Анализ стихотворения Тургенева Природа



Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет.

По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу.

Я тотчас понял, что эта женщина — сама Природа, — и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.

Я приблизился к сидящей женщине — и, отдав почтительный поклон:

— О наша общая мать! — воскликнул я. — О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь

Пример

ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?

Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись — и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.

— Я думаю о том, как бы придать бо́льшую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено. Надо его восстановить.

— Как? — пролепетал я в ответ. — Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети?

Женщина чуть-чуть наморщила брови:

— Все твари мои дети, — промолвила она, — и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю.

— Но добро. разум. справедливость. — пролепетал я снова.

— Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла. Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям. мне всё равно. А ты пока защищайся — и не мешай мне!

Я хотел было возражать. но земля кругом глухо застонала и дрогнула — и я проснулся.

Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.

Но Природа и ужасала его — своего певца — равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «. она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука — равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая — это жизнь, природа или Бог; называйте ее как хотите, но не поклоняйтесь ей. Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке. » — писал И. С. Тургенев 28 июля 1846 года Полине Виардо.

Природа являлась для Ивана Сергеевича и первопричиной гамлетовского начала — одного из проявлений ее всеобщего закона, он видит в ней «всеобщую и бесконечную гармонию». в которой существуют все и вся. Все жизни сливаются в мировую жизнь — это общая тайна, которую мы видим и не видим. В Природе все обособлено и в то же время слито — это общая тайна. Человеку порой трудно или даже невозможно найти успокоение в «бесконечности гармонии». ибо она вне разума.

Безразличие Природы, воплощенное в незыблемости ее законов, — вот что питало космический пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них», — говорил он Полонскому в конце жизни.

Грустным итогом подобных размышлений стало стихотворение в прозе «Природа». Поэт обращается к «нашей общей матери» с вопросом о ее заботах: «не о будущих ли судьбах человечества» они? Но оказывается, что предмет для ее дум — «Как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей Удобнее было спасаться от врагов своих». Поэт потрясен: «Но разве мы, люди, не любимые твои дети? » Природа же холодно спокойна: «— Все твари мои дети, — промолвила она, — и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю. — Но добро. разум. справедливость. — пролепетал я снова. — Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла. Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям. мне все равно. А ты пока защищайся — и не мешай мне! »

Разум художника не может постигнуть этого противоречия и безнадежности существования — разум ищет опоры. Тургенев — прекрасный лирик, его и прозаические произведения изобилуют описаниями картин природы. Причем природа в них созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним. Это типичное для XIX века изображение природы получило свое продолжение в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова.

И сегодня мы часто смотрим вокруг глазами И. С. Тургенева.

Более новые статьи:

Иван Тургенев — Природа (Стихотворение в прозе): Стих

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Природа № 1

Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет.

По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу.

Я тотчас понял, что эта женщина — сама Природа, — и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.

Я приблизился к сидящей женщине — и, отдав почтительный поклон:

— О наша общая мать! — воскликнул я. — О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?

Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись — и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.

— Я думаю о том, как бы придать бо́льшую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено… Надо его восстановить.

— Как? — пролепетал я в ответ. — Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети?

Женщина чуть-чуть наморщила брови:

— Все твари мои дети, — промолвила она, — и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю.

— Но добро… разум… справедливость… — пролепетал я снова.

— Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне всё равно… А ты пока защищайся — и не мешай мне!

Я хотел было возражать… но земля кругом глухо застонала и дрогнула — и я проснулся.

Исследовательская работа «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СТИХОТВОРЕНИЯХ В ПРОЗЕ И.С.ТУРГЕНЕВА»

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Природа № 2

2. Тургеневское представление о красоте, олицетворённой в образе природы

3. Анализ результатов анкетирования……………………………………………….6-7

Ι V. Библиографический список………………………………………………………8

1. Диаграммы анкетирования……………………………………………………….9

2. Иллюстрации к стихотворениям в прозе И.С.Тургенева……………………. 10-17

Моя сегодняшняя работа покажется многим субъективной. Наверное, так и есть. Я учусь в школе, люблю литературу – всё это организует особое видение мира, искусства. Литература родного края уникальна по своему богатству. Орловские писатели и поэты вписали яркие страницы в историю русской литературы 19-20 века. Это И.С.Тургенев, Н.С.Лесков, И.А.Бунин, Л.Н.Андреев и др. Я прочитала много стихотворений и рассказов писателей – земляков. Но в блестящей плеяде художников слова я отдаю предпочтение И.С.Тургеневу. Это один из талантливейших писателей середины 19 века, писатель – пейзажист. Иван Сергеевич Тургенев искренне, самозабвенно и нежно любил русскую природу. С большой художественной силой и глубиной отразил Тургенев всю неяркую и неброскую красоту природы средней полосы России. По словам В.Г. Белинского, «он любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу…» Функция пейзажа у Тургенева необыкновенно разнообразна: то пейзаж оттеняет душевное состояние героя, то несёт социальную функцию, то пронизывается философскими размышлениями.

«Природа – единое чудо и целый мир чудес…Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то, и другое немыслимо. » (И.С.Тургенев). Всё его творчество просто невозможно проанализировать полностью, даже если посвятить этому всю жизнь. Поэтому я исследую только малую часть его - «Стихотворения в прозе».

Актуальность темы. В настоящее время книги о взаимоотношении человека и природы не пользуются спросом у читателей, их вытеснили детективы, беллетристика. Судьба книги о природе, о месте человека в ней волнует умных людей ХХΙ века.

Объектом исследования является ряд стихотворений в прозе И.С.Тургенева, а предметом – запечатлённый в этих произведениях образ природы.

Цель исследования: выявить тургеневское представление о красоте, олицетворённой в образе природы, в моих иллюстрациях к ним.

В соответствии с целью я определяю следующие задачи.

1. Проникнуть в философские размышления писателя об отношении человека к природе.

2. Выявить способы создания образов природы в творчестве писателя.

3. Опыт собственной творческой деятельности.

4. Соединение аналитической и творческой работы при постижении художественных произведений.

Новизна данного исследования заключается в том, что я попыталась соотнести изобразительный образ с литературным.

Область применения работы. Данный материал может применяться на уроках литературы, факультативных занятиях в 7-11 классах, посвящённых изучению творчества И.С.Тургенева, служить предварительным этапом к другому, более масштабному исследованию – о роли образов природы в русской литературе 19 века.

ІІ. Основная часть.

И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы. Особенно важно, что И.С.Тургенев, прекрасно знавший природу и очень тонко чувствовавший ее, обладал великим даром особого художественного восприятия природы и умел так воспроизвести увиденное, что читатель неизбежно становился соучастником пережитых им от созерцания природы чувств и прежде всего радости. «Стихотворения в прозе» - это сборник оригинальных философских высказываний, жизненных выводов. Это своеобразный итог, черта, точка, которую И.С.Тургенев ставит в конце всех своих произведений в конце своей жизни. Здесь отразилось всё то, что было. разлито‘‘ по всем произведениям писателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время, все они неразрывно связаны между собой, связаны в один общий мотив.

Многим кажется, что все «Стихотворения в прозе» проникнуты пессимистическими настроениями, но это не так. Своим мрачным, тёмным, пасмурным стихотворениям И.С.Тургенев противопоставляет светлые, радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениями. В этих стихотворениях чувствуется, что автор всё же верит в силу прекрасного, в счастливую жизнь, которой у него, к сожалению, не было. Литературовед Л.М. Гроссман считал, что «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева – это особым образом организованная философская поэма, целенаправленно разбитая автором на строфы-песни. И. С. Тургенев всегда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы. Он создал такие картины природы, что, знакомясь с ними, невозможно не испытать тот поэтический восторг, какой он испытывал сам – создатель их. Он умеет заставить полюбить природу, познать счастье от сближения с нею. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у него всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека.

Я читала его стихотворение в прозе "Деревня", затаив дыхание, впитывая в себя каждую строчку, каждое описание, а их тут, поверьте, немало! И все они столь красочны и полны жизни, тем самым позволяют в полной мере нарисовать перед собой картину обычного деревенского двора.

Читаешь и как будто действительно вдыхаешь воздух с дымком костра, с приятным ароматом скошенной травы. На минутку послышится щебетание птиц и

заливистый, звонкий лай собак и протяжное мычание коров. Прекрасный слог Ивана Сергеевича позволил мне мысленно переместиться в этот сохранивший тесные связи с природой мир. И вот, я уже неспешно иду к оврагу, ведомая мелодичным журчанием протекающего в нем ручья, улыбаюсь копошащимся в ворохах сена ребятам, даже немного завидую им. Словно корабли с белыми парусами плывут по бескрайнему морю пушистые белоснежные облака. И настроение сразу изменяется, а облака по воле моего воображения преображаются, становясь величественными и далекими замками.

Это поистине волшебный, загадочный мир, в котором матушка Природа и ее дитя Человек могут тесно соседствовать, нисколько не мешая, но и даже гармонично дополняя друг друга. Замечательное произведение Тургенева позволяет сполна прочувствовать деревенский быт, представить людей, живущих в этой, с одной стороны, и чуждой сегодня для нас обстановке, а с другой - очень близкой по духу, близкой нам, русским людям. Сам Иван Сергеевич словами "О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!" выказывает свое восхищение деревнею и той свободой, которую обретает в ней городской, да и любой человек. Его заключительные строчки ". К чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царьграде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?" заставили меня задуматься. И правда, наверно, не стоит гнаться за модернизацией, за новинками, которые преподносит нам прогресс. Не надо пытаться проникнуть в не ведающую городского шума местность и изменить под нынешнее время тех людей, для которых лопата и простой плуг дороже какого-то комбайна. Следует оставить частичку прошлого, ведь если исчезнут деревни, то мы в какой-то мере потеряем прекрасное.

Это же замечательно, что, несмотря на заполонившие человечество машины, где-то есть такие вот уголки, в которых мы можем вдохнуть по-настоящему чистый, свежий воздух, вдоволь налюбоваться подлинными красотами нашей чудесной русской природы и почувствовать себя её частичкой, вернуться к своим истокам, к своему прошлому.

«В каждом из нас горит и светится трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец!» Тургенев в стихотворении «Собака» сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный». С помощью тропов Тургенев оживляет смерть, даёт ей «жизнь»: «воет буря»; применяет прилагательное-эпитет «неистовая».

Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов». Другое олицетворение — чувство «живет».

Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора) Глагол «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

В этом стихотворении прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед «законом» природы: «две пары одинаковых глаз». Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть различие, но одновременно и родственность героя и его собаки.

Для усиления напряжённости автор вводит восклицания: «И конец! «Нет!»-подчёркивается необратимость, безвыходность. Кроме того, в тексте имеется риторический вопрос, который заставляет меня задуматься, пытаясь вместе с автором найти ответ на заданный вопрос.

И хотя мотив смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение «Воробей» оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме. Автор восхищается самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет « огромное чудовище», собаку, отступить. Собака здесь -«судьба», злой рок, тяготеющий над каждым из нас, та могучая и, казалось бы,

непобедимая сила. Она так же медленно приближалась к птенцу. Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому философскому осмыслению увиденного, концентрируя свою мысль в последней фразе стихотворения: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Грустным итогом подобных размышлений стало стихотворение в прозе «Природа». Поэт обращается к «нашей общей матери» с вопросом о ее заботах: «не о будущих ли судьбах человечества» они? Но оказывается, что предмет для ее дум — «Как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих». Поэт потрясен: «Но разве мы, люди, не любимые твои дети?» Природа же холодно спокойна: «— Все твари мои дети,— промолвила она,— и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю. — Но добро. Разум. Справедливость. — пролепетал я снова. — Это человеческие слова,— раздался железный голос.— Я не ведаю ни добра, ни зла. Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям. Мне все равно. А ты пока защищайся — и не мешай мне!»

Разум художника не может постигнуть этого противоречия и безнадежности существования — разум ищет опоры. Тургенев — прекрасный лирик, его и прозаические произведения изобилуют описаниями картин природы. Причем природа в них созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним.

А содержание стихотворения «Голуби» отличается повышенной эмоциональностью. С первых строк «Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребренным морем – раскинулась и пестрела спелая рожь…» мы видим единение человека с природой, восхищение ее красками и просторами.

По типу речи это – описание. Вы любите наблюдать за природой? Я очень. Стихотворение «Голуби» открывает нам великую и непостижимую тайну жизни природы. А ведь знает эту тайну не каждый. Это дано только тем людям, которые умеют видеть и чувствовать природу, сливаться с ней, становясь как бы единым целым.

Лирический герой стихотворения – И.С.Тургенев – смотрит на окружающий его мир с вершины холма, томясь ожиданием грозы, как и все, переживая за голубей, радуясь тому, что все хорошо закончилось.

Стихотворение имеет чётко выраженную сюжетную форму. В завязке Тургенев пишет о том, что «назревала гроза великая». Эпитет «великая», метафора «назревала» говорят о значительном событии для всей природы.

В основной части лирический герой подробно описывает грозу и поведение голубей во время стихии. Всё происходящее в стихотворении живет единой жизнью с природой. Тёмно-синяя туча здесь – самостоятельный герой: она «летала грузной громадой», «не двигалась», «по-прежнему давила», «пухла да темнела».

Сколько поразительных метафор и олицетворений использует автор, чтобы показать нам то, что так сильно тревожит его душу. «Всё притаилось», «… и смутно было на душе». Повелительные предложения: «…сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, прокатись, пролейся, злая туча…» - подтверждают нетерпение автора. Ожидание стихии прерывается появлением «белого платочка», «летел со стороны деревни белый голубь». И.С.Тургенев с волнением наблюдал за полетом голубя, тире, многоточие объясняют его беспокойство: «Летел, летал – всё прямо, прямо… и потонул за лесом». И правда, дальше облегчение: «…Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад…». Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах «платочка», «комочка» и метафора «несутся» еще раз убеждают в силе и мужестве птиц во время стихии. Я восхищаюсь ими!

Кульминацией этого стихотворения, я думаю, является описание грозы. Что самое интересное – герой не боится бури: «…и пошла потеха!». Автор олицетворяет грозу: «ветер визжит», «мчатся облака», «захлестал… рьяный ливень», «молнии слепят», «стреляет как из пушки гром…» - но ее никто не боится, потому что ее ждали: она принесет свежесть, новые яркие краски, чистоту.

Заключительная часть стихотворения подтверждает то, о чем я писала выше. Она начинается с союза но. Идет гроза, «Но над навесом крыши… рядышком сидели два белых голубя…, чувствует каждый своим крылом крыло соседа…»

Отрадно на душе: если маленькие птички не страшатся стихии, помогают друг другу, то и мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один, «один как всегда».

Многоточия позволяют понять каждому из нас, что автор не случайно пишет о грозе. Она – символ нашей жизни, символ тех потрясений, которые нас ждут. Гроза – это есть такой момент, в который мы будем обязаны сделать выбор. Он будет нелегок. Кто-то из нас убежит, оставив ближнего в беде, а кто-то, как тот белый платочек в стихотворении И.С.Тургенева, несмотря на стихию, вернется за товарищем и поможет ему. Птицы так похожи на людей! А может, мы на них.

Я увидела в прочитанных стихотворениях самое главное: нам всем надо научиться видеть свою общность со всем живым вокруг нас.

Для литературы XIX века характерно восхищение красотой русской природы. В произведениях XX века мы видим боль и беспокойство писателей за жизнь природы и человека.

А что же сейчас в XXI веке? Мы провели анкетирование в 7, 8, 10 классах, в опросе приняло участие 33 человека. Результаты анкетирования вы видите на таблицах и диаграммах. Они нас порадовали и обнадежили: не все потеряно. Обучающиеся нашей школы прекрасно понимают, что сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели. В ответах на вопрос №1 школьники выступают за бережное отношение к природе, рациональное

использование ее природных богатств и ресурсов. Особо хочется отметить ответы, в которых ребята пишут о чувстве вины перед природой. Старшеклассники считают, что природа будет спасена человеком.

Вопрос 1. Как можно спасти и сохранить природу?

В ходе творческой работы я попыталась выявить отношение природы и человека в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева. В центре лирических миниатюр о природе лежат философские размышления писателя. Он не только отражает переживания героев, но и выполняет свою наиболее важную функцию — переводит ситуацию в вечный план, подчеркивая мысли автора о вечности и бесконечности природы, позицию по отношению к вечным проблемам человечества. Писатель, обладая великим даром особого художественного восприятия природы, сделали нас соучастниками пережитого им чувства - счастья.

Основные концепции произведений о природе и человеке.

· Красота и бесконечная гармония природы.

· Живущие на земле одинаково равны.

· Неразрывная связь природы и человека

Функции и семантика отношений человека и природы в стихотворениях.

1. Природа карает человека за равнодушие и жестокость к ней.

2. С одной стороны, в мире все неумолимо подчиняется законам природы и живет по ним; с другой – люди живут и подчиняются нравственным законам жизни, данных человеку Богом.

3. Вера И.С.Тургенева в разум и доброе сердце человека. Обреченность природы в мире, где человек ставит себя выше природы. Но надежда не оставляет автора на возвращении человека к его истокам, к вере.

1. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах, том 13 – Москва – Ленинград: Наука, 1967.

2. Озеров Л. «Тургенев И.С. Стихотворения в прозе»». М. 1967, ІV гл.

3. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе [Текст] – Москва: Детская литература, 1972

4. И. С. Тургенев. Избранные произведения. Авторский сборник. Лениздат. 1982 г.

5. Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. // В кн. Творческий путь И.С.Тургенева/ под ред. Бродского. – 2003.

6. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева. – Свердловск, 2004.

7. Краткая литературная энциклопедия. – М. 2004. – Т.1-8.

Своеобразие жанра стихотворение в прозе. Мир и человек в стихотворении "Природа" И.С. Тургенева

Литературное образование в современной школе ориентировано на формирование литературоведческой компетенции ученика, которая предполагает знание теории литературы и умение применять эти знания в процессе анализа текста.
Художественное произведение – это отражение сознания писателя. Создавая его, писатель облекает свои мысли посредством специфики художественных средств языка.
Современное литературоведение предлагает разнообразные методы анализа произведения. Задача учителя - отобрать необходимые способы прочтения текста для ученика.
Вашему вниманию представлена методическая разработка урока литературы по теме: «Своеобразие жанра стихотворение в прозе. Мир и человек в стихотворении "Природа” И.С.Тургенева». Цель урока: расширить представления учащихся о жанре стихотворение в прозе; познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”. Для анализа текста предложено его стихотворение «Природа».
Анализ литературного произведения – это исследовательское прочтение художественного произведения. Для изучения авторского миропонимания нами был выбран метод ассоциативного восприятия текста. Это позволило ученикам не замыкаться на только что прочитанном, а связать свои социокультурные представления с текстом И.С.Тургенева.
Диалогический метод стал основным при анализе текста. Учитель, путем постановки системы вопросов, подводит учеников к пониманию художественного замысла автора, при этом оставляет ребятам открытое пространство для размышлений над стихотворением.
Структура урока носит традиционный характер, но не является замкнутой. Учащиеся должны самостоятельно определить идейный замысел писателя и подготовить свою интерпретацию авторского понимания закономерностей мироустройства. Эвристическая беседа позволила сделать урок творческим и познавательным.
В работе над текстом нет четкого расчленения на йдейно-тематическое содержание и художественные особенности внешнего характера, что характерно для метафизического, традиционного для школы анализа текста.
Подобные методы, при всей традиционности, способствуют формированию основных общеучебных навыков: активизируют сознание, развивают мышление, позволяют в свободной форме высказать ученикам своё видение пространства произведения.
Подлинное воспроизведение произведения предполагает способность читателя понять автора-творца, а необходимым условием анализа текста выступает опора на читательское восприятие. Сотворчество читателя и писателя возможно при вхождении читателя в эстетическую природу произведения и постижение авторской концепции.
Данная методическая разработка является одним из опытов работы учителя над анализом художественного произведения.

Цели:
  • расширить представления учащихся о жанровой форме стихотворение в прозе;
  • познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”;
  • формировать навык комплексного анализа текста.
Задачи:
  • Образовательные :
  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • изучить особенности жанра стихотворение в прозе;
  • определить место «Стихотворений в прозе» в творчестве И.С. Тургенева.
  • Развивающие :
  • воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
  • формировать ассоциативное мышление.
  • Воспитательные :
  • прививать любовь и интерес к классической литературе;
  • содействовать формированию духовно-нравственных принципов в сознании учащихся.

Оборудование: портрет писателя И.С.Тургенева; сборник ”Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева; «Словарь литературоведческих терминов» под редакцией Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева.

I. Организационный момент

1. Установка на работу.

Слово учителя: Сегодня нам предстоит приоткрыть одну из граней таланта И.С.Тургенева, познакомившись с литературным циклом писателя «Стихотворения в прозе». (Приложение 1 )

2. Для более глубокого понимания темы вам предложены индивидуальные задания:

1. Характеристика жанра стихотворение в прозе (работа со словарем литературоведческих терминов).
2. Наблюдение над лексическим и грамматическим строем стихотворения И.С.Тургенева «Природа».
3. Художественная интерпретация текста.
4. Исторический комментарий к стихотворению «Русский язык».

II. Изучение нового материала

1.
– Как вы понимаете термин «стихотворение в прозе»?
– Обратимся к словарю, к объяснению данного понятия литературоведами.

Ученик зачитывает определение из словаря литературоведческих терминов. (Приложение 2 )

Учитель: Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме. Не следует путать стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по метрическому признаку, – с ритмической прозой и свободным стихом. Форма стихотворения в прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов. Первым образцом стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы" (1842). Термин "ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878-1882. [2.]

2. Запишем в тетрадь

– преобладает не повествовательный, а субъективно-оценочный момент;
– большое значение приобретает эмоциональная окраска речи;
– характерно повторение ритмически подобных синтаксических конструкций;
– используются изобразительно-выразительные средства языка;
– небольшой объем;
– графически текст представлен как проза.

3. История написания

Слово учителя: И.С.Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединенный общей тональностью. Стихотворения написаны в 1877-1882г.г. Общее настроение писателя в эти годы становилось все мрачнее. «Стихотворения в прозе» проникнуты усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти: «Уйди в себя, в свои воспоминанья…Но будь осторожен…не гляди вперед, бедный старик!» («Старик», июль 1878г).
Читая воспоминания современников о последних годах жизни И.С.Тургенева, можно отметить, что писатель понимал под этим жанром «…нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину. Стихотворения в прозе позволяют коротко, ёмко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего, безвозвратного: молодости, красоты, свободы…». (Из письма И.С.Тургенева М.М.Стасюлевичу, 29.09.1882г.).
Весной 1882 г. обнаружились первые призна­ки тяжелой болезни, которая оказалась для Тургенева смертельной. Но в моменты временного облегче­ния страданий писатель продолжал работать и за несколько месяцев до смерти издал первую часть «Стихотворений в прозе». Этот цикл лири­ческих миниатюр явился своеобразным прощани­ем Тургенева с жизнью, родиной и искусством. Последняя книга писателя собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Здесь выразилось преклонение перед силой самоотверженной любви и нравствен­ным величием подвига, увлечение пылким идеализ­мом молодости, тончайшее чувство природы, поэзии и красоты, а рядом с этим – ощущение разочарования и одиночества, ужас перед ничто­жеством человека и всемогуществом разруши­тельных сил смерти, усталое отвращение ко лжи, пошлости и глупости, к их неизбывному присут­ствию в человеческой жизни. И все это много­образие тем обрело эстетическую завершенность благодаря глубоко символическому обрамлению цикла. [1.]
Литературовед Л.М. Гроссман считал, что «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева – это особым образом организованная философская поэма, целенаправленно разбитая автором на строфы-песни. Генеалогию такого жанра он возводит к формам средневековой поэзии, для которой характерна исповедальность.
Первоначально цикл имел название «Posthuma» («Посмертные»), в последующем «Senilia» («Старческое»). И в окончательном варианте «Стихотворения в прозе».
Круг тем, затронутых в стихотворении, обширен.

3. Запись в тетрадях и на доске:
  • Тема нравственного подвига. («Порог», «Чернорабочий и белоручка»)
  • Размышления о судьбе русского крестьянина («Деревня», «Щи»)
  • Вера в великое будущее русского народа. («Русский язык»).
  • Философские размышления. («Молитва», «Монах»).
  • Психологические наброски человеческих характеров. («Близнецы», «Эгоист»)
  • Тема любви, молодости. («Мы еще повоюем», «Воробей»)

Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня» («. на тысячу верст кругом Россия – родной край»), а завершал ее «Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Ивана Сергеевича в великое предназначение своей страны.

III. Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык»

1. Стихотворение «Русский язык» написано в 1882г. Чем ознаменовался этот год?

Историческую справку дает ученик, получивший задание на дом. (Приложение 3 )

Ответ ученика: Усиление реакции царского правительства в связи с убийством 1 марта 1882г. царя Александра I. В августе 1882г. приняты «Временные правила о печати». С 1883г. стала действовать жандармерия, специализирующаяся на агентурной деятельности. 1 июля 1887г. издан «Циркуляр о кухаркиных детях», предписывавший не допускать в гимназии детей из низших сословий.

2. Внимательно прослушайте стихотворение.

Ученик читает стихотворение наизусть. (Приложение 4 )

– Как Тургенев, не раскрывая конкретных реалий времени, определяет свои чувства?
– Какими эпитетами писатель характеризует русский язык?
– Каким пафосом проникнуто стихотворение?

IV. Философское понимание И.С.Тургеневым основ мировой гармонии

1. Слово учителя. Тема бога, роли человека и осознание им своего места на земле, тема природы являются основными в стихотворном цикле.
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой. Но природа и ужасала писателя равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «. она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука – равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая – это жизнь, природа или Бог; называйте её, как хотите, но не поклоняйтесь ей. Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке. » – писал И. С. Тургенев 28 июля 1849 года Полине Виардо. Безразличие природы, воплощенное в незыблемости ее законов,– вот что питало космический пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них»,– говорил он Полонскому в конце жизни.

2. Словарная работа.

– Как вы понимаете семантику слов: гармония, миропонимание, мироздание, миросозерцание? (После самостоятельного объяснения значения слов учащимися обращаемся к словарю русского языка под редакцией С.И.Ожегова.)
– Прокомментируйте высказывание И.С.Тургенева. В чем, по-вашему, писатель видел основы мироздания?

Грустным итогом размышлений Ивана Сергеевича стало стихотворение в прозе «Природа», которое написано в августе 1879г.

V. Работа над идейным содержанием произведения «Природа»

1. Установка на работу.

Учитель: Внимательно прослушайте стихотворение И.С.Тургенева.

Заранее подготовленный ученик читает произведение. Тексты лежат на партах. Дальнейшая работа по анализу стихотворения проводится непосредственно на листах с текстом.

2. Чтение текста. (глобальное слушание)

3. Художественная интерпретация текста

– Перед вами лежат листы чистой бумаги, попытайтесь зарисовать на них ваше первичное восприятие стихотворения.(2 мин.)
– Обратимся к вашим работам. Прокомментируйте свое видение текста, отображенное в рисунках.
– Ученица самостоятельно выполнила подобную работу дома, познакомимся с её творческим раскрытием лирического произведения. (Ответ ученицы)

4. Беседа по тексту.

Учитель: Попытаемся осознать художественное пространство стихотворения. Сколько смысловых частей имеет текст?

– Прочитайте I абзац. (Чтение текста)
– В каком состоянии находится герой? (Герой находится в ирреальном состоянии сна )
– Какова метафизическая природа сна?
– Какие образы возникают в стихотворении?
– Назовите эпитет, характеризующий слово «храмина». Какой смысл вносит это слово-образ для понимания идейного замысла писателя?
– Что мы можем сказать о природе света, освещающего храмину, откуда он возник?

– Прочитайте II абзац. (Чтение текста)
– Привычен ли образ Природы? Каким вы представляли его вне текста Тургенева, в своём сознании?
– Где находится женщина?
– В каком состоянии она пребывает?
– Посредством каких тропов писатель создает образ героини? Приведите примеры.
– Во что она одета? Какого цвета одеяние женщины?
– Одежда простая, но как автор создает эффект значимости персонажа?
– Какова реакция человека на осознание того, кто перед ним?

– Прочитайте III абзац. (Чтение по ролям )
– Какую форму речи использует автор? Почему?
– Объясните смысл диалога героев? Подтвердите свои суждения ключевыми словами из текста.
– Предсказуема ли реакция человека на слова женщины? Был ли он готов к такому ответу?
– Почему герой не возражает? С какой целью автор вносит знак умолчания в последних строках?
– Какими средствами словесной образности писатель создает портретную характеристику героев?
– Как расширяют смысловые границы происходящего фигуры речи?
– Какими словами заканчивается произведение? Возможна ли другая фраза, определяющая концовку стихотворения? Приведите свои варианты.
– Какова цветовая палитра лирической миниатюры?
– Слова какой части речи позволили писателю выразить смысловую гамму стихотворения?
– Есть ли в тексте динамика?

5. Работа над композиционными единицами текста.

– Составим схему, которая отражает последовательность изложения сюжета.

В результате работы на уроке учащиеся составляют таблицу-схему, которая отражает последовательность изложения сюжета, определяя при этом идейный замысел писателя.
Ученик работает у доски

Слушать стихотворение Тургенева Природа

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Природа

Анализ стихотворения Тургенева Природа

Настроение произведения Природа

Природа