Анализ стихотворения Тургенева Простота



Анализ стихотворения Ивана Тургенева «Порог»

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Простота № 1

23 февраля 2016

Лирика Тургенева очень разнообразна. Он всегда поднимал в своих произведениях проблемы, которые волнуют людей и по сей день. Он писал о любви, предательстве, чувствах, родине и долге перед ней.

Родине он уделял особое внимание, потому что считал ее главной составляющей жизни любого человека. Он не мог себе приставить, что можно жить в дали от своей отчизны и даже не вспоминать о ней, не поддаваться мукам и терзаниям.

Пример

Одно из самых необычных и уникальных стихотворений в его большой «литературной полке» можно назвать «Порог». Главной его особенность является то, что стихотворение написано в виде диалога, между мужчиной и молодой девушкой. Такой необычный подход, позволяет читателям взглянуть на мир с ругой стороны, со стороны главного героя, в этом случае ей является молодая девушка.

Своим стихотворением Тургенев хотел заставить читателя думать, размышлять о правильности своей жизни. Ведь мы, как и все остальные люди постоянно находимся перед выбором, который может изменить всю нашу жизнь. Главная героиня стихотворения так же находиться на пороге, один шаг и отделяет ее от правильного пути, но выбирать его она не торопиться.

Мужчина спрашивает ее о том, готова ли она отдать свою жизнь на растерзание, тем самым спасти свой народ. Он предупреждает ее о пытках, которые возможно выпадут на ее волю, о тюрьме, которая будет ждать ее в будущем и смерти, которая придет за ней очень рано.

Стихотворение было написано под революционным воздействием, Тургенев как и другие писатели, обсуждал значение революции в жизни русского народа, ее правильность и необходимость. Девушка в этом случае является революционеркой которая должна пойти на преступления, ради светлого будущего своей страны.

Но автор сомневается, что выход только один и он есть правильны. Ведь девушка может пожалеть о нем, а исправлять что либо будет уже поздно. А вдруг ее взгляды, которыми сейчас руководствуются все ее действия окажутся ошибочными и все полетит крахом.

Это необычное стихотворение было написано, как обращение к народу. Он призывает людей еще раз подумать, ведь после того, как они перейдут эту чету, этот порог, назад пути не будет. Они не должны слепо верить во все, что говорят им другие.

И готовым отдать себя как эта девушка, пусть ею и руководствуются благородные мотивы, ее жертва скорее всего окажется лишней, ничего не значащей.

1) История создания цикла «Стихотворения в прозе» И.С. Тур­генева.

В последние годы жизни тяжело заболевшего И.С. Тургенева всё больше начинают посещать философские размышления о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Писа­тель по-своему переосмысливает свои произведения, и результа­том этого переосмысления ведущих мотивов творчества является цикл миниатюр «Стихотворения в прозе», которые стали своеоб­разным итогом жизни И.С. Тургенева и его последними произве­дениями.

2) Особенности жанра. По жанру это «стихотворения в прозе», а не просто философские рассказы, так как слишком гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы. «это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма, отмеченные печатью необыкновенного стилистического изя­щества». «Стихотворения в прозе» — это сборник оригиналь­ных философских высказываний, жизненных выводов. Это своеобразный итог, черта, точка, которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений в конце своей жизни. Здесь отразилось всё то, что было «разлито» по всем произведениям писателя. Тургенев создал уникальный жанр, единственный в своём роде.

- Почему И.С. Тургенев свои небольшие миниатюры называет «Стихотворениями в прозе»? (главное для писателя — переда­ча чувств)

3) Тематика«Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева . Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время все они неразрывно связаны между собой, связаны в один общий мотив. Главные, преобладающие темы «Стихотворе­ний в прозе»:

- воспоминания о давней любви;

- размышления о неотвратимости смерти;

- раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечно­стью природы. Этот цикл — это противопоставление, про­тивопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы «вступа­ют в борьбу» между собой. Тургенев часто сталкивает их, переплетает. Вообще всё развитие мысли, «развёртывание повествования» очень напоминает развитие тем в музы­кальных произведениях Шопена, Моцарта и др. «Стихотво­рения в прозе» — это своеобразные сонаты, но только не в музыке, а в литературе. Все произведения Тургенева объе­диняет рассматривание вечных проблем, которые в прин­ципе волнуют общество и в данное время. Л. Озеров: «В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов, стоящих перед всеми поколениями и объе­диняющих людей разных времён». Например, изображение темы природы. И.С. Тургенев всегда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы. Он был убеждён, что человек только и силён, когда «опирается» на неё. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким зако­нам, перед которыми все одинаково равны. Мысль о том, что «природа. материя остаётся, индивидуумы исчезают», мучила Тургенева. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы. Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остаются для Тургенева неразрешимыми. «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев». Вот ос­новная философская мысль и наставление писателя, выра­женные во многих «Стихотворениях. ». Вот почему часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь, ана­лизирует её, часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?» Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение, её надо прожить так, чтобы в конце не огляды­ваться с ужасом, не выводить: «Догорай, бесполезная жизнь». Нередко для того чтобы показать всю мимолёт­ность жизни, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая своё прошлое, человек начинает ценить свою жизнь.

4) Анализ стихотворения в прозе «Русский язык ». В этом лирическом этюде И.С. Тургенев размышляет о сущно­сти русского языка, о необходимости родного языка, особенно «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах. роди­ны». Русское слово является поддержкой и опорой автору, нахо­дящемуся вдали от родины. Во время написания лирических ми­ниатюр И.С. Тургенев жил за границей. Писатель характеризует русский язык с помощью следующих эпитетов: «великий, могу­чий, правдивый и свободный». Размышляя о тяжёлой судьбе сво­его народа, И.С. Тургенев пишет: «. как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома». Но финал стихотворения в прозе не трагичен, писатель верит в душевную силу, нравствен­ную мощь, духовную стойкость своего народа: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поража­ет своей глубиной и красотой.

- Что для автора является поддержкой и опорой «во дни со­мнений, во дни раздумий о судьбах моей родины»? (родной русский язык)

- Какими эпитстами писатель наделяет русский язык? («вели­кий, могучий, правдивый и свободный русский язык»)

- Каким чувством проникнуто данное произведение И.С. Тур­генева? (чувством глубокой любви к своей родной стране и её языку)

5) Анализ стихотворения в прозе «Близнецы».

- Как вы поняли смысл миниатюры? (Ругая другого, не замеча­ем собственных недостатков.)

- Почему автору сделалось жутко, когда он увидел спор совер­шенно одинаковых двух близнецов? (так как близнецы — родственные души)

6) Анализ стихотворения в прозе «Два богача».

В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щед­рость богача Ротшильда, «который из громадных своих дохо­дов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разорён­ный домишко». Умиляясь поступком богача, автор пишет: «Да­леко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотвори­тельность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семей­ство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки- сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким обра­зом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее. В произведении писатель сравнивает два типа бо­гатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные за­траты на благотворительность и душевное богатство крестьян­ского семейства.

- Почему богачу Ротшильду, который множество средств выде­ляет на благотворительность, далеко до бедного крестьянско­го семейства, взявшего на воспитание сироту-племянницу? (Бедный мужик, взяв на воспитание племянницу-сироту, должен отказать себе в самом необходимом.)

7) Анализ стихотворения в прозе «Воробей».

Любовь занимала исключительное место в творчестве пи­сателя. Любовь у Тургенева — это отнюдь не интимное чувст­во. Это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти. «Любовь для него — едва ли не единственное, в чём человеческая личность находит своё высшее утверждение». «Только ею, только любовью держится и движется жизнь» («Воробей»). Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Для Тургенева су­ществует только любовь-жертва, любовь — «надламывающая эгоизм». Он уверен, что только такая любовь способна при­нести истинное счастье. Любовь-наслаждение отвергается им. На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое су­щество. Всё вышенаписанное И.С. Тургенев выразил в своём стихотворении «Воробей». Даже птицу, потерявшую гнездо, для которой смерть, казалось, неизбежна, может спасти лю­бовь, которая сильнее воли. Лишь она, любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой. В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь — «судьба», злой рок, тяготеющий над каждым из нас, та могучая и, казалось бы, не­победимая сила.

Похожие материалы:

Конспект урока литературы. И.Тургенев. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык»

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Простота № 2

Тема: И.Тургенев. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык» Класс: 7 Цели: обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в прозе; формирование навыков лингвистического анализа текста. развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся; развитие аналитических умений и навыков; развитие творческих способностей учащихся. воспитывающие: воспитание интереса к литературе, к творчеству Тургенева; воспитание нравственных качеств учащихся. Межпредметные связи: русский язык – литература – история Оборудование: записи на доске, стенд, учебник литературы Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Слово учителя. Тургеневу-писателю всегда было характерно лирическое переживание. В конце 70-х годов оно вылилось в небольшие лирические миниатюры, как итог размышлений о жизни, о смерти, о любви, о красоте. Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный ум, миропонимание и неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека. Тургенев не рассчитывал, что его стихотворения будут приняты публикой и называл их »материалами, этюдами». Но современники оценили его творения, называя их «калейдоскопом, составленным из разнообразных по величине и качеству бриллиантов». Вот этим бриллиантам и будет посвящен наш урок. А работать мы будем с одной из самых известных миниатюр, которая называется «Русский язык». 3. Чтение стихотворения наизусть. 4. Работа с эпиграфом. «Тургенев спел такой гимн русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит всегда». К. Бальмонт - Ребята, согласны ли вы, что это стихотворение можно считать гимном русскому языку? 5.Определение жанра. Тургенев довольно долго искал название своим художественным миниатюрам. Вначале озаглавил их как «Посмертное», не имея намерения публиковать их при жизни. Затем возникло имя «Стариковское». И только в сентябре 1882 года Тургенев окончательно остановился на названии «Стихотворения в прозе». Стихотворения в прозе… Явление необыкновенное, удивительное, прекрасное. - Что же необычного в этом названии? Введение понятия ОКСЮМОРОН. - Ребята, давайте определим, чем же лирическое стихотворение отличается от прозы? Что сближает их? Нет рифм, не выдерживается стихотворный размер, но мы ощущаем музыкальность речи, передающей настроения, чувства, душевное состояние автора. Отметить музыкальность самого Тургенева. Сам Тургенев не знал наслаждения выше, чем музыка. Обладал необыкновенным музыкальным слухом. Вывод: Перед нами прощальная песнь любви к милой, дорогой и в тоже время далекой Родине. Ребята, лирика бывает пейзажной, любовной, философской, гражданской. - Как вы думаете, к какому виду лирики относится это стихотворение? Почему? 6. Анализ средств выразительности. Посмотрим, при помощи каких языковых средств автор выражает свою главную идею, идею единства языка и народа. Фонетика. Мы отметили, что одним из признаков лирического стихотворения является его музыкальность. А музыка – это звуки. Определим их роль. (О, А, У)-печаль, боль, тоска (сомнений, раздумий, отчаяние) (О!)- торжественность, восторг (поддержка, опора, родина) (Р,Л,М,Н,Й)- надежда, радость, жизнь. Вывод: Смысл передается и с помощью фонетики, через употребление гласных и звонких согласных. Тропы. - Что такое тропы? Их роль в тексте? Эпитеты. Тягостные раздумья - душевное состояние лирического героя. Великий, могучий,… язык- оценка, характеристика языка. Чтобы пропеть гимн, сказать благоговейное слово, выразить свои чувства, автор использует эпитеты. Есть в этом тексте и МЕТАФОРА - поддержка и опора- с ее помощью автор выражает свое отношение к языку. Именно язык стал на протяжении нескольких лет жизни за границей поддержкой и опорой. Именно он в трудные минуты согревал, давал силы жить, творить, не падать духом. - Ребята, как вы думаете, почему в таком небольшом по объему тексте автор дважды употребляет эпитет «великий»? Неслучайно, дабы показать величие языка и народа – одна из главных идей произведения. 7. Лексика. Закрасьте синим карандашом слова, в которых выражены отрицательные эмоции лирического героя, а зеленым – слова с положительной эмоциональной окраской. Назовите слова с «-» эмоц-ой окраской. Как вы понимаете их значение? сомнение – неуверенность, отсутствие веры тягостный – трудный, обременительный отчаяние- безнадежность, безвыходность - Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения? Чем они вызваны? Здесь не только благодарность, но и размышление о будущем своей страны, о судьбе своего Отечества. Об этом говорит использование слова СУДЬБА. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Судьба людей, судьба родины, судьба государства. Лирический герой размышляет о том, что совершалось в России, и это размышление тягостное. Историческая справка (сообщение ученика). -Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих эпитетов? великий – выдающийся могучий – мощный, сильный правдивый – говорящий правду свободный – пользующийся свободой 8. Синтаксис. -Ребята, посмотрите, текст состоит из трех предложений, где каждое интонационно оформлено. О чем это говорит? Когда мы используем эти знаки? 1 предложение – восклицательное, значит сказанное не оставляет автора равнодушным, вызывая сильные чувства. - Какие знаки препинания использует Тургенев в этом предложений? Их функция? Тире разделяет предложение на две части: с «-» и «+» эмоциональной окраской. Но одного тире Тургеневу было не достаточно, он поставил еще и запятую. Введение понятия АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ. Вывод: Использование тире и запятой нужно для усиления эмоциональности, а длительная пауза говорит о силе чувств. 2 предложение – вопросительное. Заставляет задуматься об отношении к родине, к русскому языку. Здесь передано чувство безысходности, безнадежности, которое испытывает лирический герой, окрашено синим цветом. 3 предложение – восклицательное. Последнее предложение более эмоционально насыщено, т.к. в нем заключена идея и вывод. - Давайте посмотрим, как последнее предложение соотносится с предыдущими. 9. Работа со схемой. Автор наблюдает то, что происходит на родине – Автор размышляет о дальнейшей судьбе Отечества – Эти размышления тяжки, сопровождаются сомнениями – автор готов впасть в отчаяние – Но поддержкой и опорой ему служит русский язык – Русский язык - великий, могучий, свободный - …. Слово учителя. Связь судеб русского языка и народа не раз отмечалась Тургеневым. Так, в одном письме он писал о русском языке: «… для выражения многих и лучших мыслей – он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырех качеств – честности, простоты, свободы и силы - нет в народе, а в языке они есть… Значит, будут и в народе. По тому самому я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее». - Какую связь видит Тургенев между судьбой народа и русским языком? У народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее (запись на доске и в тетради). 10. Итоги. Домашнее задание. Написать свое слово о русском языке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы. И.Тургенев. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык» »

Тема: И.Тургенев. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык»

обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в прозе;

формирование навыков лингвистического анализа текста.

развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся;

развитие аналитических умений и навыков;

развитие творческих способностей учащихся.

воспитывающие: воспитание интереса к литературе, к творчеству Тургенева;

воспитание нравственных качеств учащихся.

Межпредметные связи: русский язык – литература – история

Оборудование. записи на доске, стенд, учебник литературы

Тургеневу-писателю всегда было характерно лирическое переживание. В конце 70-х годов оно вылилось в небольшие лирические миниатюры, как итог размышлений о жизни, о смерти, о любви, о красоте. Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный ум, миропонимание и неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.

Тургенев не рассчитывал, что его стихотворения будут приняты публикой и называл их »материалами, этюдами». Но современники оценили его творения, называя их «калейдоскопом, составленным из разнообразных по величине и качеству бриллиантов».

Вот этим бриллиантам и будет посвящен наш урок. А работать мы будем с одной из самых известных миниатюр, которая называется «Русский язык».

Чтение стихотворения наизусть.

Работа с эпиграфом.

«Тургенев спел такой гимн русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит всегда».

-Ребята, согласны ли вы, что это стихотворение можно считать гимном русскому языку?

Тургенев довольно долго искал название своим художественным миниатюрам. Вначале озаглавил их как «Посмертное», не имея намерения публиковать их при жизни. Затем возникло имя «Стариковское». И только в сентябре 1882 года Тургенев окончательно остановился на названии «Стихотворения в прозе».

Стихотворения в прозе… Явление необыкновенное, удивительное. прекрасное.

- Что же необычного в этом названии?

Введение понятия ОКСЮМОРОН.

- Ребята, давайте определим, чем же лирическое стихотворение отличается от прозы?

Что сближает их?

Нет рифм, не выдерживается стихотворный размер, но мы ощущаем музыкальность речи, передающей настроения, чувства, душевное состояние автора.

Отметить музыкальность самого Тургенева.

Сам Тургенев не знал наслаждения выше, чем музыка. Обладал необыкновенным музыкальным слухом.

Вывод: Перед нами прощальная песнь любви к милой, дорогой и в тоже время далекой Родине.

Ребята, лирика бывает пейзажной, любовной. философской, гражданской.

- Как вы думаете, к какому виду лирики относится это стихотворение? Почему?

6. Анализ средств выразительности.

Посмотрим, при помощи каких языковых средств автор выражает свою главную идею, идею единства языка и народа.

Мы отметили, что одним из признаков лирического стихотворения является его музыкальность. А музыка – это звуки. Определим их роль.

(О, А, У)-печаль, боль, тоска (сомнений, раздумий, отчаяние )

(О!)- торжественность, восторг (поддержка, опора, родина)

(Р,Л,М,Н,Й)- надежда, радость, жизнь.

Вывод: Смысл передается и с помощью фонетики, через употребление гласных и звонких согласных.

- Что такое тропы? Их роль в тексте?

Эпитеты.Тягостные раздумья - душевное состояние лирического героя. Великий, могучий,… язык- оценка. характеристика языка.

Чтобы пропеть гимн, сказать благоговейное слово, выразить свои чувства, автор использует эпитеты.

Есть в этом тексте и МЕТАФОРА - поддержка и опора- с ее помощью автор выражает свое отношение к языку. Именно язык стал на протяжении нескольких лет жизни за границей поддержкой и опорой. Именно он в трудные минуты согревал, давал силы жить, творить, не падать духом.

- Ребята, как вы думаете, почему в таком небольшом по объему тексте автор дважды употребляет эпитет «великий»?

Неслучайно, дабы показать величие языка и народа – одна из главных идей произведения.

Закрасьте синим карандашом слова, в которых выражены отрицательные эмоции лирического героя, а зеленым – слова с положительной эмоциональной окраской.

Назовите слова с «-» эмоц-ой окраской. Как вы понимаете их значение?

сомнение – неуверенность, отсутствие веры

тягостный – трудный, обременительный

отчаяние- безнадежность, безвыходность

- Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения? Чем они вызваны?

Здесь не только благодарность, но и размышление о будущем своей страны, о судьбе своего Отечества. Об этом говорит использование слова СУДЬБА. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Судьба людей, судьба родины, судьба государства. Лирический герой размышляет о том, что совершалось в России, и это размышление тягостное.

Историческая справка (сообщение ученика).

-Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих эпитетов?

могучий – мощный, сильный

правдивый – говорящий правду

свободный – пользующийся свободой

-Ребята, посмотрите, текст состоит из трех предложений, где каждое интонационно оформлено. О чем это говорит? Когда мы используем эти знаки?

1 предложение – восклицательное, значит сказанное не оставляет автора равнодушным, вызывая сильные чувства.

- Какие знаки препинания использует Тургенев в этом предложений? Их функция?

Тире разделяет предложение на две части: с «-» и «+» эмоциональной окраской. Но одного тире Тургеневу было не достаточно, он поставил еще и запятую.

Введение понятия АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ.

Вывод: Использование тире и запятой нужно для усиления эмоциональности, а длительная пауза говорит о силе чувств.

2 предложение – вопросительное. Заставляет задуматься об отношении к родине, к русскому языку. Здесь передано чувство безысходности, безнадежности, которое испытывает лирический герой, окрашено синим цветом.

3 предложение – восклицательное. Последнее предложение более эмоционально насыщено, т.к. в нем заключена идея и вывод.

- Давайте посмотрим, как последнее предложение соотносится с предыдущими.

9. Работа со схемой.

Автор наблюдает то, что происходит на родине – Автор размышляет о дальнейшей судьбе Отечества – Эти размышления тяжки, сопровождаются сомнениями – автор готов впасть в отчаяние – Но поддержкой и опорой ему служит русский язык – Русский язык - великий, могучий, свободный - ….

Связь судеб русского языка и народа не раз отмечалась Тургеневым. Так, в одном письме он писал о русском языке: «… для выражения многих и лучших мыслей – он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырех качеств – честности, простоты, свободы и силы - нет в народе, а в языке они есть… Значит, будут и в народе. По тому самому я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее».

- Какую связь видит Тургенев между судьбой народа и русским языком?

У народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее (запись на доске и в тетради ).

10. Итоги. Домашнее задание.

Написать свое слово о русском языке.

Стихотворения в прозе (Тургенев И. С.)

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Простота № 3

Принадлежа к дворянскому классу, Тургенев не сумел стать в ряды революционных борцов за освобождение народа, как это сделали его современники — Некрасов и Салтыков-Щедрин. Политические взгляды Тургенева всегда были умеренными. Но своим талантом он честно и искренне служил родине, русским людям, мысль о которых не покидала его до последних дней даже на чужбине, где ему пришлось умереть.

Неиссякаемую любовь к русским людям, сочувствие их судьбе, веру в победу правды Тургенев выразил во многих своих произведениях — от «Записок охотника» до «Стихотворений в прозе».

«Стихотворениями в прозе» Тургенев назвал коротенькие поэтические произведения, написанные им незадолго до смерти и выражающие мысли писателя о жизни.

Во многих из них Тургенев обращался мыслями к русскому народу и родине. В стихотворении в прозе «Щи» он с искренним сочувствием показывает безысходную нужду крестьянской жизни в царской России, рисует глубокую и сдержанную скорбь матери-крестьянки, потерявшей единственного сына, первого на селе работника. Это подлинное человеческое чувство писатель сравнивает с показной горестью пустой барыньки, высокомерно удивленной «грубыми чувствами» крестьянки.

Случай с выпавшим из гнезда птенцом, которого самоотверженно защитил от собаки старый воробей, ринувшийся спасать свое детище, наполнил сердце охотника чувством благоговения перед маленькой птицей: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. » («Воробей»),

О красоте подвига во имя любви, товарищества и дружбы говорит Тургенев и в другом стихотворении в прозе — «Голуби». С чудесной простотой рассказано в нем, как голубь спас от грозы и бури своего товарища. Теперь, когда буря разразилась, они сидят под навесом крыши: «Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа. Хорошо им!» И мы с радостью повторяем вместе с автором: «И мне хорошо, глядя на них. » — хорошо потому, что нам дорого чувство подлинного товарищества.

Тургенев был писателем-патриотом, горячо любившим русский народ за его стойкость, смелость, сердечную отзывчивость. Он понимал красоту родной, русской природы и с исключительным мастерством рисовал ее в своих произведениях. Он был подлинным мастером и знатоком русского языка, великого языка, созданного великим народом. Мысль о величии и мощи русского языка он с изумительной силой выразил в стихотворении в прозе «Русский язык»:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,—ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Стихотворения в прозе – художественный анализ. Тургенев Иван Сергеевич

Принадлежа к дворянскому классу, Тургенев не сумел стать в ряды революционных борцов за освобождение народа, как это сделали его современники — Некрасов и Салтыков-Щедрин. Политические взгляды Тургенева всегда были умеренными. Но своим талантом он честно и искренне служил родине, русским людям, мысль о которых не покидала его до последних дней даже на чужбине, где ему пришлось умереть.

Неиссякаемую любовь к русским людям, сочувствие их судьбе, веру в победу правды Тургенев выразил во многих своих произведениях — от «Записок охотника» до «Стихотворений в прозе».

«Стихотворениями в прозе» Тургенев назвал коротенькие поэтические произведения, написанные им незадолго до смерти и выражающие мысли писателя о жизни. Во многих из них Тургенев обращался мыслями к русскому народу и родине. В стихотворении в прозе «Щи» он с искренним сочувствием показывает безысходную нужду крестьянской жизни в царской России, рисует глубокую и сдержанную скорбь матери-крестьянки, потерявшей единственного сына, первого на селе работника. Это подлинное человеческое чувство писатель сравнивает с показной горестью пустой барыньки, высокомерно удивленной «грубыми чувствами» крестьянки.

Случай с выпавшим из гнезда птенцом, которого самоотверженно защитил от собаки старый воробей, ринувшийся спасать свое детище, наполнил сердце охотника чувством благоговения перед маленькой птицей: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. » («Воробей»),

О красоте подвига во имя любви, товарищества и дружбы говорит Тургенев и в другом стихотворении в прозе — «Голуби». С чудесной простотой рассказано в нем, как голубь спас от грозы и бури своего товарища. Теперь, когда буря разразилась, они сидят под навесом крыши: «Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа. Хорошо им!» И мы с радостью повторяем вместе с автором: «И мне хорошо, глядя на них. » — хорошо потому, что нам дорого чувство подлинного товарищества.

Тургенев был писателем-патриотом, горячо любившим русский народ за его стойкость, смелость, сердечную отзывчивость. Он понимал красоту родной, русской природы и с исключительным мастерством рисовал ее в своих произведениях. Он был подлинным мастером и знатоком русского языка, великого языка, созданного великим народом. Мысль о величии и мощи русского языка он с изумительной силой выразил в стихотворении в прозе «Русский язык»:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,—ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

А. Дубовиков
Если домашнее задание на тему: » Стихотворения в прозе – художественный анализ. Тургенев Иван Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

Свежие новости

Сочинения по теме

  • Тесты по повести детство толстого 1. Повесть «Детство» относится к трилогии: а) «Детство. Отрочество. Юность»; б) «Детство. Молодость. Старость»; в) «Детство. Юность. Зрелость»; г) «Рождение. Детство. Отрочество».
  • Художественный разбор стихотворения Пушкин А. С. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Анализ стихотворения - Брожу ли я вдоль улиц шумных. Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было написано 26 декабря
  • Темы сочинений по творчеству Платова 1. Котлован великой утопии (социально-историческая и философская проблематика повести А. Платонова «Котлован»). 2. Испытание настоящего: изображение исторических преобразований в повести А.
  • РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Русский язык») Каждое мгновение на планете Земля происходит настоящее чудо — на свет появляется
  • Стихотворный шаржированный портрет Тютчева Сохранился и стихотворный шаржированный портрет Тютчева того времени, сделанный Е. П. Ростопчиной, с которой Федор Иванович дружил и даже посвятил
  • Рейтинг сочинений

    Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

    Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. &quotС выдумкой идем по жизни&quot Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

  • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы

    Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

  • Роль частей речи в художественном произведении

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », в свое

    Послушать стихотворение Тургенева Простота

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Простота

    Анализ стихотворения Тургенева Простота

    Настроение произведения Простота

    Простота