Анализ стихотворения Тургенева Роза



Анализ стихотворения Тургенева «Роза»

Анализ стихотворения Тургенева «Роза»

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Роза № 1

В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок — важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь», помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети». Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется — «Роза». Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале «Вестник Европы».

Пример

Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной».

Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо». Душа отдана огню любви.

Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари», «порывистый ливень», «потоп дождя» — символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое».

«Роза» — одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

Классика ру

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Роза № 2

Последние дни августа… Осень уже наступала.

Солнце садилось. Внезапный порывистый ливень, без грому и без молний, только что промчался над нашей широкой равниной.

Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потом дождя.

Она сидела за столом в гостиной и с упорной задумчивостью глядела в сад сквозь полураскрытую дверь.

Я знал, что свершалось тогда в её душе; я знал, что после недолгой, хоть и мучительной, борьбы она в этот самый миг отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить.

Вдруг она поднялась, проворно вышла в сад и скрылась.

Пробил час…пробил другой; она не возвращалась.

Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой - я в том не сомневался - пошла и она.

Всё потемнело вокруг; ночь уже надвигалась. Но на сыром песку дорожки, ярко алее даже сквозь разлитую мглу, виднелся кругловатый предмет.

Я наклонился… То была молодая, чуть распустившаяся роза. Два часа тому назад я видел эту самую розу на её груди.

Я бережно поднял упавший в грязь цветок и, вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед её креслом.

Вот и она вернулась наконец - и, лёгкими шагами пройдя всю комнату, села за стол.

Её лицо и побледнело и ожило; быстро, с весёлым смущеньем бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшенные глаза.

Она увидела розу, схватила её, взглянула на её измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня - и глаза её, внезапно остановившись, засияли слезами.

- О чём вы плачете? - спросил я.

- Да вот об этой розе. Посмотрите, что с ней сталось.

Тут я вздумал выказать глубокомыслие.

- Ваши слёзы смоют эту грязь, - промолвил я с значительным выражением.

- Слёзы не моют, слёзы жгут, - ответила она и, обернувшись к камину, бросила цветок в умиравшее пламя.

- Огонь сожжёт ещё лучше слёз, - воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, ещё блестевшие от слёз, засмеялись дерзостно и счастливо.

Я понял, что и она была сожжена.

Роза Тургенева

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Роза № 3

Свои стихотворения в прозе Тургенев озаглавил Senilia (лат.,стариковское, старческое), их следует читать не все сразу, а постепенно, открывая для себя
какую-то грань, впечатление, мысль великого писателя.
Когда-то это было первоначальное знакомство, заучивание наизусть -
«Русский язык», «Памяти Юлии Вревской».

Теперь - взгляд скользил по тому, что лаконично, важно для тебя сегодня.
«Простота», лаконичность, мера краткости. Разные замыслы требуют разной меры краткости.
Эти стихи в прозе Тургенева в концентрированной форме рассказали мне о нем, о его поисках и путях к любви, к человеку, о его одиночестве в конце пути.
Это маленькие и новеллы, в которых проступает интерес писателя к человеку и его судьбе.

"Проживая - много лет тому назад- в Петербурге, я, всякий раз как мне случалось нанимать извозчика, вступал с ним в беседу.
Особенно любил я беседовать с ночными извозчиками, бедными подгородными крестьянами, прибывавшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой - в надежде и самим прокормиться, и собрать на оброк господам ." Парень, лет двадцати, рассказал ему
о ранней смерти любимой жены - «Маша».

Это и стихотворение-поэма о самом писателе, своеобразный ответ на вопрос, всегда будущий волновать читателя, особо читательницу: как же оно было на самом деле…

Итак, «Роза» Тургенева.
В последние дни августа она сидела за столом в гостиной, а он «знал, что свершалось тогдав ее душе». Потом она уходит и не возвращается несколько часов, и тогда он отправляется по аллее, по которой пошла она и находит чуть распустившуюся розу, которую видел у нее на груди. Он «бережно поднял упавший в грязь цветок и. вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед ее креслом».
«Вот и она вернулась наконец - и легкими шагами пройдя всю комнату, села за стол.
Ее лицо побледнело и ожило; быстро, с веселым смущением бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшенные глаза.
Она увидела розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня - и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами.
- О чем вы плачете? - спросил я.
- Да вот об этой розе. Посмотрите, что с ней сталось.
Тут я вздумал выказать глубокомыслие.
- Ваши слёзы смоют эту грязь,- промолвил я с значительным выраженьем.
- Слёзы не моют, слёзы жгут,- ответила она, и обернувшись к камину, бросила цветок в умиравшее пламя.
- Огонь сожжет еще лучше слёз, - воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзко и счастливо.
Я понял, что и она была сожжена.» Апрель, 1878.

Ответ лишь между строк.

На первом выступлении Полины Виардо в Париже побывал Генрих Гейне. Случилось это 15 декабря 1838 года. Полине семнадцать лет. Она выступает на сцене Театра де ля Ренессанс. В своих "Парижских письмах" 1844 года он писал:

"Эта певица не соловей, у которого один вид таланта… она и не роза, потому что вовсе некрасива – но эта некрасивость какая-то благородная. не раз в минуты ее страстного пения, особенно, когда она очень широко раскроет рот с ослепительно белыми зубами и улыбнется так жестоко сладостно,- в такие минуты у вас на душе становится так, как будто перед вами должны сейчас появиться и громадные растения, и породы животных Индостана и Африки."

Прекрасное описание! Сразу становится ясно, что певица - явление необычное, что принесла с собой мир экзотических стран.

Смотревший то же самое представление — молодой Альфред де Мюссе, — писал: "Она поет, как дышит. она слушает не свой голос, но сердце."

В разное время чарам Полины Виардо поддались Морис Санд, Ари Шеффер, Шарль Гуно, Гектор Берлиоз.

Иван Сергеевич Тургенев — случай особый. Все перечисленные выше были влюблены в Полину какое-то время, потом их чувства или ушли, или были перенесены на других женщин, ставших их женами или подругами. Иное дело, Тургенев: любовь к Полине определила его жизнь, давала ей новое наполнение, росла и менялась вместе с ним. Роза писателя, вдохновительница, судьба его.

Роза Тургенева

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Роза № 4

185 лет назад, 18 июля. в Париже родилась Полина Виардо-Гарсиа.


Она обладала искусством петь( по признанию К.Сен-Санса, великого французского композитора 19 века, “. ее голос, не бархатистый и не кристально-чистый, но скорее горький, как померанец, был создан для трагедий, элегических поэм, ораторий”, артистическим талантом) и слыла умной женщиной, владевшей талантом жить (трудолюбивая, многосторонняя, энергичная и бодрая, превосходно владевшая несколькими европейскими языками).Она была подругой, любовью великого писателя Ивана Сергеевича Тургенева.


. Свои стихотворения в прозе Тургенев озаглавил Senilia (лат. стариковское, старческое), их следует читать не все сразу, а постепенно, открывая для себя
какую-то грань, впечатление, мысль великого писателя.
Это и маленькие новеллы, в которых проступает интерес писателя к человеку и его судьбе, это и стихи в прозе, в концентрированной форме рассказывающие о нем, о его любви, а также о его одиночестве в конце пути.

«Роза» Тургенева.
В последние дни августа она сидела за столом в гостиной, а он «знал, что свершалось тогдав ее душе». Потом она уходит и не возвращается несколько часов, и тогда он отправляется по аллее, по которой пошла она и находит чуть распустившуюся розу, которую видел у нее на груди. Он «бережно поднял упавший в грязь цветок и. вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед ее креслом».
«Вот и она вернулась наконец - и легкими шагами пройдя всю комнату, села за стол.
Ее лицо побледнело и ожило; быстро, с веселым смущением бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшенные глаза.
Она увидела розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня - и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами.
- О чем вы плачете? - спросил я.
- Да вот об этой розе. Посмотрите, что с ней сталось.
Тут я вздумал выказать глубокомыслие.
- Ваши слёзы смоют эту грязь,- промолвил я с значительным выраженьем.
- Слёзы не моют, слёзы жгут,- ответила она, и обернувшись к камину, бросила цветок в умиравшее пламя.
- Огонь сожжет еще лучше слёз, - воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзко и счастливо.
Я понял, что и она была сожжена.» Апрель, 1878.

Ответ лишь между строк.

Это наверное о Полине Виардо.

Верно, о Полине Виардо, его роза, вдохновение его!

Странно восринимается текст И.С. Тургенева. Неужели никто ничего не увидел в САМОМ тексте? Чтобы объяснить текст, необходимо остановиться на САМОМ тексте. не на эксратекстуальных фактах.

«Роза», анализ произведения Ивана Тургенева

В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь». помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети». Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза». Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале «Вестник Европы».

Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной» .

Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо». Душа отдана огню любви.

Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари». «порывистый ливень». «потоп дождя»символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое» .

«Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

Послушайте стихотворение Тургенева Роза

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Роза

Анализ стихотворения Тургенева Роза

Настроение произведения Роза

Роза