Анализ стихотворения Тургенева Мои деревья



Анализ "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева "Деревня"

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Мои деревья № 1

Родина мила сердцу не местными

красотами, а пленительными

Первое из стихотворений в прозе И.С. Тургенева, которым в беловой рукописи и в русских прижизненных изданиях открывается весь цикл, "Деревня" начинается картиной сельской природы, родной ему Орловщины.

После прочтения мы не можем не заметить сходства лирического героя с автором. Во многом это произведение автобиографично. Иван Сергеевич Тургенев рассказывает нам о своей родине. До девяти лет он прожил в наследственном имении, дорогом его сердцу Спасском-Лутовинове, в десяти километрах от Мценска Орловской губернии, которое и является прообразом патриархальной деревни, зримо представшей перед нами в его стихотворении. А потому такой ностальгией пронизано это произведение, «стихотворение-воспоминание»!

Пример

В первой строке четко обозначен хронотоп: «последний день июня месяца», «на тысячу верст кругом Россия – родной край!» Символично, что первое предложение текста – восклицательное! Восторгом наполнено сердце лирического героя. Что его радует? “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщеплённые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки. ” Поразительное, типичное для поэтики Тургенева художественное пространство, зримое, осязаемое, наполненное цветом, светом, движением, жизнью. Читая эти строки, мысленно оказываешься на обрыве перед оврагом, чувствуешь лёгкий ветерок, ощущаешь речную свежесть, видишь, как причудливо соединились земля и небо. … И сама становишься героиней этого произведения.

Всё стихотворение Тургенева пронизано невероятной любовью лирического героя к России. Тургенев тщательно подбирает эпитеты, выбирает самые яркие краски, чтобы филигранно описать русскую деревню. “ Я, — писал Тургенев в 1848 году. — предпочту созерцать торопливые движения утки, которая влажною лапкой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено, — всему тому, что херувимы (эти прославленные парящие лики) могут увидеть в небесах. ” Стихотворение в прозе «Деревня» как нельзя лучше подтверждает эти сокровенные мысли писателя. Лирический герой никогда ни за какие богатства не сможет променять благодатную тишину и неяркую красоту родных мест на райские пейзажи и заморские страны.

Язык Тургенева прост, изящен, в этом произведении каждое слово играет, как драгоценный камень. “ Огнистые капли ”- этот эпитет как таковой не передаёт никакого явления, но очень ёмко и образно создаёт ощущение тёплого летнего денька, солнца, слепящего глаза. “На конце-крае земли и неба” – удивительно как неповторимо ярко можно описать манящую линию горизонта. “Стенки горшка покрыты росинками, точно бисером…”, «большой ломоть ещё теплого хлеба», «крупные дутые бусы», «вырезной железный крутогривый конек», «кувшины с букетами» - такое описание обычных, повседневных в обиходе крестьян предметов делает их осязаемыми.

Кто-то скажет, что таких деревень в России тысячи, и, конечно будет прав. Но ведь никто и не настаивает на оригинальности, неповторимости этой деревни. Да, и скорее всего, описание её во многом носит собирательный характер, ведь каждый, прочитав это стихотворение в прозе, увидит в нём до боли знакомое место, дорогое именно ему, свою малую родину, отчий дом…

Что очень важно, Тургенев не разделяют малую и большую Родину. Для него эти понятия едины. Так и для лирического героя его деревня – весь мир. Это место, где он родился, сделал свои первые шаги, сказал первые слова, впервые влюбился.

Известно, что Иван Сергеевич Тургенев – мастер цветописи. “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки.” «…стекла окон отливают цветами радуги ». Прилагательные и существительные со значением цвета помогают создать автору эффект присутствия, полноты бытия.

Поражает и звукопись стихотворения: « жаворонки звенят», «зобастые голуби воркуют», «лошади фыркают», молодка смеётся, «петух … закричал и хлопотливо захлопал крыльями». Цветом, звуками и запахами наполнен тургеневский текст. « Молоко парное», «и дымком-то пахнет, и травой и дегтем маленько – и маленько кожей», «кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена».

Важную роль в произведении играют чувства и эмоции лирического героя. Всё стихотворение пронизано его невероятной любовью к миру русской деревни, раздольной и «вольной », с круговертью каждодневных дел и забот.

В этом произведении, как в родниковых водах, отразилась вся наша Россия-матушка. Страна наша много веков была сельскохозяйственной. А значит, ключевую роль в ней играли крестьяне. И как удивительно описывает их Иван Сергеевич! Он говорит об этих простых людях с невероятной теплотой. “ Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, — зубоскалят. Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене .” Какой ёмкий образ деревенской жизни подарил нам Тургенев! Его лирический герой любуется каждой деталью крестьянской жизни. «О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать !» - эти риторические восклицания невольно тоже эхом отзываются в нашем сердце.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: “И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?” Автор хочет подчеркнуть эфемерность, временность нашей жизни в городе в плену ложных ценностей, и показать дух соборной жизни в деревне. Тут всё идёт так, как было заведено столетия назад. В ней все живут как одна большая семья, и всё это кажется удивительным после одиночества города…

Родина у нас одна единственная, мы не должны забывать о ней. Да и вряд ли нам это удастся. Тургенев подтвердил эту истину всей своей жизнью и творчеством…

Анализ рассказа Тургенева "Деревня"

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Мои деревья № 2

Иван Сергеевич Тургенев принадлежит к тем великим писателям, чьи творения сыграли громадную роль в духовном развитии русского общества, обогатили общественную и мировую культуру. «Непримиримый враг цепей и верный друг народа» - так называл Тургенева Некрасов. Вражда к крепостному праву, искреннее сочувствие нуждам народа, прогрессивные гуманные идеи вдохновляли его творчество. Салтыков-Щедрин писал. «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоценимую заслугу перед русским обществом. Тургенев выступал не только писателем-гуманистом, но и писателем-патриотом, всем свои существом, близко стоявшим к самой сердцевине своего народа, к самому средоточию русской жизни. Он полагал, что «выразить сокровенную сущность своего народа - высшее для художника счастье». Тургенев обладал особенным талантом. В его рассказе «Деревня» ясно выражена тёплая, любящая личность, сочувствие к человеку, к природе, к женщине, к ребёнку, а больше всего к России, к родине.

Я считаю, что стиль данного текста - художественный. Попытаюсь это доказать.

Во-первых, текст воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли автора, использует возможности разных стилей, а также характеризуется образностью и эмоциональностью речи. Подтвердим на примере следующих предложений: «О, довольство, покой, избыток!», «О, тишь и благодать!», «…чего добиваемся мы, городские люди?».

Во-вторых, в рассказе наиболее ярко отражается литературный и общенародный язык во всем его богатстве и многообразии. Автор употребляет слова, подчёркивающие простоту русского человека, красоту его души, тем самым создаёт яркое представление о русской жизни: «пахнет дёгтем маленько - и маленько кожей…», «чай, седьмой десяток доживает старушка…», «безветрие, теплынь…воздух - молоко парное…», «кушай на здоровье, заезжий гость…».

Можно сказать, что тип речи в используемом тексте - описание с элементами повествования.

Во-первых, при прочтении создаётся общее впечатление о предмете. Примерами служат такие предложения: «последний день июня месяца», «кругом Россия - родной край». А также наблюдается наличие отдельных признаков предмета: «вороха душистого сена», «круглолицая молодка», «сосновые избы с тесовыми крышами». В финале автор восторгается красотой России: «О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О тишь и благодать!»

Во-вторых, включённые в текст элементы повествования показывают, что жизнь не стоит на месте: «курчавые детские головки торчат из каждого вороха», «русокудрые парни перекидываются бойкими словами», «молодка смеётся», «другая молодка тащит ведро», «возня ребят». С самого начала являются звуки указывающие на источник жизни русской деревни: «ровная синева», «безветрие», «реют ласточки, лошади фыркают».

По содержанию, стилю, тону «Деревня» представляет собой словно ответвление романа Тургенева «Дворянское гнездо». Произведение проникнуто светлым, мечтательным настроением. Что касается жанра данного текста, то можно утверждать, что это рассказ. Почему?

Во-первых, это небольшое по объёму произведение с малым количеством героев. В тексте таковыми являются собирательные образы русских крестьян. Это и «русокудрые парни», и «круглолицая молодка», и «старуха-хозяйка».

Во-вторых, текст характеризуется кратковременностью изображаемых событий. Приведём в пример следующие предложения: «По оврагу бежит ручей…», «белогубый щенок барахтается…», «закричал петух».

Рассмотрим подробнее содержание данного рассказа. Ведущей темой произведения является тема родины, причём родины в широком значении этого слова - Тургенев не разделяет «малую» и «большую» родину, он говорит: «…кругом Россия - родной край».

Обратим внимание на заглавие текста. Почему автор выбрал именно такое название? Своё детство писатель провёл в наследственном имении Спасском-Лутовинове. В своём произведении он воссоздаёт картины деревенской жизни, показывает величие России и погружается в воспоминания о родных местах.

В рассказе поистине живописны образы крестьян: «русокудрые парни, в чистых, низко подпоясанных рубахах», «круглолицая молодка», что выглядывает из окна, и «другая», которая «сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца», «старуха-хозяйка в новой клетчатой панёве, в новых котах». Центральный образ произведения - образ России, который складывается в борьбе с диктатом случая, факта. Поэтому неслучайна концовка рассказа: «И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?».

Характерный для тургеневского описания эмоциональный тон, прежде всего, создаётся обильным употреблением эпитетов и глаголов: «курчавые головки», «бойкими словами», «зубоскалят», «крупные дутые бусы», «улыбается…морщинистое лицо». Лишь в редких случаях автор позволяет себе действительно полное отождествление фактов внешней природы с явлениями духовной жизни. Именно в таких местах он вводит смягчающее «казалось», «как будто», «словно», и тому подобное. Умеренно и осторожно Тургенев использует традиционные для романтической литературы языковые средства, особенно в описаниях природы: «на конце-крае земли и неба» - метафора горизонта, «огнистые капли» - эпитет, создающий впечатление солнечного дня, «стенки горшка покрыты росинками, точно бисером» - сравнение. тургенев деревня художественный родина

При прочтении рассказа в глаза бросается наличие восклицательных предложений. Например: «Безветрие, теплынь, воздух - молоко парное!» или «…а и теперь ещё видать: красавица была в своё время», «Ай да овёс!». Также произведение характеризуется использованием неопределённо-личных предложений: «О, довольство, покой, избыток… О тишь и благодать!». Для подчёркивания особой значимости своих мыслей автор использует высокую лексику и фразеологию: «довольство, избыток», «зубоскалят», «потускневшие глаза».

В рассказе автор раскрывает идею родины. Его цель - изобразить русскую жизнь и развить у читателей чувство патриотизма, любви к России. Произведение написано в феврале 1878 года. В это время русские помогали болгарам освободиться от турецкого ига. Они мечтали о том, чтобы водрузить «крест на куполе Святой Софии в Царь-граде». Мы видим в русских людях готовность помочь, постоять за родину.

Таким образом, Тургенев ставит актуальную проблему: к чему войны, городская суета? Ведь истинное назначение человека - это не войны, не захват земель и городов, а благоустройство жизни на земле, в деревне. Человек должен косить сено, пахать землю, растить детей. Это ему предназначено свыше, самой природой.

Рассказ «Деревня» произвёл на меня неизгладимое впечатление. Я думаю, что просто любить, уважать Родину и гордиться ею - этого мало. Ведь не слова красят человека, а его дела. И жить надо так, чтобы получать удовлетворение от каждого прожитого дня. А каждый такой день может быть наполнен поступками, которыми можешь гордиться ты, твои близкие, родители и друзья. Любовь к Родине - в каждом из нас. Она в нас с рождения, она в нас от наших отцов и дедов. Эта любовь - в каждой снежинке, в каждой улыбке, в каждом повороте дороги под названием жизнь.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Название цикла: «Senilia» (от лат. старческое). Тургенев не сразу выбрал это название, был вариант «Posthuma» (от лат. посмертное), «Зигзаги», предложенный М. Стасюлевичем. Но выбор был сделан в пользу первого варианта. По-видимому, у немолодого уже писателя было искреннее желание поделиться старческой мудростью в афористической, лаконичной форме.

Но у цикла есть и подзаголовок «Стихотворения в прозе». Тургенев дал в нем указание на жанр, использовав своеобразный оксюморон.

Перед нами лирическая проза, подлинными создателями которой являлись в XIX веке Уолт Уитмен («Листья травы») и Шарль Бодлер («Маленькие стихотворения в прозе»). И те и другие произведения Тургенев знал, а Уитмена даже переводил на русский язык. Именно высокая оценка такой прозы в чужом исполнении подтолкнула его к созданию собственной. Таким образом, на первом этапе работы мы рассматриваем цикл в контексте европейской литературы. Можно зачитать несколько текстов указанных произведений Бодлера и Уитмена, чтобы ощутить сходство.

Что делает тургеневскую прозу поэзией?

Краткость. От 3 («Житейское правило»), 4 5 («Ты заплакал», «Простота», «Любовь») строк до 1,5 2 страниц («Повесить его», «Дрозд», «Деревья» и др.). Не более того…

Лиризм, автобиографичность. Отсутствие фабульной (событийной) развернутости, иногда основным событием становятся чувства, переживания. Рассказ ведется от первого лица, при этом часто употребляется местоимение «Я», четко определяется, что перед нами случай из жизни автора, его видение, его сон.

Обилие тропов, средств речевой выразительности (анафор, инверсий, повторов), что делает произведения поэтичными, мелодичными, ритмичными. Ученики приводят многочисленные примеры.

Итак, перед нами поэзия, хотя отсутствие рифм, графическое оформление сближает их с прозой.

Но это не просто стихи, а объединенные в цикл. Что их связывает между собой?

Жанровые формы разнообразны, но повторяемы, есть излюбленные.

а) сны, видения («Конец света», «Насекомое», «Природа», «Встреча» сны; «Черепа», «Порог», «Христос» и др. видения);

б) воспоминания («Соперник», «Маша», «Воробей», «Повесить его!», «Мы еще повоюем» и др.);

в) легенды, притчи, сказки «Дурак», «Восточная легенда» «Враг и друг»).

г) философские и психологические размышления «Старик», «Сфинкс», Камень», «Стой!» и др.).

Есть единство на уровне темы, проблематики, идейного содержания.

а) Общественно-политическая проблематика:

об отношениях русского народа и интеллигенции («Порог», «Чернорабочий и белоручка»);

о нравственном превосходстве простого русского мужика, его сердечной чуткости, отзывчивости («Маша», «Два богача», «Повесить его!»).

б) Нравственная проблематика:

Здесь много сатирических миниатюр «Довольный человек», «Дурак», «Эгоист» «Гад», «Житейское правило».

в) Философская проблематика:

Особенно много размышлений о смерти. Мотивы смерти, старости, одиночества учащиеся определяют как сквозные в стихотворениях: «Что я буду думать?», «Собака», «Последнее свидание», «Старик», «Завтра! Завтра!» и др.

Смерть предстает и в аллегорических образах Старухи, черепов, сходящихся на светский раут, и в образе страшного насекомого, мухи, конца света, темноты.

Размышления о величии и вечности природы (космоса) и бренности жизни тоже одна из сквозных тем. Она звучит в стихотворениях «Разговор», «Природа», «Мои деревья», «Морское плавание».

Размышление о мимолетности и вечной силе красоты: «Посещение», «Стой!».

Вера во всепобеждающую силу жизни, в величие любви звучит в стихотворениях «Воробей», «Мы еще повоюем», «Уа-Уа!», «Лазурное царство».

Настроение грустное, меланхоличное, заданное стихотворениями о старости, одиночестве, смерти сменяется жизнеутверждающим, оптимистичным. Случайно ли то, что Тургенев расположил после «Песочных часов» «Уа-Уа!», а после «Воробья» «Черепа»? Нет, не случайно. В этом утверждение цикличности наших чувств, переживаний. Цикличность основной закон развития, в этом цикле стихотворений он характеризует состояние души лирического героя.

Каков он, лирический герой цикла?

Умудренный жизнью, во многом разочаровавшийся, но и влюбленный в жизнь, находящийся в ожидании смерти, одинокий, но и умеющий любить, ценить красоту…

Все это Тургенев, его душа!

Не стоит забывать, что цикл был создан в конце 70-х годов, писатель в это время был уже немолод, жил во Франции, вдали от родины, не имел своей семьи.

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: целостный анализ цикла

Задание.Найдите и исправьте как можно более тщательно — лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки в учебном сочинении. Допишите свой вариант заключения к сочинению.

«Что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование»,писал П.В. Анненков о одном из последних тургеневских произведений «Стихотворения в прозе» («Senilia«).

В конце 70-х годов, когда создавался этот цикл, немолодой уже писатель был одинок. Живя за границей, он чувствовал тоску по родной природе, народу. Не создав своей семьи, жил бедами и радостями семьи Полины Виардо. Но главное ‒ в его душе было то щемящее чувство одиночества, которое он испытывал перед лицом приближающейся смерти.

Прочитать цикл «Стихотворения в прозе»значит проникнуть в душу старого человека. Ведь недаром Тургенев выбрал для него и второе название«Senilia» («Старческое»). Что в этой душе?

Рожденная годами жизни и раздумий мудрость, любование красотой жизни, страх перед смертью, воспоминания о прожитом. Негодование и сарказм сменяется радостью и умиротворением, но чаще элегической печалью, грустью. Уходящий из жизни думает о вечном, а мысли эти невеселы.

Мотив смерти становится основным в произведениях цикла. То она является в аллегорических образах: старухи («Старуха»), «маленькой и сгорбленной», с «желтым, морщинистым, востроносым, беззубым лицом», мухи («Насекомое»), укусившей самого беззаботного человека, черепов («Черепа»), сходящихся на светский раут. То появляется в образе конца света, темноты, которой не минует никто («Конец света»).

С мотивом смерти связана и тема величия и вечности природы, установившей смерть как закон развития. В стихотворениях «Природа», «Морское плавание» звучит мысль: «Все мы дети одной матери — Природы». Все! Неважно, человек ты или птица, блоха или животное. Все бренны перед лицом вечности. Символом вечности становятся горы («Разговор»), деревья («Мои деревья»). Две альпийские вершины Юнгфрау и Финстерааргорн живут в ином пространственно-временном измерении, нежели люди («черные козявки») у их подножий. Тысячелетия человеческой жизни для них ‒ одна минута. Разговаривая несколько минут, миновала целая человеческая цивилизация. В стихотворении «Мои деревья» «чахлый, скрюченный» хозяин богатейшего поместья, приветствовавший «на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев «своего гостья, получает приговор: не может «полумертвый червяк» называть своим то, что более вечнее его. Старый дуб становится символом вечности. Размышляя о вечном, лирический герой испытывает грусть, иногда доходящую до пессимизма. Но это настроение сменяется радостным, торжествующим в тех стихах, где ощутима вера в силу жизни, в величие любви ‒ «Воробей», «Мы еще повоюем!», «Уа-уа!»

Взъерошенный черногрудый воробей «с отчаянным и жалким писком защищал своего птенца от собаки, зубастой, с раскрытой пастью». Сила, подвигнувшая маленькую птицу на этот подвиг, названа любовью. В любви видит Тургенев преодоление смерти и страха смерти. «Только любовью держится и движется жизнь», ‒ утверждает он. Преодоление смерти ‒ и в утверждении прекрасного. Да, все прекрасное проходит мгновенно. Но встреча с прекрасным дает ощущение вечности данного мгновения.

Мои деревья - Стихотворения в прозе (1878-1882) - И.С. Тургенев

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Мои деревья № 3

Я получил письмо от бывшего университетского товарища, богатого помещика, аристократа. Он звал меня к себе в имение.

Я знал, что он давно болен, ослеп, разбит параличом, едва ходит. Я поехал к нему.

Я застал его в одной из аллей его обширного парка. Закутанный в шубе - а дело было летом,-- чахлый, скрюченный, с зелеными зонтами над глазами, он сидел в небольшой колясочке, которую сзади толкали два лакея в богатых ливреях.

-- Приветствую вас,-- промолвил он могильным голосом,-- на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев!

Над его головою шатром раскинулся могучий тысячелетний дуб.

И я подумал: "О тысячелетний исполин, слышишь? Полумертвый червяк, ползающий у корней твоих, называет тебя своим деревом!" Но вот ветерок набежал волною и промчался легким шорохом по сплошной листве исполина. И мне показалось, что старый дуб отвечал добродушным и тихим смехом и на мою думу - и на похвальбу больного.

МОИ ДЕРЕВЬЯ

Я получил письмо от бывшего университетского товарища, богатого помещика, аристократа. Он звал меня к себе в имение.

Я знал, что он давно болен, ослеп, разбит параличом, едва ходит. Я поехал к нему.

Я застал его в одной из аллей его обширного парка. Закутанный в шубе — а дело было летом, — чахлый, скрюченный, с зелеными зонтами над глазами, он сидел в небольшой колясочке, которую сзади толкали два лакея в богатых ливреях.

— Приветствую вас, — промолвил он могильным голосом, — на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев!

Над его головою шатром раскинулся могучий тысячелетний дуб.

И я подумал: «О тысячелетний исполин, слышишь? Полумертвый червяк, ползающий у корней твоих, называет тебя своим деревом!»

Но вот ветерок набежал волною и промчался легким шорохом по сплошной листве исполина. И мне показалось, что старый дуб отвечал добродушным и тихим смехом и на мою думу — и на похвальбу больного.

Послушайте стихотворение Тургенева Мои деревья

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Мои деревья

Анализ стихотворения Тургенева Мои деревья

Настроение произведения Мои деревья

Мои деревья