнем анализ. Стихотворение в прозе Тургенева «Воробей» заканчивается строками, которые стали афористическими: «Любовь сильнее смерти». Основанием для этого стала житейская ситуация: воробушек выпал из гнезда из-за сильного ветра. Пес охотника подбежал к птенцу, как бы почувствовав дичь. Однако через мгновенье другой воробей бросился на землю, чтобы защитить упавшего сородича.
Смелый поступок вызывает у рассказчика чувство благоговения. Для храброй птички собака могла показаться настоящим чудовищем, но некая сила заставляет ее покинуть безопасное укрытие и взглянуть в лицо опасности. Эту силу рассказчик называет любовью, на которой держится вся жизнь. Осознание этого приходит даже к Трезору — и случается чудо: собака, которая в несколько раз больше своей жертвы, отступает перед любовью.
Такие темы стихотворений в прозе Тургенева, как любовь, победа ее над смертью, звучали неоднократно. Здесь же подчеркивается, что этому светлому чувству покоряется вся природа, весь Универсум движется им.
«Собака»: одна и та же жизнь жмется друг к другу
Образ рока, гибели можно назвать сквозными для стихотворений Тургенева. Так, в одном из них смерть представляется отвратительным насекомым, которое пронзить своим жалом может любого. Эту тему будет развивать в дальнейшем Тургенев. «Собака» (стихотворение в прозе) в отличие от «Воробья» не имеет какого-либо четкого сюжета. Вернее, он сводится к размышлениям главного героя, сидящего в комнате вместе с собакой, спасаясь от неистовой бури.
В этом монологе потока сознания звучат трагические нотки: что человек, что бессловесное животное перед лицом вечности одинаковы. Рано или поздно налетит смерть и погасит навсегда огонек, зажженный кем-то. «Одна и та же жизнь жмется пугливо к другой» — так выражает страх перед неотвратимой гибелью Тургенев. «Собака», стихотворение в прозе, схожа с «Воробьем» утверждением неких законов, которые характерны для Вселенной, и человечеству их избежать нельзя. Однако в первом произведении таким законом является любовь, а во втором — смерть.
Человек, в отличие от собаки, способен к самосознанию. «Она сама себя не понимает», — говорит герой-рассказчик о товарище по несчастью. Но человеку, как высокоинтеллектуальному существу, известно о грядущей смерти. В этом состоит одновременно его проклятие и благословение. Наказанием являются подобные моменты разочарования и страха перед лицом надвигающейся гибели. Благословение — возможность, невзирая на неотвратимую кончину, отыскивать смысл жизни и менять ее русло в зависимости от результатов этого постоянного поиска.
Гимн русскому языку
Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» открывает еще одну тему цикла — патриотическую. В небольшом произведении (буквально нескольких строчках) автор вместил всю свою гордость за русский язык, впитавший черты великого народа, который оставался непоколебимым в дни любых испытаний. Вот почему так важно еще со школьной скамьи посещать каждый урок литературы. Тургенев стихотворения в прозе создает предельно эмоциональными, и в «Русском языке» этот пафос достигает апогея.
Обратим внимание на эпитеты. Автор называет русский язык великим, могучим, правдивым и свободным. Каждое из этих определений имеет глубокий смысл. Русский язык велик и могуч, потому что в нем заложены богатые ресурсы для выражения мысли. Правдив и свободен — потому что таким является его носитель, народ.
Речь — это явление, которое не дается откуда-то сверху, ее творят люди, считающие ее родной. Русский язык, многогранный и красивый, соответствует нашему народу, искреннему, могучему и свободолюбивому.
Вместо заключения
Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева - каждое из рассмотренных нами - принадлежит к вершинным произведениям русской литературы. Несмотря на небольшой их объем, автор сумел раскрыть важные темы, которые и по сей день не перестают волновать человечество.