Анализ стихотворения Тургенева Щи



В этом произведении автор отражает глубокие духовные корни русского народа. Текст повествует о трагическом событии. У крестьянки Татьяны умер ее 20-летний сын, кормилец и надежда. Вместе с его жизнью обрывается и жизнь его матери. Она стара, бедна и немощна, и все надежды у нее были связаны с сыном. Но теперь его нет… И нет сил жить бедной матери. И не за чем… Эта история вызывает жгучую жалость. Остро чувствуется безысходность матери.

Татьяна стоит посреди избы, «не спеша, ровным движением правой руки черпает пустые щи… глотала ложку за ложкой». Стоит как в храме у аналоя. Она «глотает», а не ест. Не спеша, ровным движением – торжественно, как бы молитвенно совершает поминальный обряд. Все движения Татьяны сравниваются с действиями в церкви. Далее автор ведет сравнение с «благородной» барыней, которая живет двуличной жизнью. Несколько лет назад у нее умерла маленькая дочка. Она даже отказывается от прекрасной дачи, показывая всем, как она страдает. Любуется своим «умением страдать». Горе Татьяны гораздо глубже, неизбывнее и трагичней. Она не думает о сострадании окружающих. Понимает всю безысходность своего положения, но держит себя в руках и сохраняет ясность мышления. Очевидно, посоленные щи – это поминки по родному сыну. Она не утоляет голод, а совершает поминальный обряд. Доедая щи, Татьяна поминает его и вместе с тем устраивает тризну по самой себе. Главная мысль текста в том, что человек, как бы не была крута с ним судьба, должен находить опору в себе самом, если он ощущает свое единство с богом и поступает по христианским заповедям.

Пример

Автор сравнивает Татьяну и барыню, показывая духовную трагедию крестьянки и ее высокодуховную культуру.

Более новые статьи:

Главное меню

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

Тема урока: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева: «Щи» (внутренняя связь с рассказом «Муму»), «Русский язык». Повторение по теме: «Сложные предложения»

обучающие: обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Сложные предложения», формирование положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала; актуализация, закрепление и обобщение полученных знаний; самостоятельное конструирование новых знаний;

развивающие: развитие умения выделять главную мысль текста; сравнивать и обобщать, аргументировать свою точку зрения и проводить аналогии; монологически высказываться, создавать текст по заданной теме, виду, жанру;

воспитательные: воспитание интереса к литературе, духовности; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит открыть особый мир писателя И.С.Тургенева, прикоснуться к тайне его творчества.

В последние годы жизни Иван Сергеевич создает цикл стихотворений в прозе, который включает в себя 83 миниатюры. Как бы сложилась судьба этих произведений, трудно сказать. Сам писатель считал их лишь эскизами своих будущих произведений, которые могли бы навсегда остаться в архивах. Но к нашему счастью, в Париж, к смертельно больному Тургеневу приехал друг писателя, редактор журнала «Вестник Европы» Михаил Матвеевич Стасюлевич. Вот как вспоминал он это событие:

«… я заехал к Тургеневу в начале августа (ровно за год до смерти)… Среди разговора я спросил, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман. Тургенев отрицал этот слух. «Впрочем, хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать». Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель,…откуда вынул большую папку написанных листков различного формата и цвета, объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры. Точно так же и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал все в портфель». Именно Стасюлевич дал этим произведениям общее название «Стихотворения в прозе».

= Просмотр презентации по теме «Стихотворения в прозе»

1 слайд: Стихотворение в прозе — термин, которым обозначают небольшие прозаические произведения. По своему характеру напоминают лирические стихотворения, но они лишены стихотворной организации речи и поэтому точнее характеризуются термином "лирика в прозе".

2 слайд: К произведениям такого рода относятся известные "Стихотворения в прозе" Тургенева. Типическими признаками Стихотворений в прозе является их краткость. иногда отсутствующий сюжет. изображение характера в отдельном его проявлении, повышенная выразительность повествовательного строя речи и, наконец. как часто полагают, ритмичность речи.

Таким образом Стихотворения в прозе представляется своеобразным сочетанием признаков стиха и прозы, чем и объясняется его наименование. Обычно мы называем прозой как раз такие формы речи, которые по своей организации противоположны стиху.

Обратите внимание – какими предложениями дано определение понятия на первом слайде? (сложные предложение: 1- сложноподчиненное, 2 – сложносочиненное); - чем являются выделенные слова в предложении на втором слайде? (однородные подлежащие, вводное слово со значением последовательности)

Работа в группах: составить схемы сложных предложений (3). Проверка – слайд №3.

III .1. Чтение стихотворения в прозе «Щи».

IV Работа над содержанием произведения.

Поняла ли барыня горе Татьяны? Приведите аргу­менты.

Почему барыня не может (или не хочет) понять Татьяну?

Как в следующем эпизоде раскрывается состояние Татьяны: «Стоя посреди избы, перед столом, она, не спе­ша, ровным движеньем правой руки (левая висела пле­тью) черпала пустые щи. »? Какая деталь здесь наиболее важна?

Что дает читателю сопоставление горя барыни и горя Татьяны?

Можно ли фразу «А щам не пропадать же. » считать про­явлением жадности Татьяны?

Почему баба отвечает барыне невпопад?

Что общего между барыней в рассказе «Муму» и бары­ней в стихотворении в прозе «Щи»?

Что общего в горе Герасима («Муму») и в горе Татьяны («Щи»)?

Предположим, Герасим заговорил, и они встретились с Татьяной (из стихотворения в прозе «Щи»). О чем они мог­ли бы рассказать друг другу?

Предположим, что встретились две барыни. Одна из рассказа «Муму», другая — из стихотворения в прозе «Щи». Что бы они друг другу рассказали о своих кре­постных?

I V. Обсуждение принадлежности произведения к стихотворению в прозе.

 Какими чертами обладает прочитанный нами текст?

1.Отсутствие ритма, рифмы и размера.

2. Небольшой объем.

3. Передача мыслей, чувств, эмоций автора.

 Что же перед нами: поэзия или проза?

(Стихотворение в прозе)

 Опираясь на выводы и собственные наблюдения, попытайтесь сформулировать определение этого жанра.

(звучат предположения учащихся)

V Выражение решения.

Давайте откроем учебник на странице 257 и сравним собственные предположения с определением учебника.

 Так какой же текст мы будем называть стихотворением в прозе?

2. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык».

 Чтение стихотворения учащимися.

 Можно ли считать этот текст стихотворением в прозе? (Да. Маленький объем, отсутствие ритма, рифмы, размера, проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык)

 Какими Эпитетами характеризует Тургенев русский язык? (Великий, могучий, правдивый, свободный).

 Как вы понимаете последние предложение? Можно ли его считать риторическим восклицанием?

3. Вывод учителя.

Особенность, а скорее ценность этого жанра в том, что, не придерживаясь строгой ритмической формы, можно легко, свободно, даже в какой-то мере музыкально изложить свои раздумья, переживания, мечтания на бумаге.

VI Подведение итогов урока.

 Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

 Какие возможности предоставляет этот жанр мастеру слова?

VII. Реализация продукта

 Какие чувства, эмоции, раздумья вызвали у вас прочитанные сегодня произведения. Свои размышления вы можете оформить в виде маленького стихотворения или сочинения-миниатюры. А может быть, кому-то удастся создать стихотворение в прозе. Для выполнения этой работы воспользуйтесь карточкой белого цвета.

 Ребята, может быть, кто-то готов поделиться своими размышлениями.

(Беседа по ситуации)

VIII. Заключительное слово учителя:

Так сложилось, что большую часть своей жизни И.С. провел за границей, но он, как никто другой, любил Россию. Смертельно больной, живя во Франции, он понимал, что уже никогда не сможет вернуться домой, поэтому все его думы, все мечты были о Родине, именно это помогало Тургеневу мужественно переносить боль.

Ребята, я хочу вам пожелать: мечтайте и творите как можно больше. Это поможет сделать жизнь ярче, разнообразнее и счастливее.

Домашнее задание: Выучить стихотворение в прозе «Русский язык», выписать из него сложное предложение, сделать синтаксический разбор, схему.

Объясните смысл рассказа Тургенева "Щи"

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Щи № 1

2. Гость | 11.11.2010, 22:31:51 [3048346122]

У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник.Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.Она застала ее дома.Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли. но она держалась истово и прямо, как в церкви.╚Господи! ≈ подумала барыня. ≈ Она может есть в такую минуту. Какие, однако, у них у всех грубые чувства!╩И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!А баба продолжала хлебать щи. Барыня не вытерпела наконец.≈ Татьяна! ≈ промолвила она. ≈ Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!≈ Вася мой помер, ≈ тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. ≈ Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые.Барыня только плечами пожала ≈ и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.

3. Chance | 11.11.2010, 22:57:53 [2518244755]

Одна чернуха эта классика

4. Гость | 11.11.2010, 23:02:11 [1862757784]

О, давно я ничего не читала из русской классики. Да, этот коротенький рассказик просто потрясающ и очень-очень пронзительный. А смысл в том, что сытый голодного не разумеет. Смысл в том, что даже щепотка простой соли русским крестьянам доставалась непросто. Смысл в том, в какой непередаваемой нищее жили русские крестьяне, что они даже паре ложек щей не давали пропасть. Можно долго искать смысл в этом коротеньком рассказе, и всегда находить какой-то другой смысл. Меня всегда поражала способность русских классиков в нескольких строках отобразить жизнь так пронзительно, что потом долго щемит сердце. Вспомните хотя бы "Ионыч" Чехова.

5. Гость | 11.11.2010, 23:09:19 [3954044818]

Хорошо, тема бедности поднята. НО! Упор сделан, что бабуля ела щи после СМЕРТИ сына. Вот здесь я тоже не понимаю. Я бы лично плюнула на эти щи, когда плохо ничего не лезет. А тут еще и " Они же посоленые". Ну так и съешь через годик

подскажите пожалуйста где можно найти анализ стихотворения тургенева в прозе "щи"?

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Щи № 2

Текст повествует о трагическом событии в жизни крестьянки Татьяны — погиб ее 20-летний сын, кормилец и надежда. Вместе с его жизнью обрывается и жизнь его матери, так как она стара, бедна и немощна, и все надежды на продолжение жизни у нее были связаны с сыном.
Детали текста передают, что происходит в крестьянской избе:Татьяна стоит посреди избы, не спеша, ровным движением правой руки черпает пустые (то есть, сваренные без мяса) щи, глотая ложку за ложкой. Может ли Татьяна утолять голод в эту минуту? - Нет. Она стоит посреди избы — как в храме у аналоя и ест не спеша, ровным движением — торжественно, как бы молитвенно. Она глотает, а не ест. Она — совершает обряд!
Стихотворение в прозе построено на приеме антитезы: барыня и крестьянка совершенно различны по своему менталитету. Барыня живет душевной, можно сказать, двуличной жизнью. Она после смерти маленькой дочки, которую даже не успела как следует полюбить, отказывается от прекрасной дачи, показывая всем, как она страдает. Горе Татьяны гораздо глубже, неизбывнее и трагичней, но она несет его одна и не помышляет о сочувствии к себе со стороны чужих людей. Понимая безысходность своего положения, она, тем не менее, держит себя в руках и, сохраняя ясность мышления, доедает щи, которые, хотя и пустые, но посоленные (!), что в бедных крестьянских хозяйствах было большой редкостью. Очевидно, посоленные щи — поминки по родному сыну. Доедая щи, Татьяна поминает его и вместе с тем как бы устраивает тризну и по себе самой.
Главная мысль текста в том, что человек, как бы ни была крута с ним судьба, должен находить опору в себе самом, если он ощущает свое единство с Богом и руководствуется им (единством) в своих поступках. Спаситель сказал своим апостолам: “Вы — соль земли”. В данном тексте слово соль несет в себе и этот, сокровенный смысл: тому, кому соль достается дешево, входит “широкими вратами”, у кого она весьма дорога — тот идет узкой дорогой.

Роман Roman Ученик (152) 8 месяцев назад

Сочинение: Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл

Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл

Оригинальным жанром творчества Ивана Сергеевича Тур­генева являются так называемые стихотворения в прозе. Пи­сатель создавал их на заключительном этапе творческого пути (с 1878 по 1882 годы), и в итоге образовалась целая книга.

Стихотворения в прозе Тургенева представляют собой лаконичные зарисовки самого разнообразного содержания. Они содержат и размышления писателя над проблемами со­временной общественно-политической жизни, над взаимо­отношениями людей, выражают его любовь к русскому на­роду и русскому языку. Ряд стихотворений в прозе посвя­щен, как и знаменитые «Записки охотника», изображению нравственного превосходства людей из народа над предста­вителями господствующих классов. Одним из таких произ­ведений является стихотворение в прозе «Щи», написанное в мае 1878 года.

Произведение строится на контрасте между барыней и вдовой-крестьянкой, потерявшей единственного сына. Барыня испытала подобное горе: несколько лет назад она лишилась де­вятимесячной дочери. Это материнское горе объединяет обе­их женщин, и мы, вслед за писателем, сочувствуем им. Но раз­деляет их отношение к своим страданиям. Барыня видит тон­кость своей натуры в том, что после смерти дочери не поехала летом на дачу, а осталась жить в городе. Крестьянка же, на взгляд барыни, проявляет бесчувственность тем, что сразу пос­ле похорон хлебает щи. Контраст между персонажами подчер­кнут авторской иронией по отношению к барыне и понимани­ем истинного смысла действий крестьянки. Тургенев отнюдь не считает ее бесчувственной. «Вася мой помер… — плача говорит она. — Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли го­лову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые».

И последняя авторская реплика подчеркивает, кому принад­лежит симпатия автора: «Ей-то соль доставалась дешево», — замечает он о барыне. Мораль произведения можно обозначить народной пословицей: «Сытый голодного не разумеет».

В стихотворении «Щи» проявляется мастерство Тургенева-прозаика и лирика. Он на протяжении нескольких строк, отбором выразительных деталей, создает живую трагическую картину крестьянской жизни на Руси. Сдержанность выра­жений, отсутствие лишних, не работающих на авторскую идею слов и описаний вызывают мощный художественный эффект и оказывают яркое эмоциональное воздействие на читателя.

На этой странице искали :
  • тургенев щи анализ
  • анализ стихотворения в прозе тургенева щи
  • щи тургенев анализ
  • Анализ стихотворения щи
  • анализ стихотворения щи тургенев

Слушать стихотворение Тургенева Щи

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Щи

Анализ стихотворения Тургенева Щи

Настроение произведения Щи

Щи