Анализ стихотворения Тургенева Нищий
Сегодня на уроке мы снова обратимся к культурно - лингвистическому анализу текста. Задача нашего урока - смоделировать текст по данному названию, попытаться определить основную проблему произведения, выразить своё отношение к ней. А потом полученное соотнести с оригиналом и определить, насколько мы приблизились к миропониманию автора. Я уверенна, что сегодня каждый из вас сделает маленькое открытие: кто-то по-новому откроет для себя Тургенева-писателя, кто-то - Тургенева-человека, а кто-то под воздействием услышанного и прочитанного совершит жизненные открытия.
- выявление знаний учащихся о жизни и творчестве И.С.Тургенева
/ или сообщения заранее подготовленных учащихся /
III. Моделирование текста по данному алгоритму
Самостоятельная работа в группах
/Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста
произведения И.С. Тургенева - «Нищий».
Алгоритм моделирования текста
- 1. Тема текста
- 2. Тип произведения
3. Объём / крупная или малая форма/
- 4. Картина жизни /реальная, фантастическая, символическая/
- 5. Жанровая форма
- 6. Сюжет, герои
- 7. Основная мысль /задача автора/
- 8. Средства выразительности
1. Устное выступление учащихся / свою модель текста зачитывает ученик
одной из групп, учащиеся из других групп дополняют ответ выступаю-
2.Словарно - семантический тренинг
- выявление значения слова «нищий» в понимании учащихся, а затем
сопоставление с определением значения слова в различных словарях,
имеющихся в школьной библиотеке /реализация индивидуального до-
машнего задания, которое готовит учащийся с низкими оразователь-
/ использование презентации Power Point, один из слайдов которой
дублирует ответ учащегося/
Нищий - 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая ста-
ушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опусти -
шинный человек (Нищий духом) /Словарь русского языка.
Ожегов С.И. М. «Русский язык», 1984 г. с.357/
Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию,
который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный,
скудный (Нищий край) / Комплексный словарь русского языка.
Тихонов А.К. М. «Медия», 2005 г. с.335
3. Просмотр слайдов /фотографии нищих людей, скопированные из интер-
нета. Использование презентации Power Point /
4.Работа в тетрадях. Заполнение таблицы ( заполнение первой колонки)
/ использование презентации Power Point, которая дублирует вначале
первую, а затем, после прочтения оригинала, - вторую колонку/
1. Выразительное чтение учителем оригинала текста. И.С. Тургенев.
Стихотворение в прозе «Нищий»./Чтение проходит в минорном музы-
2. Рефлексия / беседа с учащимися/
- Какие чувства испытали вы, прослушав оригинал?
- Совпала модель, составленная вами по алгоритму, с текстом автора?
1. Беседа с элементами анализа текста
- Какие средства изобразительности использует автор, изображая нищ-
го? / заполнение второй части таблицы/
- В чём неожиданность восприятия нищего автором?
- Что делаем мы, встретив нищего?
/Отворачиваемся; даём милостыню и быстро уходим; убегаем. /
- А что делает автор?
/Протягивает руку нищему, тем самым, совершая событие, нравственное событие/
Определение значения слова «Рукопожатье» с точки зрения истории
культуры /реализация индивидуального домашнего задания, которое
готовит учащийся с низкими способностями / использование презентации
PowerPoint, последний слайд которой дублирует ответ учащегося/
- 1) рыцарский обряд, который имел следующее значение:
« Я без оружия, я не буду с тобой воевать, я желаю тебе добра»
«Я не таю обиду на душе. Я ничего не зажал в руке, у меня нет яда»
«Мы равны, мы братья более родные, чем братья по крови»
•3.Беседа с элементами анализа текста
- Как обращается автор к нищему? /Автор обращается к нищему, используя
- Что означает это обращение? / Автор восстановил равенства двух людей,
восстановил право нищего называться человеком./
- Каковы чувства автора по отношению к своему герою?
/ заполняется последняя часть таблицы в тетрадях учащихся, дублируемой
на слайде презентации Power Point /
- Что в системе деталей портрета нищего не укладывается в нашей
голове? /определение «трепетные руки»/
- В каких ситуациях мы трепещем, испытываем трепет?
/ когда испытываем волнение, переживаем, т. е. чувствуем /
- Что хочет подчеркнуть этой деталью автор?
/ даже в таком существе живёт человек /
- Так что же по отношению друг к другу совершают оба героя?
- Какое подаяние получил нищий?
/автор увидел в нём человека, равного себе, т. е. сопереживание, сочувствие/
- А что получил автор?
VII. Сообщение учащегося. Последние годы жизни и творчества И.С.Тургенева./Реализация индивидуального домашнего задания, которое готовит учащийся с высокими образовательными способностями
Всем известно, что слава к И.С. Тургеневу пришла вместе с публикацией рассказов,
объединенных впоследствии в сборник «Записки охотника». В течение всей своей жизни,
не переставая заниматься самообразованием, Тургенев будет постоянно работать над про-
заическими произведениями малого и большого жанра.
А последние годы он решился на смелый художественный эксперимент в области
малого прозаического жанра. За год до смерти писателя в печати появился сборник
«Senilia» («Старческое»). Его составляли очень короткие прозаические тексты, в которых
писатель без утайки говорил обо всём, рассказывал о надеждах и разочарованиях, вспоми-
нал ярчайшее впечатления жизни.
Так сложилась жизнь И.С.Тургенева, что, любя Россию, он часто и надолго уезжал за
границу. А с1858 года его жизнь стала делиться на «европейские, зимние» и «российские,
летние» сезоны. За границей И.С. Тургенев активно пропагандирует русскую литературу и
культуру, сам переводит произведения русских писателей на французский и немецкий
языки, содействует изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Запад-
ной Европы, поддерживает и морально, и материально русских композиторов, художни -
ков, оказывает материальную поддержку эмигрантам. В своём дневнике он не без грусти
запишет: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил своё оте -
чество к восприятию европейской публики».
Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном
конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он - почетный доктор
Оксфордского университета. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия
памятника Пушкину в Москве.
И, тем не менее, особенно в последние годы жизни, И.С.Тургенев будет глубоко
страдать от одиночества /не сложилась личная жизнь, не наладились взаимоотношения
с дочерью /, оттого, что он мало сделал для России. В 1882 году он принимает окончатель-
ное решение вернуться на Родину. 13 февраля он напишет своему другу Анненкову:
«Хочется поскорее добраться до деревни. Авось там присяду за работу». Но тяжёлая
болезнь не дала осуществиться планам писателя. Последний в своей жизни Новый год он
встретит в обществе русских художников. Бывший на этом вечере великий князь Констан-
тин отмечает в своём дневнике: «Иван Сергеевич прочёл три маленьких рассказа. Меня
поразило, как он от болезни постарел, ослаб, так что жалко смотреть». В письме к Полон-
ским сам Тургенев напишет: «Болезнь не только не ослабевает, она усиливается, страдания
невыносимые. Жажда смерти растёт». А когда боль притуплялась и сознание возвраща-
лось к нему, он брал в руки перо и продолжал писать свои стихи, которые сам назвал « по-
следними вздохами. старика». За несколько дней до смерти Тургенева навестили сооте-
чественники, кто-то попросил у умирающего писателя что-либо на память. Тургенев, пока-
зав глазами на листки с последними стихами, сказал: «Возьмите вот это»
Рано или поздно мы все уйдём из жизни. Будем ли мы испытывать желание уйти хорошо,
Достойно? Наверное, и И.С.Тургенев, умирая на чужбине, хотел не только уйти хорошо из жизни, но и ставить после себя что-то хорошее. Ведь даже самый хороший человек - грешный человек. А если он ещё и одинок, то пусть хоть кто-то вспомнит о нём.
- Кто обязательно вспомнит автора? /Нищий /
- Так что получил автор от нищего? /Благодарность нищего за сочувствие, память
VIII. Домашнее задание/ учащиеся выбирают одно из заданий в зависимости от уровня образовательных способностей и интересов ученика/
«Всякий ли человек заслуживает звание «Человек»?
«Какие мысли и чувства вызвало у вас стихотворение И.С.Тургенева «Нищий»?
2. Написать стихотворение в прозе.
3. Подготовить выразительное чтение других стихотворений в прозе И.С.Тургенева
4. Нарисовать иллюстрации к стихотворению(ям) в прозе И.С.Тургенева.
Другие новости по теме:
Очень большое впечатление произвело на меня стихотворение «Нищий». в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню. Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза». «посинелые губы». «шершавые лохмотья». «нечистые раны». Глаголы «стонал». «мычал». «вздрагивал» дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика «безобразно обглодала бедность».
Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его «брат».
Более новые статьи:
Главное меню
Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс
Идейно-художественный анализ стихотворения в прозе Ивана Тургенева «Нищий»
Стихотворения в прозе – это жанр, к которому шел их автор, И.С.Тургенев, всю жизнь. И вот его задумка легла на бумагу, объединив вечно конкурирующие прозу и поэзию. Поэт в прозе, наверное, истинное призвание Тургенева, в котором он нашел себя.
Единение философского взгляда и художественных требований писателя свершилось незадолго до смерти. Всего в наследии И.С.Тургенева около 85 стихотворений в прозе, которые разнятся по тематике, форме, героям. Но идеальная формула единства стихотворения в прозе – искренность автора и любовь к тому, о чем он пишет.
О бедности, к которой приговорила нищего судьба, и о богатстве души, которое он не растерял, написал Тургенев в произведении «Нищий». Стихотворение начинается подробным описанием внешнего вида Нищего:
«Нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы,
шершавые лохмотья, нечистые раны…
О, как безобразно обглодала бедность
это несчастное существо!».
И возможно, многие проходили мимо него, делая вид, что не заметили. Но сердешный рассказчик хотел помочь, а нечем было. Однако, иногда словом можно поддержать лучше, чем материально, и пользы больше, и на душе легче, и жить проще.
В форме диалога, который произошел между рассказчиком и Нищим, построена значимая часть произведения. Вначале повествования Нищий мычит, стонет о помощи. Но после того, как он услышал неловкость и виноватость в голосе собеседника, он изменился. И эти изменения видны в его речи. По вербальным портретам героев также можно судить об их внутреннем мире.
Ключевым словом, которым обменялись рассказчик и Нищий, было слово «брат». Это значит, что они находятся на одном уровне, как духовном, так и социальном, никто не ставит себя выше или ниже другого. Также важной деталью, которая подтверждает данное утверждение, является рукопожатие: «Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» .
Какое необычный эпитет – «трепетная рука», и как точно передано им состояние души Нищего. Трепет, робость, стеснение заступают первоначальную замкнутость, когда тот не мог вымолвить ни слова. Это стихотворение в прозе призвано развенчать стереотип о том, что встречают по одежке, ведь по сути – это самая незначительная деталь в восприятии человека. Только бы разглядеть человека в себе и помочь другому хоть чем-нибудь. Это такая малость, способная изменить чью-то жизнь.
Велика сила слова! Важны искренность, гуманность, понимание и великодушие! Вот то, о чем хотел сказать читателям И.С.Тургенев. У него это превосходно получилось. Трогательное перевоплощение грязного и бедного старика в понимающего брата способно вызвать слезу. Такие произведения запечатываются в сердце надолго, заставляя вспоминать и раздумывать о самой непростой вещи в бренном мире – о человеческих взаимоотношениях.
«Нищий», анализ произведения Ивана Тургенева
Лирические миниатюры Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Стихотворения в прозе» были созданы незадолго до смерти писателя. Всего их 85. Часть произведений была опубликована еще при жизни автора, а некоторые гораздо позже – в 1929 году.
В своих маленьких историях Тургенев поднимает общечеловеческие темы. Это своеобразные притчи, которые по силе изображения, многогранности и философской глубине сложно сопоставить с другими творениями. Написаны они простым, но емким и образным языком в форме воспоминаний, снов, видений, житейских историй.
Одна из жемчужин сборника – миниатюра «Нищий». Во время прогулки рассказчик встречает старика и хочет подать ему милостыню. Но карманы, как назло, оказались пустыми. Внешность нищего, его бедственное положение Тургенев изображает предельно эмоционально, стараясь всеми средствами вызвать жалость к этому человеку. Руки у старика «грязные, опухшие, красные». глаза – «слезящиеся, воспаленные». а губы – «синие». Перед читателем предстает «несчастное существо» в грубых лохмотьях.
Автор не говорит о погоде, но по состоянию нищего ясно, что он замерз. Дрожание протянутой руки старика, его стоны и мычание создают яркий образ. который никого не может оставить равнодушным. Для завершения картины Тургенев нашел предельно точное выражение: «безобразно обглодала его бедность» .
Старого человека писатель выбрал намеренно. Для усиления эффекта оба героя должны быть хоть в чем-то равны. Они не могут иметь одинаковое социальное и материальное положение, поэтому их объединяют возраст и пустые карманы. И пусть для рассказчика так вышло случайно, но в данный момент героев уравнивает и это обстоятельство.
О чувствах рассказчика Тургенев сообщает скупо. Тот потерян и смущен, но неожиданно крепко пожимает руку нищего и называет его братом. Этим жестом он признает их родство в духовном смысле. Нищий пожимает руку героя в ответ и также называет братом.
В миниатюрах Тургенева главную смысловую нагрузку несут последние фразы, которые раскрывают замысел писателя. Часто заключительный акцент показывает нам сюжет с неожиданной стороны. Благородный жест рассказчика нищий старик принимает не с изумлением, не с затаенным разочарованием, а с пониманием и мягкой иронией. Он тоже, можно сказать, подает милостыню герою, соглашаясь понять и простить его как равного.
помоги те пожалуйсто нуже анализ прозы нищий тургенева пожалуйсто срочно((.
Сергей Медведев Ученик (120), на голосовании 5 лет назад
Т С Оракул (50546) 5 лет назад
Очень большое впечатление произвело на меня стихотворение «Нищий». в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню. Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза». «посинелые губы». «шершавые лохмотья». «нечистые раны». Глаголы «стонал». «мычал». «вздрагивал» дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика «безобразно обглодала бедность».
Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его «брат».
Алёна Белянцева Ученик (142) 1 год назад
«Стихотворения в прозе» справедливо считают заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь осмысленные Тургеневым на склоне лет.
В «Стихотворениях в прозе» отразились все сложности и противоречия мировоззрения писателя. По содержанию, стилю, тону многие стихотворения представляют собой как бы ответвления крупных произведений писателя. Сам он считал свои миниатюры лишь эскизами будущих произведений.
Написан этот цикл в в 1877-1882 гг. в последние годы жизни Тургенева. С этим связан и набор ключевых тем стихотворения: одиночество, смерть, скоротечность жизни, неизбежность увядания, старость. Поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле.
Большое впечатление производит стихотворение “Нищий ”, в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню (дата создания: февраль, 1878 г. опубликовано: 1882). Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: “воспаленные, слезливые глаза”, “посинелые губы”, “шершавые лохмотья”, “нечистые раны”. Глаголы “стонал”, “мычал”, “вздрагивал” дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика “безобразно обглодала бедность”.
Далее рассказчик ( стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика “несчастным существом”. Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его “брат”.