Анализ стихотворения Тургенева Песочные часы
Анализ II части «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева
студентка 33 группы
факультета русской филологии
«Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое – которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу,» - этими словами И.С.Тургенев начал первое издание «Стихотворений в прозе» («Вестник Европы» №12 в 1882 г.).
Как правило, рождение жанра стихотворений в прозе связывают с Францией и романтизмом. его началом считают книгу миниатюр поэта-романтика Алоизиюса Бертрана «Гаспар из Тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло » ( 1842 ). Становление стихотворений в прозе стоит связывать также с распадом классицистской эстетики и художественными поисками новых форм выражения образов и чувств, не вмещающихся в классический канон - прежде всего, переживаний самостоятельной личности, интереса к чужому, необычному, странному. На становление жанра повлияли прозаические переводы восточно й поэзии: таковы французские, а потом и другие переложения «Поэм Оссиана » Дж. Макферсона. «Мадагаскарские песни» Эв. Парни. « Гузла » Пр. Мериме.
И.С. Тургенев в «Стихотворениях в прозе» также опирается на эту богатую традицию. Они были написаны в течение длительного периода, с 1876 по 1882 годы. В это время писатель живёт во Франции, растёт его общеевропейская слава: он близко сходится с Г. Флобером, Э. Гонкурам, А. Доде, Э. Золя, Г.де Мопассаном, принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Но несмотря на успех, Тургенев всё-таки ощущает тоску по родине и в предчувствии приближающейся смерти словно подводит итоги своей жизни.
Тургенев называл «Стихотворения в прозе» ”старческими”, - это своеобразный итог его переживаний, размышлений, духовных исканий. В письме к Н.С.Тургеневу Иван Сергеевич, жалуясь на старческую немощь, пустоту жизни, приводит следующее изречение Дидро: «До своей смерти человеку приходится много раз следовать за собственным похоронным шествием». В письме к Полонскому писатель приводит полные отчаяния и уныния строки из своего дневника: «Могила словно торопится поглотить меня; как миг какой пролетает день, пустой, бесцельный, бесцветный. Смотришь: опять вались в постель. Ни права жить, ни охоты нет; делать больше нечего, нечего ожидать, нечего даже желать».
Пессимизмом, исступлением, безысходностью звучит особенно вторая часть «Стихотворений в прозе»: хотя имея простую форму и незамысловатый сюжет, все эти произведения наполнены глубоким философским смыслом. Писатель часто рассуждает о любви, как «об известном чувстве, к которому неприменимы общепринятые нравственные мерки, как о законе жизни во вселенной». Кроме того, в своих стихотворениях писатель рассматривает проблемы соотношения нравственного и социального, проблемы смысла жизни, места в ней добра и зла, предательства и благородства - словом, Тургенев посвящает свои произведения тому, чем живет человечество, - глобальным и важнейшим вопросам, словно оставляя свой последний завет.
Тематика стихотворений весьма разноречива по своему характеру и по своей тональности. С одной стороны, Тургенев, живущий вдалеке от России, приходит к трагическому мироощущению. С другой стороны, создаёт ряд стихотворений, утверждающих веру в человека, в торжество гуманности и справедливости.
Так, стихотворения «Встреча», «О молодость моя! О свежесть!», «Песочные часы», «Когда я один», «Я встал ночью» были написаны почти в одно время, в 1878 году. В них Тургенев развёртывает мучительную мысль о неотвратимости смерти, о её приближении. Будто она, материально воплощённая в его жизни, неотвратно следует за ним.
«И я всё-таки не увидал её глаз. Они были закрыты.
Лицо её было белое… белое, как её одежда; обнаженные руки висели недвижно. Она вся словно окаменела; всем телом своим, каждой чертою лица своего эта женщина походила на мраморную статую.»
Смерть неумолима, она торжествует над человеком и его творениями.
Но не только раздумья о смерти тревожат писателя. Мысль о человеческих страданиях, невозможности счастья, одиночестве запечатлена в стихотворениях «Проклятие», «Мне жаль», «Кубок», «Попался под колесо», «Писатель и критик», «Когда меня не будет», «Nessun maggior dolore».
«Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, - не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего.»
Опустошённостью, горечью расставания и скорбным ощущением жизни проникнуты эти строки. Жизнь, по мысли Тургенева, - стезя невзгод и скорби. Оттого так пронзительно и остро звучит его «Житейское правило»:
«Хочешь быть спокойным? Знайся с людьми, но живи один, не предпринимай ничего и не жалей ни о чем.
Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.»
Также Тургенев затрагивает ряд философских категорий: понятия о счастье, любви, милосердии рассматриваются в таких стихотворениях, как «Чья вина?», «Дрозд», «Путь к любви», «Фраза», «Ты заплакал», «Любовь»,
«Истина и Правда». Везде любовь, юность, жизнь соседствуют с непримеримым непониманием:
«- Какая моя вина? - шепчут её губы.
- Твоя вина? Самый светлый ангел в самой лучезарной глубине небес скорее может провиниться, нежели ты.
И всё-таки велика твоя вина передо мною.
Хочешь ты её узнать, эту тяжкую вину, которую ты не можешь понять, которую я растолковать тебе не в силах?
Вот она: ты - молодость; я - старость.»
Однако этим пессимистичным раздумьям противопоставлена неутолимая жажда жизни, уверенность в будущем. Верой в торжество жизни проникнута миниатюра «У-а… У-а…». Молодой человек, одинокий и отчаявшийся, отправляется туда, «где нет даже растительной жизни, где громоздятся одни мёртвые скалы, где застывает всякий звук, где не слышен даже рёв водопадов!» Но среди немой пустыни, в этом царстве смерти, он слышит крик ребёнка, живой голос того самого мира, который он решил навсегда покинуть. В этом слабом крике младенца - торжество жизни,
всесильной и вездесущей. И каким же противоестественным явлением перед этим горячим призывом к жизни должна показаться мысль о самоубийстве!
«Стихотворения в прозе» Тургеневым задумывались как произведение сугубо интимного характера, не предназначающаяся для печати. Но сколько
мудрых и великих мыслей он сумел выразить в своих задумчивых миниатюрах и сколько вопросов он сумел задать, ответы на которые могут затаиться в душах читателей! «Стихотворения в прозе» поистине можно назвать итогом трудной, но яркой жизни великого писателя, который сумел соединить в своих «Senilia» и радость, и горечь, и мгновенное, и вечное, и личное, и общечеловеческое…
Рукописные тексты неизданных тургеневских II части «Стихотворений в прозе» были обнаружены А. Мазоном. были переведены на французский язык Шарлем Саломоном, перевёл их на французский язык в 1929 году (поскольку перевод в конце этого года находился у Луначарского). На русском языке «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева были изданы вместе с французским переводом в Париже в мае 1930 года. Вместе с опубликованной ранее I частью они вышли в издании «Academia» (М. —Л. 1931).
Как правило, рождение жанра стихотворений в прозе связывают с Францией и романтизмом, его началом считают книгу миниатюр поэта-романтика Алоизиюса Бертрана «Гаспар из Тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло» (1842). Становление стихотворений в прозе стоит связывать также с распадом классицистской эстетики и художественными поисками новых форм выражения образов и чувств, не вмещающихся в классический канон - прежде всего, переживаний самостоятельной личности, интереса к чужому, необычному, странному.
Иван Тургенев — Песочные часы (Стихотворения в прозе): Стих
День за днем уходит без следа, однообразно и быстро.
Страшно скоро помчалась жизнь, — скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом.
Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фигура Смерти.
Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон — мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни.
Мне не жаль ее, не жаль того, что я мог бы еще сделать… Мне жутко.
Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура… В одной руке песочные часы, другую она занесла над моим сердцем…
И вздрагивает и толкается в грудь мое сердце, как бы спеша достучать свои последние удары.
Песочные часы (Тургенев)
День за днем уходит без следа, однообразно и быстро.
Страшно скоро помчалась жизнь, — скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом.
Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фигура Смерти.
Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон — мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни.
Мне не жаль ее, не жаль того, что я мог бы еще сделать… Мне жутко.
Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура… В одной руке песочные часы, другую она занесла над моим сердцем…
И вздрагивает и толкается в грудь мое сердце, как бы спеша достучать свои последние удары.
- ↑ André Mazon Tourguénev I. Nouveaux poemes en prose // Revue des Deux Mondes. — 1929. — № vol. IV, 15 Novembre — С. 289—311.
Это произведение перешло в общественное достояние .
Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет.
Песочные часы
Стихотворение Ивана Тургенева
День за днем уходит без следа, однообразно и быстро.
Страшно скоро помчалась жизнь, скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом.
Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фигура Смерти.
Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон, мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни.
Мне не жаль ее, не жаль того, что я мог бы еще сделать. Мне жутко.
Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура. В одной руке песочные часы, другую она занесла над моим сердцем.
И вздрагивает и толкает в грудь мое сердце, как бы спеша достучать свои последние удары.
И.С.Тургенев. Избранное.
Классическая библиотека "Современника".
Москва: Современник, 1979.
Другие стихи Ивана Тургенева
"Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева.Сокровенное.
Предварительный просмотр:
Творчество И. С. Тургенева - это мир, до сих пор до конца не изведанный. Нет ни одной темы, которую бы не затронул он в своих великих произведениях. Каждое из них - это открытый разговор с читателем о смысле жизни, о любви, о судьбах поколений, об одиночестве… В каждом из его романов запечатлен конкретный момент исторического бытия России. Именно поэтому они вызывали бурную реакцию читателей и критиков - писатель говорил о том, что волновало всех, что наблюдали все, его произведения становились поводом для обсуждения современных проблем.
Но в последние годы жизни Тургенев отошёл от жанра романа и писал не для широкой публики, а для себя - так появились дотоле невиданные произведения оригинальной формы, сочетающие в себе лирическое и прозаическое начала, - так называемые «Стихотворения в прозе».
Название сборника - "Старческое" – "Senilia" говорит само за себя, это словно итог всей жизни писателя, всего, что он пережил и прочувствовал, где нашли своё отражение все темы и мотивы его творчества. Это размышления, тяжёлые переживания, противоречия последних лет жизни. Изначально Тургенев не собирался при жизни выносить на суд читателей свои «старческие раздумья», ведь в них он скрывал свои чувства, переживания; уж слишком интимны они были. Возможно, он не хотел выглядеть беспомощным, больным старцем, не хотел ощущать жалость к себе. Уговорил напечатать этот шедевр друг Тургенева - редактор журнала «Вестник Европы» Михаил Матвеевич Стасюлевич. Он считал, что будет несправедливо, если эти записи не увидят свет. Михаил Матвеевич говорил: «…если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этою прелестью, то ведь придется пожелать, чтобы вы скорей умерли».
В стихотворениях Тургенев рассуждал о смысле жизни, о её быстротечности. Смыслом жизни для него была сама жизнь. Вернуть прошлое и прожитое невозможно, поэтому надо жить осмысленно, обдуманно, радуясь жизни каждый день и каждую минуту, каждое мгновение проживать с пользой для человечества. Надо любить людей и животных, надо жить для них, для их блага. Тогда не будет обидно за прожитую жизнь. Нужно делать всё сегодня, чтобы «бессмысленно глупо не пробежали часы за часами» («Завтра, завтра!»).
Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна: воспоминания о давней любви, тяжёлые думы о смерти, раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы, но в то же время все они неразрывно связаны между собой, сливаются в один общий мотив - размышления о неотвратимости смерти. «Что я буду думать тогда, когда мне придется умирать. - восклицает лирический герой Тургенева в стихотворении «Что я буду думать. ». - Буду ли я думать, что плохо воспользовался жизнью, проспал её, продремал, не сумел вкусить от её даров? …Ведь я ещё ничего не успел сделать… Я только собирался делать!» Единственное в мире, чего невозможно избежать, - это смерть. Она является в разных обличьях - то в виде слепой старухи-судьбы, от которой не уйти человеку («Старуха»), то в виде противной страшной мухи, выбирающей себе жертву («Насекомое»), то в образе величавой матери Природы с грозным взглядом и железным голосом («Природа»), то в виде зоркого ястреба, высматривающего очередную жертву («Мы ещё повоюем!»)… Перед её лицом равны все - и люди, и животные. Поэтому так важно всё успеть сделать!
«Не дайте проскользнуть жизни между пальцев» - вот основная философская мысль и наставление писателя, выраженное во многих «Стихотворениях…». Вот почему так часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь, анализирует ее, часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно?» Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение: «День за днём уходит без следа, однообразно и быстро. Страшно скоро промчалась жизнь, скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом. Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фигура Смерти» («Песочные часы»). Нередко, для того чтобы показать всю мимолетность жизни, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая свое прошлое, человек начинает ценить жизнь («Двойник»). Писатель не боится смерти, он смеётся, когда говорят о загробной жизни («Соперник»). Его поражает потребительское отношение к чужой смерти («Чернорабочий и белоручка»). Он с горечью рассказывает о том, как люди тратят жизнь на раздоры и оскорбления («Близнецы», «Проклятие»). Перед лицом смерти все эти склоки теряют смысл, смерть может примирить даже самых заклятых врагов («Последнее свидание»).
Из 82 стихотворений в сорока двух, так или иначе, говорится о смерти. Но всё же не смерть является двигателем жизни: «Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь», - восклицает автор в широко известном стихотворении «Воробей».
Любовь для Тургенева имела огромное значение, она занимала большое место в жизни и творчестве писателя. Ивана Сергеевича восхищает это чувство в любом проявлении, будь то любовь между мужчиной и женщиной («Роза»), любовь к близким («Щи», «Воробей», «Маша»), или любовь к человечеству («Два богача», «Памяти Ю.П.Вревской», «Нищий», «Милостыня»). Любовь у Тургенева - всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему. Любовь для него - едва ли не единственное, в чём человеческая личность находит своё высшее утверждение. Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Герои готовы пойти на самопожертвование, перенести «все страдания, все удары», только бы спасти других, и им «не нужно ни благодарности, ни сожаления» («Порог»). Для Тургенева существует только любовь-жертва, он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. Но не все готовы впустить в себя любовь: «Чужое я внедрилось в твое: ты расширен — и ты нарушен» («Любовь»). Некоторые считают, что любовь со смертью наравне, и «воскресают одни лишь боги» («Любовь»).
Сила любви противостоит силе зла и смерти. Тургенев в «Стихотворениях в прозе» выступает как источник жизнелюбия, тонко чувствующий красоту жизни, умеющий преодолевать мрачные настроения. Даже там, где автор размышляет об одиночестве и старости, слышен бодрый голос человека, не желающего смириться с превратностями судьбы. Преодолевая безысходную скорбь, он противопоставляет грусти жизнерадостную борьбу: «…отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. И пускай надо мной кружит мой ястреб. Мы ещё повоюем!»
Творчество Тургенева не исследовано до конца. Но мы можем твёрдо сказать, что, несмотря на тяжёлые испытания судьбы неизлечимой болезнью, одиночеством, дух Тургенева не сломлен, и самое сокровенное, что писатель вложил в свои «Стихотворения в прозе» - это вера в силу любви и любовь к жизни.
- Стельмах Т.И. Контраст как основной мотив «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева. - Фестиваль педагогических идей «1 сентября».
- Тургенев И.С. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе. - М. Дрофа, Вече, 2002. - (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
- Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева. Сокровенное. (Республиканская научно-практическая конференция, посвященная 125 годовщине со дня рождения Г.Ибрагимова) Работу выполнила: Гайнутдинова Вероника Викторовна, ученица 10 класса МБОУ «Мурзинская СОШ» Апастовского района РТ Научный руководитель: Заббарова Алсу Галимулловна, учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Творчество И. С. Тургенева - это мир, до сих пор до конца не изведанный. Нет ни одной темы, которую бы не затронул он в своих великих произведениях. Каждое из них - это открытый разговор с читателем о смысле жизни, о любви, о судьбах поколений, об одиночестве…
Слайд 3
В последние годы жизни Тургенев отошёл от жанра романа и писал не для широкой публики, а для себя - так появились дотоле невиданные произведения оригинальной формы, сочетающие в себе лирическое и прозаическое начала, - так называемые «Стихотворения в прозе».
Слайд 4
Название сборника - «Старческое» (« Senilia ») говорит само за себя, это словно итог всей жизни писателя, всего, что он пережил и прочувствовал, где нашли своё отражение все темы и мотивы его творчества. Это размышления, тяжелые переживания, противоречия последних лет жизни.
Слайд 5
В стихотворениях Тургенев рассуждал о смысле жизни, о её быстротечности. Смыслом жизни для него была сама жизнь. Вернуть прошлое и прожитое невозможно, поэтому надо жить осмысленно, обдуманно, радуясь жизни каждый день и каждую минуту, каждое мгновение проживать с пользой для человечества. Надо любить людей и животных, надо жить для них, для их блага. Тогда не будет обидно за прожитую жизнь. Нужно делать всё сегодня, чтобы «бессмысленно глупо не пробежали часы за часами» («Завтра, завтра!»).
Слайд 6
Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна: воспоминания о давней любви, тяжёлые думы о смерти, раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы, но в то же время все они неразрывно связаны между собой, сливаются в один общий мотив - размышления о неотвратимости смерти.
Слайд 7
Единственное в мире, чего невозможно избежать, - это смерть. Она является в разных обличьях - то в виде слепой старухи-судьбы, от которой не уйти человеку («Старуха»), то в виде противной страшной мухи, выбирающей себе жертву («Насекомое»), то в образе величавой матери Природы с грозным взглядом и железным голосом («Природа»), то в виде зоркого ястреба, высматривающего очередную жертву («Мы ещё повоюем!»)… Перед её лицом равны все - и люди, и животные. Поэтому так важно всё успеть сделать!
Слайд 8
«Не дайте проскользнуть жизни между пальцев» - вот основная философская мысль и наставление писателя, выраженное во многих «Стихотворениях…». Вот почему так часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь, анализирует ее, часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно?» Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение: «День за днём уходит без следа, однообразно и быстро. Страшно скоро промчалась жизнь, скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом. Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фигура Смерти» («Песочные часы»).
Слайд 9
Из 82 стихотворений в сорока двух, так или иначе, говорится о смерти. Но всё же не смерть является двигателем жизни: «Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь», - восклицает автор в широко известном стихотворении «Воробей».
Слайд 10
Любовь для Тургенева имела огромное значение, она занимала большое место в жизни и творчестве писателя. Ивана Сергеевича восхищает это чувство в любом проявлении, будь то любовь между мужчиной и женщиной («Роза»), любовь к близким («Щи», «Воробей», «Маша»), или любовь к человечеству («Два богача», «Памяти Ю.П.Вревской », «Нищий», «Милостыня»). Тургенев И.С. 1844 г. П. Виардо, 1843 г.
Слайд 11
Любовь у Тургенева - всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему. Любовь для него - едва ли не единственное, в чём человеческая личность находит своё высшее утверждение. Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Герои готовы пойти на самопожертвование, перенести «все страдания, все удары», только бы спасти других, и им «не нужно ни благодарности, ни сожаления» («Порог»). Для Тургенева существует только любовь-жертва, он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье.
Слайд 12
Сила любви противостоит силе зла и смерти. Тургенев в «Стихотворениях в прозе» выступает как источник жизнелюбия, тонко чувствующий красоту жизни, умеющий преодолевать мрачные настроения. Даже там, где автор размышляет об одиночестве и старости, слышен бодрый голос человека, не желающего смириться с превратностями судьбы. Преодолевая безысходную скорбь, он противопоставляет грусти жизнерадостную борьбу: «…отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. И пускай надо мной кружит мой ястреб. Мы ещё повоюем!»
Слайд 13
Творчество Тургенева не исследовано до конца. Но мы можем твёрдо сказать, что, несмотря на тяжёлые испытания судьбы неизлечимой болезнью, одиночеством, дух Тургенева не сломлен, и самое сокровенное, что писатель вложил в свои «Стихотворения в прозе» - это вера в силу любви и любовь к жизни.
Слайд 14
Спасибо за внимание!